Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004





НазваниеМетодические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004
страница1/6
Дата публикации27.03.2015
Размер0.82 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Волгоградский государственный медицинский университет

Факультет социальной работы и клинической психологии

Кафедра общей и клинической психологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО КУРСУ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ



Волгоград, 2004


Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией факультета

социальной работы и клинической психологии

Волгоградского государственного медицинского университета
Утверждено Советом факультета социальной работы и клинической психологии

Рецензенты: доктор педагогических наук В.Зайцев

кандидат психологических наук, доцент Г.Иванова.

Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост. проф. В.В.Деларю -3-е изд., доп. и перераб.- Волгоград, 2004.

Методические рекомендации составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта (М., 2000); Учебной программы по дисциплине "Социология" (М, 2001), Программы учебного курса "Психологические и педагогические основы профессиональной деятельности врача и провизора" (утверждена начальником управления учебных заведений Минздрава РФ Н.Н. Володиным, 1996г.), "Методических указаний к практическим занятиям по общей и медицинской психологии" (утверждены директором Всероссийского учебно-методического центра Минздрава РФ П.А.Душенковым, 1992г.), Программы курса "Психология и педагогика" (одобрена на заседании Президиума УМО по психологии, протокол № 2 от 01.12.1999г), других методических документов, а также опыта использования при преподавании социологии 2-го выпуска данных методических рекомендаций.


Тема 1. ВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Вопросы к семинару:

  1. Социология и социальная психология как предметы; история их становления.

  2. Методы исследования в социологии.

  3. Макро- и микросоциология.

Основная литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1998. - С.8-68.

  2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С.3-195.

  3. Деларю В.В. Социологические методы исследования в медицине: Методические рекомендации. - Волгоград, 2002. - 14 с.

  4. В.В.Касьянов, В.Н.Нечипуренко, С.И.Самыгин Социология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2000. - С.4-76 (512 с).

  5. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

  6. Смелзер Н. Социология. - М.: "Феникс", 1998. - гл.1. (688 с.)

***************

В медвузах, в т.ч. и в ВМА, преподаются основы социологии, а основы социологии - это про общество, а не про социологическую науку (аналогичное можно сказать и про социальную психологию). Поэтому цель данного цикла - помочь правильно ориентироваться в социальной действительности, в проблемах, с которыми все сталкиваются в повседневной жизни; надо уметь не доверять своим интуитивным представлениям, расхожим мнениям, обывательским суждениям, которые в силу своей доступности и кажущейся очевидности могут завести в тупик, привести к серьезным ошибкам.

Термин "социология" образован из латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Предмет социологии - общественное сознание и поведение людей в конкретно-исторических условиях. Суть социологии - человек в обществе. Социология - научное изучение общества, социальных отношений и общественных явлений. Научное управление обществом, по сути, представляет процесс предвидения субъективной деятельности людей в соответствии с объективными потребностями общественного развития.

Социология имеет дело не с самой реальностью, а с восприятием этой реальности.

Социология зародилась в недрах философии и отпочковалась от неё, когда бурное развитие наук естественно-математического цикла как бы обнаружило слабину идеалистических философских построений. "Отцом" социологии принято считать француза Огюста Конта (1798-1857), который первым решил использовать научный подход для изучения общества, полагая, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Он решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма в противоположность преобладавшему в то время представлению (Вольтер, Руссо, Лессинг и др.), что развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества, а общество является простой совокупностью индивидов, существующих чуть ли не независимо друг от друга. Конт ввел в научный оборот понятие социология и социологию он называл еще позитивной, поясняя при этом, что она полностью базируются на данных науки, а не на воображении или догадках. Соответственно, Конт вошел в историю науки как основоположник позитивизма.

Видные российские социологи:

Евгений Де-Роберти (1843-1915) - представитель психологического направления (все общественные явления - результат деятельности людей, которые направляются присущими им психическим факторами - желаниями, эмоциями, образом мыслей и т.п.); его нередко называют и представителем позитивизма.

Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) - разрабатывал эволюционистскую концепцию о закономерном и поступательном характере исторического процесса, его преемственности, выдвинул теорию общественного прогресса (суть - все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно).

Питирим А.Сорокин (1889-1968) - представитель социологического неопозитивизма, исследовал процессы социальной стратификации и социальной мобильности.

В 1958г. образована советская социологическая ассоциация, в 1968г. - институт социологии РАН.

Социальная психология возникла на стыке психологии и социологии; она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В какой степени социальная реальность - факт нашего сознания ? Как трактовать выражение "Отстать, я занят" (есть очень важное дело и нельзя мешать; или какая грубость; или человек устал и ему надо дать отдохнуть ?).

Первая в стране кафедра социальной психологии была открыта в Ленинградском государственном университете в 1972г.

Если социология преимущественно изучает группы (от малых до очень больших- обществ), то социальная психология- индивидов; она изучает как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, т.е. каким образом социальные ситуации могут заставить большинство людей поступить так или иначе.

5 основных подходов в социологии:

  • при демографическом подходе общество рассматривается как совокупности моделей рождаемости, смертности и миграции населения;

  • психологический подход предполагает, что поведение объясняется через мотивы, мысли, установки людей;

  • коллективистический ("общностный", социометрический) подход применяется при изучении групп и организаций;

  • взаимоотношений (интеракционистский) подход рассматривает всю общественную жизнь как систему человеческих взаимоотношений;

  • с точки зрения культурологического подхода поведение анализируется через влияние таких элементов культуры, как социальные нормы и ценности.

Социологическое исследование начинается с гипотезы, т.е. предположения, что одна группа фактов связана с другой на основе причинной связи. Теорией называется система взаимосвязанных гипотез. Принято выделять 3 уровня теорий:

  • общесоциологические (позитивизм, функционализм и др.);

  • специальные социологические теории, которые нередко характеризуют как частные (число специальных социологических теорий около 30 - социология медицины, экономическая социология, социология труда, социология семьи и т.д.);

  • конкретные социологические исследования (КСИ).

Социологическими методами являются правила и приемы, с помощью которых факты, гипотезы и теории увязываются друг с другом.

Основные методы исследования в социологии:

  1. Опрос, с помощью которого получают почти 90% всех социологических данных. Опрос может быть сплошным (опрашиваются все обследуемые) и, намного чаще, выборочным (выборочный опрос - системный способ сбора данных путем опроса репрезентативной совокупности). Наиболее частые виды выборок: гнездовая, квотная, кластерная, систематическая, случайная, стратифицированная, целевая.

Практика социологических исследований свидетельствует, что при соблюдении основных правил проведения исследования получить достаточно достоверные результаты можно при выборке в 1000-1200 человек.

Основные разновидности социолог. опроса: анкетирование и интервьюирование.

  1. Полевое исследование.

  2. Пилотатное (пилотажное, разведывательное, зондажное) исследование.; в т.ч. экспресс-опрос.

  3. Эксперимент (натурный, мысленный).

  4. Наблюдение (невключенной и включенное; полевое и лабораторное; систематическое и случайное; контролируемое и неконтролируемое)

  5. Анализ данных; в т.ч. социометрический метод, контент-анализ, вторичный анализ.

  6. Историческое исследование.

Социологи изучают общество на двух уровнях - микро и макро. Микросоциология концентрируется на анализе повседневных взаимодействий людей, а макросоциология - на изучении основных структур общества.

Доминирующей теорией на микросоциологическом уровне является символический интеракционизм. Сторонники этой теории считают, что люди придают определенное значение (символ) любому воздействию внешнего мира и реагируют не на сами воздействия, а на присвоенные им значения, символы. Прошлый опыт и понимание, о чем говорят символы, делают взаимодействие точным.

На макросоциологическом уровне существуют 2 основные теории: функционализм (структурно-функциональный анализ) и теория конфликта. Функционалисты рассматривают общество как систему взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого. В результате надлежащего функционирования различных частей образуется стабильно функционирующее общество. Теория конфликта основана на идее К.Маркса о том, что люди разделены на классы в соответствии с их положением в экономической системе и что конфликт между этими классами неизбежен. Некоторые современные аспекты теории конфликта придают большое значение властным отношениям, а не экономическим различиям.

Контрольные вопросы:

  1. Значение знаний социологии и социальной психологии для врачебной деятельности.

  2. Подходы и уровни в социологии.

Темы рефератов:

  1. Социологические методы исследования в медицине.

  2. Социология медицины как специальная социологическая теория.

Тема 2. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ

Вопросы к семинару:

  1. Социальная структура - основные понятия.

  2. Статус, социальная роль и ролевое поведение, общая характеристика.

  3. Основными характеристики социальной роли по Т.Парсонсу.

  4. Ролевой конфликт и ролевая напряжённость, общая характеристика.

Основная литература:

  1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2001. - 3-е изд., перераб. и доп. - С.289-301 (508 с.).

  2. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - С.70-79.

***************

Под структурой в науке понимают совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. Социальная структура - это как бы анатомический скелет общества. Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество, порядок, расположение и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Хотя структура описывает устойчивый, неподвижный момент строения общества, исторически она изменяется. Подвижность ей придают социальные роли, которые выполняются в процессе взаимодействия индивидов.

Статусом называется позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями. Человек может иметь несколько статусов (книголюб, врач, муж, отец, рыбак), но лишь один из них, считающийся основным (врач), определяет положение в обществе. Статус, полученный от рождения, называется приписанным (приписываемым);статус, приобретенный благодаря тому, что человек осуществил, называется достигнутым статусом.

Социальная роль - нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение; ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Совокупность ролей, соответствующих этому статусу, называется ролевой системой.

Основы ролевого поведения – система ожидаемых действий, которые могут быть: необходимыми (однозначно регулируемыми государственными учреждениями), должными (имеющими ценностный характер) и выполняемыми в форме сверхнормативной активности, которая расширяет рамки ролевого поведения.

Основными характеристики роли (по Т.Парсонсу):

а) эмоциональность - некоторые роли (преподавателя, студента, врача) требуют эмоциональной сдержанности, другие допускают откровенное выражение чувств (болельщик);

б) способ получения - есть роли приписанные (ребенок), а есть - достигнутые (студент, врач);

в) масштаб - некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей (преподаватель-студент, врач-больной), другие предполагают отношения более широкого плана (мать/отец-ребёнок);

г) степень формализации - одни роли предусматривают общение с людьми по формальным признакам (библиотекарь-читатель, сотрудник ГАИ-водитель), другие (брат, муж) позволяют устанавливать неформальные, личные отношения;

д) мотивация ролевого поведения - считается, что разные виды ролей связаны с различной мотивацией (предприниматель трудится для собственного обогащения, а политик - для блага общества).

Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения - люди осмысливают ролевые ожидания, интерпретируют их, а затем действуют (скорее, поведение - результат свойственного данной личности способа толкования ролевых ожиданий).

В структуре личности роли образуют систему соподчиненных единиц, находящихся в иерархическом соотношении друг с другом. В основе этой системы - структура потребностей и ценностей.

Субъективное отношение человека к своим ролям имеет разные формы: интериоризация роли как личностно значимой, отстранение от роли, когда человек не связывает с ней значимых ценностей/установок и выполняет её чисто формально; демонстративное противопоставления себя своей роли.

Каждая роль оформлена в символической системе, которая включает невербальные и вербальные знаковые формы. Они создают стереотип роли, который влияет на взаимодействие людей.

Для успешного выполнения роли необходимы: физические способности, психические задатки и социальные условия.

Роли передаются личности:

а) через объективно заданную систему ожиданий прав и обязанностей и роль контролируется системой социальных институтов, требует единообразия выполнения (характерно для формализованных профессиональных ролей в больших социальных группах);

б) социальная роль воспринимается и выполняется как субъективно значимая; в этом случае существует свобода выбора ролевого поведения;

в) роль передается через личностные образцы, когда человек ориентируется на обобщенный идеальный образ конкретного носителя роли (два последних варианта характерно для малых групп или традиционных обществ).

Когда человек сталкивается с противоборствующими требованиями двух или более несовместимых ролей (например, родитель-работник), возникает ролевой конфликт. Противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью, могут стать причиной ролевой напряженности. Существуют несколько способов преодоления ролевого конфликта: считать некоторые роли более важными, чем другие; разделять дом и место работы, а также свои роли в них; разрядить конфликтную ситуацию помогают шутки.

***************

Контрольные вопросы:

  1. Разберите ситуации, когда отдельные фрагменты роли или она вся целиком разыгрывается в воображаемом плане.

  2. Составьте и проанализируйте карту-схему собственной ролевой структуры по Т.Парсонсу.

  3. Проанализируйте собственные способы преодоления ролевых конфликтов и ролевой напряженности.

Темы рефератов:

  1. Характеристика социальных ролей.

  2. Врачебная деятельности возможности ролевых конфликтов и ролевой напряжённости.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов...
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост проф. В. В. Деларю -3-е изд., доп и перераб....
Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост проф. В. В. Деларю -3-е изд., доп и перераб....
Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации по курсу для студентов отделения социологии Екатеринбург 2004
Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу истории философии для студентов отделения...
Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconУчебное пособие для студентов медицинских вузов Волгоград 2003г
Л. В. Крамарь, В. А. Петров Неотложные состояния при острых кишечных инфекциях у детей: патогенез, клиника, лечение: Учебное пособие...
Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconОрганизация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов
Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Сост. М. Е. Волчанский, А. В. Петров; Волгму. – Волгоград,...
Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconКафедра общей и клинической психологии
Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М. Е. Волчанский, В. В....
Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации для студентов
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, врачей-инфекционистов и врачей общей практики
Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconТемы рефератов со списком литературы и кратким содержанием реферата...
Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе социальных наук. Проблематика социальной психологии. Прикладные...
Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации по подготовке к занятиям и организации...
Муниципальное право: методические указания к проведению практических занятий / Сост. С. Г. Негматова; Волгоград гос техн ун-т. –...
Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconРеферат по социологии Тема: Теория социального обмена
Различные варианты теории социального обмена получили распространение в социологии, социальной психологии, экономике, социальной...
Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации
Мандриков В. Б. Методические рекомендации для студентов по написанию рефератов с физкультурно-оздоровительной тематикой Волгоград,...
Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconУчебник для студентов медицинских вузов (2-е изд., 2002 г.)
Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей...
Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconУчебник для вузов. Под ред чл корр. Ран, профессора Р. В. Камелина....
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических...
Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconТема: Зелёная аптека (2-й урок)
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических...
Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconГбоу впо уральская государственная медицинская академия
Власова Е. В., Заболотских К. И., Шеметов Г. А. Философия. Учебное пособие: планы семинарских занятий для студентов медицинских и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск