Организация адаптационного периода
первоклассников в МБОУ СОШ «ЦО №1»
В соответствии с годовым планом работы школы в октябре 2012-2013 учебного года подведены итоги работы по изучению состояния и организации адаптационного периода первоклассников.
Адаптационный период - это время, когда школа работает в особом режиме. И здесь очень важно согласованность целей и действий всех работающих звеньев.
Психологическая служба помогает классным руководителям разработать содержание адаптационного периода.
Целью работы административной команды должно быть обеспечение организационной стороны, то есть создание условий для целенаправленного и эффективного проведения такого периода.
Классные руководители призваны помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
Учителя 1-х классов в своей работе стараются оптимально использовать возможности урока для обеспечения успешной адаптации. На каждом уроке осуществляется целенаправленная работа по развитию учебно-организационных умений учащихся, содержание учебной деятельности строится с учётом возрастных особенностей обучающихся, для формирования положительной мотивации используются нетрадиционные формы проведения уроков, игровые задания, задания, способствующие проявлению инициативы, самостоятельности, стимулирование в процессе урока. Соблюдаются требования СанПиН при организации уроков в 1-х классах.
В соответствии с требованиями новых ФГОС во второй половине дня осуществляется внеурочная деятельность по направлениям развития личности. Занятия для обучающихся в 1-х классах ведут классные руководители, педагоги-предметники (музыки, информатики), педагоги дополнительного образования (Дома творчества Тагилстроевского района, спортивного клуба «Старый соболь», музыкальной школы №5).
В результате изучения состояния и организации адаптационного периода первоклассников отмечено, что благодаря слаженной работе педагогов по созданию условий комфортного и благоприятного пребывания детей в школе для 76% первоклассников в сентябре-октябре адаптация прошла успешно. У 24% первоклассников период адаптации ещё не завершился в силу их индивидуальных особенностей. С этой категорией учеников, спланирована дальнейшая работа по оказанию помощи, в виде консультаций для родителей, дополнительных занятий с психологом.
Пожелания родителям ученика 1-го класса:
Дорогие родители!
Ваш ребенок впервые пошел в школу. Как сделать его учебу интересной, увлекательной, обеспечивающей постоянное умножение знаний и практических навыков? Опыт педагогов показывает, что учится успешно только тот ученик, который умеет управлять собой, подчиняясь тем требованиям, которые предъявляют к нему взрослые. Поэтому успех в освоении математики, русского языка и других предметов определяется не столько уже имеющимися навыками чтения, письма, счета, сколько способностью слушать учителя, выполнять все правила организации учебной жизни в школе.
Такой навык вырабатывается Вами с помощью четкой организации того времени, которое ребенок проводит дома. Если он имеет определенный перечень домашних обязанностей, соблюдает режим дня, не спорит с Вами, когда ему дают конкретное поручение, осмысленно смотрит телепередачи, общается с друзьями с определенной пользой для себя, то ему легко научиться за короткое время стать учеником, который своей учебой будет приносить радость самому себе, вам и учителям.
Поэтому предлагаем Вам:
1. Разработать вместе с ребенком обоснованный режим дня, обязательно включающий в себя 20-30 минут чтения вместе с вами художественной литературы; просмотра телепередач, но не более 1-1,5 часов с пересказом Вам того интересного, что ребенок узнал из них. При этом постарайтесь существенно ограничить просмотр детских и взрослых фильмов, где демонстрируются картины насилия, жестокости, запугивания. Они незаметно, но неуклонно расшатывают нервную систему маленького человека, усиливают разнообразные страхи и делают его склонным к проявлению неконтролируемой жестокости по отношению к животным и людям.
2. Предусмотрите время для активного отдыха, обязательно включающего те физические упражнения, которые развивают ловкость, подвижность, быстроту реакции и терпение. При этом лучше всего проводить эти занятия на свежем воздухе. Важно, чтобы свободное время не было наполнено бездельем, полной бессмысленностью стихийных действий.
3. Старайтесь чаще задавать ребенку такой вопрос: «Зачем он делал нечто?» Например, смотрел телевизор, играл с друзьями в игры на компьютере или на улице, рисовал, изучал вместе с учителем конкретные темы на уроках и т.д. Тем самым Вы будете стимулировать ребенка постоянно думать о том, что он делает, а не механически подчиняться природным побуждениям, склонностям, желаниям.
4. Старайтесь предъявлять к ребенку только те требования, которые можете рационально обосновать. Лучше всего в спокойной обстановке объяснить ему причины, побуждающие человека вырабатывать самоконтроль, умение выполнять различную домашнюю работу, ограничивать имеющийся у себя эгоизм, себялюбие. Не сразу ребенок будет реагировать на Ваши требования, иногда уходят месяцы и годы на выработку какого-то полезного навыка, который в настоящее время ребенок активно отвергает.
5. Старайтесь при оценке своего ребенка отмечать, прежде всего, его успехи, связанные с преодолением собственной лени, вспыльчивости, неорганизованности, безволия. Только после этого указывайте на те недостатки, с которыми необходимо еще работать ему самому. Известно, что развитие личности определяется уровнем зрелости ее гордости, чувства стыда, совести, наличием воли, терпения, стремления к постоянному самосовершенствованию.
Родители только помогают ребенку сформировать данные качества. Мы желаем вам терпения, спокойствия, оптимизма в организации той поддержки, которая требуется ребенку для обеспечения его успешного будущего.
При возникновении каких-либо проблем, связанных с воспитанием, обращайтесь к нашим педагогам, психологу. Мы всегда готовы оказать Вам разнообразную помощь в решении конкретных проблем развития ребенка, способного постоянно радовать Вас успехами в учебе и домашних делах. |