МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
(ФГБОУ ВПО « СГГА») Кафедра гуманитарных наук
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе
______________В.А. Ащеулов
«____» _____________ 2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИОЛОГИЯ
для специальности
120201 «Исследование природных ресурсов аэрокосмическими средствами»
код квалификации -65 (инженер )
Новосибирск 2012г.
Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.
Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.
Социальные группы и общности. Виды общностей.
Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.
Социальные движения.
Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.
Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный контроль
и девиация. Личность как деятельный субъект.
Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.
Методы социологического исследования.
1. Цели и задачи дисциплины
Цели - дать студентам знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки выделяя ее специфику. Задачи - помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлении, школ и концепций. Способствовать подготовке широко образованных специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных проблем. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Студент должен знать: - основные понятия курса;
- этапы развития социологической мысли и особенности основных теоретических школ.
Должен уметь:
- анализировать социальную реальность. Выявлять социальные проблемы и их причины;
- формировать, отстаивать свою точку зрения по вопросам социологии.
Должен иметь представление:
- о процессах и методах социологических исследований;
- о возможностях их использования в профессиональной деятельности. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
|
|
| 7
| Общая трудоемкость дисциплины
| 88
| 88
| Аудиторные занятия
| 39
| 39
| Лекции
| 26
| 26
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
| 13
| 13
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| и (или) другие виды аудиторных занятий
|
|
| Самостоятельная работа
| 49
| 49
| Курсовой проект (работа) (число работ)
|
|
| Расчетно-графические работы (число работ)
|
|
| Реферат (число рефератов)
|
| 1
| и (или) другие виды аудиторных занятий
|
|
| Вид итогового контроля - (зачет, экзамен)
| экзамен
| экзамен
|
Разделы дисциплины и виды занятий.
П.п.
| Раздел дисциплины
| лекции
| семинары
| 1.
| Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Объективные и субъективные предпосылки формирования социологической науки. Место социологии в системе гуманитарных наук. Объект и предмет социологии, ее методы. Функции и структура социологического знания.
| Х
|
| 2.
| Классические и современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Представления об обществе в истории: Античность, Возрождение, эпоха Просвещения. Социологический проект О. Конта. О. Конт и Г. Спенсер как основоположники социологии. Формирование основных социологических теорий: функционализма, теории конфликта, символического интеракционизма. Социология в России, основные школы.
| Х
| Х
| 3.
| Методы социологического исследования. Структура, функции и виды социологического исследования. Характеристика основных опросных и неопросных методов сбора информации. Программа социологического исследования. Подготовка отчета о результатах и прогнозирование.
| Х
| Х
| 4.
| Социальное взаимодействие и социальные отношения. Понятие и структура социального действия. Социальные взаимодействия и их формы. Социальные связи и социальные отношения. Социальные отношения как обмен ценностями.
| Х
|
| 5.
| Общество и социальные институты. Общество как социальная система. Его основные характеристики и подсистемы. Типология обществ. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Понятие «социальный институт». Структура и функции социальных институтов. Процессы институциализации. Основные социальные институты. Специфика развития и функционирования социальных институтов в современном российском обществе. Семья как социальный институт малая социальная группа: виды и функции.
| Х
| Х
| 6.
| Социальные группы и общности. Понятие социальных групп и общностей. Факторы, влияющие на их формирование. Виды общностей. Классификация групп. Групповая динамика. Малые группы и коллективы. Квазигруппы. Социальные интересы как основа социальной деятельности.
| Х
|
| 7.
| Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной стратификации. Основные критерии и измерения стратификации. Стратификация и социальное неравенство. Исторические типы стратификации. Стратификация современного общества, особенности в России. Социальная мобильность и ее виды.
| Х
|
| 8.
| Общность и личность. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Личность как социальный тип. Общность и личность. Личность как деятельный субъект. Понятие социального статуса. Статусы и роли. Процесс социализации, его особенности и стадии. Агенты социализации.
| Х
| Х
| 9.
| Социальный контроль и девиация. Социальный контроль как механизм регуляции поведения людей. Функции социального контроля. Социальные нормы и санкции. Виды социального контроля. Девиация: определение, причины, типы.
| Х
| Х
| 10.
| Социальная организация. Социальные движения. Понятие социальной организации. Характерные черты и типы организаций. Формальные организации. Концепция бюрократии М. Вебера. Управление в организациях. Неформальные организации. Понятие и критерии классификации социальных движений. Массовое сознание и массовые действия. Условия развития и распространения социальных движений. Личность в социальных движениях. Современные социальные движения.
| Х
|
| 11.
| Социальные изменения. Концепция социального прогресса. Социальные изменения и социальный прогресс. Концепции и формы изменений: социальные революции и реформы, циклические изменения. Культура как фактор социальных изменений. Противоречивость прогресса. Инновации, социальные эффекты инноваций.
| Х
|
| 12.
| Общественное мнение как институт гражданского общества. Общественное мнение как социальный феномен. Механизмы формирования и функции общественного мнения. Массовые коммуникации как средства воздействия на общественное сознание. Массовое сознание и массовое действие. Проблемы изучения и формирования общественного мнения в российском обществе.
| Х
| Х
| 13.
| Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе. Понятие «мирового сообщества». Формирование мировой системы. Процессы глобализации: сущность, формы проявления в различных сферах. Глобализм и антиглобализм. Особенности современного этапа истории российского общества. Основные тенденции изменений основных подсистем общества, проблемы и противоречия. Глобализация социальных процессов в мире и ее влияние на социальную реальность в России.
| Х
| Х
|
Содержание разделов дисциплины.
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Лекции
(часов)
| 1.
| Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Объективные и субъективные предпосылки формирования социологической науки. Место социологии в системе гуманитарных наук. Объект и предмет социологии, ее методы. Функции и структура социологического знания.
| 2
| 2.
| Классические и современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Представления об обществе в истории: Античность, Возрождение, эпоха Просвещения. Социологический проект О. Конта. О. Конт и Г. Спенсер как основоположники социологии. Формирование основных социологических теорий: функционализма, теории конфликта, символического интеракционизма. Социология в России, основные школы.
| 2
| 3.
| Методы социологического исследования. Структура, функции и виды социологического исследования. Характеристика основных опросных и неопросных методов сбора информации. Программа социологического исследования. Подготовка отчета о результатах и прогнозирование.
| 2
| 4.
| Социальное взаимодействие и социальные отношения. Понятие и структура социального действия. Социальные взаимодействия и их формы. Социальные связи и социальные отношения. Социальные отношения как обмен ценностями.
| 2
| 5.
| Общество и социальные институты. Общество как социальная система. Его основные характеристики и подсистемы. Типология обществ. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Понятие «социальный институт». Структура и функции социальных институтов. Процессы институциализации. Основные социальные институты. Специфика развития и функционирования социальных институтов в современном российском обществе. Семья как социальный институт малая социальная группа: виды и функции.
| 2
| 6.
| Социальные группы и общности. Понятие социальных групп и общностей. Факторы, влияющие на их формирование. Виды общностей. Классификация групп. Групповая динамика. Малые группы и коллективы. Квазигруппы. Социальные интересы как основа социальной деятельности.
| 2
| 7.
| Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной стратификации. Основные критерии и измерения стратификации. Стратификация и социальное неравенство. Исторические типы стратификации. Стратификация современного общества, особенности в России. Социальная мобильность и ее виды.
| 2
| 8.
| Общность и личность. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Личность как социальный тип. Общность и личность. Личность как деятельный субъект. Понятие социального статуса. Статусы и роли. Процесс социализации, его особенности и стадии. Агенты социализации.
| 2
| 9.
| Социальный контроль и девиация. Социальный контроль как механизм регуляции поведения людей. Функции социального контроля. Социальные нормы и санкции. Виды социального контроля. Девиация: определение, причины, типы.
| 2
| 10.
| Социальная организация. Социальные движения. Понятие социальной организации. Характерные черты и типы организаций. Формальные организации. Концепция бюрократии М. Вебера. Управление в организациях. Неформальные организации. Понятие и критерии классификации социальных движений. Массовое сознание и массовые действия. Условия развития и распространения социальных движений. Личность в социальных движениях. Современные социальные движения.
| 2
| 11.
| Социальные изменения. Концепция социального прогресса. Социальные изменения и социальный прогресс. Концепции и формы изменений: социальные революции и реформы, циклические изменения. Культура как фактор социальных изменений. Противоречивость прогресса. Инновации, социальные эффекты инноваций.
| 2
| 12.
| Общественное мнение как институт гражданского общества. Общественное мнение как социальный феномен. Механизмы формирования и функции общественного мнения. Массовые коммуникации как средства воздействия на общественное сознание. Массовое сознание и массовое действие. Проблемы изучения и формирования общественного мнения в российском обществе.
| 2
| 13.
| Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе. Понятие «мирового сообщества». Формирование мировой системы. Процессы глобализации: сущность, формы проявления в различных сферах. Глобализм и антиглобализм. Особенности современного этапа истории российского общества. Основные тенденции изменений основных подсистем общества, проблемы и противоречия. Глобализация социальных процессов в мире и ее влияние на социальную реальность в России.
| 2
|
Семинарские занятия.
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Кол-во часов
| содержание семинарских занятий.
| 1.
| 2
| 2
| Классические и современные социологические теории:
1.О. Конт и Г. Спенсер – основоположники социологии.
2.Классические теории 19 века: функционализм и теории конфликта (К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм).
3.Развитие социологических теорий в 20 веке.
4.Специфика социологической мысли в России: - основные школы; - П. Сорокин.
| 2.
| 3
| 1
| Методы социологического исследования:
1. Роль прикладных методов исследования в социологической науке.
2. Классификация прикладных методов и организация исследований.
3. Характеристика основных КСИ : анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов, эксперимент.
| 3.
| 5
| 2
| Общество и социальные институты:
1.Сущность и признаки общества. Взаимосвязь общества и природы.
2.Теории происхождения общества.
3.Типы обществ.
4.Социальные институты: понятие, структура, виды.
5.Семья как один из основных социальных институтов. Виды семьи и брака.
6.Социальные функции семьи.
7.Проблемы семейно-брачных отношений в современном обществе.
| 4.
| 8
| 2
| Общность и личность:
1.Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Специфика социологического изучения личности.
2.Статусно-ролевая концепция личности.
3.Социализация личности.
| 5.
| 9
| 2
| Социальный контроль и девиация:
1.Сущность и механизмы социального контроля. Социальные нормы и санкции.
2.Формальный и неформальный социальный контроль.
3.Девиация: определение, причины, типы.
4.Способы коррекции девиантного поведения.
| 6.
| 12
| 2
| Общественное мнение как институт гражданского общества:
1.Общественное мнение.
2.Механизмы управления массовым сознанием и поведением.
3.Установки и стереотипы массового сознания.
4.Методы противодействия социальным манипуляциям.
| 7.
| 13
| 2
| Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе:
1.Социальные изменения в современном российском обществе.
2.Проблемы и противоречия процессов модернизации.
3.Место и роль России в современном мире
|
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
Борцов, Ю. С. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю.С. Борцов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - Режим доступа: www.znanium.com, свободный. – Загл. с экрана.
Волков, Ю. Г. Социология [Электронный ресурс]: учебник / Ю.Г. Волков. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2012. - Режим доступа: www.znanium.com, свободный. – Загл. с экрана.
Волков, Ю.Г. Социология [Текст]: учебник для студ.вузов / Под общ.ред. В.И. Добренькова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 571с.
Дмитриев, А. В. Общая социология [Электронный ресурс]: учебник / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - Режим доступа: www.znanium.com, свободный. – Загл. с экрана.
Дополнительная литература:
Голосенко, И.А. История русской социологии XIX-XX в.в.[Текст]: Учеб. пособ. / В.В. Козловский. - М.: Онега,1995. - 288.
Горшков, М. К. Прикладная социология: методология и методыи [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - Режим доступа: www.znanium.com, свободный. – Загл. с экрана.
Гофман, А.Б. Семь лекции по истории социологии [Текст]: учеб. пособ. для вузов. - М.: Мартис,1995. – 204с.
Евгеньева, Т.В. Технология социальных манипуляций и методы противодействия им [Текст]: спец. курс по политической психологии (Рабочая тетрадь). - СПб .: Питер, 2007. - 80с.
История социологии (XIX – первая половина XX) [Текст]: учебник / Под ред. проф. В.И.Добренькова. – Кн. 1: – М.: ИНФРА, 2004. – 592 с.
Кравченко, А.И. Социология [Текст]: учебник для вузов. – 3-е изд., исправ. и доп. – М. – Екатеринбург: Академический проект – Деловая книга, 2003. – 384с.
Минюшев, Ф.И. Социология культуры [Текст]: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект – Деловая книга , 2004. - 272 с.
Сорокин, П.А. Общедоступный учебник социологии: Статьи разных лет. [Текст]: - М.: Наука,1994. (Социологическое наследие). – 560с.
Социология: хрестоматия [Текст] / Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. - М.: Гардарики, 2003. – 524с.
Социология: Основы общей теории [Электронный ресурс]: учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. - 5-e изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2011. - Режим доступа: www.znanium.com, свободный.– Загл. с экрана.
Социология семьи [Электронный ресурс]: учебник / Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ); Под ред. А.И. Антонова. - 2-e изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2010. - Режим доступа: www.znanium.com, свободный. – Загл. с экрана.
Чупров, В. И. Социология молодежи [Электронный ресурс]: учебник / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок; РАН. Институт социально-политических исследований. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - Режим доступа: www.znanium.com, свободный. – Загл. с экрана.
Фролов, С.С. Социология [Текст]: чебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Гардарики, 2003. – 344с.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Видеодвойка
Принтер Epson Stylus 440
ПЭВМ Intel Celeron
ПЭВМ IBM PC/AT 386
ПЭВМ Intel Pentium 4.
ПЭВМ Intel Pentium 4.
Примерная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлениям подготовки дипломированных специалистов 120201 «Исследование природных ресурсов аэрокосмическими средствами» в СГГА, утвержденным Минобразования России 17.03. 2000 г. Программу составила - Гаврилова Наталья Юрьевна, старший преподаватель, кафедра гуманитарных наук, Сибирская государственная геодезическая академия Заведующий кафедрой гуманитарных наук М.Н.Колоткин
Программа согласована с заведующим выпускающей кафедры фотограмметрии и дистанционного зондирования Заведующая кафедрой А.В.Комиссаров
Программа одобрена Ученым советом ИГиМ
«27» марта 2012г. Протокол № 7
Директор института С.В.Середович |