Скачать 328.25 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ Прокопьева Е.В. ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к спецкурсу «Теория и практика нейролингвистического программирования» для студентов дневного и заочного отделений, специализирующихся по кафедре психологии личности Ростов-на-Дону 2006 Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е.В.Прокопьевой Печатается в соответствии с решением кафедры психологии личности факультета психологии РГУ, протокол № 1 от 8 сентября 2006 г. Ответственный редактор – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности И.П.Шкуратова. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Настоящее пособие посвящено рассмотрению ряда вопросов, которые, как показывает опыт, вызывают у студентов затруднения при подготовке к экзамену. Целью данной работы является ознакомление студентов с методологическими основами НЛП. Следует отметить, что поначалу нейролингвистическое программирование «было весьма эклектичным, но со временем приобрело мощную методологию, во многом основанную на эпистемологии Г.Бейтсона и его теории трансформов, работах по экологии разума, теории коммуникации, а также теории логических типов Б.Рассела» [5, с.43]. С.В.Ковалев указывает на некоторую атеоретичность нейролингвистического программирования, в связи с чем считает преждевременным говорить о его завершенной методологии. Однако он указывает на «…вполне конкретные теоретические постулаты и модели, без усвоения которых практическое применение нейролингвистического программирования оказывается просто невозможным» [4, с.13]. НЛП можно также рассматривать как особое отношение, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно человеческих возможностей, процессов, общения и изменений [6]. Задачами настоящего пособия выступают следующие: ознакомить студентов с наиболее известными определениями нейролингвистического программирования, с понятиями «карта действительности», «фильтры восприятия», «универсальные процессы моделирования», «глубинные и поверхностные структуры»; сформировать у студентов представления об эпистемологическом, методологическом и технологическом аспектах НЛП, о базовых положениях нейролингвистического программирования; обозначить черты, отличающие нейролингвистическое программирование от других психотерапевтических направлений психологии. I ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЛП Общепринятого определения нейролингвистического программирования среди специалистов на сегодняшний день не существует. До недавнего времени в Интернете даже существовал конкурс на лучшее определение НЛП. Действительно, сложно в нескольких словах выразить сущность этого быстро развивающегося направления. Одна из возможностей здесь состоит в том, чтобы расшифровать название «НЛП», которое имеет чисто описательное значение. Корень «нейро-» отсылает нас к изучению путей формирования и структуре представлений человека о мире, к способам работы субъекта с информацией, поступающей из объективного и субъективного миров, ее фиксации, кодирования, хранения, преобразования и извлечения (в этих терминах могут быть описаны процессы воспоминания, планирования будущего, обдумывания решений, фантазирования и т.д.). Данный раздел нейролингвистического программирования отвечает на следующие вопросы: «Что происходит с информацией, после того, как она поступила через органы чувств?», «Как человек понимает, что он о чем-то думает?», «Из чего состоят наши мысли?», «Почему наше представление о мире отличается от мира, объективно существующего?» Слово «лингвистическое» обозначает часть НЛП, посвященную изучению человеческой способности использования речи и невербального языка для организации собственного мышления и поведения, а также для воздействия на поведение и мышление другого человека. Данный раздел нейролингвистического программирования отвечает на следующие вопросы: «Какую роль в нашем поведении выполняет речь?», «Почему люди часто не понимают друг друга?», «Как использовать слова и речевые конструкции, чтобы более эффективно продвигаться к цели?» Термин «программирование» означает, что в основе наших мыслей, чувств и действий лежат ментальные (мыслительные) программы, чаще всего неосознаваемые самим субъектом. Эта метафора, пришедшая из области информатики и компьютерного программирования, указывает на возможность усовершенствования имеющихся у нас ментальных программ. Одно из первых определений нейролингвистического программирования принадлежит Стиву Андреасу. В предисловии к книге «Из лягушек в принцы» он пишет, что «НЛП – это ясно сформулированная, мощная модель человеческого опыта и коммуникации» [3, с.5]. Л.Деркс и Я.Холландер выделяют три аспекта НЛП:
Авторы пишут: «НЛП воплощает в себе взаимодействие между тремя вещами, составляющими суть данных определений. НЛП как единое целое является чем-то большим, чем сумма этих трех отдельных частей. Мы представляем себе эти определения в виде трех прожекторов, свет которых направлен в одну точку. НЛП является светлым многоцветным пятном в центре, на которое попадают лучи света этих прожекторов» [5, с.34]. Три аспекта НЛП отмечены и в определении А.Плигина и А.Герасимова, однако акценты в нем расставлены несколько иначе: «Нейролингвистическое программирование – это область знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям» [13, с.42]. С.В.Ковалев, опираясь на разработки Э.Энтус, Дж.О’Коннора и Дж.Сеймор, раскрывает теоретический и практический аспекты нейролингвистического программирования. «В теоретическом плане, – пишет автор, – нейролингвистическое программирование определяется как многомерная модель структуры и функции человеческого опыта… Будучи представленным как процесс, НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения, причем бихевиориальная технология является его побочным продуктом… В практическом аспекте нейролингвистическое программирование – это искусство и наука о личном мастерстве. Это практическое руководство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы стремимся в этом мире. Это описание того, что создает различия между выдающимся и обычным, выдающимися и обычными людьми. И это система приемов, техник и технологий, позволяющая использовать колоссальные возможности человеческого Разума» [10, с.17-18]. Как следует из приведенных определений, каждый автор пытается по-своему конкретизировать сущность нейролингвистического программирования. Нам представляется, что акценты в расшифровке названия «нейролингвистическое программирование» следует расставить следующим образом: «программирование» – это суть НЛП, понимаемая как обучение человека ментальным программам, позволяющим эффективно достигать целей (либо коррекция уже имеющихся программ, приводящих к неудовлетворяющему результату), а «нейро-» и «лингвистическое» – это средства программирования или форма существования и проявления ментальных программ. Причем следует отметить, что программирование как обучение или переобучение может проводиться субъектом и на уровне сознания, и бессознательно, как самостоятельно, так и при помощи консультанта. II ЭПИСТЕМОЛОГИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ Роберт Дилтс предлагает рассматривать нейролингвистическое программирование как науку о поведении, имеющую три аспекта: 1) эпистемологию – систему знаний и ценностей; 2) методологию – приемы и процедуры применения знаний и ценностей; 3) технологию – средства, позволяющие применять эти знания и ценности [7]. Слово «эпистемология» образовано от греческих слов «знание» и «наука» и обозначает область систематических исследований структур и процессов, лежащих в основе человеческих знаний. Согласно словарю, эпистемология – отрасль науки, в которой изучаются «проблемы природы познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, выявляются условия его истинности. Для эпистемологии, как правило, важны не все характеристики познавательного процесса, а только такие, которые приводят к получению знания, описывающего реальное положение дел в мире и в этом смысле обладающего признаком истинности» [15, с.395-396]. Нейролингвистическое программирование, проясняя свои позиции, уделяет большое внимание вопросам прикладной эпистемологии: «Как мы узнаём, что обладаем определенным знанием или операциональной компетентностью?», «Как мы узнаём, что другой человек обладает определенным знанием или операциональной компетентностью?», «Как вновь полученное нами знание вписывается в систему уже имеющегося?». Кстати, первое название, которое было предложено для нейролингвистического программирования, звучало как «метазнание» (наука о том, как устроены наши знания и опыт). «Задачей НЛП,– пишет Р.Дилтс,– был дальнейший прогресс знания, в том числе – знания о самом роде человеческом… НЛП является прагматической школой мышления – «теорией познания», которая в полном объеме отвечает многоуровневой категории, обозначаемой словом «человек» [6, с.14]. Определяя соотношения между знанием о мире и реальностью, различные психологические концепции чаще всего опирались на эпистемологию материализма, идеализма, либо структурализма. В процессе рассмотрения эпистемологических оснований НЛП удобно обратиться к метафорическому ряду, предложенному Р.Дилтсом в работе «Моделирование с помощью НЛП» [7]. Материализм «исходит из принципа первичности материального бытия, вторичности духовного, психического, которое рассматривается как производное от внешнего мира, независимого от субъекта и его сознания» [14, с.203]. Согласно данному подходу, сознание есть способ отражения объективной реальности, создающий ее несовершенную репрезентацию. Следовательно, его можно уподобить фотоаппарату, а наше представление о мире – фотоснимку действительности (рисунок 1). При этом фотоаппараты могут отличаться друг от друга по своим характеристикам и, соответственно, снимки получаются различными по качеству. Рисунок 1 – Соотношение сознания и реальности с точки зрения материализма (по Р.Дилтсу, 2001 а) Согласно идеализму «реальные свойства человеческой психики были истолкованы … как порождения особой бестелесной сущности – души, господствующей над всем земным, материальным» /14, с.203/. В рамках данной концепции окружающий человека мир представлен как порождение его психики. Воспринимаемые события и взаимоотношения между ними не имеют иной реальности, кроме существования в сознании человека. Внешний мир, таким образом, представляет собой проекцию, несовершенную репрезентацию «чистых» форм сознания. Другими словами, сознание подобно кинопроектору, а реальность – изображению, спроецированному на экран (рисунок 2). Рисунок 2 – Соотношение сознания и реальности с точки зрения идеализма (по Р.Дилтсу, 2001 а) Эпистемология нейролингвистического программирования наиболее близка эпистемологии структурализма. Своим названием структурализм обязан феномену, исследуемому в ряде направлений социогуманитарного познания ХХ века, – структуре, определяемой как «совокупность отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях» [15, с.288]. Согласно структурализму, человеческая психика не порождает окружающую действительность так же, как и не отражает ее; она выступает в роли монтажера, комбинирующего имеющийся в избытке материал по определенным правилам (исходя из своего опыта, ценностей, целей и т.д.) и, следовательно, создающего качественно новый продукт по сравнению с исходным (рисунок 3). Рисунок 3 – Соотношение сознания и реальности с точки зрения структурализма (по Р.Дилтсу, 2001 а) Генетик Г.Стент отмечает, что с точки зрения структурализма «реальность предстает перед сознанием в виде структур, полученных путем трансформации первичных данных о мире… Любой набор первичных данных обретает смысл только после того, как в ходе подобных операций он преобразуется в нечто конгруэнтное сильным структурам уже существующим в сознании… Каноническое знание представляет собой всего лишь набор уже существующих «сильных» структур, конгруэнтность которым первичные научные данные приобретают в процессе психического абстрагирования. Следовательно, данные, которые не могут быть преобразованы в структуру, конгруэнтную каноническому знанию, не имеют никакой перспективы» [цит. по 7, с.38-39]. Для того, чтобы новая идея смогла стать частью уже имеющегося у человека (или у человечества) знания, она должна в чем-то соответствовать наличным моделям реальности, иначе она оказывается преждевременной и часто (до поры – до времени) – забытой. Так произошло с летающими машинами Леонардо да Винчи, роботами Николы Тесла, исследованиями Грегора Менделя по наследственным характеристикам гороха и т.д. Итак, эпистемологическим основанием нейролингвистического программирования является философия структурализма. Несовпадение человеческого знания о действительностью с самой объективной действительностью в НЛП обосновывается существованием таких феноменов, как «карта действительности», «фильтры восприятия», «универсальные процессы моделирования», «глубинные и поверхностные структуры», рассмотрению которых посвящены следующие параграфы. |
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие... «История стран Азии и Африки в новейшее время», конспекты лекций, задания для самостоятельной работы, списки литературы к каждой... | Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки по курсу «Управленческое консультирование (психологический аспект)»... | ||
Программа дисциплины, методические указания к выполнению контрольных... Рекомендовано к изданию научно-методическим Советом Уральского Государственного Экономического Университета | Методические указания и контрольные задания для студентов 3 курса... Учебно-методический комплекс предназначен для изучения дисциплины «,Нотариат» как студентами очного, так и заочного отделений специальности... | ||
Методические указания по выполнению курсовых работ по истории искусств для студентов ииид ижевск Методические указания предназначены для студентов 4-го курса дневного и 5-го курса заочного художественно-педагогического отделения... | Методические указания для подготовки к экзамену по математике для студентов заочного отделения Методические указания и контрольные задания по курсу «Линейная алгебра» для студентов вечернего и заочного факультетов. – Спб.: Изд-во... | ||
Методические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая... Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные... | Методическое пособие для студентов 1 курса дневного и заочного отделений В закавказье живут айсоры, чей язык входит в состав афразийской (семито-хамитской) семьи языков | ||
Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного... Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» | Методические указания для студентов 2 курса судомеханического факультета заочного отделения Методические указания предназначены для студентов 2 курса смф заочного отделения и составлены для организации работы студентов-заочников... | ||
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневного... | Программа для студентов очного и заочного отделений специальности... Цветоведение: Программа для студентов очного и заочного отделений специальностей 35. 14. 00. «Прикладная информатика» и 06. 11. 00... | ||
Методические указания по самостоятельной подготовке, выполнению контрольных... По учебному плану специальности 10. 01. 03 «Социально-культурный сервис и туризм», специализация «Ресторанный сервис» изучение дисциплины... | Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений... Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата Вопросы для самоконтроля по курсу История отечественного государства и права: Программа курса и методические рекомендации для студентов очно-заочного, заочного отделений... | Учебное пособие по дисциплине «Социология в строительной сфере» составлено... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |