Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Университет Российской академии образования
Челябинский филиал
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета Директор ЧФ УРАО ________________ Цеунов К.С. _______________Усов В.А.
"___" ____________2007г. "___" _____________ 2007г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А дисциплины _____ФИЗИОЛОГИЯ ВНД и сенсорных систем______ ЕН. Ф. 7________________________
для специальности ______030301.65 «Психология»_______________________________________________
факультет ______ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ_________________________________________________________ кафедра- разработчик ____КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ_______________
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению подготовки специальности ________030301.65 «Психология»___________________________________________________
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической психологии и психофизиологии
протокол № 1 от "27"сентября 2007 г.
Зав. кафедрой разработчика Горшенина Е.И.
Разработчик программы, преподаватель д.мед. н. Буйков В.А..
Челябинск
2007
Введение
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины.
Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины
Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины.
Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины
(указать название дисциплины)
Объём дисциплины и виды учебной работы.
Таблица № 1
Виды учебной работы | Всего часов | Распределение по семестрам и формам обучения
| очная | Очно-заочная | заочная | Общая трудоёмкость дисциплины
|
|
|
|
| Аудиторные занятия, в т.ч.
|
|
|
|
| -лекции
|
|
|
|
| -практические занятия
|
|
|
|
| -семинары
|
|
|
|
| -другие виды
|
|
|
|
| Самостоятельная работа, в т.ч.
|
|
|
|
| -курсовая работа
|
|
|
|
| -реферат
|
|
|
|
| -другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
| Вид итогового контроля (зачёт, экзамен)
|
|
|
|
| Указывается объём работы в соответствии с ГОС и учебным планом по формам обучения.
Содержание дисциплины__________________________
(указать название дисциплины)
Разделы дисциплины и объём занятий по очной_______форме обучения
№ раздела,
темы
| Наименование разделов, тем дисциплины
| Всего | в том числе по видам учебной работы | часов | Лекции | практичес-кие занятия
| семи-нары
| самостоятель-ная работа
| 1.
2.
3.
4.
5. 6.
7.
8.
9. 10.
| Методология изучения ВНД. Сенсорные функции мозга. Физиология сенсорных систем. Регуляция произвольных движений. Формы поведения. Факторы организации поведения. Закономерности условно-рефлекторной деятельности. Механизмы формирования условных рефлексов. Механизмы памяти. Интегральная деятельность мозга.
|
| 4
2
6
2
2
2
2
2
2 2
|
4 2
|
|
| Итого: 26 6
|
5.2Содержание разделов и тем дисциплины
.
Тема1. Методология изучения ВНД. Принцип рефлекса. Принцип доминанты. Принцип отражения. Принцип системности в работе мозга. Основные методы нейрофизиологии поведения. Методология, метод, методика.
Тема2. Сенсорные функции мозга. Общие принципы конструкции сенсорных систем. Закономерности обнаружения сигналов. Системная организация процессов кодирования информации. Распознавание, декодирование информации. Тема3 Физиология сенсорных систем. Физиология рецепторов. Кодирование видов информации. Зрительная система. Слуховая сенсорная система и речь. Вестибулярная сенсорная система. Сенсорная система скелетно-мышечного аппарата. Схема тела. Кожная сенсорная система. Вкусовая и обонятельная сенсорная система. Тема4. Регуляция произвольных движений. Обратная связь в управлении движениями. Внешняя обратная связь. Внутренняя обратная связь. Медиальные лемниски. Двигательная программа. Тема5. Формы поведения. Поведение как фактор эволюции. Классификация форм поведения. Формы индивидуального обучения. Эволюция форм поведения. Формирование поведения в онтогенезе. Тема6. Факторы организации поведения. Генетическая детерминация свойств поведения. Биологические мотивации как внутренние детерминанты поведения. Роль эмоций в организации поведения. Восприятие пространства и пространственная ориентация. Время как фактор организации поведения. Тема7. Закономерности условно-рефлекторной деятельности. Бузусловные рефлексы. Условные рефлексы. Торможение условных рефлексов. Тема8. Механизмы формирования условных рефлексов. Конвергентная теория формирования временных связей. Клеточные аналоги условного рефлекса. Нейронная организация рефлекторного процесса. Нейронная организация условного торможения. Тема9. Механизмы памяти. Виды и формы памяти. Механизмы кратковременной памяти. Моханизмы долговременной памяти. Тема10. Интегральная деятельность мозга. Доминанта и условный рефлекс как основные принципы интегративной деятельности мозга. Высшие интегративные системы мозга. Ассоциативные системы и сенсорная функция мозга.
Ассоциативные системы мозга и программирование поведедния.
Семинарские (практические) занятия
№ семинара
| Количество
часов
| Тема семинара
| Краткое содержание
| 1.
2
| 4
2
| Временная организация памяти Доминанта и условный рефлекс.
| Сенсорная память. Первичная память. Вторичная память. Третичная память. Хронотоп. Временная организация памяти по Матиссу. Нейрофизиологические корреляты краткосрочной памяти. Феномен реверберации импульсного потока в лобных отделах коры.
Рецептивное поле доминанты. Три стадии доминанты. Закономерности избирательного реагирования на сигнально значимые агенты среды как предпосылки для трактовки механизмов сенсорного внимания.
|
VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература.
Дополнительная литература.
Аудио-видео кассеты, компьютерные программы.
(Значком * отметить имеющуюся литературу и методические материалы в библиотеке и методическом кабинете филиала).
Основная литература
Батуев А.С. Физиология ВНД и сенсорных систем. СПб, 2008.
Воробьева Е.А., Губарь А.В. и др. Анатомия и физиология. М.,1988.
Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М.,1996.
Грэйс Крайг Психология развития (7-е междун. изд.) Спб.: 2000.
Коган А.Б. Основы физиологии ВНД М.,1988.
Чайченко Г.М. Основы физиологии ВНД. Киев,1987.
Физиология человека /Под ред. Г.И.Косицкого.М.,1985.
Кураев Т.А., Алейникова Т.В. и др. Физиология центральной нервной системы: учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 2000.
Турыгин В.В. Структурно-функциональная характеристика проводящих путей центральной нервной системы человека. Челябинск,1990.
Сопильник А.Ю., Бородин Ю.И. и др. Центральная нервная система и ее проводящие пути. Новосибирск,1977.
Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1991.
Физиология ВНД (хрестоматия) /Сост. Т.Е.Россолимо, И.А. Москвина-Тарханова и др. М.-Воронеж, 1999.
Дополнительная литература
Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. М.:Мир, 1983.
Тихомиров О.К. Психология мышления. М.:МГУ,1984.
Основы физиологии человека ( под ред. Б.И.Ткаченко Спб., 1994.Т.2
Физиология человека (под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса.- М.:Мир,1996.
Атлас нервной системы человека: строение и нарушения /Под ред. В.М.Астапова,Ю.В.Микадзе.-М.,1997
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология ВНД.М.,1997.
Хрестоматия по возрастной физиологии /Сост. М.М.Безруких, В.Д.Сонькин и др. М.:Академия,2002.
Недоспасов В.О. Физиология ЦНС. М.: ООО УМК «Психология»,2002.
Блум Ф., Лейзерсон А. и др. Мозг, разум, поведение. М.,1988
Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека .М.:Медицина, 1989.
Лобко П.И., Мельман Е.П. и др. Вегетативная нервная система (атлас). Минск, 1988.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. и др. Анатомия и физиология детского организма. М., 1976.
Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков (под ред. А.А. Маркосяна), М., 1969.
Харрисон Дж., Уайнер Дж. и др. Биология человека. М., 1976.
Солодков А.С, Сологуб Е.Б. Физиология человека (общая, спортивная, возрастная) . Изд-во Терра-спорт. М., 2001.
VIII. Вопросы к экзамену по физиологии ЦНС
Принцип рефлекса.
Принцип доминанты.
Принцип отражения.
Принцип системности в работе мозга.
Сенсорная функция мозга
Физиология сенсорных систем. Зрительная система.
Физиология сенсорных систем. Слуховая система.
Физиология сенсорных систем. Вестибулярная система.
Физиология сенсорной системы скелетно-мышечного аппарата.
Кожная сенсорная система.
Вкусовая и обонятельная сенсорная система.
Регуляция произвольных движений.
Формы поведения. Классификация.
Формы индивидуального обучения.
Факторы организации поведения.
Роль эмоций в организации поведения.
Закономерности условно-рефлекторной деятельности.
Механизмы формирования условных рефлексов.
Интегративная деятельность мозга.
|