И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет





Скачать 283.66 Kb.
НазваниеИ социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет
страница1/3
Дата публикации03.05.2015
Размер283.66 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Психология > Методические указания
  1   2   3




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛЕКЦИОННОМУ И СЕМИНАРСКОМУ КУРСУ

ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

3 семестр


Волгоград 2007
Составитель: к.с.н. Волчанский М.Е.
Рецензенты:

Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета, изучающим курс общей психологии.

Пособие включает основные разделы по курсу общей психологии, составленные в соответствии с типовой учебной программой дисциплины «Общая Психология», рекомендованной отделением психологии УМО университетов РФ в 2001 году.

Данное учебное пособие информирует студента, изучающего общую психологию, об основных разделах базового категориального аппарата современной психологической науки, о необходимой для самостоятельной работы студента литературе, указывает на последовательность прохождения фундаментальных основ дисциплины общепрофессионального блока, способствует успешному освоению учащимся учебной программы первого семестра по курсу общей психологии.

Утверждено Учебно-Методической комиссией по специальностям

040101 Социальная работа и 030302 Клиническая психология

протокол №___ от «____»_________________200___г.

РАЗДЕЛ «СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ: ПСИХОЛОГИЯ МЫШЕНИЯ И РЕЧИ»

1. Организационно-методический раздел

1. Цель курса:

Фундаментальная подготовка в области общей психологии по теме «Мышление и речь».

2. Задачи курса.

Знакомство с теоретическими проблемами и направлениями исследований мышления и речи. Усвоение основных определений, классификаций, теорий, фактов, закономерностей, методов и методик исследований, представленных в данном разделе общей психологии.

З.Место курса в профессиональной подготовке психолога.

Мышление и речь является одним из разделов фундаментального курса общей психологии (ОПД.Ф.02)

4. Требования к уровню освоения содержания курса:

Дипломированный специалист должен понимать сущность мышления и речи человек, их отличие от животных, природу и закономерности детерминации мыслительной деятельности человек, связь мышления с другими познавательными психическими процессами, языком, сознанием, личностью.

- знать виды и свойства мышления, виды и функции речи основные теории и подходы к изучению мышления и речи, этапы и закономерности динамики мыслительного процесса условия и факторы развития мышления, механизмы порождения и понимания речи,

- владеть знаниями о соотношении природных и социо-культурных детерминант в становлении и интеллект значение мышления в регуляции поведения, общения и деятельности; развитии и самосовершенствовании личности;

- уметь анализировать структуру мыслительной деятельности, определять виды мышления и речи, давать психологическую характеристику особенностей мышления личности, выделять специфику и проводить сравнение национальных и культурно-исторических особенностей и типов мышления, владеть методами изучения, развития и активизации мышления.

Темы раздела курса (категориальный аппарат)

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЫШЛЕНИИ

Роль мышления в жизни и деятельности человека, в развитии культуры и цивилизации. Феномены мышления. Развитие представлений о мышлении в рамках философии, религии и искусства. Общефилософские основы психологического изучения мышления. Познание и мышление: проблема объективности и истины. Взаимоотношение наук, изучающих мышление: логики, физиологии, педагогики, искусственного интеллекта.

Специфика психологического изучения мышления. Критерии выделения мышления как особого познавательного процесса. Мышление как процесс.

Общая характеристика мышления. Мышление в широком смысле. Основные проблемы психологии мышления.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ

Мышление как процесс постановки и решения задач. Понятие «Задача». Соотношение понятий «задача», «проблема» и «проблемная ситуация».

Полиморфность процессов мышления.

Субъект мыслительной деятельности. Система личностных и ситуативных детерминант мышления. Мышление и самосознание личности. Рефлексия.

Индивидуальные особенности и типы мышления:

а) когнитивный стиль личности и индивидуальный стиль мыслительной деятельности: параметры;

б) типологические подходы к классификации мыслящих личностей.

Характеристика и сравнение основных видов мышления: дискурсивное (логико-понятийное) мышление; образное, визуальное и пространственное мышление; практическое и теоретическое; продуктивное и репродуктивное мышление; творческое и шаблонное; творческое и критическое; интуитивное и аналитическое (дискурсивное); аутистическое, эгоцентрическое и реалистическое; архаическое мышление; мышление научное, техническое и художественное.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ

Основные методы эмпирических исследований мышления. Специфика применения методов наблюдения, эксперимента и беседы при изучении мышления. Характеристика “клинического метода” Ж.Пиаже. Метод тестов.
ИНТРОСПЕКТИВНЫЙ ПОДХОД: АССОЦИАНИЗМ и ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА. ТЕОРИЯ КОМПЛЕКСОВ О.ЗЕЛЪЦА

Описание мыслительного процесса в классической психологии сознания. Значение исследований интроспективного подхода для современной психологии мышления.

Ограниченность интроспективно представленных феноменов мышления. Определение мышления в широком и узком смысле слова. Мышление как ассоциация представлений. Понятие творческой ассоциации. Методы исследований. Критика ассоциативной теории мышления как репродукции прошлого опыта. Современные представления о роли ассоциативного мышления.

Концепция вюрцбургской школы. Мышление как акт усмотрения отношений. Метод ретроспекции. Выделение понимания в качестве объекта изучения. Специфические характеристики мышления: активность, целенаправленность, безобразный характер. Роль детерминирующей тенденции в регуляции мышления.

«Теория комплексов». Мышление как функционирование интеллектуальных операций. Проблема взаимодействия продуктивных и репродуктивных процессов. Варианты соотношения целей и средств при решении задачи (способы «завершения комплекса»).
ГЕШТАЛЬТТЕОРИЯ МЫШЛЕНИЯ

Изучение мышления с позиций гештальтпсихологии. Продуктивное мышление – новый объект исследований. Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи. Феноменологическая интерпретация мышления как акта переструктурирования ситуации. Понятия “инсайт”, конфликт, функциональное решение. Стадии решения творческой задачи. Законы феноменального поля и процесс завершения гештальта в мышлении. Вклад работ гештальтпсихологов в современные представления о мышлении.

ПРОБЛЕМА МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ. МЫШЛЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ И ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психоаналитическая интерпретация мышления. Мышление как процесс согласования требований «принципа удовольствия» и «принципа реальности». Роль защитных механизмов в искажении процесса и результатов мышления. Особые продукты мышления – мотивировки и рационализации.

Творческое мышление и художественное творчество с позиций З.Фрейда.

К.Юнг о роли архетипов в мышлении и индивидуальных особенностях мышления. Полемика Юнга с теорией творчества Фрейда.

Критический анализ психоаналитических взглядов на природу мышления.

Проблема мышления и творчества в экзистенциальной и гуманистической психологии. Личностные особенности творческого человека. Личностная зрелость и психическое здоровье как условия творчества.
БИХЕВИОРИЗМ И КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ МЫШЛЕНИЯ

Понимание функции мышления как решения новых задач. Проблема внешней детерминации мышления. Поведение в новых условиях («проблемные ящики» Торндайка). Концепция “проб и ошибок” и мышление. Мышление и научение. Значение подкрепления для эффективного мышления. Понимание мышления Дж.Уотсоном. Мышление и речь — бихевиористский вариант решения проблемы.

Исследования мышления в необихевиоризме. Промежуточные переменные в регуляции мышления — цели, планы, значения, когнитивные схемы. Понимание мышления в концепциях К.Прибрама, Б.Скиннера, А.Бандуры.

Методология изучения мышления как познавательного процесса в когнитивных теориях: информационная парадигма. Система понятий и исследовательских процедур.

Генетическая эпистемология Ж.Пиаже.

Мышление как система обработки информации. Перспективы развития и ограничения когнитивных теорий мышления, их роль в создании систем «искусственного интеллекта».

ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Общая характеристика деятельностного подхода к изучению мышлению. Мотивационная регуляция мышления. Внешняя и внутренняя мотивация. Мышление и целеобразование. Эмоции и мышление. Закономерности эмоциональной регуляции мыслительной деятельности.

Исследования мышления в школе С.Л.Рубинштейна. Основные процессуальные формы мышления.

Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность. Формирование умственных действий и развитие мышления.
МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Продуктивные и репродуктивные формы интеллектуальной деятельности. Проблема и критерии выделения творческого мышления. Воображение и творческое мышление.

Природа и механизмы интуитивных решений. Роль установок в регуляции мышления.
ФИЛО- И СОЦИОГЕНЕЗ МЫШЛЕНИЯ

Биологическая предыстория мышления человека. Развитие мышления в филогенезе. Интеллектуальная стадия в развитии психики. Основные направления исследования интеллекта животных. Развитие мышления в антропогенезе.

Культурно–историческая концепция развития мышления человека. Психологическая характеристика “первобытного”, архаического мышления.
ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

Онтогенетический подход к выделению стадий развития мышления, речи и

Стадии развития интеллекта.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное, Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления ребенка. Роль онтогенетических исследований для общепсихологической концепции мышления.

ЯЗЫК, РЕЧЬ, СОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности, её эмпирические подтверждения. Психосемантика как направление исследований структуры сознания. Мышление и знания. Методы изучения структуры значений. Современные исследования понятийного мышления.

Язык и речь. Речь и речевая деятельность. Вербальное и невербальное общение. Виды и функции речи. Проблема взаимоотношений речи и мышления в различных психологических концепциях.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО (ПОНЯТИЙНОГО) МЫШЛЕНИЯ.

Культурно-историческая теория развития высших психических функций и проблема изучения речевого мышления. Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи. Генетические корни мышления и речи. Значение и смысл. Эгоцентрическая речь.

Процесс и условия развития речевого мышления.

УПРАВЛЕНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ВЗРОСЛОГО

Диалогическая природа мышления человека. Проблема управления мыслительной деятельностью человека. Мышление в условиях диалога с компьютером. Современные информационные технологии как средство, преобразующее мыслительную деятельность человека. Информационная и психологическая теория мышления. “Искусственный интеллект” и мышление человека.

Методы воздействия на мыслительную деятельность.

КОНЦЕПЦИИ ИНТЕЛЛЕКТА: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ

Основные подходы к изучению интеллекта и способностей: история и современное состояние. Роль биологических и социальных факторов в их развитии. Структура интеллекта Понятие коэффициент интеллекта. Диагностические возможности интеллектуальных тестов.

План семинарских занятий.
Тема 1. Общие представления о мышлении.

1. Общефилософские основы изучения мышления. Мышление как объект мультидисциплинарных исследований, особенности изучения мышления в философии, логике, информатике, физиологии, педагогике, психиатрии.

2. Мышление как предмет психологического исследования.

3. Мышление в системе познавательных процессов. Мышление и сознание: соотношение понятий.

4. Теоретическое и практическое значение работ в области психологии мышления.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 2000. (1, 3)

2. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: МГУ, 1981, с.3-6 (1), 11-20 (1), 60-70 (1,3).

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М., 2004, 320-324 (1).

4. Петухов В.В. Психология мышления. М.: МГУ, 1987, с.5-7 (1,3), 17-19 (1).

Дополнительная литература

5. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, с.342-350 (4),

373-380 (1).

6. Хайдеггер М. Что значит мыслить? В кн. Разговор на просёлочной дороге. М., Высшая школа, 1991, с.112 (1).

7. Мамардашвили М.К. Что значит мыслить и что значит мыслить не мысля? / «Знание-сила». № 8,9. 1992 (1).

Тема 2. Методы исследования мышления.

1. Специфика применения методов наблюдения, эксперимента и беседы при изучении мышления.

2. Характеристика “клинического метода” Ж.Пиаже.

3. Метод тестов.

Литература

1. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, с. 21-27 (2), 194-199 (3), 215-220, 258-263 (2), 183-187, 319-327 (2).

2. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982, Книга 1, с. 205-227, 265-270. Книга 2, с.15-16, 28-36.

3. Петухов В.В. Психология мышления, с. 40-42 (2), 59-60 (6), 63-69.

4. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова, М.: МГУ, 1982, с.122-128.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., Мир, 1992, т.1, с. 427-434, 447-451.

6. Лидерс А.Г. Методы исследования умственного развития ребенка. М., 1980, с.14-17.

7. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологи-ческих методов в условиях использования компьютера. М.: МГУ, 1995, с.5-19, 43-47.

Дополнительная литература

9. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, с.351-368 (1,2), 281-288.

10. Айзенк Г. Проверьте свои способности. М., Мир, 1972, (2-е издание, Педагогика 1992).

11. Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1, с. 17-26, книга 2, с.6-15, 16-28.

12. Петухов В.В. Психология мышления, с.77-81.

13. Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Под ред. М.Г.Ярошевского, О.К.Тихомирова. М.: Наука, 1987, с.23-29.

14. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990, с.77-91 (2).

Тема 3. Феноменология мышления. Объект и Субъект мышления

А. Типы задач и виды мышления

  1. Объект и субъект мышления.

  2. Понятие «задача». Психологическая структура задачи. Соотношение понятий “задача” и “проблемная ситуация”. Психологическая структура проблемной ситуации.

  3. Визуальное и вербальное мышление, конкретное и абстрактное мышление.

  4. Интуитивное и дискурсивное мышление.

  5. Эмпирическое и теоретическое мышление.

  6. Сравнение практического и теоретического мышления (по Б.М.Теплову).

  7. Мышление аутистическое, эгоцентрическое и реалистическое.

  8. Продуктивное и репродуктивное мышление. Творческое и критическое мышление. Дивергентное мышление.


Литература

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т.2, с.388-395 (2,3,7).

2. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, с. 87-107(2), 113-129 (6), 141-144 (3), 145-148 (3,4), 149 -152 (4), 188-193 (6), 332-341 (3).

3. Петухов В.В. Психология мышления. 1987. с. 713 (1- 4, 6)

4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М., 2004, 328-337.

Дополнительная литература

5. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. с.109-112 (2), 130-144 (7), 311-313 (4), 356-365 (4).

6. Боно Эдвард де. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. М., 1976, (4). Или: Латеральное мышление. С-Пб.,1997, с.9-15, 44-52.

7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., Педагогика-Пресс, 1994, с.341-344.

8. Эсаулов А.Ф. Решение задач в науке и технике. Л., 1978, с.5-37 (7).

9. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990, главы 3, 4, с.77-99.

Б. Феноменология мышления. Индивидуально-личностная детерминация мышления

1. Общая характеристика субъекта мыслительной деятельности.

2. Личностные и ситуативные детерминанты мыслительной деятельности.

3. Мышление и самосознание личности. Рефлексия.

4. Роль защитных механизмов личности в регуляции мыслительной деятельности.

5. Индивидуальные особенности и типы мышления:

а) когнитивный стиль личности и индивидуальный стиль мыслительной деятельности;

б) типологические подходы к классификации “мыслящих личностей”.
Литература

1. Петухов В.В. Психология мышления, с.51-53 (2).

2. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995 (2,3,5).

3. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии / Исследование проблем психологии творчества. Ред. Я.А. Пономарева. - М., Наука, 1983, с.154-182 (3)

4. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М. Т., 1997, с. 16-48 (5-а).

5. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. М., 2002, с.13-82.

6. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, с.289-297 (2), 298-304 (2), 381-398.

7. Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Под ред. М.Г.Ярошевского, О.К.Тихомирова. М., Наука, 1987, с.181-203 (5).

8. Психологические исследования творческой деятельности. / Отв.ред. О.К.Тихомиров, М., Наука, 1975, с.143-149 (2), 18 1-204 (2).

9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002, 230 – 297 (4).

Дополнительная литература

10. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., Наука, 1990, с.44-52 (3), 77-91 (3), 131-148 (2).

11. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб., Экономическая школа, 1993, с.29-41 (6).

Темы 4-7. Основные подходы к изучению мышления.

1 . Описание мыслительного процесса в классической психологии сознания. Мышление как ассоциация представлений. Определение мышления в узком смысле (У.Джеймс).

2. Понимание мышления в психологии поведения. Мышление и научение. Концепция “проб и ошибок”.

3. Концепция вюрцбургской школы. Мышление как самостоятельный психический процесс. Активность, целенаправленность мышления.

4. “Теория комплексов” О.Зельца.

5. Изучение мышления с позиций гештальтпсихологии.

6. Генетический подход к исследованию мышления.

7. Информационный подход к анализу мышления.

Литература

1. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, с. 11-20 (1), 21-27 (3), 28-34 (4), 35-46 (1,5), 48-59 (6,8), 228-234 (2,5,6), 235-249 (6), 250-254 (3), 258-268(5), 313-327 (8).

2. Петухов В.В. Психология мышления, с.20-45 (1-6), 48-5 1 (7,8), 84-88 (4,5).

3. Годфруа Ж. Что такое психология, т.1, с.365-370 (6,8).

4. Тенденции развития психологической науки / Отв.ред. Б.Ф.Ломов, Л.И.Анцыферова. М., Наука, 1989, с.11-21.

5. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, с.46-63, 66-67 (2).

6. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. О.К.Тихомиров, М., Наука, 1975, с. 16-20.

7. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М., изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж, из-во НПО «МОдЭК», 2003 (серия «Психологи Отечества»), стр. 8-33.

8. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996 (или более поздние издания).

9. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб., 2001.

Дополнительная литература

11. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному (7).

12.Фрейд 3. Леонардо да Винчи (7).

13.Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., Прогресс, 1987, с.5-26, 269-295 (5).

14.Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. М., 1974, с. 473-520 (8).

15.Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982, с.184-248 (8).

16. Основные направления исследования мышления в капиталистических странах / Под ред. Е.В.Шороховой. М., Наука, 1966.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет iconВолгоградский государственный медицинский университет
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию российской федерации
И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет iconЦикла (тема занятия)
Федеральное агенство РФ по здравоохранению и социальному развитию Волгоградский Государственный медицинский университет
И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет iconУчебная программа
Гоу впо «волгоградский государственный медицинский университет федерального агенства по здравоохранению и социальному развитию российской...
И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет iconИ социальному развитию волгоградский государственный медицинский университет
Утверждено Учебно-Методической Комиссией по специальностям Социальная работа, Клиническая психология Волгму протокол №1 от 10. 2008...
И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет iconКонтрольные вопросы 23
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный...
И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет iconПротокол №1 от 01. 09. 2010 г. №131
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный...
И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет iconРегламент предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный...
И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет iconУрок русского языка в 9 классе по теме: «спп с несколькими придаточными»
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный...
И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет iconАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Волгоград 2010
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный...
И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет iconФедеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Волгоградский...
Для обучения по курсу «Статистика (Введение в обработку данных)» студенты должны обладать базовыми знаниями по курсам «Математический...
И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет iconСоматопсихические соотношения и внутренняя картина болезни у больных...
Работа выполнена в Учреждении Российской Академии медицинских наук Научно-исследовательском Институте клинической и экспериментальной...
И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет iconРоссийской федерации
«российский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет iconМаркелова Е. В., Костюшко А. В., Турмова Е. П., Гущина Я. С
...
И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет iconКафедры
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный медицинский университет...
И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет iconСоциальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский...
Методические указания предназначены для студентов отделения Клиническая психология и отделения Социальна работа Факультета социальной...
И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет iconПрограмма подготовки аспирантов по кардиологии составили: д м. н., профессор И. И. Чукаева
Гоу впо «российский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск