Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы





НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы
страница1/33
Дата публикации06.07.2013
Размер4.97 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
В.И. ГАРАДЖА
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы.
2-е издание,

дополненное

АСПЕКТ ПРЕСС


ББК 86.3

Г 20

Данное издание представляет собой авторскую работу, вошедшую в число победителей в открытом конкурсе, который проводится Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Международным фондом “Культурная инициатива”.


Гараджа В.И.

Г 20 Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с. - ISBN 5-7567-0007-2
Пособие знакомит с основами религиоведения как самостоятельной научной дисциплины. В нем рассматриваются основные подходы к ис­следованию религии, ее место в жизни человека, общества, дается обзор основных этапов формирования религий, как ставших достоянием ис­тории, так и существующих ныне. Особое место уделяется роли религии в современном мире.

040100000-010

ББК 86.3

О6З(И)03-95

ISBN- 5-7567-0007-2


© Гараджа В.И., 1994

© Гараджа В.И., 1995

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Религия и наука о религии..5

1. Основные подходы к объяснению религии — теологический, философский,научный..6
2. Почему религия называется религией?..8

3. Религия как предмет научного исследования.9
Глава I. Возникновение и развитие науки о религии 12

1. Сравнительно-исторические исследования ..12

2. Вклад антропологии и этнологии 15

3. Социологический подход ..18

4. Психологический анализ 28

Тексты: М. Мюллер, Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, Э. Дюркгейм, К.Маркс33
Глава II. Религия как историко-культурный феномен ..63

1. Проблема многообразия и единства исторических форм религии: феноменологический и исторический способы ее изучения ..63

2. Религии в истории общества Элементарные формы религиозной жизни 69

Религии первых цивилизаций — Египта,Месопотамии,Инда76

Религии «классических» цивилизаций древнего мира: зороастризм, индуизм, конфуцианство и даосизм, религии греков и римлян, иудаизм.86

Мировые религии — буддизм, христианство, ислам .106

3. Критика религии. Атеизм как исторический феномен..123

Тексты: К. Ясперс, Б. Рыбаков, С. Токарев, А. Оппенхайм, Н. Фюстель де Куланж
Глава III. Религия как социальный феномен .163

1. Определение религии 163

2. Религия и общество. Социальные функции религии.170

3. Типы «человека религиозного» и типология религиозных организаций ..184

Тексты: Э. Дюркгейм, М. Вебер, Б. Малиновский, П. Сорокин188
Глава IV. Психология религии.213

1. Что такое религия с точки зрения психологии?213

2. Личностно значимые компоненты религии: религиозная вера, религиозный опыт, религиозное поведение215

3. Религиозная личность; влияние религиозности на поведение223

4. Психологические последствия вовлеченности индивида в религиозную общину235

Тексты: У. Джемс, 3. Фрейд, Э. Фромм, В. Франкл .237
Глава V. Секуляризация 255

1. Секуляризация как исторический феномен. Свобода совести 255

2.Теория секуляризации.261
3. Проявления и последствия секуляризации в современном обществе 269

Тексты: Д. Белл, П. Сорокин, Д. Бонхеффер273
Глава VI. Религия в современном мире ..284

1. Усиливается или падает влияние религии?284

2. Религия и политика ..287

3. Религия и наука.292

4. Современная мифология294

5. Свобода совести..300

Тексты: Р. Белла.306
Приложения

Религии в современном мире ..309

Религии и религиозные организации в современной России..310

Из законодательных актов Российского государства (Российская империя; СССР; Российская Федерация), регламентирующих права вероисповеданий и свободы совести .331

Международно-правовые акты, посвященные правам человека, свободе совести, религии и убеждений..339

Указатель 344

Введение. РЕЛИГИЯ И НАУКА О РЕЛИГИИ

1. Основные подходы к объяснению религия — теологический, философский, научный.

2. Почему религия называется религией?

3. Религия как предмет научного исследования1.
Слово “религия” встречается очень часто в обыденной речи, и в научных текстах, в публицистике ив художественной литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана. Это — совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога, этот мир и самого человека сотворившего и давшего ему в “откровении” знание, которое должно принимать на веру, не требуя доказательств (поэтому религию называют часто просто верой); религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. Это, затем, совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу и вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношении и т. д. Это также совокупность норм, правил, поведения, которым должен следовать человек как требованиям, предъявляемым ему богом. И, наконец, это объединения религиоз­ных людей в те или иные организации, такие, как церковь или секта, монашеский орден, особые группы профессиональных слу­жителей культа. Признаки, фиксирующие лежащие на поверхности проявления религиозной жизни, образуют то, что называется феноменом религии. Не довольствуясь выявлением и описанием признаков религии, человеческая мысль с давних пор стремится объяснить феномен религии, понять его природу и значение, понять, что составляет его сущность.

1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ

РЕЛИГИИ - ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ, ФИЛОСОФСКИЙ, НАУЧНЫЙ

В рамках религии такие попытки приводят к появлению (в наиболее развитых религиях) богословия, или теологии (от греч. teos — бог и logos — учение, буквально теология — учение о боге) В работах теологов религия пытается понять себя, это объяснение религии как бы “изнутри”, с позиций человека, принимающего “истины веры” и из них исходящего: религия — это “встреча” человека с богом. Религиозная вера дает ключ не только к объяс­нению мира и человека, но ик ответу на вопрос, почему существует религия, как она возникла: если бы не было бога, его “откровения”, не было бы и религии. Это значит, что существование религии следует рассматривать как подтверждение, свидетельство сущес­твования бога. Теологический подход к объяснению феномена религии предполагает, что понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом “встречи с богом”. Иными словами, объяснение религии возможно только с позиций самой религии, только на основе принятия религиозной веры в качестве исходной посылки и безус­ловной истины.

Подход к объяснению феномена религии “извне”, не предпо­лагающий заранее принятие ее истинности, возникает первона­чально тогда, когда начинает развиваться философия. Философский подход —в отличие от теологического —в том, чтобы, не предпола­гая заранее существование “высшего начала”, “священного”, попы­таться ответить на вопрос, какие имеет религия основания в человеческом опыте, в какой мере религиозные верования отвеча­ют критериям истинного познания.

Так возникает критический подход к религии; критический не в том смысле, что обязательно негативный, отрицающий религию, но не довольствующийся простым принятием на веру, ставящий под сомнение все без исключения суждения и требующий подтвер­ждения обоснованности их истинности.

Только в XIX в. складывается, наряду с теологическим и философским, еще один подход к объяснению религии — научный; религия становится предметом исследования, опирается на эмпирический материал, тщательно собирает, накапливает факти­ческие данные о религии и анализирует их с помощью методов, Присущих научному мышлению. К концу XIX в. религиеведение конституируется в качестве самостоятельной области научного знания как историко-эмпирическая наука со своим вполне определенным, эмпирически данным предметом — религией как состав­ной частью культуры в самом широком ее понимании.

Предметом науки о религии не является предмет религиозной веры, “священное”, бог или боги. Она изучает религию в реальном контексте культуры, в ее связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека: как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, каким об­разом религия объясняет мир и какие способы действия, нормы поведения она предлагает, какие обязательства накладывает на человека, какие чувства она пробуждает и как влияет на эмоцио­нальную жизнь людей. Ответы на эти и другие вопросы должны дать возможность выработать определение религии, понять и объяснить феномен религии.

Одна из первых трудностей на пути к такому объяснению заключается в том, что в реальной действительности не существует “религия”, а существуют многие “религии”, в чем-то сходные, а в чем-то отличающиеся одна от другой, и подчас достаточно сущест­венно. Так, нельзя определить религию просто как веру в бога уже потому, что одним религиям присуще единобожие (монотеизм), а другим — многобожие (политеизм).

Один из подходов к решению этого вопроса заключается в признании того, что на самом деле, реально религия существует только в многообразии религий. Скажем, для примера, если вас попросят нарисовать позвоночное, то вы можете нарисовать кош­ку, корову, кита или человека, но вам вряд ли удастся нарисовать “позвоночное вообще”. Так и понятие “религия” есть абстракция, выделяющая признаки, которые являются общими для различаю­щихся во многих других отношениях религий. Чтобы составить такое понятие, нужно изучить по возможности большое количество религий — и тех, которые существовали в прошлом и о которых сохранилась только память, как о мертвых языках, на которых сегодня уже никто не говорит, и тех, которые существуют и исповедуются сегодня людьми, населяющими Землю. Изучив их со всеми присущими им особенностями и затем, сравнив их между собой, можно выделить то, что входит в понятие религии.

Однако есть и другой, прямо противоположный, подход, со­гласно которому все религии, сколь бы разными они ни представ­лялись, на самом деле существуют как вариации одной религии, религии, как бы воплощающей в себе это понятие, представляющей собой некий эталон. Если с позиций первого подхода все религии равноправны в том отношении, что ни одна не может рассматри­ваться в качестве образца, с которым следует сверять другие, т. е. речь может идти лишь о том, относится ли тот или иной конкретный феномен к области религии, подпадает под ее определение или нет, то с точки зрения сторонников второго подхода религии можно и следует сравнивать между собой так, что становится возможным и даже необходимым различение “истинной” религии и религии “ложной”. Этот пример показывает, что в религиеведении сущес­твуют, как и в других науках, разные направления, школы, отлича­ющиеся подходами, методологией изучения религии и своими взглядами на нее.

В числе проблем, рассматриваемых и решаемых религиеведением, наряду с упомянутыми выше, вопросы о происхождении религии, ее классификация, выявление ее роли в социальной и частной жизни человека.

2. ПОЧЕМУ РЕЛИГИЯ НАЗЫВАЕТСЯ РЕЛИГИЕЙ?

К числу вопросов, рассматриваемых религиеведением и раз­личающихся по своей значимости, относится также вопрос о том, почему религия называется религией, т. е. каково происхождение этого термина. Религия — производное от латинского слова religio. Древние римляне обозначали этим словом все то, что было связано с почитанием (культом) богов. Именно в этом смысле употреблял слово “религия”, например, Цицерон в I в. до н. э. К религии относились и представления о богах (мифология), и соответствую­щие действия, с этими представлениями связанные и регламенти­рующие жизнь римлян. То, что у римлян называлось религией, у китайцев именовалось chiao, у индусов — dharma, у арабов — din.

Когда возникло христианство, оно восприняло от римлян это слово “религия” и использовало его в своих целях, вложив в него содержание, отличающееся от прежнего. Через христианство это слово вошло впоследствии во все европейские языки. Под религией христиане понимали сначала только свою, христианскую веру. Религией называлось только христианство, в отличие от всех нехристианских верований, которые объединялись в понятии язы­чества. Крупнейший христианский теолог, один из отцов церкви, епископ Августин, живший в IV в., называл христианство религией, рассматривая это слово как производное от “вновь связывать, воссоединять”: христианство есть религия — путь воссоединения и примирения человека с богом, — человека, отпавшего от бога, когда он встал на путь греха. Это действительно специфически хрис­тианское представление, которое нельзя перенести, например, на античные религии.

Раннему христианству было чуждо, таким образом, представле­ние о других религиях, о нехристианских религиях, о том, что христианство - одна из многих религий. Христианская религия соединяет людей, обязательством призванных к служению, выде­ляя их из того мира, частью которого являются языческие культуры. Христианство, именуя себя религией, тем самым противопоставля­ет себя языческой культуре.

Первое в истории христианства расширение понятия “ре­лигия” и распространение этого термина на язычество имело изначально чисто полемическую функцию: христианство как “ис­тинная религия” противопоставлялось “ложным религиям” — гре­ческой и римской, которые рассматривались как неудачное, демо­ническое подражание божественному образцу христианской рели­гии. Это давало также возможность оторвать язычество от его культурного контекста, и таким образом открывался путь для примирения христианства с античной культурой, для ее ассимиля­ции христианством.

Великие географические открытия, знакомство с Новым Све­том привели к дальнейшему расширению понятия религии. Оно было распространено на верования американских индейцев и других “дикарей”. В XVIII в. возникает представление о том, что существуют разные проявления “естественной религии”, составля­ющей основу и общее достояние всех религий. “Естественная религия” воплощается в конкретных религиях, отличающихся друг от друга по форме выражения, но в основе своей сходных. Особен­ности разных религий обусловлены особенностями тех обществ, тех культур, в которых они существуют, подобно различиям в морали, искусстве, в целом — в образе жизни и мышления. Так к началу XIX в. появляется и входит в употребление термин “религия” в его современном значении: религия как одна из областей духов­ной жизни наряду с моралью, философией, наукой, искусством. Такова история слова “религия”. Теперь рассмотрим развитие пред­ставлений о том явлении, которое оно обозначает, а также те основные подходы, которые были предложены для объяснения феномена религии, и полученные результаты, т. е. те ответы на вопрос о том, что такое религия, которыми мы сегодня располагаем.

3. РЕЛИГИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Религия становится предметом научного изучения, как уже было сказано, в XIX в., когда, основываясь на теологических концепциях и на философском анализе “сущности” религии — но и размежевываясь с этими подходами, — создаются историко-эмпирически ориентированные исследования. От размышлений о “природе” или “тайне” религии, в основе которых лежал в конеч­ном счете субъективный опыт того или иного мыслителя, истори­кам и этнографам (им — в первую очередь) удалось перейти к изучению религии как объективной данности, как определенного способа самовыражения человека в ряду других способов и форм человеческого поведения и мышления. Для этого нужно было преодолеть важный барьер — представление о “святости” религии, т. е. о том, что она лежит за пределами постижимого для человека и, следовательно, недоступна для изучения методами, разработан­ными и применяемыми наукой в исследовании тех или иных областей природной и общественной действительности. Благодаря огромным усилиям ученых разных специальностей религия стано­вится предметом научного изучения, включается в общую картину мира, в число явлений, постигаемых человеческой мыслью.

Право на существование научное религиеведение подтвердило значимостью и ценностью своих результатов: добытые с помощью научных методов знания о религии дают чрезвычайно много для понимания ее как реально существующего в человеческой жизни явления, и шире — проблем культуры в целом.

Изучение религии, начавшееся в прошлом столетии, находи­лось в русле общего интереса к культуре, расширяло знания европейцев об иных культурах, человеческой истории в целом. Таким образом, предпосылкой развития науки о религии стало убеждение в том, что религию можно и нужно изучать как некото­рую человеческую реальность, доступную эмпирическому исследо­ванию и теоретическому анализу, т. е. было преодолено традици­онное представление о религии как сфере духовной деятельности человека, принципиально недоступной для рационального объяс­нения, “иррациональной”, “сверхразумной”. Развитие научного религиеведения подтвердило, что подобно явлениям природы и истории в целом, подобно морали или искусству религия поддается научному объяснению. Это объяснение призвано показать, что представляет собой религия, а не ответить на вопрос, как следует к ней относиться. Научное знание о религии является объективным и отличается этим от оценочного, идеологического, нацеленного на то, чтобы нарисовать либо позитивный, либо негативный образ религии. Наука о религии не берет на себя функции ее защиты, апологетики или, наоборот, критики, отрицания. Вопросы “как ты относишься к религии” и “что ты знаешь о религии”, конечно, соприкасаются, и все же это разные вопросы. Научное знание о религии само по себе не является ни религиозным, ни антирелиги­озным. Среди ученых, успешно работавших в области религиеведения, были как верующие, так и неверующие. Научное знание приемлемо для людей разной конфессиональной принадлежности и даже для исследователей, в принципе по-разному относящихся к религии. Задача ученого или школьного преподавателя не совпада­ет с теми задачами, которые ставят перед собой религиозный проповедник или атеистический критик религии.

Другое дело, что развитие религиеведения связано не только с открытием новых фактов, но и с изменением самих представлений о религии. Конечно, на ученого, изучающего религию, влияют не только его собственные мысли и опыт и не только уже сложившиеся в науке представления, но и представления о религии того общес­тва, той эпохи, в которую он живет. И развитие религиеведения является одним из факторов, в результате действия которых в обществе изменяются представления о самой религии. Одно из следствий заключается в том, что религия лишается ореола “вечной истины”, тайны. Поэтому, особенно на первых порах, развитие религиеведения встречало сопротивление со стороны тех, кто усматривал в нем опасность для религии. Но наряду с этим предпринимались и предпринимаются также попытки использо­вать данные религиеведения в интересах религии.

На науку о религии, так же как на любую другую общественную науку, идеология оказывает влияние главным образом через разра­ботку методологии религиеведения. Это влияние подчас противоположных направлений, взглядов — теологического и философ­ского, религиозного и антирелигиозного. Но в конечном счете результаты исследований ив этой области оцениваются и получают признание на основе их соответствия научным критериям, а не идеологическим.

Религия — явление сложное, многообразное. Поэтому религи­еведение характеризует не только разнообразие подходов, методов, точек зрения, но и многодисциплинарность. Развитие религиеведе­ния в XIX в. шло путем разработки целой совокупности дисциплин, каждая из которых рассматривает религию в одном из ее аспектов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008
Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, работников органов государственной власти...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы iconА. Л. Темницкий Социологические исследования
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов высших учебных заведений, заинтересованных в исследовательском воплощении...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы iconЛезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное...
Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также практиков,...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Г46 Гигиена труда : учебное пособие / авт сост. Л. В. Козачук. — Балашов : Изд-во «Николаев», 2005. — 60 с
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ Ставрополь
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы iconУчебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое...
Руководство предназначено для студентов и аспирантов, может стать полезным в некоторых случаях для преподавателей психологических...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы iconУчебно-методическое пособие предназначено для, студентов высших учебных...

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы iconЖенские судьбы в книгах
Черняк М. А. Современная русская литература учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М. Форум : Сага,...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы iconПрактикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М....
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы iconУчебное пособие теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования...
Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для высших учебных заведений в качестве учебного пособия для студентов...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы iconЕ. Н. Миронова Сборник лекций по гимнастике для студентов высших...
Учебно-методическое пособие предназначено студентам высших учебных заведений, обучающим по специальности 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы iconСестры бронте
История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы iconЛюкшинов А. Н. Л94 Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы iconУчебное пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2003
Книга предназначена для преподавателей, аспирантов и студентов университетов и других учебных заведений, готовящих журналистов
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы iconУчебное пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2002
...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы iconУчебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных...
Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психо­логии Московского государственного университета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск