Философия для подготовки дипломированного специалиста Направления 120100 – Геодезия специальности 120103 – Космическая геодезия. Код квалификации 65(инженер) Новосибирск 2012 цели и задачи дисциплины





Скачать 154.82 Kb.
НазваниеФилософия для подготовки дипломированного специалиста Направления 120100 – Геодезия специальности 120103 – Космическая геодезия. Код квалификации 65(инженер) Новосибирск 2012 цели и задачи дисциплины
Дата публикации27.06.2013
Размер154.82 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская государственная геодезическая академия»
(ФГБОУ ВПО «СГГА»)
Кафедра гуманитарных наук

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_____________В.А. Ащеулов

«____» _____________ 2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЛОСОФИЯ


Для подготовки дипломированного специалиста

Направления 120100 – Геодезия

специальности 120103 – Космическая геодезия.

Код квалификации - 65(инженер)

Новосибирск

2012
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Формирование понимания основных мировоззренческих проблем и освоение накопленного в философии опыта их рационального осмысления. Изучение основных философских представлений о бытии и его формах, о человеке, обществе и истории, культуре и природе, о смысле человеческого бытия, о проблемах современной цивилизации и будущем человечества.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Понимание предмета философии и ее роли в истории человеческой культуры.

Студент должен знать основные этапы развития мировой философской мысли, представления о важнейших школах и учениях выдающихся философов, основные отрасли философского знания (онтологии, теории познания, логике, антропологии, этике, эстетике, философии науки и техники, социальной философии).

Должен уметь обосновывать свою мировоззренческую позицию, использовать философские категории в их мировоззренческой и методологической функции, понимать соотношения научной, философской и религиозной картины мира.

Должен иметь представление:

о человеке, его происхождении, природе и смысле его бытия;

об историчности человеческого бытия, многообразии культур и цивилизаций, аксиологическом измерении истории;

о роли культуры в человеческой жизнедеятельности, о специфике культуры в современном и традиционном обществе;

о специфике ценностного отношения к миру, об эстетических и этических ценностях;

о сущности сознания, его взаимоотношения с бессознательным, о самосознании;

о формах знания, о соотношении знания и веры, рационального и иррационального, истины и заблуждения, мышления и языка, о науке и научных революциях, взаимосвязи науки и техники;

о глобальных проблемах современности, взаимодействии цивилизаций и сценариях будущего.

Выписка из Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования по направлению 120100 – «Геодезия» (120103 – «Космическая геодезия»), утвержденным Министерством образования РФ 17.03.2000 г.


ГСЭ. Ф. 10

Философия

-

предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философского знания;

учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; понятия материального и идеального; пространство, время;

движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статистические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира;

человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития;

смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести;

сознание и познание; сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность, мышление, логика и язык; научное и вненаучное знание; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника;

будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы

Всего

часов

Семестр

4

Общая трудоемкость дисциплины

174

174

Аудиторные занятия

85

85

Лекции

51

51

Практические занятия







Семинарские занятия

34

34

Лабораторные занятия







Другие виды аудиторных работ







Самостоятельная работа

89

89

Реферат (число рефератов)

1

1

Или др виды аудиторных работ







Виды итогового контроля (зачёт, экзамен):




Экзамен



4.. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Раздел дисциплины и виды занятий.


№ п/п

Раздел дисциплины

лекции

семинары

1.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре.

2

2

2.

Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

20

10

3.

Учение о бытии.

2

2

4.

Движение и развитие, диалектика

3

2

5.

Человек в системе социальных связей.

4

2

6.

Общество и его структура.

4

2

7.

Смысл человеческого бытия.

4

2

8.

Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести

2

2

9.

Сознание и познание.

2

2

10.

Познание, творчество, практика. Вера и знание.

2

2

11.

Проблема истины.

2

2

12.

Структура научного познания, его методы и формы.

2

2

13.

Глобальные проблемы современности.

2

2


4.2 Содержание разделов дисциплины

1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Структура философского знания

2. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

3. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время

4. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира

5. Человек в системе социальных связей. Человек, общество, культура. Человек и природа. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость

6. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития

7. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах

8. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести

9. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность

10. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

11. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности

12. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника

13. Глобальные проблемы современности. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего

5. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

№ п/п

№ раздела дисциплины

Содержание разделов дисциплины

1.

1

Предмет философии. Место и роль философии в культуре

1. Мировоззрение, его структура, уровни и исторические типы.

2. Философия как теоретическое ядро мировоззрения.

3. Структура философского знания.

4. Место и роль философии в культуре.

5. Функции философии.

2.

2

Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Античная философия: основные школы, представители и проблемы

1. Предпосылки формирования и периодизация философии античного периода.

2. Бытие, субстанция, материя в античной философии.

3. Идеалы человеческой жизни в философии Древней Греции.

4. Социально-философская проблематика у античных философов.

5. Проблема познания окружающего мира в воззрениях античных философов.

6. Мировоззрение, его структура, уровни и исторические типы

Средневековая философия

1. Формирование средневековой христианской философии, особенности ее онтологии, гносеологии и антропологии.

2. От патристики – к схоластике: содержание двух этапов истории средневековой философии.

3. Философская новизна воззрений Августина Блаженного.

4.Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского

Философские поиски мыслителей Возрождения, Реформации, Просвещения

1.Философия Ренессанса и Реформации как преодоление средневековой схоластики.

2. Анализ понимания Бога и религии в периоды Возрождения и Просвещения.

3. Основные принципы при трактовке проблемы человека в эпохи Ренессанса и Просвещения.

4. Социально-философские взгляды эпохи Просвещения

Философия Нового времени. Немецкая философия

1. Проблема метода познания и возможностей постижения истины: рационализм, эмпиризм, сенсуализм, агностицизм.

2. Проблема субстанции: монизм, дуализм, плюрализм.

3. Исторические условия возникновения и основные черты немецкой классической философии.

4. Переход от классической философии к неклассической в конце XIX в.: отрицание классического наследия и утверждение новых принципов.

5. «Философия жизни»: принципы иррационализма, интуитивизма, волюнтаризма

История русской философии

1. Источники русской философии и ее специфика.

2. Особенности развития русской философской мысли в Х – ХVIII вв.

3. Развитие самостоятельной философской мысли в России ХIХ в.

4. Русская философия в ХХ в


3.

3

Учение о бытии

1. Сущность философской проблемы бытия.

2. Основные формы бытия.

3. Понимание материи, пространства и времени в различных философских направлениях

4.

4

Движение и развитие, диалектика

1.Диалектика и метафизика – два подхода к развитию.

2. Изменение, движение, развитие: соотношение понятий.

3. Законы и категории материалистической диалектики.

4. Диалектика Гегеля

5.

5

Человек в системе социальных связей

1.Философская антропология: исторический экскурс.

2. Проблема антропосоциогенеза.

3. Человек как многомерное существо. Личностное измерение человека.

4.Сущность и существование человека

6.

6

Общество и его структура

1. Понятие общества и общественных отношений.

2. Философские модели социальной реальности.

3. Важнейшие подсистемы общества, их взаимодействие.

4. Формы общественного сознания.

5.Культура и цивилизация.

6.Гражданское общество

7.

7

Смысл человеческого бытия

1. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция

ценностей (философский аспект).

2. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма.

3.Проблема происхождения жизни на Земле.

4. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.

5.Нравственные ценности

8.

8

Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести

1. Природа как эстетическая ценность.

2. Аксиология в структуре философского знания.

3.Эстетика как наука о прекрасном.

4.Религия как мировоззрение и как явление культуры.

5. Понятия духовного и идеального

9.

9

Сознание и познание

1.Гносеологическая функция философии.

2. Основные философские подходы к исследованию сознания. Понятие сознания.

3. Сознательное и бессознательное.

4. Сознание и самосознание.

5. Язык и сознание

10.

10

Познание, творчество, практика. Вера и знание

1.Субъект и объект познания. Познавательное отношение к миру.

2. Философия творчества.

3. Модели познавательного отношения.

4. Чувственное и рациональное познание.

5. Знание и вера

11.

11

Проблема истины

1. Искусственные и естественные языки.

2. Знак и символ.

3. Роль заблуждений в познании.

4. Проблема истины.

5.Проблема моральной ответственности ученого (этика науки).

12.

12

Структура научного познания, его методы и формы

1. Научное познание, его особенности, уровни и методы.

1. Техника как особая реальность.

2. Роль техники в развитии человеческой цивилизации.

3.Информационное общество: философский анализ процесса становления. Информационные революции.

4. Причины и характер научных революций.

13.

13

Глобальные проблемы современности

1. Проблема культуры и цивилизации.

2. Глобальные проблемы современности.

3. Возможные сценарии развития цивилизации на Земле.

4. Философия и наука о происхождении, сути современного экологического кризиса и путях его преодоления. Ноосфера, философский аспект.

5.Глобализм и антиглобализм: суть конфликта







Итого

6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература:

  1. Основная литература:

  1. История философии: Учебник / С.А. Нижников. [Электронный ресурс].- М.: ИНФРА-М, 2012. - 336 с.

  2. Философия: Учебное пособие / А.Т. Свергузов. [Электронный ресурс]. - М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2012. - 192 с.

  3. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник/ Е.Г. Родчанин, В.И.Колесников. – М.: Дашков и К; Академцентр, 2010.- 429с.

  4. Философия: учебник для студ. Вузов/Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. -;-е изд., стереотип. –М.: Гардарики, 2008.- 828с.

  5. Словарь философских терминов/ Науч. Ред. В.Г.Кузнецова. – М.: Инфра-М, 2005. 731с.




  1. Дополнительная литература:

  1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А.Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-506с.

  2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов.- 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. -344с.

  3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технич. вузов. – М.: Гардарики, 2002.- 368с.

  4. Философия: Учеб.пособие / Т.Г. Лешкевич. [Электронный ресурс]. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 192 с.

  5. Словарь философских терминов / Под науч. ред. В.Г. Кузнецова. [Электронный ресурс]. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 731 с.

  6. Философия: Учебник / И.З. Налетов. [Электронный ресурс]. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 400 с.

  1. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. [Электронный ресурс]. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 519 с. [электронный ресурс].-.



6.2. Электронный ресурс:

    1. Режим доступа: www.znanium.com.

    2. Режим доступа: http://lib.ssga.ru.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Кабинет гуманитарного образования (к.220). Телевизор – 1 шт., DVD – 1 шт., видеомагнитофон – 1 шт., принтер, ПК- 4 шт., многофункциональное устройство – 1шт.

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 120100 – Геодезия (120103 – Космическая геодезия), утвержденным Минобразования России 17.03.2000 г
Программу составили:

Конев Валерий Павлович – профессор кафедры гуманитарных наук, к.ф.н., доктор культурологи; Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА);

Фёдорова Лилия Александровна - старший преподаватель кафедры гуманитарных наук; Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА).
Рабочая программа согласована с заведующим кафедрой астрономии и гравиметрии
Зав. каф. астрономии и гравиметрии И.Г. Ганагина

Рабочая программа утверждена на кафедре гуманитарных наук

Протокол № 7 от 21.03.2012 г.
Заведующий кафедрой

гуманитарных наук М.Н. Колоткин












Рабочая программа утверждена на заседании Ученого совета ИКиГИС

Протокол № 1 от 13.04.2012 г.

Директор ИКиГИС Д.Н. Ветошкин



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия для подготовки дипломированного специалиста Направления 120100 – Геодезия специальности 120103 – Космическая геодезия. Код квалификации 65(инженер) Новосибирск 2012 цели и задачи дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины политология для специальности 120103...
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики
Философия для подготовки дипломированного специалиста Направления 120100 – Геодезия специальности 120103 – Космическая геодезия. Код квалификации 65(инженер) Новосибирск 2012 цели и задачи дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины технология кадастровых работ...
...
Философия для подготовки дипломированного специалиста Направления 120100 – Геодезия специальности 120103 – Космическая геодезия. Код квалификации 65(инженер) Новосибирск 2012 цели и задачи дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Космическая геодезия и геодинамика» для студентов специальности 300500 «Космическая геодезия»
Философия для подготовки дипломированного специалиста Направления 120100 – Геодезия специальности 120103 – Космическая геодезия. Код квалификации 65(инженер) Новосибирск 2012 цели и задачи дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 120103 «Космическая геодезия»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Философия для подготовки дипломированного специалиста Направления 120100 – Геодезия специальности 120103 – Космическая геодезия. Код квалификации 65(инженер) Новосибирск 2012 цели и задачи дисциплины iconГоу впо «сгга» Кафедра метрологии, стандартизации и сертификации...
Программа разработана для дневной формы обучения. Общий объём дисциплины 100 часов. Программа составлена на основе требований Государственного...
Философия для подготовки дипломированного специалиста Направления 120100 – Геодезия специальности 120103 – Космическая геодезия. Код квалификации 65(инженер) Новосибирск 2012 цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Геодезия»
Новохатин В. В. Геодезия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 250203. 65 «Садово-парковое...
Философия для подготовки дипломированного специалиста Направления 120100 – Геодезия специальности 120103 – Космическая геодезия. Код квалификации 65(инженер) Новосибирск 2012 цели и задачи дисциплины iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
Философия для подготовки дипломированного специалиста Направления 120100 – Геодезия специальности 120103 – Космическая геодезия. Код квалификации 65(инженер) Новосибирск 2012 цели и задачи дисциплины iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с
Философия для подготовки дипломированного специалиста Направления 120100 – Геодезия специальности 120103 – Космическая геодезия. Код квалификации 65(инженер) Новосибирск 2012 цели и задачи дисциплины iconМеханика для подготовки дипломированного специалиста по направлению...
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению...
Философия для подготовки дипломированного специалиста Направления 120100 – Геодезия специальности 120103 – Космическая геодезия. Код квалификации 65(инженер) Новосибирск 2012 цели и задачи дисциплины iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Философия для подготовки дипломированного специалиста Направления 120100 – Геодезия специальности 120103 – Космическая геодезия. Код квалификации 65(инженер) Новосибирск 2012 цели и задачи дисциплины iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Философия для подготовки дипломированного специалиста Направления 120100 – Геодезия специальности 120103 – Космическая геодезия. Код квалификации 65(инженер) Новосибирск 2012 цели и задачи дисциплины iconРабочая программа государственного экзамена по специальности 120100...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 230401. 65 Прикладная...
Философия для подготовки дипломированного специалиста Направления 120100 – Геодезия специальности 120103 – Космическая геодезия. Код квалификации 65(инженер) Новосибирск 2012 цели и задачи дисциплины iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Философия для подготовки дипломированного специалиста Направления 120100 – Геодезия специальности 120103 – Космическая геодезия. Код квалификации 65(инженер) Новосибирск 2012 цели и задачи дисциплины iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Философия для подготовки дипломированного специалиста Направления 120100 – Геодезия специальности 120103 – Космическая геодезия. Код квалификации 65(инженер) Новосибирск 2012 цели и задачи дисциплины iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 032401. 65 «Реклама»...
Философия для подготовки дипломированного специалиста Направления 120100 – Геодезия специальности 120103 – Космическая геодезия. Код квалификации 65(инженер) Новосибирск 2012 цели и задачи дисциплины iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск