Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004





Скачать 351.95 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004
страница1/3
Дата публикации26.02.2015
Размер351.95 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3
Волгоградский государственный медицинский университет

Факультет социальной работы и клинической психологии

Кафедра общей и клинической психологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО КУРСУ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ



Волгоград, 2004


Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией факультета

социальной работы и клинической психологии

Волгоградского государственного медицинского университета
Утверждено Советом факультета социальной работы и клинической психологии

Рецензенты: доктор педагогических наук В.Зайцев

кандидат психологических наук, доцент Г.Иванова.

Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост. проф. В.В.Деларю -3-е изд., доп. и перераб.- Волгоград, 2004.
Методические рекомендации составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта (М., 2000); с учетом Приказа Министерства Здравоохранения РФ № 391 от 26.11.1996г. "О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь", Программы учебного курса "Психологические и педагогические основы профессиональной деятельности врача и провизора" (утверждена начальником управления учебных заведений Минздрава РФ Н.Н. Володиным, 1996г.), "Методических указаний к практическим занятиям по общей и медицинской психологии" (утверждены директором Всероссийского учебно-методического центра Минздрава РФ П.А.Душенковым, 1992г.), Программы курса "Психология и педагогика" (одобрена на заседании Президиума УМО по психологии, протокол № 2 от 01.12.1999г), других методических документов, а также опыта использования при преподавании психологии 2-го выпуска данных методических рекомендаций.


Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНОГО

Вопросы к семинарам:

  1. Факторы, влияющие на отношение к болезни.

  2. Структура (уровни) внутренней картины болезни.

  3. Типы отношения к болезни.

  4. Психологические мотивы отказа от приёма лекарств.

  5. Госпитализм и психическая депривация, причины и проявления.

  6. Ятрогении и ятропатии, определение понятий, причины и проявления.

  7. Врачебная тайна, содержание понятия, этические и правовые аспекты.

  8. Эйтаназия, этические и правовые аспекты.

  9. Психология умирающего больного.

Основная литература:

  1. Ардашева Н.А. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни. Правовые вопросы ее применения // Вестник Рос. АМН. - 1996. - № 12. - С.60-64.

  2. Жизнь после смерти. - М.: Сов.писатель, 1990. - С.8-56, 96-190.

  3. Кабанов М.И., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л.:Медицина, 1983.- С.38-62.

  4. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. - Прага, Авиценум, 1983. - С.193-314.

  5. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. - М.: Медицина, 1976. - С.65-80, 86-106.

  6. Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии: Учебник для вузов. - М.: Изд-во корпорация "Логос", 1999. - 232 с.

  7. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. Психологическое исследование. - М: Изд-во МГУ, 1987. - 166 с.

  8. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для медвузов: Т.1-2. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - Т. - 412 с.; Т.2 - 381 с.

***************

"Внутренняя картина болезни", "аутопластическая картина болезни", "типы отношения к болезни", "переживание болезни", "чувство болезни", "сознание болезни", "концепция болезни" и другие близкие понятия обозначают субъективное, личное переживание болезни. На содержание, степень выраженности субъективного переживания влияют:

  1. Характер заболевания, степень тяжести, локализация заболевания для конкретного больного.

2. Представления о болезни, лечении, врачах у больного как результат воспитания, личного опыта и мнения окружающих (могут быть как достаточно адекватными, так и совершенно неправильными).

  1. Личность больного:

- возраст;

- степень общей чувствительности к различным факторам;

- темперамент;

- характер и шкала ценностей, другие собственно характерологические особенности;

- социальное положение больного и, особенно, наличия у него социальной поддержки (взаимоотношения улучшают здоровье).

В структуре внутренней картины болезни выделяют 4 уровня:

- чувствительный или сенсорный; - эмоциональный;

- интеллектуальный или информационный; - мотивационный.

Единой, общепризнанной классификации типов отношения к болезни нет. Обобщая, можно выделить следующие типы отношения:

1. Нормальный (гармоничный).

  1. Анозогнозический

- эргопатический;

- эйфорический;

  1. Эгоцентрический (истерический, демонстративный).

  2. Неврастенический.

  3. Ипохондрический (близкие понятия депрессивный, меланхолический).

  4. Тревожно-фобический (близкое понятие психастенический).

  5. Паранойяльный.

  6. Апатический.

На практике часто приходится встречаться со смешанными типами отношения к болезни; со временем типы отношения могут также меняться.

Об "изменении" личности больного в результате болезни можно говорить при изменении содержания ведущего мотива деятельности (например, ведущий мотив становится патологическим), обеднении мотивационной сферы деятельности, сужения интересов, нарушения степени критичности и самоконтроля.

Определенная совокупность социально-психологических факторов достоверно связана с заболеваемостью и смертностью населения на основании многочисленных исследований, проведенных в разных странах за последние годы. К таким факторам, в первую очередь, относят: алекситимию, поведение "типа А", соответствие между уровнем притязаний и реализации, эффективность деятельности, конформизм, уровень удовлетворенности собственной жизнью, наличие группы поддержки, независимость (внутренний локус контроля), контроль судьбы (контроль будущего).

Психологические аспекты отказов от приёма лекарств

Психологически большинство стационарных больных, желающих "как следует" лечиться, предпочитают не таблетированные формы, а внутримышечные или внутривенные инъекции, однако часть больных очень боится инъекций и стремится всеми путями их избежать; по возможности меньше инъекций следует назначать детям.

Около трети стационарных и две трети амбулаторных больных нерегулярно принимают или, вообще, не принимают назначенную терапию. Лекарства наиболее часто не принимаются в силу следующих причин:

  1. Экономических проблем (что в настоящее время становится определяющим).

  2. Негативного отношения к врачу или медицинскому учреждению, в котором было назначено лечение (чаще - недоверие).

  3. Опасения различных осложнений, в т.ч. привыкания; причем нередко выясняется необоснованность этих опасений.

  4. Отрицания болезни.

  5. Боязни утраты тождества своего "Я", уважения к себе (прием лекарственных средств символизирует болезнь, костыль калеки).

  6. Позиции, что болезнь - это справедливое наказание.

  7. Влияния предрассудков и религии.

  8. Непринимание лекарств выгодно больному.

  9. Различных психических нарушений.

Госпитализм и психическая депривация.

Госпитализм - широкое понятие, включающее в себе неблагоприятные, в первую очередь, психические условия больничной среды и результаты их действия на психическое и физическое состояние больного. Госпитализм чаще наблюдается у детей и у них он проявляется более выражено в связи с их психической и вегетативно-соматической незрелостью.

Наиболее часто встречающиеся влияния, ведущие к госпитализму, объединяют под названием психической депривации. Психическая депривация - это состояние, развивающееся при отсутствии условий для удовлетворения в достаточной мере основных психических потребностей в течение длительного времени.

Центр тяжести психической депривации может быть в эмоциональной (которая для развития госпитализма имеет наибольшее значение), в сенсорной и интеллектуальной областях.

У детей проявлениями психической депривации могут быть:

а) понижение фона настроения, удрученность, плач;

б) шумный, злобный протест; беготня, поиск матери;

в) аутизм, замкнутость;

г) неподходящая адаптация к среде учреждения;

д) обще-интеллектуальное снижение.

Профилактика госпитализма заключается прежде всего в том, чтобы пребывание ребенка в лечебном учреждении было как можно более коротким.

Ятрогении и ятропатии.

Ятрогения обозначает заболевание или осложнение заболевания, вызванное тяжелыми переживаниями больного вследствие неправильных слов врача, оказавших на больного, на его психику, а через нее и на весь организм отрицательное влияние. Ятрогения может возникнуть не только на почве того, что сказал врач, но и на почве того, чего он не сказал, хотя должен был. В происхождении ятрогении надо усматривать две неразрывные стороны: неправильное поведение врача и особенности личности больного (повышенную тревожность, мнительность и т.п.).

Проявления ятрогений различны - от относительно легких, кратковременных, самостоятельно полностью проходящих невротических реакций до реактивных состояний с выраженными депрессивными проявлениями и суицидальными попытками (в т.ч. и завершенными), затяжных невротических состояний или патологических развитий личности.

Если ятрогения - это, собственно, неблагоприятные изменения психики больного, развивающиеся в результате ошибочного использования психологических форм общения, то ятропатия - отрицательные последствия для больного неправильных действий или назначений врача, в том числе необоснованного использования инструментально-лабораторных исследований и лечения в ущерб здоровью больного (чаще это - необоснованное назначение лекарств или процедур типа спинномозговой пункции).

Врачебная тайна.

Врачебная тайна включает в себя 3 вида сведений: о болезнях, интимной и семейной жизни.

Соблюдать врачебную тайну обязаны не только врачи, фельдшера, медицинские сестры, но и другие медицинские и фармацевтические работники; при этом врачебной тайной являются только те сведения, которые стали известны в связи с выполнением профессиональных обязанностей.

Иногда врачебную тайну необходимо хранить и от самого больного.

Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, может произойти умышленно или по неосторожности.

Медико-психологическая основа учения о врачебной тайне формулируется следующим образом: не должны разглашаться третьему лицу какие-либо сведения, касающиеся больного, без его согласия, если они почерпнуты в ходе профессионального общения с больным, а разглашение их может отрицательно повлиять на больного. Вместе с тем, узнав от больного сведения, содержащие опасность для общества, необходимо выполнить свой гражданский долг и уведомить об этом соответствующие организации.

Такое определенное противоречие должно решаться законодательно и чем более совершенна правовая база общества, тем более конкретно в законе оговариваются все вопросы, связанные с врачебной тайной и, особенно, возможностью её разглашения, ведь во многих странах обязанность врача сохранять врачебную тайну выделена в особую юридическую норму и за нарушение врачебной тайны врач может нести уголовную ответственность.

В "Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан" говорится о врачебной тайне, но в уголовном кодексе РФ понятие врачебной тайны не фигурирует. Ответственность за её разглашение может, в первую очередь, наступить за нарушение неприкосновенности частной жизни, халатное - ненадлежащее - выполнение должностных обязанностей (по Уголовному кодексу РФ) и в качестве компенсации морального ущерба (по Гражданскому кодексу РФ).

Психология умирающего больного и проблема эйтаназии.

Танатология - отрасль медицинской науки, занимающаяся всем комплексом проблем, связанных со смертью.

В старости люди чувствуют смерть более близкой. Одиночество, постоянное ослабление привычных связей с жизнью усугубляют это чувство (поэтому 60-70-ти летние люди часто начинают говорить о своей смерти).

Центральной проблемой большинства религий является вопрос о жизни после смерти. Религия, как правило, дает верующим успокоение за счет различных представлений о том, что со смертью жизнь не прекращается, что возможно ее продолжение в иной форме и после смерти. Поэтому религиозный человек чаще (но не всегда) умирает спокойно, легко.

Человек обычно умирает так, как жил. Те чувства, образ мыслей, поведение, которые были характерны для его жизни, свойственны и его смерти; у человека обычно не происходит перед смертью выраженных изменений личности.

Ошибочно утверждение, что человек всегда хочет жить. Измученный невыносимыми болями, больной может ждать смерть как избавление, как выход.

Эйтаназия (эвтаназия) - прекращение жизни тяжело или смертельно больного человека с согласия его самого или родственников (если он в бессознательном состоянии) при участии врача.

Различают активную эйтаназию - намеренное, из сострадания, причинение смерти (или "метод наполненного шприца") и пассивную эйтаназию - намеренное прекращение мер по продлению жизни ("метод отложенного шприца").

Одна из основных причин возражений против эйтаназии - страх перед возможностями злоупотреблений и все более широкой трактовкой показаний к ее осуществлению, хотя правомерность пассивной эйтаназии получает всё большее поддержку.

В России статья 45-я "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" прямо запрещает эйтаназию (без разделений на активную и пассивную). Осуществление эйтаназии попадает под статью 105-ю (убийство) Уголовного кодекса РФ.

В настоящее время как альтернатива эйтаназии развиваются хосписы - медицинские учреждения, осуществляющие лечение и уход за умирающими.

Э.Кюблер-Росс считает, что процесс смерти - это характерный психический процесс, в котором можно выделить 5 этапов:

  1. Вначале чаще всего отмечается реакция отрицания возможности близкой смерти.

  2. По мере осознания реальности отрицание сменяется гневом, возмущением.

  3. Следующий этап условно получил название "сделки с жизнью".

  4. Последующие переживания могут проявиться депрессией.

  5. На последнем этапе (полного смирения) происходит принятия безысходно­сти положения и измученный больной желает отдохнуть, уснуть.

Бывает, что человек, приняв однажды факт скорой смерти, смирившись с судьбой, вновь все отрицает и строит планы как жить.

В случаях выздоровления, когда больной был "на волосок от смерти... все уже похоронили", Свенсон добавил 6-й этап - возвращение к жизни.

***************

Контрольные вопросы:

  1. Отличия клинической картины болезни от клинической картины больного человека ?

  2. Чем определяются и как проявляются отношения больных к своим заболеваниям ?

  3. Проявления особенностей личности больного в его отношении к своей болезни.

  4. Можно ли рассматривать грех как предболезнь личности ?

  5. Поведение врача у постели умирающего больного.

  6. Вопросы медицинской этики и деонтологии во врачебной деятельности.

Темы рефератов:

  1. Психосоциальные последствия болезни.

  2. Ятрогении и их предупреждение.

  3. Роль психологических факторов при психосоматических расстройствах.

  4. Психология лечебного процесса.

  5. Психологические нарушения при дефектах лица.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии...
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост проф. В. В. Деларю -3-е изд., доп и перераб....
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост проф. В. В. Деларю -3-е изд., доп и перераб....
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconУчебное пособие для студентов медицинских вузов Волгоград 2003г
Л. В. Крамарь, В. А. Петров Неотложные состояния при острых кишечных инфекциях у детей: патогенез, клиника, лечение: Учебное пособие...
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconОрганизация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов
Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Сост. М. Е. Волчанский, А. В. Петров; Волгму. – Волгоград,...
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconКафедра общей и клинической психологии
Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М. Е. Волчанский, В. В....
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации для студентов
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, врачей-инфекционистов и врачей общей практики
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации по курсу для студентов отделения социологии Екатеринбург 2004
Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу истории философии для студентов отделения...
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации по подготовке к занятиям и организации...
Муниципальное право: методические указания к проведению практических занятий / Сост. С. Г. Негматова; Волгоград гос техн ун-т. –...
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации
Мандриков В. Б. Методические рекомендации для студентов по написанию рефератов с физкультурно-оздоровительной тематикой Волгоград,...
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconУчебник для студентов медицинских вузов (2-е изд., 2002 г.)
Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей...
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconУчебник для вузов. Под ред чл корр. Ран, профессора Р. В. Камелина....
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических...
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconРабочая программа по медицинской генетике Для специальности n- 040200...
Рабочая программа составлена на основании типовой программы по медицинской генетике для студентов медицинских вузов
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconТема: Зелёная аптека (2-й урок)
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических...
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconКаталог российских и иностранных издательств
Специализируется на выпуске профессиональной медицинской литературы для врачей различных специальностей, студентов медицинских вузов,...
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconГбоу впо уральская государственная медицинская академия
Власова Е. В., Заболотских К. И., Шеметов Г. А. Философия. Учебное пособие: планы семинарских занятий для студентов медицинских и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск