Скачать 142.44 Kb.
|
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ Содержание разделов дисциплины 1. Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и новые средства оценки результатов обучения. Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и новые средства оценки результате обучения. Виды контроля (входной, текущий и итоговый). Формы и организация контроля. Оценка, ее функции. Связь оценки и самооценки. Психологические аспекты оценивания. 2. История развития системы тестирования в России и за рубежом. Возникновение тестирования. Ф. Гальтон— родоначальник тестового движения. Тесты Дж. Кеттела, А. Бине, Т. Симона, Дж. Фамера. Деление тестов на педагогические и психологические. Первые педагогические тесты Э. Торндайка. Современное развитие тестологии в Европе, Японии, Канаде, США. Современная теория тестов (IRT), история ее создания. Развитие тестирования в России. Начало развития тестирования в рамках педологии. Период игнорирования тестов. Использование тестов в 70-е годы XX в. Современные центры тестирования. 3. Психолого-педагогические аспекты тестирования. Роль психологической подготовки к тестированию. Социально-этические аспекты тестирования. Место педагогических и психологических измерений в образовании. Таксономия образовательных целей и результаты образования. Подходы к структурированию учебных достижений. Педагогическое и психологическое тестирование. Изучение динамики психического и личностного развития в образовательном процессе. Использование педагогических и психологических тестов в учебном процессе. 4. Педагогические тесты. Термины и определения. Педагогический контроль, предмет и объект контроля. Принципы педагогического контроля. Понятийный аппарат тестологии. Понятие теста. Предтестовое задание. Классическая теория тестов и теория моделирования и параметризации педагогических тестов. Понятие трудности тестов. Дискриминационная способность заданий. Валидность, надежность теста. Гомогенность и гетерогенность. Тестовая искушенность, генерализация. Компьютерное тестирование. Адаптированное компьютерное тестирование. 5. Виды тестов и формы тестовых заданий. Этапы создания тестов. Классификация тестов по разным основаниям. Зависимость видов и форм тестов от специфики учебной дисциплины. Основные виды педагогических тестов: критериально-ориентированный (КОПТ) и нормативно-ориентированный (НОПТ), их сопоставление. Тематические тесты, рубежные, итоговая аттестация. Диагностическое тестирование. Тестовые задания открытой и закрытой формы. Требования к заданиям в тестовой форме. Определение целей тестирования Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов. Структура тестового задания. Принципы отбора содержания. Критерии оценки содержания теста. Экспертиза содержания. Принципы отбора ответов. Соотношение формы задания и вида проверяемых знаний, умений, навыков. 6. Стандартизация контрольно-измерительных материалов и интерпретация результатов тестирования. Показатели качества образования. Оценка эффективности и качества образования. Мониторинг качества образования. Педагогические измерения. Шкалирование результатов тестирования. Статистические характеристики теста. Стандартизация теста. Вариативность тестов. Создание параллельных вариантов. Фасет. Пакеты прикладных программ обработки и конструирования тестов 7. ЕГЭ и качество образования. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ. ЕГЭ как одно из средств повышения качества общего и педагогического образования. Задачи ЕГЭ: расширение доступности высшего образования, снижение психологической нагрузки на выпускников школ, объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы. Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля: достоверность, объективность, надежность полученных результатов. Организационные основы ЕГЭ. Требования к пунктам их проведения. Получение и использование экзаменационных материалов. Процедура и правила проведения. Инструкция для учителя. Инструкция для учащихся. Порядок проверки ответов на задания различных видов. Работа конфликтной комиссии по рассмотрению апелляций. Информационная безопасность при организации и проведении ЕГЭ. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ: задания типа А, В, С. Дискуссия вокруг ЕГЭ, ее позитивное влияние на разработку технологии проведения эксперимента. Критика ЕГЭ, наиболее доказательные аргументы: натаскивание учащихся на механическое выполнение тестов, усреднение и обезличивание, увеличение разрыва между школами и вузами и др. Пути преодоления негативных явлений в ЕГЭ. 8. Содержание и структура тестовых заданий по конкретному предмету. Выявление типовых тестовых заданий ЕГЭ по конкретному предмету. Обобщенные способы выполнения типовых тестовых заданий. Разработка занятий по подготовке к ЕГЭ по конкретному предмету. 5. «Учебно-методическое обеспечение дисциплины 5.1. Рекомендуемая литература Основная: Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки умения.-М., 2004. Ананьев В.Г. Психология педагогической оценки// Избранные педагогические труды. -М, 1982. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. - М., 2002. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., 2002. ЕГЭ. Сборник нормативных документов. -М, 2002. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М., 2000. Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Модели и алгоритмы информационно-вычислительной системы компьютерного тестирования. — М., 2000. Панасюк В.П. Школа и качество. – СПб., 2003. Родионов Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании. - М., 2005. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. — М., 2002. Дополнительная: Беспалько В.П. Критерии оценки знаний учащихся и пути оптимизации процесса обученияД// Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом обучения. - М., 2000. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии/ Пер. с англ. Л.И. Хайрусовой. - М., 2006. Челышкова М.Б., Ковалева Г.С., Татур А.О., Хлебников В.А. Концепция аттестационного тестирования выпускников общеобразовательных учреждений на этапе перехода от школы к вузу // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сб. науч. ст. - М., 2008. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для обеспечения данной дисциплины необходимы: оборудованный компьютерный класс, аудитории; технические средства обучения - видеомагнитофон, диапроектор, мультимедийный портативный переносной проектор, мультимедийное обеспечение, настенный экран; учебные и методические пособия — учебники, учебно-методические пособия, компьютерные программы, пособия для самостоятельной работы, сборники тренировочных тестов по различным дисциплинам. ■ Вопросык зачету по дисциплине«СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ».
Тематика семинарских занятий.
Практическое занятие № 1. Тема: Качество образования – один из приоритетов государственной образовательной политики. Вопросы для обсуждения:
Литература:
Практическое занятие № 2. Тема: Оценка как элемент управления качеством образования. Вопросы для обсуждения:
Литература:
Практическое занятие № 3. Тема: Педагогический контроль в учебном процессе. Вопросы для обсуждения:
Литература: 1. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение. –М., 2005. С.5-19. 2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2001. Гл.9. 3. Педагогика / Под ред. Л.П.Крившенко. – М., 2004. Т.18 («Виды, формы и методы контроля). С.311-314. 4. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. – Мн., 2002. Т. 22. Практическое занятие № 4. Тема: История развития тестирования в России и за рубежом. Вопросы для обсуждения:
Литература: 1. Аванесов В.С. Тесты: история и теория. 50-е годы // Педагогическая диагностика. 2004. № 3. С. 19-22. 2. Кадневский В.М. Создание, распространение и применение тестовых методов в России //Педагогическая диагностика. 2004. №3. С. 5-18; № 4. С. 5-16. 3. Ковалева Г.С. Тестовые технологии за рубежом //Педагогическая диагностика. 2004. № 3. С. 158-168. 4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М. , 2000. Гл. 1. 5. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. – М.:Народное образование, 2001. Ч.1. Практическое занятие № 5. Тема: Психолого-педагогические аспекты тестирования. Вопросы для обсуждения:
Литература: Анастази А. , Урбина С. Психологическое тестирование. – М. , 1982. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение. – М. , 2005. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М. , 2001. Михалычев Е.А. Дидактическая тестология. – М. , 2001. Практическое занятие № 6. Тема: Педагогические тесты: термины, определения. Вопросы для обсуждения:
Литература: 1. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение. – М , 2005. 2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М. , 2001. 3. Михалычев Е.А. Дидактическая тестология. – М. , 2001. Практическое занятие № 7- 8. Тема: Виды тестов и формы тестовых заданий. Вопросы для обсуждения:
Литература: 1. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение. – М. , 2005. 2. Майорой А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М. , 2001. 3. Михалычев Е.А. Дидактическая тестология. – М. , 2001. Практическое занятие № 9. Тема: Контрольно – измерительные материалы (КИМЫ) и интерпретация результатов тестирования. Вопросы для обсуждения:
Литература: 1. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение . – М. , 2005. 2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М. , 2001. 3Михалычев Е.А. Дидактическая тестология. – М. , 2001. Практическое занятие № 10. Тема: ЕГЭ и качество образования. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ. Вопросы для обсуждения:
Литература: ЕГЭ. Сборник нормативных документов. - М. , 2002. Практическое занятие № 11. Тема: Содержание и структура тестовых заданий по конкретному предмету. Литература: 1. Волошина О.И. Русский язык. Тесты: Начальная школа. 1–4 классы: Учебно-методическое пособие. – М. , 1999. 2. Кубасова О.В. Литературное чтение. Тесты: Начальная школа. 1-4 классы. – М. , 2004. Задание: Рассмотрите тестовые задания по математике, русскому языку, чтению, природоведению для начальной школы. Выделите особенности, порядок проведения и оценки этих заданий. Задания для самостоятельной работы студентов.
|
Методические рекомендации по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения» Цель учебной дисциплины опд. Ф. 8 Современные средства оценивания результатов обучения обеспечить освоение студентами современных... | Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина... Повышение достоверности оценки качества подготовки водителей общественного транспорта | ||
Рабочая программа по дисциплине «Современные средства оценивания... Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин... | Учебно-методический комплекс по дисциплине: Современные средства... Цель дисциплины познакомить студентов с современными средствами оценки результатов обучения методологическими и теоретическими основами... | ||
Современные средства оценивания результатов обучения Протокол согласования рабочей программы дисциплины «современные средства оценивания результатов обучения» | Учебно-методический комплекс по дисциплине современные средства оценивания... Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;... | ||
Белова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания... Белова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество... | Белова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания... Белова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные средства оценивания... Формирование у педагогов представления о видах, методах и формах контроля в учебном процессе | Программа дисциплины Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин... | ||
Тема Сроки обучения В программе: современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы и современные методы оценки личностных,... | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы и... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины современные средства... Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры общей химии протокол №5 от 23. 01. 2009 г | «Средняя общеобразовательная школа №2» Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин... | ||
Программа аттестации состоит из четырех этапов Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин... | Ставропольский государственный аграрный университет международные... Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин... |