МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ) ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВПО
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
А.В. АХТЕРОВ, О.В. ЛЕЗИНА, И.В. ФЕДОРОВ УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»
МОСКВА
2010 ББК 005.94
УДК 65.291.6-21
А 957
Ахтеров А.В., Лезина О.В., Федоров И.В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом». – М.: МАДИ, 2010. – 143 с.
Рецензенты: Тихонова Е.В. - доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и психологии управления Института управления и предпринимательства в социальной сфере Государственного университета управления.
Мясоедова Т.Г. - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, директор Института профессионального развития Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева.
Учебное пособие подготовлено с учетом многолетнего опыта преподавания кафедрой социологии и управления Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) дисциплины «Управление знаниями в организации» студентам специальности 080505 «Управление персоналом».
В пособии показаны роль и виды знаний, раскрыты сущность и значение управления знаниями в современной организации. Рассмотрены вопросы человеческого и интеллектуального капиталов, материальных и нематериальных активов организации. Дается представление о методах диагностики организационных знаний и особенностях обучающихся организаций.
Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также практиков, интересующихся созданием и развитием системы управления знаниями в организации.
ISBN 978-5-7962-0114-5
© Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2010.
© Институт проблем развития ВПО, 2010.
© Кафедра социологии и управления, 2010.
© Ахтеров А.В., Лезина О.В., Федоров И.В., 2010.
Введение В современном мире знания и информация становятся одним из наиболее важных конкурентных преимуществ любой организации. Будущее компании напрямую зависит от ее способности извлекать, создавать, хранить и распространять знания. Разработка и реализация процедур, обеспечивающих выявление, пополнение и обмен знаниями, становится одним из основных направлений деятельности современной организации. Процесс систематического активного управления всей массой имеющихся в компании знаний и их эффективного использования определяет структуру и содержание дисциплины «Управление знаниями в организации».
Основной целью курса «Управление знаниями в организации» является формирование у студентов основных представлений о том, что такое управление знаниями и какое место оно занимает в системе менеджмента организации; навыков извлечения, создания, хранения и распространения знаний, разработки, внедрения и практического использования системы управления знаниями в современной организации.
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:
формируется представление об основных понятиях, моделях и функциях управления знаниями в организации;
рассматриваются основные стратегии и этапы внедрения системы управления знаниями в организации;
анализируются основные методы диагностики и сохранения организационных знаний;
изучаются способы применения информационных технологий управлении знаниями в организации;
рассматривается процесс формирования в организации культуры знаний как элемента общей стратегии компании;
раскрываются основные подходы к оценке интеллектуального капитала организации;
изучается теория и практика обучающихся организаций;
обобщается практический международный и отечественный опыт построения системы управления знаниями в организациях;
обеспечивается практическая подготовка студентов к самостоятельной работе в области управления знаниями в организации.
Структура и содержание учебного пособия по дисциплине «Управление знаниями в организации» определяется разработанным кафедрой социологии и управления МАДИ учебным планом по специальности 080505 «Управление персоналом» (см. табл. В.1 – В.2), а также многолетним опытом авторов чтения данного курса студентам университета. Таблица В.1
Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы
| Семестр
| 9
| Общая трудоемкость дисциплины
| 125
| Аудиторные занятия
| 34
| Лекции
| 17
| Практические занятия (ПЗ)
| 17
| Самостоятельная работа студентов
| 91
| Вид итогового контроля
| Зачет
|
Таблица В.2
Тематический план дисциплины
№ п/п
| Тематика лекций и семинаров
| Кол-во часов
| лекции
| практич.
занятия
|
| От данных к знаниям
| 2
| 2
|
| Сущность и значение управления знаниями в современной организации
| 2
| 2
|
| Начальный этап внедрения системы управления знаниями
| 2
| 2
|
| Диагностика (аудит) и сохранение организационных знаний
| 2
| 2
|
| Информационные технологии в процессе управления знаниями
| 2
| 2
|
| Формирование культуры обмена знаниями в организации
| 2
| 2
|
| Оценка интеллектуального капитала
| 3
| 3
|
| Понятие обучающихся организаций
| 2
| 2
| Всего
| 17
| 17
|
Преподавание курса «Управление знаниями в организации» ориентировано на формирование у студентов следующих компетенций:
понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний;
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации;
способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в области управления знаниями;
способность принимать организационно-управленческие решения по управлению знаниями и оценивать их последствия;
готовность к разработке процедур и методов контроля процессов управления знаниями;
способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения задач, связанных с эффективным управлением знаниями;
способность эффективно организовать обмен знаниями на основе понимания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций для целей управления знаниями;
способность использовать различные методы для оценки интеллектуальных активов организации;
умение проводить аудит знаний и осуществлять диагностику организационной культуры;
способность разрабатывать корпоративную стратегию управления знаниями;
способность разрабатывать программы организационного развития и изменений в ходе реализации проекта по управлению знаниями и обеспечивать их реализацию.
1. От данных к знаниям 1.1. Краткий экскурс в историю.
1.2. Данные, информация и знания.
1.3. Классификация знаний.
1.4. Модель трансформации знаний. Компании всего мира находятся в непрерывном поиске новых рычагов, с помощью которых можно добиться превосходства в конкурентной борьбе. Совсем недавно акцент на качество позволял завоевать большую долю рынка. Сегодня же высокое качество стало нормой и уже не может рассматриваться как единственное и достаточное конкурентное преимущество.
Аналогичная участь постигла и другую методологию повышения эффективности бизнеса — реинжиниринг бизнес-процессов. Став общепринятой практикой, эффективность бизнес-процессов вошла в состав «минимальной цены» присутствия на рынке.
В настоящее время основным конкурентным преимуществом называют нематериальные активы компании — секреты производства, идеи, технологии и иные ноу-хау — в общем все то, что называют знаниями. В ведущих компаниях мира доля нематериальных активов достигает 30-80% стоимости.
Что бы отчетливее понять, что подразумевается под термином «управление знаниями», перечислим основные проблемы, возникающие в организациях в связи с отсутствием эффективных процессов управления знаниями.
Ресурсы знаний и информации неизвестны большинству сотрудников в должной мере.
Временные затраты на поиск нужной информации и/или нужных людей очень существенны (часто они превышают 50% рабочего времени).
Одну и ту же информацию ищут снова и снова.
Неизвестно, как использовать даже те ресурсы, о которых знают.
«Нужные» люди не получают тех новостей, которые для них важны.
Информационные ресурсы компании не актуальны и содержат устаревшие и неиспользуемые данные.
Ушел человек — вместе с ним «уходят» все его контакты.
Прошлый опыт компании никак не учитывается, поэтому все регулярно наступают на одни и те же грабли.
Новички адаптируются долго и неэффективно.
Никто не знает, «кто что знает», и каждый спрашивает у того, с кем знаком лично.
Разные подразделения работают с одними и теми же клиентами, не подозревая об этом.
Таким образом, чтобы эффективно управлять знаниями, необходимо найти ответы на следующие вопросы.
Что для организации является знаниями?
Кто в организации обладает знаниями?
Кто в организации обладает знаниями о знаниях?
Как знания создаются, передаются, обновляются и хранятся?
Как организован доступ к имеющимся в компании знаниям?
Какая часть имеющихся в компании знаний используется, доступна и востребована?
Какие знания нужны теперь и какие потребуются в будущем?
Сколько стоят знания и как оценить их ценность для организации?
На решение этих и других вопросов направлен предлагаемый курс «Управление знаниями в организации». 1.1. Краткий экскурс в историю
Процессы, объединяемые в понятие «управление знаниями», не новы — к ним относятся научная организация труда, наставничество, передача опыта. Все это применялось организациями на протяжении многих лет, но лишь в последние два десятилетия стало называться управлением знаниями (от англ. knowledge management).
Следует отметить, что на протяжении более чем десятилетия под управлением знаниями понималась группа IT-решений, которые способствовали сохранению, структурированию, анализу, поиску отчетов, аналитических записок и прочих документов, содержащих описание некого успешного опыта в отрасли или самой компании. Поэтому изначально девиз управления знаниями звучал так: «Управляем знаниями, чтобы не изобретать колесо». А основная задача этих процессов в те годы заключалась в том, чтобы выявлять истории успеха и лучшие практики компаний, а затем использовать их опыт в других подразделениях или на других предприятиях отрасли. Эта задача сохранила свой смысл и сейчас, но теперь она не является приоритетной.
Такой подход доминировал в мире до 2000-2002 гг., когда проведенные аналитические исследования показали, что большинство руководителей компаний, где управляли знаниями (а таких в то время было около 60%), были разочарованы полученными результатами. Согласно исследованию консалтинговой фирмы KPMG, надежды, возлагавшиеся руководителями на процессы управления знаниями, не оправдались по следующим причинам:
плохие коммуникации между сотрудниками не позволили им эффективно использовать технологические решения для управления знаниями (21%);
каждодневное использование этих технологических решений не вписывалось в рабочие процессы организации (19%);
системы оказались слишком сложны, чтобы использовать их без предварительного обучения, а у сотрудников не было на это времени (18%);
пользователи не знали, как и зачем использовать новые технологии (15%);
пользователи не видели личной выгоды в использовании новых технологий (13%);
постоянно возникали технические проблемы (7%);
руководитель не поддерживал идею управления знаниями (7%).
В то же самое время Ларри Прусак, исполнительный директор Института управления знаниями IBM, изучил 220 случаев внедрения УЗ-технологий и пришел к выводу, что примерно в половине из них затраты оказались неэффективными из-за недооценки человеческого фактора – компания легче купить новое IT-решение, чем задуматься над стратегией управления знаниями.
В начале XXI века на смену старым подходам пришла эпоха «практического управления знаниями с человеческим лицом», когда в центре внимания оказывается человек — создатель знаний. Соответственно организации начали придавать особое значение вопросам коммуникации, взаимодействия и культуре доверия.
По разным оценкам, в настоящее время процессы и инструменты управления знаниями применяют 60-70% зарубежных компаний. 1.2. Данные, информация и знания
Заходя в книжный магазин, Вы видите тысячи книг по самой разной тематике: художественная и научно-популярная литература, книги по естественным и гуманитарным наукам, бизнесу и т.д. Для Вас список этих книг является данными. Предположим далее, что Вас интересует тема «Управления знаниями в организации». Вы находите стеллаж с книгами по данной тематике и начинаете изучать их оглавления, авторов, читать аннотации и введения, т.е. у Вас появляется определённая информация об этих книгах в контексте Вашего интереса к этой теме. Наконец, Вы выбираете понравившуюся Вам книги, покупаете её и начинаете читать. Полученная из книги информация, «преломляясь» сквозь призму Ваших собственных знаний и опыта, «превращается» в Ваши знания, которыми можно поделиться с другими.
Таким образом, можно сказать, что знания это персонифицированная информация.
|