«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом»





Скачать 78.71 Kb.
Название«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом»
Дата публикации20.12.2014
Размер78.71 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Задания для самостоятельной работы

студентов очной формы обучения

по дисциплине «Специальная психология»

6 семестр
Тема № 1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики.
Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Дайте определения следующим терминам: «специальная психология», «дети с нарушениями развития», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями», «олигофренопсихология», «тифлопсихология», «сурдопсихология», «логопсихология», «психология детей с нарушениями ОДА».

  2. Подготовьте реферат на тему: «Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом».

  3. Составьте схему «Отрасли и междисциплинарные связи специальной психологии».

  4. Перечислите основные актуальные проблемы специальной психологии.

  5. Законспектируйте статью: Малофеев Н.Н. «Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами». // Дефектология, 1997, №6.


Тема № 2. Дизонтогенез как специфическая форма аномального развития.
Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Уточните по словарю определения следующих терминов: «развитие», «становление», «формирование», «созревание».

  2. Подготовьте доклад на следующую тему: «Категория развития в современной психологии».

  3. Подготовьте тезированные сообщения с частными примерами на тему: «Соотношение распада и развития психики».

  4. Составьте и заполните таблицу: «Сущность феномена нарушенного развития с точки зрения различных психологических школ».

  5. Уточните по словарю определения следующих терминов: «задержанное развитие», «дисгармоничное развитие», «искаженное развитие», «общее недоразвитие», «дефицитарное развитие», «поврежденное развитие».

  6. Сделайте тезирование следующих работ: а) Лебединский В.В. «Общие закономерности психического дизонтогенеза» в книге «Дети с нарушениями развития. Хрестоматия». - М., 1995; б) Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности психики аномальных детей. // Дефектология, 1971, №6.

  7. Составьте схему психологических параметров дизонтогенеза.

  8. Опишите принципы построения современной классификации видов психического дизонтогенеза.

  9. Проанализируйте подходы различных авторов к выделению параметров психического дизонтогенеза. Результаты отразите в таблице.



Тема №3. Психология умственно отсталого ребенка.
Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Дайте определение терминам: «умственная отсталость», «олигофрения», «дебильность», «имбецильность», «идиотия», «слабоумие», «деменция».

  2. Составьте схему: «Методы олигофренопсихологии».

  3. Подготовьте сообщение на тему (по выбору): а) Роль Л.С. Выготского в становлении отечественной олигофренопсихологии; б) Этапы становления олигофренопсихологии в России и за рубежом.

  4. Охарактеризуйте основные проблемы олигофренопсихологии на современном этапе развития науки.

  5. Заполните сравнительную таблицу основных психических новообразований в норме и при раннем органическом поражении ЦНС.

  6. Составьте схему «Систематика олигофрений» с опорой на этиологический и патогенетический принципы.

  7. Законспектируйте следующие работы:

а) Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей. // Дефектология, 1997, №1;

б) Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости. // Дефектология, 1994, №1.

  1. Подготовьте сообщение на тему: «Взаимосвязь развития интеллекта и речи».

  2. Составьте схему структуры дефекта при умственной отсталости. Поясните значение первичного и вторичного дефектов в клинической картине нарушения.

  3. Составьте аннотацию к работе С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника». – М., 1979.


Тема № 4. Психология детей с ЗПР.
Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Уточните по словарю определения следующих терминов: «задержка психического развития», «инфантилизм», «гармонический психофизический инфантилизм», «дисгармонический психический инфантилизм», «педагогическая запущенность».

  2. Опишите разные формы инфантилизма, опираясь на работы Г.Е. Сухаревой, И.А. Юрковой, К.С. Лебединской. Результаты оформите в таблице.

  3. Законспектируйте статьи:

а) Кулагина И.Ю., Пускаева Т.Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при ЗПР. // Дефектология, 1989, №1;

б) Ульенкова У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно - педагогической помощи детям с ЗПР. // Дефектология, 1997, №4;

в) Шевченко С.Г., Павлий Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития. // Дефектология, 2000, №4.

4. Подготовьте сообщения на тему (по выбору): Структура и динамика развития познавательных процессов при ЗПР; Формирование самосознания при ЗПР; Интегрированное обучение детей с ЗПР, условия эффективной реализации.

Тема № 5. Психология детей с нарушениями слуха.
Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Уточните по словарю определения следующих терминов: «слух», «глухота», «слабослышание», «тугоухость».

  2. Подготовьте доклад на тему: «Становление сурдопсихологии в России и за рубежом».

  3. Составьте схему: «Общие и специальные методы сурдопсихологии».

  4. Подготовьте фиксированное сообщение на тему: «Роль слуха в развитии психики ребенка».

  5. Заполните таблицу: «Анализ особенностей психического развития глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста.

  6. Составьте схему: «Структура дефекта при нарушении слуха». Поясните значение первичного и вторичного дефектов в клинической картине дефекта.

  7. Составьте схему причин нарушений слуха.

  8. Дайте характеристику детей, относящихся к разным степеням тугоухости. Результаты оформите в виде таблицы.


Тема № 6. Психология детей с нарушениями зрения.
Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Подготовьте доклад на тему: «Становление тифлопсихологии в России и за рубежом».

  2. Подготовьте реферат на тему: «Виды ощущений и их роль в деятельности слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста».

  3. Законспектируйте статью: Лонина В.А. «Цели, задачи и содержание работы тифлопсихолога». // Дефектология, 1995, №1


Тема № 7. Психология детей с нарушениями речи.
Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Уточните по словарю определения следующих терминов: «речь», «речевая деятельность», «ОНР», «ФФН», «дислалия», «ринолалия», «дизартрия», «дисфония», «алалия», «афазия», «дисграфия», «дислексия».

  2. Составить библиографию к вопросу о становлении логопсихологии как самостоятельной науки.

  3. Законспектируйте статьи:

а) Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи. // Дефектология, 1992, № 1;

б) Фишман М.Н. Мозговые механизмы нарушения развития речи у детей. // Дефектология – 2001, №3, С.3;

в) Терентьева В.И. Социально - психологические особенности детей с нарушениями речи 6-7 лет. // Дефектология, 2000, №4.

4. Подготовьте доклад на тему (по выбору): «Особенности эмоционально - личностного развития детей с различными нарушениями речи»; «Взаимосвязь речевого и психического развития в онтогенезе».

Тема № 8. Психология детей с нарушениями функций ОДА.
Задания для самостоятельной работы студентов:
  1. Дайте определение следующим терминам: «детский церебральный паралич», «моторика», «синкинезии», «гиперкинез».

  2. Заполните таблицу «Особенности двигательной сферы при различных дефектах развития»

  3. Составьте и заполните таблицу «Клинические формы ДЦП».

  4. Законспектируйте статью: Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом. // Дети с нарушениями развития: Хрестоматия. / Сост. В.Астапов, М., 1995.

  5. Подготовьте доклад на одну из предложенных тем (по выбору): Нарушения ОДА и психическое развитие ребенка; Особенности коррекционно-педагогической помощи детям с ДЦП.



Тема № 9. Психология детей с нарушениями ЭВС и поведения.
Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Уточните по словарю термины: Ранний детский «аутизм», «стереотипность», «аутостимуляция», мутизм.

  2. Законспектируйте статьи:

а) Мастюкова Е.М., Ульянова Р.К. Особенности речевого развития у детей с ранним детским аутизмом, проявляющиеся па фоне резидуально - органической недостаточности центральной нервной системы. // Дефектология, 1990, №5;

б) Никольская О.Н. Проблемы обучения аутичный детей. // Дефектология, 1995, №2; Либлинг М.М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом. // Дефектология, 1998, №1.

3. Подготовьте реферат на тему: «Особенности психического развития детей с синдромом РДА. Возможности и перспективы его образования и социальной интеграции».
Тема № 10. Психология детей с дисгармоничным складом личности.
Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Составьте и заполните таблицу: «Психологическая характеристика различных видов дисгармоничного склада личности».


Тема № 11. Психология детей со сложными нарушениями развития.

Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Подготовьте доклад на тему: «Современные подходы к рассмотрению этиологии и патогенеза сложного (комплексного) дефекта развития».

  2. Законспектируйте статьи:

а) Розанова Т.В. Методы психолого - педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом. // Дефектология, 1999, №2-3;

б) Бертынь Г.П. Клиническая характеристика глухих детей со сложным дефектом. // Дефектология, 1998, №6.
Тема № 12. Методы профилактики и коррекции вторичных отклонений в психическом развитии детей со специальными образовательными потребностями.
Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Дайте определения терминам: «дефект», «первичный дефект», «вторичный дефект», «компенсация», «коррекция».

  2. Перечислите основные факторы компенсации. Результаты оформите в виде таблицы.

  3. Составьте и заполните схему: «Структура дефекта при дизонтогенезе». Поясните значение первичного и вторичного дефектов в клинической картине дефекта.

  4. Подготовьте доклад на тему: «Возможности компенсаторного приспособления при различных аномалиях».

  5. Законспектируйте статью: Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития. // Дефектология, 1994, №1.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом» iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля...
Философия, ее предмет, главные вехи исторического развития, основные типы философских учений
«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом» iconОбъект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом» iconСурдопсихология как раздел специальной психологии
Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха и особенности психики взрослых с такими же нарушения­ми изучает сурдопсихология...
«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом» icon5. историография человеческого развития 32
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...
«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру...
«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены в помощь студентам факультета специальной педагогики и психологии дневной и заочной форм...
«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013г. Учебно-методический...
Составители: И. Ю. Левченко, д пс н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом» iconУчебно-методический комплекс по специальной психологии Специальность: 020400
...
«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом» iconЕникеев М. И. Юридическая психология. Учебник для вузов
Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной...
«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом» iconКонтрольные вопросы Расскажите об основных политико-психологических...
Основные вехи истории бихевиоризма, его достоинства и недостатки. Психологическое содержание политики как сферы деятельности. Психологические...
«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом» iconПрограмма вступительного экзамена направления подготовки аспирантов...
Ххi в., умение обобщать исторические факты и делать выводы об особенностях исторического развития России, соотносить общее и частное...
«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом» iconПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук....
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного....
«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом» iconПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук....
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного....
«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом» iconУрок-презентация "Молодежные движения в России и за рубежом"
Воспитание познавательного интереса к предмету, расширяя кругозор об особенностях молодежных культур в России и за рубежом
«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом» iconОбщая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом» iconИстория развития интегральных микросхем. Факторы прогресса технологии...
История развития техники микропроцессоров и микропроцессорной вычислительной техники


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск