Скачать 2.99 Mb.
|
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (Университет) МИД РФ А.Л. ТемницкийСоциологические исследования толерантности студентов МГИМО Москва –2005В учебном пособии на примере социологических исследований, проведенных кафедрой социологии и студентами МГИМО (У) МИД РФ, рассматриваются основные проблемы формирования толерантности у будущих специалистов -международников. Последовательно выделяются и эмпирически раскрываются основные виды толерантности: профессиональной, коммуникативной, политической, межпоколенческой, межэтнической и межконфессиональной, проявляющиеся в процессе профессионального становления студентов МГИМО. Данное учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов высших учебных заведений, заинтересованных в исследовательском воплощении знаний по курсу теоретической и эмпирической социологии. Учебное пособие может быть полезно для преподавателей, разрабатывающих курсы социологических практикумов по актуальным проблемам современного общества. Содержание
Введение Предлагаемый материал направлен на раскрытие характера взаимодействия толерантных и интолерантных социальных ценностей, норм и образцов поведения в процессе профессионального становления будущих специалистов-международников. Его усвоение позволит студентам более предметно определить круг основных современных проблем дипломатии в ее связи с универсальными принципами толерантности, наметить направления по развитию и укреплению норм толерантности в процессе учебы и первых лет самостоятельной работы специалистов-международников. Пособие основано на ряде конкретных социологических исследований, проведенных кафедрой социологии, ее учебно – исследовательской социологической лабораторией в рамках социологического мониторинга получения элитного образования, осуществления полевого этапа по проекту «Дипломатия и толерантность», учебного курса по эмпирической социологии. Основными источниками информации стали материалы социологических исследований, проведенных в 2001 -2004 гг. в МГИМО (У) МИД РФ по репрезентативным выборкам. Основным объектом исследования по проблемам толерантности являлись студенты факультета международных отношений МГИМО, системообразующего для университета. Всего в марте - апреле 2002 г. было опрошено 306 студентов 1-4 курсов факультета «Международные отношения». Реализованная выборка является представительной по курсу, полу, форме обучения, специализации. Исследование «Ценностные ориентации, отношение к учебе и свободному времени студентов МГИМО» проводилось среди всех студентов университета, обучающихся на очной основе. В пособии приводятся табличные данные за 2001 и 2004 гг. Кроме этого были отобраны и описаны по стандартной форме двадцать одно учебное социологическое исследование, по проблемам толерантности, проведенные студентами факультетов «Международные отношения» и «Политологии» в 2001-2003 гг. в рамках курса по эмпирической социологии. Обращение к весьма сложной для понимания и еще больше для практического повседневного осуществления проблемы толерантности сквозь призму конкретного социологического исследования позволит научиться ставить исследовательские вопросы и получать на них ответы не в виде однозначных истин, а вероятностного, нового знания. Поиск устойчивых социальных связей между переменными, выявление влиянии значений одного признака социального явления на значения другого, определение дифференцирующей силы латентных факторов может привести к эмпирически выверенным, доказательным выводам, позволяющим утверждать о состоятельности полученных данных, их возможном использовании для приращения теоретического знания. Вместе с тем следует признать, что ни одно социологическое исследование, насколько бы оно не было репрезентативным, тщательно верифицированным на всех этапах исследования , не приводит к полной определенности в полученном знании, абсолютности и однозначности выводов. Рассмотрение проблемы толерантности на основе эмпирических исследований в отличие от ее умозрительного понимания на основе теоретических работ позволит увидеть, как конкретные социальные группы людей решают для себя непростые вопросы реального и предполагаемого социального взаимодействия с «иными» группами людей, насколько далеки (близки) им «иные» группы в различных житейских ситуациях и в вопросах высокой политики. Предлагаемое пособие состоит из трех глав. В первой главе «Состояние и факторы роста толерантности будущих специалистов – международников» последовательно рассматриваются основные виды толерантности: профессиональной, коммуникативной, политической, межпоколенческой, межэтнической, межконфессиональной, раскрываются основные факторы, способствующие их росту. Во второй главе «Социологический практикум по проблемам толерантности» дается краткое описание по стандартной форме выполненных студентами исследовательских проектов. В третьей главе «Ценностные ориентации, отношение к учебе и свободному времени студентов МГИМО 2001- 2004 гг. - данные повторного социологического исследования» даются основные сравнительные таблицы, контрольные вопросы и задания к ним». В приложении помещены «Анкета студента» и сводные таблицы исследования по толерантности 2002 г. Предполагается, что усвоение предложенного материала должно быть связано не только с ответами на контрольные вопросы, но и с выполнением практических заданий в форме разработки и проведения учебных социологических исследований. Автор весьма благодарен доценту кафедры социологии Федотовой Н.Н. за внимательное прочтение работы и высказанные замечания и рекомендации по ее улучшению. Основные положения программы исследования Толерантность, основные принципы которой согласно Декларации ЮНЕСКО покоятся на уважении, принятии и правильном понимании богатого многообразия культур нашего мира, имеет особое значение для современного российского общества. Распад СССР, локальные войны, рост национального экстремизма, участившиеся террористические акты, крушение господствующей морали способствуют превращению проблемы толерантности в важнейший фактор духовно-нравственного, социального и политико-государственного развития страны. В августе 2001 г. Правительство РФ приняло Постановление №629 «О Федеральной целевой программе «Формирование толерантных установок и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005 гг.) воспитание культуры мира». В рамках выполнения данной программы сформировалось несколько научно-исследовательских научных центров, (в Москве, Екатеринбурге, Краснодаре и других регионах России). К настоящему времени сложилось панорамное видение проблемы толерантности. Толерантность рассматривается как терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам; она необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, религий; является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Все же в подходах к изучению проблемы толерантности преобладают лозунгово - формульный и идейно-пропагандистский (проповеднический) подходы. Объективный исследовательский, основанный на получении верифицированных эмпирических данных, подход явно отстает от первых. Можно согласиться с одним из ведущих разработчиков программы толерантности Асмоловым А.Г., что исследование без проповеди может оборваться на полуслове. Нельзя согласиться с подменой исследований проповедями в пользу идеи толерантности. В эмпирическом изучении главным является формулировка проблемы применительно к конкретной ситуации, потому как изучение толерантности без ее социокультурного содержания, без обозначения носителей данной проблемы не представляет собой чего-то положительного, является чисто формальным актом. Попытки специального эмпирического исследования проблем толерантности имеются. Так по проблемам политической толерантности был осуществлен совместный российско-американский проект1. Обширное эмпирическое рассмотрение проблем толерантности в подростковой среде дано в последней работе Центра социологии образования РАО2. К сожалению, в большинстве работ по проблемам толерантности обобщения делаются не на основе собранных эмпирических данных, а представляют собой в лучшем случае итоги историко- сравнительного анализа, а зачастую носят умозрительный характер. Так, анализ опубликованных тезисов к III Всероссийской конференции «Социальный порядок и толерантность» показал, что лишь примерно десятая часть выводов основана на эмпирических данных, остальные представляют собой постановки разных аспектов проблемы толерантности, пожелания и рекомендации, не подкрепленные анализом статистической и эмпирико-социологической информации3. Эмпирический подход к изучению проблем толерантности не может быть автономным от теоретических разработок, уточнения концептуального и понятийного аппарата. Напротив, только на основе теоретизирования, тщательного усвоения всего богатства сложившихся в науке методологических подходов, позиций отдельных научных школ и ученых и возможно проведение социологического исследования. Предлагаемое исследование проблем формирования толерантности у будущих специалистов – международников является результатом эмпирического сопровождения проекта «Толерантность и дипломатия». Данный проект был инициирован сотрудниками кафедр философии, социологии и дипломатии МГИМО (У) МИД РФ и осуществлен в рамках выполнения Федеральной целевой программы по толерантности. Преобладающее внимание в нем уделяется разработке фундаментальных проблем, теоретических подходов в рамках мультипарадигмальной концепции и видения современного мира на основе междисциплинарного союза философии, социологии, психологии, дипломатии и других наук гуманитарно-поведенческого плана. Проблема толерантности применительно к такой специфической социальной группе как реальные и потенциальные представители дипломатии имеет свои особенности. Толерантность является атрибутивной сущностью дипломатии. Если нет толерантности у нынешнего поколения дипломатов, то нет и самой дипломатии, а есть лишь ее форма. Поэтому основная проблема исследования толерантности у студентов, готовящихся стать специалистами – международниками, видится не в поиске ее многочисленных проявлений среди будущих дипломатов, а выявлении степени ее отклонения от нормативной модели, факторов ее устойчивости, воспроизводимости, характера и форм направленности, степени дифференцированности у различных социальных групп студентов. Исходя из атрибутивной укорененности толерантности в профессиональных и личностных качествах дипломата, решается проблема выбора и обоснования парадигмы исследования. Выбор парадигмы исследования может быть осуществлен, прежде всего, между структурными парадигмами, основанными на подходе к объекту исследования с позиции системы и интерпретативными, идущими от индивида. Представляется, что дипломатия не та сфера деятельности, где качества акторов должны быть сильнее системно обусловливающих факторов. Дипломат, бросающий вызов, оппортунистически настроенный по отношению к системе, которой он принадлежит, перестает быть дипломатом. Проблема встроенности, социализации будущих дипломатов в систему становится весьма актуальной на переломных этапах развития общества, в трансформирующихся, нестабильных обществах. В таких условиях, подобных сегодняшним, роль акторов, человека возрастает, усиливается личностное начало в построении стратегий адаптации и достижения жизненного успеха. Многочисленные исследования свидетельствуют о росте эгоистических начал, прагматизма, рационализма, в целом о формировании и укреплении индивидуализации в поведении и сознании современной молодежи. У студентов - будущих дипломатов это проявляется (по данным предыдущих исследований о мотивах выбора профессии) в явном преобладании мотива получить хорошо оплачиваемую работу после окончания вуза (3/4 ответов от числа опрошенных) над мотивами интереса к профессии (1/2) и интеллектуального развития (1/3)4. В этой связи одной из актуальных проблем исследования становится проблема дипломата - своекорыстного прагматика. Важнейшая функция дипломатии - обслуживание системы, ее важнейших составляющих: политической, экономической, военной, а также способствование взаимному духовному обогащению народов. Формирование толерантности при таком подходе может рассматриваться как усиление качеств, способствующих идентификации дипломата с системой и ослабление экономического начала в жизненных стратегиях достижения успеха. Исходное положение: «дипломат – это, прежде всего, государственный человек». Вместе с тем следует учитывать изменения, происходящие в самой системе государственной службы, ее все большую экономическую и прагматическую ориентированность, изменения, которые весьма чутко улавливают студенты, выбравшие профессию дипломата. Таким образом, основная цель исследования: выявление характера, направленности, основных форм и степени отклонения от толерантности как нормативного качества и ценностного ориентира у будущих дипломатических работников. В качестве основного объекта исследования выбраны студенты всех курсов факультета международных отношений - базового и системообразующего для МГИМО. Основным предметом исследования являются ценностные ориентации, коллективные идентификации, поведенческие диспозиции, сложившиеся социальные практики и оценки студентов, связанные с различными сторонами профессионального самоопределения, текущего учебного процесса и будущей профессиональной деятельности, характеризующие проявления характера, форм и степени толерантности к выбранной профессии; достижению жизненных целей легитимными способами; культурному, расовому, религиозному и этническому плюрализму; общению и разным формам взаимодействия с коллегами по учебе, студентами других вузов, преподавателями, родителями, настоящими и будущими работодателями; неопределенности во внешней политики. Основной рабочей гипотезой исследования является предположение о преобладании в студенческой среде будущих дипломатов ориентации на себя, ценностей прагматизма при решении (рассмотрении) большинства вопросов, касающихся их настоящей учебной и будущей профессиональной деятельности. Ведущей среди студентов - будущих дипломатов становится стратегия плюралистического прагматизма5. Устойчивость системообразующих (универсальных) принципов толерантности снижается, воспроизводятся, прежде всего, те ее принципы, которые не противоречат прагматическим ценностям. Теряют значимость универсальные принципы толерантности6. Одной из ведущих задач исследования является изучение проблем формирования профессиональной толерантности будущих специалистов- международников. В основу этой проблемы положено сложившееся в студенчестве России, сфере высшего образования в целом противоречие между высоким уровнем ориентированности молодежи на получение высшего образования и отсутствием явного социального заказа на специалистов с высшим образованием со стороны государства. Поэтому проблема профессиональной толерантности студентов МГИМО имеет общие корни с отражением этой проблемы у российского студенчества в целом. Она начинается с изучения того, насколько выбранная профессия, специальность адекватна интересам молодежи или же выбор вуза и процесс учебы является отражением других интересов (высшее образование становится необходимым атрибутом современного социального статуса и престижа, позволяет достичь целей, не связанных с выбранной профессией, избежать призыва в армию, уберечься от превратностей нестабильности рынка, влияния улицы и т.п.). Второй, не менее важной задачей исследования, является рассмотрение проблемы формирования коммуникативной толерантности. Взаимодействие студентов в процессе повседневной учебной жизнедеятельности может строиться как на основе чувств товарищества и сплоченности, так на основе конкуренции и обособленности по различным признакам. На основе взаимоотношений формируется, либо не формируется коммуникативная толерантность. Важно выявить, как складывающиеся в студенческие среде различные социальные практики и социокультурные стереотипы влияют на формирование толерантных (интолерантных) установок. Межличностное взаимодействие в повседневной учебной жизни не может не быть опосредовано складывающимися в процессе получения знаний и социализации в целом политических взглядов студентов, их национальной и религиозной принадлежностью и связанными с ними стереотипами. Поэтому одной из основных задач исследования является определение ценностных диспозиций студентов, готовности следовать определенным нормам поведения в той или иной реальной или предполагаемой ситуации. Из всего многообразия форм толерантности выделяются и последовательно рассматриваются те, основной формирования которых выступает личностный уровень сознания и поведения студентов: профессиональная, коммуникативная, политическая, межпоколенческая, межэтническая и межконфессиональная толерантности. Основным методом сбора данных является анкетный опрос. Анкета студента включает 6 блоков вопросов, так или иначе связанных с проблемой толерантности. 1 Блок. Вопросы на изучение процесса профессионального самоопределения (34 вопроса). 2 Блок. Вопросы на выявление социальных практик, сложившихся в студенческой среде. Отношение к ним с позиций толерантности (20 вопросов). 3 Блок. Карта коллективных идентификаций (21 вопрос). 4 Блок. Вопросы на выявление социокультурной, этнической, религиозной, расовой, межпоколенной и профессиональной толерантности (30 вопросов). 5 Блок. Социально-демографические характеристики респондента (10 вопросов). Всего 150 переменных (см. Приложение1). |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» Целью освоения дисциплины «Современные социологические теории 2» является получение нового знания о теоретико-методологических основаниях... | Урок информатики алгебры (по темам «Работа в программе Excel» и«Социологические... ... | ||
Тема 11. Социологические исследования систем управления Фгос впо по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденный Министерством образования... | Рабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 200200 «Оптотехника» Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью освоения дисциплины «Современные социологические теории 2» является получение нового знания о теоретико-методологических основаниях... | Программа учебной дисциплины социология для специальности 120201... Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические... | ||
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата Целями освоения дисциплины «Современные социологические теории-2» являются: развитие способности использовать в познавательной и... | 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата Целями освоения дисциплины «Современные социологические теории-2» являются: развитие способности использовать в познавательной и... | ||
Программа дисциплины «Социологические исследования ненормативности... На примерах поступков литературных героев дать понятие нравственности и безнравственности | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа вступительного экзамена в аспирантуру «39. 06. 01 – Социологические науки» подготовлена с учетом требований фгос, предъявляемых... | ||
Примерной программы наименование дисциплины: Современные социологические... «Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,... | Задачами дисциплины являются Научные и практические исследования. Коллективные и индивидуальные исследования. Роль исследований в различных сферах развития производства.... | ||
Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям... Наряду с исследованием теоретических проблем социологии образования, анализом зарубежных и отечественных исследований, проводились... | Краткий отчет о важнейших результатах, полученных по направлениям... Наряду с исследованием теоретических проблем социологии образования, анализом зарубежных и отечественных исследований, проводились... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 39. 06.... Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 39. 06. 01 Социологические науки (профиль «Социология управления») | Инженерно-экономический университет Социологические проблемы изучения общественного мнения (методические указания к проведению семинарских занятий) |