Скачать 2.49 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских и фармацевтических вузов, обучающихся по специальности 06011 (040100) «Лечебное дело», 060103 (040200) «Педиатрия», 060104 (040300) «Медико-профилактическое дело», 060105 (040400) «Стоматология», 060108 (040500) «Фармация» Волгоград 2009 УДК 15:615.851.4 (07) УМО 17-29/117 23.03.2010 Авторы: зав.кафедрой общей и клинической психологии ВолГМУ, доктор социологических наук М.Е. Волчанский (темы 1, 2, 6), профессор каф. общей и клинической психологии, доктор социологических наук В.В. Деларю (темы 5, 9), доцент кафедры общей и клинической психологии, кандидат психологических наук В.В. Болучевская (темы 7, 8), преподаватель кафедры общей и клинической психологии, кандидат психологических наук О.С. Золотарёва (темы 3, 4) Рецензенты: зав. кафедрой философии, гуманитарных наук и психологии Саратовского государственного медицинского университета, доктор социологических наук Е.А. Андриянова, зав. кафедрой медицинской психологии и педагогики Астраханской государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук, доцент Л.А. Костина Печатается по решению центрального методического совета Волгоградского государственного медицинского университета Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – 2-е изд., доп. и перераб. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2009. – 118 с. Учебно-методическое пособие составлено на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к программе дисциплины «Психология и педагогика» для студентов медицинских и фармацевтических вузов, обучающихся по специальности 06011 (040100) «Лечебное дело», 060103 (040200) «Педиатрия», 060104 (040300) «Медико-профилактическое дело», 060105 (040400) «Стоматология», 060108 (040500) «Фармация». Материалы пособия содержат основные теоретические положения и категориальный аппарат тем дисциплины «Психология и педагогика», список рекомендуемой литературы для подготовки к занятиям, тестовые методики для практических заданий. ISBN © Коллектив авторов, 2010 © Волгоградский государственный медицинский университет, 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ ТЕМА 1. Введение в психологию как науку. Предметная область психологии 6 1.1. Критерии определения психологии как науки 6 1.2. Объект и предмет психологии 7 1.3. Отрасли психологии 9 1.4. Общее представление о методах психологии 10 1.5. Психодиагностика в медицине 15 1.6. Применение психологических знаний в профессии врача 16 ТЕМА 2. Современные направления, проблемы и понятия психологии 21 2.1. Формирование психологии как самостоятельной науки 21 2.2. Наиболее известные психологические концепции XX века 22 2.3. Вклад отечественных ученых в психологическую науку 26 2.4. Определение понятия «психика» 27 2.5. Структура психики в традициях отечественной психологии 31 2.6. Феноменология сознания 34 ТЕМА 3. Индивидуальные особенности человека как субъекта деятельности 40 3.1. Психологическая характеристика личности 40 3.2. Понятие о темпераменте и его типы 41 3.3. Краткий обзор учений о темпераменте 42 3.4. Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции 43 3.5. Понятие о характере, формирование характера 45 3.6. Акцентуации характера, психологическая характеристика 47 3.7. Классификация черт характера 48 3.8. Индивидуально-типологическая структура личности в отечественной психологии 49 3.9. Психологическая характеристика способностей 50 ТЕМА 4. Воля. Мотивация. Деятельность 58 4.1. Понятие и строение человеческой деятельности 58 4.2. Виды и развитие человеческой деятельности 59 4.3. Роль трудовой деятельности в возникновении сознания 60 4.4. Основные признаки воли как психологического явления 61 4.5. Воля как характеристика сознания. Структура волевого действия 62 4.6. Волевые процессы и волевые качества личности 63 4.7. Мотив и мотивационная сфера 64 4.8. Психологические теории мотивации 67 ТЕМА 5. Познавательная сфера 76 5.1. Ощущения, их психологическая характеристика 76 5.2. Восприятие: свойства, особенности и виды 77 5.3. Свойства и виды внимания 78 5.4. Память: понятие, основные процессы памяти, виды и структура 79 5.5. Понятие воображения и его виды 80 5.6. Психологическая характеристика мышления 81 5.7. Психологическая характеристика речи 82 5.8. Интеллект. Структура интеллекта. Оценка интеллекта 83 ТЕМА 6. Эмоционально-чувственная сфера 86 6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями 86 6.2. Классификации и виды эмоций 87 6.3. Теории эмоций 88 6.4. Основные характеристики и свойства эмоций 88 6.5. Стресс и фрустрация 89 6.6. Физиологические механизмы стресса 90 ТЕМА 7. Психология общения 92 7.1. Общая характеристика общения: понятие, функции, виды и структура 92 7.2. Общение как процесс коммуникации: передача информации и средства общения 94 7.3. Общение как процесс взаимодействия и взаимовлияния людей 96 7.4. Общение как восприятие людьми друг друга 99 ТЕМА 8. Психология групп 103 8.1. Понятие и разновидности групп 103 8.2. Психология малой группы 105 8.3. Социально-психологическое влияние людей друг на друга 108 ТЕМА 9. Основы педагогики. Медицинская педагогика 110 9.1. Педагогика, воспитание, обучение, научение – дифференциация понятий 110 9.2. Процесс научение – виды и механизмы у человека 110 9.3. Медицинская педагогика, общая характеристика 111 9.4. Основные принципы поведенческой терапии в процессе обучения 112 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 114 ОТВЕТЫ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ 123 |
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии... Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,... | Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,... | Психологический факультет кафедра клинической психологии и психофизиологии | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Общая психология» для студентов... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Психофармакотерапия» для... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив)... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Дипломных работ Кафедра общей психологии и истории психологии Взаимосвязь степени развития эмпатии у детей с зпр с успешностью в коммуникативной сфере | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология зависимости»... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология реабилитации... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | А. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса А что мы называем Отечеством? (Страну, в которой человек родился и гражданином которой он является.) | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической... В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с | Литература по дисциплине «Патопсихология» Бизюк А. П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей и клинической психологии: учебное пособие / Под ред. Л. М. Шипицыной.... | ||
Учебно-методический комплекс опд. В. 04 Психолого-педагогическая антропология Ознакомление с основными теоретическими положениями антропологии; основными принципами антропологического подхода в общей и клинической... | «Московский городской педагогический университет» Институт психологии,... Рабочая программа рекомендована к представлению на нмс юим на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства |