Скачать 0.97 Mb.
|
Волгоградский государственный медицинский университет Факультет социальной работы и клинической психологии Кафедра общей и клинической психологии МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИИДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВВолгоград, 2004Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией факультета социальной работы и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета Утверждено Советом факультета социальной работы и клинической психологии Рецензенты: доктор педагогических наук В.Зайцев кандидат психологических наук, доцент Г.Иванова. Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост. проф. В.В.Деларю -3-е изд., доп. и перераб.- Волгоград, 2004. Методические рекомендации составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта (М., 2000); с учетом Приказа Министерства Здравоохранения РФ № 391 от 26.11.1996г. "О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь", Программы учебного курса "Психологические и педагогические основы профессиональной деятельности врача и провизора" (утверждена начальником управления учебных заведений Минздрава РФ Н.Н. Володиным, 1996г.), "Методических указаний к практическим занятиям по общей и медицинской психологии" (утверждены директором Всероссийского учебно-методического центра Минздрава РФ П.А.Душенковым, 1992г.), Программы курса "Психология и педагогика" (одобрена на заседании Президиума УМО по психологии, протокол № 2 от 01.12.1999г), других методических документов, а также опыта использования при преподавании психологии 2-го выпуска данных методических рекомендаций. Тема 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ Вопросы к семинару:
Основная литература:
*************** Психология изучает особенности психической деятельности человека. В рамках психологии выделяют общую психологию, психологию развития, социальную психологию, прикладную психологию, куда относят педагогическую, инженерную, медицинскую, юридическую, спортивную психологию и т.д. Часто имеется тесная связь развития или обострения заболевания с психическими переживаниями. Психологические особенности больных не существенны, когда имеются выраженные проявления какого-либо заболевания (например, больной находится в коме). Когда патология ослабевает, вперед выступает "личностная окраска" того или иного расстройства и роль психологических факторов резко возрастает; они нередко становятся ведущими (соблюдать определенную диету принимать ли поддерживающую терапию, провести ли определенное исследование и т.д.). А ведь хронизация соматических заболеваний с нерезкими проявлениями, но длительным течением - характерное явление современной медицины. Достаточно часты ситуации, когда у человека вроде бы ни с чего начинаются или обостряются какие-то болезненные проявления, почти не поддающиеся симптоматическому лечению, и лишь после неоднократных тщательных расспросов выясняется их связь с какими-то сильными и очень значимыми для человека переживаниями (причем сам человек может это осознавать, а может и не сознавать). Педиатры хорошо знают, как часто в стрессовых ситуациях ("легкие" проявления - перед контрольными, "серьезные" - при семейных скандалах) заболевают дети или как родители "продуцируют" на них какие-то свои страхи, представления и т.п. (Частая ситуация - мать, подсознательно чувствуя себя в чем-то виноватой перед ребенком или пытаясь что-то доказать своим родственникам, начинает искать у ребенка заболевания и "находит" их). Происходит определённая дегуманизация медицины - всё больше применяется сложнейшая техника. При этом уменьшается время непосредственного общения врача с больным, а, значит, это общение должно быть более качественным и эффективным, что требует психологических знаний. Специфика профессиональной деятельности врача заключается в том, что врач имеет дело не только с поражениями тех или иных органов (биологических систем), но и с личностью, имеющей неповторимый психологический облик, "душу", а также многообразие социальных связей и изменение всего этого в результате болезни. В тоже время медицина хорошо "разбирает" человека на части и "чинит" каждую из них, но плохо "собирает" человека воедино; в лечебном процессе человек как бы "забывается". Формирование отношения к пациенту, как к уникальной, целостной личности, обладающей не только физическим телом, но и душевной деятельностью можно считать одной из главных составляющих обучения в медицинском вузе; именно подобное отношение врача во многом определяет доверие к нему пациента, а, соответственно, и успех лечения. Психология зароилась в недрах философии и имеет "длинное прошлое и короткую историю" (Г.Эббингауз). В 1874г. Вильгельм Вундт (1832-1920) выпустил книгу "Основы физиологической психологии", а в 1879г. основал в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Первая экспериментально - психологическая лаборатория в России была открыта В.М.Бехтеревым в 1885г. при медицинском факультете Казанского университета. Предметом медицинской психологии являются многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимального психологического климата для обследования и лечения больного. Практически, как синоним понятия медицинская психология, в последние годы стал всё чаще использоваться термин клиническая психология. Клиническая психология - обследование, постановка диагноза и лечение людей, испытывающих психологические затруднения (Д.Майерс, 1998). Медицинская психология традиционно делится на общую и частную. Общая медицинская психология излагает:
Частная медицинская психология раскрывает ведущие аспекты медицинской деятельности при определенных болезнях (в хирургии, кардиологии, при СПИДе, дефектах органов) или в определенных ситуациях (при экспертизе). Основные сферы деятельности медицинских психологов - психодиагностика и психологическое консультирование с психокоррекцией. Методы исследования в психологии: 1. Наблюдение за поведением человека (больного). 2. Опрос человека (больного), а при возможности - его родственников или близких людей. Медицинский анамнез включает анамнез жизни и анамнез заболевания. Задача психологического анамнеза - установить сложившуюся систему отношений больного, особенно отношение к болезни, и оценить, насколько болезнь изменила всю эту систему, т.е. какое отражение болезнь получает в субъективном мире больного, как сказывается на его поведении, на всей системе личностных отношений. Для сбора психологического анамнеза важно не только на что жалуется больной, но и как жалуется (какими словами, с какими эмоциями), а во многих случаях и о чем больной не говорит или начав говорить, замолкает и отказывается дальше продолжать разговор на эту тему (т.е. это, скорее всего, для него очень значимо). При сборе психологического анамнеза основное внимание следует уделять: а) перенесенным болезням, в первую очередь тяжелым, реакциям на них; б) профессиональному пути и деятельности, удовлетворенности ими; в) развитию семейных и интимных отношений; г) отношению с окружением вне семьи (на работе, с приятелями) - здесь бывают причины для неприятных переживаний и важно оценить, может ли человек рассчитывать за пределами семьи на поддержку и сопереживание; д) наиболее серьезным событиям в прошлой жизни прежде всего для возможности оценить адекватность вызванной ими реакции; е) характеру употребления спиртных напитков, курению. 3. Экспериментальное исследование, в первую очередь, психологическое тестирование.
Наблюдение и расспрос - это основные методы исследования (для врача). Душа, психика, психическая деятельность, психическое здоровье. В повседневной жизни, в произведениях искусства, философии преимущественно используется понятие "душа" и производные от него ("душевный человек", "широкая душа", "душевные муки" и т.д.), в то время как в медико-биологической и психологической литературе принято выражение "психика" (и её производные - "психическая деятельность", психическое здоровье" и др.). Душа - понятие, выражающее исторически изменяющиеся воззрения на психику и внутренний мир человека как на особую нематериальную субстанцию, независимую от тела; это как бы особая сила, обитающая в теле человека, возможно, животного или даже растения, и покидающая его во время сна или в случае смерти. Понятием "душа" в настоящее время обозначается чаще всего внутренний мир человека, его самосознание. Введение в широкий оборот понятия "психика" способствовало преодолению расхождений/противопоставлений психологического и физиологического, исключало взгляд на психические явления как чисто духовные, обособленные от телесных мозговых процессов. Т.о., "душа" и "психика" это исключительно близкие понятия, даже термин психика происходит от греческого psychikos, что означает душевный (душа - по древне гречески - psyche). Однако абсолютного совпадения понятий "душа" и "психика" все таки нет - как правило, в понятие "душа" вкладывается более утонченный, возвышенный и "нематериальный" смысл, чем в понятие "психика". Разделение в данных методических рекомендациях неповторимой душевной деятельности на психические функции, психические процессы и "составляющие" с перечислением их характерных проявлений носит условный, учебный характер, помогая дать определенные конкретные знания по психологии, необходимые для будущей врачебной деятельности. Вследствие сложности и многообразия (в простейшем виде психические процессы имеются даже у самых примитивных живых существ), чрезвычайной индивидуальности психического склада личности, противоречивости методологических позиций и т.п., всеми признанного определения психики нет. Психика (синоним - психическая деятельность) - высший продукт особым образом организованной материи, с помощью которого происходит отражение предметов и явлений внешнего и внутреннего мира (в виде субъективных образов). Процесс формирования психики осуществляется путем активного отражения человеком реальной действительности, которая представлена объектами разного рода (физическими, биологическими, общественными). Психическая деятельность - это сложная приспособительная деятельность организма за счет функционирования в мозге человека единой функциональной системы. Ее отдельные части локализованы в различных отделах головного мозга. Узколокализованное поражение одной из частей такой функциональной системы не может полностью вывести ее из строя, т.к. сохраненные части этой системы продолжают функционировать, компенсируя в известной мере возникшие нарушения (принцип динамической локализации психических функций). Психическое состояние - совокупность признаков психической деятельности, характеризующих её состояние в данное время. Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятия, мышление и др.). Для удобства исследования и изучения единую психическую деятельность условно принято разграничивать на три сферы:
С мотивационной сферой личности больше связано правое полушарие, с когнитивной (информационной, познавательной) сферой - левое. Согласно ВОЗ, здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Эксперты ВОЗ: психическое здоровье - это определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах. Н.Д.Лакосина и Г.К.Ушаков выделили критерии психического здоровья, основные из которых (при этом не стоит абсолютизировать значение отдельные критерии, речь идет о их совокупности): 1. Отсутствие нарушений психических функций. 2. Причинная обусловленность психических явлений, их адекватность ( соответствие силе и частоте) внешних раздражителей, в т.ч. и социальных. 3. Чувство постоянства и идентичности переживаний в одинаковых ситуациях. 4. Максимальное соответствие субъективных образов реальным объектами. 5. Согласованность представлений об объективной реальности у данного человека с представлениями большинства людей. 6. Критический подход к обстоятельствам жизни. 7. Высокая приспособляемость организма к типичной для него среде с хорошей семейно-бытовой и профессиональной адаптацией, способность изменять способ поведения в зависимости от изменений окружающей среды (в первую очередь, жизненных ситуаций), т.е. хорошая психическая адаптация. Свободны от каких-либо психических нарушений менее 10-30% т.е. менее трети людей. Остальные имеют те или иные психические расстройства, но 60-70% "носителей" симптомов не нуждаются в медицинской помощи. Большинство этих лиц можно отнести к имеющим клиническое выражение напряженной функциональной деятельности адаптационного барьера - т.е. напряжению психической адаптации, что правомерно иначе называть предболезненными, донозологическими, субклиническими, преневротическими нарушениями и т.д. Предболезненные (преневротические) расстройства делятся на 3 варианта: а) преобладание неспецифических, чаще астенических, феноменов - повышенной утомляемости, истощаемости; б) "заострение", усиление акцентуированных личностно-типологических черт; в) соматизированные эквиваленты - до 30-50% больных в соматических поликлиниках не имеют, собственно, соматических заболеваний, а нуждаются в некоторой коррекции эмоционального состояния. При повторном обследовании через 1,5-2 месяца в 60-70% случаев предболезненные расстройства уже не выявляются. Предболезненным расстройствам, как правило, свойственны следующие черты, которые отличают их от болезни:
*************** Контрольные вопросы:
Темы рефератов:
|
Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии... Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост проф. В. В. Деларю -3-е изд., доп и перераб.... | Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов... Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост проф. В. В. Деларю -3-е изд., доп и перераб.... | ||
Учебное пособие для студентов медицинских вузов Волгоград 2003г Л. В. Крамарь, В. А. Петров Неотложные состояния при острых кишечных инфекциях у детей: патогенез, клиника, лечение: Учебное пособие... | Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Сост. М. Е. Волчанский, А. В. Петров; Волгму. – Волгоград,... | ||
Кафедра общей и клинической психологии Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М. Е. Волчанский, В. В.... | Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, врачей-инфекционистов и врачей общей практики | ||
Методические рекомендации по курсу для студентов отделения социологии Екатеринбург 2004 Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу истории философии для студентов отделения... | Методические рекомендации по подготовке к занятиям и организации... Муниципальное право: методические указания к проведению практических занятий / Сост. С. Г. Негматова; Волгоград гос техн ун-т. –... | ||
Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | Методические рекомендации Мандриков В. Б. Методические рекомендации для студентов по написанию рефератов с физкультурно-оздоровительной тематикой Волгоград,... | ||
Учебник для студентов медицинских вузов (2-е изд., 2002 г.) Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей... | Учебник для вузов. Под ред чл корр. Ран, профессора Р. В. Камелина.... Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических... | ||
Тема: Зелёная аптека (2-й урок) Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических... | Гбоу впо уральская государственная медицинская академия Власова Е. В., Заболотских К. И., Шеметов Г. А. Философия. Учебное пособие: планы семинарских занятий для студентов медицинских и... | ||
В. Л. Кочетков лекарственные растения в традионной китайской медицине. Содержание. Глава 1 Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических... | Экологическая игра «Охранять природу – значит охранять Родину». Цели Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических... |