Скачать 393.06 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Российской ФедерацииФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» А.А. Козакова, Л.В. Табаченко ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ КАВКАЗСКИЕ ЯЗЫКИ Методическое пособие для студентов 1 курса дневного и заочного отделений Ростов – на – Дону2008 Печатается по решению кафедрыобщего и сравнительного языкознания от 23 ноября 2007 г. Протокол № 2. Авторы-составители: доц. А.А. Козакова, доц. Л.В. Табаченко. Отв. редактор – проф. В.И. Дегтярёв. Кавказ издревле называют «горой языков и народов». Здесь на сравнительно небольшой территории проживает около пятидесяти народов со своими особыми языками. Все кавказские языки представлены на Кавказе, однако не все языки кавказских народов являются кавказскими. Четыре языка – азербайджанский, кумыкский, карачаево-балкарский и ногайский – являются тюркскими; пять относятся к индоевропейской семье: изолированный армянский и иранские осетинский, курдский, татский и талышский. В Закавказье живут айсоры, чей язык входит в состав афразийской (семито-хамитской) семьи языков. Кавказскими (иберийско-кавказскими) называют только коренные (автохтонные) языки – около сорока неиндоевропейских, нетюркских и несемитских языков Кавказа. Они распространены в России (Северный Кавказ), странах Закавказья, Турции, а также в Сирии, Иране, Иордании и некоторых других странах Бл. Востока, где они появились в результате поздних миграционных процессов. Общее число говорящих около 6 млн. (по другим данным, около 7 млн.) человек, из которых около 50% приходится на грузин и более 10% - на чеченцев. «Удельный вес» кавказских языков весьма разнообразен: на грузинском говорит несколько миллионов, на гинухском, арчинском и хиналугском – по одному аулу, а бацбийским языком на северо-востоке Грузии пользуется лишь половина жителей одного аула. Выделяют три группы кавказских языков: I Картвельскую. II Абхазско-адыгскую. III Нахско-дагестанскую. По иной классификации вместо целостной нахско-дагестанской группы выделяются две – нахская и дагестанская. Абхазско-адыгские и нахско-дагестанские языки обычно называются северокавказскими (или горскими иберийско-кавказскими), а картвельские, локализованные в Закавказье, - южнокавказскими. Родство языков в языковой семье в целом до сих пор вызывает споры. Выдвинутый более столетия назад, в ХIХ в., П. К. Усларом тезис о родстве кавказских языков сегодня большинством ученых не принимается. По их мнению, картвельские и северокавказские языки практически не обнаруживают сходства, поэтому более вероятной представляется предложенная В.М. Иллич-Свитычем теория о принадлежности картвельских языков (вместе с индоевропейскими, уральскими, алтайскими и дравидийскими) к так называемой ностратической макросемье. Северокавказские языки, в свою очередь, по гипотезе С. А. Старостина, могут входить в т.н. сино-кавказскую макросемью, которая включает енисейские, сино-тибетские, а также, возможно, баскский язык и североамериканскую языковую семью на-дене. Двенадцать кавказских языков являются письменными: грузинский, абхазский, абазинский, адыгейский, кабардинский, чеченский, ингушский, аварский, лакский, даргинский, лезгинский, табасаранский. Сравнительно-исторические исследования кавказских языков затруднены тем, что, как правило, кавказские языки не имеют сколько-нибудь древней письменной традиции. Исключение составляют грузинский язык, документально засвидетельствованный с V века н.э., а также удинский, представленный небольшим числом памятников. Начиная с позднего средневековья для некоторых других кавказских языков (например, аварского, лакского, даргинского) применялась письменность на арабской графической основе. После 1917 г. на Кавказе развернулось активное языковое строительство. Были разработаны и усовершенствованы алфавиты (на базе латиницы и кириллицы), упорядочены нормы литературных языков, созданы грамматики и словари. Структурные различия между отдельными группами кавказских языков очень существенны. Яркую особенность абхазско-адыгских языков составляют исключительное богатство системы согласных при крайней бедности системы гласных (80 согласных при 2 гласных в убыхском языке, что является мировым рекордом), разветвлённое глагольное спряжение при отсутствии или слабом развитии именного склонения. Напротив, характерным признаком нахско-дагестанских языков является богатейшая в мире падежная парадигма, насчитывающая иногда более 40 падежей (в табасаранском их 48). Специфическими чертами картвельских языков служат отсутствие латеральных согласных и развитость сложноподчинённого предложения. Среди общих черт кавказских языков называют ограниченность вокалической системы при необыкновенной разветвлённости консонантной (исключение составляет часть нахско-дагестанских языков, где встречается до 24 гласных) и наличие в системе согласных наряду со звонкими и глухими придыхательными глухих смычно-гортанных фонем; преимущественно агглютинативный морфологический тип; тяготение глагольного сказуемого к концу предложения, тенденция к постановке прямого дополнения перед сказуемым, а определения – перед определяемым; значительное число лексики звукоподражательного характера, и др. |
Методическое пособие по дисциплине «Логика» Учебное методическое пособие по дисциплине «Логика» составлено для студентов юридической и экономической специальностей дневного... | Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного... Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» | ||
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие... «История стран Азии и Африки в новейшее время», конспекты лекций, задания для самостоятельной работы, списки литературы к каждой... | Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного... Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности | ||
Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного... Вопросы к зачету, задачи и практические задания, список источников и литературы для студентов четвертого курса дневного и заочного... | Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений... Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений... Утверждено к печати кафедрой музеологии исторического факультета Казанского государственного университета | Учебное пособие по дисциплине «Социология в строительной сфере» составлено... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методическое пособие по английскому языку Предисловие Методическая разработка предназначена для студентов IV курса очного и заочного отделений филологического факультета. Целью является... | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневного... | ||
Литература Введение Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может... | Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов Борисоглебск... Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов по специальностям... | ||
Методическое пособие для очного и заочного отделений в 2 частях Методика экономических исследований: методическое пособие для самостоятельной работы студентов факультета экономики, финансов и коммерции.... | Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград Методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного обучения всех специальностей педагогического университета | ||
Методическое пособие по выполнению (подготовке) и защите для студентов отделений / факультетов Курсовая работа: методическое пособие по выполнению (подготовке) и защите для студентов отделений / факультетов журналистики / науч... | Немецкий язык Пособие для студентов второго курса дневного и вечернего отделений ои мгюа по направлению подготовки «Юриспруденция». Цель пособия... |