Клиническая психология сексуальных расстройств





Скачать 195.97 Kb.
НазваниеКлиническая психология сексуальных расстройств
Дата публикации26.11.2014
Размер195.97 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая учебная программа
Приложение 1




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

И.о. зав. кафедрой психиатрии Декан факультета клинической

и клинической психологии психологии и соц. работы проф. _________________ доц. ___________________

А.Г. Соловьев С.В. Маруняк

« 11 » февраля 2013 г. « 13 » февраля 2013 г.

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол № 8
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине Клиническая психология сексуальных расстройств

По направлению подготовки___ 030401 «Клиническая психология»_______

Курс ______3 ________________________________________________

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)_____зачет _________

Кафедра ____ психиатрии и клинической психологии ______________

Трудоемкость дисциплины _72__(час.)/_2__(зач. ед.)

Архангельск, 2012

1. Цель и задачи освоения дисциплины
Проблема исследования гендерных различий для отечественной психологии представляется новой и актуальной. Для практического психолога для создания целостного многостороннего образа личности знание «мужского» и «женского» является важной составляющей. Проблемы сексуальности, взаимоотношений между сексуальными партнерами (однополыми и разнополыми), вопросы эротики, порнографии, полового воспитания всегда осмысливались в общественном и научном дискурсах.

Как показывает история, осмысление сексуальности кардинально различно в разных странах, племенах и у разных народов. В реальности существует целый спектр сексуальных культур. Курс соотносится с такими дисциплинами как мировая художественная культура, культурология, отечественная и зарубежная история

Цель дисциплины: Сформировать у студентов научное представление о культурологических, социальных и биологических основах человеческой сексуальности и особенностях ее развития на разных этапах онтогенеза. Обучить студентов современным методам и способам сохранения и поддержания психо-сексуального здоровья человека.

Задачи дисциплины:

1. Изучить анатомо-физиологические особенности строения и функционирования мочеполовой системы в онтогенезе.

2. Овладеть теоретическими знаниями о закономерностях психо-сексуального развития организма в разные возрастные периоды.

3. Ознакомить с современными методами исследования и диагностики заболеваний мочеполовой системы и сексуальных нарушений.

4. Изучить механизмы гормональной регуляции организма и их влияние поведенческую деятельность человека.

5. Изучить основные репродуктивные технологии и способы современной контрацепции, основы планирования семьи.

6. Познакомить студентов со способами сохранения сексуального здоровья человека и предупреждением его нарушений, а так же с законодательными актами в области правонарушений сексуального характера.
2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030401 «Клиническая психология»; дисциплины специализации.

Необходимые предшествующие дисциплины: общая психология, возрастная психология, социальная психология, правоведение, профессиональная этика, возрастная психология, гендерная психология и психология сексуальности.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции







ПК -№

Профессиональные компетенции

ПСК-3.1

способностью и готовностью к овладению теоретическими основами и принципами патопсихологического синдромного анализа нарушений психической деятельности и личности при различных психических заболеваниях

ПСК-3.2

способностью и готовностью к овладению современными подходами к диагностике нарушений психической деятельности субъекта для выявления закономерностей и психологических механизмов возникновения и динамики психопатологических расстройств

ПСК-3.3

способностью и готовностью к овладению теоретическими основами и методами классических и современных направлений психотерапии

ПСК-3.4

способностью и готовностью к овладению теорией и методологией проведения психологических экспертиз с учетом их предметной специфики

ПСК-3.7

способностью и готовностью к самостоятельному проведению психологических экспертиз и составлению заключений в соответствии с задачами экспертизы и нормативно-правовыми документами

ПСК-3.8

способностью и готовностью к применению на практике диагностических методов и процедур для оценки сохранных и нарушенных звеньев в структуре психической деятельности и личности больного

ПСК-3.9

способностью и готовностью к применению методик индивидуально-типологической (личностной) диагностики для решения психотерапевтических и реабилитационных задач

ПСК-3.10

способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно и социально ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации

ПСК-3.11

способностью и готовностью к применению современных методов оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей

ПСК-3.12

способностью и готовностью к взаимодействию со специалистами в области охраны психического здоровья, с работниками экспертных организаций и учреждений социальной защиты населения


В результате изучения дисциплины и в соответствии с требованиями к знаниям и умениям по дисциплине слушатель должен:

знать:

  • теоретические основы закономерностей психо-сексуального развития организма;

  • анатомо-физиологические особенности развития половой системы;

  • периоды и фазы сексуального развития человека;

  • критические периоды в развитии сексуальности и особенности их протекания;

  • возрастные особенности гендерных взаимоотношений;

  • психофизиологические особенности сексуального поведения;

  • основы полового воспитания детей и подростков

уметь:

  • применить знания по сексологии в интимно – личностном консультировании

владеть:

  • методами психологического обследования в сексологии

  • работы с разными возрастными группами по половому воспитанию и сексуальному просвещению;

  • использования техник и методов психокоррекции психо-сексуальных расстройств


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет _3__ зачетных единицы.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

63

5

В том числе:







Лекции (Л)

20




Практические занятия (ПЗ)

43




Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

45




Экзамен

-




Общая трудоемкость (час.)


108





5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины




п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

ТЕМА №1

Общие вопросы клинической (медицинской) сексологии.

Предмет, задачи медицинской сексологии. Основные понятия. История развития. Организация сексологической службы. Социо-культурные аспекты сексуальности. Сексуальная революция.

ТЕМА №2

Этапы формирования сексуальности. Динамика возрастных изменений сексуальной функции. Сексуальное воспитание и просвещение.

Последовательность соматосексуального и психо-сексуального развития, их особенности.

Содержание детской, подростковой, зрелой сексуальности, геронто-сексология.

Сексуальное воспитание и просвещение.

ТЕМА №3

Анатомо-физиологичес-кие основы сексуальности.

Сексуальная гармония в паре.

Анатомия половых органов. Эрогенные зоны, особенности их расположения.

Копулятивный цикл мужчины и женщины. Составляющие копулятивного цикла. Определение половой конституции, СФЖ, СФМ. Сексуальная гармония в паре, ее компоненты.

ТЕМА № 4

Беременность и секс, контрацепция, аборты.

ЗППП (заболевания, передающиеся половым путем и их профилактика).

Секс во время беременности. Контрацепция: классификация методов их характеристика, показания и противопоказания к применению.

Аборты: классификация, актуальные проблемы.

Нозология ЗППП, в том числе ВИЧ, СПИД, варианты заражения, меры профилактики.

ТЕМА № 5

Классификация сексуальных расстройств.

Сексуальные нарушения у мужчин и женщин.

Сексуальная дисгармония в паре.

Классификация сексуальных расстройств, МКБ-10.

Формы сексуальных расстройств у мужчин и женщин: клинические проявления, причины развития, прогнозы. Нарушение сексуальной гармонии в паре: причины возникновения, варианты дисгамий.

ТЕМА № 6

Сексуальные перверсии и девиации.

Классификация, клинические проявления, этио-патогенез

ТЕМА № 7

Профилактика и лечение сексуальных расстройств.

Сексуальные преступления. Судебно-сексологическая экспертиза.

Профилактика сексуальных нарушений.

Комплексный подход в лечении сексуальных расстройств.

Сексуальные преступления.

Составляющие судебно-сексологической экспертизы, их содержание, психодиагностика.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ТЕМА №1

Общие вопросы клинической (медицинской) сексологии.

2

4










4

10

ТЕМА №2

Этапы формирования сексуальности. Динамика возрастных изменений сексуальной функции. Сексуальное воспитание и просвещение.

2

4










4

10

ТЕМА №3

Анатомо-физиологичес-кие основы сексуальности.

Сексуальная гармония в паре.

2

4










4

10

ТЕМА № 4

Беременность и секс, контрацепция, аборты.

ЗППП (заболевания, передающиеся половым путем и их профилактика).

2

4










5

11

ТЕМА № 5

Классификация сексуальных расстройств.

Сексуальные нарушения у мужчин и женщин.

Сексуальная дисгармония в паре.

4

8










8

20

ТЕМА № 6

Сексуальные перверсии и девиации.

4

8










10

22

ТЕМА № 7

Профилактика и лечение сексуальных расстройств.

Сексуальные преступления. Судебно-сексологическая экспертиза.

4

8










10

22




Практикум

























Деловая игра

























Зачет




3



















ИТОГО:

20

43










45

108



6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Беременность и секс, контрацепция, аборты.

ЗППП (заболевания, передающиеся половым путем и их профилактика).

Обучающий компьютерный тест

Семинар-дискуссия

4

2

Классификация сексуальных расстройств.

Сексуальные нарушения у мужчин и женщин.

Сексуальная дисгармония в паре.

Решение ситуационных задач и анализ конкретных ситуаций (Case-study).

Обучающий компьютерный тест, симуляционная задача

Семинар-дискуссия

6

3

Сексуальные перверсии и девиации.

Решение ситуационных задач и анализ конкретных ситуаций (Case-study).

Обучающий компьютерный тест, симуляционная задача

Семинар-дискуссия

6

4

Профилактика и лечение сексуальных расстройств.

Сексуальные преступления. Судебно-сексологическая экспертиза.

Решение ситуационных задач и анализ конкретных ситуаций (Case-study).

Обучающий компьютерный тест, симуляционная задача

Семинар-дискуссия

6

Итого (час.)

22

Итого (% от аудиторных занятий)

48.8%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Классификация сексуальных расстройств.

Сексуальные нарушения у мужчин и женщин.

Сексуальная дисгармония в паре.

Подготовка реферата

Создание презентации

Подготовка к семинару

собеседование, доклад, коллоквиум,

тест,

проверка письменных работ

2

Сексуальные перверсии и девиации.

Подготовка реферата

Создание презентации

Подготовка к семинару

Написание заключения по результатам исследования

собеседование, доклад, коллоквиум,

тест,

проверка письменных работ

3

Профилактика и лечение сексуальных расстройств.

Сексуальные преступления. Судебно-сексологическая экспертиза.

Подготовка реферата

Создание презентации

Подготовка к семинару Написание заключения по результатам исследования


собеседование, доклад, коллоквиум,

тест,

проверка письменных работ


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад, коллоквиум)

- письменные (проверка тестов, контрольных работ, курсовых работ, эссе, рефератов, конспектов, решение задач, написание заключения).

Перечень тем рефератов, докладов, эссе, контрольных и курсовых работ, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

8.2. Формы промежуточной аттестации - зачет

Этапы проведения зачета:
1. Этап - _____тестирование_______________________

(название этапа)

2. Этап - _____решение ситуационных задач_________

(название этапа)

3. Этап- _______собеседование____________________

(название этапа)

Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Приводится учебно-методическая, учебная и научная литература на всю дисциплину в целом. Список учебной литературы к изучению курса состоит из двух частей: основной и дополнительной.
9.1. Основная литература


  1. Келли Г. Основы современной сексологии. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 896 с.

  2. Сексология / Под ред. Д.Н. Исаева – СПб.: Питер, 2001.– 512 с.

  3. Берн Э. Секс в человеческой любви / Пер. с англ. М.П. Папуша. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 384 с.


9.2. Дополнительная литература


  1. Щербатых Ю.В. Психология любви и секса. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 417 с.

  2. Прокопенко Ю.П. Полный сексологический словарь. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999. – 394 с.

  3. Куприянчик Л.Л. Психология любви – Донецк: Сталкер, 1998. – 416 с.

  4. Кон И.С. Сексуальная культура в России: Клубничка на березке. – М., 1997. – 464 с.

  5. Гармония любви / Сост. В.Д. Косушкин. – СПб.: Золотой век, 1998. – 400 с.

  6. Каприо, Франк С. Многообразие сексуального поведения. – М.: Артания, 1995 – 352 с.

  7. Словарь по сексологии и сексопатологии (с пояснениями приложениями); Англо-русский медицинский словарь по сексологии и сопредельным дисциплинам / Под ред. А. Боба. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 608 с.


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы


  1. www.sexology.narod.ru (персональный сайт Кона И.С.)

  2. www.psychologies.ru (сайт журнала Психология)

  3. www.neuro.net.ru/bibliot/sexhealth (библиотека литературы по сексологии)


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины


  • Компьютерный класс кафедры психиатрии и клинической психологии с программным обеспечением для тестирования знаний и внутрисетевым сайтом дистанционного обучения на платформе “Moodle”

  • Методики для психологического исследования (компьютерные, бумажные)

  • Видио- и аудиоматериалы с необходимыми техническими средствами их использования.


11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Примерная анкета-отзыв на дисциплину

«Клиническая психология сексуальных расстройств

» (анонимная)

Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Клиническая психология сексуальных расстройств» Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________

2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________

3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Доцент

Парняков А.В.























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

СГМУ кафедра психиатрии и кл.психологии

Доцент

Шелыгин К.В.




























Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Клиническая психология сексуальных расстройств iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Клиническая психология»
Удачина Елена Геннадьевна, Клиническая психология – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 37 с
Клиническая психология сексуальных расстройств iconУчебный курс «Социальная психология»
Специализации: организационная психология, психология менеджмента, психологическое консультирование, клиническая психология, юридическая...
Клиническая психология сексуальных расстройств iconРабочая учебная программа по дисциплине "Физиология цнс" для специальности...
Рабочая программа одобрена на Заседании методической комиссии по специальности 030302“Клиническая психология”“ ” 2011г(. протокол№...
Клиническая психология сексуальных расстройств iconРабочая учебная программа по дисциплине «Общая психология» для студентов...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Клиническая психология сексуальных расстройств iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психология зависимости»...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Клиническая психология сексуальных расстройств iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психология реабилитации...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Клиническая психология сексуальных расстройств iconИли задание текущей аттестационной работы
...
Клиническая психология сексуальных расстройств iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
«Психология», профиля подготовки «Социально-организационная психология», «Клиническая психология, очной формы обучения
Клиническая психология сексуальных расстройств iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
«Психология», профиля подготовки «Социальн0-организационная психология», «Клиническая психология, очной формы обучения
Клиническая психология сексуальных расстройств iconУчебно методический комплекс По специальности: 030302 Клиническая психология
Выписка из общеобразовательного стандарта по учебной дисциплине «психология личности»
Клиническая психология сексуальных расстройств iconУчебного курса, виды текущей аттестационной работы, проверяемая компетенция
«Детская психология», «Психотерапия и психологическое консультирование», «Клиническая психология»
Клиническая психология сексуальных расстройств iconКурса «Клиническая психология». Данный курс реализуется в рамках...
«Клиническая психология». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» и относится к разделу «Общепрофессиональные...
Клиническая психология сексуальных расстройств iconРабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Клиническая психология сексуальных расстройств iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психофармакотерапия» для...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Клиническая психология сексуальных расстройств iconРабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив)...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Клиническая психология сексуальных расстройств iconРабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск