Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия»





НазваниеМетодические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия»
страница1/3
Дата публикации15.10.2014
Размер0.55 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Математика > Методические указания
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра фтизиатрии
Методические указания для интернов

Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия»

к практическому (лабораторному, семинарскому) занятию

по разделу (дисциплине, модулю) «Внелегочный туберкулез»
Раздел (дисциплина, модуль): Внелегочный туберкулез. (16 часов).

Темы раздела (дисциплины, модуля):

Тема 1. Основные локализации внелегочного туберкулеза (10 часов).

Тема 2.Туберкулез центральной нервной системы (6 часов).

Цель: способствовать формированию теоретических знаний, профессиональных умений и навыков по клиническим формам внелегочного туберкулеза.

Задачи:

  1. Дать общее представление об основных локализациях внелегочного туберкулеза.

  2. Изучить классификацию, формулировку диагноза, клинические проявления, методы диагностики, лечения и профилактики туберкулеза костной системы.

  3. Изучить классификацию, формулировку диагноза, клинические проявления, методы диагностики, лечения и профилактики туберкулеза мочеполовой системы.

  4. Рассмотреть клинические формы, методы диагностики лечение и профилактику туберкулеза глаз.

  5. Рассмотреть клинические формы, методы диагностики лечение и профилактику абдоминального туберкулеза.

  6. Рассмотреть классификацию, клинические проявления, диагностику, осложнения, лечение и профилактику туберкулеза кожи.

  7. Рассмотреть клиническую классификацию, клиническое течение, диагностику, лечение и профилактику туберкулеза периферических лимфатических узлов.

  8. Изучить классификацию, формулировку диагноза, клинические проявления, методы диагностики, лечение туберкулеза центральной нервной системы.

Интерн должен знать:

  1. до изучения темы (базисные знания):

  • анатомию и функцию костно-суставной, мочеполовой системы, глаз, кожи, желудочно-кишечного тракта, периферических лимфатических узлов, центральной нервной системы.

  • патогенез туберкулеза, морфологические изменения при туберкулезе в органах.

  • клинические симптомы, методы диагностики и принципы лечения туберкулеза костей и суставов, туберкулеза мочеполовой системы, туберкулеза глаз, кожи, периферических лимфатических узлов, абдоминального туберкулеза, туберкулеза центральной нервной системы.

  1. после изучения темы:

  • общее представление об основных локализациях внелегочного туберкулеза.

  • частоту и соотношение отдельных внелегочных локализаций, группы риска.

  • патогенез и патоморфологию внелегочного поражения.

  • классификацию, формулировку диагноза, клинические проявления, методы диагностики, лечения и профилактики туберкулеза костной системы.

  • классификацию, формулировку диагноза, клинические проявления, методы диагностики, лечения и профилактики туберкулеза мочеполовой системы.

  • клинические формы, методы диагностики лечение и профилактику туберкулеза глаз.

  • клинические формы, методы диагностики лечение и профилактику абдоминального туберкулеза.

  • классификацию, клинические проявления, диагностику, осложнения, лечение и профилактику туберкулеза кожи.

  • клиническую классификацию, клиническое течение, диагностику, лечение и профилактику туберкулеза периферических лимфатических узлов.

  • классификацию, формулировку диагноза, клинические проявления, методы диагностики, лечение туберкулеза центральной нервной системы.

Интерн должен уметь:

  • получать информацию о заболевании, проводить обследование, выявлять общие и специфические признаки заболевания

  • оценивать тяжесть состояния больного, применять необходимые меры для выведения больных из этого состояния, определить объем и последовательность лечебных мероприятий; проводить неотложные и реанимационные мероприятия

  • определять необходимость специфических методов исследования (лабораторных, рентгенологических, лучевых, функциональных)

  • определять показания к госпитализации и организовать её

  • определять план и тактику ведения больных туберкулезом, назначать необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия

  • организовать консультацию больного другими специалистами, осуществлять консультацию больных с подозрением на туберкулез

  • осуществлять раннее выявление и диагностику других инфекционных заболеваний;

  • проводить необходимые противоэпидемические мероприятия;

  • определять нетрудоспособность больного: временную, стойкую; направлять на экспертизу по временной или стойкой нетрудоспособности.

  • осуществлять мероприятия по реабилитации больных.

  • уметь установить диагноз (в необходимых случаях с привлечением консультанта).

  • проводить наблюдение, лечение, реабилитацию и перевод из одной группы диспансерного учета в другие.

  • осуществлять наблюдение контактных лиц, организовывать и участвовать в проведении противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулеза.

Интерн должен овладеть навыками:

  • методами комплексного обследования больных внелегочным туберкулезом.

  • алгоритмом постановки диагноза при внелегочной патологии.

  • основными принципами лечения туберкулеза внелегочной локализации, которые включают: этиотропную, патогенетическую лекарственную терапию.

  • четко определять показания и противопоказания к хирургическому лечению


Содержание занятия:

1. Вводный контроль. Подготовка к занятию в виде тестовых заданий (5 тестовых заданий на основе квалификационных тестовых заданий) Квалификационный тест по фтизиатрии. Раздел «Внелегочный туберкулез».

2. Беседа по теме занятия.

  • общее представление об основных локализациях внелегочного туберкулеза.

  • частота и соотношение отдельных внелегочных локализаций, группы риска.

  • патогенез и патоморфология внелегочного поражения.

  • классификация, формулировка диагноза, клинические проявления, методы диагностики, лечение и профилактика туберкулеза костной системы.

  • классификация, формулировка диагноза, клинические проявления, методы диагностики, лечение и профилактика туберкулеза мочеполовой системы.

  • клинические формы, методы диагностики лечение и профилактика туберкулеза глаз.

  • клинические формы, методы диагностики лечение и профилактика абдоминального туберкулеза.

  • классификация, клинические проявления, диагностику, осложнения, лечение и профилактика туберкулеза кожи.

  • клиническая классификация, клиническое течение, диагностику, лечение и профилактика туберкулеза периферических лимфатических узлов.

  • классификация, формулировка диагноза, клинические проявления, методы диагностики, лечение туберкулеза центральной нервной системы.

3. Практическая работа. Выступление с докладом по теме занятия, работа с литературой, тестами по теме занятия, собеседование, работа с историями болезни, амбулаторными картами, с учебными рентгенограммами больных туберкулёзом по формулировке клинического диагноза туберкулеза, клинико-лучевого заключения по различным формам внелегочного туберкулёза, решение ситуационных задач по теме занятия.

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии

1) Алгоритм разбора задач

2) Пример задачи с разбором по алгоритму

3) Задачи для самостоятельного разбора на занятии
Рекомендуемая литература:

Основная

  1. Фтизиатрия. Национальное руководство / Под ред. акад. РАМН М.И. Перельмана. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007.


Дополнительная литература.

  1. Кошечкин В.А., Иванова З.А. Туберкулез – М.: ГЕОТАР – Медиа, 2007г, 304 стр

  2. Лекции по фтизиопульмонологии / В.Ю. Мишин, А.К. Стрелис, В.И. Чуканов и др. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006, 650с.



Методические указания подготовлены:

ассистент кафедры фтизиатрии ________________________________ И.А. Коковихина
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 12 от 13 июня 2013 года

Зав. кафедрой фтизиатрии, доцент к.м.н. ______________________________ Е.Г. Фесюк

Тестовые задания по разделу «Внелегочный туберкулез»


  1. Основным путем распространения туберкулезной инфекции на мочевую систему является:

A. Контактный

Б. Гематогенный *

B. Лимфогенный

Г. Интраканаликуллярный


  1. Начальные туберкулезные изменения в почке локализуются преимущественно:

A. В мозговом слое

Б. В корковом слое *

B. В чашечках почки

Г. В лоханках почки

Д. В мышечном слое


  1. Начальная форма туберкулеза почки — это:

А. Туберкулезный папиллит (ограниченно-деструктивная)

Б. Фиброзно-кавернозная

В. Кавернозная

Г. Паренхиматозная *

Д. Очаговая


  1. Начальные клинические проявления туберкулеза почек — это:

A. Боли в области поясницы и живота

Б. Нерезко выраженные симптомы интоксикации

B. Высокая лихорадка

Г. Дизурия

Д. Правильно А и Б *


  1. При начальных проявлениях туберкулеза почек анализ мочи характеризуется:

A. Протеинурией

Б. Кислой реакцией мочи

B. Щелочной реакцией мочи

Г. Лейкоцитурией

Д. Микрогематурией *


  1. Далеко зашедшие и осложненные формы туберкулеза мочевой системы характеризуются:

A. Дизурией

Б. Болями в животе

B. Лихорадкой

Г. Пиурией и продолжительной макрогематурией

Д. Всем перечисленным *


  1. У больных туберкулезом органов дыхания, а также детей, инфицированных микобактериями туберкулеза, при проявлении первых признаков заболевания мочевой системы необходимо:

А. Систематически проводить исследование мочи

Б. Провести консультацию нефролога

В. Сделать посев мочи на МБТ *

Г. Провести консультацию уролога

Д. Сделать посев мочи на неспецифическую флору


  1. При туберкулезе почек уточнить локализацию поражения обычно удается с помощью:

A. Ультразвукового исследования мочевой системы

Б. Внутривенной урографии *

B. Цистоскопии

Г. Ретроградной пиелографии


  1. Операции при туберкулезе мочевой системы проводятся по поводу:

A. Вторичной кисты, деструкции или туберкулемы почек

Б. "Выключенной" почки

B. Рубцового стеноза мочеточника

Г. Возникновению "малого" мочевого пузыря

Д. Всего перечисленного *


  1. Исходом туберкулеза мочевой системы является:

A. Нефролитиаз

Б. Рубцовое изменение мочеточника

B. Гидронефроз

Г. Переход в неспецифический нефрит

Д. Все перечисленное *


  1. Основные критерии излечения туберкулеза мочевой системы — все перечисленные, кроме:

A. Прекращения бактериовыделения

Б. Нормализации показателей анализа мочи

B. Нормализации показателей функции почек

Г. Заживления деструкции и устранение воспалительных изменений на слизистой мочевых путей мочевого пузыря

Д. Стеноза мочеточника *


  1. Основной путь проникновения микобактерий туберкулеза в кости и суставы:

A. Лимфогенный из внутригрудных лимфоузлов

Б. Лимфогенный из очага в легочной ткани

B. Гематогенный *

Г. Контактный


  1. Первый клинический признак туберкулезного спондилита:

A. Боль в области позвоночника при ходьбе

Б. Ограничение подвижности в области позвоночника

B. Боль в области позвоночника в покое *

Г. Нарушение функции тазовых органов

Д. Повышение температуры тела


  1. Появление первых признаков поражения костно-суставной системы у взрослых больных туберкулезом легких, а также у детей и подростков, больных туберкулезом и инфицированных микобактериями туберкулеза, требует проведения:

A. Рентгенологического обследования костно-суставной системы *

Б. Ультразвукового обследования костно-суставной системы

B. Компьютерной томографии костей и суставов

Г. Консультации хирурга


  1. Для лечения костно-суставного туберкулеза применяется:

A. Противотуберкулезная химиотерапия

Б. Ортопедическое лечение

B. Хирургическое лечение

Г. Климатическое лечение

Д. Все перечисленное *


  1. Туберкулез глаз чаще всего проявляется специфическим:

A. Конъюнктивитом

Б. Кератитом и склеритом

B. Иридоциклитом

Г. Увеитом *

Д. Хориоретинитом


  1. У детей туберкулез глаз чаще сочетается с:

A. Туберкулезом внутригрудных лимфоузлов *

Б. Туберкулезным менингитом

B. Диссеминированным туберкулезом

Г. Со всем перечисленным


  1. При лечении туберкулеза глаз используется:

A. Противотуберкулезная химиотерапия

Б. Местное лечение противотуберкулезными препаратами

B. Физиотерапевтическое лечение

Г. Все перечисленное *


  1. Ранним клиническим признаком туберкулеза периферических лимфоузлов является:

А. Увеличение лимфоузлов с признаками периаденита *

Б. Увеличение лимфоузлов без признаков периаденита

В. Отечность кожи в области лимфатических узлов

Г. Болезненность при пальпации

Д. Покраснение кожи


  1. Туберкулез периферических лимфатических узлов приходится дифференцировать с:

A. Опухолевым их поражением (лимфома Ходжкина, лимфо-саркома и др.)

Б. Неспецифическим лимфоаденитом

B. Поражением лимфатических узлов при саркоидозе

Г. Со всеми перечисленными болезнями *


  1. Хирургическое вмешательство показано при туберкулезе периферических лимфоузлов:

A. Свищевой форме

Б. Казеозной форме

B. Инфильтративно-гиперпластической форме

Г. При А и Б *

Д. Правильны все ответы


  1. Специфический процесс при туберкулезном менингите локализуется преимущественно:

A. В веществе головного мозга

Б. В мозговых оболочках

B. В стволе головного мозга

Г. Правильные ответы А и Б *

Д. Правильны все ответы


  1. Наиболее угрожаемые по туберкулезному менингиту являются дети в возрасте:

A. До 1 года

Б. От 1 года до 3 лет *

B. От 4 до 5

Г. От 6 до 7 лет

Д. От 8 до 10 лет


  1. Дети раннего возраста чаше заболевают туберкулезным менингитом из-за:

A. Несформировавшегося послевакцинального иммунитета и не сформировавшегося общего иммунитета

Б. Недостаточности гематоэнцефалического барьера

B. Незрелости центральной нервной системы

Г. Все ответы правильны *


  1. В отличие от туберкулезного менингита серозному менингиту более свойственно:

A. Острое начало

Б. Постепенное начала

B. Нередкое благоприятное течение со спонтанным излечением

Г. Неблагоприятное течение с возможным летальным исходом

Д. Правильно А и В *


  1. В отличие от туберкулезного менингита для гнойного менингита характерно:

A. Острое начало

Б. Постепенное начало

B. Чаще благоприятное течение со спонтанным излечением

Г. Неблагоприятное течение с возможным летальным исходом

Д. Правильно А и Г *


  1. Для туберкулезного менингита более характерны следующие показатели спинномозговой жидкости:

A. Высокий плеоцитоз

Б. Относительно низкий плеоцитоз

B. Относительно невысокое содержание белка

Г. Высокое содержание белка

Д. Правильно Б и В *


  1. Для серозного менингита более характерны следующие показатели спинномозговой жидкости:

A. Высокий плеоцитоз

Б. Низкий плеоцитоз

B. Невысокое содержание белка

Г. Высокое содержание белка

Д. Правильно Б и В *


  1. При серозном и гнойном менингите в спинномозговой жидкости в отличие от туберкулезного менингита содержание:

A. Хлоридов понижено

Б. Сахара повышено

B. Хлоридов повышено

Г. Сахара понижено

Д. Сахара и хлоридов нормальное *


  1. Дополнительным методом исследования при подозрении на туберкулезный менингит является:

A. Исследование глазного дна *

Б. Снимок черепа и позвоночника

B. Компьютерная томография

Г. Аудиометрия


  1. Выбор химиопрепаратов для лечения больных туберкулезным менингитом обусловлен:

А. Тяжестью заболевания

Б. Вовлечением вещества головного мозга (наличием признаков энцефалита)

В. Способностью препаратов проникать через гематоэнцефалический барьер

Г. Всем перечисленным *


  1. Длительность химиотерапии больных туберкулезным менингитом определяется:

А. Тяжестью течения

Б. Наличием осложнений

В. Скоростью клинического излечения

Г. Динамикой показателей спинномозговой жидкости *

Д. Всем перечисленным


  1. Продолжительность диспансерного наблюдения за лицами, перенесшими туберкулезный менингит, определяется:

A. Своевременностью выявления и клиническим течением заболевания

Б. Скоростью клинического улучшения и санации спинномозговой жидкости

B. Наличием и продолжительностью проведенных мероприятий

Г. Всем перечисленным *


  1. Обострение туберкулезного менингита чаще возникает:

A. Во время лечения

Б. Не позднее, чем через 6 мес. после завершения основного курса лечения

B. Через 12 мес. и более после завершения основного курса лечения

Г. Верно А и Б *


  1. К остаточным изменениям после излечения туберкулезного менингита относятся:

A. Снижение интеллекта

Б. Снижение трудоспособности

B. Появление эпилептиформных приступов

Г. Снижение зрения и слуха

Д. Правильно А и В *

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра фтизиатрии
Методические указания для интернов

Специальности (направлению подготовки) «фтизиатрия»

к практическому (семинарскому) занятию
Раздел (дисциплина, модуль):. Клиника туберкулеза легких - 54 часа:

Темы раздела (дисциплины, модуля): Формы первичного туберкулеза органов дыхания – 14 часов.

Цель: способствовать формированию знаний и умений по диагностике и лечению клинических форм первичного туберкулеза.

Задачи:

  1. Изучить клинику, течение туберкулезной интоксикации у детей и подростков.

  2. Изучить диагностику, дифференциальную диагностику, лечение, диспансерное наблюдение при туберкулезной интоксикации у детей и подростков.

  3. Изучить клинику, течение первичного туберкулезного комплекса (ПТК).

  4. Изучить диагностику, дифференциальную диагностику, лечение, диспансерное наблюдение при ПТК.

  5. Изучить клинику, течение туберкулеза внутригрудных лимфатических узлов (ТВГЛУ).

  6. Изучить диагностику, лечение, диспансерное наблюдение при ТВГЛУ.

Интерн должен знать:

  1. до изучения темы:

  • биологические свойства возбудителя туберкулеза, средства его выявления и культивации

  • морфологию легких и механизмы защиты аппарата дыхания от повреждающих факторов, патогенез и патоморфологию туберкулеза; состояние иммунной системы при туберкулезе; патофизиологию дыхания и патофизиологические нарушения, возникающие в организме при специфическом инфекционном процессе;

  • методы клинического, лабораторного и функционального обследования больных туберкулезом; методику рентгенологического обследования органов грудной клетки; показания к бронхоскопии и биопсии при заболевании туберкулезом и другой патологии; клиническую классификацию туберкулеза;

  • классификацию остаточных изменений после перенесенного туберкулеза; клиническую и рентгенологическую семиотику основных форм туберкулеза органов дыхания и других локализаций специфического процесса, заболеваний органов дыхания, сходных с туберкулезом;

  • основные разделы и принципы лечения больных туберкулезом;

  • методы и средства патогенетической терапии; механизмы действия, принципы применения противотуберкулезных химиопрепаратов, побочные реакции, меры их профилактики и лечения; показания и принципы санаторного лечения больных туберкулезом; показания к хирургическому лечению больных туберкулезом;

  • специфическую и неспецифическую профилактику туберкулеза;

  • методы санитарного просвещения; статистические отчетные формы; правила санитарно-эпидемиологического режима;




  1. после изучения темы:

  • патогенез и варианты исхода раннего периода первичной туберкулезной инфекции;

  • методы клинического, лабораторного и функционального обследования больных первичным туберкулезом;

  • методику рентгенологического обследования органов грудной клетки при подозрении на ТВГЛУ и ПТК;

  • показания к бронхоскопии и биопсии при локальных формах первичного туберкулеза и другой патологии;

  • методы и средства патогенетической терапии; механизмы действия, принципы применения противотуберкулезных химиопрепаратов, побочные реакции, меры их профилактики и лечения; показания и принципы санаторного лечения больных туберкулезом; показания к хирургическому лечению больных туберкулезом;

  • методы и средства патогенетической терапии; механизмы действия, принципы применения противотуберкулезных химиопрепаратов при лечении больных туберкулезом первичного генеза, побочные реакции, меры их профилактики и лечения; показания и принципы санаторного лечения больных первичным туберкулезом; показания к хирургическому лечению больных с локальными формами первичного туберкулеза;

  • вопросы медико-социальной экспертизы детей, подростков и взрослых, больных первичным туберкулезом;


Интерн должен уметь:

- Получать информацию о заболевании, проводить обследование, выявлять общие и специфические признаки заболевания первичным туберкулезом.

- Оценивать тяжесть состояния больного с различными формами первичного туберкулеза, применять необходимые меры для выведения больных из этого состояния, определить объем и последовательность лечебных мероприятий; проводить неотложные и реанимационные мероприятия в случае развития осложненного или прогрессирующего течения первичного туберкулеза

- Определять необходимость специфических методов исследования (лабораторных, рентгенологических, лучевых, функциональных) при подозрении на первичный туберкулез

- Определять показания к госпитализации больных первичным туберкулезом и организовать её

- Определять план и тактику ведения больных туберкулезом, назначать необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия

- Организовать консультацию больного другими специалистами, осуществлять консультацию больных с подозрением на первичный туберкулез

- Осуществлять раннее выявление и диагностику других инфекционных заболеваний;

- Проводить необходимые противоэпидемические мероприятия при выявлении больного туберкулезом;

- Определять нетрудоспособность больного: временную, стойкую; направлять на экспертизу по временной или стойкой нетрудоспособности;

- Осуществлять мероприятия по реабилитации больных.

- Установить диагноз и провести необходимые манипуляции и лечение при следующих заболеваниях легких:

- Осуществлять мероприятия по реабилитации больных после перенесенного первичного туберкулеза

- В диспансере проводить наблюдение, лечение, реабилитацию и перевод из одной группы диспансерного учета в другие

Интерн должен овладеть навыками:

  • методами комплексного обследования больных первичным туберкулезом

  • алгоритмом постановки диагноза при вираже туберкулиновой пробы

  • алгоритмом постановки диагноза при симптомокомплексе признаков сходных с туберкулезом

  • алгоритмом постановки диагноза при выпоте в плевральную полость

  • алгоритмом постановки диагноза при легочных инфильтратах в сочетании с увеличенными ВГЛУ

  • алгоритмом постановки диагноза при лихорадке неясного генеза

  • алгоритмом постановки диагноза при увеличенных внутригрудных лимфатических узлах

  • Основными принципами лечения первичного туберкулеза и сочетанных с ним заболеваний, которые включают: этиотропную, патогенетическую лекарственную терапию и коллапсотерапию

  • Четко определять показания и противопоказания к хирургическому лечению при заболевании первичным туберкулезом

  • Ведения истории болезни, эпидемиологический мониторинг за больными туберкулезом на различных этапах (с момента выявления до полного клинического излечения), обмен этими данными с другими специалистами и ведомствами.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль.

2. Беседа по теме занятия. Вопросы:

  1. Определение понятия «Первичный туберкулез». Патогенез развития.

  2. Черты, свойственные первичному туберкулезу

  3. Клинические формы первичного туберкулеза

  4. Определение понятия «Туберкулезная интоксикация». Клиника, диагностика, лечение. ДН.

  5. Определение понятия «Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов (ТВГЛУ)». Частота в структуре заболеваемости.

  6. Корень легкого с точки зрения анатомии и рентгенологии

  7. Классификация внутригрудных лимфатических узлов по Сукенникову (с дополнениями Есипова, Энгеля).

  8. Патогенез и патоморфология ТВГЛУ.

  9. Формы ТВГЛУ. Клиника, данные объективного обследования.

  10. Диагностика ТВГЛУ. Рентгенсемиотика.

  11. Лечение и исходы ТВГЛУ.

  12. Первичный туберкулезный комплекс (ПТК), определение, понятие.

  13. Клиника, данные объективного обследования при ПТК.

  14. Диагностика ПТК. Рентгенологические стадии динамики ПТК (по Помельцову).

  15. Лечение и исходы ПТК.

  16. Дифференциальная диагностика локальных и нелокальных форм первичного туберкулеза.

  17. Осложнения первичного туберкулеза. Формы прогрессирования.

  18. Понятие хронически текущего первичного туберкулеза.

3. Практическая работа. Выполнение практических заданий (доклад реферативного сообщения по теме занятия, клинические разборы, чтение рентгенограмм, решение ситуационных задач, тестовых заданий, отработка практических навыков, освоение манипуляций (оценка пробы Манту с 2 ТЕ, измерение поствакцинального рубчика) по алгоритму под контролем преподавателя.

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии

1) Алгоритм разбора задач: внимательно прочитать условие задачи, дать подробный ответ на представленные вопросы.

2) Пример задачи с разбором по алгоритму

У ребенка Н., 6 лет проба Манту с 2 ТЕ р16 мм. Динамика туберкулиновых проб: 1 год – р3 мм, 2 года – р2 мм, 3 года – р2 мм, 4 года – отр., 5 лет – отр. Мать ребенка отвечает, что мальчик стал вялым, похудел, периодически покашливает. Ребенок часто болел ОРЗ.

Объективно: кожные покровы бледные, тургор их снижен, поствакцинального знака нет. Пальпируются все группы периферических лимфатических (мелкие, эластичные, безболезненные, подвижные). При перкуссии в межлопаточной области слева определяется укорочение перкуторного тона. Аускультативно: слева ослабленное дыхание.

Рентгенологически: корень левого легкого расширен, с нечеткой наружной границей, сливается с тенью сердца.

Анализ крови: лейкоциты – 12*10 9/л; п/я – 8%; с/я 60%; лимфоциты – 22%; эоз – 2%; моноциты – 8%; СОЭ – 20 мм/ч.

Анализ мочи и ПВЖ на МБТ трехкратно «люм» методом и посевом МБТ не выявлены.

  1. Оцените эффективность вакцинации БЦЖ.

  2. Предварительный диагноз.

  3. Дополнительные методы исследования необходимые для уточнения диагноза.

  4. Клинический диагноз и тактика лечения.

Ответ:

  1. Если ребенок был вакцинирован БЦЖ в роддоме, то вакцинация не эффективна (нет поствакцинального знака, проба Манту с 2 ТЕ в 1 год сомнительная).

  2. Туберкулез внутригрудных лимфоузлов бронхопульмональной группы слева в фазе инфильтрации. МБТ (-)

  3. ТГ средостения; биохимический анализ крови.

  4. Туберкулез внутригрудных лимфоузлов бронхопульмональной группы слева в фазе инфильтрации. МБТ (-).

Лечение в стационаре по III режиму химиотерапии, 3-4 противотуберкулезными препаратами (HRZ/S/E) с назначением соответствующей патогенетической терапии (гепатопротекторы, антиоксиданты, поливитамины), физиопроцедуры: ингаляции АСС+, стрептомицин или изониазид; симптоматическое лечение: бромгексин.
3) Задачи для самостоятельного разбора на занятии:

У больного Д., 16 лет при прохождении планового профилактического флюорографического обследования в S2 правого легкого выявлена тень средней интенсивности без четких контуров, связанная дорожкой с корнем легкого. Жалоб больной не предъявляет. На томограмме средостения определяется увеличение трахеобронхиальных лимфатических узлов справа.

В общем анализе крови: лейкоциты – 10,4*10 9/л; лимфоциты – 19%; моноциты – 7%; СОЭ – 30 мм/ч. В общем анализе мочи без патологических изменений. В мокроте КУМ не обнаружены.


  1. Сформулируйте предварительный диагноз.

  2. Перечислите дополнительные методы исследования необходимые для уточнения диагноза.

  3. Проведите дифференциальную диагностику.

  4. Назначьте комплексное лечение.


Больной В., 15 лет жалуется на слабость, потливость, повышение температуры до 38°С, боли в груди. Состоит на диспансерном учете у эндокринолога с диагнозом сахарный диабет 1 типа. Лечился у педиатра по поводу гриппа. На фоне лечения одышка нарастала, температура повышалась до 39°С.

Объективно: кожа бледная, влажная, тургор снижен. Периферические лимфатические узлы не пальпируются. Перкуторно: притупление в межлопаточной области справа и ниже угла лопатки справа. Аскультативно: ослабленное дыхание справа ниже угла лопатки.

Рентгенологически: расширение корня справа и гомогенное затемнение до 6 ребра в области правого костодиафрагмального синуса.

Анализ крови: лейкоциты – 10*10 9/л; п/я – 7%; с/я 68%; лимфоциты – 17%; эоз – 1%; моноциты – 7%; СОЭ – 27 мм/ч.


  1. Предварительный диагноз.

  2. Дополнительные методы исследования необходимые для уточнения диагноза.

  3. Клинический диагноз и тактика лечения.


Рекомендуемая литература: (основная и дополнительная).

Основная

1. Власов П.В. «Лучевая диагностика заболеваний органов грудной полости», М., 2005.

2. 3. Фтизиатрия. Национальное руководство / Под ред. акад.РАМН М.И.Перельмана. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007.
Дополнительная литература.

  1. Аденопатии средостения в дифференциально-диагностическом аспекте: Учебное пособие/ Сост. Л.В. Бурухина и др. ГОУ ВПО «ПГМА МЗРФ», 2004,104с

  2. Инфекционные болезни. Национальное руководство/ под ред. акад. РАМН Н.Д. Ющук, Ю.Я.Венгерова, изд-во ГЭОТАР-Медиа,2009, с.1049

  3. Лекции по фтизиопульмонологии / В.Ю. Мишин, А.К. Стрелис, В.И. Чуканов и др. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006, 650с.

  4. Профилактика туберкулеза в общей лечебной практике. учебное пособие / Вычугжанина Е.Ю., Киров,

  5. Раннее выявление и дифференциальная диагностика туберкулеза у детей и подростков: Учебное пособие для курсантов института последипломного образования (врачей общей практики и педиатров) / Сост.: к.м.н. Е.Ю. Вычугжанина, доц. А.Л. Кривокорытов. – Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2006, с.70.

  6. Туберкулез легких с лекарственной устойчивостью возбудителя : учебное пособие/ В.Ю. Мишин и др..- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009, 208с


Методические рекомендации подготовлены: ассистентом кафедры фтизиатрии, к.м.н. Поздеевой Н.В.

Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «______»

Зав. кафедрой:_______________(Фесюк Е.Г.)
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра фтизиатрии

Методические указания для интернов

Специальности (направлению подготовки) «фтизиатрия»

к практическому (семинарскому) занятию
Раздел (дисциплина, модуль): Противотуберкулезный диспансер.(поликлиника). 1,5 ЗЕТ, 54 часа.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия» iconАннотация основной профессиональной образовательной программмы высшего...
Специальности 31. 08. 51 «Фтизиатрия». Опоп составлена на основании Приказа Минобрнауки России от 25 августа 2014 n 1094 "Об утверждении...
Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия» iconМетодические указания для аспирантов по внеаудиторной самостоятельной...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия» iconМетодические указания для интернов №1 Специальности «Стоматология общей практики»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия» iconМетодические указания для клинических интернов к практическому и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия» iconМетодические указания к написанию реферата Для студентов, обучающихся по направлению подготовки
Методические указания к написанию реферата для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034700. 62 «Документоведение и архивоведение»...
Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия» iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Методические указания предназначены для студентов 4 курса, выполняющих выпускные квалификационные работы (вкр) для получения дипломов...
Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия» iconМетодические указания по организации и проведению интернатуры для...
Методические указания предназначены для провизоров-интернов и руководителей интернатуры
Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия» iconМетодические указания для обучающихся №6 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия» iconМетодические указания для обучающихся №5 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия» iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов...
История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским...
Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия» iconМетодические указания по написанию рефератов, курсовых и дипломных...
Методические указания предназначены для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция», но могут быть использованы для подготовки...
Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия» iconМетодические указания по самостоятельному изучению дисциплины и написанию...
Методические указания предназначены для студентов Института заочного образования и повышения квалификации, обучающихся по направлению...
Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия» iconМетодические указания по изучению английского языка для специальности -270205. 65
Методические указания предназначены для студентов второго курса, обучающихся по специальности: «Автомобильные дороги и аэродромы»...
Методические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов
По направлению подготовки 021900. 68 Почвоведение, профиль подготовки Агрохимия, составлены умд по следующим


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск