Психологическая готовность к школе





Скачать 121.96 Kb.
НазваниеПсихологическая готовность к школе
Дата публикации28.12.2014
Размер121.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Психологическая готовность к школе

Психологическая готовность к школе это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного. Интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Много лет в психолого-педагогической литературе ведутся споры относительно того, стоит или не стоит готовить дошкольников к обучению в школе, к переходу от игровой к учебной деятельности. Аргументом в пользу необходимости подготовки детей еще в дошкольные годы к освоению некоторых самых главных учебных умений служит все возрастающее число первоклассников, не способных справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Эта проблема является комплексной, затрагивающей не только образовательную систему, но и здравоохранение, так как нервно-психические перегрузки сказываются и на соматическом, и на психическом здоровье детей, которое, по мнению многих медиков, имеет тенденцию к ухудшению.

Определение психологической готовности

Существуют различные взгляды на определение готовности к обучению. Тем не менее большинство ученых признают тот факт, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимым и достаточными для обучения качествами.

По мнению крупнейшего американского психолога и специалиста по детской психодиагностике А. Анастази (1,53), школьная зрелость связана с овладением умениями, знаниями, способностями и мотивами, которые необходимы для оптимального уровня усвоения школьной программы. Известный детский психолог Й. Шванцера (14,73) считает, что школьная зрелость это достижение определенной ступени в развитии, на которой дошкольник может принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению в школе Й. Шванцера выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л.И. Божович еще в 1950-х годах отмечено, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович (2,122) выступает особое новообразование внутренняя позиция школьника, которое включает в себя познавательную потребность и потребность в общении на новом уровне.

Аналогичных взглядов придерживался А.В. Запорожец (9), считавший, что готовность к обучению в школе представляет собой целую систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной. Аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д. идеи этого подхода находят отражение в работах Н.И. Гуткиной (8,176), где также подчеркивается определяющая роль мотивации в готовности детей к школьному обучению. Особое внимание автор уделяет произвольности, слабое развитие которой рассматривается как основная предпосылка трудностей, возникающих при школьном обучении.

В работах Л.А. Венгера и А.Л. Венгера (6,192), Д.Б. Эльконина (15,64) в качестве важнейших параметров психологической готовности детей к обучению называются следующие: наличие предпосылок к формированию учебной деятельности (умение ориентироваться на систему правил, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу), определяемых достижением нового уровня психической регуляции; развитие наглядно-образного и логического мышления, мотивационной и эмоциональной сфер личности.

Структура готовности к школе

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: личностная готовность, интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность, физическая готовность.

  • Физическая готовность

Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья, зависящие от многих обстоятельств, в том числе от пренатального развития, генотипа и темпа физиологического созревания. Оценка состояния здоровья детей при их поступлении в школу строится на многих параметрах физического развития и наличия хронических болезней.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на ор-ганизм ребенка: изменение привычного распорядка дня, систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сидения за партой, пребывание в большом и шумном коллективе сверстников требует значительного напряжения умственных и физических сил первоклассника. Физическое развитие и состояние здоровья ребенка составляют фундамент школьной деятельности.

Для оценки общего физического развития следует обратить внимание на соответствие роста, веса ребенка и других характеристик возрастным нормам, выяснить, нет ли у ребенка недостатков в развитии зрения и слуха, наличие заикания или других невротических проявлений, а также определить праворукость или леворукость. Очень важным показателем готовности к школе является развитие мелкой моторики руки. Недоразвитие моторных функций руки может привести к отставанию в овладении письмом и трудностям в выполнении практических действий на уроках труда и рисования.

Физическое здоровье ребенка тесно связано с его психическим развитием. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

  • Интеллектуальная готовность

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Важным компонентом интеллектуальной готовности является развитие речи ребенка. В этом возрасте развивается связная монологическая речь. Её специфика, в сравнении с разговорной, состоит не только в том, что в ней должны строго соблюдаться нормы литературного языка, но и в том, что построение развернутого высказывания требует гораздо большей произвольности, осознанности. У ребенка также должна быть достаточно выражена познавательная активность.

Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

дифференцированное восприятие;

аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

логическое запоминание;

интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

При изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе в отечественной психологии акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития психических процессов. Так, Л.И.Божович писала:

... усвоение любого учебного предмета предполагает наличие у ребенка способности выделить и сделать предметом своего сознания те явления действительности, знание о которых он должен усвоить. А это обязательно требует определенного уровня дифференцированности восприятия, концентрации внимания и определенного уровня обобщения [2,34].

  • Личностная готовность

Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы мотивов поведения, а также умения произвольного управления своим поведением. В подготовительной группе дети начинают ощущать роль самых старших в детском саду. Задача педагога - объединить развивающееся у детей чувство взрослости с мотивом хорошо подготовиться к школе. Единая перспектива будущего поступления в школу становится социально значимым мотивом, обеспечивая общность переживаний, стремлений и интересов ребят. На этом фоне происходит формирование важных черт личности будущего первоклассника: развиваются элементы самосознания, самооценки, самоуважения, растет стремление быть самостоятельным, получить признание окружающих, т.е. формируется внутреннее желание стать школьником.

Поведение ребенка становится осознанным и может быть описано схемой захотел - осознал - сделал. Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д., но возможности осознания у ребенка семилетнего возраста еще очень ограничены. Это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений. Новый уровень самосознания, возникающий на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является основой для формирования внутренней социальной позиции .

Появление в сознании ребенка стремления быть школьником и учиться в школе является показателем того, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. В широком смысле эту позицию можно определить как систему потребностей и стремлений, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность: Я хочу в школу!.

  • Эмоционально-волевая готовность

Такая форма предполагает определенный уровень развития эмоциональной-волевой сферы ребенка. К началу обучения в школе у него должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания), на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. У детей формируется произвольность как способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью. Появление принципиально новых возможностей саморегуляции предполагает не только развитие эмоционального контороля, но и переход от внешней регуляции поведения к внутренней (когда оно становится внутренне осмысленным) и установление соподчинения мотивов поведения.

Волевая регуляция поведения человека в ее наиболее развитом виде - это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением, заключающееся в преодолении внутренних и внешних препятствий. Волевое поведение отличается тем, что всегда опирается на сознательно поставленную цель и не отклоняется от нее под давлением случайно возникших обстоятельств. В безвольных действиях цель часто и непредсказуемо может меняться. К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. Если младший дошкольник действует по схеме захотел - сделал, то к старшему дошкольному возрасту поведение детей приобретает элемент осознанности: захотел - осознал - сделал. У ребенка должны быть сформированы понятия надо, можно, нельзя, на основе которых формируются такие важные свойства личности, как дисциплинированность, ответственность, аккуратность.

Эмоционально-волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учеба и режим школьной жизни. Буквально с первых дней обучения в школе требования к личности и поведению ребенка, которые обусловливаются позицией школьника, ставят учащегося перед необходимостью управлять своим поведением, умственной деятельностью, эмоциями, быть дисциплинированным, уметь организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем, в течение урока сидеть за партой, слушать педагога и следовать его требованиям, проявлять терпение в овладении учебными действиями, стремиться преодолевать трудности и достигать хорошего результата в учебной деятельности, неуклонно соблюдать правила культуры поведения во взаимоотношениях с учителем и сверстниками, аккуратно обращаться со школьными принадлежностями. Подготовка к выполнению этих высоких требований перспективно осуществляется в процессе длительной, целенаправленной воспитательной работы с дошкольниками в детском саду.

  • Специальная готовность

Спешность обучения детей, поступивших в первый класс школы, во многом определяется наличием у них определенных специальных умений:

речевые знания и умения: знание букв, умение читать, звуковой анализ слова, построение фраз, словарный запас, фонематический слух, звукопроизношение;

графические навыки: правильное обращение с пишущими предметами, правильное расположение и ориентировка на листе бумаги, владение различными способами штриховки, штриховка контурных изображений не заезжая за контур, рисование по точкам и клеточкам, копирование рисунков по клеточкам, дорисовывание незаконченного рисунка и т.д.;

математические знания и представления: счет в пределах 10 (прямой и обратный), состав числа, решение простых арифметических задач на сложение и вычитание, представление о геометрических фигурах, пространственные представления.

Развитие речи старшего дошкольника идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет большое значение для последующего овладения грамотой. На основе развития фонематического слуха, т.е. умения выделять и правильно дифференцировать звуки родного языка, совершенствуется произношение, умение анализировать звуковой состав слова. К концу дошкольного возраста у ребенка должна быть сформирована развернутая фразовая речь, грамматически оформленная, включающая в себя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с употреблением необходимых предлогов и союзов. Зна-чение слова должно быть понято точно: слово должно вызывать у ребенка правильное и достаточно обобщенное представление о предмете, свойстве или отношении, которое оно обозначает. К старшему дошкольному возрасту фонематический слух достигает такого уровня развития, что ребенку становится доступным звукобуквенный анализ слова, а значит, и овладение чтением, письмом.

На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка. К шести-семи годам он составляет около 14 000 слов. По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Речь ребенка отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью. Увеличивается количество обобщающих слов. Параллельно ребенок овладевает умением сочетать слова в предложениях по законам грамматики.

Основной причиной трудностей в овладении навыком письма чаще всего бывает недостаточная подготовленность детской руки к такой напряженной работе. Некоторые родители, предвидя трудности, заставляют детей писать в школьных прописях, и чем труднее ребенку дается письмо, тем больший объем задания с него требуется. Такой подход может навредить ребенку, так как процесс письма в его представлениях будет прочно связан с негативными эмоциями. В дальнейшем такие дети пытаются избежать по возможности ситуаций, где надо писать. Они отказываются заполнять дневники, не выполняют письменные домашние задания, не любят сочинения, изложения, рефераты, и не потому, что им нечего сказать, а потому, что это надо записывать. Обучать ребенка писать буквы по-письменному до школы не рекомендуется, однако следует формировать интерес к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму.

Для успешного начала школьного обучения, усвоения математических знаний, обучения письму и чтению первокласснику необходимо владеть зрительным анализом, что доказал в своих исследованиях А.Р. Лурия. Только на основе зрительного анализа (вычленения всех элементов, их сравнения, нахождения сходства и различия) возможны целостное восприятие буквенного знака (в русском алфавите много букв, схожих по своему начертанию, состоящих из одних и тех же графических элементов, различно расположенных в пространстве: Н-П-И, 3-В, 3-Е, Б-Р-В, Ц-Щ, Ш-Щ). При обучении чтению для анализа звучащей речи предполагается применение зрительно воспринимаемых схем и моделей.

Заключение

Стоит заметить, что детский организм и психика ребенка обладают большим адаптационным ресурсом, опираясь на который можно создать адекватную систему подготовки дошкольников к обучению в школе. При этом следует учитывать, что возраст от 3 до 7 лет характеризуется высокой чувствительностью как к эмоциональному фону воспитания и обучения, так и к физическим нагрузкам, а также разнообразию среды и сенсомоторных действий. Необходимым условием организованной в детском саду системы формирования умений, позволяющим безболезненно переходить на учебную деятельность в начальной школе, следует считать игровую, а не классно-урочную форму занятий, а также постоянный психологический контроль над возможной интеллектуальной перегрузкой детей старшего дошкольного возраста.

В шесть лет системы организма ребенка созрели почти настолько, что могут выдержать уже даже высокие нагрузки, необходимые для школы, как нервные, так и физические. Целью занятий с детьми является коррекция индивидуально отстающих психических функций и процессов с опорой на способности и задатки ребенка. Только в последний год пребывания ребенка в детском саду, в подготовительной группе, возможна организованная форма классно-урочных занятий с дошкольниками, которые должны быть встроены в привычный ребенку уклад жизни и знакомое окружение. Главным требованием адекватной подготовки дошкольников к освоению начал учебной деятельности необходимо считать контроль утомления детей во время этих классно-урочных занятий и сохранение интереса детей к ним. Все это возможно соблюсти в полной мере только в том случае, если овладение учебной деятельностью происходит в детском саду, а не в стенах школы, а также при наличии в дошкольном образовательном учреждении психологической службы, призванной следить за психо-эмоциональным состоянием воспитанников и не допускать их переутомления.

Психологическая готовность к школе это сложное, комплексное образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного детства. Недостаточный уровень развития какого-либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствует о недостатках развития ребенка в предшествующий возрастной период.

Организованный и высоко профессиональный образовательный процесс в детских садах позволяет не только относительно успешно подготовить детей к переходу к школьной жизни, но и обеспечивает возможность выбора адекватной для ребенка школы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологическая готовность к школе iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая готовность ребенка к школе (с практикумом)
Психологическая готовность к школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для успешной адаптации к школе, успешного усвоения программы необходимо, чтобы ребенок «созрел». Важна психологическая готовность...
Психологическая готовность к школе iconПсихологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление
Различные подходы на определение психологической готовности к школьному обучению
Психологическая готовность к школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На сегодняшний момент ребенку не достаточно дать определенный запас знаний и представлений (научить считать, писать, читать). На...
Психологическая готовность к школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наши дети скоро пойдут в школу. Их ждет знакомство с новой учительницей, с новыми друзьями, а порой и собеседование. Часто у родителей...
Психологическая готовность к школе iconПсихологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет»
Психологическая готовность к школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Балашова Е. С. – «Двигательная и психологическая готовность детей к овладению трудовой деятельностью.»
Психологическая готовность к школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Балашова Е. С. – «Двигательная и психологическая готовность детей к овладению трудовой деятельностью.» зачтено
Психологическая готовность к школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все о ней слышали. Все знают, что это какая-то важная штука, которую...
Психологическая готовность к школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мотивация учащихся на изучение данной темы, внутренняя готовность, психологическая организация внимания
Психологическая готовность к школе iconПсихологическая подготовка детей к школе
В такой суматохе и спешке родителям даже невдомек, что подготовка детей к школе – это еще и эмоциональный настрой ребенка, который...
Психологическая готовность к школе iconПсихологическая готовность к егэ автор статьи: Олеся Чуча, ведущий...
...
Психологическая готовность к школе iconРеферат Тема: Психологическая готовность к школьному обучению
Создаются определенные правила игры, которым дети стараются следовать. Темы игр различны, но преобладают обычно семейные роли (мама,...
Психологическая готовность к школе iconСтатья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба
Охватывает весь период обучения ребенка в школе
Психологическая готовность к школе iconOcr by rsi ua
В этой повести нет приключений. Повесть эта — психологическая. Она психологическая не потому, что про псов. Да и пес-то в ней только...
Психологическая готовность к школе iconТесты, помогающие выявить готовность ребенка к школе
Программа предназначена для создания и проведения тестов позволяет вести учет успеваемости учащихся


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск