Тема 11. Социологические исследования систем управления





Скачать 75.52 Kb.
НазваниеТема 11. Социологические исследования систем управления
Дата публикации26.07.2013
Размер75.52 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Тема 11. Социологические исследования систем управления
11.1. Сущность социологических исследований систем управления.

11.2. Социологические методы исследования систем управления.

11.3. Методы анкетирования и интервьюирования.

11.1. Сущность социологических исследований систем управления.
В практике исследования управления широко используется метод социологического исследования. Он позволяет оценить состояние системы управления по факторам реальной деятельности персонала, интересам и ценностям человека, его отношения к существующим проблемам и понимания этих проблем.

Социологические исследования бывают разнообразными наблюдение, интервьюирование, анкетирование.

В практике исследования управления социологические исследования, если они подготовлены и проведены достаточно корректно, дают богатую информацию для исследователя.

Весьма широко используется в исследовании систем управления и метод экспертных оценок. Многие проблемы управления только этими методами и можно исследовать. Например, проблемы тенденций развития, качество управления, угрозы и преимущества и пр.
11.2. Социологические методы исследования систем управления.
В исследовании систем управления широко применяются социологические методы.

Рассмотрим пример исследования, проведенного на одном из отечественных заводов. Директор завода обратился за консультацией к социологам по поводу положения в экспериментальном цехе, где регулярно не выполнялся план и ежегодно уходила треть работников. Исследование проводилось в течение месяца, использовались социально-психологические тесты, метод беседы, наблюдения. Интервьюирование рабочих выявило низкую оценку ими факторов, определяющих организацию производства в цехе. Тестирование выявило, что около 60% инженеров цеха находились в состоянии делового и психологического дискомфорта. Было выявлено, что одной из причин плохой организации производства является стиль работы-начальника цеха, решавшего только "аварийные вопросы". Причем к устранению "аварии" привлекались те, кто "оказался под рукой", вне зависимости от компетентности и специализации. В цех от четырех вышестоящих руководителей поступает масса срочных внеплановых заказов. Исследователи пришли к выводу, что по отношению к цеху отсутствует система планирования и нарушена иерархия управления, цеху отводится роль не экспериментального, а запасного производства. Рекомендация исследователей - прежде всего, необходимо восстановить иерархию управления и статус цеха.

По временному признаку социологические исследования подразделяются на краткосрочные (экспресс-анализ, оперативный анализ), средне- и долгосрочные.

Экспресс-анализ имеет предельно сжатые сроки - 1-5 дней. Он ведется целенаправленно, по одной проблеме, как правило, в условиях высокой неопределенности. Поэтому для участия в экспресс-анализе привлекаются наиболее квалифицированные специалисты.

Оперативный анализ - это также краткосрочное целевое исследование. В течение 10-20 дней подготавливается решение локальной управленческой задачи или разбирается конкретная ситуация. Нередко для проведения оперативного анализа разрабатывается целевая методика (например, специальный опросник).

Среднесрочные исследования обычно проводятся в течение 2-4 месяцев небольшой группой социологов, возможно с привлечением специалистов других подразделений. Долгосрочные исследования продолжаются 5-10 месяцев. Исследователи должны сами выявить спектр проблем в данной системе управления, установить и проанализировать ведущую проблему.

По целям исследования социологические исследования СУ подразделяются на исследования по отклонениям, зондажно-информационные, оценочные, по оптимизации.

Чаще всего встречаются исследования по отклонениям, когда налицо неблагополучная ситуация и требуется установить причину ее возникновения, найти корректирующие решения. Рассмотренный выше пример представляет собой исследование по отклонениям.

На втором месте по распространенности - зондажно-информационные исследования, в задачу которых входит прогнозирование последствий или реакций на предлагаемые решения, зондаж общественного мнения, выявление актуальной проблематики. Пример - выяснение отношения работников транспортного отдела к переходу на двухсменный режим работы (метод исследования - анкетный опрос).

Оценочные исследования необходимы, когда требуется подготовить информацию о результативности функционирования системы управления или подобрать группу людей для выполнения определенной деятельности. В каждом случае разрабатывается специальная батарея методик. Пример - формирование резерва из имеющихся сотрудников для замещения вакантной должности начальника отдела в филиал компании (методы Исследования - анализ данных, предоставленных службой персонала, целевые беседы, социально-психологическое тестирование, деловые игры).

По срокам проведения оценочные исследования и большинство зондажно-информационных исследований относятся к оперативным.

Задачей исследований по оптимизации является усовершенствование и развитие направлений деятельности какой-либо функциональной службы, работников по отдельной функции управления или всей системы управления в целом. Примеры таких исследований - анализ структуры и результативности производственных совещаний (методы наблюдения, беседы, анкетного опроса); экспертная оценка необходимости частичной реконструкции механического цеха (анкетный опрос экспертов).

Социологические методы исследования помогают также проанализировать и усовершенствовать каналы коммуникации в организации. В частности, анкетный опрос, беседа, анализ документов позволяют выявить обеспеченность деятельности руководителей и специалистов необходимой информацией, определить, каких сведений недостает, а какая часть имеющейся информации практически не используется. Такие исследования могут быть проведены применительно ко всей системе управления в целом, либо в отношении отдельной группы руководителей, либо в отношении отдельных категорий информации.

Результаты социологических исследований СУ могут быть представлены в виде отчетов, аналитических записок, справок, докладов. Социологу следует ограничивать разумными пределами круг лиц, кому предоставляются результаты исследования, поскольку материалы исследования могут быть использованы "не по назначению" - в личных целях, в позиционной борьбе, в борьбе за место.

Таким образом, при проведении социологических исследований СУ требуется не только высокая квалификация исследователя, но и соблюдение им профессиональной этики.

Руководителю, менеджеру следует иметь общее представление о социологических методах исследования СУ, чтобы оценить квалификацию исполнителей, лучше понять инструментарий исследования, возможности его применения в конкретной ситуации. Ниже мы рассмотрим методы беседы и анкетирования. Особое внимание мы намеренно уделяем составлению анкет, поскольку, в отличие от исследований крупномасштабных СУ (отрасль, город, регион, государство), многие исследования более мелких по масштабу СУ (фирма, предприятие) с использованием анкетирования проводятся "своими силами", без привлечения профессионалов.


11.3. Методы анкетирования и интервьюирования.
Опрос - метод исследования, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Объект опроса (опрашиваемый) называется респондентом.

Существуют две основные разновидности опроса: анкетирование и интервьюирование (беседа). Они различаются друг от друга формой контакта.

Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с респондентом характерно для методов беседы (интервью).

Интервьюер сам задает вопросы респонденту и фиксирует полученные ответы. Беседа служит наиболее распространенным методом сбора данных.
Преимущества интервьюирования следующие. Беседой можно управлять. Если одна линия опроса не дает желаемых результатов, можно попробовать другую. Кроме того, исследователь получает информацию не только из прямых ответов, но также из замечаний, комментариев, высказываний, шуток и жестов, которые их сопровождают, при условии, что он внимателен и наблюдателен.

Интервью бывает:

1) по технике проведения:

стандартизированным (формализованным), то есть беседа включает в себя точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым;

нестандартизированным, то есть при беседе определяется только, тема, вопросы ставятся в свободной форме;

2) по типу респондентов:

интервью с ответственным лицом; интервью с экспертом; интервью с рядовым респондентом.

3) по технике регистрации ответов:

протоколируемым;

непротоколируемым.

Успешность интервью зависит, прежде всего от степени его подготовки, а также от искренности даваемых ответов, что часто определяется эмоциональным настроем респондента, установлением контакта исследователя с респондентом, созданием доверительной атмосферы общения.

Метод анкетирования - опрос, проводимый письменно с использованием анкеты.

К достоинствам метода следует отнести следующие характеристики:

а) это наиболее оперативный метод сбора первичной социологической информации;

б) результаты анкетирования более доступны для математической обработки;

в) за короткий промежуток времени можно опросить большое количество людей.

При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность.

При выборочном анкетировании - только часть генеральной совокупности - выборочная совокупность.

Прямой опрос - метод сбора данных, при котором ответы вписываются лично опрашиваемыми лицами.

Косвенный опрос - метод сбора данных, при котором ответы записывает анкетер (лицо, проводящее анкетирование).

При очном анкетировании происходит прямое общение исследователя с респондентом, анкета заполняется в присутствии исследователя. При этом достигается стопроцентный возврат анкет, а респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике ее заполнения.

Заочное анкетирование подразумевает заполнение анкеты при отсутствии исследователя. Прессовое анкетирование - анкета публикуется в средствах массовой информации (газетах, журналах). Почтовое анкетирование - анкеты рассылаются по почте определенной группе лиц с просьбой дать ответ на них и возвратить по почте. При прессовом и почтовом анкетировании процент возврата анкет очень низкий, в среднем около 5%.

Раздаточное анкетирование - анкеты раздаются каждому респонденту. Исследователь объясняет цель опроса, кратко консультирует по технике заполнения и заранее оговаривает время и место возврата анкеты.
Исследование методом анкетирования подразумевает наличие методологической (постановка проблемы, цель, задачи, гипотеза) и методической части [определение объема выборки, подготовка инструментария (составление анкеты) и обработка результатов].

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема 11. Социологические исследования систем управления iconИсследование систем управления
Целью работы является рассмотрение частных методов исследования систем управления, а именно эксперимент, наблюдение и опрос
Тема 11. Социологические исследования систем управления iconПримерная тематика рефератов по курсу «Исследование систем управления»
Современный менеджмент и необходимость исследования систем управления социально-экономической организацией
Тема 11. Социологические исследования систем управления iconУрок информатики алгебры (по темам «Работа в программе Excel» и«Социологические...
...
Тема 11. Социологические исследования систем управления iconРабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления»
Студенты научатся методам планирования эксперимента и организации исследования систем управления и научатся использовать приобретенные...
Тема 11. Социологические исследования систем управления iconТема 13. Тестирование в исследовании систем управления
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»
Тема 11. Социологические исследования систем управления iconИсследование систем управления процесс определения организационной...
Место исследований систем управления в комплексе дисциплин по теории и практке управления
Тема 11. Социологические исследования систем управления iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2»
Целью освоения дисциплины «Современные социологические теории 2» является получение нового знания о теоретико-методологических основаниях...
Тема 11. Социологические исследования систем управления iconАвтоматизация технологического процесса составляет важную часть научно-технического...
Теоретические исследования в области совершенствования управления процессом бурения и его оптимизации получили новые возможности...
Тема 11. Социологические исследования систем управления iconОтчет о научно-исследовательской работе исследования в области построения...
Этап 1 «Анализ и исследование систем управления информационным обменом в сетях обработки данных»
Тема 11. Социологические исследования систем управления iconКомпьютеризация процессов бурения
Теоретические исследования в области совершенствования управления процессом бурения и его оптимизации получили новые возможности...
Тема 11. Социологические исследования систем управления iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 39. 06....
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 39. 06. 01 Социологические науки (профиль «Социология управления»)
Тема 11. Социологические исследования систем управления iconИсследование систем управления Специальности: «Менеджмент организации»
«Исследование систем управления» является ведущей,в учебном процессе среди смежных дисциплин
Тема 11. Социологические исследования систем управления iconР оссийской федерации федеральное агентство по образованию
Целью дисциплины «Математические модели в теории управления и исследование операций» является формирование представлений о методах...
Тема 11. Социологические исследования систем управления iconКомпьютерные методы исследования систем управления
Предметом дисциплины является исследование проблем, связанных с управлением организациями, представляющими собой открытые, сложные,...
Тема 11. Социологические исследования систем управления iconРабочая программа учебной дисциплины диагностика и надежность автоматизированных систем
В настоящее время растет сложность систем автоматизации и управления технологическими процессами. К надежности этих систем предъявляются...
Тема 11. Социологические исследования систем управления iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 11 Менеджмент
Он предназначен для понимания практического содержания управления, формирования комплекса практических знаний об управлении, а также...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск