Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004





НазваниеМетодические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004
страница1/7
Дата публикации13.12.2014
Размер0.97 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7


Волгоградский государственный медицинский университет

Факультет социальной работы и клинической психологии

Кафедра общей и клинической психологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ



Волгоград, 2004


Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией факультета

социальной работы и клинической психологии

Волгоградского государственного медицинского университета
Утверждено Советом факультета социальной работы и клинической психологии

Рецензенты: доктор педагогических наук В.Зайцев

кандидат психологических наук, доцент Г.Иванова.

Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост. проф. В.В.Деларю -3-е изд., доп. и перераб.- Волгоград, 2004.

Методические рекомендации составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта (М., 2000); с учетом Приказа Министерства Здравоохранения РФ № 391 от 26.11.1996г. "О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь", Программы учебного курса "Психологические и педагогические основы профессиональной деятельности врача и провизора" (утверждена начальником управления учебных заведений Минздрава РФ Н.Н. Володиным, 1996г.), "Методических указаний к практическим занятиям по общей и медицинской психологии" (утверждены директором Всероссийского учебно-методического центра Минздрава РФ П.А.Душенковым, 1992г.), Программы курса "Психология и педагогика" (одобрена на заседании Президиума УМО по психологии, протокол № 2 от 01.12.1999г), других методических документов, а также опыта использования при преподавании психологии 2-го выпуска данных методических рекомендаций.


Тема 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Вопросы к семинару:

  1. Психология как предмет, основные отрасли психологии.

  2. Значение психологических знаний для врачебной деятельности.

  3. Понятие о душе, психике и психической деятельности.

  4. Психическое здоровье и его критерии.

  5. Донозологические (предболезненные) расстройства, общая характеристика.

Основная литература:

  1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: Учебное пособие. - М.: "Кафедра-М", 1998. - 271 с.

  2. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. - М.: Медицина, 1976. - С.5-57.

  3. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1998. - С.27-61.

  4. Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии: Учебник для вузов. - М.: Изд-во корпорация "Логос", 1999. - 232 с.

  5. Немов Р.С. Психология: В 3-х книгах. Кн.1. Общие основы психология - 3-е изд. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1998. - С.5-131, 623-650.

***************

Психология изучает особенности психической деятельности человека. В рамках психологии выделяют общую психологию, психологию развития, социальную психологию, прикладную психологию, куда относят педагогическую, инженерную, медицинскую, юридическую, спортивную психологию и т.д.

Часто имеется тесная связь развития или обострения заболевания с психическими переживаниями. Психологические особенности больных не существенны, когда имеются выраженные проявления какого-либо заболевания (например, больной находится в коме). Когда патология ослабевает, вперед выступает "личностная окраска" того или иного расстройства и роль психологических факторов резко возрастает; они нередко становятся ведущими (соблюдать определенную диету принимать ли поддерживающую терапию, провести ли определенное исследование и т.д.). А ведь хронизация соматических заболеваний с нерезкими проявлениями, но длительным течением - характерное явление современной медицины.

Достаточно часты ситуации, когда у человека вроде бы ни с чего начинаются или обостряются какие-то болезненные проявления, почти не поддающиеся симптоматическому лечению, и лишь после неоднократных тщательных расспросов выясняется их связь с какими-то сильными и очень значимыми для человека переживаниями (причем сам человек может это осознавать, а может и не сознавать).

Педиатры хорошо знают, как часто в стрессовых ситуациях ("легкие" проявления - перед контрольными, "серьезные" - при семейных скандалах) заболевают дети или как родители "продуцируют" на них какие-то свои страхи, представления и т.п. (Частая ситуация - мать, подсознательно чувствуя себя в чем-то виноватой перед ребенком или пытаясь что-то доказать своим родственникам, начинает искать у ребенка заболевания и "находит" их).

Происходит определённая дегуманизация медицины - всё больше применяется сложнейшая техника. При этом уменьшается время непосредственного общения врача с больным, а, значит, это общение должно быть более качественным и эффективным, что требует психологических знаний.

Специфика профессиональной деятельности врача заключается в том, что врач имеет дело не только с поражениями тех или иных органов (биологических систем), но и с личностью, имеющей неповторимый психологический облик, "душу", а также многообразие социальных связей и изменение всего этого в результате болезни. В тоже время медицина хорошо "разбирает" человека на части и "чинит" каждую из них, но плохо "собирает" человека воедино; в лечебном процессе человек как бы "забывается". Формирование отношения к пациенту, как к уникальной, целостной личности, обладающей не только физическим телом, но и душевной деятельностью можно считать одной из главных составляющих обучения в медицинском вузе; именно подобное отношение врача во многом определяет доверие к нему пациента, а, соответственно, и успех лечения.

Психология зароилась в недрах философии и имеет "длинное прошлое и короткую историю" (Г.Эббингауз). В 1874г. Вильгельм Вундт (1832-1920) выпустил книгу "Основы физиологической психологии", а в 1879г. основал в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Первая экспериментально - психологическая лаборатория в России была открыта В.М.Бехтеревым в 1885г. при медицинском факультете Казанского университета.

Предметом медицинской психологии являются многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимального психологического климата для обследования и лечения больного.

Практически, как синоним понятия медицинская психология, в последние годы стал всё чаще использоваться термин клиническая психология. Клиническая психология - обследование, постановка диагноза и лечение людей, испытывающих психологические затруднения (Д.Майерс, 1998). Медицинская психология традиционно делится на общую и частную. Общая медицинская психология излагает:

  1. Психологию больного, медицинского персонала, лечебно-профилактических учреждений.

  2. Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния.

  3. Учение об индивидуальности.

  4. Медицинскую деонтологию и этику (точнее, биоэтику).

  5. Психогигиену, психопрофилактику и психотерапию.

Частная медицинская психология раскрывает ведущие аспекты медицинской деятельности при определенных болезнях (в хирургии, кардиологии, при СПИДе, дефектах органов) или в определенных ситуациях (при экспертизе).

Основные сферы деятельности медицинских психологов - психодиагностика и психологическое консультирование с психокоррекцией.

Методы исследования в психологии:

1. Наблюдение за поведением человека (больного).

2. Опрос человека (больного), а при возможности - его родственников или близких людей. Медицинский анамнез включает анамнез жизни и анамнез заболевания. Задача психологического анамнеза - установить сложившуюся систему отношений больного, особенно отношение к болезни, и оценить, насколько болезнь изменила всю эту систему, т.е. какое отражение болезнь получает в субъективном мире больного, как сказывается на его поведении, на всей системе личностных отношений. Для сбора психологического анамнеза важно не только на что жалуется больной, но и как жалуется (какими словами, с какими эмоциями), а во многих случаях и о чем больной не говорит или начав говорить, замолкает и отказывается дальше продолжать разговор на эту тему (т.е. это, скорее всего, для него очень значимо).

При сборе психологического анамнеза основное внимание следует уделять:

а) перенесенным болезням, в первую очередь тяжелым, реакциям на них;

б) профессиональному пути и деятельности, удовлетворенности ими;

в) развитию семейных и интимных отношений;

г) отношению с окружением вне семьи (на работе, с приятелями) - здесь бывают причины для неприятных переживаний и важно оценить, может ли человек рассчитывать за пределами семьи на поддержку и сопереживание;

д) наиболее серьезным событиям в прошлой жизни прежде всего для возможности оценить адекватность вызванной ими реакции;

е) характеру употребления спиртных напитков, курению.

3. Экспериментальное исследование, в первую очередь, психологическое тестирование.

  1. Анализ творчества отдельного человека, например, его писем, дневников, рисунков, фотографий и т.д. или каких-либо общественных материалов.

Наблюдение и расспрос - это основные методы исследования (для врача).

Душа, психика, психическая деятельность, психическое здоровье.

В повседневной жизни, в произведениях искусства, философии преимущественно используется понятие "душа" и производные от него ("душевный человек", "широкая душа", "душевные муки" и т.д.), в то время как в медико-биологической и психологической литературе принято выражение "психика" (и её производные - "психическая деятельность", психическое здоровье" и др.). Душа - понятие, выражающее исторически изменяющиеся воззрения на психику и внутренний мир человека как на особую нематериальную субстанцию, независимую от тела; это как бы особая сила, обитающая в теле человека, возможно, животного или даже растения, и покидающая его во время сна или в случае смерти. Понятием "душа" в настоящее время обозначается чаще всего внутренний мир человека, его самосознание.

Введение в широкий оборот понятия "психика" способствовало преодолению расхождений/противопоставлений психологического и физиологического, исключало взгляд на психические явления как чисто духовные, обособленные от телесных мозговых процессов.

Т.о., "душа" и "психика" это исключительно близкие понятия, даже термин психика происходит от греческого psychikos, что означает душевный (душа - по древне гречески - psyche). Однако абсолютного совпадения понятий "душа" и "психика" все таки нет - как правило, в понятие "душа" вкладывается более утонченный, возвышенный и "нематериальный" смысл, чем в понятие "психика".

Разделение в данных методических рекомендациях неповторимой душевной деятельности на психические функции, психические процессы и "составляющие" с перечислением их характерных проявлений носит условный, учебный характер, помогая дать определенные конкретные знания по психологии, необходимые для будущей врачебной деятельности.

Вследствие сложности и многообразия (в простейшем виде психические процессы имеются даже у самых примитивных живых существ), чрезвычайной индивидуальности психического склада личности, противоречивости методологических позиций и т.п., всеми признанного определения психики нет.

Психика (синоним - психическая деятельность) - высший продукт особым образом организованной материи, с помощью которого происходит отражение предметов и явлений внешнего и внутреннего мира (в виде субъективных образов).

Процесс формирования психики осуществляется путем активного отражения человеком реальной действительности, которая представлена объектами разного рода (физическими, биологическими, общественными).

Психическая деятельность - это сложная приспособительная деятельность организма за счет функционирования в мозге человека единой функциональной системы. Ее отдельные части локализованы в различных отделах головного мозга. Узколокализованное поражение одной из частей такой функциональной системы не может полностью вывести ее из строя, т.к. сохраненные части этой системы продолжают функционировать, компенсируя в известной мере возникшие нарушения (принцип динамической локализации психических функций).

Психическое состояние - совокупность признаков психической деятельности, характеризующих её состояние в данное время.

Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятия, мышление и др.).

Для удобства исследования и изучения единую психическую деятельность условно принято разграничивать на три сферы:

  1. Познавательная сфера - ощущения, восприятие, представление, память, внимание, мышление, интеллект, а также, в определенной мере, и воображение.

  2. Эмоционально-чувственная - эмоциональные состояния, отношения, реакции.

  3. Двигательно-волевая, куда входят влечения, желания, воля, мотивация, действие, поведение, деятельность.

С мотивационной сферой личности больше связано правое полушарие, с когнитивной (информационной, познавательной) сферой - левое.

Согласно ВОЗ, здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Эксперты ВОЗ: психическое здоровье - это определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах.

Н.Д.Лакосина и Г.К.Ушаков выделили критерии психического здоровья, основные из которых (при этом не стоит абсолютизировать значение отдельные критерии, речь идет о их совокупности):

1. Отсутствие нарушений психических функций.

2. Причинная обусловленность психических явлений, их адекватность ( соответствие силе и частоте) внешних раздражителей, в т.ч. и социальных.

3. Чувство постоянства и идентичности переживаний в одинаковых ситуациях.

4. Максимальное соответствие субъективных образов реальным объектами.

5. Согласованность представлений об объективной реальности у данного человека с представлениями большинства людей.

6. Критический подход к обстоятельствам жизни.

7. Высокая приспособляемость организма к типичной для него среде с хорошей семейно-бытовой и профессиональной адаптацией, способность изменять способ поведения в зависимости от изменений окружающей среды (в первую очередь, жизненных ситуаций), т.е. хорошая психическая адаптация.

Свободны от каких-либо психических нарушений менее 10-30% т.е. менее трети людей. Остальные имеют те или иные психические расстройства, но 60-70% "носителей" симптомов не нуждаются в медицинской помощи. Большинство этих лиц можно отнести к имеющим клиническое выражение напряженной функциональной деятельности адаптационного барьера - т.е. напряжению психической адаптации, что правомерно иначе называть предболезненными, донозологическими, субклиническими, преневротическими нарушениями и т.д.

Предболезненные (преневротические) расстройства делятся на 3 варианта:

а) преобладание неспецифических, чаще астенических, феноменов - повышенной утомляемости, истощаемости;

б) "заострение", усиление акцентуированных личностно-типологических черт;

в) соматизированные эквиваленты - до 30-50% больных в соматических поликлиниках не имеют, собственно, соматических заболеваний, а нуждаются в некоторой коррекции эмоционального состояния.

При повторном обследовании через 1,5-2 месяца в 60-70% случаев предболезненные расстройства уже не выявляются. Предболезненным расстройствам, как правило, свойственны следующие черты, которые отличают их от болезни:

  1. Большая степень критики к своему состоянию и способность контролировать его, возможна даже полная самокоррекция. Этим предболезненные расстройства не отличаются от состояния здоровья, поэтому их и относят к здоровью.

  2. Слишком кратковременный, эпизодический характер.

  3. Отсутствует закономерный характер всех проявлений, симптомы не укладываются в синдромы (усталость не укладывается в астенический синдром).

  4. Обратимость и даже принципиальная возможность "выигрыша" в результате благополучного разрешения предболезненного кризиса - "эффект закаливания".

***************

Контрольные вопросы:

  1. Характеристика различных отраслей психологической науки.

  2. Значение знаний психологии для медицинской деятельности.

  3. Как определяются нормы психического здоровья и развития личности ?

Темы рефератов:

  1. Научное и житейское понимание психологических явлений.

  2. Методы исследования в психологии.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии...
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост проф. В. В. Деларю -3-е изд., доп и перераб....
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов...
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост проф. В. В. Деларю -3-е изд., доп и перераб....
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconУчебное пособие для студентов медицинских вузов Волгоград 2003г
Л. В. Крамарь, В. А. Петров Неотложные состояния при острых кишечных инфекциях у детей: патогенез, клиника, лечение: Учебное пособие...
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconОрганизация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов
Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Сост. М. Е. Волчанский, А. В. Петров; Волгму. – Волгоград,...
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconКафедра общей и клинической психологии
Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М. Е. Волчанский, В. В....
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации для студентов
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, врачей-инфекционистов и врачей общей практики
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации по курсу для студентов отделения социологии Екатеринбург 2004
Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу истории философии для студентов отделения...
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации по подготовке к занятиям и организации...
Муниципальное право: методические указания к проведению практических занятий / Сост. С. Г. Негматова; Волгоград гос техн ун-т. –...
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconМетодические рекомендации
Мандриков В. Б. Методические рекомендации для студентов по написанию рефератов с физкультурно-оздоровительной тематикой Волгоград,...
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconУчебник для студентов медицинских вузов (2-е изд., 2002 г.)
Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей...
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconУчебник для вузов. Под ред чл корр. Ран, профессора Р. В. Камелина....
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических...
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconТема: Зелёная аптека (2-й урок)
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических...
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconГбоу впо уральская государственная медицинская академия
Власова Е. В., Заболотских К. И., Шеметов Г. А. Философия. Учебное пособие: планы семинарских занятий для студентов медицинских и...
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconВ. Л. Кочетков лекарственные растения в традионной китайской медицине. Содержание. Глава 1
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических...
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 iconЭкологическая игра «Охранять природу – значит охранять Родину». Цели
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск