ББК 74.202.5
Рекомендовано к изданию учёным советом НСИ (протокол № от )
Научный редактор: Рецензенты:
Алексеева Е.В., Гомзова В.В., Климова Н.А.
Виды учебной и научно-исследовательской деятельности студентов кафедры социологии, экономики, менеджмента: Учебно-методическое пособие,- Новосибирск: НСИ, 2009. В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы, связанные с методологией научного исследования. Уделяется внимание методическим вопросам поэтапного проектирования исследовательской работы студентов (курсовая работа, выпускная квалификационная работа).
В пособии определены требования к оформлению научно- исследовательских и учебных работ, порядок их защиты, рецензирование и критерии оценивания.
Учебно-методическое пособие предназначено для, студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 2
1. КОНСПЕКТ 3
2. ДОКЛАД 3
3. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 4
4. РЕФЕРАТ 5
5. КУРСОВАЯ РАБОТА 7
6. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 13
Введение 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ПРЕДИСЛОВИЕ
Опыт написания научно-исследовательских работ студентами НСИ показывает, что основные затруднения в данной учебной деятельности связаны со следующими проблемами.
Незнание различий между рефератом и курсовой работой, между курсовой и выпускной квалификационной работой, между выпускной квалификационной работой и дипломной работой.
Выбор проблематики исследования и формулирование его темы.
Подбор и использование библиографии.
Определение актуальности, новизны, практической значимости исследования.
Затруднение в грамотном формулировании гипотезы.
Планирование и распределение времени написания исследовательской работы.
Незнание или неумение пользоваться методологией исследования.
Трудность в планировании, проведении и описании исследования.
Затруднения в оформлении приложения (сводные таблицы, диаграммы, гистограммы, графики и т.п.).
Неумение пользоваться научным языком.
Данное учебно-методическое пособие помогает решить указанные проблемы в организации и оформлении научного исследования в соответствии с требования, предъявляемым к научно-исследовательским работам.
Предлагаемое пособие содержит определения, рекомендации к написанию и оформлению основных видов самостоятельных и научно-исследовательских работ, выполняемых студентами кафедры социологии, экономики, менеджмента НСИ (далее кафедры СЭМ): доклад, контрольная работа, реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, дипломная работа.
Пособие рекомендовано для студентов 1-5 курсов. В работе учтена специфика очного и заочного обучения.
1. КОНСПЕКТ
Конспекты источников бывают нескольких видов: плановые, свободные, текстуальные и тематические.
Плановый конспект - конспект книги по ее содержанию: разделам, главам и параграфам. Такой конспект полностью отражает структуру книги.
Свободный конспект - конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов.
Текстуальный конспект - конспект в виде собрания цитат, которые передают основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей.
Тематический конспект - конспект, в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы.
2. ДОКЛАД
Первое, с чем приходится сталкиваться студенту в процессе обучения - это подготовка доклада.
Доклад - это вид самостоятельной работы, используемый в учебных и не учебных занятиях, способствующий формированию навыков исследовательской работы, расширяющий познавательные интересы студентов, формирующий способность сопоставлять точки зрения и критически мыслить.
Доклад является самостоятельной учебно-исследовательской работой студента, на тему, предложенную преподавателем. Возможен самостоятельный выбор темы студентом на интересующую его проблему, при этом она должна затрагивать проблематику изучаемого курса и быть согласованной с преподавателем.
Доклад на 1 курсе выполняется под руководством преподавателя, который помогает выбрать необходимую литературу и структурировать текст доклада, позднее - данный вид работы носит самостоятельный характер.
Объем доклада составляет 3-6 страниц. 2.1 Этапы работы над докладом
Выбор или формулирование темы.
Подбор и изучение основных источников (как правило, при разработке доклада используется не менее четырех источников).
Обработка и систематизация информации.
Разработка плана доклада.
Написание доклада.
Определение выводов.
Обсуждение доклада с преподавателем.
Публичное выступление по изученной теме и её обсуждение в аудитории. Выступление с докладом не должно превышать десяти минут.
Анализ и рефлексия проделанной работы. Определение возможных перспектив дальнейшей работы над темой.
2.2 Структура доклада
Титульный лист (см. Приложение А).
Развернутый план, на основе которого делается выступление.
Основной текст, разбитый на абзацы, а при необходимости на параграфы.
Список использованных источников.
2.3 Требования к оформлению доклада
Объем доклада может колебаться от трех до шести печатных страниц, все приложения к работе не входят в её объём. Правила оформления текста представлены в разделе 7 данных методических рекомендаций.
Доклад должен быть выполнен последовательно с сохранением логики изложения, научным языком.
В тексте доклада должны иметься ссылки на используемые источники. Ссылки на источники и правила оформления списка используемых источников представлены в разделе 8 данных методических рекомендаций.
2.4 Содержание выступления по докладу
Обращение к аудитории. Например: «Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется доклад на тему....».
Основные тезисы доклада с примерами и пояснениями.
Обращение к аудитории с просьбой задавать вопросы (перед ответом на вопрос докладчик должен поблагодарить спрашивающего).
Заключительное обращение к аудитории с благодарностью за внимание и вопросы.
2.5 Критерии оценки доклада
Соответствие содержания теме доклада.
Глубина проработки материала.
Последовательность изложения.
Ответы на вопросы аудитории.
Соответствие оформления доклада требованиям.
|