Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия»





НазваниеМетодические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия»
страница1/7
Дата публикации19.11.2014
Размер1.11 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > История > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

кафедра психиатрии

Методические указания для клинических интернов

к практическому и семинарскому занятию

по специальности «Психиатрия»
Раздел 1(модуль): История и организация психиатрической помощи

Количество ЗЕТ – 0,25, 4 часа.

Темы раздела модуля:

История развития психиатрии

Организация психиатрической помощи – 4 часа
Цель: способствовать формированию знаний по истории и организационным вопросам психиатрии, а также формированию умений по оказанию психиатрической помощи в соответствии с Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Задачи:

  1. Рассмотреть основные этапы развития психиатрии.
  2. Изучить предмет и задачи психиатрии на современном этапе.


  3. Рассмотреть и изучить основные положения закона РФ от 2 июля 1992 года N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».


Интерн должен знать:

  1. До изучения темы:

базисные знания по основным разделам медицины, общее представление об организационных вопросах психиатрии.

2) После изучения темы:

  • история развития, предмет и задачи психиатрии;

  • основные положения закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».


Интерн должен уметь:

  • применять на практике основные положения закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

  • заполнить медицинскую документацию при госпитализации пациентов в психиатрический стационар.



Интерн должен овладеть навыками:

- определения показаний для госпитализации в психиатрический стационар;

- выявления пациентов, нуждающихся в психиатрической помощи;

- заполнения медицинской документации при госпитализации пациентов в психиатрический стационар

Содержание занятия:

1. Вводный контроль.

Контрольные вопросы:
  1. Основные этапы развития психиатрии.


  2. Особенности развития психиатрии в России и за рубежом

  3. Выдающиеся российские психиатры (Балинский И.М., Корсаков С.С., Бехтерев В.М., Личко А.Е. и др.)

2. Беседа по теме занятия.

Перечень вопросов для собеседования:

1. Особенности развития детско-подростковой психиатрии в России и за рубежом.

2. Предмет и задачи психиатрии на современном этапе.


3. Основные положения закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при

ее оказании».
3. Практическая работа.

  • Умение определять показания к госпитализации в психиатрический стационар.

  • Умение выявлять больных, нуждающихся в добровольной и недобровольной госпитализации.

  • Заполнение медицинской документации при госпитализации пациентов в психиатрический стационар.


Тестовый контроль

  1. Психиатрическая помощь, согласно ч.1 ст.1 закона РФ «О психиатрической помощи и

гарантиях прав граждан при ее оказании» включает в себя:

  1. обследование психического здоровья граждан

  2. диагностику психических расстройств

  3. лечение

  4. медико-социальную реабилитацию

  5. все вышеперечисленное


2. Принципы, лежащие в основе закона РФ «О психиатрической помощи и

гарантиях прав граждан при ее оказании»:

  1. Принцип добровольности

  2. Принцип гуманности

  3. Принцип наименее ограничительной альтернативы

  4. Принцип недобровольности

  5. Все вышеперечисленное


3. Основные виды психиатрической помощи:

  1. Психиатрическое освидетельствование

  2. Амбулаторная психиатрическая помощь

  3. Психиатрическая госпитализация

  4. Активное выявление лиц, нуждающихся в психиатрической помощи, в общесоматической сети

  5. Все вышеперечисленное

  6. Ничего из вышеперечисленного




  1. Кто может выступать в качестве законных представителей несовершеннолетних лиц?

  1. Родители

  2. Усыновители

  3. Попечители и опекуны

  4. Представители органов опеки и попечительства

  5. Любой родственник пациента

  6. Никто из перечисленных




  1. Кто может выступать в качестве законных представителей недееспособных лиц?

  1. Родители

  2. Попечители и опекуны

  3. Представители органов опеки и попечительства

  4. Сам совершеннолетний пациент

  5. Никто из перечисленных




  1. Недобровольная госпитализация в психиатрический стационар показана в случае, если:

  1. Пациент представляет непосредственную опасность для себя или окружающих

  2. Пациент не способен самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности

  3. Пациенту грозит существенный вред здоровью, если не будет оказана психиатрическая помощь

  4. По настоятельной просьбе родственников пациента

  5. Ни в каком из перечисленных




  1. В случае недобровольной госпитализации гражданин должен быть освидетельствован в течение:

  1. Суток

  2. 48 часов

  3. 10 дней

  4. Месяца

8. Основные профессиональные обязанности и права меди­цинских и фармацевтических работников регламентируются:

  1. нормами уголовного и гражданского права РФ

  2. нормами врачебной этики и деонтологии

  3. ведомственными приказами, положениями, инструкциями

  4. нормативами отраслевого профсоюза

  5. условиями трудового договора.

9. Уголовная ответственность предусматривается за:

  1. хищение наркотических лекарственных средств;

  2. незаконное изготовление, сбыт, хранение наркотических средств

  3. нарушение установленных правил производства, хранения, отпуска, перевозок наркотических лекарственных средств

  4. потребление или приобретение ПАВ без врачебного предписания

  5. содержание притонов для потребления наркотиков, склонение несовершеннолетних к употреблению наркотических средств.


10. История болезни является

а) медицинским документом

б) научным документом

в) юридическим документом

г) всем перечисленным

д) ничем из перечисленного


  1. Ситуационные задачи для разбора на занятии


Пример задачи с разбором.

Больной Б., 40 лет. Спиртные напитки употребляет с 16 лет, с 19 лет систематически употребляет алкоголь, отмечаются запои длительностью 7-10 дней, сформирован абстинентный синдром. По окончании очередного запоя чувствовал себя разбитым, усталым, испытывал головные боли. По вечерам ощущал страх, слышал оскорбительные оклики по имени, стал думать, что за ним следят, что окружающие о нем говорят, прислушивался, боялся идти на работу. Однажды внезапно почувствовал ощущение тепла и «прижигания» кожи головы. Заметил, что напротив спящий мужчина шевелит губами, и в голову врывается звук, гудение. Затем услышал: «вот это он и есть, отсюда живым не выйдет». Решил, что это голос сидящего напротив мужчины, который указывал его приметы и как следить за ним. Ощущение страха росло, больной встал и начал быстро ходить по залу вокзала. Мужчина «не давал покоя», наводил теплые лучи на затылок. Больной «ощущал тепло» под шапкой, у него громко стучало в голове, слышал бряцание затвора оружия. Больной в кармане раскрыл перочинный нож, затем быстро подошел к мужчине, голос которого ранее слышал, и стал наносить ему удары ножом. При задержании больной не сопротивлялся, после ареста не спал до утра, испытывал страх, опасался, что его убьют, снова слышал угрозы, голос пострадавшего мужчины, но «действие лучей» прекратилось.

Вопросы:

  1. Определить тактику ведения больного.

  2. Решить вопрос о госпитализации больного в психиатрический стационар.

Решение:

Согласно Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психиатрическое освидетельствование возможно в недобровольном порядке при наличии у больного тяжелого психического расстройства, которое обуславливало хотя бы одно из трех возможных обстоятельств:

а) непосредственную опасность больного для себя или окружающих

б) его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности

в) существенный вред здоровью больного вследствие ухудшения психического состояния, если больной будет оставлен без психиатрической помощи.

Поскольку у пациента имеются выраженные психические расстройства (острая галлюцинаторно-бредовая симптоматика), и пациент представляет опасность для окружающих, он, согласно п. «а» ч.4 ст.23 Закона подлежит обязательному психиатрическому освидетельствованию и последующей госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке в случае отказа от госпитализации.
Ситуационные задачи на определение показаний для госпитализации в психиатрический стационар и выявление пациентов, нуждающихся в психиатрической помощи.

Задача 1.

Пациентка М. больна в течение многих лет. С 12-летнего возраста стали нарастать изменения личности: стала пассивной, безразличной и холодной к матери, перестала учиться в школе, ничем не занималась. Живёт с матерью, которая полностью её обслуживает, ни к чему не проявляет интереса. Целыми часами стереотипно раскачивается, сидя на стуле, речь разорванная, иногда становится жестокой к матери, бьёт её, прожорлива, контакт с больной затруднён.

Задача 2.

Пациент 27 лет. Впервые заболел остро 2 дня назад. До этого в течение недели изменилось состояние: стал рассеянным, не понимал сути вопросов, отвечал после длительной паузы. Постепенно нарастала заторможенность, тонус мышц повышен, застывал в неудобных позах, на вопросы перестал отвечать совсем, отмечалась сальность кожи лица, редкое мигание, при попытке пересадить больного оказывал сопротивление, при попытке накормить сжимал губы, когда ложку убирали ото рта – раскрывал рот.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Дмитриева Т.Б., Психиатрия. Национальное руководство/Т.Б. Дмитриева, В.Н. Краснов, Н.Г. Незнанов, А.С. Тиганов. – М.: ГЭОТАР – МЕД., 2007. – 1100с.

  2. Руководство по социальной психиатрии/ Под ред. Т.Б. Дмитриевой. – М.: Медицина. 2009. – 1024с.


Дополнительная литература:

  1. Психиатрия / под редакцией Н.Г. Незнанова и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.-512с. (Серия «Клинические рекомендации»)

  2. Иванец Н.Н., Кинкулькина М.А., Тюльпан Ю.Г., Чирко В.В. Психиатрия и наркология: учебник. – М., 2006. – 832 с.

  3. Обухов С.Г. Психиатрия: учебное пособие/ под ред. Ю.А. Александровского. – М., 2007. – 352 с.

Методические указания подготовлены:__________
Методические указания утверждены на заседании кафедры №2 от 12 сентября 2012.
Зав. кафедрой:_______________Багаев В.И.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

кафедра психиатрии

Методические указания для клинических интернов

к практическому и семинарскому занятию

по специальности «Психиатрия»
Раздел 2(модуль): Пропедевтика в психиатрии

Количество ЗЕТ – 0,75; 18 часов.

Темы раздела модуля:

Классификация психопатологических синдромов - 6 часов

Общесоматическое и неврологическое исследования – 6 часов

Оформление полученных данных в клинической истории болезни – 6 часов

Цель: способствовать формированию знаний по основам психиатрической пропедевтики, а также формированию умений по оказанию психиатрической помощи в соответствии с Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Задачи:

  1. Рассмотреть симптомы, входящие в основные психопатологические синдромы

  2. Изучить методы обследования пациентов с психическими расстройствами, особенности общесоматического и неврологического исследований, особенности оформления документации в психиатрии (заполнение амбулаторных карт, историй болезни и др.)

  3. Обучить клинических интернов практическим методам обследования пациентов с психическими расстройствами, особенностям общесоматического и неврологического исследований, особенностям оформления документации в психиатрии (заполнение амбулаторных карт, историй болезни и др.)

Интерн должен знать:

1) До изучения темы:

- базисные знания по основным разделам медицины, общее представление об особенностях психиатрического обследования

2) После изучения темы:

- основные психопатологические синдромы

- методы обследования пациентов с психическими расстройствами, особенности общесоматического и неврологического исследований,

- особенности оформления документации в психиатрии (заполнение амбулаторных карт, историй болезни и др.)
Интерн должен уметь:

- выявлять основные психопатологические синдромы

- обследовать пациентов с психическими расстройствами, в том числе проводить общесоматическое и неврологическое исследования

- оформлять документацию (заполнение амбулаторных карт, историй болезни и др.)
Интерн должен овладеть навыками:

- выявления основных психопатологических синдромов

- обследования пациентов с психическими расстройствами, в том числе проведения общесоматического и неврологического исследований

- оформления документации (заполнение амбулаторных карт, историй болезни и др.)

Содержание занятия:

  1. Вводный контроль.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные классификации психопатологических синдромов.

  2. Каковы методы исследования психически больных?

  3. Особенности клинико-психопатологического исследования в психиатрии




  1. Беседа по теме занятия.

Перечень вопросов для собеседования:

  1. Особенности соматического обследования пациентов с психическими расстройствами

  2. Особенности неврологического обследования пациентов с психическими расстройствами

  3. Лабораторные методы исследования в психиатрии

  4. Инструментальные методы исследования в психиатрии

  5. Генетические методы исследования психически больных

  6. Морфологические методы исследования в психиатрии

  7. Особенности оформления документации в психиатрии




  1. Практическая работа.

- заполнение документации при поступлении пациента в психиатрический стационар в добровольном порядке

- заполнение документации при поступлении пациента в психиатрический стационар в недобровольном порядке

- клинический разбор пациентов: проведение психиатрического, неврологического и общесоматического исследования.

- интерпретация результатов анализов, рентгенограмм, ЭЭГ-исследований, заключений КТ и МРТ.

Тестовый контроль

1. К начальным регистрам позитивных нарушении относятся:

  1. астенические;

  2. ипохондрические;

  3. паранойяльные;

  4. микрокатотонические;

  5. дисгармония личности.

2. К начальным регистрам негативных синдромов относятся:

  1. снижение психического тонуса;

  2. дисгармония психического склада;

  3. субъективно осознавание изменение личности;

  4. апато-абулия;

  5. кататонический ступор.

3. Депрессивно-идеаторное торможение определяется:

  1. пессимистическим содержанием мыслей;

  2. медленным темпом течения мыслей;

  3. ощущением пустоты в голове;

  4. ментизмом;

  5. шперрунгами.

4. Для депрессивной триады характерно:

  1. двигательная заторможенность;

  2. идеаторная заторможенность;

  3. пониженное настроение;

  4. меланхолический раптус;

  5. иллюзорные расстройства.

5. К простым вариантам маниакального синдрома относятся:

  1. гневливая мания;

  2. веселая мания;

  3. спутанная мания;

  4. мания с чувственным бредом;

  5. дурашливая мания со стереотипиями.

6. .К сложной мании относятся:

  1. спутанная мания;

  2. веселая мания;

  3. дурашливая мания;

  4. мания с онейроидом;

  5. экзальтированная мания.

7. К отвлеченным навязчивостям относятся:

  1. бесплодное мудрствование;

  2. навязчивый счет;

  3. разложение на отдельные слоги различных слов;

  4. навязчивое чувство антипатии;

  5. навязчивое воспоминание какого-либо события.

8. Навязчивые ритуалы характеризуются:

  1. действиями, движениями, возникающими совместно с другими образными навязчивостями, в качестве их «нейтрализатора»;

  2. отсутствием чувства сделанности, навязанности;

  3. невозможностью им противостоять;

  4. ощущением их сделанности;

  5. возможностью управления ими.

9. В легких случаях деперсонализации отмечается:

  1. ощущение внутренней измененности, касающейся чувств и мыслей;

  2. ощущение измененности окружающего мира;

  3. снижение полноты восприятия окружающего мира;

  4. чувство утраты;

  5. ощущение утраты собственного «Я».

10. Признаками паранойяльной ипохондрии являются:

  1. убежденность в наличии заболевания;

  2. наличие системы доказательств наличия болезни;

  3. настойчивое требование проведения разнообразных обследований

  4. доказательство возникновения болезни под влиянием гипноза, радиоволн, излучений или других форм воздействия;

  5. указание на конкретных лиц или группы лиц причастных к «наведению» болезни.

11. Для астенического синдрома характерно:

  1. идеаторная и моторная заторможенность;

  2. психическая истощаемость;

  3. мистические расстройства;

  4. изменение самочувствия в зависимости от атмосферных и барометрических факторов;

  5. расстройства мышления.

12. Для истерических нарушений моторики характерны:

  1. явления астазии, абазии;

  2. ступор;

  3. хаотические, беспорядочные, утрированно выразительные движения;

  4. стойкие парезы, параличи;

  5. разнообразные гиперкинезы, тики.

13. Синдром сверхценных идей характеризуются:

  1. наличием суждений, возникающих вследствие реальных событий, обстоятельств

  2. доминирующим положением этих идей в сознании;

  3. возможностью их коррекции;

  4. невозможностью коррекции;

  5. полной ошибочностью.



14. К бредовым относятся идеи или суждения, которые:

  1. абсурдны по своему содержанию;

  2. не в полной мере соответствуют действительности;

  3. не отвечают реальности и с трудом поддаются коррекции;

  4. не отражают действительности и не корригируются;

  5. внешне правдоподобны, эмоционально окрашены.

15. К признакам висцеральных галлюцинаций относятся:

  1. ощущение присутствия в полостях тела или под кожей инородных предметов, насекомых и т.д.;

  2. ощущение ползания насекомых по телу;

  3. возможность точного описания источника ощущений;

  4. беспредметность ощущений;

  5. ощущение холода, жара внутри тела.

16. Признаками псевдогаллюцинаций являются:

  1. их неконкретность, бесформенность;

  2. интерпроекция;

  3. наличие признаков нарушения сознания;

  4. ощущение их искусственности;

  5. их фантастичность.

17. Маниакальные состояния включают в себя:

  1. расстройство настроения;

  2. нарушение сна;

  3. ассоциативные нарушения;

  4. соматические нарушения

  5. невротические нарушения.


18. Клиническая картина развернутого делирия характеризуется:

  1. наплывом парейдолий, сценоподобных зрительных галлюцинаций;

  2. двигательным беспокойством;

  3. помрачением сознания;

  4. кататоническими нарушениями;

  5. массивными псевдогаллюцинациями.

19. Делирий можно наблюдать при:

  1. острой стадии эпидемического энцефалита

  2. интоксикациях;

  3. инфекционных заболеваниях;

  4. шизофрении;

  5. эпилепсии.

20. К кратковременным расстройствам сознания по типу ис­ключительных состояний относятся:

  1. патологическое опьянение;

  2. сумеречные состояния;

  3. патологические просоночные состояния;

  4. патологический аффект;

  5. психосенсорная аура.


21. К расстройствам памяти относятся:

  1. гипермнезия;

  2. дисмнезия

  3. конфабуляции;

  4. искусственно вызванные воспоминания;

  5. ощущение утраты памяти при депрессии.

22. Под расстройством побуждений подразумевают:

  1. повышение волевой активности;

  2. понижение волевой активности;

  3. извращение волевой активности;

  4. обездвиженность, ступор;

  5. мутизм.

23. К расстройствам мышления относят:

  1. лживость;

  2. паралогичность;

  3. некритичность;

  4. соскальзывания;

  5. бахвальство.



24. Сенестопатии это:

  1. локализованные неприятные, тягостные ощущения;

  2. необычные, часто алгические, ощущения с меняющейся локализацией;

  3. тягостные болевые ощущения в утраченной конечности;

  4. тягостные ощущения ползания насекомых, червей и т.п. под кожей, внутри тела.


25. Галлюцинаторно-параноидный синдром это:

  1. фантастический бред в сочетании с галлюцинациями;

  2. бред преследования, воздействия с кататоническими включениями;

  3. бред преследования, воздействия с психическими автоматизмами и псевдогаллюцинациями;

  4. персекуторный бред с галлюцинациями и помрачением сознания;

  5. бред одержимости с тактильными галлюцинациями.



26. Метод наблюдения позволяет выявить

  1. диссимуляцию

  2. изменение психического состояния больного

  3. возможность агрессивных действий

  4. все перечисленное

  5. ничего из перечисленного


26. Экспериментально-психологическое исследование в клинике позволяет решать следующие задачи

  1. получение данных о различных нарушениях психических процессов у больного с диагностической целью

  2. оценку степени нарушений психической деятельности

  3. объективную оценку динамики психического состояния в процессе терапии

  4. ни одну из перечисленных

  5. все перечисленные



27. Изменения на ЭЭГ характерны для всех перечисленных заболеваний, кроме

  1. органических и сосудистых поражений головного мозга

  2. опухолей мозга

  3. эпилепсии

  4. атрофических заболеваний

  5. инволюционных психозов


28. Метод компьютерной томографии применяется для диагностики всех следующих видов мозговой патологии, исключая:

  1. менингиты

  2. опухоли мозга

  3. дегенеративные изменения мозговой ткани

  4. инфаркты мозга

  5. кровоизлияния в вещество мозга


29. Катамнез содержит описание

  1. всей истории жизни и заболевания

  2. жизни и проявлений болезни за последние 5 лет

  3. жизни и проявление болезни, начиная с момента последней выписки из данного стационара

  4. жизни и проявлений болезни, начиная с момента выписки из любого стационара

  5. жизни и проявлений болезни, начиная с момента первого поступления в данный стациона



4. Ситуационные задачи для разбора на занятии

1) Алгоритм разбора задач

- выделить симптомы, синдромы

- поставить предварительный диагноз

- план лечения
2) Пример задачи с разбором по алгоритму

Больная Н., 79 лет. При экспериментально-психологическом исследовании узнаёт геометрические фигуры, правильно их называет «треугольником» или «квадратом», но не может их нарисовать. Не может скопировать фигуры, сложенные из спичек. Смотрит на образец, делает грубые ошибки, одну из трёх сторон треугольника помещает внутри него, а четвёртую сторону квадрата пропускает совсем. При этом испытывает неуверенность, спрашивает: «Так надо?». Просит помочь.

  1. Sd Тотальной деменции ( симптомы: апраксия, аграфия, слабоумие)

  2. Болезнь Альцгеймера.

  3. Церебролизин, индометацин, амиридин, симптоматическая терапия.


3) Задачи для самостоятельного разбора на занятии

Задача №1

Больная К. в 40-летнем возрасте перенесла травму головного мозга, после чего ухудшилась память, часто беспокоила головная боль. Продолжала работать инженером. С 64 лет ещё более начала ухудшаться память. Забывала, куда положила посуду, какую покупку надо сделать. К 66 годам стала ворчливой, раздражительной, обидчивой. Обвиняла сестру в пропаже вещей. Перестала ходить в магазин, т.к. путалась в ценах. Иногда по ночам искала “пропавшие” вещи. Далее стала тревожной, суетливой. Речь была сбивчивой, состоящей из обрывков фраз. Потеряла ориентировку во времени, путалась в месте пребывания.
Задача №2

Больная Т. Заболела в возрасте 48 лет. Наблюдалось нарастающее снижение памяти, больная теряла или не находила различные вещи. Испытывала затруднения в счёте денег. Постепенно нарастала беспомощность, не могла самостоятельно мыться и одеваться. Потеряла способность самостоятельно питаться: не знала, куда девать ложку. При попытке что-то написать изображала беспорядочные каракули.
Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Дмитриева Т.Б., Психиатрия. Национальное руководство/Т.Б. Дмитриева, В.Н. Краснов, Н.Г. Незнанов, А.С. Тиганов. – М.: ГЭОТАР – МЕД., 2007. – 1100с.

  2. Жмуров В.А. Клиническая психиатрия. – МЕДпресс-информ, 2010. – 1270 с.

  3. Психиатрия: Клинические рекомендации / Под.ред. Н.Г. Незнанова. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2009

Дополнительная литература:

    1. Беккер И.М. Общая психопатология для интернов. – Набережные Челны, 2006

    2. Вейн А.М. Неврология для врачей общей практики. – М.: Эйдос, 2003

    3. Тиганов А.С. Общая психопатология: Курс лекций. – М.:МИА, 2009

Методические указания подготовлены:__________
Методические указания утверждены на заседании кафедры №2 от 12 сентября 2012.
Зав. кафедрой:_______________Багаев В.И.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

кафедра психиатрии

Методические указания для клинических интернов

к практическому и семинарскому занятию

по специальности «Психиатрия»
Раздел 3(модуль): Общая психопатология

Количество ЗЕТ – 3; 52 часа.

Темы раздела модуля:

Расстройства ощущений и восприятия – 6 часов

Расстройства мышления – 12 часа

Расстройства эмоционально-волевой сферы – 8 часов

Нарушения памяти, внимания, интеллекта – 8 часов

Расстройства сознания -6 часов

Невротические и психопатические синдромы – 8 часов

Астенический синдром – 4 часов
Цель: способствовать формированию знаний, умений и практических навыков по основам общей психопатологии для выявления основных психопатологических синдромов у пациентов с психическими расстройствами и другой нозологией.

Задачи:

  1. Рассмотреть и запомнить симптомы, входящие в основные психопатологические синдромы

  2. Изучить методы выявления психопатологических симптомов и синдромов у пациентов с различной нозологией.

  3. Уметь применять практически методы выявления психопатологических симптомов и синдромов у пациентов с психическими расстройствами и другой нозологией.

Интерн должен знать:

1) До изучения темы:

базисные знания по основным разделам медицины, общее представление об особенностях психиатрического обследования

2) После изучения темы:

- основные психопатологические симптомы и синдромы

- методы выявления основных психопатологических симптомов и синдромов у пациентов с различной нозологией.
Интерн должен уметь:

- выявлять основные психопатологические симптомы и синдромы

- в ходе обследования пациентов различного профиля выявлять психопатологические симптомы и синдромы

- проводить дифференциальную диагностику основных психопатологических симптомов и синдромов у пациентов с различной нозологией
Интерн должен овладеть навыками:

- выявления основных психопатологических симптомов и синдромов

- выявления психопатологических симптомов и синдромов в ходе обследования пациентов различного профиля

- описания психопатологических симптомов и синдромов в медицинской документации (заполнение амбулаторных карт, историй болезни и др.)

Содержание занятия:

  1. Вводный контроль.

Контрольные вопросы:

1. Дать определение понятий: ощущение, восприятие, представление.

2. Физиологические основы мышления, виды мышления.

3. Дать определение понятий: настроение, эмоции, аффект, воля.

4. Возрастные особенности развития памяти, внимания, интеллекта.

5. Сознание: определение, особенности физиологии, классификация патологии сознания.

  1. Беседа по теме занятия.

Перечень вопросов для собеседования:

  1. Классификация расстройств ощущений, особенности при различной нозологии.

  2. Иллюзии. Основные виды иллюзий. Галлюцинации. Клиническая классификация галлюцинаций

  3. Истинные и псевдогаллюцинации, критерии диагностики. Диагностическое значение различных видов галлюцинаций.

  4. Психосенсорные расстройства. Синдромы дереализации и деперсонализации, нозологические особенности.

  5. Синдром галлюциноза: острый и хронический.

  6. Методы выявления расстройств восприятия.

  7. Расстройства мышления по темпу, структуре, форме и содержанию.

  8. Сверхценные идеи, бредовые идеи, навязчивости, нозологические особенности.

  9. Галлюцинаторно-бредовые синдромы (паранойяльный, параноидный, парафренный синдромы, синдром Кандинского-Клерамбо, Котара, Капгра, дисморфоманический, сенесто-ипохондрический).

  10. Методы выявления расстройств мышления

  11. Нарушения настроения (гипертимия, гипотимия, дисфория, апатия, лабильность, амбивалентность, тревога, фобии, растерянность), нозологические особенности.

  12. Физиологический и патологический аффекты.

  13. Клиническая характеристика маниакального и депрессивного синдромов, нозологические особенности.

  14. Характеристика двигательно-волевых расстройств (гипербулия, гипобулия, абулия, парабулия)

  15. Клиника кататонического синдрома.

  16. Виды ступора и возбуждения, нозологические особенности.

  17. Методы выявления расстройств эмоциональной сферы и нарушения произвольной деятельности.

  18. Нарушения внимания, особенности при различной нозологии

  19. Нарушения памяти, количественные и качественные

  20. Виды амнезий: фиксационная, ретро-антероградная, конградная, тотальная, прогрессирующая

  21. Парамнезии (конфабуляции, псевдореминисценции, экмнезии, криптомнезии).

  22. Корсаковский синдром.

  23. Умственная отсталость, степени, критерии диагностики

  24. Деменции (органическая, эпилептическая, шизофреническая; тотальная и лакунарная)

  25. Методы выявления нарушений памяти, внимания, интеллекта

  26. Критерии нарушенного сознания.

  27. Степени выключения сознания (оглушенность, сопор, кома).

  28. Делирий, клиническая характеристика, виды (классический, мусситирующий, профессиональный.

  29. Онейроид, виды, особенности клинической картины

  30. Сумеречное расстройство сознания, аменция.

  31. Астенический синдром, виды, особенности при различной нозологии, методы выявления.

Практическая работа.

  • Клинический разбор пациентов.

  • Составление психического статуса.

  • Заполнение истории болезни.

Тестовый контроль

1. Астенический синдром характеризуется всем перечисленным, кроме:

а) физической истощаемости

б) психической истощаемости

в) фиксационной амнезии

г) аффективной лабильности
2. Для депрессивной триады характерно все перечисленное, кроме

а) аффекта тоски

б) двигательного торможения

в) меланхолического раптуса

г) идеаторного торможения

д) депрессивного содержания мышления
3. Диагностическое значение имеют следующие признаки депрессии

а) наличие или отсутствие суточных колебаний настроения

б) наличие или отсутствие в анестетических депрессиях компонента doloroza

в) депрессивный ступор

г) все перечисленные

д) ни один из перечисленных
4. Маниакальная триада характеризуется:

а) повышенным настроением

б) ускорением ассоциаций

в) двигательным возбуждением

г) всем перечисленным

д) ничем из перечисленного
5. Маниакальное идеаторное возбуждение может быть выражено всеми перечисленными признаками, исключая:

а) гипермнезию

б) конфабуляции

в) ускорение ассоциаций

г) явления отвлекаемости со скачкой идей

д) идеаторную «спутанность»
6. Обсессивный синдром характеризуется

а) возникновением чувств, мыслей, воспоминаний, влечений, двигательных актов и т.д. помимо желания

б) сознанием их болезненности, критическим отношением к ним

в) бессилием в противоборстве, преодолением ценой изнуряющих страданий

г) всем перечисленным

д) ничем из перечисленного
7. Навязчивый страх (фобия) характеризуется всем перечисленным, кроме:

а) интенсивного и непреодолимого страха, охватывающего больного

б) понимания его бессмысленности, попытками справиться с ним

в) наличия конкретного содержания

г) неопределенного чувства страха, без понимания его бессмысленности

д) возможности быть всеохватывающими
8. Синдром деперсонализации характеризуется всем перечисленным, кроме:

а) расстройства самосознания личности, отчуждения психических свойств личности

б) нарушения сознания

в) чувства изменения, утраты или раздвоения своего Я

г) расстройства самосознания витальности и активности

д) расстройства самосознания целостности
9. К проявлениям физической (телесной) деперсонализации относятся:

а) чувство отчуждения своего голоса

б) ощущение, что тело, отдельные части его стали чужими

в) наблюдение за своими действиями как бы со стороны

г) все перечисленные

д) ни одно из перечисленных
10. Дереализация характеризуется всем перечисленным, кроме

а) искажения величины и формы воспринимаемых предметов и пространства

б) чувства призрачности окружающего

в) восприятия внешнего мира призрачным, неотчетливым

г) утраты чувства действительности

д) сомнения в реальности существования окружающих предметов, людей
11. Сенестопатии характеризуются всем перечисленным, кроме

а) разнообразных, крайне мучительных, тягостных ощущений в различных частях тела

б) необычности, вычурности ощущений

в) отсутствия констатируемых соматическими методами исследований причин

г) частых сочетаний с ипохондрическими расстройствами

д) восприятия, искажения формы и величины своего тела
12. Ипохондрический синдром проявляется всем перечисленным, исключая:

а) чрезмерно утрированное внимание к здоровью

б) убежденность в существующем заболевании

в) подавленное настроение с сенестопатиями и мыслями о неизлечимой болезни

г) бредовую убежденность в существовании несуществующей болезни

д) разнообразные, крайне мучительные и тягостные ощущений
13. Истерический припадок проявляется всем перечисленным, кроме:

а) припадка с клонической и тонической фазой

б) разнообразных сложных, выразительных движений

в) сопровождающегося помрачением сознания

г) психогенной обусловленности

д) усиления и затягивания при скоплении людей вокруг
14. Истерические нарушения моторики проявляются всем перечисленным, исключая

а) функциональные парезы и параличи

б) явления астазии-абазии

в) различные гиперкинезы и тики

г) психогенную слепоту

д) блефароспазм, афонию и мутизм
15. Истерические нарушения зрения характеризуются всем перечисленным, кроме

а) отсутствия изменений границ на красный цвет при концентрическом сужении полей зрения

б) острого возникновения, наличия явной или скрытой связи с психогенией

в) отсутствия нарушения пространственной ориентировки

г) сохранения реакции на свет

д) изменений на глазном дне
Ситуационные задачи для разбора на занятии

  1. Алгоритм разбора задач:

  • Выделить синдромы.

  • Диагноз, дифференциальный диагноз.

  • Лечение.

  1. Пример задачи с разбором по алгоритму


Больная 29 лет. Впервые заболела в 17 лет: ухудшилось настроение, появилась вялость, апатия. Перед засыпанием внезапно услышала «голос». «Голос» звучал прямо в голове, отзывался, как «эхо». Не спала ночь, стала ощущать на себе какое-то влияние «как волны», считала, что это влияние исходит от бога, который таким образом наставляет её в жизни. Казалось, что её мысли знают окружающие, понимала это по их выражению лица. Была задумчивой, рассеянной, не сразу понимала смысл вопроса.

Решение.

1. Депрессивный синдром, Синдром Кандинского-Клерамбо.

2. Шизофрения

3. Нейролептики (трифтазин, галоперидол, клозапин)
3) Задачи для самостоятельного разбора на занятии

Задача №1

Больная 23 лет. Впервые заболела в 18 лет, появилось недовольство своей внешностью. Считала себя уродливой, жаловалась матери, что незнакомые люди на улице обращают на неё внимание отворачиваются, дают понять что им неприятно видеть её уродливое лицо, разубеждениям не поддавалась. Старалась не выходить на улицу, была напряжена, тревожна. Госпитализирована в психиатрическую больницу. Выписана без улучшения. Стала грубой, отчуждённой от семьи упорно добивалась пластических операций, грозила самоубийством в случае отказа, была вновь госпитализирована.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» iconУчебно-методический комплекс гражданское право по специальности (030500. 62) «Юриспруденция»
Планы семинарских занятий и список литературы к семинарскому занятию (темы рефератов к семинарскому занятию)
Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» iconМетодические рекомендации для студентов практического занятия по...
Дидактическая база занятия: методические рекомендации для преподавателя и студентов к практическому и семинарскому занятию, учебники,...
Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» iconМетодические указания для обучающихся для специальности дерматовенерология...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» iconМетодические указания для обучающихся для специальности Педиатрия...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» iconМетодические указания для обучающихся для специальности дерматовенерология...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» iconМетодические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому...
Тема №7: Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества
Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» iconМетодические указания для интернов №1 Специальности «Стоматология общей практики»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» iconМетодические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Занятие №6 «Эпидемиологические особенности, этиопатогенез менингококковой инфекции. Клиническая симптоматика. Лабораторная диагностика...
Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» iconТемы рефератов для клинических интернов по специальности «Акушерство и гинекология»
Гормонотерапия климакса. Показания. Противопоказания. Диспансерное наблюдение. Основные препараты. Их классификация
Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» iconПланы семинарских занятий разработаны на основе рабочей программы...
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарскому занятию
Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Гипертермический синдром, «белая» и «розовая» лихорадка. Дифференциальный диагноз фебрильных судорог и с судорожными состояниями...
Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Методы лабораторной диагностики гл: биохимический, иммунологический, вирусологический, оценка свертывающей системы крови. Их диагностическая...
Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Этиология (энтеробиоз, аскаридоз, токсакороз, амебиаз, шистосомоз, анкилостомоз, некатороз, клонорхоз, парагонимоз, стронгилоидоз)....
Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» iconМетодические указания по организации и проведению интернатуры для...
Методические указания предназначены для провизоров-интернов и руководителей интернатуры
Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия» iconМетодические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии...
Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск