Учебная программа





НазваниеУчебная программа
страница1/3
Дата публикации28.05.2015
Размер0.52 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3
ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


«Утверждаю»

__________________
Ректор ВолГМУ

академик РАМН

Петров В.И.

«__» ______ 200

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

послевузовской профессиональной

подготовки врачей-интернов

специальности «оториноларингология»

Всего часов

Лекции

Практические занятия

Семинары


Составители: Шахова Е.Г., к.м.н.,

доцент, зав. кафедрой оторинола-

риногологии

Волгоград 2008
Учебная программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040111 «Отоларингология» и типового учебного плана и образовательной программы первичной специализации (интернатура) и клинической ординатуры по специальности «Оториноларингология» Москва, 2005г.


Учебная программа обсуждена на заседании кафедры оториноларингологии ВолГМУ от «_____»_________ 200 г., протокол № ___.
Зав. кафедрой ___________________ Шахова Е.Г.

Учебная программа утверждена на заседании Учебно-методической комиссии факультета послевузовского профессионального образования ВолГМУ

от «___» _________ 200 г., протокол № __________

Декан факультета послевузовского

профессионального образования,

док. соц. н., доцент М.Д. Ковалева


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ


Специалист отоларинголог - врач с высшим медицинским образованием, имеющим право самостоятельно оказывать специализированную оториноларингологическую помощь населению.

Подготовка врача специалиста отоларинголога осуществляется в вузах, медицинских Академиях и университетах, а также на факультетах последипломного профессионального образования.

Основными задачами последипломной подготовки врача-специалиста отоларинголога являются:

  • улучшение практической подготовки выпускника медицинских институтов, академий, университетов,

  • повышение профессионального уровня и степени готовности врача к самостоятельной врачебной деятельности,

  • формирование клинического мышления квалифицированного врача, ориентированного в сложной оториноларингологической патологии и в смежных специальностя

Первичная специализация – интернатура включает глубокую теоретическую подготовку, освоение принципов и методов профилактики и раннего выявления распространенных заболеваний, оказание квалифицированной помощи при неотложных состояниях, освоение навыков работы в амбулаторно-поликлинических условиях.

Задачи подготовки в интернатуре:

- изучить анатомию и физиологию органов уха, горла и носа

- изучить этиологию и патогенез воспаления слизистой оболочки и основных заболеваний ЛОР органов

- освоить методы обследования больного в условиях ЛОР кабинета, включая микроскопию и эндоскопию

- научится диагностировать заболевания ЛОР-органов;

- проводить лечение в амбулаторных и стационарных условиях заболеваний ЛОР-органов;

- оказывать экстренную помощь при патологии ЛОР-органов;

- овладеть диагностическими, лечебными манипуляциями и наиболее приме­няемыми хирургическими операциями в амбулаторных и стационарных ус­ловиях;

- иметь понятие о взаимосвязи ЛОР-патологии с другими органами и сис­темами организма человека, о принципах профилактики ЛОР-заболеваний и реабилитации больных с необратимой патологией ЛОР-органов.

  • знать вопросы организации ЛОР службы оториноларинголога, не только глубоко разбирающегося в вопросах физиологии и патологии уха и верхних дыхательных путей, но и осведомленного в организационных вопросах здравоохранения, в частности в вопросах страховой медицины, экономики здравоохранения, медицинской статистики, информатики и вычислительной техники.



II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Форма обучения – очная. Продолжительность обучения 1 год – 1728 часов , 48 недель. Профессиональная подготовка составляет 90 % всего учебного времени,т.е – 1556 ч и 10% - элективы:клиническая часть программы занимает 80% времени,фундаментальная подготовка – 7% времени,общественное здоровье и здравоохранение – 3% .Занятиям в поликлинике отводится 4 недели.

Подготовка врачей–интернов осуществляется под руководством заведующего кафедрой оториноларингологии Волгоградского государстенного медицинского университета на лечебной базе учреждения здравоохранения, утвержденной ректором ВолГМУ и комитетом здравоохранения. В административном отношении врачи-интерны подчиняются руководству ВолГМУ. Во время прохождения интернатуры молодые специалисты имеют права и несут ответственность за свои действия наравне с врачами лечебного учреждения.

Работа врача-интерна в оториноларингологическом отделении состоит из: участия в утренней конференции ЛОР-клиники и отделения; ежедневной самостоятельной курации 6-10 больных; обследования поступивших больных и оформления историй болезни; осуществления лечебных мероприятий совместно с руководителем; проведения всех диагностических манипуляций самостоятельно или с участием руководителя; участие в хирургических операциях, обходах заведующего клиники и отделением с докладами о курируемых больных; участия в патологоанатомических конференциях и научно-практических конференциях; выступления с докладами и демонстрациями курируемых больных на конференциях и заседаниях научного общества оториноларингологов; изучения фундаментальной и периодической специальной литературы, составления обзоров по различным темам специальности; реферирования литературы, написания рефератов по актуальным современным вопросам оториноларингологии ( 2 – 3 в году ), посещение лекций и семинарских занятий.

Обучение в клинической интернатуре проводится по учебному расписанию лекций, семинаров и индивидуальным планам-графикам врачей-интернов, со­ставленных на основании данного типового плана.

Выполнение учебного плана отражается в дневнике врача-интерна, в котором он фиксирует курации больных, выполнение диагно­стических, лечебных манипуляций, хирургических операций и другие виды деятельности. Достоверность записей заверяется руководителем подготов­ки.

Контроль обучения проводится ежеквартальными зачетами по основным разделам учеб­ного плана, а по окончании интернатуры врачи сдают квалификационный (сертификационный) экзамен.

По завершению обучения врач получает удостоверение и сертификат врача-оториноларинголога на право самостоятельной профессиональной деятельности.

Содержание специальности, задачи оториноларингологической службы. История развития оториноларингологии, основные научные школы. Орга­низация оториноларингологической помощи; диспансеризация: определе­ние, нозологические формы, подлежащие диспансерному наблюдению, до­кументация, этапы диспансеризации.
КЛИНИЧЕСКАЯ И ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ УХА, НОСА, ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ, ГЛОТКИ, ГОРТАНИ, ТРАХЕИ И ПИЩЕВОДА


  • Анатомия височной кости, наружного, среднего и внутреннего уха, клини­ческое значение особенностей строения детского уха. Развитие наружного, среднего и внутреннего уха.

  • Строение наружного слухового прохода, барабанной перепонки у взрослых и детей различного возраста. Барабанная полость, топография, стенки. Особенности строения барабанной полости у новорожденных и грудных де­тей (дегисценции стенок канала лицевого нерва, наличие миксоидной ткани и т.д.), имеющие клиническое значение.

  • Слуховая труба. Возрастные особенности строения слуховой трубы.

  • Сосцевидный отросток. Развитие сосцевидного отростка, связь его пневматизации с состоянием питания ребенка. Типы строения сосцевидного отро­стка и их клиническое значение.

  • Лицевой нерв, топография, ветви. Особенности хода лицевого нерва у новорожденных и детей раннего воз­раста.

  • Внутреннее ухо, его строение, связи с задней черепной ямкой.

  • Проводящие пути слухового и вестибулярного анализаторов.

  • Клиническая анатомия носа и околоносовых пазух.

  • Возрастные особенности строения носа, в том числе у новорожденных и де­тей раннего возраста.

  • Развитие околоносовых пазух, их топография.

  • Особенности артериального и венозного кровоснабжения, лимфооттока на­ружного носа, полости носа и околоносовых пазух, их клиническое значе­ние.

  • Особенности иннервации полости носа, их значение для клиники.

  • Топогра­фия лицевого черепа, ее особенности у детей.

  • Клиническая анатомия глотки: отделы, слои, кровоснабжение, лимфатиче­ская система, иннервация. Топография глотки. Лимфаденоидное глоточное кольцо. Клетчаточные пространства глотки.

  • Возрастные особенности строения глотки у детей, их клиническое значение.

  • Клиническая анатомия гортани: хрящи, суставы и связки, наружные и внут­ренние мышцы, крово- и лимфоснабжение, иннервация. Топография гортани.

  • Возрастные особенности строения и топографии гортани, трахеи и брон­хов у детей, их клиническое значение.

  • Клиническая анатомия пищевода у взрослых и детей; слои, сужения, крово- и лимфоснабжение, иннервация, топография.

  • Послойная топография орга­нов шеи.


ФИЗИОЛОГИЯ СЛУХОВОГО, ВЕСТИБУЛЯРНОГО, ОБОНЯТЕЛЬНОГО И ВКУСОВОГО АНАЛИЗАТОРОВ, ЛИМФАДЕНОИДНОГО ГЛОТОЧНОГО КОЛЬЦА, НОСА И ГОРТАНИ


  • Слуховой анализатор. Адекватный раздражитель слухового анализатора. Физиологические осо­бенности слухового анализатора.

  • Механизм звукопроведения: значение элементов наружного, среднего, внутреннего уха в звукопроведении. Костная проводимость. Акустический импеданс.

  • Физиология звуковосприятия. Механизм трансформации звуковой энергии в нервный процесс.

  • Теории слуха; резонансная (Гельмгольца) и гидродинамическая (Бекеши). Доказательства и критика этих теорий с позиций морфологии, физиологии, профессиональной патологии и общей методологии.

  • Физиология вестибулярного анализатора. Вестибулосоматические, вестибуловегетативные, вестибулосенсорные реф­лексы, их морфологическая основа.

  • Нистагм, его происхождение и особенности (фазы, степень, вид, направле­ние). Закономерности нистагменной реакции: закон Эвальда и железные за­коны Воячека. Отличия лабиринтного и стволового вестибулярного нистаг­ма. Понятие о позиционном нистагме и его диагностическом значении.

  • Физиология полукружных каналов, адекватные раздражители рецепторов полукружных каналов, пороги чувствительности.

  • Физиология отолитового аппарата, его значение для развития двигательной сферы ребенка. Механизм действия (взгляды Брейра, Матуса, Квикса; со­временное представление о механизме раздражения отолитового аппарата). Влияние отолитового аппарата на функцию полукружных каналов.

  • Физиология носа и околоносовых пазух. Дыхательная, обонятельная, за­щитная, резонаторная функции носа, их механизмы. Значение слизистой оболочки носа в формировании местного иммунитета. Лимфо-эпителиальный симбиоз. Понятие хоуминга. Функция информации. Мукоцилиарный клиренс. Эстетическая функция носа. Физиологическое значе­ние перегородки носа. Физиологическое значение околоносовых пазух. Аэ­родинамика в полости носа, ее значение.

  • Физиология глотки и пищевода. Механизм акта глотания. Защитная функ­ция глотки. Физиология лимфаденоидного глоточного кольца, его значение в иммунной защите организме, формирование нервно-рефлекторных связей.

  • Физиология гортани. Механизм дыхательной, защитной, голосообразовательной и речевой функ­ций. Певческий голос. Особенности физиологии гортани у детей различного возраста. Мутация голоса у подростков.



МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УХА, НОСА, ГЛОТКИ, ГОРТАНИ,

ТРАХЕИ, БРОНХОВ, ПИЩЕВОДА

  • Методы исследования уха. Экзо- и эндоотоскопия. Отомикроскопия.

  • Определение подвижности барабанной перепонки и проходимости слуховой трубы.

  • Рентгенологическое исследование - рентгенография височной кости в укладке

  • по Шюллеру, Майеру, Стенверсу, томография послойная, компьютерная, магнитнорезонансная.

  • Методы исследования носа и околоносовых пазух. Риноскопия передняя, средняя, задняя. Пункция и зондирование околоносовых пазух.

  • Микрориноскопия. Фиброскопия носа и околоносовых пазух.

  • Рентгенологическое исследование носа и околоносовых пазух - обзорная и контрастная рентгенография, томография послойная, компьютерная, магнитнорезонансная. Диафаноскопия.

  • Методы исследования глотки. Оро- и мезофарингоскопия. Задняя риноскопия, пальцевое исследование носоглотки. Фиброскопия. Гипофарингоскопия непрямая и прямая. Рентге­нологическое исследование - обзорная и контрастная рентгенография, ком­пьютерная томография. Фарингомикроскопия.

  • Методы исследования гортани, трахеи, бронхов и пищевода. Непрямая и прямая ларингоскопия. Стробоскопия. Микроларингоскопия. Рентгенграфия и томография гортани (послойная и компьютерная). Верхняя и нижняя трахеобронхоскопия. Эзофагоскопия, рентгеноскопия и рентгено­графия пищевода. Фиброларингоскопия.

  • Дополнительные методы исследования уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани: термография, эхолокация, радиоизотопная диагностика, ангиография, биопсия.



МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХОВОЙ, ВЕСТИБУЛЯРНОЙ,

ОБОНЯТЕЛЬНОЙ И ВКУСОВОЙ ФУНКЦИЙ


  • Исследования слуховой функции. Исследование слуха речью. Камертональная акуметрия. Тональная порого­вая аудиометрия. Тональная надпороговая и речевая аудиометрия. Ультра­звуковая аудиометрия. Исследование слуха в расширенном диапазоне час­тот. Исследование бинаурального слуха. Безусловные рефлексы Бехтерева и Шурыгина, условные рефлексы на звук. Тесты Говсеева, Ломбарда. Игровая ау­диометрия

  • Импендансометрия.. Компьютерная аудиометрия — исследование слуховых мозго­вых вызванных потенциалов. Электрокохлеография.

  • Исследование функции вестибулярного анализатора. Исследование статического и динамического равновесия.

  • Исследование спонтанного и позиционного нистагма. Исследование оптокинетического нистагма.

  • Исследование рецепторов полукружных каналов. Калорическая проба: моно-, би-, политермальная. Вращательная проба по методике Барани. Купулометрия. Прессорная проба.

  • Методы исследования отолитового аппарата. Отолитовая реакция по Воячеку. Кумулятивные пробы - исследо­вание на четырехштанговых качелях.

  • Исследование обонятельной и вкусовой функций. Исследование обоняния с помощью набора Воячека. Ольфактометрия. Ис­следование вкуса. Электрогустометрия. .



КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ УХА

  • Уродства и пороки развития уха: дисплазия наружного уха, врожденная ушная фистула. Их значение в общей патологии детского возраста.

  • Травмы уха. Ранение ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанной пере­понки, барабанной полости, сосцевидного отростка. Продольный, попереч­ный, косой переломы височной кости, Отморожение ушной раковины. Тер­мический и химический ожоги уха.

  • Инородные тела уха у взрослых и детей. Распознавание, способы удаления. Серная пробка.

  • Инфекционно-воспалительные заболевания уха.

  • Воспаление наружного уха: фурункул, диффузный наружный отит, рожа, перихондрит ушной раковины.

  • Отомикоз: клиника, диагностика, лечение и профилактика.

  • Острый гнойный средний отит. Этиология, патогенез, патологическая ана­томия, клиника (стадии). Неотложная помощь, лечение. Показания к парацентезу и тимпанопункции, шунтированию. Исходы.

  • Острый мастоидит; его разновидности (зигоматицит, верхушечпошейный мастоидит, сквамит, петрозит). Диагностика, лечение.

  • Клиника, особенности течения и лечения острых отитов при инфекционных заболеваниях (корь, скарлатина, грипп, дифтерия, туберкулез).

  • Острый средний отит у новорожденных и детей грудного возраста. Патоге­нез, клиника, диагностика, лечение.

  • Антрит явный, латентный, его распо­знавание и лечение. Осложнения. Показания к антропункции, антротомии. Медикаментозное лечение, неотложная помощь при отоантрите.

  • Рецидивирующий острый средний отит у детей. Патогенез, клиника, ос­ложнения, лечение. Профилактика гнойных средних отитов у детей.

  • Хронический гнойный средний отит. Классификация. Патогенез и патологическая анатомия, механизм и возникновение холестеатомы. Клиника. По­нятие о патоморфозе хронического гнойного среднего отита.

  • Лечение хронического гнойного среднего отита. Консервативное лечение. Хирургическое лечение (антродренаж, аттикоантротомия, общеполостная операция уха, тимпанопластика: приципы, варианты, условия выполнения). Особенности течения и лечения хронического среднего отита у детей.

  • Парезы и параличи лицевого церва при острых и хронических средних оти­тах, при синдроме Ханта, параличе Белла, принципы лечения.

  • Тимпаногенные лабиринты: классификация, патогенез, клиника, диагности­ка. Лечение воспалительных заболеваний внутреннего уха.

  • Отогенные внутричерепные осложнения. Патогенез и патологическая ана­томия. Клинические формы: гнойный менингит, менингоэнцефалит, арах­ноидит, экстрадуральный и субдуральный абсцесс, синустромбоз, абсцесс мозга, мозжечка); их диагностика, принципы лечения, профилактика. Отогенный сепсис, его клинические формы, современные принципы лечения.

  • Особенности клинического течения отогенных внутричерепных ос­ложнений и отогенного сепсиса у детей.

  • Негнойные заболевания уха.

  • Катар среднего уха, экссудативный средний отит у взрослых и детей. Этио­логия, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика. Аэроотит. Патогенез, клиника, диагностика, профилактика, неотложная по мощь, лечение.

  • Адгезивный средний отит. Патогенез, клинические формы, лечение, профи­лактика.

  • Отосклероз. Этиология и патогенез. Клиника, диагностика, современное ле­чение. Виды хирургических вмешательств и показания к ним. Профилакти­ка.

  • Болезнь Меньера. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифферен­циальный диагноз, лечение. Принципы неотложной помощи при острой вестибулярной дисфункци.

  • Внезапная и острая нейросенсорная тугоухость у взрослых и детей. Этиоло­гия, патогенез, классификация, клиника, принципы лечения. Кохлеовестибулярный неврит.

  • Хроническая стадия нейросенсорной тугоухости у взрослых и детей. Ди­агностика, лечение, профилактика.

  • Профессиональные поражения внутреннего уха. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.

КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ НОСА И


ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ


  • Врожденные уродства и аномалии развития носа. Врожденная атрезия хоан (распознавание, методы лечения). Наружные и внутренние мозговые грыжи носа. Травмы носа и околоносовых пазух у взрослых и детей. Классификация, механизм, принципы оказания неотложной помощи и лечения. Врожденные и приобретенные дефекты и деформации носа.

  • Инородные тела носа и околоносовых пазух. Причины попадания, распо­знавание, способы удаления.

  • Носовые кровотечения у взрослых и детей: причины, неотложная помощь, общие и местные способы остановки кровотечения. Определение источника кровотечения и степени кровопотери. Хирургические способы остановки носовых кровотечений.

  • Фурункул носа. Этиология, патогенез, клинические формы, лечение и про­филактика. Диагностика и лечение осложненной формы фурункула носа.

  • Острый насморк у взрослых и детей старшего возраст. Этиология, патоге­нез, клиника (стадии), лечение и профилактика.

  • Острый ринофарингит у детей грудного возраста. Симптомы, распознава­ние, неотложная помощь, профилактика осложнений.

  • Хронические риниты у взрослых и детей (катаральный, гипертрофический, атрофический). Этиология, патогенез, клиника, принципы лечения и про­филактика. Значение профессиональных факторов в развитии различных форм хронического ринита

  • Озена. Этиология, патогенез, клиника, дифференциальная диагностика. Со­временные методы лечения.

  • Нейровегетативный ринит. Патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика.

  • Аллергический ринит, распознавание.

  • Поллинозы. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.

  • Острые и хронические синуситы у взрослых и детей. Этиология, патогенез, патологическая анатомия, классификация. Принципы диагностики.

  • Острый гайморит, этмоидит, фронтит, сфеноидит. Лечение и профилактика. Острый остеомиелит верхней челюсти у детей.

  • Хронические синуситы: клиника и принципы лечения. Острый и хронический одонтогенный гайморит, особенности лечения.

  • Грибковый риносинусит. Клиника, принципы диагностики, специфическое и патогенетическое лечение.

  • Дифференциальная диагностика хронического синусита и злокачественных новообразований носа и околоносовых пазух. Осложнение синуситов.

  • Бронхолегочные осложнения. Патогенез, клинические варианты, принципы лечения. Значение совместной работы оториноларингола и терапевта (педи­атра) в диагностике и лечении этих состояний. Синдром Видаля. Синдром Картагенера.

  • Внутриглазничные осложнения синуситов. Патогенез, клинические формы, отек век и клетчатки глазницы (периостит, субпериостальный абсцесс, абс­цесс век, флегмона глазницы, ретробульбарный неврит), диагностика, лече­ние.

  • Риносинусогенные внутричерепные осложнения (базальный лептоменингит, оптохиазмальный арахноидит, гнойный менингит, абсцесс мозга, тромбоз кавернозного синуса). Патогенез, симптоматология, клиническая диагностика, лечение (хирургическая тактика и интенсивная терапия).


КЛИНИКА. ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ ГЛОТКИ И

ПИЩЕВОДА





  • Острый фарингит. Этиология, патогенез, клиника, дифференциальная диаг­ностика, лечение.

  • Классификация тонзиллитов. Острый тонзиллит. Этиология, патогенез, клинические формы, лечение, профилактика. Дифференциальная диагно­стика первичного острого тонзиллита и дифтерии глотки. Ангина язычной и глоточной миндалин. Клиника, диагностика, лечение.

  • Ангины при инфекционных заболеваниях и заболеваниях системы крови. Грибковые поражения глотки. Патогенез, клиника, дифференциальная ди­агностика, лечение.

  • Паратонзиллит и паратонзиллярный абсцесс. Патогенез, клинические фор­мы, отличия от других воспалительных заболеваний глотки, клиническая картина в зависимости от локализации гпойника. Осложнения. Неотложная помощь, принципы лечения и профилактика.

  • Латерофарингеальный абсцесс (флегмона). Тонзиллогенный медиастенит. Пути и условия проникновения инфекции в латерофарингеальное простран­ство и медиастинум. Врачебная тактика, принципы лечения.

  • Тонзиллогенный сепсис. Патогенез, клинические формы, диагностика хи­рургическая тактика и интенсивная терапия.

  • Заглоточный абсцесс. Этиология, патогенез, клиническая картина с учетом локализации гнойника. Дифференциальная диагностика. Лечение.

  • Хронический тонзиллит у взрослых и детей. Определение, этиология, пато­генез, клиническая классификация, клиника, диагностика. Значение клас­сификации по И.Б. Солдатова для выбора способа лечения хронического тонзиллита. Консервативное лечение.

  • Хирургическое лечение: абсолютные и относительные показания, противопоказания, осложнения. Выбор метода хирургического лечения: тонзнллэктомия, ультразвуковая, крио-, лазерная деструкция. Профилактика.

  • Связь хронического тонзиллита с патологией внутренних органов и нервной системой у взрослых и детей. Связанные с тонзиллитом заболевания. Значение иммунотерапии в комплексном лече­нии и профилактике хронического тонзиллита. Хронический фарингит. Причины, клинические формы, лечение и профилактика.

  • Гипертрофия лимфаденоидного глоточного кольца. Этиология и патогенез. Аденоидные разращения. Клиника, диагностика, лечение. Влияние аденои­дов на состояние дыхательной, нервной, зубочелюстной системы у детей. Острый и хронический аденоидит. Клиника, диагностика, лечение. Аденотомия, показания, подготовка, техника операции, осложнения.

  • Гипертрофия небных миндалин. Клиника, дифференциальная диагностика с новообразо­ваниями глотки. Лечение.

  • Аномалии развития глотки, пищевода (дивертикул), врожденные свищи и кисты шеи. Диагностика, принципы лечения.

  • Травмы глотки у взрослых и детей. Неотложная помощь, лечение, профилактика.

  • Инородные тела глотки. Диагностика, удаление инородных тел. Инородные тела пищевода у взрослых и детей. Клиническая картина, ос­ложнения, клиническая и рентгенологическая диагностика. Неотложная по­мощь.

  • Химические ожоги полости рта, глотки и пищевода у взрослых и детей. Па­тологическая анатомия. Клиника. Осложнения. Неотложная помощь. Лече­ние рубцовых стенозов пищевода.
КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ ГОРТАНИ

  • Врожденный стридор гортани. Патогенез. Клиника, диагностика, лечение. Дефекты развития гортани (кисты, мембраны); распознавание, принципы лечения

  • Острый катаральный ларингит у взрослых и детей. Этиология и патогенез. Клиника. Лечение и профилактика.

  • Флегмонозный ларингит, гортанная ангина, перихондрит гортани. Этиоло­гия, патогенез, клиника, осложнения. Диагностика. Неотложная помощь, лечение.,

  • Стенозы гортани. Причины и патогенез. Классификация. Клиника острого и хронического степоза гортани. Особенности стенозов гортани у детей. Дифференциальная диагностика стенозов гортани с другими нарушениями внешнего дыхания (ларингоспазм, бропхоспазм, стеноз трахеи). Неотлож­ная помощь и интенсивная терапия при стенозах гортани у взрослых и де­тей.

  • Интубация гортани, показания, техника, возможные осложнения. Со­временные показания к трахеостомии. Осложнения во время и после опера­ции, их профилактика. Упрощенные виды горлосечения (конико-крикотомия): показания, техника, возможные осложнения, профилактика.

  • Ларингоспазм у детей. Причины, клиника, неотложная помощь, лечение. Аллергический отек гортани. Причины, патогенез, клиника. Неотложная помощь. Лечение и профилактика.

  • Острый ларинготрахеит. Этиология и патогенез. Патологическая анатомия. Клиника. Клинические формы. Дифференциальная диагностика с дифтери­ей, инородным телом гортани. Неотложная помощь. Этапное лечение. Про­филактика.

  • Хронический ларингит у взрослых и детей. Причины, патогенез, клиниче­ские формы, принципы лечения и профилактика. Паралич гортани. Этиология, патогенез, симптомы, диагноз, принципы лечения.

  • Инородные тела гортани, трахеи и бронхов. Причины попадания инородных тел в дыхательные пути у взрослых и детей. Клиническая картина инород­ных тел гортани, трахеи и бронхов, осложнения. Рентгенодиагностика ино­родных тел бронхов. Врачебная тактика, неотложная помощь, способы удаления. Профилактика.

  • Инфекционные гранулемы верхних дыхательных путей. Туберкулез, вол­чанка, сифилис, склеромы дыхательных путей. Этиология, патогенез, мор­фология, клиника, диагностика, принципы лечения. Гранулематоз Вегенера. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Оториноларингологическая симптоматика синдрома приобретенного имму­нодефицита человека (СПИД). Клиническая и лабораторная диагностика. Эпидемиология, группы риска. Вопросы медицинской деонтологии при ра­боте с носителями ВИЧ. Меры эпидемиологической и социальной защиты медицинских работников от ВИЧ. Принципы лечения и профилактика СПИДа.
НОВООБРАЗОВАНИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

И УХА

  • Новообразования носа и околоносовых пазух.

  • Доброкачественные опухоли носа и околоносовых пазух (папилломы, ан­гиомы, хондромы, остеомы). Клиника, диагностика, лечение. Псевдоопухо­левые процессы (кисты).

  • Злокачественные опухоли носа и околоносовых пазух (рак, саркома, мела-нобластома, эстезионейробластома). Клиника, принципы клинической и рентгенологической диагностики, лечение. Новообразования глотки.

  • Доброкачественные опухоли глотки (фибромы, папилломы, ангиомы, лим-фангиомы, невриномы). Клиника, диагностика, лечение. Ангиофиброма основания черепа. Клиническая картина в зависимости от вариантов направления роста и стадии процесса. Диагностика. Лечение. Злокачественные опухоли глотки (рак, лимфоэпителиома, ретикулосарко-ма). Клиническая картина в зависимости от структуры и локализации про­цесса. Диагностика, принципы лечения.

  • Новообразования гортани. Доброкачественные опухоли гортани (папилломы, гемангиома, полип гор­тани). Симптомы, диагностика, лечение.

  • Рак гортани. Распространенность, гистологическая картина, факторы, спо­собствующие заболеваемости раком гортани.

  • Предраковые заболевания гортани. Классификация. Клиническая картина. Ранние симптомы с учетом локализации первичного очага. Осложнения.

  • Диагностика и дифференци­альная диагностика рака гортани. Принципы лечения рака гортани с учетом локализации и стадии развития. Профилактика.

  • Особенности клинического течения рака гортани у детей и подростков.

  • Новообразования уха.

  • Доброкачественные опухоли уха (папиллома, гемангиома, хондрома, ос­теома). Диагностика, принципы лечения.

  • Невринома преддверно-улиткового нерва. Клиника (стадии). Диагностика (ранние симптомы). Принципы организации обследования больных с по­дозрением на новообразование VIII нерва. Лечение.

  • Гломусная опухоль среднего уха. Морфология, клиника. Диагностика и

  • лечение.

  • Рак наружного и среднего уха. Симптомы. Диагностика и лечение.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР И ЭКСПЕРТИЗА В ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ

Врачебно-трудовая экспертиза. Классификация нетрудоспособности при заболеваниях уха и верхних дыхательных путей. Методы определения степени нетрудоспособности. Временная, стойкая нетрудоспособность. Причины инвалидности (общая, профессиональная, трудовое увечье, военная травма) Группы инвалидности. Экспертное заключение и показания к трудоустройству ЛОР-больных. Работа экспертных комиссий, Профессиональный отбор. Военно-медицинская экспертиза.

ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

  • Общие вопросы организации оториноларингологической помощи в стране Работа лечебно-профилактических учреждений. Организация работы ЛОР кабинета.

  • Тактика ведения больного в условиях поликлиники. Назначение необходи­мых обследований, консультаций других специалистов. Проведение диффе­ренциального диагноза. Лечебные мероприятия.

  • Установление диагноза и оказание экстренной помощи при инородных те­лах уха, носа, глотки и гортани, носовом кровотечении, стенозе гортани.

  • Организация лечебной помощи при инородных телах трахеи, бронхов, пи­щевода, при отогенных и риносинусогенных, тонзиллогенных осложнениях инфекционно-воспалительных заболеваний уха, носа и околоносовых пазух, глотки.

  • Организация и проведение комплекса мероприятий по диспансеризации оториноларингологических больных.

  • Оформление медицинской документации, предусмотренной законо­дательством по здравоохранению. Составление отчета о работе.

СУРДОЛОГИЯ

  • Тугоухость, глухота, глухонемота у детей. Этиология, патогенез. Классифи­кация тугоухости и глухоты. Распознавание глухоты и тугоухости. Влияние остатков слуха иа развитие речи.

  • Реабилитация слабослышащих и глухих людей (медикаментозная, физиоте­рапевтическая, хирургическая, социальная). Слухопротезирование. Органи­зация помощи тугоухим, глухим, глухонемым.

ОТОНЕВРОЛОГИЯ

Периферические и центральные кохлеовестибулярные синдромы. Клиническая классификация и дифференциальная диагностика вестибулярных расстройств.

ФОНИАТРИЯ

  • Физиология голосообразования. Свойства певческого и разговорного голо­са. Возрастная эволюция голосовой функции.

  • Различные виды дисфоний; функциональные, на почве патологических изменений в нервно-мышечном аппарате гортани, патологических процессов в продолговатом мозге, межу­точном мозге, кортикальных центрах. Дифференциальная диагностика. Ме­тоды лечения.


НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ СЛЕДУЮЩИХ СОСТОЯНИЯХ:

  • анафилактический шок,

  • острая кровопотеря,

  • острая сердечная и дыхательная недостаточность,

  • острые интоксикации.



Ш. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ОКОНЧАНИИ КЛИНИЧЕСКОЙ ИНТЕРНАТУРЫ
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная программа iconРабочая учебная программа по математике 7
Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых...
Учебная программа iconРабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «лыжная подготовка»
Учебно-методический комплекс. Учебная программа для студентов направления 032100. 62
Учебная программа iconУчебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2
У 93 Основы исследовательской деятельности: учебная программа для профильных классов общеобразовательных учреждений / А. А. Ушаков....
Учебная программа iconПамятка для студента учебная практика «Учебная ознакомительная медицинская»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебная программа iconУчебная программа дисциплины современное отечественное литературоведение...
Учебная программа составлена А. Ю. Колпаковым, к ф н., доцентом каф русской литературы
Учебная программа iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине Политология
Учебная программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, учебная...
Учебная программа iconУчебная литература
Литературное чтение: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.; методическими...
Учебная программа iconРабочая учебная программа дисциплины Практические технологии отрасли,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебная программа iconРабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание»
Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В
Учебная программа iconРабочая учебная программа Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Международный протокол и этикет [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: тгамэуп, 2013. 50 с
Учебная программа iconРабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент»
Учебная программа iconРабочая учебная программа Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Внешняя политика и дипломатия [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: тгамэуп, 2013. 27 с
Учебная программа iconРабочая учебная программа Направление подготовки 030900 «Юриспруденция»
Уголовное право. [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2011. – 72 с
Учебная программа iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело»
Учебная программа iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы...
Учебная программа iconУчебная литература
А., Проснякова Т. Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск