Ш кола равных возможностей





Скачать 67.17 Kb.
НазваниеШ кола равных возможностей
Дата публикации07.10.2014
Размер67.17 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы

ШКОЛА РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ



Превентивное обучение как средство коррекции и формирования личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В условиях модернизации системы российского образования, усилия педагогов и психологов направлены на организацию и разработку инновационных способов обучения подрастающего поколения. Новым разделом в образовании, позволяющим эффективнее работать с детьми по формированию навыков адаптации в обществе и предупреждению вредных привычек, является превентивное обучение. Содержание учебно-методических комплексов «Полезные привычки и навыки», «Все цвета кроме чёрного», «Обучение жизненно важным навыкам» и других направлено на формирование у детей здоровых установок и ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения школьников к употреблению психоактивных веществ. Пособия рекомендованы Министерством образования Российской Федерации педагогам средних общеобразовательных школ, занимающихся проблемой социализации детей в рамках школьного образования.

В специальном образовании вопрос использования педагогами эффективных средств и методов, обеспечивающих охрану жизни и здоровья обучающихся с ограниченными возможностями (далее ОВЗ), является особенно актуальным, так как детям необходима постоянная психолого-педагогическая помощь в решении проблем личностного роста и взаимоотношений с окружающими.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида осуществляет комплексную систему обучения и воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием, обеспечивая им уровень общего образования и первоначальной профессиональной подготовки, адекватные возможностям. На всех этапах обучения и воспитания осуществляется коррекция познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с ОВЗ, а также их социальная адаптация.

Дети с нарушением интеллекта испытывают, в силу структуры дефекта, эмоциональные или поведенческие трудности, формирование у них способов усвоения общественного опыта, воспитание социально-нормативного поведения являются приоритетными задачами. Использование в воспитательном процессе таких форм работы с ценностно-смысловыми ориентациями как занятия по программам превентивного обучения, основанные на современном научном подходе к формированию поведенческих навыков, расширяет возможности коррекции и развития основных качеств личности обучающихся с ОВЗ. Однако программы не предназначены для реализации в специальном образовании, чтобы использовать их в коррекционной школе VIII вида, необходимо внести существенные изменения с учётом психофизических особенностей и возможностей школьников.

С сентября 2005 года в нашей школе началась работа по разработке нововведения в воспитательной деятельности по теме: «Превентивное обучение как средство коррекции и формирования личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Была организована работа творческой группы воспитателей по апробации превентивных программ в группах продлённого дня, изменению их содержания с учётом специфики контингента, обобщению опыта реализации. Педагоги изучали и внедряли в практику современные психолого-педагогические технологии (здоровьесберегающие, интерактивные, модульно-локальные, арт-технологии, и пр.), разрабатывали принципы создания и реализации модифицированных программ с учётом психофизических особенностей обучающихся, диагностический инструментарий.

В настоящее время в режиме группы продлённого дня (далее ГПД) 1-9 классов успешно реализуются модифицированные превентивные программы на основе учебно-методических комплексов «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Все цвета, кроме чёрного», «Разговор о правильном питании», «Здоровье», пособий «Обучение жизненно важным навыкам», «Уроки добра», «Уроки общения в начальной школе», рекомендаций по психологическому развитию и поддержке ребёнка с использованием техник оригами и арттерапии. Занятия проводятся со всеми школьниками, кроме освобождённых по здоровью от ГПД и обучающихся на дому.

Для освоения детьми с ОВЗ образовательных превентивных программ необходимы специальные условия обучения и воспитания. Одно из таких условий – установление эмоционального контакта с детьми с учётом их возрастных и личностных особенностей. В целях достижения наилучших воспитательных результатов, исходя из того, что позитивное влияние на психофизическое развитие ребёнка с ОВЗ оказывает общение только с теми взрослыми, к которым он эмоционально привязан, педагоги с каждым обучающимся устанавливают эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в деловое сотрудничество.

Другое необходимое условие успешной превентивной работы в коррекционной школе - внешняя активность взрослого. При грамотной организации на занятиях устанавливается обстановка доверия, взаимопомощи, одобрения, что является постоянно действующим стимулом развития у детей эмпатии, общительности, готовности к деятельности.

Дети с нарушением здоровья – особая категория, в работе с ними возможно использование арттерапии. Речь идёт о психологической коррекции личности ребёнка средствами искусства, как особом виде деятельности в коррекционной школе. На занятиях педагоги осуществляют музыкотерапию, изотерапию, вокалотерапию, кинезиотерапию, имаготерапию. В результате арттерапевтической работы активизируются потенциальные возможности ребенка с ОВЗ в практической и художественной деятельности, коррегируются психические функции, решаются задачи целенаправленного развития его эмоционально-чувственного мира. В результате занятий по модифицированным превентивным программам у школьников происходит развитие ценностных ориентаций, обогащённое эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимоотношений.

Содержание превентивных программ, используемых в нашей школе, направлено в первую очередь на формирование нравственных норм поведения школьников с ОВЗ, информационный материал в сокращённом объёме даётся избирательно, в упрощённой форме, с учётом структуры дефекта обучающихся. Используется метод вариативного повторения (постоянного возвращения к темам, изучаемым в предыдущих классах), наглядность, чередование разных видов деятельности, индивидуальная и дифференцированная работа, доминируют игровые формы. Дидактические и подвижные игры, направленные на совместное движение и контакт с другими детьми, также как и использование в практике нестандартных форм занятий: урок-игра, урок-обобщение, урок-конкурс, урок-соревнование, урок-прогулка являются педагогическим инструментом воздействия, обладающим мощным воспитательным, обучающим и коррекционно-развивающим потенциалом. В работу также включаются игры и упражнения, направленные на коррекцию психических функций обучающихся с ОВЗ (мышления, памяти, воображения, речи), решаются задачи освобождения ребёнка от негативных состояний, стимулируется его познавательная и общая активность. На занятиях используется широкий диапазон интерактивных методов (мозговой штурм, упражнения-энергизаторы, групповая дискуссия, моделирование и пр.), повышающих мотивацию школьников с ОВЗ к деятельности, однако для совместной и групповой работы выбираются несложные техники, чтобы дети усваивали навыки социального бесконфликтного взаимодействия постепенно, при этом обязательна эмоционально-положительная оценка их малейших достижений. Особое внимание уделяется социально-педагогическим ролевым играм, так как формирование навыков у детей с нарушением интеллекта в основном происходит в процессе практической деятельности и по подражанию. Все задачи взаимосвязаны и, как правило, не решаются в отрыве друг от друга в какой-то последовательности.

Темы занятий в младших классах связаны с формированием гигиенических, коммуникативных навыков, ценностного отношения к здоровью. Взрослея, дети вовлекаются в позитивное межличностное взаимодействие при помощи современных технических средств: компьютера, мультимедиапроектора. Просмотры и обсуждения таких видеофильмов как «Шаг в пропасть», «Что выбрать?» и др. способствуют предупреждению вредных привычек, противостоянию негативным социальным влияниям, групповому давлению и манипуляциям.

Согласно календарно-тематическому планированию каждая тема превентивной программы отрабатывается в 4 занятия, которые проводятся еженедельно, последнее - обобщающее. Рефлексивный этап, которым заканчивается это занятие помогает осмыслить результаты деятельности, может стать заключительным или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем.

Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать обучающимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но и формировать навыки здорового образа жизни, жизненного стиля. Основное направление превентивной работы в нашей школе - научить детей с ОВЗ противостоять негативному влиянию социума, делать правильный выбор между здоровым образом жизни и злоупотреблением ПАВ, интересно и с пользой проводить своё свободное время. В группах продленного дня дети вовлекаются в организованную социально-ориентированную деятельность, например, участвуют в таких городских программах как «Здоровье и развитие молодёжи», «Здоровы мы – здорова Россия», «Экополюс», «Калейдоскоп чудес», акциях «Мы за жизнь без табака», «Мы чистим мир», конкурсах рисунков и плакатов о здоровом образе жизни, в мероприятиях посвященных Дню здоровья, Дню борьбы с курением и пр.

Коррекции и формированию личности обучающихся с ОВЗ способствует также и психолого-педагогическое просвещение родителей, как равноценной целевой группы превентивного обучения в школе. Систематически проводятся классные родительские собрания по вопросам сохранения здоровья школьников с ОВЗ, профилактики школьной дезадаптации, противодействия вовлечению детей в незаконное потребление ПАВ, а также общешкольный родительский лекторий «Навыки семейной профилактики», с привлечением социальных партнёров.

Опыт педагогов, реализующих модифицированные превентивные программы, неоднократно представлялся на городском конкурсе «Лучший профилактический урок», педагоги были награждены Грамотами департамента образования администрации г. Томска за II и III места в конкурсе.

Диагностика развития личностных качеств обучающихся за последние 4 года показывает стойкую положительную динамику уровня воспитанности школьников 1-9 классов на каждом возрастном этапе, значительную роль в этом играет и превентивное обучение, которое позволяет коррегировать и формировать личность ребенка с ОВЗ через социально-мотивированные ориентации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ш кола равных возможностей iconПрограмма развития «Школа равных возможностей» (адаптивная модель)
Программа развития моу«сош №23», п. Айхал «Школа равных возможностей» (адаптивная модель). на 2011-2015 гг.(далее – Программа)
Ш кола равных возможностей iconРеферат. Конституция
Мы хотим жить в процветающей стране. В стране равных возможностей, свободной, гуманной и высококультурной
Ш кола равных возможностей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школа равных возможностей, где каждый может получить качественное образование в соответствии с личными запросами и способностями
Ш кола равных возможностей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Ш кола равных возможностей iconПубличный отчет о работе системы образования спасского района в 2012/2013 учебном году
«Образование», создание условий для максимально полного удовлетворения образовательных потребностей граждан, создания равных возможностей...
Ш кола равных возможностей iconОсновная образовательная программа сформирована с учётом особенностей...
Москвы – создание школы равных возможностей, направленной на развитие уникальности и субъектности ученика, его способностей и духовности,...
Ш кола равных возможностей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа предусматривает обучение учащихся на русском языке, и предусматривает обеспечение равных возможностей для всех...
Ш кола равных возможностей iconРеферат по дисциплинам «Биология», «Химия» на тему: «Кока-кола»
Вред кока-колы: стоит ли пить кока-колу? с 10
Ш кола равных возможностей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Например, они хотели создать эффективный источник энергии, который заменил бы уголь и пар, а придумали атомную бомбу. Один чудак...
Ш кола равных возможностей iconТема: Деление на 7 равных частей
Воспитывать эмоциональную адекватность поведения, взаимоуважение, взаимопомощь, самостоятельность
Ш кола равных возможностей iconО ситуации с соблюдением прав человека в луганской области
В українському третьому секторі правозахисниками себе вважають усі ндо без винятку, бо ж кожна захищає якісь права І інтереси принаймні...
Ш кола равных возможностей iconТехническое задание Заказчика-фгу упрдор «Кола»
Капитальный ремонт моста через залив Ладожского озера на км 262+094 автомобильной дороги от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу...
Ш кола равных возможностей iconПлан-конспект урока математики с презентацией
Цель урока: 1) развитие представлений учащихся о равных частях предметов (чисел)
Ш кола равных возможностей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели и задачи обучения зависят от уровня и темпа развития общества, и от потребностей и возможностей общества, уровня развития и...
Ш кола равных возможностей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: продолжить знакомить учащихся с задачами на построение. Научить делить отрезок на n равных частей
Ш кола равных возможностей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Д. Чтобы найти долю числа, надо это число разделить на количество равных частей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск