Скачать 346.9 Kb.
|
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе, профессор Ярыгин Н.В.__________________________ «___»________________2011г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «История психологии» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра общей психологии Курс 3 Семестр 5 Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология». Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии «____»______________ 2011г., протокол № ________ Зав. кафедрой, профессор ___________________________ Е.В. Орестова Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 «Клиническая психология» «____»_______________ 2011г., протокол № ________ Председатель комиссии: профессор _________________________________________ Н.А. Сирота Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета (ЦМС) МГМСУ «____»_______________ 2011г., протокол № ________ Председатель ЦМС: Член-корр.РАМН, профессор _________________________ Э.В. Луцевич 1. Цель и задачи дисциплины: формирование у студентов представления о психологии как целостной, интегративной науке, направленной на изучение человека в совокупности его индивидных, личностных и социальных характеристик. Средством достижения этой цели является рассмотрение развития психологических представлений в контексте истории человеческой культуры, что позволяет существенно обогатить возможности теоретического и практического познания психологических феноменов. Инновационной стороной данного курса является попытка максимально широко осветить круг изучаемых психологией проблем посредством изучения возможных подходов к рассмотрению психики с учетом историко-культурных аспектов. На основе основной цели были сформированы следующие задачи курса:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. а) студент должен знать и уметь использовать:
б) уровень компетентности: Обладание целостным представлением о психологии как науке, а также знание истории возникновения и развития основополагающих психологических представлений и подходов; в) коммуникативность: Умение грамотно использовать полученные знания о подходах, теориях и методах исследования личности при общении с коллегами и клиентами. г) Студент должен иметь навыки:
д) студент должен иметь представление о:
е) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: Знания, полученные по гуманитарным, медико-биологическим, естественнонаучным дисциплинам, в том числе по: философии, педагогике, социологии, культурологии, истории, анатомии и физиологии человека, антропологии, медицине и др. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Введение в курс «История психологии». История науки как ее самосознание. Предмет истории психологии. Специфика истории психологии как отрасли психологического знания. Историческая психология и ее отличие от истории психологии. Э. Боринг и понятие «духа времени». Зависимость психологического знания от социокультурных особенностей общества и уровня развития науки. Логика изменения предмета психологии. Категории и основные принципы современной психологии как средства изучения ее истории. Раздел 2. Развитие психологии как науки о душе. Психологические представления в древних культурах Востока. Особенности культуры как факторы, обусловливающие специфику восприятия человека и его души. Представление о душе в Древнем Египте. Рассмотрение человека в рамках религиозных учений. Буддизм. Индуизм. Даосизм. Конфуцианство. Представления о человеке и его душе в Древней Греции. Основные проблемы античной философии. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон) и логический подход к обоснованию явлений. Гармония человека и вселенной в представлении Гераклита и Пифагора. Проблема души человека и ее связи с космосом. Материалистические и идеалистические аспекты античной философии и психологии. Софисты и их роль в развитии психологических представлений. Человек как центр философии софистов. Софистика как психологическое явление. Протагор как крупнейший из софистов. «Человек – мера всех вещей». Сенсуализм и скептицизм Протагора. Роль чувственного восприятия в познании окружающего мира. Сократ и проблема познания. «Познай самого себя». «Я знаю, что ничего не знаю». «Майевтика» и познание истины. Психотерапевтические аспекты метода «майевтики». Развитие античной медицины и ее влияние на становление психологической мысли. Гиппократ и его учение о целостности организма, индивидуальном подходе, этиологии, прогнозе. Понятие об анамнезе. Роль представлений Гиппократа о типах темперамента на развитие психологии. Атомистика Левкиппа и Демокрита как средство познания мира. Сенсуализм Демокрита и его теория познания. Элементы теории первичных и вторичных качеств (Д. Локк) в учении Демокрита. Влияние материалистических взглядов Демокрита на развитие античной философии (Эпикур, Лукреций), философии Нового времени, а также философской и психологической мысли в целом. Учение Платона о «мировой душе». Космическая природа человеческой души и ее бессмертность. Аргументы в пользу бессмертия души («Федон»). Три начала души: вожделеющее, разумное и аффективно-волевое, и их локализация в теле (печень, мозг, сердце). Добродетели. Представление об «идеях» и теория познания («анамнесис»). «Диалектика» как метод познания: дедукция и индукция. Объекты познания. Недостаточность знания и искажение истины. Влияние Платона на развитие философской и психологической мысли. Аристотель и его роль в истории культуры и науки. Полемика Аристотеля с Платоном. Учение о категориях бытия («материя», «форма», «начало движения», «цель»). Душа как «энтелехия» тела. Ступени природы (неорганический мир, растения, животные, человек), уровни организации души (растительная, животная, человеческая). Движущие силы души (чувства и разумные намерения). Учение о познании. Особенности рассмотрения Аристотелем психических процессов: ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения. Речь. Представления об ассоциациях. Сновидения. Понятие «катарсиса» (роль искусства). Классификация характера. Формальная логика. Основные философские школы эпохи эллинизма. Общие проблемы эллинистической философии и психологии. Обращение к этической стороне человеческой деятельности. Проблемы свободы и счастья человека. Стоицизм (Зенон, Хрисипп, Сенека, Эпиктет) и учение об «атараксии», «апатии» и презрении к смерти. Идеал духовной свободы человека в понимании киников. Пренебрежение к установлениям культуры. Материализм и сенсуализм в учении Эпикура. Цель познания – достижение счастья (уклонение от страданий и «атараксия»). Субъективность познания и искажение истины. Скептицизм и представление об относительности истины. «Я не знаю, что я знаю» (Секст Эмпирик). Философские идеи эллинизма и экзистенциальная философия и психология. Развитие науки: Герофил и Эразистрат (Александрия). Гален и его взгляды на организм и локализацию души. Период перехода от античности к средневековью. Особенности средневековой философии. Анализ основных философских направлений, в рамках которых происходит развитие психологических знаний. Филон Александрийский: отношения души и тела, человека и божественного. Роль самопознания в развитии личности и христианская интровертивная установка. Тертуллиан: верую, потому что это нелепо. Мистический материализм Тертуллиана: душа и даже Бог – тела особого рода. Подход к человеку и его душе в период патристики. Неоплатонизм как доминирующее направление в философии раннего средневековья. Индивидуальность души. Учение о «Едином» Плотина. Субстанции бытия и путь человеческой души. Формы деятельности души. Организация мотивов поведения. Прокл и его «триадический» метод как форма рефлексии. Августин Блаженный: «верить, чтобы знать», «без веры нет знания, нет истины». Противопоставление «Града Божьего» и «Земному граду». Философия истории: история – результат божественного предопределения. Различие души и тела. Учение о воле. Функции воли. Представления Августина Блаженного о познании: соотнесение логики познания с тремя божественными ипостасями. Проблема источника Зла (иссякание добра, не субстанциональность зла). «Личный Бог» и «внутренний человек». Интроспекция как средство познания и развития. Развитие науки на средневековом Востоке. Ибн Сина (Авиценна) и учение Аристотеля о категориях бытия и уровнях души. Проблема локализации психических функций и их физиологических механизмов (влияние Галена). Представления Ибн Сины о мышлении и его связи с телом. Психофизиологический аспект: экспериментальные исследования Ибн Сины (разделение и смешение цветов и др.). Чувствительность. Эмоции. Характеристики ощущений. Особенности рассмотрения психических процессов. Роль социальной среды в развитии личности. Ибн Аль-Хайсам и его взгляд на механизм ощущений и восприятия. Вклад в развитие оптики (построение зрительного образа). Ибн Рушд и теория двойственной истины. И.С. Эриугена: четыре природы бытия. Проблема универсалий в средние века: реализм и номинализм. Влияние на развитие философской и психологической мысли (проблема языковых универсалий, Грамматика Пор-Ройяля, номиналистическая теория денег и т.д.). Особенности средневековой схоластики. Ансельм Кентерберийский: «Верую, чтобы понимать». П. Абеляр: «Понимаю, чтобы верить». Альберт Великий. Фома Аквинский. Теория двойственной истины. Концепция естественного права. Учение об иерархии бытия. Гармония веры и разума. Формы деятельности души. Механизм возникновения чувственного образа (ощущения и восприятие). Представление о родах познания. Интенциональность. Особенности понимания Аристотеля Фомой Аквинским. Различия Аристотеля и Фомы Аквинского. Эмпирические тенденции в средневековой науке. И. Дунс Скотт и его взгляды на разделение философии и теологии. Зависимость разума от воли. Бог – абсолютная свобода. Психическое как характеристика материи. Материализм Р. Бэкона и опытное изучение природы. Цель наук – увеличение власти человека над природой. Центральное место зрения в познании окружающего мира и изучение работы глаза. У. Оккам: невозможность доказательства существования Бога. «Бритва Оккама». Роль чувственного опыта в познании. Концепты и перцепты как элементы души. Понятия и «знаки». Системы «знаков». Развитие психологических идей в эпоху Возрождения. Человек как предмет изучения науки. Светский характер науки и искусства Возрождения. Попытки эмпирического изучения душевного мира. Л.Валла: человек и его душа как часть природы. Чувство удовольствия и стремление к самосохранению. П.Помпонацци: невозможность доказательства бессмертия души. Исчезновение способностей души со смертью тела. Б.Телезио: материальность души и ее связь с телом. Пульсация как основа психики. Х.Л. Вивес и опытное изучение природы. Характеристики эмоций и чувств. Ф.Меланхтон: проблема способностей (уровней) души и их локализации. Гоклениус – термин «психология» (1590). Г.Перейра и его объяснение причин поведения животных как предпосылки их восприятия в качестве автоматов (механизмов), лишенных души, в Новое время (Р.Декарт). Элементы современного бихевиоризма в учениях эпохи Возрождения. А.Везалий и учение о «животных духах». Л. да Винчи: роль опыта в познании природы. Вопросы биомеханики. Взаимосвязь эмоциональной и двигательной сферы. Глаз как «повелитель других органов чувств». Зрачковый рефлекс. |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Общая психология» для студентов... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология зависимости»... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология реабилитации... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Психофармакотерапия» для... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив)... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии... Опд государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению «Психология»,... | Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии... Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,... | ||
Программа дисциплины История психологии для направления 030300. 68 «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения... | Рабочая учебная программа по дисциплине "Физиология цнс" для специальности... Рабочая программа одобрена на Заседании методической комиссии по специальности 030302“Клиническая психология”“ ” 2011г(. протокол№... | ||
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных... Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психологии Московского государственного университета | Рабочая программа дисциплины «История психологии» Содержание: умк по дисциплине «История психологии» для студентов направления подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование»,... | ||
И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,... | Регламент проверки рефератов аспирантов факультета психологии спбгу... Темы рефератов утверждаются силами лекторов с философского и\или психологического факультетов; окончательные списки аспирантов и... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Психологические науки», по профилю «Общая психология, психология личности, история психологии» разработана профессорско-преподавательским... | Социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский... Методические указания предназначены для студентов отделения Клиническая психология и отделения Социальна работа Факультета социальной... |