Реферат на тему: Психологические механизмы адаптационного поведения личности.
Титульный лист оформляется самостоятельно.
Внимание! Перед сдачей преподавателю рекомендуется полностью прочитать работу
Оглавление
Введение 2
Глава I Проблема адаптивного поведения личности 4
1.1. К определению социально-психологической адаптации 4
1.2. Разновидности социально-психологической адаптации 7
1.3. Ситуации, требующие адаптивного поведения 10
Глава II. Психологические механизмы адаптации 15
2.1. Виды поведения в фрустрирующих ситуациях 15
2.2. Защитные механизмы адаптационного поведения 19
Заключение 28
Литература 30
Введение
Адаптационное развитие подразумевает изменение параметров системы при сохранении неизменного порядка ее организации. При изменении внешних условий параметрическая адаптация позволяет системе приспособиться к новым ограничениям, накладываемым средой. То же самое касается и адаптационного поведения, т.е. адаптационное поведение - это механизм приспособления к условиям внешней среды посредством изменения каких-либо составляющих поведения.
В данной работе нас, прежде всего, будет интересовать не само адаптационное поведение как таковое, то те психологические механизмы, с помощью которых оно реализуется.
Н.А.Милославова полагает, что "процесс социальной адаптации может выступать не только как объективный механизм приспособления, приноровления к социальной среде ( пассивное приспособление кого-либо к чему-либо), но и как механизм субъективной деятельности, направленный на приспосабливание индивида к тем или иным нормам, стандартам, меркам ( активное приспосабливание кем-либо кого-либо )1"
На активную природу механизма социальной адаптации указывает и А.А.Реан, анализируя типы адаптационного процесса. Подчеркивая активность так называемого "пассивного" типа, он пишет: "...здесь речь идет об активном приспособлении личности, об активном самоизменении, самокоррекции в соответствии с требованиями среды. Просто пассивного принятия ценностных ориентаций среды без активного самоизменения быть не может, если речь действительно идет о процессе адаптации." И далее он резюмирует : " В связи со сказанным, критерием различения типов адаптационного процесса мы предлагаем считать не "активность-пассивность", а вектор активности, его направленность2. О направленности этих векторов и влиянии этой направленности на адаптационное поведение будет сказано далее.
Основываясь на всем вышеизложенном, нам ближе всего бихевиористское понимание адаптации и адаптационного поведения, когла понятие социальной адаптации используется для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой3.
Одним из важнейших принципов теории социально-психической адаптации личности мы считаем следующее утверждение: в сложных проблемных ситуациях адаптивные процессы личности протекают с участием не отдельных, изолированных механизмов, а их комплексов. Эти адаптивные комплексы, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. Изучение устойчивых адаптивных комплексов является одной из задач данной работы.
Глава I Проблема адаптивного поведения личности
1.1. К определению социально-психологической адаптации
Во введении мы уже упоминали о некотрых определениях психологической и социальной адаптации, а также о векторе активной адаптации.
Направленности вектора "наружу" соответствует один тип адаптации. Он характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоение и приспособление к себе. Направленности вектора активности "внутрь" соответствует другой тип адаптационного процесса. Он связан с активным изменением личности себя, с коррекцией собственных социальных установок и привычных инструментальных поведенческих стереотипов. Это тип активного самоизменения и активного самоприспособления к среде"4. И здесь можно присоединиться к определению понятия адаптация, сформулированному на основе теоретических и экспериментальных изысканий Т.В.Середой: "Адаптация - это диалектический, системный процесс активного приспособления биосистемы к неадекватным условиям среды, ценой дополнительных энергетических затрат, результатом которого является возможность биосистемы оптимально функционировать"5 .
Обобщая приведенные мнения указанных выше авторов, можно заключить, что за приспособительной активностью социальной и профессиональной адаптации усматривается преобразовательный характер этой активности, которая свойственна лишь для высшего уровня организации биосистемы - человеку. Причем ее преобразовательный эффект может быть направлен как вне, так и на перестройку личностной структуры. Такая преобразовательная активность сближает , на наш взгляд, социальный, психологический, физиологический и общебиологический аспекты понятия адаптации.
Г.Гартманн отмечает, что задача адаптации к другим людям встает перед человеком со дня его рождения. Он адаптируется также к той социальной среде, которая частично является результатом активности предыдущих поколений и его самого. Человек не только участвует в жизни общества, но и активно создает те условия, к которым должен адаптироваться. Все в большей степени свою среду человек создает сам. Структура общества, процесс разделения труда и место человека в обществе в совокупности определяют возможности адаптации, а также (частично) и развитие Я6. Структурой общества, частично с помощью обучения и воспитания, определяется, какие формы поведения с большей вероятностью обеспечат адаптацию. Г.Гартманн вводит понятие "социальная уступчивость" для обозначения того явления, когда социальная среда как бы исправляет нарушения адаптации таким образом, что неприемлемые в одних социальных условиях формы поведения становятся приемлемыми в других. Возможности удовлетворения потребностей и развития, предоставляемые обществом взрослым и детям, различны и оказывают неодинаковое влияние на них. Социальная уступчивость проявляется в первую очередь в отношении к детям, а также страдающим неврозами и психозами. Данная формулировка Гартмана, является в настоящий момент наиболее распространенной и наиболее применяемой для изучения механизмов адаптации и адаптационного поведения.
Социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать также как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.
|