Учебная литература





Скачать 302.67 Kb.
НазваниеУчебная литература
страница1/2
Дата публикации14.09.2014
Размер302.67 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2



Пояснительная записка

В основу рабочей программы по литературному чтению для 1 А класса МБОУ СОШ № 3 положена авторская программа, разработанная В. А. Лазаревой, которая обеспечена учебником В. А. Лазарева. Литературное чтение: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.); методическими рекомендациями: В. А. Лазарева. 1 класс. Методические рекомендации к курсу. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.).

Курс «Литературное чтение» в 1 классе имеет продолжительность 10 учебных недель по 4 ч в неделю, рассчитан на 40ч.

Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

Задачи курса:

- формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего - художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;

- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств;

- развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;

- формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.

Решение этих задач, прежде всего, зависит от уровня сформированности у ребенка механизма чтения и навыков работы с разными видами текстов: научно-популярными и художественными. Основы этой учебной деятельности закладываются при изучении букваря. На уроках литературного чтения продолжается освоение ребенком механизма чтения самого сложного для восприятия - художественного текста. Дети читают вслух и про себя, развивая технические навыки и совершенствуя качества чтения, не только такие, как осознанность и самостоятельность, но и выразительность. Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением. Поскольку дети читают художественные тексты, они должны научиться не только извлекать эмоционально-образную информацию, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся. Кроме того, очень важно научить ребенка искать необходимую ему информацию в справочных изданиях, детских журналах и грамотно использовать Интернет, удовлетворяя свою природную и приобретенную познавательную активность.

В настоящее время одной из самых главных задач изучения предмета «Литературное чтение» в школе является духовно-нравственное воспитание учащихся.

Глубокому освоению учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют, прежде всего, содержание курса, включение в круг чтения детей высокохудожественных и нравственно ориентированных произведений, а также система вопросов и заданий к текстам, обращенная к жизненному опыту и проблемам ребенка. В число программных произведений вошли классические тексты родной и мировой литературы, произведения современных поэтов и писателей, а также фольклорные и авторские тексты народов России. Все произведения отбирались по двум основаниям: высокому уровню художественности и высоте и значимости их нравственного потенциала.

Главным условием решения задач нравственного развития и начального литературного образования младших школьников является совершенствование форм и методов организации ценностно-ориентированной деятельности учащихся в процессе самостоятельного анализа художественных произведений на уроках литературного чтения. Огромную роль в осуществлении этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов осмысления нравственных ценностей и сопереживания, поскольку как в постижении художественного текста, так и в деле нравственного развития учащихся особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания.

Важнейшим психическим механизмом формирования нравственных понятий и убеждений является оценка, в нашем предмете - нравственная оценка действий героев произведения. Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями литературного героя, а по сути - своего народа и всего человечества, воплощенными в произведении его автором. В конечном итоге он сможет воспринять «чужое» или даже чуждое ему как свое, личное, получит представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые станут для него примером, даже идеалом. Тем более что следование ребенка примеру уважаемых им взрослых или полюбившемуся литературному герою - важнейший метод нравственного воспитания.

Читая и анализируя произведение в процессе педагогически верно организованных обсуждений и споров, ребенок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, о любви и ненависти, об истоках зла и добра, о возможностях человека и его месте в мире; осмысливает нравственные образцы и «примеривает» их на себя. В учебниках в конце каждой главы или объемного, важного для детей текста даются вопросы для обобщения учеником-читателем проблемы главы. Они помогут учителю в организации разговора в классе. Огромную роль в этих разговорах играет ценностно-смысловая учебная коммуникация, организованная учителем на уроке. Коллективное обсуждение нравственных проблем, участие в диалоге, иногда и споре позволяет развивать коммуникативные умения учащихся, а кроме того, учит их системно мыслить, не только анализируя, но и синтезируя, обобщая, делая собственные выводы из конкретных фактов.

Реализуя принципы системно-деятельностного подхода к обучению, мы выстроили систему нравственного воспитания, прежде всего, с опорой на интеллектуальные, волевые, эмоциональные, психические сферы личности учащихся, активизируя в процессе учебной деятельности их творческие задатки и работу воображения. Все это реализуется на уроках литературного чтения в русле развития и углубления нравственных представлений учащихся через осмысление и эмоциональное принятие ими основных нравственных качеств человека, характеризующих его отношение к гражданским ценностям, к Родине, ее культуре, народу, природе и традициям; к добру и злу; к другим людям и к себе; стремление человека к добру и справедливости. Одновременно происходит осмысление главных особенностей русского национального характера: патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма, совестливости, терпимости, толерантности и др.

Педагогически этот процесс развивается в логике «от слова к делу»:

1. Первоначальные представления о нравственной норме.

2. Осмысление ее.

3. Эмоциональное принятие.

4. Воплощение в слове (вербальный уровень).

5. Воплощение в поступке (социальный уровень).

Освоение последнего уровня невозможно только в рамках урока, когда ученики сидят за партами. Отсюда - необходимость выхода во внеклассную и даже внешкольную деятельность. На этом уровне самой продуктивной в деле воспитания и нравственного развития ребенка является организация проектной деятельности. Поэтому в учебники для 3 и 4 классов мы заложили четыре долгосрочных социальных проекта, особую воспитательную ценность которым придает вовлечение в работу над ними родителей, и особенно бабушек и дедушек, чтобы не «порвалась связь времен».

Особая ценность курса заключается в том, что все эти уровни, начиная с самого первого, ученик-читатель проходит самостоятельно. Даже нравственные ценности ребенок извлекает из текста при его анализе, а не получает от учителя. Поэтому вторая важнейшая сторона работы учителя - обучение ребенка анализу текста.

Литературоведческая пропедевтика предполагает в курсе литературного чтения необходимость знакомства учеников с основами теории литературы, основными литературоведческими понятиями и терминами и формирование у учеников-читателей навыков простейших видов анализа художественного текста. В начальной школе формируются представления учеников-читателей об образной природе художественного текста, закладывается фундамент целостного анализа произведения, формируется способность полноценно воспринимать художественный текст, уметь находить в тексте и работать с эмоционально-образной информацией. Поэтому основные умения, составляющие основу читательской компетентности, следующие:

- умение увидеть картину, нарисованную автором;

- умение эмоционально отозваться на прочитанный текст;

- умение понять авторскую мысль.

Очень важно, что в процессе этой деятельности происходит интенсивное общее и гуманитарное развитие ребенка, поскольку он «думает, чувствует, догадывается, воображает» (С.Я. Маршак). Кроме того, формируются эстетические ценности и вкус ребенка, что особенно важно сегодня, в период безыдейности и безвкусия, льющихся мутным потоком в души наших детей с телеэкранов и из СМИ.

Поскольку нравственно-эстетические ценности и идеалы «впаяны» в художественное произведение, они извлекаются и осваиваются ребенком в процессе читательской деятельности. Это определяет практическую направленность курса литературного чтения: все, что узнают учащиеся, они извлекают из текста в процессе самостоятельной, усложняющейся читательской деятельности, направляемой и организуемой учителем. Понятийный аппарат вводится осторожно и постепенно в соответствии с возрастом учеников. Так, представление об эпитете начинает формироваться у учащихся уже в 1 классе. Но на этом этапе при анализе стихотворения учитель спрашивает у ученика-читателя: «Серебряное платье - сделанное из серебра?» И просит найти в произведениях другие «рисующие слова». И только в 3 классе вводится понятие «эпитет». Наблюдая за героями эпических произведений, учащиеся получают первоначальные представления о сюжете, характере героя и способах его создания в фольклоре и авторской литературе.

Одной из главных задач литературного чтения является развитие речи учащихся. Курс литературного чтения органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также через процесс развития собственной устной и письменной речи. Эти задачи решаются, прежде всего, с помощью материалов раздела «Предварительное чтение», помещенного в учебниках. Содержание и формы работы со словом и словосочетаниями в этом разделе не только позволяют отрабатывать технику чтения учащихся, но и способствуют формированию орфографической зоркости и интереса к этимологии слова, а значит, к истории родного языка и к истории России.

Главные задачи развития речи ребенка на уроках литературного чтения - это перевод информации, извлекаемой из художественного текста учеником-читателем, на его язык и передача своих впечатлений другим людям. Особое значение мы придаем организации учебного диалога. Чаще всего он превращается в полилог, в котором участвуют и ученик, и его товарищи, и учитель, да и автор произведения тоже, поскольку ученики-читатели должны не только понять авторскую позицию, но и «отнестись к ней»: согласиться или не согласиться, поспорить с автором, как и с другими участниками диалога и т.д. Этот вид учебной деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, а в воспитательном плане - формированию такого важного человеческого качества, как толерантность.

Основные направления в работе над развитием речи учащихся следующие:

- расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиск слова точного и выразительного;

- формирование умения правильно понимать вопрос, другое мнение и логически точно и доказательно строить ответ, свое суждение, рассуждение;

- создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, а затем и на уровне творчества;

- развитие способности к выразительному чтению художественных текстов, передачи слушателям своего внутреннего видения и эмоционального состояния;

- развитие навыков редактирования своего текста на основе рефлексии.

Развитие способности к рефлексии, специально организованная деятельность по оценке своего труда, самооценка, универсальные регулятивные учебные действия необходимы ребенку не только в учебной деятельности, но и в жизни как важнейшее личностное качество. Поэтому на уроках предусмотрены не только саморедактирование, но и начальные задания, предполагающие наблюдение ученика-читателя за своими душевными движениями, их причинами и собственными усилиями ума, а также их анализ. Так запускается механизм самоанализа.

Основу и логику процесса развития речи и творческих способностей детей составляет постепенное убирание «опор»: в речевой деятельности - движение от изложения к сочинению, в других видах творческих работ - от действий по образцу и алгоритму к созданию своего собственного текста, от подражания - к творчеству. Опыт творческой деятельности учащиеся получают в разных сферах: читательской, речевой, собственно художественной (рисование), драматической (чтение по ролям, инсценирование) и др. Значение творчества в жизни детей трудно недооценить, оно развивает, формирует ученика как личность, а в литературном творчестве, особенно драматическом, позволяет перевоплотиться, примерить на себя чужую роль, а значит - понять другого человека. Это очень важно для нравственного воспитания и для жизни ребенка. Как говорил Л.Н. Толстой, «если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Эта мысль великого писателя и педагога особенно важна сегодня, в эпоху перемен, когда перед школой поставлена задача воспитать человека, «способного к инновационному поведению».

Курс «Литературное чтение» - пропедевтический, и нам действительно важно и содержательно, и литературоведчески подготовить учеников-читателей к его изучению в средних и старших классах. Концентрический принцип построения программы позволяет сделать это. Литературная «вертикаль» проявляется, в частности, в том, что творчество великих русских писателей и поэтов, без которого невозможно обучение и воспитание русского ребенка, изучается по программе на протяжении всех одиннадцати лет. Но мы начинаем знакомство с ними и закладываем основы понимания их творчества. Так, и в «Косточке», и в «Кавказском пленнике» Л.Н. Толстого уже есть любимая главная «народная» мысль писателя, которая будет основной в романе «Война и мир». Мы же в 1 классе изучаем рассказ для детей Л.Н. Толстого «Косточка».

Требования к уровню подготовки обучающихся


  • У обучающихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия:

- положительное отношение к предмету «Литературное чтение»;

– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;

– первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность);

– первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения.

– интерес к учебному материалу;

– мотивация к успешности учебной деятельности;

– основы для эмоционального переживания художественного текста;

– любовь к природе родного края, интереса к произведениям народного творчества;

– умение откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и

других литературных произведений;


  • Обучающийся научится: (регулятивные универсальные учебные действия):

– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя за счет целенаправленного развития произвольности психических процессов;

– принимать позиции слушателя и читателя доступных по жанру литературных произведений;

– выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;

– понимать цель и смысл выполняемых заданий;

– понимать важность планирования своей деятельности;

– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

– работать со словарем и материалом предварительного чтения;

– понимать принятую в учебнике систему значков;

– осуществлять первоначальный контроль своих действий.


  • Обучающийся научится: (познавательные универсальные учебные действия):

- читать тексты и понимать их фактическое содержание;

– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

– выделять события, видеть их последовательность в произведении;

– пользоваться словарем учебника.

– выделять в тексте основные части;

– выполнять логические действия (анализ, сравнение);

– воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;

– различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;

– сравнивать разные тексты (художественный и научно-популярный);

– работать с сопоставительными таблицами;

– работать с текстами в Хрестоматии.


  • Обучающийся научится: (коммуникативные универсальные учебные действия):

– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

– принимать участие в обсуждении прочитанного.

– проявлять интерес к общению и групповой работе;

– преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

– входить в коммуникативную игровую ситуацию и принимать воображаемую.

Календарно – тематический план






п/п


Тема

урока


Развернутое тематическое планирование

по предмету «Литературное чтение» (40 часов)

(разработано на основе примерной программы, авторской программы В.А Лазаревой « Литературное чтение»)

Тип урока

Вид

деятельности


Количество часов


Дата проведения

Планируемые результаты обучения

(личностные и предметные)

Универсальные учебные

действия

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуника-

тивные УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Вводный урок.

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонациональ-ного российского общества.

Формирование


Принимать и сохранять учебную

задачу, соответствующую этапу

обучения.



Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры.


Принимать участие в работе парами и группами,

допускать существование различных точек зрения.



Комбинированный

урок

Знакомство с учебником.


1




Раздел « ВЕДЬ ЭТО ЧУДО ИЗ ЧУДЕС - КОГДА ИЗ СЛОВ ВДРУГ ВЫРОС ЛЕС» (8 часов)

2

Изобразительная природа художественного текста. К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»

С.5-8

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонациональ-ного российского общества.

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;


Принимать и сохранять учебную

задачу, соответствующую этапу

обучения,

действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать

оценки учителя, товарищей,

вносить необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем,

одноклассниками,

выполнять учебные действия

в устной и письменной речи,

в уме.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении.

Принимать участие в работе парами и группами,

допускать существование различных точек зрения,

использовать в общении правила вежливости,

договариваться, приходить к общему решению,

формулировать собственное

мнение и позицию,

строить

высказывание.

Комбинированный

урок

Беседа;

Работа по серии картинок;

Работа с учебником.


1




3

Изобразительные возможности художественного текста. Д.С.Самойлов «Эта лошадь была прекрасной», Н.А Некрасов «Савраска»

С.9-10



Комбинированный

урок




1





4

Использование авторами цветовой гаммы.

Г.М.Новицкая «Берёза», А.С.Пушкин «Под голубыми небесами…», Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»

с.11-13


Комбинированный

урок

Комментиро-ванное чтение;

Работа с учебником;

Диалог с автором.

2




5

Художественное описание людей. В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре», В.Н.Викторов «Волшебство»

с.14-15


Комбинированный

урок

Работа с учебником;

составление рассказа по опорным картинкам;

озаглавливание частей.

1




6

Картина созданная авторами произведения.

А.К. Толстой «Вот уж снег последний тает…», Тим Собакин «Лето»

с.15-17


Комбинированный урок

Работа с серией картинок;

заучивание стихов.

1





7-8

Звукопись как способ изображения. М.Я.Бородицкая «Разговор с пчелой», А.А.Усачёв «Шуршащая песня»

А.А.Шибаев «Переполох»

с.18-20


Комбинированный

урок

Работа с учебником;

чтение с комментиро-ванием;

Заучивание стихов.


1





9

Секрет художественных книг.

А.Л. Барто «Игра в слова», Т.М.Белозёров «Тучка» с.22-24


Комбинированный

урок

Работа с учебником;

чтение с комментиро-ванием;

ответы на вопросы;

парно-групповая работа.

1







Раздел «НАД ВЫМЫСЛОМ СЛЕЗАМИ ОБОЛЬЮСЬ» (4 часа)

10

Выразительность художественного текста. Г.А.Ладонщиков «Зимняя радость», И.П.Токмакова «Это ничья кошка»

с.26-27

Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

Принимать и сохранять учебную

задачу, учитывать выделенные учителем

ориентиры действия,

проговаривать вслух последовательность производимых действий, адекватно воспринимать

оценки учителя, товарищей,

при необходимости вносить

коррективы в действия,

выполнять учебные действия в

устной и письменной речи, в уме,

в сотрудничестве с учителем,

классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий

Принимать участие в работе парами и группами,

допускать существование раз

личных точек зрения,

договариваться, приходить к общему решению,

использовать в общении правила вежливости,

формулировать собственное

мнение и позицию,

строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы,

адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникатив-

ных задач.


Комбинированный

урок

Творческая работа;

игры в рифмы;

сочинение стихов;

работа с учебником;

групповая работа.


1




11

Формирование умений выразительного чтения.А.А Фет «Мама! Глянь- ка из окошка», с.28-29


Комбинированный

урок

Выставка рисунков;

устные рассказы детей;

Контроль техники чтения; проверочная работа.


1




12

Передача настроения в художественных произведениях.

И.П.Токмакова «Осень», И.С.Никитин «Встреча зимы»

С.29- 31

Отработка навыков выразительного чтения.В.Д.Берестов.»Заяц-барабанщик», И.П.Токмакова «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова»

С.32-34


Комбинированный

урок

Беседа;

Работа с серией картинок;

Коллективный пересказ текста.

Работа с учебником;

Выполнение индивидуаль-ных рассказов;

Составление плана;

Характеристика героя.

1




13

Второй секрет художественных книг. Н.А.Некрасов «Крестьянские дети», А.Н Плещеев.

С.34-37


Комбинированный

урок

Составление плана;

Характеристика героя.


1





Раздел «СКЛАДНО ДА ЛАДНО» (5 часов)

14

Особенности поэтических текстов.И.С.Соколов-Микитов «Весна-красна», А.Н.Плещеев«Весна», Дж.Чиарди «Похожие хвосты»

с.38-41

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.

Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу.

Принимать и сохранять учебную

задачу, соответствующую этапу

обучения, учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в учебном

материале,

проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить

соответствующие коррективы,

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.


Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Принимать участие в работе парами и группами,

допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению,

использовать в общении правила вежливости,

принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию, строить

понятные для партнера высказывания, задавать вопросы,

адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.


Комбинированный

урок

Выразительное чтение стихов;

Работа с серией картинок;

Работа с учебником.

1




15

Рифма. Считалки. А.Милн «Хвосты»

с.42-45


Комбинированный урок

Беседа;

Конкурс стихов;

Работа с серией рисунков;

Выразительное чтение.


1




16

Расширение представлений о рифме. Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

с.46-50


Комбинированный

урок

Чтение наизусть;

Составление устного рассказа по картинкам;

Комментированное чтение;

«диалог с автором».

1




17

Работа над выразительностью чтения диалога. Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

с.46-50


Комбинированный урок

Выразительное чтение стихотворений;

Работа с учебником;

Проверочная работа.

1




18

Отработка принципов и способов рифмовки в поэтическом тексте. Н.В.Гернет, Д.И. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», Тувим «Про пана Трулялинского»

с.51-53


Комбинированный

урок

Беседа;

Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова;

Устные рассказы детей.


1




Раздел «…А ЕСЛИ Я ГЛАЗА ЗАКРЫВАЮ, МНЕ ВИДНО ТО, ЧЕГО НЕ БЫВАЕТ…» (7 часов)

19

Фантастические образы в художественных произведениях.

С.Я.Маршак «Дремота и Зевота», Ю.Тувим «Чудеса»,Б.Заходер «Приятная встреча»

с.54-57

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников,

в сотрудничестве с учителем,

классом находить несколько вариантов решения учебной задачи,

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.

Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Допускать

существование

различных точек зрения,

принимать другое мнение

и позицию, формулировать

собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функции участников, способов взаимодействия


Комбинированный

урок

Ролевая игра;

Чтение в лицах;

Работа с серией картинок;

Выразительное чтение.


1




20

Сопоставление реального и фантастического.

Д.Биссет «Орёл и овечка»

с.58-60


Комбинированный урок

Выразительное чтение;

Пересказ.

1




21

Способы художественного воплощения фантастического.

М.Я.Бородицкая «Колдунье не колдуется»

С.60-63


Комбинированный урок

Выразительное чтение;

Чтение наизусть;

Работа с комиксами;

Беседа.

1




22

Реальная основа фантастической картины в художественном тексте. Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей». С.64-68


Комбинированный урок

Беседа

Выставка плакатов

Озаглавливание частей.


1




23

Формирование умения находить реальные детали в фантастической картине. Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

С.64-68



Комбинированный

урок

Инсцениро-вание рассказа

Выставка рисунков.



1





24

Роль фантастического элемента в художественном тексте. Б.Заходер «Моя Вообразилия»

С.69-70

Комбинированный

урок

Озаглавливание частей;

Выразительное чтение;

Пересказ.


1




25

Цели создания автором фантастических образов в художественном тексте .И.ПТокмакова «Голубая страна», .Э.Мошковская Давайте мы с вами…», «Хитрые старушки»

с.71-74


Комбинированный

урок

Анализ рассказа;

Выразительное чтение;

словесное рисование.

1





Раздел «ЧТЕНИЕ-ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ» (13 часов)





















26

Нравственное содержание произведений. Л.Н.Толстой «Косточка»

с.75-77

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.



Принимать и сохранять учебную

задачу, соответствующую этапу

обучения,

учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в учебном

материале,

проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить

соответствующие коррективы,

выполнять учебные действия в

устной, письменной речи, в уме,

адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников, в сотрудничестве с учителем,

классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, осуществлять пошаговый

контроль по результату под

руководством учителя.

Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.

Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация

проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


Комбинированный

урок

Выразительное чтение;

Составление диафильма из 12 кадров.

1




27

Поучительный смысл произведений. Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

с.78-80


Комбинированный урок

Выразительное чтение;

диалог

беседа

ответы на вопросы.

1




28

Нравоучительные рассказы. В.А.Осеева «Сыновья»

С.80-82


Комбинированный урок

Выразительное чтение;

Беседа;

Проверочная работа;

Работа с книгой.

1




29

Нравственная идея произведения. И.А.Крылов «Чиж и голубь»

С.83-84


Комбинированный

урок

Творческая работа;

Выразительное чтение;

Беседа;

Словесное рисование;

Работа с книгой.

1




30

Л.Н.Толстой «Лев и мышь», «Отец и сыновья»

С.84-86


Комбинированный урок

Работа с комиксами;

Выразительное чтение;

Работа с книгой;

Выставка рисунков.


1




31

Сказка как жанр фольклора. «Лиса и козёл»

с.87-90


Комбинированный урок

Беседа;

Работа с иллюстрацией;

Выразительное чтение;

Словесное рисование.

1




32

Анализ образов героев и способов их создания. К.Д.Ушинский «Жалобы зайки»

С. 92-94


Комбинированный

урок

Выразительное чтение стихов;

Рисование иллюстрации;

Диалог.


1




33

Формирование навыков составления плана произведения.

Русская народная сказка «Лиса и заяц».

С.95-100


Комбинированный

урок

Работа с иллюстрацией;

Выборочное чтение.


2






34

Приёмы составления плана. Русская народная сказка «Глупый волк».

С.101-105


Комбинированный урок

Пересказ.


1




35-36

Малые жанры фольклора: загадки, пословицы и поговорки, скороговорки.

С.106-111


Комбинированный урок

Выставка иллюстраций.


1




37-38

Секреты художественных книг. В.А.Осеева «Хорошее»

С.112-114


Комбинированный

урок

Диалог;

Устный рассказ;

Работа с иллюстрацией;

Выборочное чтение;

Пересказ;

Творческая работа;

Работа с иллюстрациями.

1




39-40

Подведение итогов первого класса. Послание Б.Заходера


Урок-

путешествие

Обобщающая беседа;

Проверочная работа; Монолог;

Выразительное чтение;

Составление плана;

Пересказ.


1



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная литература iconУчебная литература
А., Проснякова Т. Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»...
Учебная литература iconУчебная литература
Математика: учебник для 2 класса. Самара: издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдорова», 2012г.); методическими...
Учебная литература iconУчебная литература
В. А. Лазаревой «Литературное чтение» ( Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2010), рекомендованной...
Учебная литература iconЛитература по психологии,классичес
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Учебная литература iconУчебная литература
Ярославской области в 2013 – 2014 г.», на основании авторской программы Н. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова (Сборник программ начального...
Учебная литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура
«Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»...
Учебная литература iconУчебная литература
России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы В. Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником...
Учебная литература iconОрдена Трудового Красного знамени издательство «Просвещение» Комитета...
О-35 Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. —
Учебная литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература...
«Русская литература XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература». Основой...
Учебная литература iconУчебная литература для всех уровней образования
Издательство «Дрофа» / Дрофа / Каталог / учебная литература для всех уровней образования / Начальное общее образование / Обучающая,...
Учебная литература iconУчебная литература
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по технологии «Технология» Н. А. Цирулик, Самара: 2012 года издания, (Н....
Учебная литература iconСписок бесплатных электронных библиотек
Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,...
Учебная литература iconУчебная литература
Технология» для 1 класса класс) составлена на основе авторской программы курса Н. А. Цирулик «Технология» (Самара: Корпорация «Фёдоров»...
Учебная литература iconРабочая программа Учебная дисциплина Литература
Учебники: Курдюмова Т. Ф., Литература. Учебник-хрестоматия 6 кл., М.: Дрофа, 2013г
Учебная литература iconЛитература по учебной программе 2552 экз. Справочная литература 3129 экз. № пп
Учебная литература нового поколения ( с 2000 г.) 3616 экз., т е. 26,4 от общего количества учебной литературы
Учебная литература iconУрок по информатике Учебная группа 1 курс специальностей "Русский язык и литература"
Учебная группа – 1 курс специальностей "Русский язык и литература", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", "Профессиональное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск