Скачать 251.84 Kb.
|
На правах рукописиЧЕРНОВА Анастасия Александровна ОСОБЕННОСТИ ВЗРОСЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Ростов-на-Дону 2006 Работа выполнена на кафедре психологии развития и акмеологии Ростовского государственного университета Научный руководитель: доктор психологический наук, профессор Скрипкина Татьяна Петровна Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Лабунская Вера Александровна кандидат психологических наук, доцент Кокуев Алексей Аркадьевич Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Защита диссертации состоится «28» декабря 2006 года в 12 часов 30 минут на заседании диссертационного совета К-212.208.09 при Ростовском государственном университете по адресу: 344038,г.Ростов-на-Дону, пр.М.Нагибина, 13 факультет психологии, ауд.222 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовского государственного университета по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, д.148 Автореферат разослан «28» ноября 2006 года Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. ЮшкоОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования обусловлена тем, что в связи с нестабильной социально-экономической ситуацией в стране постоянно трансформируется система взаимодействия человека с миром и с самим собой. При этом роль самого человека как субъекта активности постоянно возрастает. Подростковый возраст является сензитивным для становления всех структур личности. Именно в этот период определяется путь вхождения во взрослую жизнь. Поэтому подростку необходимо выстраивать конструктивное взаимодействие с миром и с самим собой. За последнее десятилетие наблюдается неуклонный рост числа детей и подростков, имеющих родителей, но по разным причинам оставшихся без их опеки и попечительства. В стране ежегодно выявляется более 100 тыс. детей-сирот. Взросление детей происходит только при активном взаимодействии их со взрослыми. Поэтому негативное влияние сиротского образа жизни на процесс социализации и индивидуализации детей, оставшихся без попечения родителей, а также существенные изменения в обществе, которые повлияли на становление позиции взрослых по отношению к подростку, все это приводит к необходимости поиска новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний различных социальных институтов. Несмотря на то, что существует большое количество исследований в области психологии развития личности подростков, особенности взросления остаются до сих пор недостаточно изученными. В истории отечественной психологии можно проследить различные позиции на проблему развития. Одни трактовали «развитие», исходя из основных положений, заложенных в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин и определяли его прежде всего через формирование новообразований и смены ведущих видов деятельности. В последние годы произошел сдвиг в понимании движущих сил психического развития ребенка, которое осмысливается с точки зрения процесса «самодвижения» личности (А.Б. Орлов, Ю.М. Орлов и др.), причем в активном взаимодействии с другими (А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.). Но каким образом развитие взаимосвязано с взрослением, что эти понятия объединяет, что различает, остается неясным. Понятие «взросление» в психологической литературе до настоящего времени нигде специально не определяется (за исключение работ Д.И. Фельдштейна и Н.Е. Харламенковой), но используется часто в связи с проблемой обретения чувства взрослости подростками (И.В. Дубровина, Т.В. Драгунова, И.Ю. Кулагина, Д.Б. Эльконин и др.). Практически все работы отечественных психологов (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин), посвященные изучению детей и подростков, связаны с выявлением конкретных закономерностей, определённых изменений на разных возрастных этапах, на раскрытие общих принципов развития. В то же время в психологии до сих пор остаются недостаточно теоретически и эмпирически изученными характеристики, структура, психологические механизмы процесса взросления. Исследования, посвящённые проблеме взросления (Д.И. Фельдштейн, Н.Е. Харламенкова), показали: четкого понимания данного феномена до сих пор не найдено. По мнению исследователей, взросление происходит либо в период детства и характеризуется как двуединый процесс социализации и индивидуализации (Д.И. Фельдштейн), либо в процессе онтогенеза человека и определяется как результат осознания того, что происходит в ходе развития (Н.Е. Харламенкова). Но при этом оба автора отмечают, что на взросление важнейшее влияние оказывает взаимодействие развивающейся личности с ближайшим социальным окружением - преимущественно взрослыми. В этой связи рассмотрение доверия взрослеющего подростка с окружающими взрослыми в качестве одного из важнейших механизмов взросления подростков представляется исключительно важным моментом, поскольку в психологической литературе в процессе становления личности оставались неясными «стержневые» характеристики взросления. В отечественной психологии Т.П. Скрипкина впервые выделила феномен доверия в качестве самостоятельного предмета исследования. В последнее время исследования, посвященные изучению данного феномена, переходят на качественно новый уровень анализа, характеризующийся единством интерсубъективного (доверительные отношения к другим) и интрасубъективного (мера доверия к себе). Поскольку доверие является одним из важнейших факторов социализации личности, изучение его роли на различных этапах онтогенеза позволяет полнее осмыслить роль социальных факторов в развитии личности, а также выявить взаимосвязи и взаимопереходы интрасубъективного и интерсубъективного в становлении личности как самостоятельного суверенного субъекта активности. Проблема особенностей взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях и имеющих разный опыт доверительных отношений с близкими взрослыми, не была предметом специального изучения. К моменту взросления подростки, воспитывающиеся в разных социальных условиях, имеют разный опыт доверительных отношений. А как известно из литературных источников, именно в подростковом возрасте происходит некоторое уравнивание, «сглаживание» развития и в целом взросления. Таким образом, рассмотрение особенностей взросления во взаимосвязи с опытом доверительных отношений приобретает особую значимость в теоретическом и в практическом планах, чем и определяется актуальность исследования. Актуальность проблемы и ее недостаточная проработанность в рамках психологии развития предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования – изучение особенностей взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях и имеющих разный опыт доверительных отношений с близкими взрослыми. Объект исследования – подростки, воспитывающиеся в разных социальных условиях. Предмет исследования – особенности взросления подростков, воспитывающихся в семье, вне семьи и без семьи. Сформулированные цель, объект и предмет исследования, обусловили его задачи. Задачи исследования.Теоретические:
Методические:
Эмпирические:
Гипотезы исследования:
Методы и конкретные методики исследования.
Теоретико-методологическую основу работы составили концепции развития личности, разработанные отечественными и зарубежными авторами (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, А.Маслоу, Э.Эриксон и др.); концептуальные подходы, раскрывающие специфику личностного и социального взросления (Д.И. Фельдштейн, Н.Е. Харламенкова); работы в области изучения системы отношений человека (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, С.Л.Рубинштейн); концепция о доверии как социально-психологическом явлении (Т.П. Скрипкина); принцип развития (Ю.И. Александров, Л.И. Анциферова, А.В. Брушлинский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский); принцип субъекта (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн); принцип активности (А.В. Петровский, В.А. Петровский). Научная новизна работы и теоретическая значимость.
Практическая значимость заключается в том, что проведенные в данной диссертационной работе теоретические и эмпирические исследования феномена доверия позволяют полнее понять механизмы взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. Теоретические положения и эмпирические выводы создают основу для более обоснованной психологической работы с подростками, воспитывающимися в разных социальных условиях Разрабатываемый подход позволяет создавать и реализовывать эффективные программы психопрофилактики и психокоррекции взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. Выявленные типы взросления позволяют адекватно выстраивать психолого-педагогическую помощь и поддержку детям на этапе взросления. Материалы проведенного исследования могут быть включены в лекционные циклы по возрастной психологии и психологии развития, а также на их основе возможно создание спецкурсов по психологии взросления. Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в течение трех лет (2004-2006 гг.) в школах №20, №103 г. Ростова-на-Дону, а также в детском доме №10 г. Ростова-на-Дону и детском доме г. Батайска. В исследовании принимали участие 184 подростка. Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены тщательной методологической проработкой категорий взросления, развития и доверия, всесторонним анализом проблемы; использованием комплекса надежных и валидных методик, адекватных целям и задачам исследования; соблюдением норм и правил психологического исследования; корректным применением методов математической статистики. Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
Апробация работы. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психология развития РГУ (2003-2006г.); на «Неделе науки» (РГУ, 2004-2006гг.); Третьей Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь двадцать первого века – будущее Российской науки» (Ростов-на-Дону, 12-13 мая 2005г.); Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» ( 12-15 апреля 2006г.) Публикации: по теме диссертации опубликовано 7 печатных работ. Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы из 223 источников (из них 13 на иностранных языках), приложения. ОСНОВНОЕ СОЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обосновывается актуальность, определяется цель исследования, его предмет, объект; формулируются гипотезы и задачи; обосновываются используемые методики; раскрывается новизна, теоретическая и практическая значимость работы; формулируются положения, выносимые на защиту. Первая глава посвящена научно–теоретическому анализу особенностей доверительных отношений как фактора взросления. В первом параграфе анализируются теоретические подходы к пониманию феномена доверия отечественных и зарубежных авторов. Феномен доверия рассматривается в философии как этическая категория морали. В социологической теории доверие рассматривается как культурный код общества, разделяемые ценности, переходящие в социальный капитал (Э.Дюркгейма, Р.Патнэм, Ф.Фукуямы, П.Штомпки); форма знания, использующаяся для решения проблем информационного дефицита в ситуации принятия решения (Г. Зиммель, А.Щюц); рационализированный способ решения проблем рисков, определенный вид инвестиций (Н. Луман); стабилизация ожиданий в условиях возрастания ролевой сложности (А. Селигменом). В отечественной социальной психологии Т.П. Скрипкина впервые выделила феномен доверия в качестве самостоятельного предмета исследования, в основе которого лежит положение о том, что доверие играет роль системообразующего фактора в процессе взаимодействия человека с разными сторонами мира, в том числе и с другими людьми. Концепция, разработанная Т.П. Скрипкиной, позволила открыть новые перспективы в изучении проблемы доверия. В настоящее время доверие рассматривается как явление, присутствующее в различных сферах человеческих взаимоотношений и выполняющее в них весьма важные функции. Особенности доверия и доверительных отношений, их функции, их влияние на процессы взаимодействия и общения людей в разных общностях и на разных этапах онтогенетического развития изучается в рамках социальной психологии (С.Г.Доставалов, И.В.Балуцкий, Г.А. Агуреева, И.С.Ломаковская), педагогической психологии (В.А.Дорофеев, Н.Е.Гульчевская), юридической психологии (А.А.Кокуев) и психологии развития (О.В.Голубь, Е.П.Крищенко, А.В.Полина, А.В.Роженко, О.Г.Фатхи). Следующий раздел теоретической части исследования посвящен анализу проблемы взросления и ее связи с особенностями выраженности доверительных отношений. Анализ предметной области понятия «взросление» позволяет констатировать, что в отечественной психологической науке не расставлены тонкие грани различий (за исключением некоторых работ Н.Е. Харламенковой, Д.И. Фельдштейн, в которых делаются попытки определения этих понятий) между понятиями «развитие», «личностное развитие», «взросление». Д.И. Фельдштейн определяет взросление как динамический, двусторонний процесс социализации и индивидуализации, при котором индивид воспроизводит в своей деятельности приобретенное социальное, что в дальнейшем обеспечивает формирование новой социальной позиции, а также соответствующие возможности осуществления себя как действенного субъекта. Н.Е.Харламенкова определяет взросление как результат осознания того, что было достигнуто в ходе развития. Если развитие соотносится с ведущей деятельностью, то взросление сопоставимо с задачами деятельности. По мнению автора, «взросление» указывает на достижения личностью определенного уровня дифференциации Я-Другой путем реализации на данной возрастной стадии соответствующих задач. При рассмотрении взросления как динамического процесса важно определить, что является условием освоения, присвоения индивидом социального и реализации своих возможностей, утверждение и формирование себя как субъекта. Мы считаем, что таким условием является доверие, имеющее двухполюсную природу. Результатом социализации-индивидуализации, как составных моментов взросления, является степень социальной зрелости растущего человека, т.е. накопление им в себе социального как человеческого свойства и осознание индивидом своих возможностей, которые он может в дальнейшем реализовать самостоятельно. В этой связи мы считаем, что взросление означает достижение относительной свободы и обретение ответственности за свои поступки, что выражается в относительно стабильно выраженной мере доверия к себе. Поэтому уровень доверия к себе может служить одним из показателей взросления. Так как именно доверие к себе можно считать условием существования личности как субъекта активности, способного к самостоятельной постановке целей и самостоятельного решения определенного круга проблем. На основе проделанного теоретического анализа литературы нами сконструирована теоретическая модель взросления, в которой системообразующим фактором является соотношение уровня выраженности доверия к себе и доверия к другим. Исходя из целей исследования, подростковый возраст может быть рассмотрен как кульминационный период взросления, чему и посвящен следующий раздел теоретической части. Психологические характеристики подросткового возраста занимают большое место в теоретических и эмпирических работах зарубежных и отечественных психологов. Специфика личностного развития в данный период осмысливалась в рамках различных направлений зарубежной психологии: культурно антропологическом (М. Мид, Р.Бенедикт), биогенетическом (Вернер, Кро), психоаналитическом (З.Фрейд, А.Фрейд, Салливен, Трайон), когнитивном (Ж.Пиаже, Р.Лазарус), социально психологическом (А.Адлер, У.Брофенбреннер), биографически–описательном (Т.Томэ, Ш.Бюлер) и других частных концепций (теории поля К.Левина, формирования идентичности Э.Эриксона и др.). В отечественной психологии к осмыслению и изучению особенностей развития подростка обращались Л.И. Божович, Л.С.Выготский, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, и др. Исследователи акцентировали внимание на выделение задач развития в период взросления, на характеристику качественных изменений в сфере общения. Отечественными психологами (С.В. Березин, К.С. Лисецкий) подростковый возраст исследуется и характеризуется в аспекте двух периодов социализации человека: во-первых, как граница детства; во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей. Поэтому период старшего подросткового возраста авторы определяют как период взросления. На основе теоретического анализа мы пришли к выводу, что подростковый возраст есть кульминационный период взросления, так как является сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, становления его мировоззрения, той жизненной позиции, которая в дальнейшем будет реализовываться человеком. Последняя, заключительная часть теоретического обзора посвящена анализу роли семьи в формировании доверительных отношений. Многими авторами (Г.А. Ковалев (1993), В.Д. Семенов (1993), М. Черноушек (1989), S.M. Mashler (1985) и др.) отмечается важнейшая роль ближайшего социального окружения, прежде всего семьи в формировании индивидуально-психологических особенностей человека. Дефицит общения с родителями, недостаток близких в пространственном отношении (физическом и психологическом) тактильных и эмоционально насыщенных контактов с ними самым негативным образом влияет на взросление подростков. И если с самого детства у ребенка были неудовлетворенны базовые психологические потребности в эмоциональной безопасности, любви, принятии и понимании, то это предопределяет формирование неадаптивных моделей доверительных отношений. Прошлый опыт доверия к другим взаимосвязан с таким внутриличностным образованием как доверие к себе, уровень выраженности которого становится относительно постоянным и устойчивым в подростковом возрасте. А.Г. Ковалев (1993), Н.Н. Моисеев (1990), М. Черноушек (1989) и др. отмечали, что необходимо рассматривать вопрос об освоении ребенком социального пространства, которое реализуется главным образом, в результате прошлого опыта его межличностных контактов с родителями и воспитателями. Осознание прошлого опыта происходит именно в подростковом возрасте. Последнее положение дало нам возможность выдвинуть предположение о том, что в этот период подросток переосмысливает свои прошлые и настоящие взаимоотношения со значимыми другими, и от этого зависит, по какому типу взросления «пойдет» дальнейшее развитие. Во второй главе «Организация и ход эмпирического исследования. Основные задачи, методы и методики эмпирического исследования» описаны основные гипотезы и процедуры исследования, дана характеристика выборки и способов обработки данных, представлены методы и конкретные методики изучения доверительных отношений, индивидуально-психологических особенностей подростков, субъективных представлений подростков о взаимоотношениях в семье и стилях воспитания родителей. Выборка исследования состояла из трех эмпирических групп: подростки, воспитывающиеся в семье, вне семьи и без семьи. В исследовании принимали участие 184 подростка обоего пола. При формировании выборки исследования учитывались социальные условия воспитания подростков: первая группа – воспитание в полной семье; вторая группа – наличие отца и матери, но воспитывающиеся вне семьи, в детском доме, начиная с раннего подросткового возраста; третья группа – подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома с раннего возраста. В третьей главе «Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях» анализируются результаты эмпирического изучения особенностей взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. Определяется роль доверительных отношений в процессе взросления. Первый раздел посвящен анализу результатов изучения особенностей доверия к себе и доверия к другим подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. В результате проведенного исследования было выявлено: во-первых, существует разница между подростками, воспитывающимися в семье, вне семьи и без семьи, в формировании такого внутриличностного образования как доверия к себе. Это определяется разной степенью выраженности таких особенностей как дифференцированность и устойчивость при общей сформированности доверия к себе. У подростков, воспитывающихся без семьи, недостаточно сформированы формально-динамические признаки доверия – избирательность и парциальность. Во-вторых, подростки, которые воспитываются в семье, в большей мере склонны включать взрослого в свой круг доверительных отношений. Депривация доверительных отношений со значимыми взрослыми проявляется у воспитанников детского дома из обеих групп. Таким образом, общение со значимыми взрослыми как одного из важных компонентов взросления у подростков из групп вне семьи и без семьи выпадает. В-третьих, в группах подростков, которые воспитываются в семье и вне семьи, при изучении межличностного доверия показатели эмоциональной безопасности выше, чем показатели надежности. У подростков, воспитывающихся без семьи, - наоборот. И, наконец, подростки, воспитывающиеся в семье, рассчитывают на взаимность и в большей мере осознают неконгруэнтность психологических позиций по отношению друг к другу. Подростки из детского дома (из обеих групп) рассчитывают на взаимность, но не осознают неконгруэнтность психологических позиций, т.к. у них не формируется парциальность и избирательность в проявлении доверия к другому. В результате изучения особенностей выраженности доверительных отношений у подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях, выделилось несколько моделей доверительных отношений. На основе эмпирических данных мы выделили пять моделей доверительных отношений: дезадаптивную, неконгруэнтную, псевдоадаптивную, конгруэнтную и неадекватную. Дезадаптивная модель доверительных отношений - низкие значения по шкале доверия к себе и шкале доверия к другим. Процент соотношения респондентов с данной моделью больше у подростков из группы без семьи. Неконгруэнтная модель доверительных отношений с элементами конфронтации - доверие к себе выше доверия к другим. В нашем исследовании данная модель присутствует у подростков из семьи и вне семьи. Псевдоадаптивная модель доверительных отношений - доверие к себе ниже доверия к другим. Данная модель в большей мере выражена у подростков без семьи. Неадекватная модель доверительных отношений - завышенные показатели по шкалам доверие к себе и доверия к другим. Наблюдается в большей степени среди подростков, воспитывающихся вне семьи, но также характерна и для подростков без семьи. Последняя конгруэнтная модель доверительных отношений - оптимальная мера соотношения уровня доверия к себе и доверия к другим, которая преобладает у подростков из семьи. Была также выявлена внутренняя структура взаимосвязи доверительных отношений с представлениями подростков о семейных взаимоотношениях. Так, у подростков, которые воспитываются в семье, на становление определенного уровня выраженности доверительных отношений влияет позитивный опыт семейных взаимоотношений. Для подростков, которые воспитываются вне семьи, характерна связь доверительных отношений с негативным прошлым семейным опытом, а подростки, воспитывающиеся без семьи, не связывают доверительные отношения с семьей, а лишь с теми условиями, в которых они проживают в настоящий момент. Следующий раздел содержит анализ индивидуально-психологических, поведенческих, когнитивных показателей взросления подростков из разных социальных условий. При анализе индивидуально-психологических особенностей было показано, что структура личности подростков, воспитывающихся в семье, является более интегрированной и целостной, - они в большей мере обладают качествами, которые связаны со становлением субъектности. У подростков, воспитывающихся вне семьи и без семьи, наблюдается снижение уровня субъектности. Взаимосвязь локуса контроля с показателями ответственности способствует конструктивному взрослению, отсутствие данной взаимосвязи препятствует процессу социализации – индивидуализации подростков. Анализ поведенческих особенностей показал, что для подростков из семьи характерна адаптивная модель совладающего поведения. У подростков из детского дома (из групп вне и без семьи) преобладают модели псевдоадаптивного и функционально дезадаптивного совладающего поведения. Но в отличие от подростков, воспитывающихся без семьи, у подростков, воспитывающихся вне семьи, наблюдается небольшой процент испытуемых с адаптивной моделью копинг-поведения. В последующих параграфах с целью выделения типов взросления в подростковом возрасте были проанализированы все изученные компоненты в их совокупности на основе теоретически выделенных моделей доверительных отношений. Для этого был проведен факторный анализ, включающий все группы испытуемых. Факторный анализ позволил выделить пять самостоятельных типов взросления, которые мы назвали: отчужденный (внутренне-напряженный), защитный, конформный, самодостаточный, противоречивый. В каждый из них входят подростки, характеризующиеся определенными индивидуально-психологическими и поведенческие особенностями. Типы взросления подростков при разных моделях доверительных отношений в процессе социализации и индивидуализации представлены на рисунке № 1. Рисунок №1. Типы взросления подростков при разных моделях доверительных отношений в процессе социализации и индивидуализации Обобщенный анализ данных позволил прийти к выводу, что каждому из подростков, принявшему участие в исследовании, свойственна лишь одна из моделей доверительных отношений (дезадаптивная, неконгруэнтная, псевдоадаптивная, конгруэнтная или неадекватная), что может рассматриваться в качестве критерия отнесения человека к какому-либо типу взросления – отчужденному, защитному, конформному, самодостаточному и противоречивому. Во всех группах, в которых подростки воспитываются в разных социальных условиях, в большей мере преобладает самодостаточный тип, т.е. конструктивное взросление. Это свидетельствует о том, что в подростковом возрасте происходит некоторое уравнивание развития и в целом взросления. Поэтому на данном возрастном периоде вполне достижимо определенное «сглаживание» того психического и личностного «искривления», а иногда и «слома», которые были вызваны депривацией социальных контактов в раннем детстве. Следует отметить, что в содержательном плане самодостаточный тип имеет немного разную характеристику у подростков из группы в семье, вне семьи и без семьи. При этом следует учитывать, что у детей, растущих без семьи, даже при самодостаточном типе взросления формально-динамические признаки доверия не формируются, а поэтому они нуждаются в специальных коррекционных программах, направленных на облегчение их вхождения во взрослую социальную жизнь. Важно то, что в целом подростки из неблагоприятных социальных условий могут (конечно, не без помощи значимых взрослых, специалистов) именно в этот период откорректировать направление дальнейшего взросления. А потому мы можем считать, что подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом для коррекции доверительных отношений при их ранней депривации. В заключении обобщаются полученные в работе результаты, формулируются основные выводы, намечаются перспективы исследования. Полученные в ходе исследования данные позволили сформулировать следующие выводы:
Содержание исследования отражено в следующих публикациях автора:
|
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Экономические... Вторая выявить особенности социальных служб разных форм собственности (государственных, муниципальных, частных), а также направлений... | Примерные темы курсовых работ для педагогов-психологов Специальность... Развод как социально-психологический феномен и особенности его протекания в разных социальных группах | ||
Темы рефератов влияние самооценки и уровня притязаний на эталонный... Развод как социально- психологический феномен и особенности протекания в разных социальных группах | Протокол №2012 г Карпенко Т. Ш Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении | ||
Отчет о результатах самообследования Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении | Особенности функционирования ведущих адаптационных систем и психофизиологический... Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой | ||
Пояснительная записка Общая (предварительная) информация Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении | Решением педагогического совета приказом мбдоу №47 «Гусельки» Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу | ||
Конспект комплексного занятия по аппликации на тему "В гости к дереву" в средней группе Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в учреждении | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу | ||
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования бердск 2013 год А возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в детском саду «Кристаллик» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. 5 |