Скачать 129.73 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 8» Московская обл., Каширский м.р. Разработка практико-значимого проекта-конспекта занятия для учащихся 6 класса на тему: ««Дорогами подвига и святости»» Автор: Жолондз В. В., учитель ЗАДАЧИ УРОКА: - усвоение знаний о христианской семье в контексте важнейших исторических событий России; - формирование у кадетов понимания и личностного отношения к сущностным вопросам о смысле и цели жизни человека, о христианском подвиге; - улучшение психологического климата в среде кадетов, формирование атмосферы радостных ожиданий, теплоты, доверия, воспитание эмпатии. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: строительство Дома Жизни (форма нравственного воспитания учащихся по технологии Е.И. Ромашковой) ТЕМА УЧЕБНИКА «ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ»: «НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ЗЕМЛИ РОССИЙСКОЙ». ПОДТЕМА «ЦАРСТВЕННЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ» ОБОРУДОВАНИЕ: - презентация (техническое оборудование); - ролик «Радуйся…» из фильма «Форпост»; - строительные каски; - стройматериалы: «кирпичи», на которых размещены эпиграфы каждого этажа, «раствор» - содержание этажей; - письма родителей, написанные предварительно; - «кровельный материал»: конверты с определениями. ПРИГЛАШЁННЫЕ: Родители кадетов ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПОСОБИЯ:
Ход урока:
Для чего нам жизнь дана – Для еды, питья и сна? Для учёбы и работы, На житейские заботы? Сделать полной чашей дом, Жить спокойно?.. А потом?.. («Смысл жизни» Е. Санин) Вопросы, отражённые в стихотворении, были самыми важными для христиан во все времена. Для чего дана жизнь? Что значит «сделать полной чашей дом»? В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла слова из дневника Святой царицы мученицы Александры Фёдоровны: «Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения, – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие Неба…». Каждый этаж нашего дома будет нести смысловую нагрузку: на примере жизни царской семьи мы построим свой Дом Жизни. Всё готово для строительства. Осталось только выяснить лексическое значение слова «строительство». Лексическая работа. Строительство – возведение зданий, сооружений, жилых домов.
Механизм реализации формы урока. Учитель: Распределим роли: прораб, строители, эксперты госприёмки.
Каким же будет наш этаж? В истории России есть замечательный пример. Жила-была семья: папа-царь Николай Александрович, мама-царица Александра Фёдоровна, четыре дочки-царевны: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия – и сынок-царевич Алексей. Государь жил со своей семьёй в большом красивом дворце. Вставал всегда рано утром. За окошком ещё темно, а Государь уже помолился Богу, попил чаю и работает с письмами и прошениями. (Перекладывая конверты с письмами, рассказывает) Ни одно он не откладывал, не перепоручал своим министрам. У одной учительницы умер муж, осталась она с маленькими детьми – надо ей помочь. Государь тут же пишет бумагу, чтобы послали ей денег. В одной дальней деревне крестьяне просят помощи и совета в устройстве школы для ребятишек и больницы. Опять надо помочь. Один человек обидел другого. Надо выяснить кто прав, кто виноват. Правда похоже на то, как папа разбирает детские ссоры? Потому и прозвали его в народе – царь-батюшка. Много было забот у Государя. Он очень старался хорошо делать своё царское дело. Ведь это Господь поставил его выполнять трудную работу – быть русским царём. А Государь Николай Александрович Христа очень любил. На какой христианской добродетели основан первый этаж? (Любовь) Дети отвечают на вопрос, приводят аргументы.
«Тут люди кротки и добры Живут без скучных пререкании; Их мысли просты, нехитры, В них нет нескромных пожеланий». (К. Случевский) Строим второй этаж. На этом этаже располагаются комнаты девочек. В царской семье было пятеро детей. Но вначале рождались только девочки. Старшая, Ольга, была серьёзной и задумчивой, любила читать. Средняя, Татьяна, всегда мирила сестёр, если они ссорились. Другая сестра, Мария, любила нянчиться с маленькими детьми, была очень нежной и заботливой, как мама. А самая маленькая сестра, Анастасия, росла непоседой, лазала по деревьям, как мальчишка, играла в шумные игры. Сёстры очень любили друг друга. Однажды они составили общее имя, соединив первые буквы своих имён. Получилось смешно и таинственно – ОТМА. Так они подписывали общие письма и подарки. Вы думаете, что маленькие царевны всегда ходили в золотых парчовых платьях и хрустальных туфельках? Вот и нет. Мама-царица не хотела, чтобы девочки важничали перед другими, и никогда не позволяла им этого. Платья у них были самые обыкновенные. Когда девочки вырастали из своёй одежды, её потом носили младшие. Царские дочки всегда были заняты каким-нибудь делом. Вставали рано утром, молились Богу. После завтрака рисовали, шили, вышивали. Потом были уроки: учили несколько языков, занимались музыкой, пением и разными другими предметами, как в школе, только учились на дому. К ним приходили учителя, и мама-царица всегда сидела с ними в классной комнате. После уроков шли на прогулку. Летом играли в прятки, зимой устраивали ледяную гору. После обеда девочки снова брались за уроки. Вечером, после ужина, все собирались за большим столом. В середину стола ставили большую лампу с абажуром, от которого на столе получался светлый круг, будто маленькое солнышко. Мама занималась рукоделием, папа-Государь читал вслух какую-нибудь интересную книжку. Им было хорошо вместе! На каких христианских добродетелях основан второй этаж? (примерные ответы детей, рассуждают: добро, кротость, трудолюбие, если дети затрудняются ответить, им предлагается ещё раз обратить внимание на изречение, размещённое на экране)
(ученица 3. выбирает из «стройматериалов» третий «кирпич» и читает изречение) «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого» (Н. Чернышевский) Этот этаж является женской частью дома и здесь разместился кабинет мамы. Неужели девочки всегда только мирно играли и тихо слушали сказки? Неужели они ни разу в жизни не поссорились? Конечно, ссорились, как все дети. И плакали, и обижались на папу с мамой, и не слушались их. Но мама-царица научила их, как сделать так, чтобы жить мирно и радостно. Вечером перед сном она часто писала дочкам письма. Это были удивительные листочки. (Перебирает листочки, а затем читает их). Прочитав их, девочки почему-то изо всех сил старались исправиться. Наверное, это были особенные письма, с секретом. Давайте попробуем разгадать – в чём секрет? (Читает): «Моя милая маленькая Ольга, старайся быть примером того, какой должна быть хорошая маленькая девочка. Ты у нас старшая и должна показывать другим, как себя вести. Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Когда увидишь кого-нибудь в печали, старайся одарить солнечной улыбкой…» Представляете, как радовалась маленькая Ольга, получая письмо, словно она уже взрослая дама? Девочки писали маме письма-ответы. Вот письмо царевны Татьяны (читает): «Моя дорогая, родная, милая Мама, я прошу прощения за то, что не слушаю тебя, спорю с тобой, что я непослушная. Сразу я никогда ничего не чувствую, а потом ощущаю себя такой грустной и несчастной оттого, что утомила тебя, потому что тебе всё время приходилось мне всё повторять. Пожалуйста, прости меня, моя бесценная Мамочка…» На каких нравственных ценностях основан третий этаж? (примерные ответы детей, рассуждают: взаимопонимание, умение прощать, умение оценить своё поведение) Учитель: Дорогие девочки, ваши мамы тоже написали вам письма, и я с удовольствием вам их передаю. (Письма написаны родителями девочек накануне, в случае отказа родителей принять участие в подготовке урока, учитель может сам написать ребёнку письмо). Есть письма и для родителей, эти письма написали и оформили ребята на прошлом уроке. (Письма передаются родителям). Надеюсь, что и в ваших семьях написание писем станет доброй традицией.
(ученик 4. выбирает из «стройматериалов» четвёртый «кирпич» и читает изречение) «Когда я буду Царем, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтобы все были счастливы» (Цесаревич Алексей) Переходим к строительству четвёртого этажа. Здесь расположились кабинеты, в которых удобно трудиться. Атмосфера таких кабинетов располагает к творческому труду. Когда родился в семье мальчик Алёша, царевич, в Петербурге палили пушки, звонили колокола, чтобы все узнали, что Господь подарил России будущего царя. Какое дивное дитя! Твердят Его учителя. В душе нет ни одной черты, Ни скверной, ни порочной, - Но сколько царской доброты, Ума и благородства! Сердца захватит прочно, С отцом какое сходство! Вот почва для святых семян, - Ликуй же, Русская Земля! Грядет опять прекрасный Царь, - Да будет Русь светла, как встарь! Но вот беда – с самого рождения у мальчика открылась болезнь, которую никак нельзя было вылечить. Лучшие доктора старались помочь ему и не могли. Стоило ему нечаянно ушибиться во время игры, тут же появлялся огромный багровый синяк, без конца текла кровь, которую трудно было остановить, поднималась высокая температура, становилось очень больно. Недели, а то и месяцы приходилось проводить в постели. Но мальчик не отчаивался. Неимоверными усилиями он преодолевал боль и трудился, трудился над собой. Царевич всегда знал, что он вырастит и станет царём, потому что так хочет Бог. Он готовил себя к этому. Он знал несколько языков, много читал, изучал науки. Но главная наука для царя – быть воином, командовать армией, защищать свою землю. Сначала воинскую науку он изучал в играх с оловянными солдатиками, позднее Государь брал его с собой к солдатам. Царевич Алексей участвовал в парадах, общался с простыми солдатами, ел вместе с ними щи да кашу, считая, что нет ничего в жизни вкуснее. А по вечерам пробирался под большим секретом к солдатам в карауле, чтобы послушать песни и сказки. На каких христианских добродетелях основан четвёртый этаж? (Примерные ответы учащихся, рассуждают: терпение, стойкость, мужество, умение добиваться поставленной цели)
Учитель: Вот, кадеты, мы и добрались до последнего этажа, самого главного, и вместе с тем самого сложного в нашем строительстве. (Учитель выбирает из «стройматериалов» пятый «кирпич»). Читает изречение: «Добро сотворишь ты, и те, кто с тобою – вместе с ними заслужишь жизнь вечную; тебе даже больший венец будет, ибо не об одном себе имел попечение перед Богом, но и ближних с собою ввёл в жизнь вечную» (Святитель Николай Сербский). Этот этаж для торжественных мероприятий, праздников. Он представляет собой огромный зал, в котором будут собираться люди, увлечённые одним делом, связанные одной целью, сделать мир лучше, чище, добрее, как этого хочет Господь. К сожалению, кадеты, судьба замечательной царской семьи трагична, история нашей страны трагична. Когда вы станете старше, многое поймёте. Скажу лишь, что к власти в то время рвались люди, нечистые в своих помыслах. Царь Николай не хотел кровопролитий и принял решение ради своего народа отдать свою корону и царский трон. Это время было страшным: голод, убийства, война, беспорядки. Толпы беснующихся уничтожали всё вокруг, даже рушили храмы и убивали священников. Царскую семью арестовали. Много мучений им пришлось выдержать: их унижали конвоиры, морили голодом или приносили пищу, не пригодную к употреблению. Самым тяжёлым для них был запрет на посещение храма. Однажды ночью солдаты выстроили у стены царскую семью и верных их слуг, которые сохранили верность семье, и расстреляли. Всех, и даже маленького Алёшу. Но Царская семья и сегодня помогает нам, мы обращаемся к ней с молитвой: «Святые Царственные мученики, молите Бога о нас!», и они обязательно помогут, ибо добром, сотворенным ими при жизни, заслужили они жизнь вечную. Ученица 5: Но вернёмся к нашему строительству. Торжественный зал ждёт единомышленников. Я объявляю Праздник белого цветка. А случилось всё так. Царица Александра часто посещала госпитали, больницы. Часами просиживала она у коек раненых солдат. Привозила деньги, продукты, цветы. Царица присаживалась на краешек кровати больного, доставала из сумочки шитьё, шила и разговаривала с больным, молилась вместе с ним Богу. Многие больные были заразные, но это не пугало царицу, правда, она скрывала это от мужа и запрещала фрейлинам рассказывать об этом. Царица решила на свои деньги построить в Крыму санаторий для больных. Но где взять столько денег? Каждое лето Царская семья устраивала в Ялте «Праздник белого цветка». Так необычно назвали полезное целебное растение – ромашку. Специально к празднику царица и её дети шили, рисовали, вышивали. А в праздничный день они, надев белые платья и шляпки, отправлялись на берег моря и становились продавцами своих работ. Толпа с желанием покупала их работы. Правда, нарядные дамы удивлялись: как это царские дети не стесняются продавать свои работы, словно какие-нибудь крестьяне. За целый день денег от продажи цветов и рукоделия набиралось довольно много, а за несколько лет после «Праздников белого цветка» собралось столько золотых и серебряных монет, сто их хватило на постройку санатория на самом берегу Чёрного моря. На какой христианской добродетели основан этот этаж? (Ответы детей, рассуждают: милосердие) Учитель: Кадеты, как вы думаете, нужно ли сегодня возродить Праздник белого цветка? Учащиеся рассуждают Учитель: Мне радостно сообщить вам о том, что в наше время этот праздник возрождается, это праздник мира, добра и милосердия. В этот день каждый спешит оказать помощь и поддержку ближнему. Правда, пока он ежегодно проходит на Украине, в Крыму. А столько людей ждут нашей с вами помощи. Ролик «Радуйся…» из фильма «Форпост» ТЕКСТ РОЛИКА: «Cжав зубы до скрипа, сцепив пальцы до хруста, радуйся, ибо ты живешь. Радуйся бирюзе неба и рубиновым лучам рассвета. Радуйся жемчугу капель дождя, потому что по-другому нельзя. Радуйся отчаянной радостью израненного воина. Пусть битва проиграна, но флаг не спущен, и оружие не брошено в грязь, и ты не бежишь с позором, потому что нечем бежать. И остается только стоять насмерть. А когда ничего не осталось, радуйся высшей радостью за ближних своих. Радуйся чужой любви и звонкому смеху не своих детей. Даже когда свинцовые тучи радуйся. В дождь и слякоть радуйся. Радуйся и ликуй, презирая боль, ибо имя тебе Человек» Учитель: Кадеты, два месяца мы работали над созданием ромашек. И вы спрашивали меня: зачем они нужны. Так зачем они нужны? Подсказка: каждый год в школе в рамках Декады добра проходит благотворительная ярмарка. (Ответы детей, рассуждают. Обычно в школе организуется ярмарка, совместно с родителями, дети выставляют на «продажу» свои работы. На приобретённые деньги покупаются вещи для детского дома, реабилитационного центра «Семья» и ЦСО «Забота» (дом инвалидов и престарелых людей). Работы покупаются учителями, родителями, гостями школы. Мероприятие пользуется большим успехом и проводится в течение 4 лет). Изготовление общей поделки: Кадеты прикрепляю т свои ромашки на общее древко, как на фотографии Царской семьи ( см. презентацию)
Прораб: Итак, переходим к последнему, самому важному моменту в нашем строительстве – настилу кровли. Крыша защитит дом и живущих в нём от разного рода неприятностей. Учитель: Урок наш начался со строк: Для чего нам жизнь дана – Для еды, питья и сна? Для учёбы и работы, На житейские заботы? Сделать полной чашей дом, Жить спокойно?.. А потом?.. («Смысл жизни» Е. Санин) Вопросы и задания для беседы: 1. Для чего человеку дана жизнь? Что значит «сделать полной чашей дом»? ( Ответы детей, рассуждения, подвести к мысли «Сделать полной чашей – получить все возможные земные радости». В чём они заключаются?) Поочерёдно на экране на гранях «кровли» появляются добродетели: любовь, милосердие, терпение, добро, трудолюбие и т.д.) 2. Соотнесите два основных понятия «Смысл человеческой жизни» и «Новомученики». Что объединяет эти понятия? 3. Свящённая история свидетельствует и хранит память о том, что было. На основе нового материала, изученного на уроке, определите, что объединяет эти события с событиями темы? Уважаемые гости-эксперты госприёмки (родители), утверждаете ли вы Дом Жизни на сдачу в эксплуатацию?
Кадетам предлагается составить синквейн «Новомученики земли Российской» или «Смысл человеческой жизни» Из детских работ:
Страница 226, выучить стихотворение «Подвиг» |