Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической психологии» Автор: В. В. Максимов Москва 2009





Скачать 422.61 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической психологии» Автор: В. В. Максимов Москва 2009
страница1/3
Дата публикации27.07.2013
Размер422.61 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


Утверждено

на заседании кафедры клинической психологии

от 23 октября 2009 г. протокол №1

Зав.кафедрой клинической психологии

к.пс.н., профессор Казьмина О.Ю.___________


Институт психоанализа

Факультет психологии
Кафедра клинической психологии

Учебно-методический комплекс по курсу

«Проективные методы В клинической ПСИХОЛОГИИ»
Автор:

В.В.Максимов

Москва

2009

Печатается по решению кафедры клинической психологии

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

В.В.Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 31 с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© В.В. Максимов 2009 г.

1. СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание 3

2. Учебная программа 4

2.1 Содержание курса 6

2.2 Тематический план лекционного курса и лабораторных работ
для студентов дневного и заочного отделений 11

2.3 Список рекомендуемой литературы 12

2.3.1 Основной 12

2.3.2 Дополнительный 12

3. Организация самостоятельной работы 13

3.1 График организация самостоятельной работы студентов 15

4. Темы контрольных работ и рефератов 17

4.1 Темы контрольных работ 17

4.2 Темы рефератов 18

5. Требования к экзамену (список вопросов) 19

6. Методическое обеспечение дисциплины 21

6.1 Методические рекомендации к семинарским занятиям 21

6.2 Методические рекомендации по осуществлению текущего,
самостоятельного и итогового контроля 29

2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Основная цель дисциплины «Проективные методы в клинической психологии» состоит в ознакомлении студентов с основными проективными методами, которые применяются для решения различных практических задач клинической психологии.

Задачи дисциплины «Проективные методы в клинической психологии»:

  • сформировать у студентов положительную мотивацию на использование проективных методов для решения практических задач клинической психологии;

  • дать знания об основных понятиях проективной психологии и теоретических концепциях, лежащих в основе различных проективных методов исследования личности;

  • дать знания об основных проективных методах, способах их использования и интерпретации полученных данных;

  • продемонстрировать диагностические возможности конкретных проективных методов;

  • сформировать у студентов базовые умения самостоятельного проведения исследования личности с использованием проективных методов.


Знания и навыки, полученные в результате освоения данного курса, позволят правильно спланировать и провести исследования с использованием проективных методов, проанализировать полученные результаты, сформировать итоговое заключение, а также выбрать в зависимости от цели исследования подходящие проективные методы и корректно их использовать.

Изучаемые методы необходимы для формирования базового инструментария исследований, используемого в профессиональной деятельности клинического психолога.

В результате изучения дисциплины студенты будут

знать:

  • основные понятия проективной психологии и теоретические концепции, лежащие в основе различных проективных методов исследования личности;

  • специфику проективных методов исследования и отличие их от психологических тестов;

  • основные практические проблемы использования проективных методов исследования (стандартизация процедуры, валидность, надежность, субъективность интерпретации полученных результатов);

  • диагностические возможности и ограничения проективных методов исследования;

  • классические проективные методы (тест Роршаха, Тематический апперцептивный тест (ТАТ), проективный рисунок человека), основные модификации классических методов и наиболее широко используемые в клинической практике проективные рисуночные методы;

  • общую схему проведения исследования, с использованием проективных методов;

  • основные ошибки, встречающиеся в практике использования проективных методов;

  • сферы практического применения рассматриваемых в курсе проективных методов;

уметь:

  • выбирать проективные методы, наиболее адекватные целям исследования;

  • планировать и проводить исследования с использованием проективных методов;

  • вести протокол исследования;

  • корректно интерпретировать полученные в ходе исследования результаты;

  • формулировать итоговое заключение по результатам исследования с использованием проективных методов;

  • оформлять в письменном виде результаты исследования.

2.1 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Исследования и оценка в психологии личности

Общие положения теоретических определений личности. Значение индивидуальных различий. Личность – как гипотетическая структура или организация (конструкт). Личность в соотношении жизненной истории или перспективами развития. Относительная константность личности.

Компоненты теории личности. Структура личности. Структурные концепции: концепция черт личности, концепция типа личности, концепция уровней личности. Модели мотивации. Стадийные модели. Психопатология: описание и объяснение патологического поведения. Психическое здоровье: критерии оценки здоровой личности. Коррекция личности.

Исследовательские стратегии в изучении личности: метод анамнеза, корреляционный метод, экспериментальный метод.

Методы оценки личности. Интервью. Методика самоотчета. Проективные методы.
Тема 2. Место проективных методов в исследовании и оценке личности

Проблема концепции проекции. Психоаналитическая концепция феномена проекции. Работы З.Фрейда. Работы Л. Беллака по экспериментальному исследованию процессов, имеющих место в проективном исследовании.

Апперцептивное искажение по Л. Беллаку. Формы апперцептивного искажения: обратная проекция, простая проекция, сенсибилизация, аутистическая проекция, атрибутивная проекция.

Проективная психология: работы Л.Фрэнка. Проективные методы. Основная гипотеза, лежащая в основе проективных методов. Особенности проективных методов. Дискуссия по оценке диагностической значимости проективных методов. Р. Кэттелл: основные аргументы критики. Проективные методы и психологические тесты. Критерии тестирования.

Классификация проективных методов: ассоциативные методы, конструктивные методы, методы завершения, экспрессивные методы, методы выбора.

История создания проективных методов: тест словесных ассоциаций К. Г. Юнга, тест Г. Роршаха, ТАТ (тематический апперцептивный тест), рисуночный тест «Дом – Дерево - Человек», проективный рисунок человека К. Маховер.

Тема 3. Проективный рисунок человека К. Маховер

Основные положения. Гипотеза, положенная в основе теста. Цель исследования. Диагностические возможности метода.

Требования к проведению основной процедуры. Инструкция испытуемому. Основные аспекты описания поведения испытуемого. Структура пострисуночного опроса.

Основные положения интерпретации результатов. Анализ рисунков: формальный анализ, графологический анализ, контент-анализ.

Формальный анализ. Полная фигура. Последовательность фигур. Сравнение фигур. Размер рисунка. Расположение. Движение. Искажения и пропуски.

Графологический анализ. Нажим, направление и продолжительность штрихов, наличие углов, штриховка и тень.

Контент-анализ. Особенности прорисовки частей тела и одежды.
Тема 4. Варианты основной процедуры теста «Проективный рисунок человека»

Техника Розенберга. Основные отличия. Процедура проведения. Инструкция испытуемому. Наблюдение за испытуемым и пострисуночный опрос.

Диагностическая ценность и области применения техники. Показатель враждебности. Фактор ригидности – пластичности. Психодинамические элементы. Степень дезадаптации.

Техника «Нарисуй и расскажи историю». Процедура проведения. Инструкция испытуемому. Особенности проведения пострисуночного опроса. Диагностическая ценность.
Тема 5. Тест «Дом – Дерево – Человек»

История создания техники. Основные положения. Диагностическая ценность и области применения техники.

Проведение основной процедуры. Инструкция испытуемому. Фиксация результатов наблюдения. Пострисуночный опрос и структура опросника.

Интерпретация результатов. Позитивное и негативное акцентирование. Последовательность, уместность, количество и согласованность деталей.

Содержательный анализ. Каталог деталей. Диагностические признаки психологических травм и дефектов развития. Концептуальный анализ.
Тема 6. Другие рисуночные тесты, используемые в клинической практике

Техника «Несуществующее животное». Особенности техники. Основные отличия от классических рисуночных тестов. Диагностические возможности.

Проведение основной процедуры. Инструкция испытуемому. Пострисуночный опрос: тематические блоки.

Интерпретация результатов. Диагностическое значение специфических деталей рисунков: контур фигуры, тематический характер животных.

Техника «Рисунок семьи». Цель техники и области применения.

Проведение основной процедуры. Инструкция испытуемому. Пострисуночный опрос. Особенности интерпретации результатов. Диагностические признаки, указывающие на дисфункциональные семейные системы.
Тема 7. Тест «Завершение предложений» Сакса

Отличия теста от классической техники словесных ассоциаций. Преимущества техники. Диагностическая ценность и области применения техники.

Структура теста. Четыре области установок.

Проведение основной процедуры. Инструкция испытуемому. Проведение посттестового опроса.

Интерпретация и оценка результатов. Оценочный лист. Шкала оценки. Структура итогового заключения.
Тема 8. Тест Роршаха

Краткая биографическая справка о Г. Роршаха.

Основные положения теста Роршаха. Два типа восприятия по Роршаху. Вклад Г. Роршаха в развитие проективных методов изучения личности.

Проведение основной процедуры. Стимульный материал. Инструкция. Этапы проведения исследования.

Категории кодирования ответов. Локализация: целостные ответы, конфабуляторные ответы, ответы на обычные детали, ответы на необычные детали, ответы на белое пространство. Детерминанты: форма, движение, цвет, оттенок. Содержание ответов. Оригинальность – популярность ответов. Уровень формы. Особые феномены.

Интерпретация и оценка результатов. Диагностические возможности теста Роршаха. Значение локализации ответов. Значение основных детерминант: форма, движение, цвет, оттенки. Значение других показателей.
Тема 9. Производные теста Роршаха

Техника «Групповое тестирование по методу Роршаха». Особенности проведения процедуры. Преимущества техники.

Тест множественного выбора. Основные отличия. Процедура проведения. Диагностические возможности и преимущества техники.

Техника Аронова – Резникова. Основные отличия. Процедура проведения. Диагностическая ценность и преимущества техники. Области применения.
Тема 10. Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

История создания ТАТ. Диагностическая ценность и области применения ТАТ.

Основные положения ТАТ. Центральные понятия теории Г. Мюррея: потребность, пресс, тема. Основные потребности по Г. Мюррею.

Проведение основной процедуры. Стимульный материал. Инструкция испытуемому. Общение с испытуемым в процессе исследования. Посттестовый опрос.

Интерпретация результатов. Формальный анализ рассказов. Техника обзора. Интерпретационная техника Л. Беллака. Структура бланка для анализа рассказа. Диагностические категории. Лейтмотив. Главный герой. Отношение к вышестоящим персонам и обществу. Введенные персонажи. Упомянутые детали. Пропущенные детали. Атрибуция ответственности. Значимые конфликты. Наказание за поступок. Отношение к герою. Показатели сдерживания агрессии и сексуальных инстинктов. Исход. Паттерны удовлетворения потребностей. Сюжет. Структура итогового отчета.
Тема 11. Производные ТАТ. Рисованный апперцептивный тест (РАТ). Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга (тест Розенцвейга)

Отличия РАТ от ТАТ. Недостатки и достоинства техники. Диагностическая ценность и области применения.

Характеристика стимульного материала. Проведение основной процедуры. Инструкция испытуемому. Интерпретация результатов.

Отличия теста Розенцвейга от большинства техник ТАТ – типа. Назначение и диагностическая ценность. Теоретическое обоснование техники.

Характеристика стимульного материала. Инструкция испытуемому.

Интерпретация результатов. Первичная обработка. Направленность агрессии и тип реагирования. Кодирование ответов. Построение первичного и вторичного профилей. Коэффициент групповой адаптации. Образцы и тенденции.
2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ




Тема

Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Лекции

Семинарские занятия







д/о

з/о

д/о

з/о

д/о

з/о

д/о

з/о

1.

Исследования и оценка в психологии личности

4




1




1




2




2.

Место проективных методов в исследовании и оценке личности

8




3




1




4




3.

Проективный рисунок человека К. Маховер

26




4




6




16




4.

Варианты основной процедуры теста «Проективный рисунок человека»

4




1




1




2




5.

Тест «Дом – Дерево – Человек»

25




4




5




16




6.

Другие рисуночные тесты, используемые в клинической практике

11




2




3




6




7.

Тест «Завершение предложений» Сакса

16




4




2




10




8.

Тест Роршаха

14




4




4




6




9.

Производные теста Роршаха

4




1




1




2




10.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

18




4




4




10




11.

Производные ТАТ. Рисованный апперцептивный тест (РАТ). Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга (тест Розенцвейга)

10




2




2




6







Итого:

140




30




30




80



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической психологии» Автор: В. В. Максимов Москва 2009 iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с
Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической психологии» Автор: В. В. Максимов Москва 2009 iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации...
В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с
Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической психологии» Автор: В. В. Максимов Москва 2009 iconЦентрализованное тестирование как составная часть мониторинга качества...
В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с
Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической психологии» Автор: В. В. Максимов Москва 2009 iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 032401 реклама,...
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической психологии» Автор: В. В. Максимов Москва 2009 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психическая саморегуляция»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической психологии» Автор: В. В. Максимов Москва 2009 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической психологии» Автор: В. В. Максимов Москва 2009 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической психологии» Автор: В. В. Максимов Москва 2009 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «невропатология»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической психологии» Автор: В. В. Максимов Москва 2009 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психопатология»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической психологии» Автор: В. В. Максимов Москва 2009 iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической психологии» Автор: В. В. Максимов Москва 2009 iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической психологии» Автор: В. В. Максимов Москва 2009 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической психологии» Автор: В. В. Максимов Москва 2009 iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической психологии» Автор: В. В. Максимов Москва 2009 iconУчебно-методический комплекс Специальность: 080502 Экономика и управление...
Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации, устанавливаемых вузом, и является обязательной для изучения
Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической психологии» Автор: В. В. Максимов Москва 2009 iconУчебно-методический комплекс Специальность: 080502 Экономика и управление...
Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля...
Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической психологии» Автор: В. В. Максимов Москва 2009 iconПсихологический факультет
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск