Методические рекомендации томск 1990





Скачать 247.59 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации томск 1990
Дата публикации24.07.2013
Размер247.59 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации







МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАНННОИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК СССР

ТОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ТОМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник Управления специализированной

медицинской помощи Мин­здрава СССР

_____________А. Н. ДЕМЕНКОВ

«30» XI 1989 г.


ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

С СЕМЬЯМИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Томск - 1990
Настоящие рекомендации подготовлены на основе материа­лов комплексного клинико-эпидемиологического и психологиче­ского исследования с учетом опыта профилактической работы с семьями больных шизофренией в Томском научно-учебно-прак­тическом объединении психиатров.

Информация предназначена руководителям психоневрологи­ческих учреждений, врачам, медицинским психологам и социаль­ным работникам стационарных и амбулаторных служб здравоох­ранения.

Составители: докт. мед. наук Е. Д. Красик, докт. психол. наук Г. В. Заленский, докт. мед. наук Г. В. Логвнновнч, докт. мед. наук А. А. Чуркин, канд. психол. наук И. Я. Стоянова, канд. мед. наук Е. Н. Попова, канд. мед. наук Л. А. Горбацевич.

Рецензенты: член-корр. АМН СССР В. Я. Семке, канд. мед. наук М. И. Петров

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время установлено многообразие влияния семьи на особенности социального и трудового восстановления больных шизофренией и некоторые стороны проявления болезни (Воло­вик В. М., 1987; Мягер В. К., 1985). Психическое заболевание члена семьи вызывает (или усиливает имеющуюся ранее) дисгар­монию семейных взаимоотношений. Складывающаяся при этом структура связей в семье может препятствовать процессу реаби­литации больного. Кроме того, заболевание шизофренией создает сложную ситуацию в семье пациента и может быть декомпенси-рующим фактором для членов его семьи. Этими обстоятельствами и определяется значимость изучения семейного окружения боль­ных шизофренией, степени их участия в судьбе больного, пережи­вания кризисной ситуации в семье.

Настоящее исследование проводилось на эпидемиологической выборке больных шизофренией одного из типичных по структуре населения районов Томска, что позволило получить достоверные данные о семейном положении пациентов и рассчитать объем и на­правленность реабилитационной и профилактической работы.

С учетом того, что различия в клинических проявлениях ши­зофрении могут сказываться на отношении к больным их близ­ких, были изучены две группы семей. Первую группу составляли семьи пациентов обоих полов с непрерывным и приступообразным течением процесса, в клинической картине заболевания которых преобладали галлюцинаторно-бредовые расстройства на всем про­тяжении болезни (параноидная шизофрения). У больных отме­чались выраженные специфические изменения личности.

Во вторую группу входили семьи больных с медленным тече­нием заболевания и постепенным развитием изменений личности, не достигающих глубокого эмоционального опустошения. Клини­чески были представлены позитивные синдромы неглубокого ран­га, ограниченные кругом неврозоподобных, ипохондрических, психопатоподобных, аффективных и паранойяльных расстройств (малопрогредиентная шизофрения). Все больные были в возрасте старше 18 лет.

С целью получения новой информации о семье больного при­менялись клинико-эпидемиологический, клинлко-биографический, социально-психологические методы исследования.

В результате были получены новые данные 6 семьях, в которых проживают больные шизофренией, об отношении родственников к заболевшему члену семьи, степени их участия в судьбе больно­го, переживания близкими сложной ситуации, связанной с психи­ческим заболеванием члена семьи,
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ
Анализ семейного положения пациентов показывает, что 77% больных параноидной и 92% малопрогредиентной шизофренией проживают вместе с родственниками. В родительских и супру­жеских семьях находятся 54% «больных первой группы и 76% малопрогредиентной шизофренией. 55% пациентов из второй группы имеют собственные (супружеские) семьи, тогда как боль­ные параноидной шизофренией проживают вместе с супругами лишь в 27% случаев.

Часть родительских семей больных (43% случаев из первой и 37% из второй групп) были неполными. В этих семьях функ­ции обоих родителей выполнялись преимущественно матерями больных. 10% и 3% больных параноидной и малопрогредиентной шизофренией проживали только с собственными детьми, а 13% и 14% соответственно — в семьях других родственников, куда по­пали в силу случайных обстоятельств или из-за отсутствия роди­телей и супругов. Не имели семьи 23% больных первой группы и 7% больных второй группы.

Данные сравнительного анализа свидетельствуют о более высоких адаптивных возможностях больных малопрогредиентной шизофренией, что проявилось, в частности, в показателях созда­ния и сохранения супружеских семей, меньшего числа одиноких. У больных параноидной шизофренией чаще распадались браки. Большинство больных из обеих групп проживают вместе с роди­телями, менее половины — с супругами и небольшая часть — с дру­гими родственниками. Данные о различных по составу и типоло­гическим особенностям семьях больных необходимо учесть при планировании профилактической работы с ними.

Для организации внебольничной помощи семьям больных нужна информация о наличии в семейных группах других родст­венников с психическими расстройствами. Как отмечают Днепров­ская С. В. (1976), Мягер В. К. (1985), психическое заболевание у членов семьи является противопоказанием к их участию в се­мейной психотерапии. Поэтому семьи, имеющие других больных, нуждавшихся в индивидуализированных реабилитационных про­граммах, были исключены из нашего исследования.

У родственников больных обеих групп отсутствовали грубые патохарактерологические расстройства. У половины из них отме­чались акцентуации шизоидных, эксплозивных, истерических или психастенических черт. Эти лица из ближайшего окружения боль­ных шизофренией составляли абсолютное большинство изучаемой эпидемиологической выборки, на них были ориентированы профи­лактические мероприятия.
ОТНОШЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ОКРУЖЕНИЯ К БОЛЬНЫМ ШИЗОФРЕНИЕЙ
Для успешного решения задач реабилитации работникам психиатрических служб необходимо проводить психокоррекционную работу с родственниками, направленную на формирование адек­ватного отношения к больному. Такое отношение включает:

1. Правильное понимание сущности психического заболева­ния;

2. Готовность к сотрудничеству с психиатрами;

3. Личное участие в судьбе больного.

Степень понимания близкими характера болезненных прояв­лений у члена семьи во многом зависит от уровня их психиатри­ческой грамотности. Анкетирование, которое было проведено среди родственников, касалось предполагаемой оценки заболевания па­циентов, источников медицинской информации, отношения к ду­шевнобольным и к контактам семьи с медицинскими работника­ми. Исследование проводилось в семьях больных с давностью заболевания свыше 10 лет. Получены данные о том, что только в 53% случаев родственники больных параноидной шизофренией состояние 'больного оценивали как проявление психического за­болевания. В 28% случаев психоз расценивался как соматиче­ское или, что бывало чаще, нервное расстройство. Остальные близ­кие (18%) не считали пациентов заболевшими и нуждающимися в помощи психиатров, усматривали в состоянии больных проявле­ния особенностей характера.

Иная оценка сущности заболевания у члена их семьи наблю­далась у родственников больных малопрогредиентной шизофре­нией. Только в 30% случаев представители семейной группы счи­тают, что их родственник болен психическим заболеванием; в 36% предполагают, что это симптомы другого заболевания, чаще всего определяя его как нервное расстройство; в 32% — оце­нивают больного практически здоровым, а его отклоняющееся от норм поведение объясняют характерологическими особенностями.

Более низкие показатели понимания характера психического заболевания родственниками таких больных, по-видимому, связа­ны с особенностями течения заболевания, когда изменения лич­ности больных незначительны, а адаптационные возможности от­носительно высоки.

На понимание особенностей психического заболевания окру­жением больного показывает степень родства с пациентом, принадлежность больного к семейной группе. При этом чем ближе для членов семьи психически больной, тем чаще допускаются ошибоч­ные суждения. Эти закономерности характерны для родственни­ков больных обеих групп. Родители больных чаще, чем другие близкие, оценивают шизофренический процесс как другую бо­лезнь в 42% случаев, а в 29%—на полное отсутствие заболева­ния. Неадекватное представление о сущности заболевания со­ставляет у родителей 71%.

Супруги больных неправильно оценивают характер заболева­ния в 61% случаев (в качестве другой болезни — в 36% и как проявления особенностей характера — в 25% случаен). Более точ­ное представление отмечается у родственников, проживающих с больным в силу внешних обстоятельств. У таких родственников неправильное представление о психическом заболевании их близ­кого наблюдается лишь в 45% случаев.

Неодинаковое понимание характера психического расстрой­ства у представителей разных семейных групп больных, очевидно, обусловлено различной степенью переживания семейной ситуа­ции и связано с образованием психологических защитных реак­ций, снижающих правильность оценки.

Для профилактической работы с семейным окружением необ­ходимо также иметь информацию о том, как меняется оценка род­ственниками состояния больного в связи с давностью заболевания. Для этого членам семьи больного было предложено оценить ха­рактер болезненных проявлений в начале заболевания и на момент исследования. Большинство родственников больных параноидной шизофренией (62% случаев) в первые годы заболевания не вос­принимали их как пациентов психиатрических стационаров. Ро­дители и супруги в 30% и 39% случаев соответственно были склонны думать о соматическом или нервном заболевании, а в 41% и 29% случаев считали, их практически здоровыми.

Среди остальных родственников отмечается большое число лиц, правильно оценивающих состояние больного: 60% опраши­ваемых усматривали в состоянии больных проявления психиче­ской болезни. В целом лишь у половины обследуемых родствен­ников имелась адекватная оценка состояния заболевших членов семьи.

Давая ретроспективную оценку своим взглядам на болезнь члена семьи, большинство опрошенных отметили, что их пред­ставления в связи с давностью заболевания изменились незначи­тельно. Установлена взаимосвязь представлений о заболевании с семейно-ролевым положением родственников. На эти представ­ления не оказывают значительного влияния возраст и образова­тельный уровень членов семьи больного.

Представления о психических заболеваниях у окружения за­болевших формируются под воздействием получаемой информации. Полнота и правильность этих сведений оказывают определенное влияние на отношение к душевнобольным.- Результаты опроса свидетельствуют о том, что в большинстве случаев родственники больного в выборе источников информации пользуются случай­ными сведениями о психических заболеваниях, всего 69% слу­чаев. Из научно-популярной литературы эти сведения были полу­чены в 16% случаев, из медицинских изданий, а также благодаря санитарно-просветительной работе — в 14% случаев.

Выбор источников информации о сущности психических за­болеваний родственниками больных был связан с их образова­тельным уровнем: лица с высшим образованием в два раза чаще пользовались научно-популярной и специальной литературой, по­сещали лекции по медицинской тематике, нежели лица с образо­ванием ниже 8 классов.

Таким образом, выявленный низкий уровень информирован­ности членов семьи больного о психических расстройствах снижа­ет эффективность реализации реабилитационных программ.

Косвенным показателем уровня психиатрической грамотности родственников является стремление скрыть свои контакты с пси­хиатром в связи с болезнью члена семьи от окружающих. Уста­новлено, что половина родителей и супругов больных параноид­ной шизофренией и треть других их родственников скрывают от соседей, знакомых, а иногда от родных факт психического забо­левания члена семьи.

Среди причин, побуждающих скрывать свои контакты с ра­ботниками психиатрических служб, указываются желание огра­дить больного от недоброжелательного отношения, сохранить ре­путацию благополучной семьи или избежать осуждения за род­ство с психически неполноценным. Тенденции к сокрытию психи­ческого заболевания у членов семьи чаще отмечаются у лиц с выс­шим и средним образованием по сравнению с родственниками, у которых образовательный уровень ниже.

Около 45% опрошенных стремятся скрыть от окружающих контакты с медицинскими службами по поводу заболевания ши­зофренией их родственника. Наличие у близких больного правиль­ной оценки сущности психического заболевания отмечено лишь в половине случаев. Низкая информированность о проявлениях болезни, случайный характер этой информации отражается как на сотрудничестве с психиатрическими службами, так и на отно­шении к больному в семье. Только в 42% случаев в семьях боль­ных параноидной шизофренией было обнаружено адекватное (благоприятное) отношение к больному со стороны родственни­ков. В этих семьях родные правильно оценивали, состояние боль­ного, чаще других советовались с психиатрами по поводу лече­ния и его трудоустройства. Члены таких семей старались создать спокойную, доброжелательную обстановку. Больные, проживаю­щие в этих семьях, чаще всего выполняли посильную работу по ведению домашнего хозяйства. Даже при наличии II группы ин­валидности пациенты занимались трудовой деятельностью на од­ном предприятии в индивидуально созданных условиях.

В 58% случаев отношение ближайшего окружения к боль­ным было неадекватным (неблагоприятным). Чаще всего родст­венники принимали незначительное участие в судьбе больного. В таких семьях наблюдались выраженные или скрытые конфлик­ты между членами, в которые вовлекались и больные. Иногда при совместном проживании родственников с пациентами хозяйство велось раздельно. Зачастую родственники использовали любые отклонения в поведении пациента с целью его отделения от семьи и госпитализации. Они избегали сотрудничества с медицинскими работниками, поддерживали контакты лишь на формальном уров­не, плохо выполняли лечебные рекомендации, не заботились о тру­доустройстве больных. В результате лечение больных было несис­тематическим. Пациенты часто меняли места работы либо по­долгу совсем не работали.

Несколько реже среди ближайшего окружения больных от­мечались анозогностическое и гиперопекающее отношение к боль­ным, также относившиеся к неблагоприятным вариантам. При инозогностическом отношении к больному у родственников отсут­ствовало понимание сущности психического расстройства у члена семьи. Отклоняющееся поведение больного трактовалось как осо­бенность характера. Наблюдалась полная или частичная некритичность к бредовым высказываниям пациента. Родственники с недоверием относились к рекомендациям психиатров. Они предъ­являли к больным завышенные требования, переоценивали их воз­можности, отказывались принимать участие в рациональном тру­доустройстве больного. В результате в этих семьях не было ни од­ного больного, продолжающего трудовую деятельность. В отличие от больных, проживающих в семьях с благоприятным к ним отношением, эти пациенты со II и даже III группами инва­лидности нигде не работали.

В семьях с гиперопекающим отношением близких также не было больных, которые бы трудились в индивидуально создан­ных условиях. При таком типе отношения родственники не только неправильно расценивали состояние больного, но и излишне опе­кали его. В некоторых случаях, имея фактически сохранную

трудоспособность, больные также не работали. Родственники стре­мились освободить больных от обязанностей по ведению домаш­него хозяйства. Близкие этих больных поддерживали контакты с участковым психиатром, но в то же время не учитывали их ре­комендации. Они произвольно меняли лечение, назначенное па­циентам, стремились убедить врачей в наличии у их родственни­ка тяжелого соматического заболевания.

Можно утверждать, что неадекватное отношение к больным среди их семейного окружения- делает реабилитационные усилия медицинских работников менее эффективными. Повышение пси­хиатрической грамотности родственников, коррекция их отноше­ния к больным способствует улучшению социального восстанов­ления психически больных.
ОТНОШЕНИЕ РОДСТВЕННИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ
Медико-психологическая помощь семейному окружению больных шизофренией, имеющая целью повышение эффективности ресоциализации пациентов, включает и профилактическую работу с членами его семьи. Семья не может не реагировать на факт психического заболевания одного из ее членов, болезнь которого вызывает (или усиливает) дисгармонию семейных взаимоотноше­ний, способствует повышению нервно-психического напряжения у окружающих. Для представителей семьи больного складывает­ся кризисная ситуация, по-разному переживаемая ими. Опрос род­ственников больных обеих групп показал, что основным психотравмирующим фактором для большинства является факт пси­хического заболевания одного из них. В результате сложившейся семейной ситуации возникают проблемы у членов семьи, кото­рые можно условно разделить на личные, межперсональные и связанные с заботой о больном. Значимость тех или иных се­мейных проблем для родственников обусловлена их семейно-ролевым положением, типом и составом семьи.

Из всех проблем, отражающих кризисную ситуацию, для чле­нов родительской семьи наиболее значимым является факт пси­хического заболевания сына или дочери. Для матерей полных се­мей высокую значимость имеют проблемы, связанные с оказа­нием помощи больному, с недостаточностью опыта общения с ним. У матерей из неполных семей к таким проблемам добавляется недостаточная поддержка родственниками внесемейного окру­жения.

Для мужей больных наиболее значимым является факт пси­хического заболевания супруги и помимо этого — ухудшение из-за больной семейных отношений, а также — недостаточная поддерж­ка родственниками, проживающими вне семьи.

У жен первое место занимают проблемы ухудшения из-за больного семейных отношений, а также семейно-бытовых условий для других представителей. Другие родственники наиболее зна­чимым считают ухудшение бытовых условий для остальных, от­сутствие опыта общения с больным.

Если родителей и мужей в большей степени тревожит судьба заболевшего, то для жен и других родственников самыми важны­ми являются проблемы, связанные с другими членами семьи (судьбы их собственных детей, семейные условия для других, ис­ключая больного). Разная степень заинтересованности в судьбе больного у его родных также находится в прямой зависимости от степени родства с ним.

Отношение близких, больного к семейным проблемам отра­жает и реальные трудности кризисной ситуации, характерные для данной семьи. Таковы вопросы понимания характера болезни у родственника, отношение к его лечению, оценка состояния боль­ного и его возможностей, динамика межперсональных отношений, взаимодействия семьи с родственниками внесемейного окружения. Эти проблемы семьи пациента становятся объектом психологиче­ской коррекции в процессе семейной психотерапии.

В профилактической работе с семейным окружением больных шизофренией необходимо учитывать различные особенности ин­дивидуального реагирования членов семей на психическое заболе­вание родственника. Проведенное исследование показало, что у родственников больного в кризисной ситуации резко возрастает нервно-психическое напряжение, которое проявляется в повышен­ном уровне тревоги. Высокая тревога, сохраняющаяся длительное время, становится декомпенсирующим фактором, вызывающим или усиливающим проявления невротической симптоматики у родст­венников больного.

Изучение проявлений тревоги у семейного окружения боль­ных показывает, что ее уровень резко возрастает в начале процес­суального заболевания у члена семьи. Наиболее высокие показа­тели отмечаются у матерей и жен больных параноидной и малопрогредиентной шизофренией, средние показатели — у отцов и мужей больных, самые низкие — у других родственников. Раз­личия в проявлении тревоги у семейного окружения связаны как с половыми характеристиками членов семьи, так и с ролевой при­надлежностью. По сравнению с другими родственниками матери больных наиболее остро реагируют на факт психического заболе­вания сына или дочери. Но если у матерей больных второй груп­пы уровень тревоги со временем несколько снижается, то у матерей больных параноидной шизофренией показатели тревоги несколько возрастают. Эти тенденции характерны и для других членов семьи больного. Усиление тревоги у родственников боль­ных первой группы и снижение этого показателя у родственников малопрогредиентной шизофренией связано с клиническими особен­ностями заболевания и более высокими адаптивными проявле­ниями у больных второй группы.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМ ШИЗОФРЕНИЕЙ

СРЕДИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ
Важным условием успешной реабилитации психически боль­ных является привлечение семьи к продуктивному участию в про­цессе восстановительного лечения. Медицинским работникам необходимо иметь представление о том, кто из членов семьи за­ботится о больном, как распределяются семейные обязанности, связанные с болезнью представителя семьи.

Результаты проведенного исследования показали, что самое активное участие в судьбе - больного принимают один или несколь­ко представителей данной группы либо родственники внесемейного окружения. Наиболее оптимальным вариантом является участие двух близких пациента. Такие члены семьи были 'названы «опеку­нами» и их «помощниками».

Опекуны — родственники больного, занимающие ведущие по­зиции в семье в отношении больного и организующие других членов для участия в его судьбе.

Помощники — близкие, содействующие опекунам в отноше­нии больного.

К обязанностям опекуна относится формирование семейного климата, благоприятствующего больному, продуктивное сотрудни­чество с психиатрами, готовность выполнять их рекомендации, т. е. создание условий в семье, способствующих успешной реабилита­ции. Помощники оказывают поддержку опекунам, помогают за­ботиться о больном.

В семьях изучаемой выборки при распределении обязанно­стей по уходу за больным его родственников наблюдалась взаимо­связь с семейно-ролевой принадлежностью, степенью родства с больным, характером внутрисемейных отношений.

В большинстве родительских семей больных параноидной ши­зофренией (98% случаев) опекунами являлись матери больных. Их основными помощниками в полных семьях были отцы — в 36% случаев; взрослые дети—15%; родственники из внесемейного окружения — 18%. Не имели помощников 27% матерей. В непол­ных семьях все матери выполняли обязанности опекунов. Их помощниками были: отцы, проживающие отдельно — в 4% случаев; дети — 41%; другие родственники — 23!; помощники отсутствова­ли— 14%. Высокий показатель числа матерей, выполняющих обя­занности в отношении заболевших, свидетельствует об участливом отношении к больному, об ответственности за его судьбу.

Очевидны различия в положении матерей из полных и непол­ных семей, касающиеся родственников, которые помогают забо­титься о пациенте. Матери, проживающие.вдвоем только с боль­ным, чаще прибегают к услугам близких, живущих отдельно. Хотя и в полной родительской группе отцы не всегда являлись основными помощниками, положение опекунов относительно ока­зываемой им поддержки было более высоким.

Низкий уровень взаимодействия между опекунами и их помощ­никами отмечался во многих семьях. В частности, среди родителей удовлетворенность опекунов деятельностью помощников состав­ляла 58% случаев.

В собственных семьях больных распределение обязанностей у супругов мужского и женского полов было неодинаково. Мужья чаще, чем жены выполняют обязанности опекунов (78% и 40% соответственно) последние в большинстве становятся помощни­ками (в 22% и 53% случаев).

Значительное влияние на супружеские семьи больных шизо­френией оказывают родители больного, независимо от совместного или раздельного проживания с ним. Степень участия родителей в судьбе больного и выполнения обязанностей опекуна более вы­сока в семьях с супругами женского пола. В таких семьях роди­тели занимают ведущие роли в отношении заботы о больном — 53% случаев. Мужья больных чаще отводят родителям роли своих помощников — в 37%; основная забота о больном осуществляется в этих семьях родителями лишь в 26% случаев. Помогают супру­гам и другие родственники внесемейного окружения.

Показатели широкого взаимодействия с супругами больных других близких необходимо учесть при организации профилакти­ческой работы с родственниками. О важности укрепления межсемейных связей, уровень которых остается невысоким, свидетель­ствует низкая удовлетворенность супругов-опекунов деятельностью помощников — 30% случаев.

Матери больных проявляют высокую активность в ролях опе­кунов и помощников как в родительских, так и в супружеских семьях — 95% случаев. Большинство из них добровольно берут на себя заботу о больном, они более активны по сравнению с дру­гими представителями семьи при сотрудничестве с медицинскими работниками при осуществлении реабилитационных программ.

При распределении обязанностей по уходу за больными малопрогредиентной шизофренией между близкими характерны тенден­ции, свойственные родным первой группы. При этом родственни­кам свойственна меньшая осознанность нужности выполнения функций опекуна и помощника в семье душевнобольного. Поэтому профилактические программы для членов таких семей должны включать работу с родственниками, направленную на более ак­тивное участие в судьбе заболевшего.

В случаях проживания пациентов обеих групп вместе с дру­гими родственниками последние принимали на себя обязанности опекунов. Но в отличие от родителей или супругов больных забота э нем осуществлялась по необходимости, а не по доброй воле, что отрицательно сказывалось на больном. О невысоком участии в судьбе больных этих родственников свидетельствует отсутствие у них помощников, как в кругу собственной семьи, так и вне его.

Нередко отсутствие близких, помогающих опекунам заботить­ся о больных, в силу разных причин встречается и в родитель­ских, и в супружеских семьях. Опекуны, не имеющие поддержки в лице помощников, испытывают повышенное нервно-психическое напряжение. Им приходится выполнять повышенные нагрузки, обычно распределяемые между несколькими членами семьи. Для этого профилактическая работа с семейным окружением больных шизофренией должна содержать направление по организации помощи одиноким родственникам больных, а также коррекцию взаимодействия между членами семьи и родными из внесемейного окружения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С СЕМЕЙНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ БОЛЬНЫХ
Результаты изучения отношения близких к заболевшему пси­хическим заболеванием члену семьи, а также к сложным семей­ным обстоятельствам, вызванным этим фактом, позволили обос­новать формы и методы профилактической работы с родственни­ками. Профилактика осуществляется в структуре внебольничной помощи (психоневрологический диспансер) в кабинете медико-психологического консультирования членов семьи больного. Наш опыт работы показал, что в состав такой службы должны входить психотерапевт, медицинский психолог и социальный работник, которые занимаются вопросами семейной диагностики и психо­профилактической помощи близким, ведут соответствующую до­кументацию. Непосредственные сотрудники консультативной службы работают в тесном контакте с участковыми психиатрами, с реабилитационными бригадами, решающими проблемы трудо­устройства больных, с представителями стационаров.

С помощью участковых психиатров, которые также являются сотрудниками семейной консультации, совместно разрабатывают­ся программы профилактической работы с семьями больных. Такие программы включают индивидуальные и групповые формы работы с родственниками.

При индивидуальной работе врач имеет возможность инструк­тировать родственников, как им следует реагировать на те или иные семейные события, разрешать частные проблемы и конфлик­ты. Однако при такой форме положительный эффект, выражаю­щийся в изменении поведения родственников в семье, основывает­ся только на авторитете врача.

Уже накоплен опыт работы психотерапевтов с группой, со­стоящей из родителей и других родных разных пациентов, так на­зываемые «родительские собрания» (Воловик В. М. с соавт., 1978; Штыпель А. М., 1984). Эти и другие формы работы с семья­ми больных получили название семейной психотерапии. Под этим понимается система методов направленного изменения взаимо­связанных отношений, складывающихся в семье и обнаруживаю­щих значимую связь с болезнью, лечением и социальным восста­новлением больного (Воловик В. М., 1973—1984).

Семейная психотерапия включает анализ структуры семьи, особенностей взаимодействия, причин семейного конфликта. В первой стадии, получившей название семейной диагностики, анализируются вышеназванные факторы, создавая необходимые условия для построения психотерапии, .реализующейся во вто­рой— коррекционной стадии.

Суть психологической коррекции заключается в анализе и перестройке характера установок и ожиданий в отношении больного со стороны членов семьи. Поэтому одной из задач психо­лога является представление врачу сведений о дезадаптирующих проявлениях в семье, снижение их актуальности и выработка у родственников мотивации для формирования позитивных взаимо­отношений.

Длительность общения психотерапевта с семьей может быть различной: от единичной консультации до продолжительного контакта, включающего поддерживающую психотерапию.

Профилактические программы работы с семейными группами содержат несколько направлений. Этот сбор информации о семьях больных, формирование групп для оказания психотерапевтической помощи. Показателями для включения родственников в группу являются низкая эффективность реабилитационных мероприятий у больного, связанная с нарушениями взаимоотношений в семье, конфликтные отношения между близкими, неблагоприятное от­ношение родственников к больному, проявления дезадаптации у членов семьи, обусловленные психическим заболеванием одного из них.

Другое направление составляют семьи, нуждающиеся в перио­дической консультативной помощи в связи с возникающими проб­лемами межперсонального общения и воспитания.

К функциям медицинского психолога кабинета семейного кон­сультирования относится диагностика и коррекция семейных от­ношений, что осуществляется с помощью психологических методов, а также координация деятельности медицинских работников, на­правленной на профилактическую работу с семьями психически больных.

Участковые врачи в специально отведенное время (дни профи­лактики) вместе с другими представителями службы семейного консультирования коллегиально решают вопросы, связанные с объ­емом и направленностью необходимой профилактической помощи семьям больных.


ПРОГРАММЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПОМОЩИ

СЕМЕЙНЫМ ГРУППАМ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ
С учетом особенностей отношения семейного окружения па­циентов к кризисной ситуации (осведомленность родственников о характере заболевания, отношения к больному, особенностям взаимоотношений между членами семьи, индивидуального реаги­рования в сложной ситуации) строится профилактическая работа.

Помимо психокоррекционной работы с семьями больных, ко­торая проводится в кабинете семейного консультирования, такие программы включают патронаж (консультативную помощь в до­машних условиях), а также привлечение родственников из внесемейного окружения к осуществлению помощи семьям психически больных. В такой помощи больше всего нуждаются одинокие род­ственники, особенно пожилого возраста (матери, супруги, дру­гие родственники).

Предлагаемые программы составлены с учетом семейно-ролевого положения близких больного. Эффективность профилакти­ческой работы определяется снижением эмоционального напря­жения у членов семьи и повышением их активного участия в судь­бе больного.

Для матерей больных из неполных семей проводится весь комплекс мероприятий, который содержит консультативную помощь в домашних условиях и психокоррекционную работу. К нему относятся:

1. Улучшение взаимодействия матерей с родственниками, по­вышение действенности оказываемой поддержки опекунам больных.

2. Обучение матерей общению с больным. Ознакомление с особенностями проявления шизофрении.

3. В случаях отсутствия других родственников, проживающих в той же местности, рекомендуется улучшение консультативной помощи на дому.

В полных родительских семьях профилактическая работа на­правлена на усиление взаимодействия между родителями, созда­ние благоприятного семейного климата, обучение общению с пси­хически больными. Профилактика содержит следующие направ­ления;

1. Ориентация матери на роль опекуна.

2. Обучение отцов общению с больным и ориентация на роль помощника.

3. Консультативная помощь по вопросам воспитания, общения в семье.

В супружеских семьях больных важный аспект работы за­ключается в формировании сочувственного отношения к больному, улучшении его положения в собственной семье.

1. Обучение супругов общению с больным.

2. Улучшение взаимодействия с родителями или лицами вне-, семейного окружения, помогающими семьям больных.

3. Усиление активности близких в плане помощи супругам больных.

4. Консультативная помощь по вопросам воспитания детей. Работа с другими родственниками прежде всего связана с активизацией их участия в судьбе больного, благоприятного к нему отношения, изменения положения пациента в семье.

1. Обучение выполнению обязанностей опекуна.

2. Привлечение других близких к оказанию помощи опекуну.

3. Консультативная помощь по значимым для членов семьи проблемам.

Эти программы профилактической работы с семейным окру­жением больных шизофренией являются ориентировочными для сотрудников медико-психологической службы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профилактическая работа с семьями больных шизофренией требует объединения всех медицинских работников, осуществляющих реабилитационные программы. Развитие амбулаторных форм медицинского обслуживания психически больных предпола­гает понимание врачами особенностей социального окружения па­циентов, а также умение управлять внутрисемейными процессами в целях реабилитационного лечения и профилактической помощи близким. Такие возможности повышения эффективности работы психиатрических служб появляются в связи с организацией новой формы медико-психологической помощи семьям больных — каби­нета семейного консультирования.

Создание консультативной службы в структуре психоневро­логического диспансера способствует улучшению медицинского обслуживания психически больных, снижению эмоционального напряжения у родственников больного.
Приложение
ОПРОСНИК УЧАСТИЯ В СУДЬБЕ БОЛЬНОГО
1. Кто из членов Вашей семьи или других родственников больше других заботится о больном?

2. Кто из родственников помогает заботиться о больном?

3. Нуждаетесь ли Вы в помощнике?

4. Удовлетворены ли Вы своей деятельностью по оказанию помощи больному?

5. Удовлетворены ли Вы деятельностью Вашего помощника?

6. Назовите основную причину, побуждающую Вас заботить­ся о больном?
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ПРОБЛЕМАМ
Инструкция: Какие из перечисленных проблем являются для Вас наиболее значительными? Распределите их по сте­пени значимости в порядке ее убывания. Дайте ко­личественную оценку каждой из проблем по трех­балльной системе (максимальная оценка — 3 балла, минимальная — 1 балл).

1. Психическое заболевание члена семьи.

2. Ухудшение собственного самочувствия.

3. Ухудшение из-за больного семейных отношений.

4. Неправильное поведение других членов семьи по отноше­нию к больному.

5. Нарушенные отношения между членами семьи, из-за ко­торых страдает больной.

6. Отсутствие (или недостаточность) помощи со стороны чле­нов семьи по уходу за больным.

7. Неудовлетворенность проявлением собственной заботы о больном.

8. Недостаточность собственного опыта общения с больным.

9. Недостаточная поддержка родственниками из внесемейного окружения.

10. Ухудшение семейно-бытовых условий для других членов семьи в связи с появлением больного.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Воловик В. М., Гайда Л. В., Коцюбинский А. П. Исследование семьи и семейная психотерапия при шизофрении. — В кн.: Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978, с. 20—31.

2. Горбунова Л. Н., Варламов Э. В., Ломаченков А. С. Нарушения внутри­семейных отношений у больных шизофренией и пути их коррекции. — В кн.: Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980, с. 42—47.

3. Амбрумова А. Г., Постовалова Л. И. Семейная диагностика в суицидоло­гической практике. Метод, рекомендации. М., 1983, 50 с.

4. Штыпель А. М., Коцюбинский А. П. «Родительские собрания» как форма семейной психотерапии в системе ранней реабилитации больных шизофренией. В кн.: Ранняя реабилитация, психически больных. Л., 1984, с. 104—109.

5. Логвинович Г. В. Социально-трудовая адаптация больных приступообраз­ной шизофренией. — Дис. .д. м. и. — М., 1987.

6. Профилактическая работа с семьями больных шизофренией. Методические разработки. — Томск, 1987, 18 с.

Сдано в набор 15.01.90.

Подписано к печати 28.05.90. Формат 60x84

усл. пл. 1,16. Заказ 5017. Тираж 500.

Типография издательства «Красное знамя», г. Томск, пр. Фрунзе, 103,

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации томск 1990 iconУченые записки. Выпуск Сборник научных трудов Западно-Сибирского...
Руководство для работников приемных пунктов предприятий химической чистки и крашения (утв. Минбытом рсфср 20. 06. 1990)
Методические рекомендации томск 1990 iconТрасологические экспертизы нетрадиционных следов человека методические рекомендации Барнаул 1990
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Методические рекомендации томск 1990 iconРекомендации классным руководителям по правовому воспитанию Пгт Юрья
Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным...
Методические рекомендации томск 1990 iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по пм 01
Гривцова С. Л. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по пм 01 мдк 01. 01 Право социального...
Методические рекомендации томск 1990 iconМетодические рекомендации по освоению учебного материала 24 пояснительная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации томск 1990 iconНаписание и оформление
Написание и оформление контрольных, рефератов, курсовых и дипломных работ [Текст]: методические рекомендации / сост. Е. Б. Колмакова,...
Методические рекомендации томск 1990 iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации томск 1990 iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации томск 1990 iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации томск 1990 iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации томск 1990 iconМетодические указания по определению численности бурого медведя (1990...
Брошюра: Методические указания по определению численности бурого медведя. – М., 1990. – 32 с
Методические рекомендации томск 1990 iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации томск 1990 iconФакультет технологии и предпринимательства
Фтп (рефераты, курсовые и выпускные квалификационные (дипломные) работы) : методические рекомендации для студентов факультета технологии...
Методические рекомендации томск 1990 iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации томск 1990 iconМетодические рекомендации к изучению курса «Обществознание 10-11кл»....
Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под ред. Л. Н. Боголюбова
Методические рекомендации томск 1990 iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной работы Томск, 2015
Учебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск