Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология»





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология»
Дата публикации04.11.2014
Размер218 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.Ю. ВИТТЕ»

филиал в г. Ростове-на-Дону

факультет среднего профессионального образования

………………………………………………………………………………………


«Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель управления СПО Директор филиала ______Н.Б. Осипян

_____ Ю.Ю.Каганер «__»____________2013г.

«__»__________2013


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06 УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛГИЯ

основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования

101101 ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС

(базовый уровень подготовки)

Ростов-на-Дону

2013

Одобрена
Предметной (цикловой) комиссией

учебных дисциплин общеобразовательной

и профессиональной подготовки

Протокол № от «__» _________ 20 г.
Председатель предметной

(цикловой) комиссии колледжа ___________Попова Н.В.


Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» для специальности среднего профессионального образования социально-экономического профиля 101101 Гостиничный сервис, входящей в укрупненную группу специальностей 100000 Сфера обслуживания.

Организация-разработчик: факультет среднего профессионального образования (колледж) НОУ ВПО «Московский университет им. С.Ю. Витте» филиал в г. Ростове-на-Дону
Разработчик: Захараш Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, доцент, руководитель факультета среднего профессионального образования НОУ ВПО МУ им. С.Ю. Витте, филиал в г. Ростове-на-Дону


Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения (вариативная составляющая).

СОДЕРЖАНИЕ





стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины




10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины




13



  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06 УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛГИЯ
1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 101101 Гостиничный сервис, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 100000 Сфера обслуживания.

Программа дисциплины соответствует требованиям ФГОС СПО. Включает в себя: паспорт рабочей программы (место учебной дисциплины в структуре ОПОП, цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины); структуру и примерное содержание учебной дисциплины (объем учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации дисциплины (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, примерную тематику рефератов, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.

    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина является общепрофессиональной дисциплиной и входит в состав профессионального (вариативная составляющая) цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 101101Гостиничный сервис.


    1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель дисциплины - формирование у обучающихся целостного представления о психологических особенностях управленческой деятельности и процесса принятия управленческих решений.

Задачи дисциплины -

- изучить психологические основы процесса принятия и реализации управленческих решений;

- научить обучающихся ориентироваться в приёмах создания и поддержания благоприятного психологического микроклимата в трудовом коллективе, в общении с потребителями;

- дать обучающимся основные сведения о психологических основах деятельности по подбору и стимулированию трудового поведения, обучению, расстановке и организации повышения квалификации кадров.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Овладеть профессиональными компетенциями,

соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

2.2.1 Бронирование гостиничных услуг:

ПК 1.3. Информировать потребителя о бронировании.

2.2.2 Приём, размещение и выписка гостей:

ПК 2.1. Принимать регистрировать и размещать гостей.

ПК 2.2. Предоставлять гостю информацию о гостиничных услугах.

ПК 2.3. Принимать участие в заключении договора об оказании гостиничных услуг.

ПК 2.5. Производить расчёты с гостями, организовывать отъезд и проводы гостей.

2.2.3 Организация обслуживания гостей в процессе проживания:

ПК 3.1. Организовывать и контролировать работу обслуживающего и технического персонала хозяйственной службы при предоставлении услуги размещения, дополнительных услуг, уборке номеров и служебных помещений.

2.2.4 Продажи гостиничного продукта:

ПК 4.4. Принимать участие в разработке комплекса маркетинга.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать знания управленческой психологии при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- использовать приёмы создания и поддержания благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, в общении с потребителями (заказчиками);

- управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- психологические основы процесса принятия и реализации управленческих решений;

- психологические основы деятельности по подбору и стимулированию трудового поведения, обучению, расстановке и организации повышения квалификации кадров;

- способы управления конфликтами и стрессами;

- понятие и характеристику стилей управления.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося40часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:




лабораторные занятия

-

практические занятия

16

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:




самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

внеаудиторная самостоятельная работа (подготовка к практическим занятиям, семинарам, дискуссиям по заданным темам и др.).


18


Итоговая аттестация в форме




2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.В.07 Управленческая психология
                                                            

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

 

1

2

3

4

 

ОП.В.07 Управленческая психология

 

 

58

 

 

Раздел 1.Психологические основы процесса принятия и реализации управленческих решений




12







Тема 1.1. Психологические основы принятия решений

Содержание учебного материала

6










Подготовка решений. Процесс принятия решений. Мышление в процессе принятия решений. Индивидуальные различия личности в принятии решений.

Принятие группового решения. Четыре фазы: установление фактов, оценка фактов, поиск решений, принятие решения. Возможные трудности. Конфликты. Критерии эффективности обсуждения.




1

2





Тема 1.2. Психологические основы инновационной деятельности в управлении

Психологическая сущность инновации. Психологические механизмы реализации нововведений. Факторы готовности к инновациям. Типы психологических барьеров.




1







Практические занятия

  1. Деловая игра: «Принятие управленческих решений в группе»

  2. Кризисные ситуации и пути их преодоления.

2

2










Самостоятельная работа обучающихся

Составление библиографии по психологии управления

2







Раздел 2.Психологические основы деятельности по подбору и стимулированию трудового поведения, обучению, расстановке и организации повышения квалификации кадров

 

 

 

 

10

 

 




Содержание учебного материала

4







Тема 2.1. Кадровый потенциал управления

Тема 2.2. Организация управленческой деятельности

1. Концептуальная схема системы управления персоналом. Кадровый потенциал управления. Формирование оптимальной структуры и состава кадров управления. Оценка профессионального уровня кадров управления

2. Организация работы руководителя, менеджера, специалиста. Создание и организация автоматизированных рабочих мест. Стимулирование управленческой деятельности


1

1







Практические занятия

  1. Моделирование системы подбора кадров

2










Самостоятельная работа обучающихся

Создание базы данных о практическом опыте подбора и расстановки кадров

4







Раздел 3.Приёмы создания и поддержания благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, в общении с потребителями (заказчиками)




12







Тема 3.1.

Тема 3.2.



Содержание учебного материала

4




 

1

 Понятие социально-психологического климата. Психологические механизмы формирования и динамики изменения социально-психологического климата.

Климат и сотрудничество в группе. Признаки благоприятного социально-психологического климата.






 

2

Понятие об общении. Виды общения. Деловое общение. Три стороны общения. Средства общения: язык и невербальные средства общения.

Профессиональное поведение и этика взаимоотношений в трудовом коллективе в общении с потребителями (заказчиками).




2

 

Практические занятия

4

 

 

1

Деловая игра: «Определение структуры группы и социально-психологического климата с помощью метода социометрии»




3

 

2

Ролевая игра: «Выделение личностных качеств, важных для успешного общения», тест « Самооценка уровня развития коммуникативных навыков»










Самостоятельная работа обучающихся

4

 

 

1

 Реферат: Методы формирования благоприятного микроклимата в трудовом коллективе




 

 

2

 Обзор публикаций в периодических изданиях по проблеме формирования благоприятного психологического микроклимата




 

 

Раздел 4. Способы управления конфликтами и стрессами




12







Тема 4.1. Природа и социальная роль конфликтов. Классификации конфликтов

Содержание учебного материала

Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Причины возникновения конфликтной ситуации. Признаки конфликтной ситуации. Структура конфликта. Динамика конфликта.

Психологические и нравственные последствия конфликтов. Конфликт и его роль развития групп и организаций.

Классификация конфликтов. Деструктивный конфликт. Конструктивный конфликт. Типы поведения людей в конфликтной ситуации.

2

1




Тема 4.2. Способы и правила разрешения конфликтов

Способы урегулирования конфликтных ситуаций в сфере профессиональной деятельности. Применение административных мер и психологических подходов при разрешении конфликта. Методы профилактики и правила разрешения конфликта.

2

2







Практические занятия

  1. Решение психологических задач, ролевые и деловые игры на развитие навыков сотрудничества

  2. Способы и правила разрешения конфликтов

Психологическая задача: «Анализ поведения в конфликтной ситуации», деловая игра: «Сделка», «Альпинисты»

2

2

3







Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подготовка памятки по профилактике конфликтов в трудовом коллективе.

  2. Подготовка рефератов на темы:Межличностный конфликт как социально-психологический феномен. Пути предупреждения и преодоления межличностных конфликтов.

4







Раздел 5.Понятие и характеристика стилей управления.




12










Содержание учебного материала

6







Тема 5.1.Основные подходы к стилям управления

Тема 5.2. Современные подходы к стилям управления.


Тема 5.3. Признаки индивидуального стиля управления

  1. Социально-психологические основы деятельности руководителя.Традиционные подходы к стилям управления. Стили

руководства. Директивный (авторитарный), демократический и либералъный

стили.Стили руководства (К.Левнн), концепция Д.Маккгрегора, системы

Р.Лайкерта, управленческая решетка Блейка и Моутона. Ситуационные

подходы (модель Фндлера, «путь-цель» Митчела и Хауса и др.)

  1. Современные подходы к стилям управления.

Построение конструктивных взаимоотношений с подчиненными.

  1. Индивидуальный стиль руководства. Психологические особенности

делового общения в сфере сервиса. Психологические особенности стиля управления в сервисной деятельности. Приемы организации управленческих коммуникаций в сфере сервиса в зависимости от стиля управления.

2
2

2

1


2
2







Практические занятия:

2

2







Ролевая игра: «Стили руководства и

их эффективность в управленческой

деятельности»,













Самостоятельная работа обучающихся

1.Ведение дневника наблюдения и сбор базы данных примеров разных стилей управления

2. тест «Методика самооценки стиля руководства»,

2. Реферат «Имидж и стиль руководителя»

4







Всего (24+16)+18=

58




 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место;

- библиотека видео презентаций по управленческой психологии;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия;

- раздаточный материал к практическим работам.
Технические средства обучения:

- экран;

- мультимедиа проектор;

- персональные компьютеры с выходом в Интернет;

- музыкальный центр.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература

1. Адамс, Б. Настольная книга настоящего руководителя / Боб Адамс. –М. : АСТ, 2009. – 345 с.

2. Вервицкая, Е. А. Этикет / Е. А. Вервицкая. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 320 с.

3. Егоршин, А. П. Мотивация трудовой деятельности : учеб.пособие / А. П. Егоршин. – М. : ИНФРА-М, 2008. - 463 с.

4. Измайлова, М. А. Деловое общение : учеб. пособие / М. А. Измайлова. -М. : Дашков и К, 2009. - 250 с.

5. Пряжников, Н. С. Мотивация трудовой деятельности : учеб.пособие для вузов / Н. С. Пряжников. - М. : Академия, 2008. - 367 с.

6. Усов, В. В. Деловой этикет : учеб.пособие для образоват. учреждений сред. проф. образования / В. В. Усов. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. -400 с.

7. Шеламова, Г. М. Этикет деловых отношений : учеб.пособие для образоват. учреждений нач. проф. образования и проф. подгот. / Г. М. Шеламова. - М. :Academia, 2008. - 64 с.
Дополнительная литература

1. Конарева, Л. А. Партисипативное управление и мотивация персонала / Л. А. Конарева // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2008. - № 9. - С. 95--106.

2. Не забывайте о передышке!:психологические советы руководителям по сохранению состояния идеальной производительности (СИП) / Подгот. Е. Ушакова // Директор школы. - 2009. - № 3. - С. 102-104.

3. Руднев, А. Ю. Тенденции развития теории управления на основе проблемных знаний / А. Ю. Руднев// Социально-гуманитарные знания. -2008. - № 5. - С. 292-301.

4. Чирикова, А. Е. Женщина-руководитель: деловые стратегии и образ "Я" / А. Е. Чирикова, О. Н. Кричевская // Социологические исследования. -2000. - № 11. - С. 45-56.
Internet-сайты

1. Корпоративный менеджмент – http://www.cfin.ru .

2. Портал о трудовых ресурсах – http://www.employer-employee.com.

3. Информационный портал «Headhunter» –http://www.headhunter.net/JobSeeker/Index .

4. Кадровый менеджмент – http://www.HRM.ru.

5. Информационный портал о трудовых ресурсах – www.totaljobs.com.

6. Введение в организационное поведение www.bizbook.ru.

7. Из книги: А.Н. Занковский "Организационная психология" –http://www.socioego.ru/teoriya/istoch/zanc/cultura1.html.

8. Конфликты в менеджменте туризма –http://www.turbooks.ru/stati/menedzhment/333-konflikty-v-menedzhmenteturizma.html.14

9. Мастер-класс "ИТ на службе HR: Системы управления персоналом" –http://www.topsbi.ru/default.asp?trID=192.

10. Некоторые принципы материального стимулирования – http://xn--e1aahgrtjdu.su/home.asp?artId=3122.

11. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте – www.umns.nnov.ru.

12. Структура и модели организационной культуры –http://www.corpculture.ru/content/ctruktura-i-modeli-organizatsionnoi-kultury.

13. Японский менеджмент – уроки для нас – www.japantoday.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

 уметь:

- использовать знания управленческой психологии при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- использовать приёмы создания и поддержания благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, в общении с потребителями (заказчиками);

- управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- психологические основы процесса принятия и реализации управленческих решений;

- психологические основы деятельности по подбору и стимулированию трудового поведения, обучению, расстановке и организации повышения квалификации кадров;

- способы управления конфликтами и стрессами;

- понятие и характеристику стилей управления.
 

Текущий контроль в форме:

- устного опроса,

  • письменного тестирования;

  • контрольных работ;

  • домашнего задания творческого характера

- практических занятий;

- рефератов;

- самостоятельных работ;

- проектов.

 

 Итоговый контроль в форме дифференцированногозачета


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология»
Организация-разработчик: факультет среднего профессионального образования (колледж) ноу впо «Московский университет им. С. Ю. Витте»...
Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» iconИнструкция по выполнению тестов по дисциплине «Управленческая психология»...
На выполнение задания в форме тестов по курсу «Управленческая психология» отводится 120 минут
Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» iconРабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:...
В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:...
Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» iconРабочая программа дисциплины Юридическая психология Степень выпускника...
Рабочая программа предназначена для изучения студентами учебной дисциплины «Юридическая психология», обучающимися по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» iconРабочая программа учебной дисциплины управленческая экономика для...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б студентам очной формы обучения
Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лист контроля выполнения самостоятельных работ по учебной дисциплине «управленческая психология»
Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» iconРабочая программа учебной дисциплины психология общения Код 52
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...
Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» iconРабочая программа учебной дисциплины психология общения
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке специалистов по сервису, контролёров технического состояния...
Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 7 Организационно-управленческая...

Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» iconРабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для специальности
Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут...
Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» iconВопрос n из перечисленных точек зрения на предмет психологии в большей...
На выполнение задания в форме тестов по курсу «Управленческая психология» отводится 120 минут
Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» iconМетодические указания по изучению дисциплины Целью учебной дисциплины...
...
Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины. 39 Список...
Рабочая программа курса «Общая психология (Ч2)» составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных...
Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» iconПрограмма учебной дисциплины «Профессиональная психология личности»
«Профессиональная психология личности» вузовского компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск