УТВЕРЖДАЮ Ректор
Форма обучения очная
______________________
подпись
________________________
(Ф.И.О.)
________________________
(Ф.И.О.)
______________________
подпись
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» Уровень основной образовательной программы __подготовка специалистов___ (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная) Срок освоения ООП _ (нормативный срок обучения) Факультет педиатрический _ Кафедра госпитальной педиатрии №2 _ Декан факультета Заведующий кафедрой 2 (бакалавриат, магистратура, подготовка специалистов)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Госпитальная педиатрия
___________________________________________________________________
(наименование учебной дисциплины) Направление(я) подготовки (специальность) ПЕДИАТРИЯ
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060103 ПЕДИАТРИЯ, утвержденный Министерством образования и науки РФ « 8_» _НОЯБРЯ__ 2010г №1122
2) Учебный план по специальности педиатрия одобрен Ученым советом ГОУ ВПО «РГМУ Росздрава» от «_____» ____________20___г. Протокол № _____
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры _______ _____________________________________________________________________________________
от «_____» ____________20___г. Протокол № _____
Заведующий кафедрой
название кафедры
_________________________ ______________________
подпись ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым советом факультета от «_____» ____________20___г. Протокол № _____ Председатель Ученого совета __________ факультета
_______________________________ _______________________________________
подпись ФИО Разработчики:
Зав. кафедрой ____________________________________________________________________
название кафедры
_____________________________________________ __________________________________
подпись ФИО
Зав. уч. частью кафедры _______________________________________________________________
название кафедры
_____________________________________________ __________________________________
подпись ФИО
2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целями освоения учебной дисциплины ГОСПИТАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ являются
наименование учебной дисциплины
формирование у студентов необходимого объема практических умений для самостоятельной работы в учреждениях амбулаторно-поликлинической помощи, ознакомление студентов с принципами и методами диагностики, дифференциальной диагностики, профилактики и лечения основных синдромов и заболеваний внутренних органов, развитие у студентов междисциплинарного мышления. Цель полностью определяется общими и профессиональными компетенциями, отраженными в ФГОС-03.
Примечание: цели освоения учебной дисциплины (или модуля) соответствуют общим целям ООП Университета. Задачи освоения учебной дисциплины состоят в : - в ознакомлении студентов со спецификой осуществления диагностической и лечебной помощи в амбулаторно-поликлиническом и стационарном звене здравоохранения; -в формировании у студентов представлений о принципах профилактики, лечения и реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов, а также способности назначать и непосредственно осуществлять лечение пациентов с основными заболеваниями внутренних органов в амбулаторных и госпитальных условиях; - в обучении студентов выбору оптимальных схем этиотропного и патогенетического лечения пациентов с заболеваниями внутренних органов, определять критерии эффективности медикаментозных препаратов в различных клинических ситуациях и выявлять побочные эффекты их действия; - обучение проведению полного объема лечебных и профилактических мероприятий в соответствии со стандартами лечения больных с различными нозологическими формами внутренних болезней; - в формировании у студентов представления о значимости медицинской реабилитации в восстановлении физического, психологического и социального статусов пациентов, вторичной профилактике заболеваний, предупреждении инвалидности; - в формировании у студентов умений по оформлению истории болезни с написанием в ней обоснования диагноза, дифференциального диагноза, эпикризов и т. д.; - в формировании навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров; - в формировании навыков общения с больным с учетом этико-деонтологических особенностей патологии; - в формировании у студента навыков общения с коллективом.
2.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП УНИВЕРСИТЕТА 2.2.1. Учебная дисциплина госпитальная педиатрия относится к профессиональному циклу 2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: Базовая часть
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Дисциплины:
Философия, биоэтика
Правоведение
История медицины
Иностранный язык
Латинский язык
Психология, педагогика
Знать:
влияние среды обитания на здоровье человека, история изыскания эффективных средств лечения и профилактики, становление и развитие медицинской науки; представление о медицинских системах и медицинских школах;
учение о здоровом образе жизни, взаимоотношения «врач-пациент»; выдающихся деятели медицины и фармации, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину;
морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, этические основы современного медицинского законодательства;
обязанности, права, место врача в обществе;
основные этические документы международных организаций, отечественных и международных профессиональных медицинских ассоциаций;
принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов;
основные направления психологии, общие и индивидуальные особенности психики человека, психологию личности и малых групп;
основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском и иностранном языках.
Уметь:
ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях;
отстаивать права врачебного сословия;
защищать гражданские права пациентов;
использовать не менее 900 терминологических единиц и терминоэлементов;
Владеть:
навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;
практическим анализом логики различного рода рассуждений;
навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;
аргументацией для решения проблемных этико-правовых вопросов медицинской практики, защиты интересов пациента;
принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;
навыками чтения и письма на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов;
навыками информирования пациентов в соответствии с требованиями правил «информированного согласия»;
Базовая часть
Математический, естественно-научный и медико-биологический цикл
Дисциплины: Физика, математика
Медицинская Информатика
Химия
Биохимия
Биология
Анатомия человека
Топографическая анатомия
Оперативная хирургия
Гистология, цитология, эмбриология
Нормальная физиология
Микробиология, вирусология,
Иммунология
Фармакология
Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия
Патофизиология, клиническая патофизиология В результате изучения дисциплин базовой части цикла выпускник должен
Знать:
основные законы физики, физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики и биофизические механизмы воздействия физических факторов на организм; физические основы функционирования медицинской аппаратуры, устройство и назначение медицинской аппаратуры;
физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях;
свойства воды и водных растворов,
основные типы химических равновесий (протеолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно-восстановительные) в процессах жизнедеятельности;
механизм действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного состояния организма;
электролитный баланс организма человека, коллигативные свойства растворов (диффузия, осмос, осмолярность, осмоляльность);
роль коллоидных ПАВ в усвоении и переносе малополярных веществ в живом организме;
строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений;
основные метаболические пути превращения углеводов, липидов, аминокислот, пуриновых и пиримидиновых оснований, роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ;
строение и функции наиболее важных химических соединений (нуклеиновых кислот, природных белков, водорастворимых и жирорастворимых витаминов, гормонов и др.);
физико-химические методы анализа в медицине (титриметрический, электрохимический, хроматографический, вискозиметрический);
основы химии гемоглобина, его участие в газообмене и поддержании кислотно-основного состояния;
классификацию и основные характеристики лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств; побочные эффекты;
общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств;
общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека;
законы генетики ее значение для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакториальных заболеваний человека;
классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики; применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов;
основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;
анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма;
понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии;
функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и патологии;
структурные и функциональные основы болезней и патологических процессов; причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем;
структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы, основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа, методы иммунодиагностики;
методы оценки иммунного статуса, показания и принципы его оценки, иммунопатогенез, методы диагностики основных заболеваний иммунной системы человека, виды и показания к применению иммунотропной терапии.
Уметь:
пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.
прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ;
анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения;
выписывать рецепты лекарственных средств; использовать различные лекарственные формы при лечении определенных патологических состояниий, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;
применять основные антибактериальные, противовирусные и биологические препараты;
оценивать возможные проявления при передозировке лекарственных средств и способы их устранения;
давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;
пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов;
объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков;
решать генетические задачи;
описать морфологические изменения изучаемых макроскопических, микроскопических препаратов и электроннограмм;
интерпретировать результаты наиболее распространенных методов функциональной диагностики, применяемых для выявления патологии крови, сердца и сосудов, легких, почек, печени и др.органов и систем;
определять и оценивать результаты электрокардиографии; спирографии; термометрии; гематологических показателей;
отличать в сыворотке крови нормальные значения уровней метаболитов (глюкозы, мочевины, билирубина, мочевой кислоты, молочной и пировиноградной кислот и др.) от патологически измененных, читать протеинограмму и объяснить причины различий;
анализировать вопросы общей патологии и современные теоретические концепции и направления в медицине;
обосновывать принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний;
охарактеризовать и оценить уровни организации иммунной системы человека, оценить медиаторную роль цитокинов;
интерпретировать результаты основных диагностических аллергологических проб;
обосновать необходимость применения иммунокорригирующей терапии;
визуально оценивать и протоколировать изменения в органах и тканях трупа, обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления; дать заключение о причине смерти и сформулировать патологоанатомический диагноз;
заполнять медицинское свидетельство о смерти.
Владеть:
базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в Интернет;
понятием ограничения в достоверности и специфику наиболее часто встречающихся лабораторных тестов;
медико-анатомическим понятийным аппаратом;
простейшими медицинскими инструментами (фонендоскоп, шпатель, неврологический молоточек, скальпель, пинцет, зонд, зажим, расширитель и т.п.);
навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей человека;
навыком сопоставления морфологических и клинических проявлений болезней;
методами изучения наследственности у человека (цитогенетический метод, генеалогический метод, близнецовый метод);
алгоритмом постановки предварительного иммунологического диагноза с последующим направлением к врачу аллергологу-иммунологу;
основами врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях с иммунными нарушениями;
навыками применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических состояний.
Профессиональный цикл
Базовая часть (общая для всех)
Дисциплины: Модуль медико-профилактических дисциплин
Гигиена
Общественное здоровье и здравоохранение, экономика и управление здравоохранения
Эпидемиология Модуль клинических дисциплин
Медицинская реабилитация
Клиническая фармакология
Дерматовенерология
Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия
Психиатрия, медицинская психология
Оториноларингология
Офтальмология
Судебная медицина
Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности
Акушерство и гинекология
Терапия В результате изучения медико-профилактических дисциплин, прохождения клинической подготовки по акушерству и гинекологии, терапевтическим, хирургическим и другим клиническим дисциплинам, у специалиста должны быть сформированы врачебное поведение и основы клинического мышления, а также умения, обеспечивающие решение профессиональных задач и применение им алгоритма врачебной деятельности. При этом он должен: Знать:
основы законодательства РФ по охране здоровья населения, структуру современной системы здравоохранения РФ; основные нормативно-технические документы;
социальное страхование и социальное обеспечение, основы организации страховой медицины в РФ, сравнительные характеристики систем здравоохранения в мире;
методику расчета показателей медицинской статистики;
показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека, (экологические, профессиональные, природно-климатические, эндемические, социальные, эпидемиологические, психо-эмоциональные, профессиональные, генетические);
заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов;
эпидемический процесс и неинфекционную эпидемиологию; эпидемиологию инфекционных и паразитарных заболеваний, осуществление противоэпидемических мероприятий, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях;
особенности организации и объем работы врача амбулаторно-поликлинического звена; современные диагностические возможности поликлинической службы; методы проведения неотложных мероприятий; показания для плановой госпитализации больных;
методы лечения и показания к их применению; механизм лечебного действия лечебной физкультуры и физиотерапии, показания и противопоказания к их назначению, особенности их проведения;
клинические проявления основных хирургических синдромов;
интенсивную терапию пациентам, перенесшим критическое состояние;
особенности организации оказания медицинской помощи при проведении массовых и спортивных мероприятий, в чрезвычайных ситуациях и при катастрофах в мирное и военное время;
особенности оказания первой помощи и проведения реанимационных мероприятий пострадавшим при автодорожных травмах, утоплении, электротравме, странгуляционной асфиксии, способы восстановления проходимости верхних дыхательных путей;
типы наследования заболеваний и клинические проявления наследственной патологии, общие характеристики болезней с наследственным предрасположением, общие принципы и особенности диагностики наследственных заболеваний, причины происхождения и диагностическую значимость морфогенетических вариантов болезней; врожденные аномалии;
патогенез инфекционных болезней, их основные клинические проявления, основные методы лабораторной и инструментальной диагностики, применяемые в инфектологии (показания к применению, теоретические основы метода, трактовка результатов);
основные принципы лечения инфекционных болезней и реабилитации больных, показания к госпитализации инфекционного больного; специфическую и неспецифическую профилактику инфекционных болезней;
основные клинические проявления кожных болезней (чесотки, педикулеза, дерматофитий), ВИЧ-инфекции.и инфекций, передающихся половым путем;
основные клинические проявления , особенности диагностики наиболее часто встречающихся заболеваний глаз, уха, горла, носа.
особенности диагностики, лечения (этиотропными и патогенетическими средствами), реабилитации больных туберкулезом;
клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у пациентов, включая основы антидопингового законодательства;
клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у пациентов, включая основы антидопингового законодательства;
Уметь:
выполнять профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия;
проводить экологическую экспертизу и экологическое прогнозирование деятельности человека;
определить статус пациента:
собрать анамнез; провести опрос пациента и/или его родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение АД, определение свойств артериального пульса и т.п.);
провести первичное обследование систем и органов: нервной, эндокринной, иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, крови и кроветворных органов, пищеварительной, мочевыделительной, репродуктивной, костно-мышечной и суставов, глаза, уха, горла, носа;
установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента:
- критическое (терминальное) состояние,
- состояние с болевым синдромом,
- состояние с хроническим заболеванием,
- состояние с инфекционным заболеванием,
- инвалидность,
- состояние душевнобольных пациентов;
оценить социальные факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья пациента: культурные, этнические, религиозные, индивидуальные, семейные, социальные факторы риска (безработица, насилие, болезнь и смерть родственников и пр.);
поставить предварительный диагноз – синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;
наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
определить по рентгенограмме наличие перелома и вывиха, свободного газа в брюшной полости, гидро-пневмоторакса;
сформулировать клинический диагноз;
разработать план терапевтических (хирургических) действий, с учетом протекания болезни и ее лечения;
сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств; обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов; оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;
применять различные способы введения лекарственных препаратов;
использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания;
оказывать первую помощь при неотложных состояниях, первую врачебную помощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;
заполнять историю болезни, выписать рецепт;
применить правовые и медицинские аспекты констатации смерти человека, констатировать биологическую и клиническую смерть, проводить осмотр трупа на месте его обнаружения, выявлять вещественные доказательства биологического происхождения и организовывать их направление на экспертизу;
применять различные способы введения лекарственных препаратов.
Владеть:
правильным ведением медицинской документации;
оценками состояния общественного здоровья:
консолидирующими показателями, характеризующими степень развития экономики здравоохранения, методикой расчета показателей медицинской статистики.
Выполнением основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
Модуль терапевтических дисциплин
Пропедевтика детских болезней, лучевая диагностика
Детская хирургия
Факультетская педиатрия с эндокринологией
Детские инфекционные болезни
Детская фтизиатрия
Поликлиническая педиатрия Знать:
этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний; современную классификацию заболеваний;
клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп;
методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы УЗИ-диагностику);
критерии диагноза различных заболеваний;
организацию врачебного контроля за состоянием здоровья населения, вопросы экспертизы нетрудоспособности и медико-юридической помощи населению;
ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в лечебно-профилактических учреждениях;
основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения;
принципы рационального вскармливания детей первых лет жизни, принципы диетотерапии различных нозологических единиц;
основы организации медицинской (амбулаторно-поликлинической и стационарной) помощи различным группам населения, принципы диспансеризации населения, реабилитации больных, основы организации медицинского обеспечения занимающихся физической культурой.
|