Скачать 1.11 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения Российской Федерации кафедра психиатрии Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» Раздел 1(модуль): История и организация психиатрической помощи Количество ЗЕТ – 0,25, 4 часа. Темы раздела модуля: История развития психиатрии Организация психиатрической помощи – 4 часа Цель: способствовать формированию знаний по истории и организационным вопросам психиатрии, а также формированию умений по оказанию психиатрической помощи в соответствии с Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Задачи:
Интерн должен знать:
базисные знания по основным разделам медицины, общее представление об организационных вопросах психиатрии. 2) После изучения темы:
Интерн должен уметь:
Интерн должен овладеть навыками: - определения показаний для госпитализации в психиатрический стационар; - выявления пациентов, нуждающихся в психиатрической помощи; - заполнения медицинской документации при госпитализации пациентов в психиатрический стационар Содержание занятия: 1. Вводный контроль. Контрольные вопросы:
2. Беседа по теме занятия. Перечень вопросов для собеседования: 1. Особенности развития детско-подростковой психиатрии в России и за рубежом. 2. Предмет и задачи психиатрии на современном этапе.3. Основные положения закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». 3. Практическая работа.
Тестовый контроль
гарантиях прав граждан при ее оказании» включает в себя:
2. Принципы, лежащие в основе закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»:
3. Основные виды психиатрической помощи:
8. Основные профессиональные обязанности и права медицинских и фармацевтических работников регламентируются:
9. Уголовная ответственность предусматривается за:
10. История болезни является а) медицинским документом б) научным документом в) юридическим документом г) всем перечисленным д) ничем из перечисленного
Пример задачи с разбором. Больной Б., 40 лет. Спиртные напитки употребляет с 16 лет, с 19 лет систематически употребляет алкоголь, отмечаются запои длительностью 7-10 дней, сформирован абстинентный синдром. По окончании очередного запоя чувствовал себя разбитым, усталым, испытывал головные боли. По вечерам ощущал страх, слышал оскорбительные оклики по имени, стал думать, что за ним следят, что окружающие о нем говорят, прислушивался, боялся идти на работу. Однажды внезапно почувствовал ощущение тепла и «прижигания» кожи головы. Заметил, что напротив спящий мужчина шевелит губами, и в голову врывается звук, гудение. Затем услышал: «вот это он и есть, отсюда живым не выйдет». Решил, что это голос сидящего напротив мужчины, который указывал его приметы и как следить за ним. Ощущение страха росло, больной встал и начал быстро ходить по залу вокзала. Мужчина «не давал покоя», наводил теплые лучи на затылок. Больной «ощущал тепло» под шапкой, у него громко стучало в голове, слышал бряцание затвора оружия. Больной в кармане раскрыл перочинный нож, затем быстро подошел к мужчине, голос которого ранее слышал, и стал наносить ему удары ножом. При задержании больной не сопротивлялся, после ареста не спал до утра, испытывал страх, опасался, что его убьют, снова слышал угрозы, голос пострадавшего мужчины, но «действие лучей» прекратилось. Вопросы:
Решение: Согласно Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психиатрическое освидетельствование возможно в недобровольном порядке при наличии у больного тяжелого психического расстройства, которое обуславливало хотя бы одно из трех возможных обстоятельств: а) непосредственную опасность больного для себя или окружающих б) его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности в) существенный вред здоровью больного вследствие ухудшения психического состояния, если больной будет оставлен без психиатрической помощи. Поскольку у пациента имеются выраженные психические расстройства (острая галлюцинаторно-бредовая симптоматика), и пациент представляет опасность для окружающих, он, согласно п. «а» ч.4 ст.23 Закона подлежит обязательному психиатрическому освидетельствованию и последующей госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке в случае отказа от госпитализации. Ситуационные задачи на определение показаний для госпитализации в психиатрический стационар и выявление пациентов, нуждающихся в психиатрической помощи. Задача 1. Пациентка М. больна в течение многих лет. С 12-летнего возраста стали нарастать изменения личности: стала пассивной, безразличной и холодной к матери, перестала учиться в школе, ничем не занималась. Живёт с матерью, которая полностью её обслуживает, ни к чему не проявляет интереса. Целыми часами стереотипно раскачивается, сидя на стуле, речь разорванная, иногда становится жестокой к матери, бьёт её, прожорлива, контакт с больной затруднён. Задача 2. Пациент 27 лет. Впервые заболел остро 2 дня назад. До этого в течение недели изменилось состояние: стал рассеянным, не понимал сути вопросов, отвечал после длительной паузы. Постепенно нарастала заторможенность, тонус мышц повышен, застывал в неудобных позах, на вопросы перестал отвечать совсем, отмечалась сальность кожи лица, редкое мигание, при попытке пересадить больного оказывал сопротивление, при попытке накормить сжимал губы, когда ложку убирали ото рта – раскрывал рот. Рекомендуемая литература: Основная литература:
Дополнительная литература:
Методические указания подготовлены:__________ Методические указания утверждены на заседании кафедры №2 от 12 сентября 2012. Зав. кафедрой:_______________Багаев В.И. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения Российской Федерации кафедра психиатрии Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» Раздел 2(модуль): Пропедевтика в психиатрии Количество ЗЕТ – 0,75; 18 часов. Темы раздела модуля: Классификация психопатологических синдромов - 6 часов Общесоматическое и неврологическое исследования – 6 часов Оформление полученных данных в клинической истории болезни – 6 часов Цель: способствовать формированию знаний по основам психиатрической пропедевтики, а также формированию умений по оказанию психиатрической помощи в соответствии с Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Задачи:
Интерн должен знать: 1) До изучения темы: - базисные знания по основным разделам медицины, общее представление об особенностях психиатрического обследования 2) После изучения темы: - основные психопатологические синдромы - методы обследования пациентов с психическими расстройствами, особенности общесоматического и неврологического исследований, - особенности оформления документации в психиатрии (заполнение амбулаторных карт, историй болезни и др.) Интерн должен уметь: - выявлять основные психопатологические синдромы - обследовать пациентов с психическими расстройствами, в том числе проводить общесоматическое и неврологическое исследования - оформлять документацию (заполнение амбулаторных карт, историй болезни и др.) Интерн должен овладеть навыками: - выявления основных психопатологических синдромов - обследования пациентов с психическими расстройствами, в том числе проведения общесоматического и неврологического исследований - оформления документации (заполнение амбулаторных карт, историй болезни и др.) Содержание занятия:
Контрольные вопросы:
Перечень вопросов для собеседования:
- заполнение документации при поступлении пациента в психиатрический стационар в добровольном порядке - заполнение документации при поступлении пациента в психиатрический стационар в недобровольном порядке - клинический разбор пациентов: проведение психиатрического, неврологического и общесоматического исследования. - интерпретация результатов анализов, рентгенограмм, ЭЭГ-исследований, заключений КТ и МРТ. Тестовый контроль 1. К начальным регистрам позитивных нарушении относятся:
2. К начальным регистрам негативных синдромов относятся:
3. Депрессивно-идеаторное торможение определяется:
4. Для депрессивной триады характерно:
5. К простым вариантам маниакального синдрома относятся:
6. .К сложной мании относятся:
7. К отвлеченным навязчивостям относятся:
8. Навязчивые ритуалы характеризуются:
9. В легких случаях деперсонализации отмечается:
10. Признаками паранойяльной ипохондрии являются:
11. Для астенического синдрома характерно:
12. Для истерических нарушений моторики характерны:
13. Синдром сверхценных идей характеризуются:
14. К бредовым относятся идеи или суждения, которые:
15. К признакам висцеральных галлюцинаций относятся:
16. Признаками псевдогаллюцинаций являются:
17. Маниакальные состояния включают в себя:
18. Клиническая картина развернутого делирия характеризуется:
19. Делирий можно наблюдать при:
20. К кратковременным расстройствам сознания по типу исключительных состояний относятся:
21. К расстройствам памяти относятся:
22. Под расстройством побуждений подразумевают:
23. К расстройствам мышления относят:
24. Сенестопатии это:
25. Галлюцинаторно-параноидный синдром это:
26. Метод наблюдения позволяет выявить
26. Экспериментально-психологическое исследование в клинике позволяет решать следующие задачи
27. Изменения на ЭЭГ характерны для всех перечисленных заболеваний, кроме
28. Метод компьютерной томографии применяется для диагностики всех следующих видов мозговой патологии, исключая:
29. Катамнез содержит описание
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии 1) Алгоритм разбора задач - выделить симптомы, синдромы - поставить предварительный диагноз - план лечения 2) Пример задачи с разбором по алгоритму Больная Н., 79 лет. При экспериментально-психологическом исследовании узнаёт геометрические фигуры, правильно их называет «треугольником» или «квадратом», но не может их нарисовать. Не может скопировать фигуры, сложенные из спичек. Смотрит на образец, делает грубые ошибки, одну из трёх сторон треугольника помещает внутри него, а четвёртую сторону квадрата пропускает совсем. При этом испытывает неуверенность, спрашивает: «Так надо?». Просит помочь.
3) Задачи для самостоятельного разбора на занятии Задача №1 Больная К. в 40-летнем возрасте перенесла травму головного мозга, после чего ухудшилась память, часто беспокоила головная боль. Продолжала работать инженером. С 64 лет ещё более начала ухудшаться память. Забывала, куда положила посуду, какую покупку надо сделать. К 66 годам стала ворчливой, раздражительной, обидчивой. Обвиняла сестру в пропаже вещей. Перестала ходить в магазин, т.к. путалась в ценах. Иногда по ночам искала “пропавшие” вещи. Далее стала тревожной, суетливой. Речь была сбивчивой, состоящей из обрывков фраз. Потеряла ориентировку во времени, путалась в месте пребывания. Задача №2 Больная Т. Заболела в возрасте 48 лет. Наблюдалось нарастающее снижение памяти, больная теряла или не находила различные вещи. Испытывала затруднения в счёте денег. Постепенно нарастала беспомощность, не могла самостоятельно мыться и одеваться. Потеряла способность самостоятельно питаться: не знала, куда девать ложку. При попытке что-то написать изображала беспорядочные каракули. Рекомендуемая литература: Основная литература:
Дополнительная литература:
Методические указания подготовлены:__________ Методические указания утверждены на заседании кафедры №2 от 12 сентября 2012. Зав. кафедрой:_______________Багаев В.И. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения Российской Федерации кафедра психиатрии Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» Раздел 3(модуль): Общая психопатология Количество ЗЕТ – 3; 52 часа. Темы раздела модуля: Расстройства ощущений и восприятия – 6 часов Расстройства мышления – 12 часа Расстройства эмоционально-волевой сферы – 8 часов Нарушения памяти, внимания, интеллекта – 8 часов Расстройства сознания -6 часов Невротические и психопатические синдромы – 8 часов Астенический синдром – 4 часов Цель: способствовать формированию знаний, умений и практических навыков по основам общей психопатологии для выявления основных психопатологических синдромов у пациентов с психическими расстройствами и другой нозологией. Задачи:
Интерн должен знать: 1) До изучения темы: базисные знания по основным разделам медицины, общее представление об особенностях психиатрического обследования 2) После изучения темы: - основные психопатологические симптомы и синдромы - методы выявления основных психопатологических симптомов и синдромов у пациентов с различной нозологией. Интерн должен уметь: - выявлять основные психопатологические симптомы и синдромы - в ходе обследования пациентов различного профиля выявлять психопатологические симптомы и синдромы - проводить дифференциальную диагностику основных психопатологических симптомов и синдромов у пациентов с различной нозологией Интерн должен овладеть навыками: - выявления основных психопатологических симптомов и синдромов - выявления психопатологических симптомов и синдромов в ходе обследования пациентов различного профиля - описания психопатологических симптомов и синдромов в медицинской документации (заполнение амбулаторных карт, историй болезни и др.) Содержание занятия:
Контрольные вопросы: 1. Дать определение понятий: ощущение, восприятие, представление. 2. Физиологические основы мышления, виды мышления. 3. Дать определение понятий: настроение, эмоции, аффект, воля. 4. Возрастные особенности развития памяти, внимания, интеллекта. 5. Сознание: определение, особенности физиологии, классификация патологии сознания.
Перечень вопросов для собеседования:
Практическая работа.
Тестовый контроль 1. Астенический синдром характеризуется всем перечисленным, кроме: а) физической истощаемости б) психической истощаемости в) фиксационной амнезии г) аффективной лабильности 2. Для депрессивной триады характерно все перечисленное, кроме а) аффекта тоски б) двигательного торможения в) меланхолического раптуса г) идеаторного торможения д) депрессивного содержания мышления 3. Диагностическое значение имеют следующие признаки депрессии а) наличие или отсутствие суточных колебаний настроения б) наличие или отсутствие в анестетических депрессиях компонента doloroza в) депрессивный ступор г) все перечисленные д) ни один из перечисленных 4. Маниакальная триада характеризуется: а) повышенным настроением б) ускорением ассоциаций в) двигательным возбуждением г) всем перечисленным д) ничем из перечисленного 5. Маниакальное идеаторное возбуждение может быть выражено всеми перечисленными признаками, исключая: а) гипермнезию б) конфабуляции в) ускорение ассоциаций г) явления отвлекаемости со скачкой идей д) идеаторную «спутанность» 6. Обсессивный синдром характеризуется а) возникновением чувств, мыслей, воспоминаний, влечений, двигательных актов и т.д. помимо желания б) сознанием их болезненности, критическим отношением к ним в) бессилием в противоборстве, преодолением ценой изнуряющих страданий г) всем перечисленным д) ничем из перечисленного 7. Навязчивый страх (фобия) характеризуется всем перечисленным, кроме: а) интенсивного и непреодолимого страха, охватывающего больного б) понимания его бессмысленности, попытками справиться с ним в) наличия конкретного содержания г) неопределенного чувства страха, без понимания его бессмысленности д) возможности быть всеохватывающими 8. Синдром деперсонализации характеризуется всем перечисленным, кроме: а) расстройства самосознания личности, отчуждения психических свойств личности б) нарушения сознания в) чувства изменения, утраты или раздвоения своего Я г) расстройства самосознания витальности и активности д) расстройства самосознания целостности 9. К проявлениям физической (телесной) деперсонализации относятся: а) чувство отчуждения своего голоса б) ощущение, что тело, отдельные части его стали чужими в) наблюдение за своими действиями как бы со стороны г) все перечисленные д) ни одно из перечисленных 10. Дереализация характеризуется всем перечисленным, кроме а) искажения величины и формы воспринимаемых предметов и пространства б) чувства призрачности окружающего в) восприятия внешнего мира призрачным, неотчетливым г) утраты чувства действительности д) сомнения в реальности существования окружающих предметов, людей 11. Сенестопатии характеризуются всем перечисленным, кроме а) разнообразных, крайне мучительных, тягостных ощущений в различных частях тела б) необычности, вычурности ощущений в) отсутствия констатируемых соматическими методами исследований причин г) частых сочетаний с ипохондрическими расстройствами д) восприятия, искажения формы и величины своего тела 12. Ипохондрический синдром проявляется всем перечисленным, исключая: а) чрезмерно утрированное внимание к здоровью б) убежденность в существующем заболевании в) подавленное настроение с сенестопатиями и мыслями о неизлечимой болезни г) бредовую убежденность в существовании несуществующей болезни д) разнообразные, крайне мучительные и тягостные ощущений 13. Истерический припадок проявляется всем перечисленным, кроме: а) припадка с клонической и тонической фазой б) разнообразных сложных, выразительных движений в) сопровождающегося помрачением сознания г) психогенной обусловленности д) усиления и затягивания при скоплении людей вокруг 14. Истерические нарушения моторики проявляются всем перечисленным, исключая а) функциональные парезы и параличи б) явления астазии-абазии в) различные гиперкинезы и тики г) психогенную слепоту д) блефароспазм, афонию и мутизм 15. Истерические нарушения зрения характеризуются всем перечисленным, кроме а) отсутствия изменений границ на красный цвет при концентрическом сужении полей зрения б) острого возникновения, наличия явной или скрытой связи с психогенией в) отсутствия нарушения пространственной ориентировки г) сохранения реакции на свет д) изменений на глазном дне Ситуационные задачи для разбора на занятии
Больная 29 лет. Впервые заболела в 17 лет: ухудшилось настроение, появилась вялость, апатия. Перед засыпанием внезапно услышала «голос». «Голос» звучал прямо в голове, отзывался, как «эхо». Не спала ночь, стала ощущать на себе какое-то влияние «как волны», считала, что это влияние исходит от бога, который таким образом наставляет её в жизни. Казалось, что её мысли знают окружающие, понимала это по их выражению лица. Была задумчивой, рассеянной, не сразу понимала смысл вопроса. Решение. 1. Депрессивный синдром, Синдром Кандинского-Клерамбо. 2. Шизофрения 3. Нейролептики (трифтазин, галоперидол, клозапин) 3) Задачи для самостоятельного разбора на занятии Задача №1 Больная 23 лет. Впервые заболела в 18 лет, появилось недовольство своей внешностью. Считала себя уродливой, жаловалась матери, что незнакомые люди на улице обращают на неё внимание отворачиваются, дают понять что им неприятно видеть её уродливое лицо, разубеждениям не поддавалась. Старалась не выходить на улицу, была напряжена, тревожна. Госпитализирована в психиатрическую больницу. Выписана без улучшения. Стала грубой, отчуждённой от семьи упорно добивалась пластических операций, грозила самоубийством в случае отказа, была вновь госпитализирована. |
Учебно-методический комплекс гражданское право по специальности (030500. 62) «Юриспруденция» Планы семинарских занятий и список литературы к семинарскому занятию (темы рефератов к семинарскому занятию) | Методические рекомендации для студентов практического занятия по... Дидактическая база занятия: методические рекомендации для преподавателя и студентов к практическому и семинарскому занятию, учебники,... | ||
Методические указания для обучающихся для специальности дерматовенерология... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся для специальности Педиатрия... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся для специальности дерматовенерология... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому... Тема №7: Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества | ||
Методические указания для интернов №1 Специальности «Стоматология общей практики» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI... Занятие №6 «Эпидемиологические особенности, этиопатогенез менингококковой инфекции. Клиническая симптоматика. Лабораторная диагностика... | Темы рефератов для клинических интернов по специальности «Акушерство и гинекология» Гормонотерапия климакса. Показания. Противопоказания. Диспансерное наблюдение. Основные препараты. Их классификация | ||
Планы семинарских занятий разработаны на основе рабочей программы... Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарскому занятию | Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI... Гипертермический синдром, «белая» и «розовая» лихорадка. Дифференциальный диагноз фебрильных судорог и с судорожными состояниями... | ||
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI... Методы лабораторной диагностики гл: биохимический, иммунологический, вирусологический, оценка свертывающей системы крови. Их диагностическая... | Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI... Этиология (энтеробиоз, аскаридоз, токсакороз, амебиаз, шистосомоз, анкилостомоз, некатороз, клонорхоз, парагонимоз, стронгилоидоз).... | ||
Методические указания по организации и проведению интернатуры для... Методические указания предназначены для провизоров-интернов и руководителей интернатуры | Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии... Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,... |