Скачать 79.12 Kb.
|
ПАРАНОИДНАЯ ФОРМА ШИЗОФРЕНИИ Шизофрения - это одна из многочисленных патологий (заболеваний) организма, изучением которой занимается особая область клинической медицины - психиатрия. Психика - свойство высокоорганизованной материи, особая форма отражения действительности и результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Высшая форма психики - сознание. Сознание присуще только человеку. Оно обусловлено общественно-историческим развитием индивида. Важнейшая особенность психики - активность, психическая деятельность (ощущения, восприятия, память, чувства, воля, мышление и т. д.) изучается наукой о психике - психологией. Название психология пришло к нам из древнегреческого мифа о Психее, смертной женщине, которая в стремлении встретиться со своим возлюбленным Эротом (сыном богини), становится бессмертной. В древней Греции этот миф считался отражением истинной любви, а Психея - олицетворением души, ищущей свой идеал. Термин «психология» впервые появился в XVI веке. Он образован от греческих слов: psiche (душа, психика) и logos (смысл, разум, познание, исследование, изучение). В системе наук психология занимает особое место. Это наука о самом сложном, что известно человечеству. Это наука о законах функционирования психики в процессе деятельности человека. Психика является специфическим свойством головного мозга, сложнейшим субъективным феноменом человека или животного. Среди процессов и содержаний психики выделена особая группа, названная психическим аппаратом (ПА). ПА имеет дело с энергией внутри ума, облегчает и регулирует разрядку этой энергии. С развитием индивида, повышением уровня его культуры, повышается способность сдерживать разрядку психической энергии. В современной психологии всем разработанным ранее моделям ПА, предпочтительной и наиболее эффектной для изучения и борьбы с психическими заболеваниями является структурная модель. В структурной модели ПА по своим психическим функциям разделяется на три части: 1. ОНО - комплекс биологических влечений и потребностей, в большинстве случаев неосозно-ваемых, инстинктивных, требующих удовлетворения. В энергии ОНО два вида: от агрессивного инстинкта (танатоса) до эротического инстинкта (либидо). Обе энергии всегда смешаны в разных пропорциях, поэтому желания и фантазии ОНО частично агрессивны, а частично либидиозные и именно поэтому агрессию и любовь мы так часто наблюдаем в неразрывной связи. 2. ЭГО - более организованная и последова тельная часть ПА. ЭГО регулирует влечения, про тивостоит им, выступает посредником между ними и реальностью. ЭГО берет импульсы и энергию из ОНО. В конфликтных ситуациях инстинктивным желаниям противостоят антиинстинктивные пси хические силы: моральные и защитные. В ситуациях внутреннего конфликта ответственным за моральные функции является отдельная часть ЭГО, которая находится внутри самого ЭГО - это СУПЕР-ЭГО. 3. СУПЕР-ЭГО - проявляет стремление к само наказанию, порой поразительно жестокое. Данное разделение позволяет отслеживать основные виды психических конфликтов: а) Конфликты между ОНО и ЭГО+СУПЕР-ЭГО. б) Конфликты между ЭГО и СУПЕР-ЭГО. в) Конфликты между ОНО и СУПЕР-ЭГО. Каждое действие, каждая фантазия, каждое сновидение, каждый симптом - это результат или компромисс инстинктивных желаний, моральных требований или запретов, защит, внешних факторов и т.д. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ В основе любого невротического заболевания лежит интрапсихический конфликт: интерсистемный и интрасистемный. Интерсистемный - отражает конфликт между инстинктивными желаниями и моральными стандартами, а также зрелыми целями пациента. Интрасистемный - отражает столкновение двух составляющих одной и той же психической структуры (несовместимые идеалы, влечения, выборы). В целях защиты от травматических ситуаций ПА вытесняет память о них в область бессознательного (ОНО). Эта защита действует уже автоматически, однако не всегда удачно. Тогда усиливается бессознательная потребность в самонаказании. Одновременно вытесняющие силы ведут войну против самообвинений и самонаказания, а также против садомазохистических тенденций со стороны СУПЕР-ЭГО. Усиление конфликтов ведет к болезни. Такие конфликты могут быть спровоцированы, прежде всего, далекими детскими травматическими переживаниями, слабой адаптацией индивида к окружающей среде, генетической предрасположенностью, эмоциональными стрессами, травмами, инфекцией, гипоксией, фактором риска, нарушением обмена веществ, эндокринопатией и т.д. Последние результаты эпидемиологических исследований позволяют анализировать степень влияния самых различных биологических, географических, климатических и социокультуральных факторов. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШИЗОФРЕНИИ Термин «шизофрения» впервые был предложен швейцарским психиатром Е. Блейером в 1911 году, как «расщепление души» {schiso - расщепление, phren - душа). Шизофрения - это психическое заболевание, появляющиеся часто на базе генетической предрасположенности, которая отличается либо приступообразным течением, либо длительным, непрекращающимся. Оно провоцирует появление своеобразных личностных изменений в виде дезинтеграции психики, аутизма, эмоционального обеднения и снижения активности. В отличие от соматических заболеваний, являющихся эпизодическими в жизни больного, психические продолжаются годами, а иногда и всю жизнь. Шизофрения поражает различные возрастные слои населения. По статистике очевидные формы этой болезни во всех странах составляют 1 -2 % от общего населения. В современной психиатрии шизофрения остается одной из важнейших проблем. ФОРМЫ ШИЗОФРЕНИИ С момента выделения шизофрении в самостоятельное заболевание, на основе постоянных наблюдений и клинического изучения, была разработана классификация ее форм (подвидов). По типу совокупности симптомов существует общепризнанная система классификации - МКБ-10, где шизофрения подразделяется на 6 основных групп: 1 .Параноидная форма.
5. Циркулярная (рекуррентная) относительно благополучная форма. 6. Сенестопатически-ипохондрическая форма. Однако в российской традиции принята классификация по клинико-динамическим критериям. Она более дифференцирована, более информативна и дает уверенное построение клинического, социального прогнозов и планирование терапевтического лечения. По этим критериям приняты следующие формы шизофрении: 1. Непрерывно текущая шизофрения. а) Грубо-прогредиентная,злокачественная.
б) Среднепрогредиентная параноидная шизофрения. в) Малопрогредиентная (вялотекущая) шизофрения.
2. Рекуррентная (периодическая) шизофрения. 3. Приступо-прогредиентная (шубообразная) шизофрения. Приступы этой формы шизофрении отличаются особым клиническим разнообразием. Выделяют:
Основные формы шизофрении (недифференцированные формы). Симптомы шизофрении. Швейцарским психиатром Е.Блейером выделены первичные и вторичные симптомы (признаки) заболевания шизофренией: К первичным симптомам относятся: - аутизм - утрата больным социальных контак тов и нарастающая замкнутость, погружение в собственный мир,
Эти симптомы имеют решающее значение в диагностике шизофрении. В англоязычных странах данные расстройства нередко описывают как «четыре А» Блейера. В российской традиции они квалифицируются как изменения личности по шизофреническому типу. Вторичные симптомы по Блейеру - это «дополнительные» психические расстройства. По своей сути они относятся к продуктивным (или позитивным) симптомам. К ним относятся:
Эти атипичные аффективные признаки могут встречаться и при других заболеваниях, хотя отдельные из них типичны для шизофрении. Общим свойством всех симптомов (т. е. повторяющихся у разных больных феноменов, указывающих на патологию естественного течения психических процессов) шизофрении является внутренняя противоречивость, нарушение единства психических процессов - СХИЗИС. Это разглаживание психики, мозаичность расстройства психических функций, амбивалентность. По типу игры оркестра - без дирижера. КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА ШИЗОФРЕНИИ Клинические картины различных форм шизофрении классифицируются в зависимости от длительности заболевания и глубины симптомов. Дебют заболевания начинается со значительных изменений привычного уклада жизни пациента. Это потеря прежнего интереса к любимым занятиям, резкая перемена отношения к близким. Возникает несвойственное ранее увлечение философией, метафизикой и т. д. Иные проявляют крайнюю озабоченность своим здоровьем. Другие начинают вести себя асоциально. Постепенно нарастает аутизм. В большинстве случаев (при менее злокачественных формах болезни) больные могут длительный период сохранять социальные связи, т. к. эмоциональный дефект нарастает постепенно. В отдельных случаях пациенты долго остаются трудоспособными и даже сохраняют семью. Однако при более раннем начале заболевания, процесс идет злокачественно. Особенно неблагоприятны кататоническая люцидная, простая и гебефреническая формы шизофрении. ПАРАНОИДНАЯ ФОРМА ШИЗОФРЕНИИ Общие сведения. Параноидная форма шизофрении выделяется в отдельную группу этого заболевания. По классификации МКБ-110 она зафиксирована, как F 20.0. По традициям российской классификации данная форма шизофрении относится к непрерывно текущей, грубо-прогредиент-ной. Распознавание параноидной шизофрении базируется на выявлении расстройств мышления по содержанию в сочетании с нарушениями восприятия. При этом, учитывая ее наибольшую распространенность в сравнении с другими разновидностями болезни, некоторые авторы склонны всю шизофрению (на основании феноменологических, клинико-генетических и антропологических данных) подразделять на параноидную и непа-роидную. И. Соловьева (продолжение следует) |
Современные проблемы учения о шизофрении Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направлений:... Рабочая программа для студентов направлений: 011200. 62 "Физика" (очная форма обучения), 011800. 62 "Радиофизика" (очная форма обучения),... | ||
И форма донесения Информация (донесение) о факте и основных параметрах чрезвычайной ситуации, форма 2/ЧС | И форма донесения (доклада) Информация (донесение) о факте и основных параметрах чрезвычайной ситуации, форма 2/ЧС | ||
Инструкция по заполнению заявок на участие в конкурсе (Форма 2) Запрос... Приложение 4 к форме Предложение по срокам (Календарный план выполнения ниокр) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма урока: эвристическая беседа, практикум «Стадии воспроизводства», групповая форма работы | ||
Очная форма обучения Заочная форма обучения Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма проведения урока: строительство Дома Жизни (форма нравственного воспитания учащихся по технологии Е. И. Ромашковой) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ооо, даты; притяжательная форма существительных; Present Simple, отрицательная форма глагола; вопросительные предложения; способы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школьная форма – обязательная повседневная форма одежды для учащихся во время их нахождения в школе и на официальных мероприятиях... | ||
География. Билет №1 Форма, размеры, движения Земли и их географические следствия. Форма Земли Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)... | Семинарское занятие № Урок как основная форма организации учебного... Раскройте сущность понятий «форма обучения», «урок», «классно-урочная система», «целостный педагогический процесс» | ||
Урок 10 form (форма) заполняемая форма Формы могут содержать широкий диапазон приемов разметки html, включая такие виды полей форм, как однострочные или многострочные текстовые... | Учебно-методический комплекс по дисциплине статистика специальность... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | ||
Программа педагогической практики по специальности «050403. 65 Культурология»... Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 33 с | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направлений:... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направлений: 011200. 62 "Физика" (очная форма обучения), 011800. 62... |