Скачать 377.24 Kb.
|
На правах рукописи__________________ ЖОЛУДЕВА Светлана Васильевна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПЕРИОДА ВЗРОСЛОСТИ Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Ростов-на-Дону2009Работа выполнена на кафедре детской психологии Педагогического института Южного федерального университета
Защита состоится «28» ноября 2009 г. в 9 часов 30 минут на заседании диссертационного совета Д 212.208.27. при Южном Федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М.Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного Федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148. Автореферат разослан «26» октября 2009 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент: Г.Н.Юшко ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность. Несомненно, актуальным является исследование психологической готовности к браку. Изменения, происходящие в современном мире (технократизация, демократизация, эмансипация, индивидуализация и др.), привели к тому, что наблюдается изменение отношения к роли семьи и брака в жизни человека. Все чаще молодые люди задаются вопросом: «вступать в брак, создавать семью или нет?». И в основном они предпочитают решать свои профессиональные проблемы, откладывая семейную жизнь. Как альтернатива традиционному браку появились новые формы отношений и виды браков (гостевой брак, «гражданский» брак, брак на время и т.д.). Это также связано с трансформациями самой семьи как социального института. Меняется иерархия функций, которые выполняет семья и каждый ее член. Современные исследования [Дружинин В.Н., Шнейдер Л.Б., Карабанова О.А., Андреева Т.В., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., Дубровина И.В. и др.] показывают, что в настоящее время хозяйственно-бытовая, экономическая, сексуально-эротическая и детородная функции не являются основными, на первый план выходят психологическая и воспитательная функции семьи. Они являются основой гармоничных семейных взаимоотношений. В отечественной психологии нам не удалось обнаружить исследований, посвященных изучению психологической готовности к браку. Большинство работ выполнено исследователями-педагогами, изучающими не саму готовность, а процесс подготовки и условия формирования готовности к браку и семейной жизни. Психологическая же готовность рассматривается как один из видов общей готовности (физиологической, социальной, нравственной, педагогической, этической и др.) к браку и семейной жизни [Сысенко В.А., Сизанов А.Н., Гребенников И.В. и др.]. В последние десятилетия в связи с актуальностью проблем, связанных с семьей и семейными отношениями, появились психологические исследования, посвященные изучению готовности к началу половой жизни [Ивченкова Н.П., Ефимова А.В., Аккузина О.П.], готовности к усыновлению [Красницкая Г.С.], готовности к родительству [Овчарова Р.В.], готовности к материнству [Мещерякова С.Ю., Овчарова Р.В., Филиппова Г.Г. и др.], готовности к отцовству [Овчарова Р.В., Демчук Н.А., Спиваковская А.С. и др.]. До недавнего времени считалось, что человек, достигший определенного возраста, автоматически готов к вступлению в брак и созданию семьи, поэтому все исследования выполнены на людях юношеского возраста, а в современном обществе средний брачный возраст продолжает увеличиваться, возрастает и число поздних и повторных браков. Поэтому актуальным является исследование психологической готовности к браку на разных этапах периода взрослости. В психологической литературе не определено понятие психологической готовности к браку как отдельного феномена и не изучены особенности данного вида готовности на разных этапах периода взрослости. Соответственно существующие определения психологической готовности к браку и выделенные компоненты не раскрывают сущность понятия в эмпирическом плане. В связи с этим возникает необходимость в изучении психологической готовности к браку на разных этапах периода взрослости. Цель исследования – изучить особенности психологической готовности к браку на разных этапах периода взрослости. Объект исследования – взрослые лица, не состоящие в браке. Предмет исследования - психологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости. Гипотезы исследования:
Теоретические задачи:
Методические задачи:
Эмпирические задачи:
Методологическую основу исследования составили положения о социокультурной детерминации развития личности [Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.], принцип системности в изучении личности [Ананьев Б.Г., Ломов Б.Ф., Мясищев В.Н.]. Теоретическую основу исследования составили: основные психологические концепции семьи [Акивис Д.С., Алешина Ю.И., Андреева Г.М., Антонов А.И., Голод С.И., Дружинин В.Н., Ковалев С.В., Кон И.С., Овчарова Р.В., Орлов Ю.Б., Пезешкиан Н., Спиваковская А.С., Сатир В., Эйдемиллер Э.Г. и др.]; отечественные традиции консультативных технологий работы с семьей [Алешина Ю.И., Захаров А.И., Личко А.Е., Спиваковская А.С., Эйдемиллер Э.Г. и др.]; структурная, коммуникационная и стратегическая модели работы с семьей [Бендлер Б., Ватславик П., Герни Б., Гриндер Д., Гринштейн С., Минухин С., Сатир В., Сельвини Палаззоли М., Хейли Д.]; концепция Л.Я.Гозмана по развитию эмоциональных отношений в семье; концепции удовлетворенности браком мужчин и женщин [Андреева Т.В., Бакулина Ю.А., Шишкина О.В.]. Методы и конкретные методики исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: метод обзорно-аналитического исследования философской, психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме; метод теоретического моделирования; общенаучные (анкетирование, измерение); собственно психологические – стандартизированные самоотчеты: модифицированная методика - методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» [Алешиной Ю.Е., Гозмана Л.Я., Дубровской Е.М.], опросник «Измерение установок в супружеской паре» [Алешиной Ю.Е.], опросник А.Н.Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке», методика Е.Б.Фанталовой, авторский опросник - «Мотивационная готовность к браку», авторский опросник «Представления о себе и брачном партнере»; методы логической обработки (анализ, синтез, обобщение, сравнение) и математической обработки (критерий нормальности Колмогорова-Смирнова, ранговый коэффициент корреляции Спирмена, критерий U-Манна-Уитни, критерий Краскала-Уоллеса, коэффициент Кронбаха, корреляционный анализ, дискриминантый анализ, факторный анализ) полученных данных. Достоверность и надежность. Был уточнен и теоретически обоснован понятийный аппарат исследования, а также определены критерии операционализации понятий в эмпирическом исследовании. В ходе исследования были подобраны и разработаны методики для реализации поставленных задач и эмпирического изучения проблемы. Результаты проведенного исследования обрабатывались корректными статистическими компьютерными программами; осуществлена предварительная апробация авторских методик и были проверены их психометрические характеристики. Достоверность и надежность полученных данных обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, междисциплинарным подходом и рассмотрением проблемы, корректным использованием методов сбора и обработки эмпирического материала; многоаспектностью теоретического анализа данных, включающего систематизацию, историко-культурный, этнопсихологический и собственно психологический анализ. Эмпирическая база исследования. Для решения поставленных эмпирических задач к исследованию было привлечено 422 человека. Все испытуемые составили три разновозрастных выборки: – 17-20 лет (147 человек), 21-40 лет (171 человек), 41-60 лет (104 человека). К тому же каждая выборка была разделена на две по половому признаку. В ходе обработки полученных данных производилась деление общей выборки на группы в соответствии с поставленными задачами. Основные положения, выносимые на защиту:
- высокий уровень психологической готовности к браку характеризуется достаточной степенью сформированности всех компонентов. Ведущими компонентами являются представления о супружеской иерархии и супружеских отношениях. На данном уровне сформированности готовности к браку имеет место следующая иерархия компонентов: представления о супружеской иерархии, супружеских отношениях, ценностные ориентации, брачная мотивация, супружеские установки и ожидания; - средний уровень психологической готовности к браку характеризуется высокой степенью сформированности таких компонентов как брачная мотивация, супружеские установки и ожидания, средней степенью сформированности ценностных ориентаций и низкой степенью сформированности таких компонентов как представления о супружеской иерархии и супружеских отношениях. На данном уровне иерархия компонентов следующая: брачная мотивация, супружеские установки и ожидания, представления о супружеской иерархии, супружеских отношениях и ценностные ориентации; - низкий уровень психологической готовности к браку характеризуется средней степенью сформированности ценностных ориентаций и низкой степенью сформированности таких компонентов как брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях. На данном уровне иерархия компонентов следующая: брачная мотивация, супружеские установки и ожидания, ценностные ориентации, представление о супружеских отношениях и супружеской иерархии;
Научная новизна исследования:
Теоретическая значимость исследования. В работе проанализированы существующие в отечественной и зарубежной психологии теоретические подходы к рассмотрению конструкта «психологическая готовность»; систематизированы имеющиеся теоретические и эмпирические исследования, раскрывающие содержательные характеристики готовности к браку и семейной жизни. Показано, что психологическая готовность к семейной жизни и психологическая готовность к браку – разные по объему понятия; построена и эмпирически подтверждена модель психологической готовности к браку. Психологическая готовность к браку рассмотрена как личностное образование, представляющее собой систему взаимосвязанных элементов, эмпирически выделены и проанализированы уровни психологической готовности к браку и факторы, влияющие на ее формирование. Выявлены и описаны особенности психологической готовности к браку на разных этапах периода взрослости. Проанализированы факторы психологической готовности к браку. Практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы практическими психологами в процессе консультативной работы в системе как добрачного, так и семейного консультирования. Результаты работы могут быть использованы при проведении тренингов и семинаров, направленных на оказание помощи в подготовке к браку и выработке эффективных стратегий поведения в супружеских отношениях, прогнозировании проблем и трудностей будущей семейной жизни, в своевременной их профилактике и коррекции. Полученные результаты могут представлять интерес для будущих исследователей психологической готовности к браку и семейных отношений. Материалы диссертации могут стать основой для проведения просветительской работы в системе среднего и высшего образования, курсов подготовки старшеклассников и студентов к семейной жизни. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курсов и спецкурсов по психологии семейных отношений. Апробация работы. Теоретические и эмпирические положения исследования были обсуждены на заседании кафедры детской психологии и организационной психологии ПИ ЮФУ. А так же теоретические и эмпирические результаты исследования были представлены на студенческой научной конференции [2005], XXIX психолого-педагогических чтениях Юга России [2005], десятых Димитриевских образовательных чтениях [2005], конференции «Когнитивная психология образования: проблемы и перспективы» [2006], третьей Международной научной конференции «Психологические проблемы современной семьи» [2007], IV Всероссийском съезде Российского психологического общества [2007]. По результатам диссертационного исследования был разработан и внедрен спецкурс «Психология супружеских отношений». Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 печатных работ, общим авторским объемом в 2,3 усл. п. л., из которых 1 работа – в издании, рекомендованном ВАК для публикации кандидатских диссертаций. Структура работы. Диссертация состоит из введения; трех глав; заключения; библиографического списка использованной литературы, включающего 253 источника, из них 20 - на иностранном языке, и 33 приложения. Объем основного текста диссертации составляет 180 страниц. Работа содержит 21 рисунок и 15 таблиц. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновывается актуальность; определяется цель, объект, предмет и задачи исследования; формулируются гипотезы и положения, выносимые на защиту; освещаются методологические предпосылки исследования, используемые методы и методики; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы. Первая глава «Основные теоретические подходы к исследованию конструкта «психологическая готовность» посвящена анализу различных контекстов использования понятия «психологическая готовность». В ней показано, что понятие «готовность» используется исследователями в различных областях науки: биологии, физиологии, психологии и педагогике. Отмечено, что различные авторы вкладывают разные значения в понятие «психологическая готовность», иногда трудно сопоставимые друг с другом. В современной психологической науке существует два основных уровня анализа при использовании понятия «психологическая готовность»: методологический и предметный. С методологической точки зрения данное понятие предстает в контексте понимания человека как самоорганизующейся системы. Данный уровень анализа позволяет говорить о системной детерминации различных видов готовности человека. Здесь готовность связывается с изменением образа жизни и, соответственно этому, – изменением образа мира, а потому готовность предстает как сложное психологическое образование, ведущее к системным изменениям (самоорганизации) как личности в целом, так и ее образа жизни [Клочко В.Е., Краснорядцева О.М., Галажинский Э.В., Гилёва И.О., Тепленева И.А., Шептенко О.Б. и др.]. В теории открытых самоорганизующихся психологических систем, разрабатываемой данными авторами, имеются методологические основания, позволяющие представить готовность как проявление самоорганизации человека. Второй уровень мы условно назвали «предметным», так как он предполагает использование понятия «психологическая готовность» в качестве некоторого особого деятельностного или, шире – поведенческого состояния готовности. На данном уровне анализа исследователи, как правило, изучают особенности психологического содержания и психологической структуры конкретных видов готовности. В отечественной психологии сложилось две основные традиции изучения психологической готовности. Это различные аспекты готовности к различным видам деятельности (чаще всего профессиональной), а также различные аспекты готовности в контексте возрастных изменений личности. Первое направление – преимущественно деятельностное. Здесь рассматривается готовность человека к различным видам деятельности (трудовой, спортивной, научной, военной, педагогической, управленческой и др.). В рамках деятельностного направления за эти годы проявляется два основных подхода к трактовке феномена «психологической готовности» человека к деятельности. Первым предпринял попытку классифицировать все теории исследования психологической готовности А.Д.Ганюшкин. Он разделяет их на функциональный и личностный подходы. Представители функционального подхода рассматривают готовность к деятельности как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное ее выполнение. В русле этого подхода выполнены исследования А.Ц.Пуни, Н.Д.Левитова, Е.Л.Ильина, М.Г.Гагаевой, Л.С.Нерсесяна, В.Н.Пушкина, Ф.Генова и многих др.. В рамках второго, личностного подхода, «психологическая готовность» рассматривается как неотъемлемый и существенный компонент развития личности в целом [Савченко Е.А., Гурьев В.Т., Санжаева Р.Д. и др.]. Психологическая готовность человека к деятельности интерпретируется как интегральное личностное образование, имеющее специфическую структуру и включающее разнообразные компоненты, среди которых выделяются: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционально-поведенческий как совокупность умений, навыков и личностных качеств, адекватных требованиям, содержанию и условиям деятельности. Изучение психологической готовности к деятельности как личностного образования имеет свою историю [Романова Е.С., Кудрявцева Т.Б., Давлекамова Г.В., Платонов К.К., Орлова Е.А. и др.]. В рамках второго направления психологическая готовность рассматривается в возрастном аспекте, где ее характеризует стремление ребенка к новому и, значит, более взрослому положению. В психологии накоплен значительный эмпирический материал, в котором категория «психологической готовности» исследуется, прежде всего, в связи с возрастными периодами, содержательно отражая их психологическую специфику. В период дошкольного и школьного возраста изучаются психологическая готовность к школе [Гетцера Г., Керна А., Штребела С., Йирасек Я., Bronfenbrenner U.A., Zazzo et al R., Bruncr J.S., Божович Л.И., Запорожец А.В., Коломинский Я.Л., Кравцова Е.Е., Тарунтаева Т.В., Журова Л.Е., Славина Л.С., Сайбулаева Д.Г., Копытина М.Г., Эльконин Д.Б., Гуткиной Н.И., Солдатова Д.В., Лисина М.М. и др.], психологическая готовность к взрослости [Божович Л.И., Дубровина И.В., Драгунова Т.В. и др.] и психологическая готовность к самоопределению в раннем юношеском возрасте [Пряжников Н.С., Митина Л.М., Борисова Н.М., Божович Л.И., Фарапонова Э.А., Умнева С.В., Гинзбург М.Р., Дубровина И.В., Максимова В.Н. и др.]. Следующий параграф посвящен анализу психологических особенностей личности в период взрослости. Показано, что основное психологическое содержание взрослости связано с процессами самоопределения и самореализации личности, на пути достижения ею «акме» – вершины личностного и духовного развития. В процесс самоопределения личности авторы включают в качестве значимого элемента формирование способности к близости с другим человеком, а также, связанное с этой способностью вступление в брак, создание семьи и воспитание детей. Наиболее сензитивным возрастом для вступления в брак является ранняя взрослость, то есть, возраст от 25 до 30 лет. В связи со сказанным логично предположить, что готовность к браку является одной из важнейших возрастных особенностей, свойственных ранней взрослости. Отдельный параграф посвящен анализу психологической готовности как личностного образования в период взрослости. В акмеологических исследованиях рассматривается, преимущественно, готовность человека входить в новую жизненную реальность, как отражение деятельного способа его существования в мире в любом, особенно взрослом возрасте. Психологическая готовность как личностное образование человека в контексте периода взрослости рассматривается, преимущественно, с точки зрения готовности к разным аспектам семейной жизни. К этим видам готовности обычно относят: готовность к началу половой жизни [Ивченкова Н.П., Ефимова А.В., Аккузина О.П., 1999], готовность к браку и семейной жизни, готовность к родительству [Мещерякова С.Ю., 2000; Овчарова Р.В., 2003], готовность к материнству [Мещерякова С.Ю., 2000; Овчарова Р.В., 2003; Филиппова Г.Г., 2001 и др.], готовность к отцовству [Овчарова Р.В., 2005; Демчук Н.А., 2006; Спиваковская А.С. и др.], готовность к усыновлению [Красницкая Г.С., 1997]. Проведенный анализ позволил выдвинуть некоторые предположения. Первое из них, в основе которого лежат представления Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина, заключается в том, что по мере развития личности, на этапе перехода от одного возрастного этапа к другому, формируется соответствующий вид психологической готовности либо к освоению нового вида деятельности, либо к формированию нового типа социальных отношений. В этой связи можно выделить последовательно возникающие новообразования, связанные с переходом к новому возрастному этапу развития: готовность к школе, готовность к взрослости, готовность к самоопределению, готовность к началу половой жизни, готовность к браку и семейной жизни, готовность к родительству, готовность к материнству, готовность к отцовству и др.. При этом психологическая готовность выступает как особый вид возрастного новообразования, имеющего собственное психологическое содержание, соответствующее тому, или иному возрастному периоду. В этой связи психологическая готовность к каждому виду деятельности или социальных отношений имеет собственное психологическое содержание. Вторая глава «Теоретические подходы к исследованию психологической готовности к браку» посвящена построению теоретической модели психологической готовности к браку. На основе проведенного теоретического анализа мы сформулировали определение психологической готовности к браку и сконструировали ее модель, состоящую из нескольких взаимосвязанных компонентов. Под психологической готовностью к браку мы понимаем особое личностное образование, представляющее собой сложную многоуровневую систему, основными компонентами которой являются супружеские ценности, брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях. При этом мы предположили, что уровень психологической готовности к браку на разных этапах периода взрослости определяется уровнем сформированности и структурной организацией ее компонентов. Основными факторами, влияющими на психологическую готовность к браку, являются возраст человека, его пол, наличие постоянного партнера и опыта совместной жизни. Эмпирической проверке данных предположений и посвящена последняя третья глава диссертационного исследования «Эмпирическое исследование психологической готовности к браку на разных этапах периода взрослости», в котором описываются методы, и ход эмпирической части исследования. |
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая готовность ребенка к школе (с практикумом) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Балашова Е. С. – «Двигательная и психологическая готовность детей к овладению трудовой деятельностью.» | ||
Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление Различные подходы на определение психологической готовности к школьному обучению | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Балашова Е. С. – «Двигательная и психологическая готовность детей к овладению трудовой деятельностью.» зачтено | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мотивация учащихся на изучение данной темы, внутренняя готовность, психологическая организация внимания | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи, средства, методы тренировки, применяемые на этапах подготовительного периода | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для успешной адаптации к школе, успешного усвоения программы необходимо, чтобы ребенок «созрел». Важна психологическая готовность... | Темы рефератов по дисциплине "Этнопсихология" Готовность к преодолению трудностей во взаимоотношениях специалиста и клиента разных этнокультурных групп | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На сегодняшний момент ребенку не достаточно дать определенный запас знаний и представлений (научить считать, писать, читать). На... | Психологическая готовность к егэ автор статьи: Олеся Чуча, ведущий... ... | ||
Психологическая готовность к школе Интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств... | Реферат Тема: Психологическая готовность к школьному обучению Создаются определенные правила игры, которым дети стараются следовать. Темы игр различны, но преобладают обычно семейные роли (мама,... | ||
Общая трудоемкость дисциплины Дисциплина «Возрастная психология» имеет целью рассмотрение многообразия составляющих психического развития и их взаимосвязи на разных... | Ocr by rsi ua В этой повести нет приключений. Повесть эта — психологическая. Она психологическая не потому, что про псов. Да и пес-то в ней только... | ||
Использование тестовых заданий на разных этапах урока Крылова Татьяна Юрьевна, учитель химии муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №33 им. К. Маркса... | План мероприятий Недели молодого специалиста в моу сош №16 в сроки с 14 ноября по 18 ноября Показать различные формы работы с электронными источниками на разных этапах урока |