Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихология





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихология
страница1/6
Дата публикации21.10.2014
Размер1.01 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины
Б.3.В.2.1. Нейропсихология
(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)

050700 Специальное (дефектологическое) образование

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) с указанием
профиля (названия магистерской программы)
2013

1. Программа учебной дисциплины (модуля) Нейропсихология
2. Автор программы: Оконешникова О.В., канд. психол. наук, доцент
3. Рецензенты:

Синкевич И.А. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного гуманитарного университета

Прялухина А. В. - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии и социальной работы Российского государственного социального университета (РГСУ).
4. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Нейропсихология» ставит целью изучение

Целью данного курса является формирование у студентов знаний о психологических закономерностях изменения и распада структуры высших психических функций, личности и деятельности при локальных поражениях мозга.

Основные задачи курса:

  1. Сформировать у студентов знание об основных теоретических постулатах нейропсихологии и основных направлениях развития данной отрасли науки.

  2. Сформировать у студентов понимание основных методических принципов построения нейропсихологического исследования.

  3. Сформировать у студентов понимание основных закономерностей развития высших психических функций, личности и деятельности при локальных поражениях мозга.

  4. Дать общее представление о механизмах, принципах и методах нейропсихологической коррекции больных при локальных поражениях мозга.



5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Нейропсихология» относится к профессиональному циклу ООП ВПО и входит в модуль «Клиническая психология», который тесно взаимосвязан с патопсихологией и является основой, на которой формируются специальные знания.

Изучение дисциплины опирается на базовые курсы общей психологии, психологии развития, а также на дополнительную профессиональную подготовку («Актуальные проблемы психологии»).

Изучение основ нейропсихологии важно для понимания педагогики и психологии развития детей, клинической психологии, психокоррекции и консультирования детей и подростков.

Методологической основой программы является учение о высших психических функциях и деятельностный подход, интегрирующие представления о развитии психики и личности в онтогенезе.

Курс включает в себя лекционные, семинарские и самостоятельные занятия. На лекционных и семинарских занятиях студенты знакомятся с феноменологией, теорией и практикой нейропсихологии. Самостоятельные занятия включают проработку литературы, подготовку к контрольным работам и зачетам по прочитанным монографиям.

Итоговые требования к уровню освоения курса изложены в экзаменационных вопросах.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Основные компетенции уровня бакалавриата:

Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями:

В области коррекционно-педагогической деятельности

  • способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

  • способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

  • способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6).

В результате освоения данной дисциплины студент должен:

  • знать содержание, предмет и методы нейропсихологии;

  • знать основные нейропсихологические синдромы; нарушения высших психических функций, личности и деятельности при локальных поражениях мозга;

  • знать проблему функциональной асимметрии мозга,

  • знать проблему правшества и левшества;

  • иметь представление о психологических закономерностях развития психики и деятельности больных с локальными поражениями мозга, о методах коррекции нейропсихологических нарушений;

  • уметь применять полученные знания в практической профессиональной деятельности.

7. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина (модуль)).

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 4 зачетные единицы
(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); 144 часов.


№п/п

Шифр и наименование

Направления

Курс


Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1

050700 Специальное (дефектологическое) образование

(квалификация (степень) «бакалавр»)


3

5

144

42

18

24

-

102

экзамен





  • Общее количество часов по СРС в данной таблице для дисциплин с формой контроля «Экзамен» высчитывается так же как и для с дисциплин с формой контроля «Зачёт», где общее количество часов на СРС равно разности общей трудоёмкости по дисциплине и общего количества аудиторной работы.


8. Содержание дисциплины (модуля)

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1 вариант

2 вариант

Всего аудит./ в том числе интерактив.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. Раб.

Всего аудит./ в том числе интерактив.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1

Предмет, задачи и методы нейропсихологии.

4

2

2




16
















2

Основные понятия и модели нейропсихологии.

4

2

2




18
















3

Мозговые механизмы психической активности

10

4

6




18
















4

Основные нейропсихологические нарушения высших психических функций.

14

6

8




18
















5

Межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия.

4

2

2




16
















6

Практические аспекты нейропсихологии.

6

2

4




16



















Всего

42

18

24




102

















Примечание: Вариант 1 для направления подготовки (шифр, название с указанием профиля или магистерской
программы).

Вариант 2 для направления подготовки (шифр, название с указанием профиля или магистерской программы).
9. Содержание разделов дисциплины (модуля) (указать краткое содержание раздела (темы) с обязательным указанием номера раздела (темы).
1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии.

Предмет, задачи и методы нейропсихологии. История становления дисциплины. Место нейропсихологии в ряду других наук. Практическое значение нейропсихологии.

2. Основные понятия и модели нейропсихологии.

Высшие психические функции как сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений. Основные характеристики высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность. Представления о высших психических функциях как о функциональных системах (А. Р. Лурия). Понятие о нейропсихологических симптомах и синдромах. Понятие о нейропсихологическом факторе. Нейропсихологическая диагностика.

Локализация высших психических функций. Принцип динамической локализации высших психических функций (И. П. Павлов, А. А. Ухтомский). Теория системной динамической локализации высших психических функций (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец).

Основные модели нейропсихологических нарушений. Структурно-функциональная модель мозга (А. Р. Лурия); три блока мозга: энергетический блок; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Функциональное значение блоков мозга. Нарушения работы энергетического блока мозга: расстройства сознания, внимания, сна-бодрствования. Нарушения работы блока приема, переработки информации: агнозии; афазии; апраксии. Нарушение деятельности третьего блока: лобный синдром и задержка психического развития.

3. Мозговые механизмы психической активности.

Нервная клетка: строение, функции, виды. Нервная ткань.

Строение мозга. Кора и подкорка: анатомические особенности и функции.

Основные отделы мозга. Основные принципы строения мозга.

Рефлекс: основные блоки и их характеристика.

Строение органов чувств. Рецепторы.

Первичные, вторичные и третичные зоны коры: архитектоника и функции.

Затылочные отделы мозга и организация зрительного восприятия.

Височные отделы мозга и организация слухового восприятия.

Третичные зоны коры и организация симультанных синтезов.

Строение мозга и организация движений.

Функция лобных отделов мозга.

Нервно-гуморальная регуляция поведения.

4. Основные нейропсихологические нарушения высших психических функций.

Агнозии как нарушения восприятия. Два типа расстройств: элементарные сенсорные расстройства ощущений и сложные гностические расстройства восприятия. Шесть основных форм зрительных агнозий: предметная; оптико-пространственная; буквенная; цветовая; симультанная; лицевая. Слуховые агнозии речевого слуха (речь) и неречевого слуха (музыка).

Апраксии как нарушения произвольных движений и действий. Четыре формы апраксий (А. Р. Лурия): кинестетическая; пространственная; кинетическая; регуляторная.

Афазии как нарушения речи. Семь форм афазий (А. Р. Лурия): сенсорная; акустико-мнестическая; оптико-мнестическая; кинестетическая (афферентная моторная); семантическая; кинетическая (моторная эфферентная); динамическая. Псевдоафазии.

Алексии как нарушения чтения. Аграфии как нарушения письма. Акалькулии как нарушения счета.

Нейропсихологические нарушения эмоциональной, мотивационной и личностной сферы.

Нейропсихологический анализ нарушений сознания.

5. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия.

Функциональная специфичность больших полушарий. Межполушарное взаимодействие. Функциональная асимметрия мозга. История изучения: открытие центра речевой моторики П. Брока; исследование функциональной асимметрии мозга с помощью ЭЭГ (М. В. Сербиненко и Г. Н. Орбачевская); открытие «функциональной специализации больших полушарий мозга» (Р. Сперри).

Несоответствие нарушений правого и левого полушария у левшей и правшей. Независимость клинических особенностей от поражения левого или правого полушария у левшей. Различение нарушений психической деятельности у правшей при поражении правого и левого полушария. Правополушарные нарушения правшей: расстройства психосенсорной сферы; нарушения восприятия себя и внешнего мира. Левополушарные нарушения правшей: нарушения программирования; нарушения реализации двигательного поведения; нарушения речи; нарушения абстрактного познания; нарушение словесной памяти.

6. Практические аспекты нейропсихологии.

Психические особенности больных с поражением лобных отделов коры больших полушарий (лобный синдром). Зависимость процесса опосредования от многих детерминант: от содержания выполняемой деятельности; от ситуации; от целей; от степени иерархизации мотивов; от самооценки; от восприятия людей, с которыми человек вступает в общение; от целенаправленности личности. Роль знака в овладении поведением. Аспонтанность и расторможенность психики при эпилепсии, черепно-мозговых травмах, нейроинфекции, при лобном синдроме. Нарушение опосредования у лобников. Нарушения критичности (нецеленаправленность действий и суждений, расторможенность, нарушение спонтанности) у лобников. Симптомы нарушения целенаправленности деятельности у лобников: повышенная откликаемость (полевое поведение), внушаемость, подчиняемость, нарушение произвольности, тенденция к персеверации. Отсутствие «волны ожидания» при интеллектуальной деятельности лобников (Е. Д. Хомская).

Нейропсихологическая реабилитация больных. Пути восстановления высших психических функций. Психофизиологические принципы восстановительного обучения больных: принцип квалификации дефекта; принцип использования сохранных анализаторных систем; принцип создания новых функциональных систем; опора на разные уровни организации психических функций; опора на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшей; принцип контроля. Психологические принципы восстановительного обучения: принцип учета личности больного; принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности; принцип опоры на предметную деятельность; принцип организации деятельности больного; принцип программированного обучения. Психолого-педагогические принципы восстановительного обучения: от простого - к сложному; учет объема и степени разнообразия материала; учет сложности вербального материала; учет эмоциональной сложности материала.

Учет нейропсихологических факторов в развитии и обучении детей и подростков.

Задержка психического развития: нейропсихологический анализ.

Нарушения счета: методы диагностики и нейропсихологический анализ. Неспецифические и специфические формы акалькулии. Оптическая акалькулия: диагностика нарушения и восстановление. Сенсорная и акустико-мнестическая акалькулия: диагностика и восстановление. Лобная акалькулия: диагностика и восстановление. Специфическая первичная акалькулия: теменная и теменно-затылочная.

Нарушения письма: речевые и неречевые формы аграфии. Проблемы диагностики.

Речевые формы аграфии: эфферентная (кинетическая) моторная аграфия, афферентная (кинестетическая) моторная аграфия, сенсорные формы аграфии. Проблемы восстановления.

Неречевые оптические формы аграфии.

Нарушения чтения: сенсорная и акустико-мнестическая формы алексии; моторные формы алексии. Проблемы диагностики. Проблемы восстановления чтения.
10. Темы для самостоятельного изучения – 102 час.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной

Работы

Кол.

часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Предмет, задачи и методы нейропсихологии.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


16

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


2

Основные понятия и модели нейропсихологии.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


18

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

3

Мозговые механизмы психической активности

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


18

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

4

Основные нейропсихологические нарушения высших психических функций.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


18

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

5

Межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


16

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

6

Практические аспекты нейропсихологии.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


16

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ










102





11. Образовательные технологии

Выполнение индивидуальных творческих заданий; Подготовка групповых проектов и их защита; Конференции по теме курса (интерактивная форма).

    В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «050400 Психолого-педагогическое образование профиль Психология образования» реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

    Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее _____% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более _____% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)).



Интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы

Предмет, задачи и методы нейропсихологии.

Групповая дискуссия по теме

Основные понятия и модели нейропсихологии.

Подготовка групповых проектов и их защита (интерактивная форма)

Мозговые механизмы психической активности

Конференция по теме курса (интерактивная форма)

Основные нейропсихологические нарушения высших психических функций.

Конференция по теме курса (интерактивная форма)

Межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия.

Групповая дискуссия по теме

Конференция по теме курса (интерактивная форма).

Практические аспекты нейропсихологии.

Групповая дискуссия по теме

Конференция по теме курса (интерактивная форма)


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихология iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихология iconМетодические указания по изучению дисциплины для курсантов, слушателей...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей фкультета заочного обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины б в нейропсихология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск