Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности





Скачать 281.69 Kb.
НазваниеПсихофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности
страница1/2
Дата публикации31.12.2014
Размер281.69 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2


На правах рукописи

_________________

Диденко Ирина Валерьевна
Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ деятельности

Специальность 19.00.02 – «Психофизиология»

(психологические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Ростов-на-Дону

2007

Работа выполнена на кафедре психофизиологии и клинической психологии факультета психологии Южного федерального университета
Научный руководитель - доктор биологических наук, профессор,

член-корреспондент РАО

Ермаков Павел Николаевич
Официальные оппоненты: доктор биологических наук, профессор,

член-корреспондент РАО

Чораян Ованес Григорьевич;
кандидат психологических наук, доцент

Азарко Елена Матвеевна
Ведущая организация - Ростовский областной институт

повышения квалификации и переподготовки работников образования

Защита состоится 30 марта 2007 года в 9 часов 30 минут на заседании диссертационного совета Д-212.208.04  по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук в Ростовском государственном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан 27 февраля 2007 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук,

доцент Тащёва А. И.
Общая характеристика исследования
Актуальность исследования. В связи с реформированием армии основным направлением в работе современных военных психологов является прогнозирование и обеспечение адаптации военнослужащих по призыву к воинской среде и различным условиям службы. Не нуждается в доказательстве тот факт, что от адаптации военнослужащего к условиям воинской деятельности зависит успешность этой деятельности, психические состояния, определяющие адекватное поведение, внутренний психологический комфорт, оптимальное взаимодействие с окружающей средой и вся система социальных связей личности в условиях службы. Иными словами, гарантией успешного прохождения воинской службы является устойчивая адаптация личности к ее условиям. Однако практика показывает, что прогнозирование и обеспечение адаптации военнослужащих к условиям службы военными психологами проводится не в полной мере: у 60% военнослужащих, проходящих службу по призыву, диагностируется нарушение психической адаптации к условиям воинской части [Боченков А.А., 1996; Маклаков А.Г., 1996; Погодин Ю.И., 1998]. Во многом это связано с тем, что психолог военной части не вооружен комплексными методами прогноза и обеспечения адаптации, подкрепленными теорией. Так, медико-психологическое обеспечение личного состава Вооруженных Сил РФ Комитетом Государственной Думы по обороне в 2001 году было оценено как катастрофическое. Тем временем современные условия локальных войн характеризуются внезапностью и скоротечностью боевых действий, ожесточенным характером выполнения боевых задач, что полностью исключает возможность постепенной адаптации личного состава подразделений к боевым условиям деятельности. Следовательно, возникает необходимость в своевременном прогнозе адаптации военнослужащих к экстремальным условиям ещё до начала боевых действий и последующей психологической подготовки в подразделениях. Проблема психологического прогнозирования и обеспечения адаптации человека к условиям жизни и деятельности особенно остро заявляет о себе в периоды социально-экономических преобразований, сопровождающихся кризисами, в том числе участившимися в последние десятилетия локальными боевыми конфликтами (Карабах, Приднестровье, Абхазия, Чечня).

Несмотря на очевидную практическую значимость, проблема изучения психофизиологических и психологических особенностей адаптации военнослужащих является далеко не изученной. Во-первых, особенностью половины отечественных и зарубежных исследований психологической адаптации является то, что они проводятся в социально и / или профессионально стабильной среде, обладающей относительно устойчивыми нормами поведения и деятельности людей [Альфонсо Марио И. Рамос, 1989; Волкова М.Г., 2003; Егоров Л.Г., 1975; Жданов И.А., 1991; Каширин В.П., 1999; Сенокосов Ж.Г., 1989; Bazowitz et al., 1954 и др.]. Алгоритм процесса адаптации в основном рассматривается как освоение этих норм и «вживание» в уже сформированные условия. Тогда как специфика служебно-боевой деятельности характеризуется высокой динамичностью, нестабильностью тех условий, в которых она протекает. Во-вторых, другая часть научных работ, посвященных различным аспектам адаптации военнослужащих к изменяющимся условиям службы, не в полной мере раскрывают психофизиологические и психологические особенности адаптации к экстремальным условиям деятельности и условиям освоения воинской специальности, специфичность этапов адаптации военнослужащих и возможность прогнозирования эффективности адаптации на каждом из них [Бодров Б.А., 1984; Визицкий П.О., 1988; Галицкий В.П., 1999; Дунин, Г.С. 1995; Дьяченко М.И., 1976; Конов В.В., 1999; Лебедев В.И., 1989; Съедим С.И., Абдурахманов Р.А., 1999; Чермянин С.В., 1997; Williams T., 1987 и др.]. Работы в области психофизиологии внесли определенный вклад в понимание психофизиологических факторов успешной адаптации и деятельности оперативных сотрудников, призывников [Ермаков П.Н., 1988; Куркин М.А, 1997; Филатов К.Г., 1998]. Однако в этих работах остались не затронутыми вопросы психофизиологических и психологических особенностей адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности, динамика этих особенностей под воздействием внешних условий.

Цель исследования - изучить психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности.

Предмет исследования - психофизиологические и психологические характеристики военнослужащих в процессе первичной адаптации на этапе освоения воинской специальности и вторичной адаптации на этапе деятельности в экстремальных (боевых) условиях.

Объект исследования: 238 военнослужащих срочной службы в возрасте от 18 до 22 лет. Первая группа военнослужащих (105 человек) была обследована в процессе первичной адаптации, на этапе освоения воинской специальности, вторая группа (133 человек) - в процессе вторичной адаптации, на этапе деятельности в боевых условиях.

Гипотезы исследования:

1. Психофизиологические и психологические характеристики военнослужащих различаются в зависимости от степени адаптации к военной службе.

2. На различных этапах служебно-боевой деятельности военнослужащие с одной и той же степенью адаптации различаются по психофизиологическим и психологическим характеристикам.

3. Взаимосвязь психофизиологических и психологических характеристик военнослужащих с успешностью адаптации на этапе освоения воинской специальности и этапе деятельности в экстремальных (боевых) условиях может проявляться по-разному.

Сформулированная цель обусловила постановку следующих задач:

Теоретические:

  1. Проанализировать понятие адаптации военнослужащих к условиям служебно-боевой деятельности.

  2. На основе анализа литературы, посвященного проблемам служебно-боевой деятельности военнослужащих, выявить этапы адаптации военнослужащих и изучить их специфику.

Методические:

  1. Разработать опросник для изучения степени адаптации военнослужащих к воинской службе.

  2. Разработать рекомендации по обеспечению эффективной адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности.

Эмпирические:

  1. Изучить степень адаптации военнослужащих к воинской службе на этапе освоения воинской специальности и этапе деятельности в экстремальных (боевых) условиях.

  2. Изучить особенности индивидуального профиля сенсомоторных асимметрий военнослужащих с разной степенью адаптации на этапе освоения воинской специальности и этапе деятельности в экстремальных (боевых) условиях.

  3. Исследовать особенности полушарной активности военнослужащих с разной степенью адаптации на этапе освоения воинской специальности и этапе деятельности в экстремальных (боевых) условиях

  4. Изучить свойства нервной системы и темперамента военнослужащих с разной степенью адаптации на этапе освоения воинской специальности и деятельности в экстремальных (боевых) условиях.

  5. Изучить значение вегетативного баланса и актуальное психическое состояние военнослужащих с разной степенью адаптации к экстремальным (боевым) условиям деятельности.

  6. Изучить личностные особенности военнослужащих с разной степенью адаптации на этапе освоения воинской специальности и этапе деятельности в экстремальных (боевых) условиях.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: системный подход к анализу мозговых механизмов высших психических функций и принципы психологии и психофизиологии индивидуальных различий, отраженные в трудах Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, Ч.А. Измайлова, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурия, В.С. Мерлина, В.Д. Небылицына, Б.М. Теплова; положения теории адаптации, разработанные Ю.А. Александровским, Р.М. Баевским, Ф.Б. Березиным, М.И. Дьяченко, В.П. Казначеевым, Ц.П. Короленко, Л. Леви, В.Л. Марищук, Л.А. Орбели, А.А. Реан, Г. Селье, В.В. Суворовой, О.Г. Чораян; в том числе адаптации к военной деятельности, представленные в работах В.И. Лебедева, А. Кардинер, А.С. Солодкова, Ж.Г. Сенокосова, А.Г. Маклакова; научные положения о роли ФМАс (функциональной межполушарной асимметрии) в успешной адаптации и деятельности личности Н.Н. Брагиной, Т.А. Доброхотовой, П.Н. Ермакова, В.П. Леутина, П.В. Симонова, Е.Д. Хомской, А.П. Чуприкова.

Методы исследования: анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальная и групповая беседы, неформализованные опросы, метод экспертных оценок, анализ документов и аппаратурные методы исследования - СКИФ-1, разработанный НИИ Нейрокибернетики им. А.Б. Когана при ЮФУ.

Методический инструментарий. Для диагностики индивидуального профиля асимметрии военнослужащих использовались методики определения моторных и сенсорных асиммет­рий [Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1988; Лурия А.Р., 1962], измерение времени простой зрительно-моторной и простой аудиомоторной реакций, самооценка функциональных асимметрий [Annet М., 1970]; для определения свойств нервной системы использовался теппинг-тест [Ермаков П.Н., 1988; Ильин Е.П., 1980], опросник Я. Стреляу и измерение критической частоты слияния (различения) мельканий [Кирой В.Н., 2003]; для определения вегетативного баланса - 8-цветный тест Люшера; для выявления преимущественной активности полушарий мозга использовался тест «субъ­ективная минута» [Доброхотова Т.А, Брагина Н.Н., 1988]. Для диагностики психологических характеристик военнослужащих использовались методики, позволяющие изучить устойчивые личностные особенности и актуальное психическое состояние: 16-PF Р.Б. Кеттела, шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) И.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина, опросник Г. Айзенка, СМИЛ. Для диагностики успешности адаптации военнослужащих использовались авторские опросники экспертной оценки и самооценки степени вторичной адаптации, опросник изучения отношений и мотивов военной службы [Филатов К.Г., 1998], социометрия, цветовой тест отношений (ЦТО) и модифицированный нами опросник самооценки первичной адаптации [Кулагин Б.В., 1998].

По способу организации проведенное исследование сочетало в себе элементы сравнительного и лонгитюдного исследования. При этом лонгитюдные дискретные срезы на этапе вторичной адаптации (до, во время и после пребывания в экстремальных условиях) дополнялись поперечным срезом, дающим сравнительную информацию о военнослужащих, находящихся на этапе первичной адаптации.

Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью стандартных методов математической статистики с использованием пакета компьютерных программ «STATISTICA 6.0». Использовались методы статистического анализа: нахождение значимости различий (χ2 Пирсона, t - Стьюдента, Манна-Уитни), корреляционный анализ (Пирсон, Спирмен) [Сидоренко Е.В., 2004].

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Военнослужащие с разной степенью адаптации различаются по психофизиологическим и психологическим характеристикам, среди которых основными являются индивидуальный профиль сенсомоторной асимметрии, особенности полушарной активности и некоторые личностные особенности.

  2. При одних и тех же психофизиологических характеристиках степень адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности различна.

  3. Существующая взаимосвязь между степенью адаптации и психофизиологическими характеристиками военнослужащих специфична на этапе первичной и вторичной адаптации. Степень первичной адаптации обусловлена специфичным сочетанием особенностей индивидуального профиля сенсомоторных асимметрий и полушарной активности; степень вторичной адаптации обусловлена сочетанием особенностей полушарной активности, индивидуального профиля асимметрий и выраженности свойств нервной системы и темперамента.

  4. Существующая взаимосвязь между степенью адаптации и психологическими характеристиками военнослужащих неспецифична на этапе первичной и вторичной адаптации. Успешность первичной и вторичной адаптации обусловлена определенным сочетанием ряда личностных характеристик военнослужащих.

Научная новизна исследования:

  1. Впервые использован комплексный подход к исследованию адаптации военнослужащих на этапе освоения воинской специальности и этапе деятельности в экстремальных условиях службы.

  2. Впервые изучены психофизиологические характеристики военнослужащих, отвечающие требованиям ситуации на этапе первичной и вторичной адаптации.

  3. Исследованы профили сенсомоторных асимметрий, способствующие и препятствующие успешной адаптации военнослужащих на этапе освоения воинской специальности и деятельности в экстремальных (боевых) условиях.

  4. Впервые проведен сравнительный анализ психофизиологических особен-ностей адаптации на этапе освоения воинской специальности и деятельности в экстремальных условиях, который свидетельствует о специфичной обусловленности адаптации типом профиля сенсомоторной асимметрии, особенностями функциональной активности полушарий мозга, типологическими особенностями нервной системы и темперамента на каждом этапе.

  5. Разработан методический инструментарий - опросники, позволяющие фиксировать степень адаптации и выявлять «слабые» зоны адаптации.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем:

  1. Конкретизировано теоретическое содержание понятия «адаптация», которое рассматривается применительно к условиям служебно-боевой деятельности.

  2. Разработана типология военнослужащих по степени их адаптации на различных этапах служебно-боевой деятельности.

  3. Выделены психофизиологические особенности успешной адаптации на этапе освоения воинской специальности и деятельности в экстремальных условиях: показана взаимосвязь свойств нервной системы и темперамента, особенностей ФМАс мозга (индивидуального профиля асимметрий, степени латерализации функций, особенностей полушарной активности) с высокой степенью адаптации.

  4. Исследованы психологические особенности адаптации военнослужащих на этапе освоения воинской специальности и деятельности в экстремальных условиях.

  5. Теоретическая интерпретация выявленных в работе закономерностей взаимосвязи психофизиологических и психологических характеристик военнослужащих с успешностью адаптации вносит определенный вклад в решение важных теоретических проблем военной психологии и психофизиологии.

Практическая значимость исследования:

  1. Авторский опросник оценки адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности позволяет не только осуществить диагностику данного явления в кратчайшие сроки, но и конкретизировать индивидуальную работу с военнослужащими с целью минимизации первоначальных проблем адаптации.

  2. Выводы и результаты исследования могут быть использованы в работе военных психологов с целью оптимизации процесса адаптации молодых военнослужащих, а также позволяют производить отбор военнослужащих, рекомендованных для деятельности в экстремальных (боевых) условиях и контролировать степень их адаптации к этим условиям.

  3. На основе выявленных в работе психофизиологических закономерностей адаптации разработаны практические рекомендации, способствующие организации целенаправленной и эффективной подготовке будущих военнослужащих к условиям службы и военнослужащих к боевым условиям деятельности.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась логикой исследования, валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, применением апробированных методов исследования, репрезентативностью выборки, сходством сравниваемых групп респондентов по гендерно-возраст-ным характеристикам, достаточным количеством респондентов в группах.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры психофизиологии и клинической психологии факультета психологии РГУ, а также научных конференциях в 2002-2005 годах: международных (конгресс «Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений», Кострома, 2003; конференция «Психология общения: социокультурный анализ», Ростов-на-Дону, 2003; конгресс «Человек. Власть. Общество», Хабаровск, 2004); всероссийских («Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии», Москва, 2003; «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека», Волгоград, 2004) и конференциях аспирантов и соискателей РГУ, Ростов-на-Дону, 2003-2004.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 работ общим объемом 1,5 усл. печ. л.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, включающего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы; списка литературы из 252 источников, в том числе 10 - на иностранном языке, и 6 приложений. Основной текст диссертации изложен на 151 страницах, иллюстрирован 35 рисунками и 55 таблицами, из них – 20 рисунков и 31 таблица - в Приложениях.

основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его объект, предмет, цель, задачи, гипотезы исследования. Раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимости; выдвигаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Современное состояние исследований проблемы адаптации в психологической науке» проводится анализ понятия «адаптация» в психологической и смежных науках. Рассматриваются существующие на данный момент представления о стрессовой, экстремальной ситуации и экстремальных факторах; раскрываются индивидуально-психологические и психофизиологические особенности человека, определяющие поведение в экстремальной (стрессовой) ситуации, специфика деятельности военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности.

В первом параграфе «Общие представления об адаптации, ее стадии и критерии» раскрывается содержание понятия «адаптация» в физиологии, социальной психологии, психиатрии, психофизиологии [Александровский Ю.А., 1976; Анохин П.К., 1980; Кеннон У., 1929; Медведев В.И., 1982; Орбели Л.А., 1964; Сеченов И.М., 1961; Селье Г., 1972; Слоним А.Д., 1979]. Анализируются различные аспекты адаптации, факторы и критерии адаптационного процесса [Баевский Р.М., 1978; Березин Ф.Б., 1988; Демина Л.Д., 1990; Казначеев В.П., 1973; Короленко Ц.П., 1978; Новиков В.В., 1999; Франкл В., 1961 и др.]. Рассматриваются научные исследования по проблеме определения уровней адаптации личности [Дунин Г.С., 1995; Почебут Л.Г., Бородко А.А., 1982; Шпак Л.Л., 1974 и др.]. Проводится анализ этапов адаптации, представленных в научной литературе [Волкова М.Г., 2003; Гаркави Л.Х., 1990; Казначеев В.П., 1980; Китаев-Смык Л.А., 1983; Лебедев В.И., 1980 и др.].

Во втором параграфе «Современные представления об экстремаль-ной ситуации и психогенных факторах» анализируются работы, посвящен-ные изучению стрессовой и экстремальной ситуации [Александровский Ю.А., 1991; Базилевич Т.Ф., 1993; Дикая Л.Г., 1985; Забродин Ю.М., 1985; Гримак Л.П., Пономаренко В.А., 1982; Котик М.А., 1981; Лебедев В.И., 1989; Леонова А.Б., Медведев В.И., 1981; Небылицын В.Д., 1990]. Рассматриваются класси-фикации экстремальных факторов и критерии экстремальности ситуации [Авцын А.П., 1974; Айдаралиев А.А. с соавт., 1982; Леви Л., 1970; Марищук В.Л., 1983; Новиков В.С., 1998; Селье Г., 1972; Короленко Ц.П., 1978]. Делается вывод о неравнозначности понятий «стрессовая» и «экстремальная ситуация». Отмечается, что условия первичной адаптации военнослужащих, по своей сути, являются стрессовыми, а условия вторичной адаптации - экстремальными.

В третьем параграфе «Психофизиологические и психологические особенности личности как факторы успешной или неуспешной адаптации» проводится анализ работ, в которых рассматриваются индивидуально-психоло-гические [Березин Ф.Б., 1988; Короленко Ц.П., 1978; Левитов Н.Д., 1941; Леонтьев А.Н., 1975; Ломов Б.Ф., 1978; Медведев В.И., 1982; Наенко Н.И., 1976; Симонов П.В., 1981; Ханин Ю.Л., 1974; Чораян И.О., 2001; Cattell R.B., 1977] и психофизиологические особенности человека в экстремальной и стрессовой ситуациях [Битехтина Л.Д., 1971; Вяткин Б.А., 1978; Казначеев В.П., 1976; Мерлин В.С., 1964; Небылицын В.Д., 1971; Русалов В.М., 1979; Суворова В.В, 1975; Теплов Б.М., 1961]. Рассматривается роль функциональной межполушарной асимметрии человека в успешной адаптации и деятельности [Ананьев Б.Г., 1980; Гюрджиан А.А., 1980; Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1988; Ермаков П.Н., 1988; Ильюченок Р.Ю., 1989; Леутин В.П., Николаева В.Н., 1988; Хомская Е.Д., 1997], в том числе в военной деятельности [Бодров В.А., Федорук А.Г., 1984; Филатов К.Г., 1998]. Констатируется, что на современном этапе исследования проблемы адаптации военнослужащих недостаточное внимание уделяется психофизиологическим характеристикам военнослужащих, и, в частности, особенностям индивидуального профиля, полушарной активности [Маклаков А.Г., 1996; Попков В.В., 1999].

В четвертом параграфе «Психологические проблемы адаптации к условиям военной службы» рассматривается специфика и условия деятельности военнослужащих на различных этапах службы. Описываются факторы, воздействующие на военнослужащих в процессе служебно-боевой деятельности [Газеев А.А., 1979; Головин Н.Н., 1907; Дьяченко М.И., 1976; Лебедев В.И., 1989 и др.]. Анализируются положения теории адаптации в работах основоположников военной психологии [Король М.А., 1927; Фролов Ю.П., 1926; Шумков Г.Е., 1905], в работах современников [Волкова М.Г., 2003; Глоточкин А.Д., 1971; Егоров Л.Г., 1975; Железняк Л.Ф., 1986; Каширин В.П., 1984; Маклаков А.Г., 1996; Муцынов С.С., 1989; Сенокосов Ж. Г., 1989; Скрыпникова А.П., 1984; Феденко Н. Ф., 1986; Хамков К.В., 2003]. На основе этого дается рабочее определение понятия «адаптация военнослужащих»; выделяются четыре этапа адаптации военнослужащих в процессе служебно-боевой деятельности: подготовительный, этап первичной адаптации, этап вторичной адаптации, реадаптации. Обосновывается выбор для исследования этапа первичной и вторичной адаптации.

Во второй главе «Методы и организация эмпирического исследования психофизиологических и психологических особенностей адаптации военнослу-жащих» раскрываются особенности объекта и организации эмпирического исследо-вания, обосновывается выбор основных методов и методик исследования.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности iconПримерная тематика рефератов
Гигиеническая оценка и прогнозирование изменений здоровья военнослужащих в зависимости от условий учебно-боевой деятельности и коммунально-бытового...
Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности iconПсихофизиологические особенности адаптации студентов средних специальных...
...
Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности iconПсихологические и психофизиологические особенности посттравматического...
Работа выполнена на кафедре психофизиологии и клинической психологии факультета психологии Южного федерального университета
Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности iconМетодика проведения единого дня радиационной, химической и биологической...
Согласно типовому плану организации служебно-боевой деятельности соединений и воинских частей единый день рхб защиты в войсках округа...
Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности iconО. В. Григорьев, С. Н. Томских Сотрудничество библиотекаря военного...
О. В. Григорьев, С. Н. Томских Сотрудничество библиотекаря военного вуза с читателем
Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики
Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности iconТеоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к...
Психологические особенности детей раннего возраста
Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности iconКонспект по основам выживания Тема: выживание как составная часть...
Экстремальные условия воинской деятельности, адаптация к ним личного состава, физическая подготовка как одно из средств адаптации...
Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности iconВлияние спорта на психологические особенности мужчин и женщин
На основе проведенных исследований отмечается, что занятия спортом способствуют изменению личности, как мужчин, так и женщин. В наибольшей...
Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности iconПримерная тематика рефератов
Особенности адаптации ребенка к детскому учреждению. Профилактика тяжелой формы адаптации
Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности iconО выявлении, обобщении и распространении положительного опыта в служебно-боевой...
Вд россии по военно-научной работе (начальник военно-научной группы отделения (отдела) оперативной подготовки и военно-научной работы...
Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности iconПсихофизиологические особенности реагирования субъектов в условиях...

Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности iconИндивидуально-психологические особенности личности больных хроническим...
Специальность: 19. 00. 01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» (психологические науки)
Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности iconАктивизация мыслительной деятельности учащихся на различных этапах урока
Цель урока: дать понятие о назывных предложениях,показать их значение, сферу их употребления
Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология»
Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного...
Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности iconОсобенности профессиональной адаптации молодых специалистов-педагогов...
Аннотация. В статье отражены этапы и условия адаптации молодых специалистов на основе анализа данных интервьюирования выпускников...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск