Скачать 149.99 Kb.
|
ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ Кафедра «Технологии внешнеторговых сделок» «Утверждаю» Проректор по учебной работе _______________Б.С. Бардин « ____» _____________2013 г. Программа по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ» для студентов 4 курса дневного отделения Факультета экономистов – международников по специальности 080102.65 «Мировая экономика» Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры Протокол №4 от 27 декабря 2012 г. Москва, 2013 Разработчики программы: ст.преподаватель БАЛАКИРЕВА С.М., к.пс.н., доцент САВЁЛОВ В.П. Рецензент программы: профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, д.э.н. ОРЕШКИН В.А. СОДЕРЖАНИЕ 1. Организационно-методический раздел 4 2. Распределение учебных часов по дисциплине 6 3. Оценка успеваемости студентов 6 4. Содержание дисциплины 8 5. Перечень вопросов к зачету 11 6. Примерный перечень тем курсовых работ 13 7. Литература по дисциплине 14 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Дисциплина «Психология в сфере внешней торговли» содержит вопросы и проблемы, касающиеся психологических особенностей в профессиональной сфере деятельности студентов дневного отделения, обучающихся по специальности «Мировая экономика». На изучение данной учебной дисциплины отводится 46 часов, в том числе 26 часов аудиторной работы, из которых: 16 часов - лекции и 10 часов – семинарские занятия. Изучение дисциплины «Психология в сфере внешней торговли» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин «Психология», «Философия», «Культурология», «Социология», «Менеджмент» и является основой для изучения таких дисциплин как «Деловой протокол и этикет», «Управление персоналом», «Психология трудоустройства». В соответствии с утвержденными учебным планом и учебной программой, при изучении учебной дисциплины «Психология в сфере внешней торговли» студентами 4 курса ФЭМ готовится предметная аналитическая справка. Данный вид учебной работы предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность студентов, осуществляемую под руководством преподавателя, по основной проблематике учебной дисциплины «Психология в сфере внешней торговли». Предполагается использование студентами разнообразных методов познания, которые составляют основу методологии изучаемой отрасли науки. Студенты самостоятельно собирают, анализируют и обобщают эмпирические факты, используя знания, полученные в процессе освоения учебной дисциплины «Психология в сфере внешней торговли». На основе проведенного исследования ими формулируются выводы, имеющие значение для будущей профессиональной деятельности. Исходя из содержательных и методических особенностей учебной дисциплины «Психология в сфере внешней торговли» для написания текста данной работы студентам рекомендуется использовать необходимые графики, схемы, рисунки, таблицы, фотографии и других средств наглядности. Данная аналитическая справка структурно состоит из 3-частей, выполняемых последовательно по месяцам текущего семестра. Содержание предметной аналитической справки по учебной дисциплине «Психология в сфере внешней торговли»: Задание для аттестационной работой №1. Проанализировать национально-психологические особенности ведения деловых переговоров представителями деловых кругов одной из стран (по выбору студента). Задание для аттестационной работой №2. Проанализировать структурные элементы деловой презентации и подготовить презентацию товара (услуги) в программе Power Point, исходя из особенностей внешнеэкономической деятельности. Задание для аттестационной работой №3. На основе анализа конфликтной ситуации разработайте предложения по ее урегулированию и разрешению (конкретные ситуации выдает преподаватель). Рекомендуемый объем каждой работы – 5-8 страниц печатного текста установленных в академии форматов. По совокупности 3-х работ общий объем справки составляет 15-24 страниц печатного текста. Выполнение данного вида учебной работы направлено на формирование и развитие у студентов навыков самопознания и саморегуляции, самостоятельного поиска и анализа психологической информации, ее осмысления и интерпретации с применением методов научного исследования, формирования у них образа поведения и социального взаимодействия в рамках своей будущей профессии. Указанная в программе литература нацеливает студентов на самостоятельное углубленное изучение ряда разделов и отдельных тем учебной дисциплины. 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Текущие формы контроля: аналитическая справка, контрольная работа. Итоговая форма контроля: зачет. 3. ОЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ Итоговая аттестация по учебной дисциплине «Психология в сфере внешней торговли» проводится в форме зачета. При выставлении итоговой оценки учитываются результаты ежемесячной аттестации студентов с использованием балльно-рейтинговой системы. 1. За посещение лекции продолжительностью 2 академических часа (80 минут) студент получает – 0,5 балла. Всего за посещение 16 часов лекций, проводимых в ходе изучения дисциплины, студент сможет получить 4 балла. Опоздание студента на лекцию или уход с лекции без уважительных причин дают право преподавателю баллов за посещение данного занятия студенту не начислять. 2. За работу в ходе семинарских, практических и других занятий студент может получить 4 балла за одно занятие (всего за семестр на семинарах студент может получить 20 баллов). Будут оцениваться:
Всего за данные виды работы в ходе изучения дисциплины студенту может быть начислено 24 балла в течение семестра. 3. За выполнение контрольной работы в апреле студент может получить 5 баллов, за выполнение аттестационной работы № 1 в марте – 7 баллов и аттестационной работы № 2 в апреле – 7 баллов и аттестационной работы № 3 в мае – 7 баллов. 4. Таким образом, в процессе изучения дисциплины в течение семестра студент может набрать 50 баллов. Для студентов, которые по уважительной причине пропустили более половины семинарских (практических) занятий, в декабре может быть проведена беседа по пропущенным темам в часы индивидуальных консультаций преподавателя. 5. Ответ студента на зачете оценивается максимально 50 баллами. Общая сумма баллов по результатам работы студента за семестр складывается из результатов ежемесячного промежуточного контроля и результатов зачета, и ее максимальное значение равно 100 . Студент, набравший по сумме баллов текущей успеваемости и баллов, полученных при сдаче зачета, 52 и более баллов, считается сдавшим зачет. 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Общение как социально-психологический феномен в профессиональной деятельности экономиста-международника Роль и функции общения в деятельности сотрудника внешнеэкономической организации. Психологическая структура процесса общения (коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны). Формы делового общения сотрудника ВЭО. Психологические условия успешного делового общения экономиста-международника. Аттракция, закон края, психологический контакт с партнерами как предпосылки к эффективному деловому общению. Вербальные знаки внимания, удовлетворяющие потребности партнеров по общению (комплимент, прием «личная жизнь», внушение значимости личности, похвала, критика). Условия успешности использования положительных, нейтральных и отрицательных знаков внимания сотрудником ВЭО. Роль и психологические особенности невербальных средств связи в процессе общения сотрудника внешнеэкономической организации с коллегами, руководителями и торговыми партнерами. Основные формы невербальной связи в общении (паралингвистическая, экстралингвистическая, кинестическая, такесическая, проксемическая). Прочтение и учет знаков невербальной связи сотрудников для оценки межличностных отношений в группе (коллективе). Особенности прочтения невербальных сигналов в процессе общения с иностранными торговыми партнерами. Тема 2. Психологические особенности деловых переговоров в сфере внешней торговли Роль и место переговоров в практике внешнеэкономической деятельности. Деловые переговоры как разновидность общения в сфере внешней торговли. Основные виды переговоров: переговоры о намерениях сторон, технико-экономические переговоры и коммерческие переговоры. Методы ведения переговоров: метод позиционного торга (жесткий и мягкий), Гарвардский метод переговоров. Подготовка сотрудника ВЭО – члена команды к переговорам. Решение содержательных вопросов предстоящих переговоров: 1) анализ проблемы переговоров; 2) изучение позиций и интересов сторон; 3) разработка множества вариантов предложений; 4) изучение личностных особенностей партнеров; 5) проведение экономической и юридической экспертизы. Основные тактические приемы ведения переговоров во внешнеторговой сфере: «уход», «расстановка ложных акцентов», «салями», «блеф», «выдвижение требований в последнюю минуту», «завышение требований», «пакетирование», «оказание давления на оппонента» и др. Психологические правила взаимодействия с партнерами на переговорах. Тема 3. Психологические особенности кросс-культурной коммуникации в профессиональной деятельности экономиста-международника Предмет кросс-культурной психологии и задачи, которые решает кросс-культурная психология в период глобализации экономики. Критерии для сопоставления (сравнения) культур общения и классификация типов по Р.Льюису: моноактивная, полиактивная и реактивная кросс-культурные психологии. Основные стили ведения переговоров, используемые в современной внешнеторговой практике: английский, немецкий, японский, африканский. Рекомендации по наиболее эффективному способу взаимодействия с иностранными партнерами на переговорах в сфере внешней торговли. Тема 4. Психологические аспекты подготовки и проведения деловых презентаций в сфере внешней торговли Понятие «презентация», ее цели и структура. Место и роль презентации в деятельности внешнеторговой организации. «Презентационное поле»: презентатор; сообщение; предмет презентации; качественный и количественный состав аудитории; каналы коммуникации и обратная связь; среда, обстановка; воздействующие факторы технического плана. Психологические вопросы подготовки презентации: цель, изучение предмета презентации, оценка аудитории, подготовка заметок, речевой прогон. Психологическая характеристика процедуры публичного представления организации, товара (услуги). Психологические приемы создания интереса и поддержания внимания слушателей во время презентационного выступления сотрудника ВЭО. Психологические рекомендации по корректным ответам на вопросы во время и (или) после окончания выступления, включая провокационные и трудные. Причины «страха сцены» и некоторые психологические приемы для его преодоления у молодых сотрудников ВЭО. Тема 5. Межличностные отношения как фактор профессиональной деятельности коллектива внешнеторговой организации Межличностные отношения: их сущность и природа. Психология восприятия человека человеком. Проявления межличностных отношений в группе (коллективе), их влияние на поведение сотрудников и на эффективность деятельности ВЭО. Формы проявления симпатий и возможные поведенческие реакции негативной направленности в деловом общении. Факторы, оказывающие существенное влияние на характер взаимоотношений сотрудников ВЭО в группе (коллективе): групповые нормы и ценности, социальный контроль и санкции. Тема 6. Социально-психологические конфликты в профессиональной деятельности экономиста-международника Социально-психологический конфликт как межличностное или межгрупповое противоборство сторон, основанное на столкновении их принципов, интересов и действий. Классификация видов социально-психологических конфликтов. Динамика развития конфликта и характеристика его стадий. Конструктивная и деструктивная функции конфликта. Объективные и субъективные причины конфликтов в организации. Выбор стратегии поведения в конфликте («приспособление», «соперничество», «избегание», «компромисс», «сотрудничество»). 5. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
21. Характеристика основных отличий принципиального метода ведения переговоров от метода позиционного торга. 22. Факторы, оказывающие негативное влияние на достижение цели публичной презентации товара (услуги) в сфере внешней торговли. 23. Характеристика основных отличий представителей бизнес-сообщества, относящихся к моноактивной и полиактивной кросс-культурной психологии. 24. Сущность, виды, свойства внимания и психологические приемы, используемые опытным оратором для поддержания внимания и интереса у слушателей в ходе публичного выступления. 25. Сущность и природа межличностных отношений. 26. Факторы, влияющие на восприятие человеком другого человека. 27. Понятие «симпатия», формы проявления симпатий. 28. Понятие межличностного конфликта, его основные признаки. 29. Объективные причины межличностных конфликтов. 30. Субъективные причины межличностных конфликтов. 31. Динамика развития конфликта. 32. Конструктивные и деструктивные функции конфликта. 33. Стратегии поведения сотрудника ВЭО в конфликте. 6. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ
7. ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ а) основная литература:
2. Долгова И.В., Малышев А.А. Психологические особенности межкультурной коммуникации в сфере внешней торговли. – М.: ВАВТ, 2008. 3. Технологии внешнеторговых сделок: Учебник. / Под общ. ред. К.В.Холопова, Ю.А. Савинова. – М.: ВАВТ, 2010. б) дополнительная литература в т.ч. литература на иностранных языках:
в) Интернет-ресурсы
Тираж экз. Заказ № ________ __________________________________________________________________ Отпечатано в ФГБОУ ВПО «Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России». 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4а. |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Общая психология» для студентов... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного... Вопросы к зачету, задачи и практические задания, список источников и литературы для студентов четвертого курса дневного и заочного... | ||
Программа по дисциплине финансы для слушателей 2 курса вечерней формы... Рецензент: д э н., профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ орешкин Валерий Алексеевич | Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного... Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности | Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Курс «Гостиничный сервис» предназначен для студентов 5 курса дневного отделения (84,2 ) и заочного отделения (53,1) специальности... | ||
Программа по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения Конфликты в организациях нередко несут в себе разрушительные последствия и для коллектива функционального подразделения внешнеторговой... | Контрольные вопросы по куру «История государства и права зарубежных... История государства и права зарубежных стран: Программа курса и методические рекомендации для студентов специальности 021100 – «Юриспруденция»... | ||
Вопросы для экзамена по криминалистике для студентов 4 курса дневного,... Опд. В. 02 является одной из важнейших дисциплин специализации в подготовке юриста, расширяющей и углубляющей знания студентов по... | Литература по дисциплине 7 Материально-техническое обеспечение 7... Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | ||
Учебное пособие по дисциплине «Социология в строительной сфере» составлено... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Итоговая проверочная работа по биологии за 1 полугодие Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов по специальностям... | ||
Программа по дисциплине «экономика и организация транспортного обеспечения... Разработчики программы: Зав кафедрой, доктор экономических наук, профессор Холопов К. В.; кандидат экономических наук, доцент Артемкина... | Рабочая программа по курсу «криминалистика» Специальность 02. 11. 00 юриспруденция Учебная дисциплина «Криминалистика» изучается студентами 3 и 4 курса дневного отделения, 5 и 6 курса заочного отделения, третьего... | ||
ПРограмма по дисциплине «история политических и правовых учений»... Программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» разработана для студентов мпф вавт с учетом требований Государственного... | Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине» Налоговая... Тема – Методические аспекты учета финансовых результатов в пассажирских автотранспортных организациях |