Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии для студентов специальности





Скачать 173.85 Kb.
НазваниеМетодические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии для студентов специальности
Дата публикации14.04.2015
Размер173.85 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Психология > Методические указания



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАННИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛЕКЦИОННОМУ И СЕМИНАРСКОМУ КУРСУ

ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

третий семестр

Волгоград 2007
УДК

ББК


Составитель: к.с.н. Волчанский М.Е.
Рецензенты:

Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии, изучающим курс общей психологии. Пособие включает основные разделы по курсу общей психологии, составленные в соответствии с типовой учебной программой дисциплины «Общая Психология» федерального компонента цикла ОПД Государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению «Психология», специальностям «Психология», «Клиническая психология», рекомендованной отделением психологии УМО университетов РФ в 2001 году.

Данное учебное пособие знакомит студентов, изучающих общую психологию, с основными разделами базового категориального аппарата современной психологической науки, необходимой для самостоятельной работы студента литературой, указывает на последовательность прохождения фундаментальных основ дисциплины общепрофессионального блока, способствует успешному освоению учащимся учебной программы третьего семестра по курсу общей психологии.

Утверждено Цикловой Учебно-Методической комиссией по специальностям

040101 Социальная работа и 030302 Клиническая психология

протокол №___ от «____»_________________200___г.

Программа дисциплины ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ «СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ: ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ»

ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ


Тема

кол-во


часов

Общее представление об ощущении.


2,5

Общее представление о восприятии и развитие познания.

2,5

Основные теоретические подходы к изучению познания

2,5

Теории восприятия

5

Основные направления и результаты экспериментальных исследований в ощущения и восприятия. Психофизика.

2,5

Восприятие пространства, движения, времени.

2,5

Закономерности и свойства восприятия

2,5







ПРЕДИСЛОВИЕ
Программа лекций и семинарских занятий рассчитана на один семестр и предназначена для студентов дневного отделения факультета психологии. В программу включены три взаимосвязанные части курса общей психологии: методологическое введение в предметную область психологии как науки, историческое введение в предметную область психологии как науки и эволюционное введение в предметную область психологии как науки. По каждой части читаются лекция и проводятся семинарские занятия.

Часть материала выносится на самостоятельную проработку. Кроме того, учащийся может выбрать тему для реферата или доклада по рекомендованной или дополнительной литературе. В течение семестра выполняется два реферата в качестве обязательной внеаудиторной самостоятельной работы студента (СРС) из предложенного списка.

К итоговому экзамену, проводимому в период экзаменационной сессии, допускаются студенты, сдавшие в срок с положительной оценкой промежуточные отчётности. Успешная сдача экзамена предполагает, как минимум, знание основной литературы, в которую включаются материалы, выносимые на обсуждение на семинарах, а также самостоятельно изученные источники. Кроме того, необходимо знать содержание лекций.

Подчеркнём, что содержание, объём, место, и временные ограничения данного курса предъявляют особые требования, как к студентам, так и к преподавателям. Посещение лекций и семинаров, а также своевременная текущая подготовка к ним являются обязательными. Только при этом условии студенты могут отвечать на вопросы данной программы.

Источники рекомендуемой литературы и дополнительной литературы предоставляют возможность более широкого освещения материалов курса.

Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие»

РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ»

ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

ТЕМА 1. Общее представление об ощущении и восприятии

2часа

Человек как субъект познания. Сознание и познание. Гностический потенциал личности. Когнитивная психология. Специфические и универсальные когнитивные процессы. Общее представление об ощущениях и восприятиях. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений и рецепторов. Различные представления о стимуле: проксимальный и дистальный стимул.

Вопросы к семинарским занятиям

  1. Общее представление об ощущениях.

  2. Понятие об ощущении и стимулах, их вызывающих. Основные свойства ощущений.

  3. Классификации ощущений и рецепторов.

Вопрос к госэкзамену: Определение ощущения и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия. Классификации ощущений и рецепторов.
Литература

Основная:

1. Дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Ощущение и восприятие» / Под ред. С.А. Капустина, А.Н. Гусева М., 1999. С. 10-22 (Логвиненко) (к вопр. 1-4,6), 23-32 (Оллпорт), 43-44 (Липер), 45 (Сийпола), 46-48 (Уоллах), 49-51 (Мишотт) (к вопр. 2), 33-42 (Грегори) (к вопр. 2,3), 4-9 (Леонтьев), 52-55 (Стрэттон) (к вопр. 3).

2. Хрестоматия по общей психологии. Вып.З. Субъект познания / Под ред В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., 1998. С. 13-17 (Величковский и др.), 18-21 (Шеррингтон), 22-24 (Бернштейн) (к вопр. 5). 4 (Хольт), 5-7 (Выготский), 8-9 (Симмел).

  1. Хрестоматия по общей психологии. Вып.З. Субъект познания / Под ред В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., 2005. С.10 (Хоровитц), С.33 (Хольт).

Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие»
или:

  1. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятие М., 1973. С. 40-58.

  2. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972. С. 41-47 (к вопр. 2), 138-144 (к вопр. 3), 150-156.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 133-140 (к вопр. 3).

  1. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М., 1987. С. 3-11 (к вопр. 1-4,6), С.14-16 (к вопр. 3).

  2. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. М., 1999. С. 67-76 (Оллпорт), 340-341 (Липер), 342 (Сийпола), 490-493 (Уоллах), 496-498 (Мишотт), (к вопр. 2), 567-570 (Стрэттон) (к вопр. 3), 47-54 (Шеррингтон), 60-66 (Бернштейн) (к вопр. 5), 12-20 (Хольт), 444-446 (Симмел).


Дополнительная:

  1. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М, 1972. С. 5-11 (1).

  2. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. С. 150-156 (1).

  3. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972. С. 180 -193 (3).

4. Остер Г. Фосфены // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Часть 3. Душанбе, 1973. С.80-96
ТЕМА 2. Перцептивная система человека.

2 часа

Когнитивная сфера психики. Системность познавательной сферы человека. Роль восприятия в общей системе когнитивных процессов. Восприятие как процесс отражения объективного мира и как форма представления знаний субъекта о нём. Категория образа в психологии. Основные свойства образов восприятия. Виды образов: фосфен, послеобраз, эйдетический образ, фантом, синестезия, галлюцинация, псевдогаллюцинация, и др. Феноменология восприятия. Классификация феноменов восприятия.
Вопросы к семинарским занятиям

  1. Общее определение восприятия.

  2. Двойственная природа перцептивного образа: чувственная ткань и предметное содержание.

  3. Виды образных явлений. Специфика перцептивного образа


Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие»

в ряду других видов образов.

  1. Свойства перцептивного образа.

  2. Феноменология восприятия. Общая схема видов и свойств восприятия. Единица процесса восприятия.

Вопрос к госэкзамену: Виды образных явлений.
Литература

Основная:

1. Дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Ощущение и восприятие» / Под ред. С.А. Капустина, А.Н. Гусева М., 1999. С. 10-22 (Логвиненко) (к вопр. 1-4), 23-32 (Оллпорт), 43-44 (Липер), 45 (Сийпола), 46-48 (Уоллах), 49-51 (Мишотт) (к вопр. 2), 33-42 (Грегори) (к вопр. 2,3), 4-9 (Леонтьев), 52-55 (Стрэттон) (к вопр. 3).

2. Хрестоматия по общей психологии. Вып.З. Субъект познания / Под ред В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., 1998. С. 13-17 (Величковский и др.), 18-21 (Шеррингтон), 22-24 (Бернштейн) (к вопр. 5), 4 (Хольт), 5-7 (Выготский), 8-9 (Симмел) (к вопр. 2).

Или:

  1. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М., 1973. С. 40-58 (к вопр. 1).

  2. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972. С. 41-47 (к вопр. 2), 138-144 (к вопр 3), 150-156 (к вопр. 2).

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 133-140 (к вопр. 4).

    1. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М., 1987. С. 3-11 (к вопр. 1-4,6), С.14-16 (к вопр. 3).

    2. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б.Гиппен-рейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. М., 1999. С. 67-76 (Оллпорт), 340-341 (Липер), 342 (Сийпола), 490-493 (Уоллах), 496-498 (Мишотт), (к вопр. 2), 567-570 (Стрэттон) (к вопр. 3), 47-54 (Шеррингтон), 60-66 (Бернштейн) (к вопр. 5), 12-20 (Хольт), 444-446 (Симмел) (к вопр.3).


Дополнительная:

  1. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М, 1972. С. 5-11 (1).

  2. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. С. 150-156 (1).

  3. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972. С. 180 -193 (3).

  4. Остер Г. Фосфены // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Часть 3. Душанбе, 1973. С.80-96

Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие»
ТЕМА 3. Теории восприятия

4часа

Основные подходы к объяснения восприятия: объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный. Критерии различения этих подходов. Теории восприятия, относящиеся к объектно-ориентированному подходу: структуралистская теория, гештальттеория. Теории восприятия, относящиеся к субъектно-ориентированному подходу: теория бессознательных умозаключений, теория категоризации, теория перцептивного цикла. Теории относящиеся к контактному подходу.

Вопросы к семинарским занятиям

  1. Структуралистская теория восприятия. Ощущения и образы памяти как элементы перцептивного образа. Гипотеза суммации ощущений.

  2. Гештальттеория восприятия. Законы перцептивной организации. Принцип изоморфизма.

  3. Теория восприятия как процесса бессознательных умозаключений. Понятия первичного образа, образа представления, перцептивного образа, бессознательных умозаключений.

  4. Восприятие как процесс категоризации. Стадии категоризации. Перцептивная готовность.

  5. Теория восприятия как циклического процесса. Понятие когнитивной (перцептивной) схемы и её функции в восприятии.

  6. Экологическая теория восприятия. Понятие объемлющего оптического строя и инвариантных структур светового потока. Восприятие как процесс извлечения информации.


Вопрос к госэкзамену: Теории восприятия.
Литература

Основная:

1. Хрестоматия по общей психологии. Вып.З. Субъект познания / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., 1998. С. 93-96 (Хохберг) (к вопр. 1), 97-98 (Коффка), 99-103 (Осгуд), 104-109 (Осгуд) (к вопр. 2), 126-133 (Гибсон) (к вопр. 6), 110-119 (Гельмгольц) (к вопр. 3), 120-125 (Брунер) (к вопр. 4), 9-12 (Норман), 134-141 (Найссер) (к вопр. 5).

Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие»
или:

  1. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. С.336-363 (к вопр. 3).

  2. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. С. 40-52, 71-82 (к вопр. 6).

  3. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.,2002. С. 356-365 (Норман) (к вопр 6).

  4. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999. С. 117-125 (Хохберг) (к вопр. 1), 144-156 (Осгуд), 322-336 (Осгуд) (к вопр. 2), 21-46 (Гельмгольц) (к вопр.4), 164-181 (Брунер) (к вопр. 5).


Дополнительная:

  1. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М.,1987.С.7-14 (к вопр. 1-3).


ТЕМА 4. Развитие восприятия

2 часа

Проблема врождённого и приобретённого в восприятии: нативистическая (натуралистическая психология) и эмпиристическая точки зрения. Примеры экспериментальных исследований в бихевиоризме на новорожденных животных, младенцах, прозревших слепых. Развитие восприятия и научение. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия.

Вопросы к семинарским занятиям

  1. Проблема врождённого и приобретённого в восприятии. Экспериментальные исследования. Вклад поведенческой психологии и генетической психологии.

  2. Теории перцептивного научения: обогащение и дифференциация. (Дж.Гибсон)

  3. Роль двигательной активности в развитии ощущения и восприятия. Понятие о перцептивных действиях.


Вопрос к госэкзамену: Проблема врождённого и приобретённого в восприятии. Теории перцептивного научения.



Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие»
Литература

Основная:

  1. Дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Ощущение и восприятие» / Под ред. С.А. Капустина, А.Н. Гусева. М., 1999. С. 56-66 (Леонтьев) (к вопр. 3).

2. Хрестоматия по общей психологии. Вып.З. Субъект познания / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., 1998. С. 50-57 (Рок), 58 (Зенден) (к вопр. 1), 59-64 (Гибсон) (к вопр. 2), 41-42 (Ярбус), 43-43 (Запорожец) (к вопр. 3).

или:

  1. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999. С. 565 (Зенден) (к вопр. 1), 547-562 (Гибсон и Гибсон), 585-601, (Грегори) (к вопр. 2), 217-228 (Леонтьев), 539-546 (Запорожец), 361-367 (Ярбус) (к вопр. 3),.

  2. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980. Кн. 1. С.82-89,144-149 (к вопр. 1), Кн. 2. С.70-75 (к вопр. 1).


Дополнительная:

  1. Фанц Р. Восприятие формы / Восприятие: механизмы и модели. М., 1974. С. 338-342, 346-350 (к вопр. 1).

  2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979. С. 101, 103, 105-107, 108-109, 112, 112, 111, 112, 117-119, 122-125, 127, 130-131 (к вопр. 1).

  3. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М., 1970. С. 206-218, 221-222, 230, 231 (к вопр. 2).

  4. Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб., М., 2003. С.55, 59-62 (к вопр. 2).

  5. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб., 2003. С. 444, 444-455 (к вопр. 1, 2).



ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

ТЕМА 5. Психофизика и измерение ощущений
Предмет и задачи психофизики. Косвенное измерение ощущений. Закон Бугера-Вебера. Постулат Фехнера. Закон Фехнера. Прямое измерение ощущений. Закон Стивенса.


Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие»
Определение измерения. Типы измерительных шкал. Теория вероятностного обнаружения сигналов.

Вопросы к семинарским занятиям

  1. Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон. Методы измерения порогов. Косвенное измерение ощущений. Закон Фехнера.

  2. Методы прямого измерения. Закон Стивенса. Типы шкал. Методы шкалирования ощущений.

  3. Основные положения теории вероятностного обнаружения сигналов. Понятие сигнала, шума, критерия, использование термина чувствительности. Понятие РХП.

Вопросы к госэкзамену: 1. Психофизика: законы Фехнера и Стивенса. Основные положения теории вероятностного обнаружения сигналов. 2. Методы шкалирования ощущений. Типы шкал.

Литература

Основная:

  1. Дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Ощущение и восприятие» / Под ред. С.А. Капустина, АН. Гусева. М., 1999. С.67-72 (Гершуни, Соколов) (к вопр. 1), 73-87 (Гусев) (к вопр. 2).

  2. Хрестоматия по общей психологии. Вып.З. Субъект познания / Под ред. ВВ. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., 1998. С.169-170 (Макаров), 174-181 (Энген) (к вопр. 1), 171-173 (Джелдард), 182-184 (Стивенс), 185-186 (Стивенс), 187-189 (Вудвортс и Шлосберг) (к вопр. 2), 190-195 (Кимбл и Джармези) (к вопр. 3).

или:

  1. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999. С. 250-255 (Гершуни и др.), 271-274 (Макаров) (к вопр. 1), 253-269 (Джелдард) (к вопр. 2), 283-290 (Стивенс) (к вопр. 2), 256-270 (Кимбл и Джармези) (к вопр. 3).

  2. Проблемы и методы психофизики / Под ред. А.Г. Асмолова и М.Б.Михалевской. М., 1974. С. 107-116, 119-130 (к вопр.1), 71-76, 193-194, 202-204, 208-211 (к вопр.2).


Дополнительная:

  1. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М., 1972. С. 59-82(1-2).

  2. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М., 1987.С.16-22 (1, 2).

Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие»


  1. Логвиненко А.Д. и др. Фурье-анализ зрительного восприятия. М., 1982. С.33-43.

  2. Проблемы и методы психофизики / Под ред. А.Г. Асмолова и М.Б. Михалевской. М., 1974. С.107-116, 119-130 (к вопр.1); С.71-76, 193-194, 202-204, 208-211 (к вопр.2).

  3. Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. Вып. 1-2. М, 1966. С. 241-306 (к вопр.1-3).



ТЕМА 6. Восприятие пространства, движения, времени

2 часа

Признаки восприятия удалённости и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие движения. Иллюзии восприятия. Экологический подход к восприятию, пространства и движения.

Вопросы к семинарским занятиям

  1. Восприятие пространства. Признаки восприятия удалённости и глубины. Механизмы стереозрения: корреспондирующие и диспаратные точки сетчатки, гороптер.

  2. Восприятие движения. Системы восприятия реального движения.

  3. Иллюзии восприятия.

  4. Восприятие времени.


Вопрос к госэкзамену: Восприятие пространства и движения. Признаки удаленности и глубины. Системы восприятия реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира (константности). Иллюзии восприятия.
Литература

Основная:

  1. Дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Ощущение и восприятие» / Под ред. С.А. Капустина, А.Н. Гусева. М., 1999. С. 107-109 (Величковский и др.) (к вопр.1), 110-128 (Грегори) (к вопр.2).

  2. Хрестоматия по общей психологии. Вып.З. Субъект познания / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., 1998. С. 196-204 (Вудвортс), 205 (Логвиненко) (к вопр.1), 206-209 (Грегори), 210-214 (Кречи др.) (к вопр.2), 221-



Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие»

-222 (Гибсон), 225-228 (Гибсон) (к вопр.2).

или:

  1. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М., 1973. С. 143-147 (к вопр.1).

  2. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. С. 222-226 , 261-269 (к вопр. 2).

  3. Грегори Р. Глаз и мозг. М., 1970. С. 101-130 (к вопр.2).

  4. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. М., 1981. С. 151- 153 (к вопр.1).

  5. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999. С. 343-359 (Вудвортс), 363-382 (Вудвортс) (к вопр.1).


Дополнительная:

1. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. М., 1981. С. 97-177 (к вопр.1-2).

2. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980. Кн. 1. С. 98-144, 207-248, 267-307 (к вопр.1-2). Кн. 2. С. 5-39 (к вопр.1).

ТЕМА 7. Свойства и закономерности восприятия

Свойства и закономерности восприятия: предметность, осмысленность, категориальность. Константность восприятия. Феномены инвертированного зрения. Проблема перцептивной адаптации к инвертированному зрению. Потребности и ценности как организующие факторы восприятия.

Вопросы к семинарским занятиям

  1. Феномен константности восприятия.

  2. Потребности и ценности как организующие факторы восприятия.


Вопрос к госэкзамену: Константность восприятия. Основные результаты исследований восприятия в условиях оптических искажений.

Литература

Основная:

  1. Дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Ощущение и восприятие» / Под ред. С.А. Капустина, А.Н. Гусева. М., 1999. С.129-145 (Рок) (к вопр.1).

  2. Хрестоматия по общей психологии. Вып.З. Субъект познания


Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие»
/ Под ред. ВВ. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., 1998. С. 217-218 (Логвиненко) (к вопр.1), 215-216 (Вудвортс), 218-220 (Логвиненко) (к вопр.2), 222-225 (Гибсон) (к вопр.2).

или:

  1. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. С.231-238 (к вопр.2).

  2. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. М., 1981. С.178-183 (к вопр. 1), С. 187-195 (к вопр. 2).

  3. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980. Кн. 1. С. 89-92, 243-250 (к вопр. 1). Кн. 2. С. 213-217 (к вопр. 1).

  4. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999. С. 383-402 (Логвиненко) (к вопр.1, 2), 360-363 (Вудвортс) (к вопр. 2).

  5. Мещеряков А.И. Слепоглухие дети. М., 1974. С. 146-157

  6. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. С. 84-92


Дополнительная:

  1. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М., 1973. С. 127-133 (к вопр. 1).

  2. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980. Кн.2. С. 220-247, 256-262 (к вопр. 1). Кн.1. С. 45-80. (к вопр. 1).

  3. Восприятие и деятельность / Под. ред. А.Н.Леонтьева. М., 1976. С. 108-113, 192-199, 293-318


Вопросы к итоговому контролю – зачёту и экзамену по Общей Психологии познавательных процессов


  1. Общее описание познавательной сферы. Человек как субъект познания.

  2. Феномены восприятия. Основные свойства перцептивного образа.

  3. Двойственная природа перцептивного образа: чувственная ткань и предметное содержание.

  4. Сознание-деятельность и сознание-образ. Виды образных явлений.

  5. Понятие об ощущении и стимулах, их вызывающих. Основные свойства ощущений.

  6. Классификации ощущений и рецепторов.

  7. Косвенное измерение ощущений. Пороги ощущений. Чувствительность. Методы измерения порогов. Закон Фехнера.

  8. Прямое измерение ощущений. Методы прямого измерения. Закон Стивенса. Типы шкал.

  9. Теория обнаружения сигналов. Понятие сигнала, шума, критерия, чувствительности, рабочей характеристики приёмника.

  10. Общее определение восприятия.

  11. Структуралистская теория восприятия Вундта. Ощущение как единица перцептивного образа. Гипотеза суммации ощущений.

  12. Гештальттеория восприятия. Законы перцептивной организации.

  13. Экологическая теория восприятия Дж.Гибсона.

  14. Теория восприятия Г.Гельмгольца.

  15. Теория восприятия Дж.Брунера.

  16. Теория восприятия У.Найссера. Понятие когнитивной схемы. Функции схем. Перцептивный цикл.

  17. Проблема биологического и социального в восприятии.

  18. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Понятие о перцептивных действиях, этапы их формирования.

  19. Теории перцептивного научения: обогащение и дифференциация.

  20. Признаки удалённости и глубины: окуломоторные, монокулярные (изобразительные), бинокулярные, трансформационные. Механизмы стереозрения: корреспондирующие и диспартные точки сетчатки, гороптер.

  21. Восприятие движения. Иллюзии восприятия. Восприятие времени.

  22. Понятие константности восприятия. Связь константности величины с признаками удаленности.

  23. Потребности и ценности как организующие факторы восприятия.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии для студентов специальности iconМетодические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии...
Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,...
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии для студентов специальности iconМетодические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки по курсу «Управленческое консультирование (психологический аспект)»...
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии для студентов специальности iconМетодические указания к выполнению курсовых работ по курсу «Общая...
...
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии для студентов специальности iconМетодические указания и контрольные задания для студентов специальности 240801. 65
Методические указания по курсу «Безопасность жизнедеятельности» разработаны в соответствии с рекомендациями Минобразования России...
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии для студентов специальности iconМетодические указания для клинических интернов к практическому и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии для студентов специальности iconМетодические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные...
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии для студентов специальности iconМетодические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии...
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост проф. В. В. Деларю -3-е изд., доп и перераб....
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии для студентов специальности iconМетодические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия»
Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,...
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»
Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные...
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии для студентов специальности iconИ социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет
Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,...
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии для студентов специальности iconМетодические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов...
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост проф. В. В. Деларю -3-е изд., доп и перераб....
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии для студентов специальности iconМетодические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология»
Методические указания предназначены для студентов всех направлений и специальностей, изучающих социологию
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии для студентов специальности iconМетодические указания для подготовки к экзамену по математике для студентов заочного отделения
Методические указания и контрольные задания по курсу «Линейная алгебра» для студентов вечернего и заочного факультетов. – Спб.: Изд-во...
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии для студентов специальности iconМетодические указания к спецкурсу «Теория и практика нейролингвистического...
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии для студентов специальности iconМетодические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост проф. В. В. Деларю -3-е изд., доп и перераб....
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии для студентов специальности iconМетодические указания и планы к семинарским и практическим занятиям...
Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск