Скачать 359.2 Kb.
|
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. МОУ СОШ № 2 с. Измалково Измалковского района Липецкой области Составила педагог-психолог МОУ СОШ № 2 с. Измалково Уварова Н. В. 2010г. Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации обучающегося к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Первый этап - ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели. Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе напряженность снижается, бурная реакция начинает затихать. Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья. При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части обучающихся адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника. Критериями благополучной адаптации к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении обучающихся. Первая группа обучающихся адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации. Вторая группа обучающихся имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: они не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти обучающиеся испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация. Третья группа - обучающиеся, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких обучающихся чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих обучающихся могут быть те, кто нуждается в специальном лечении - ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение- сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на обучающегося и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе. В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья обучающихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение. В логике системно-ориентационного подхода сопровождение - это психолого-педагогическая поддержка процесса обучения и воспитания. Ее основные принципы: согласие обучающегося на помощь и поддержку, опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность обучающегося самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению обучающегося в образовании. Поэтому настоящая программа предназначена для реализации психолого-педагогических мероприятий, направленных на облегчение вхождения в ритм и содержание школьной жизни первоклассников. Цель: - выявление группы обучающихся первого класса, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению; -оказание психологической помощи обучающимся и родителям обучающихся, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению. Задачи: - диагностика определения уровня развития, прогноз школьных трудностей; - психологическая и педагогическая поддержка обучающихся в процессе адаптации к школьному обучению; - сохранение физического и психологического здоровья; -своевременная психолого-педагогическая коррекция нарушений процесса адаптации обучающихся первого класса к школьному обучению; - методическая помощь учителю, работающему в первом классе по организации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; - консультирование и психологическое просвещение родителей обучающихся первого класса по основным проблемам адаптационного периода. Принципы психолого-педагогической программы:
Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе.
Предполагаемый положительный результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе. Прогнозируемый результат: уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе. Критерии оценки эффективности:
Приложение № 5 Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе "Игротерапия общения" В программе три направления работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач. Первый блок (2 занятия) включает объединение обучающихся в подгруппы. Большинство предлагаемых приемов обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные игры, предметные и подвижные игры). Второй блок (8-10 занятий) осуществляет основную коррекционную работу в подгруппах обучающихся. Помимо коррекции негативных личностных черт и обучения социально желаемым формам общения, добываются диагностические данные, касающиеся психологических особенностей обучающихся. Эти данные в процессе формирующего эксперимента позволяют дополнять, изменять запланированные методы и приемы коррекции с учетом индивидуальных проблем каждого обучающегося. Используются игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов; изобразительная деятельность). Третий блок (2 занятия) включает закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх. Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают обучающихся, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения. Содержание подобранных игр меняется по следующей схеме: -первый блок — развлекательные (контактные); -второй блок — коррекционно-направленные + обучающие; -третий блок — развлекательные + обучающие + контрольные. Контрольный этап Данный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов. Результаты фиксируются, сравниваются с первоначальными данными диагностики. Анализ результатов позволяет определить дальнейшую работу с обучающимися, дать рекомендации родителям. Содержание программы. Программа состоит из 12 занятий. Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями обучающихся индивидуально и на родительских собраниях. |