Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^





НазваниеУчебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^
страница1/44
Дата публикации18.09.2014
Размер6.45 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru


Хрестоматия по курсу

Метод наблюдения и беседы в психологии


Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521000 — «ПСИХОЛОГИЯ^

Ответственный редактор А.М. Айламазьян

Москва

Учебно-методический коллектор "ПСИХОЛОГИЯ"

2000

УДК 159,937 ББК 88

Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психо­логии Московского государственного университета

имени М-В.Ломоносова

Рецензенты:

А.НТусев, кандидат психологических наук, СР.Пантилеев, кандидат психологических наук

Ответственный редактор А.М.Айламазьян, кандидат психологических наук

Составители: А,М.Айламазьян, НТ.Большакова, А.В*Корнеев, Е.АХкачко

Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и бесе-X 917 ды & психологии* / Отв, ред. А.М.Айламазьян: Учеб­ное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 — «Психология». — М,: Учебно-методический коллектор «ПСИХОЛОГИЯ», 2000. — 480 с.

ISBN 5^93692-006-2

© А.М.Айламазьян, Н. Г Большакова,

А.В.Корнеев, Е.А-Скачко (составление), 2000.

© Учебиометодический коллектор «ПСИХОЛОГИЯ*, 2000.

Предисловие

Настоящая хрестоматия является учебным пособием по кур­су «Метод наблюдения и беседы в психологии» Общего прак­тикума по психологии и вместе с учебным пособием «Метод беседы в психологии» (ред.-сост. А.М.Айламазъян и др.), вы­шедшим в 1999 г., может служить теоретической основой для проведения учебных практических занятий, направленных на формирование профессионально важных качеств, умений, на­выков психолога,

В настоящее время в психологии существует множество методов. Как правило, психолог хорошо владеет одним-двумя методами, еще несколькими — посредственно, о существова­нии остальных лишь слышал, но не пользуется ими. Это в порядке вещей, если учесть, что сфера применения психоло­гических знаний очень1 широка и затрагивает разные области человеческой жизни. Можно представить ее в виде кристалла сложной формы, с огромным количеством граней, каждая из которых по своему отражает один из аспектов психической жизни человека. Один и тот же внешний факт, например, какое-то трудовое действие, будет по разному описан языком психофизиологии, социальной психологии, психологии тру­да, психологии управления и т.д. Различия описаний будут обусловлены методами данной «психологии*, которые опре­деляются стоящими перед ней задачами.

Однако нетрудно заметить, что практически все методы включают в себя наблюдение за поведением (в широком смысле этого слова) человека. При этом обнаруживается очень инте­ресный факт: объективное наблюдение принципиально невоз­можно, поскольку им занимается субъект. В первый момент это настолько поражает, что очень хочется от этой истины каким-нибудь образом «уйти». Если же не избегать этого фак­та, то приходит понимание, что единственный выход из этой ситуации — организация своего процесса наблюдения. Это непростая задача, так как она связана с выработкой профес­сионального отношения к самому себе (субъекту), к «изго­товлению себя» как инструмента наблюдения.

В разделе Общего практикума «Метод наблюдения и бесе­ды в психологик» студенты — будущие профессиональные психологи — получают не только информацию о различных видах наблюдения, но и практически используют различные методы (методики) наблюдения. Овладевая ими, они расши­ряют рабочий диапазон своего «внутреннего наблюдателя» и получают возможность на собственном опыте обнаружить по­тенциал и ограничения различных точек зрения.

В хрестоматии представлены разные тексты, Статус их ав­торов также различен — от признанных академической пси­хологией ученых до сомнительных, с точки зрения официаль­ной психологии, эзотериков.

Не все предложенные нами работы могут быть использо­ваны напрямую в применении к демонстрационному материа­лу практикума, но они могут послужить опорами для осмыс­ленного практического применения методик наблюдения. Переход от теории к практике^ в силу отсутствия зеркальности в их наложении, как правило» сопровождается у студентов большими трудностями, преодолеть которые можно лишь совершая «челночное» движение от реального действия (в нашем контексте это получение опыта наблюдения, осмысле­ние и анализ результатов и ошибок собственной профессио­нальной активности) к поиску ответов на возникшие вопросы в психологической литературе^ т.е. к теории (с последующим возвратом к реальному действию, но уже на новом уровне). Включенность студента в этот процесс позволяет образовать связи между этими ипостасями, которые становятся собствен­ным «достоянием» студента, его личным профессиональным опытом* Психологическая литература перестает быть знанием, вынесенным вовне, ассимилируется студентом. Таким обра­зом, методики выступают как ^фигуры» на «фоне», и именно «фон» создает смысловое поле практических действий сту­дента в ходе его профессионального роста. Тексты в хресто­матии подобраны с целью расширения смыслового контекс­та профессиональной деятельности будущего психолога, что способствует воспитанию творческого и активного профессио­нала, а не пассивного «потребителя* готовых методик.

4

Мы приносим глубокую благодарность вдохновителю и организатору выхода хрестоматии, руководителю Общего практикума по психологии А.Н.Гусеву, а также всем, кто стоял у истоков создания курса «Метод наблюдения и беседы в пси­хологии», преподавателям и сотрудникам факультета психо­логии: М.Б.Михалевской, А.А,Пузырсю, Н.И.Евсиковой, В.М.Розину, В.И.Журбину, Е,Э.Журбиной,

Мы благодарим студентов, которых мы учили в течение многих лет существования нашего практического курса. В сов­местной творческой работе, отвечая на их многочисленные вопросы, мы осознали необходимость создания подобного рода хрестоматии.

ЕЛ. С качко,

ассистент кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М+В,Ломоносова

А.ВЖорнеев,

Преподаватель темы «Метод наблюде­ния и беседы в психологии*

Раздел I

Метод наблюдения в психологии:

методологические проблемы. Методика и техника наблюдения, виды наблюдения в психологии

М.Я.Басов

[Методика психологического наблюдения над детьми]'

Предмет наблюдения

Поведение личности как предмет изучения

...Что же должна изучать психология?..

„.Психология, изучая человека, развивающегося или уже зрел о го, изучает его поведение. Это понятие принадлежит к числу общеупотребительных и популярных понятий, которы­ми обычно пользуются как хорошо знакомыми, без строгого уяснения, однако, их подлинного смысла. Что же такое пове­дение? Какой общий смысл мы вкладываем в это слово? Как кажется, оно объемлст собой все виды и формы активности человека, определяемой воздействиями на него со стороны окружающей физической и социальной среды и выявляющей отношение его к этой среде. Активность, выявляющаяся во вза­имоотношениях человека со средой, процесс его поведения, таким образом, составляет истинный объект психологического изуче­ния... <.„>

.„В своих занятиях, в играх, в бесконечной болтовне, в отдельных реакциях на внешние возбудители, иначе говоря,

1 Басов МЯ. Избранные психологические произведения. М. Педагогика, 1975. С.53—189. (Здесь и далее в квадратных скоб' ках текст редакторов-составителей хрестоматии.)

в своем внешнем поведении дитя раскрывается перед нами полностью. За всем этим не остается ничего настолько скры­того, лишь внутри выявленного, что нельзя было бы понять существенные черты личности ребенка. Этим мы не хотим, конечно, сказать, что организм ребенка настолько еще прост, что не имеет вовсе внутренних реакций поведения; они есть, но не имеют такого значения, какое потом приобретут в зре­лом возрасте, и не создают непреодолимых препятствий к по­знанию всех существенных сторон и элементов личности ре­бенка. Другое дело — взрослый человек... И у взрослых людей, в зависимости от их органического склада, жизнь вовне и внут­ри неодинаково развита, но по сравнению с ребенком внут­ренняя жизнь взрослого, характеризующая его отношения к окружающему миру, здесь всегда неизмеримо богаче и содер­жательнее. В процессе развития внутренний компонент общей активности личности растет постепенно. Нет никакой возмож­ности указать определенную границу, по одну сторону кото­рой он есть, а по другую его нет. Однако такая постепенность не обусловливает собой каких-либо особых трудностей для познания развивающейся личности. Можно думать, что, по мере того как в жизни ребенка возрастает значение внутрен­него компонента его поведения, вместе с тем повышается степень готовности его быть субъектом своего собственного познания, И наоборот, поскольку замечается возрастание этой степени, постольку можно думать, что и внутренняя жизнь организма усложняется и приобретает все большее значение в его общей активности. Дитя молчит, пока не о чем сказать; когда же появляется предмет для разговора, тогда находятся нужные слова или другие средства выражения...

В делении поведения на внешние и внутренние реакции нет абсолютно ничего похожего по существу на то, что имеет в обычном делении явлений на физические и психичес­кие, В одном случае разница исключительно пространствен­ная и количественная, в другом же она внепространственна и качественна. Явления сознания и явления внешние прин­ципиально и качественно различны с точки зрения тех, кто этого деления придерживается; в то же время внутренние и внешние реакции поведения односущны, между ними нет никакой разницы, кроме той, какая есть между словом, про­изнесенным вслух, и им же, сказанным про себя или только мыслимым... <...>

Структура поведения

-

Каждый процесс поведения имеет свою структуру, кото­рая в различных процессах может быть неодинаковой степени сложности, но основные элементы которой остаются постоян­ными. В тех процессах, которые отличаются сравнительной простотой содержания, основные черты строения выступают с большей ясностью. В сложных процессах выявить структуру иногда бывает очень трудно: они похожи порой на запутанный клубок, относительно которого можно быть в полной уверен­ности, что он образован одной нитью, не будучи, однако, в состоянии развернуть его в длинную нить или хотя бы про­следить все ее изгибы.

Структурной единицей процесса поведения является каж­дый отдельный акт его. Наглядное представление о том, что такое акт поведения, может дать любой пример из ряда сле­дующих. Вы спрашиваете ребенка: «Как твое имя?». Он отве­чает: «Ваня*; вы предлагаете ему поднять с пола упавшую иг­рушку, он действует по вашему указанию; он увидел, что другие дети начали рисовать, и просит у вас бумагу и каран­даш; товарищ отнял у него игрушку, он заплакал и вам жалу­ется, и т.д. Из этих примеров видно, что акт поведения пред­ставляет собой некоторый синтез двух моментов, которые являются его необходимыми элементами и составными час­тями, Первый элемент акта, являющийся его начальным зве­ном, называется стимулом. Второй элемент, представляющий ответ на стимул, называется реакцией. Акт, стимул и реакция суть основные структурные понятия, с которыми мы прежде всего встречаемся при анализе поведения ребенка, Как будет видно дальше, изучение поведения начинается с такого ана­лиза его структуры. <».>

Характер связи актов друг с другом и регуляция течения их в едином процессе могут быть различны, причем значение раз­личных форм связи и регуляции в поведении ребенка изменяет­ся вместе с его развитием. Простейшей формой должна быть признана та, которая характеризуется, в сущности, отсутст­вием всякой внутренней связи между отдельными актами поведе­ния. Каждый акт в таких случаях выступает сам по себе без какой бы то ни было связи с предыдущим и последующим; здесь еще нет ничего, что сообщало бы процессу поведения единство, и о самом процессе можно говорить лишь ввиду последовательнос­ти течения отдельных актов во времени, <„*>

8

Как следующую по степени сложности структурную фор­му следует признать ту, которая в отличие от предыдущей характеризуется наличием внутренней связи между отдельными звеньями цепи поведения, связи, сообщающей процессу не­которое единство и органическую (а не только чисто времен­ную) непрерывность. Однако эта связь процесса может быть различной. Как более простой се вид следует выделить прежде всего такую связь, которая имеет исключительно местное зна­чение связи между каждым предыдущим и каждым последую­щим звеном цепи без более широкой общности отдельных связей, В таких случаях процесс развертывается как бы пря­молинейно, когда каждое последующее звено действительно определяется предыдущим, будучи связано с ним так или иначе по содержанию, но когда между несмежными звеньями этой цепи никакой связи друг с другом может и не быть. Процесс поведения такой структурной формы можно назвать ассоциа­тивно-детерминируемым (или ассоциативно-регулируемым) про­цессом. Название показывает, что в основе связности процесса лежит ассоциация. И здесь еще не приходится говорить о под­линном единстве процесса, которое образуется связностью всего содержания его, его внутренним смыслом. То единство, которое здесь есть и которое отличает эту форму от предыдущей, исклю­чительно структурное единство, поверхностное, не проникаю­щее в глубину всего содержания от начала до конца процесса. Когда вы наблюдаете за игрой маленького ребенка и видите не­которую определенную последовательность в его действиях, их взаимную связанность и обусловленность, но когда в то же вре­мя для вас ясно, что он не играет в какую-то одну определен­ную игру, не выполняет, следуя некоторому плану, какое-то одно действие, так как в содержании его деятельности нет ни­какого внутреннего единства, тогда вы имеете перед собой как раз ту структурную форму, о которой сейчас идет речь.

Понять специфический характер этой формы можно ско­рее и лучше, если оттенить его следующей, еще более высо­кой по своему развитию структурной формой. Когда вы на­блюдаете за игрой ребенка и видите, как она развивается у него планомерно, осуществляя одну вначале поставленную цель; когда вы по содержанию этой игры видите, что она от начала до конца остается одной и той же, имея свой единый и законченный смысл; когда содержание этой игры во всех ее частях (а не только в смежных звеньях) связано в единство, тогда вы имеете перед собой как раз ту структурную форму,

которая отличается от двух предыдущих и является более слож­ной и высокой по своему развитию, чем тс. Характерной чер­той в структуре такого процесса является то, что каждое его звено определяется не только предыдущим звеном, но еще и самим исходным пунктом всего процесса, его первичным сти­мулом, или целью и задачей, которую поставил перед собой ребенок. Если ассоциативно регулируемый процесс разверты­вается в виде прямой линии, то символом этого процесса могла бы служить окружность, которая развертывается тоже как линия, но притом всеми своими частями находящаяся в оди­наковом отношении к одному центру. Самый принцип ассо­циативной регуляции здесь полностью сохраняет свое значе­ние, ибо здесь тоже каждое предыдущее звено ассоциативно обусловливает возникновение последующего, но вместе с тем кроме этих местных связей здесь есть связь центральная, с исход­ным пунктом, с представлением цели всего процесса. В пер­вом случае структурные связи носят ординарный характер, во втором случае — двойной. Самую регуляцию процесса в одном случае приходится отметить как простую, в другом — как слож­ную. Процесс поведения с такой структурой обозначается как ппперцептивно-детерминируемый (или апперцептивно-регули­руемый) процесс-

В этой форме мы имеем высшую структурную форму поведе­ния. В наиболее развитом виде, и притом как наиболее характер­ная для нее, она встречается в поведении зрелой личности. Но и у ребенка уже в дошкольный период она приобретает вполне выраженный характер,»

Стимуляция поведения
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^ iconСестры бронте
История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений...
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^ iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008
Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, работников органов государственной власти...
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^ iconУчебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое...
Руководство предназначено для студентов и аспирантов, может стать полезным в некоторых случаях для преподавателей психологических...
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^ iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Г46 Гигиена труда : учебное пособие / авт сост. Л. В. Козачук. — Балашов : Изд-во «Николаев», 2005. — 60 с
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^ iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ Ставрополь
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями...
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^ iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Т11 Теория и методика обучения математике: лабораторный практикум : учеб пособие для студ высш учеб заведений, обучающихся по направлению...
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^ iconПол Экман психология лжи
...
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^ iconА. Л. Темницкий Социологические исследования
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов высших учебных заведений, заинтересованных в исследовательском воплощении...
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^ iconЛезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное...
Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также практиков,...
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^ iconЖенские судьбы в книгах
Черняк М. А. Современная русская литература учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М. Форум : Сага,...
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^ iconПрактикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М....
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^ iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^ iconУчебное пособие теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования...
Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для высших учебных заведений в качестве учебного пособия для студентов...
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^ iconЕ. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших...
Учебно-методическое пособие предназначено студентам высших учебных заведений, обучающим по специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный...
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^ iconУчебное пособие Допущено Научно-методическим советом по изучению...
Учебное пособие предназначено для обучения по специальности «теология» ивключает план, информационный блок, вопросы для самопроверки,...
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^ iconЛюкшинов А. Н. Л94 Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск