Лезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»





НазваниеЛезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»
страница1/15
Дата публикации22.11.2014
Размер1.86 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВПО


КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

А.В. АХТЕРОВ, О.В. ЛЕЗИНА, И.В. ФЕДОРОВ
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»


МОСКВА

2010
ББК 005.94

УДК 65.291.6-21

А 957

Ахтеров А.В., Лезина О.В., Федоров И.В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом». – М.: МАДИ, 2010. – 143 с.


Рецензенты: Тихонова Е.В. - доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и психологии управления Института управления и предпринимательства в социальной сфере Государственного университета управления.

Мясоедова Т.Г. - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, директор Института профессионального развития Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева.


Учебное пособие подготовлено с учетом многолетнего опыта преподавания кафедрой социологии и управления Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) дисциплины «Управление знаниями в организации» студентам специальности 080505 «Управление персоналом».

В пособии показаны роль и виды знаний, раскрыты сущность и значение управления знаниями в современной организации. Рассмотрены вопросы человеческого и интеллектуального капиталов, материальных и нематериальных активов организации. Дается представление о методах диагностики организационных знаний и особенностях обучающихся организаций.

Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также практиков, интересующихся созданием и развитием системы управления знаниями в организации.

ISBN 978-5-7962-0114-5


© Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2010.

© Институт проблем развития ВПО, 2010.

© Кафедра социологии и управления, 2010.

© Ахтеров А.В., Лезина О.В., Федоров И.В., 2010.

Введение
В современном мире знания и информация становятся одним из наиболее важных конкурентных преимуществ любой организации. Будущее компании напрямую зависит от ее способности извлекать, создавать, хранить и распространять знания. Разработка и реализация процедур, обеспечивающих выявление, пополнение и обмен знаниями, становится одним из основных направлений деятельности современной организации. Процесс систематического активного управления всей массой имеющихся в компании знаний и их эффективного использования определяет структуру и содержание дисциплины «Управление знаниями в организации».

Основной целью курса «Управление знаниями в организации» является формирование у студентов основных представлений о том, что такое управление знаниями и какое место оно занимает в системе менеджмента организации; навыков извлечения, создания, хранения и распространения знаний, разработки, внедрения и практического использования системы управления знаниями в современной организации.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:

  • формируется представление об основных понятиях, моделях и функциях управления знаниями в организации;

  • рассматриваются основные стратегии и этапы внедрения системы управления знаниями в организации;

  • анализируются основные методы диагностики и сохранения организационных знаний;

  • изучаются способы применения информационных технологий управлении знаниями в организации;

  • рассматривается процесс формирования в организации культуры знаний как элемента общей стратегии компании;

  • раскрываются основные подходы к оценке интеллектуального капитала организации;

  • изучается теория и практика обучающихся организаций;

  • обобщается практический международный и отечественный опыт построения системы управления знаниями в организациях;

  • обеспечивается практическая подготовка студентов к самостоятельной работе в области управления знаниями в организации.

Структура и содержание учебного пособия по дисциплине «Управление знаниями в организации» определяется разработанным кафедрой социологии и управления МАДИ учебным планом по специальности 080505 «Управление персоналом» (см. табл. В.1 – В.2), а также многолетним опытом авторов чтения данного курса студентам университета.
Таблица В.1

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Семестр

9

Общая трудоемкость дисциплины

125

Аудиторные занятия

34

Лекции

17

Практические занятия (ПЗ)

17

Самостоятельная работа студентов

91

Вид итогового контроля

Зачет



Таблица В.2

Тематический план дисциплины

№ п/п

Тематика лекций и семинаров

Кол-во часов

лекции

практич.

занятия



От данных к знаниям

2

2



Сущность и значение управления знаниями в современной организации

2

2



Начальный этап внедрения системы управления знаниями

2

2



Диагностика (аудит) и сохранение организационных знаний

2

2



Информационные технологии в процессе управления знаниями

2

2



Формирование культуры обмена знаниями в организации

2

2



Оценка интеллектуального капитала

3

3



Понятие обучающихся организаций

2

2

Всего

17

17



Преподавание курса «Управление знаниями в организации» ориентировано на формирование у студентов следующих компетенций:

  • понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний;

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации;

  • способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в области управления знаниями;

  • способность принимать организационно-управленческие решения по управлению знаниями и оценивать их последствия;

  • готовность к разработке процедур и методов контроля процессов управления знаниями;

  • способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения задач, связанных с эффективным управлением знаниями;

  • способность эффективно организовать обмен знаниями на основе понимания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

  • способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций для целей управления знаниями;

  • способность использовать различные методы для оценки интеллектуальных активов организации;

  • умение проводить аудит знаний и осуществлять диагностику организационной культуры;

  • способность разрабатывать корпоративную стратегию управления знаниями;

  • способность разрабатывать программы организационного развития и изменений в ходе реализации проекта по управлению знаниями и обеспечивать их реализацию.




1. От данных к знаниям
1.1. Краткий экскурс в историю.

1.2. Данные, информация и знания.

1.3. Классификация знаний.

1.4. Модель трансформации знаний.
Компании всего мира находятся в непрерывном поиске новых рычагов, с помощью которых можно добиться превосходства в конкурентной борьбе. Совсем недавно акцент на качество позволял завоевать большую долю рынка. Сегодня же высокое качество стало нормой и уже не может рассматриваться как единственное и достаточное конкурентное преимущество.

Аналогичная участь постигла и другую методологию повышения эффективности бизнеса — реинжиниринг бизнес-процессов. Став общепринятой практикой, эффективность бизнес-процессов вошла в состав «минимальной цены» присутствия на рынке.

В настоящее время основным конкурентным преимуществом называют нематериальные активы компании — секреты производства, идеи, технологии и иные ноу-хау — в общем все то, что называют знаниями. В ведущих компаниях мира доля нематериальных активов достигает 30-80% стоимости.

Что бы отчетливее понять, что подразумевается под термином «управление знаниями», перечислим основные проблемы, возникающие в организациях в связи с отсутствием эффективных процессов управления знаниями.

  • Ресурсы знаний и информации неизвестны большинству сотрудников в должной мере.

  • Временные затраты на поиск нужной информации и/или нужных людей очень существенны (часто они превышают 50% рабочего времени).

  • Одну и ту же информацию ищут снова и снова.

  • Неизвестно, как использовать даже те ресурсы, о которых знают.

  • «Нужные» люди не получают тех новостей, которые для них важны.

  • Информационные ресурсы компании не актуальны и содержат устаревшие и неиспользуемые данные.

  • Ушел человек — вместе с ним «уходят» все его контакты.

  • Прошлый опыт компании никак не учитывается, поэтому все регулярно наступают на одни и те же грабли.

  • Новички адаптируются долго и неэффективно.

  • Никто не знает, «кто что знает», и каждый спрашивает у того, с кем знаком лично.

  • Разные подразделения работают с одними и теми же клиентами, не подозревая об этом.

Таким образом, чтобы эффективно управлять знаниями, необходимо найти ответы на следующие вопросы.

  • Что для организации является знаниями?

  • Кто в организации обладает знаниями?

  • Кто в организации обладает знаниями о знаниях?

  • Как знания создаются, передаются, обновляются и хранятся?

  • Как организован доступ к имеющимся в компании знаниям?

  • Какая часть имеющихся в компании знаний используется, доступна и востребована?

  • Какие знания нужны теперь и какие потребуются в будущем?

  • Сколько стоят знания и как оценить их ценность для организации?

На решение этих и других вопросов направлен предлагаемый курс «Управление знаниями в организации».
1.1. Краткий экскурс в историю

Процессы, объединяемые в понятие «управление знаниями», не новы — к ним относятся научная организация труда, наставничество, передача опыта. Все это применялось организациями на протяжении многих лет, но лишь в последние два десятилетия стало называться управлением знаниями (от англ. knowledge management).

Следует отметить, что на протяжении более чем десятилетия под управлением знаниями понималась группа IT-решений, которые способствовали сохранению, структурированию, анализу, поиску отчетов, аналитических записок и прочих документов, содержащих описание некого успешного опыта в отрасли или самой компании. Поэтому изначально девиз управления знаниями звучал так: «Управляем знаниями, чтобы не изобретать колесо». А основная задача этих процессов в те годы заключалась в том, чтобы выявлять истории успеха и лучшие практики компаний, а затем использовать их опыт в других подразделениях или на других предприятиях отрасли. Эта задача сохранила свой смысл и сейчас, но теперь она не является приоритетной.

Такой подход доминировал в мире до 2000-2002 гг., когда проведенные аналитические исследования показали, что большинство руководителей компаний, где управляли знаниями (а таких в то время было около 60%), были разочарованы полученными результатами. Согласно исследованию консалтинговой фирмы KPMG, надежды, возлагавшиеся руководителями на процессы управления знаниями, не оправдались по следующим причинам:

  • плохие коммуникации между сотрудниками не позволили им эффективно использовать технологические решения для управления знаниями (21%);

  • каждодневное использование этих технологических решений не вписывалось в рабочие процессы организации (19%);

  • системы оказались слишком сложны, чтобы использовать их без предварительного обучения, а у сотрудников не было на это времени (18%);

  • пользователи не знали, как и зачем использовать новые технологии (15%);

  • пользователи не видели личной выгоды в использовании новых технологий (13%);

  • постоянно возникали технические проблемы (7%);

  • руководитель не поддерживал идею управления знаниями (7%).

В то же самое время Ларри Прусак, исполнительный директор Института управления знаниями IBM, изучил 220 случаев внедрения УЗ-технологий и пришел к выводу, что примерно в половине из них затраты оказались неэффективными из-за недооценки человеческого фактора – компания легче купить новое IT-решение, чем задуматься над стратегией управления знаниями.

В начале XXI века на смену старым подходам пришла эпоха «практического управления знаниями с человеческим лицом», когда в центре внимания оказывается человек — создатель знаний. Соответственно организации начали придавать особое значение вопросам коммуникации, взаимодействия и культуре доверия.

По разным оценкам, в настоящее время процессы и инструменты управления знаниями применяют 60-70% зарубежных компаний.
1.2. Данные, информация и знания

Заходя в книжный магазин, Вы видите тысячи книг по самой разной тематике: художественная и научно-популярная литература, книги по естественным и гуманитарным наукам, бизнесу и т.д. Для Вас список этих книг является данными. Предположим далее, что Вас интересует тема «Управления знаниями в организации». Вы находите стеллаж с книгами по данной тематике и начинаете изучать их оглавления, авторов, читать аннотации и введения, т.е. у Вас появляется определённая информация об этих книгах в контексте Вашего интереса к этой теме. Наконец, Вы выбираете понравившуюся Вам книги, покупаете её и начинаете читать. Полученная из книги информация, «преломляясь» сквозь призму Ваших собственных знаний и опыта, «превращается» в Ваши знания, которыми можно поделиться с другими.

Таким образом, можно сказать, что знания это персонифицированная информация.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методическое пособие по теории статистике для студентов направления...
Для студентов специальности 080507 «менеджмент организации»,080505 «управление персоналом»
Лезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080505 Управление...
Учебно-методический комплекс «Организация труда персонала» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине...
Лезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconТазлова Римма Семеновна
Для студентов специальности 080507 «менеджмент организации»,080505 «управление персоналом»
Лезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconДень Культурная политика
Для студентов специальности 080507 «менеджмент организации»,080505 «управление персоналом»
Лезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconТема: Непроизводственная сфера
Для студентов специальности 080507 «менеджмент организации»,080505 «управление персоналом»
Лезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методическое пособие москва 2005 Одинцова В. П., Федоров И....
Одинцова В. П., Федоров И. В. Планы семинаров по курсу «Социальная психология» для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»:...
Лезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconРабочая программа дисциплины сд. Ф. 2 Экономика и социология труда...
Дисциплина «Экономика и социология труда» относится к циклу специальных дисциплин, изучается на третьем курсе студентами специальности...
Лезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление персоналом
Учебно-методический комплекс «Конфликтология» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине по специальности...
Лезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080507 Менеджмент...
Учебно-методический комплекс «Теория организации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Лезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconГрязелечение и бальнотерапия курорта Абано Терме
Для студентов специальности 080507 «менеджмент организации»,080505 «управление персоналом»
Лезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальностей 080505 Управление...
Учебно-методический комплекс «Эстетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Лезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и психология управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Лезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconВопросы для самостоятельного изучения Тема Дайте понятие «управление персоналом»
Учебно-методический комплекс «Организация труда персонала» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине...
Лезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconОсновная образовательная программа (ооп) специальности 080505. 65 «Управление персоналом»
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (фгос впо) специальности «Управление...
Лезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconИстория развития санаторно-курортной системы Байкальского региона в 1875 1991 гг
Для студентов специальности 080507 «менеджмент организации»,080505 «управление персоналом»
Лезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» iconМуниципальное учреждение Централизованная библиотечная система Центральная...
Для студентов специальности 080507 «менеджмент организации»,080505 «управление персоналом»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск