Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины





Скачать 142.44 Kb.
НазваниеСовременные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины
Дата публикации27.07.2013
Размер142.44 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Содержание разделов дисциплины

1. Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и новые средства оценки результатов обучения.

Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и новые средства оценки результате

обучения. Виды контроля (входной, текущий и итоговый). Формы и организация контроля. Оценка, ее функции. Связь оценки и самооценки. Психологические аспекты оценивания.

2. История развития системы тестирования в России и за рубежом.

Возникновение тестирования. Ф. Гальтон— родоначальник тестового движения. Тесты Дж. Кеттела, А. Бине, Т. Симона, Дж. Фамера. Деление тестов на педагогические и психологические. Первые педагогические тесты Э. Торндайка. Современное развитие тестологии в Европе, Японии, Канаде, США. Со­временная теория тестов (IRT), история ее создания.

Развитие тестирования в России. Начало развития тестирования в рамках педологии. Период игнорирования тестов. Использование тестов в 70-е годы XX в. Современные центры тестирования.

3. Психолого-педагогические аспекты тестирования.

Роль психологической подготовки к тестированию. Социально-этические аспекты тестирования. Место педагогических и психологических измерений в образовании. Таксономия образовательных целей и результаты образования. Подходы к структурированию учебных достижений. Педагогическое и психологическое тестирование. Изучение динамики психического и личностного развития в образовательном процессе. Использование педагогических и психологических тестов в учебном процессе.

4. Педагогические тесты. Термины и определения.

Педагогический контроль, предмет и объект контроля. Принципы педагогического контроля.

Понятийный аппарат тестологии. Понятие теста. Предтестовое задание. Классическая теория тестов и теория моделирования и параметризации педагогических тестов. Понятие трудности тестов. Дискриминационная способность заданий. Валидность, надежность теста. Гомогенность и гетерогенность. Тестовая искушенность, генерализация. Компьютерное тестирование. Адаптированное компьютерное тестирование.

5. Виды тестов и формы тестовых заданий.
Этапы создания тестов.


Классификация тестов по разным основаниям. Зависимость видов и форм тестов от специфики учебной дисциплины. Основные виды пе­дагогических тестов: критериально-ориентированный (КОПТ) и нормативно-ориентированный (НОПТ), их сопоставление. Тематические тесты, рубежные, итоговая аттестация. Диагностическое тестирование.

Тестовые задания открытой и закрытой формы. Требования к заданиям в тестовой форме. Определение целей тестирования Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов. Структура тестового задания. Принципы отбора содержания. Критерии оценки содержания теста. Экспертиза содержания. Принципы отбора ответов. Соотношение формы задания и вида проверяемых знаний, умений, навыков.

6. Стандартизация контрольно-измерительных материалов и интерпретация результатов тестирования.

Показатели качества образования. Оценка эффективности и качества образования. Мониторинг качества образования.

Педагогические измерения. Шкалирование результатов тестирования. Статистические характеристики теста. Стандартизация теста. Вариативность тестов. Создание параллельных вариантов. Фасет. Пакеты прикладных программ обработки и конструирования тестов

7. ЕГЭ и качество образования. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ.

ЕГЭ как одно из средств повышения качества общего и педагогического образования. Задачи ЕГЭ: расширение доступности высшего образования, снижение психологической нагрузки на выпускников школ, объективиза­ция и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы. Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля: достоверность, объективность, надежность полученных результатов.

Организационные основы ЕГЭ. Требования к пунктам их проведения. Получение и использование экзаменационных материалов. Процедура и правила проведения. Инструкция для учителя. Инструкция для учащихся. Порядок проверки ответов на задания различных видов. Работа конфликтной комиссии по рассмотрению апелляций. Информационная безопасность при организации и проведении ЕГЭ. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ: задания типа А, В, С.

Дискуссия вокруг ЕГЭ, ее позитивное вли­яние на разработку технологии проведения эксперимента. Критика ЕГЭ, наиболее доказательные аргументы: натаскивание учащихся на механическое выполнение тестов, усреднение и обезличивание, увеличение разрыва между школами и вузами и др. Пути преодоления негативных явлений в ЕГЭ.

8. Содержание и структура тестовых заданий по конкретному предмету.

Выявление типовых тестовых заданий ЕГЭ по конкретному предмету. Обобщенные способы выполнения типовых тестовых заданий. Разработка занятий по подготовке к ЕГЭ по конкретному предмету.
5. «Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

Основная:

Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки умения.-М., 2004.

Ананьев В.Г. Психология педагогической оценки// Избранные педагогические труды. -М, 1982.

Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. - М., 2002.

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., 2002.

ЕГЭ. Сборник нормативных документов. -М, 2002.

Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М., 2000.

Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Модели и алгоритмы информационно-вычислительной си­стемы компьютерного тестирования. — М., 2000.

Панасюк В.П. Школа и качество. – СПб., 2003.

Родионов Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании. - М., 2005.

Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. — М., 2002.

Дополнительная:

Беспалько В.П. Критерии оценки знаний уча­щихся и пути оптимизации процесса обученияД// Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом обучения. - М., 2000.

Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии/ Пер. с англ. Л.И. Хайрусовой. - М., 2006.

Челышкова М.Б., Ковалева Г.С., Татур А.О., Хлебников В.А. Концепция аттестационного тестирования выпускников общеобразовательных учреждений на этапе перехода от школы к вузу // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сб. науч. ст. - М., 2008.

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

оборудованный компьютерный класс, аудитории;

технические средства обучения - видеомагнитофон, диапроектор, мультимедийный портативный переносной проектор, мультимедийное обеспечение, настенный экран;

учебные и методические пособия — учебники, учебно-методические пособия, компьютерные программы, пособия для самостоятельной работы, сборники тренировочных тестов по различным дисциплинам. ■

Вопросы

к зачету по дисциплине«СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ».





  1. Понятие о качестве образование.

  2. Цели принципы, основные задачи и направленность системы оценки качества образования

  3. Качество высшего образования как цель Болонского процесса.

  4. Оценка как элемент управления качеством.

  5. Традиционные и новые средства оценки результатов обучения.

  6. Вида контроля (входящий, текущий и итоговый). Формы и организация контроля.

  7. Оценка, ее функции. Связь оценки с самооценкой. Психологический аспект оценивания.

  8. История возникновения тестирования за рубежом.

  9. Развитие тестирования в России.

  10. Психолого-педагогический аспект тестирования.

  11. Использование педагогических тестов.

  12. Классификация тестов по различным основаниям.

  13. Тестовые задания открытой и закрытой формы.

  14. Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов тестирования. Валидность и надежность тестов.

  15. Мониторинг качества образования. Показатели качества образования.

  16. Педагогические измерения. Шкалирование результатов тестирования. Статистическая характеристика теста.

  17. Опыт рейтинговой оценки знаний.

  18. Значение промежуточного контроля.

  19. Основные задачи внутришкольного контроля.

  20. Использование комплексного тестирования в учебном процессе.

  21. Понятие «портфолио». Его применение в учебном процессе.

  22. ЕГЭ как средство повышения качества педагогического образования.

  23. Организационные основы ЕГЭ. Требования к его проведению.

  24. Дискуссия по вопросу о ЕГЭ, ее позитивное влияние на разработку технологий проведения экзамена.


Тематика семинарских занятий.


  1. Качество образования – один из приоритетов государственной образовательной политики.

  2. Оценка как элемент управления качеством образования.

  3. Педагогический контроль в учебном процессе.

  4. История развития тестирования в России и за рубежом.

  5. Психолого-педагогические аспекты тестирования.

  6. Педагогические тесты: термины, определения.

  7. Виды тестов и формы тестовых заданий.

  8. Основные этапы конструирования педагогического теста.

  9. Контрольно-измерительные материалы и интерпретация результатов тестирования.

  10. ЕГЭ и качество образования.

  11. Содержание и структура тестовых заданий по конкретному предмету.



Практическое занятие № 1.
Тема: Качество образования – один из приоритетов государственной

образовательной политики.
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие о качестве образования.

  2. Критерии и показатели качества образования.

  3. Характеристика качества знаний учащихся и уровни их сформированности.

  4. Мониторинг качества образования.


Литература:

        1. Шамова Т.И., Давыденкова Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. – М., 2002. С.266-276.

        2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: моноторинг качества образования.- М., 2000.

        3. Мониторинг качества образования. – Мн., 2005 (Деятельность классного руководителя).



Практическое занятие № 2.
Тема: Оценка как элемент управления качеством образования.

Вопросы для обсуждения:

  1. Развитие и становление оценочной системы в педагогической практике.

  2. Традиционные и новые средства оценки результатов обучения.

  3. Оценка и ее функции.

  4. Связь оценки и самооценки.


Литература:

              1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки //Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. – М., 1980. С.128-267.

              2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984.

              3. Остапенко А.А. Основы моделирования системы школьной оценки //Педагогическая диагностика. 2004. № 3.С. 23-28.

              4. Педагогика /Под ред. Л.П.Крившенко. – М., 2004. С.314-317 («Оценка и учет результатов учебной деятельности», «Ошибки оценивания»).

              5. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. – Мн., 2002. Т. 22 («Оценка и отметка: история и теория», «Правила оценивания и выставления отметок»).

Практическое занятие № 3.
Тема: Педагогический контроль в учебном процессе.
Вопросы для обсуждения:

  1. Виды педагогического контроля.

  2. Функции педагогического контроля.

  3. Принципы контроля.

  4. Формы и организация контроля.


Литература:

1. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение. –М., 2005. С.5-19.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2001. Гл.9.

3. Педагогика / Под ред. Л.П.Крившенко. – М., 2004. Т.18 («Виды, формы и методы контроля). С.311-314.

4. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. – Мн., 2002. Т. 22.

Практическое занятие № 4.
Тема: История развития тестирования в России и за рубежом.
Вопросы для обсуждения:

  1. Возникновение тестирования. Ф. Гальтон – родоначальник тестового движения. Тесты Дж. Кеттела, А. Бине, Т. Симона, Дж.Фамера.

  2. Деление тестов на педагогические и психологические. Первые педагогические тесты Э. Торндайка.

  3. Современное развитие тестологии в Европе, Канаде, Японии, США. Современная теория тестов (IRT). История ее создания.

  4. Развитие тестирования в России. Начало развития тестирования в рамках педологии. Период игнорирования тестов. Использование тестов в 70-егоды ХХ в.

  5. Современные центры тестирования.


Литература:

1. Аванесов В.С. Тесты: история и теория. 50-е годы // Педагогическая диагностика. 2004. № 3. С. 19-22.

2. Кадневский В.М. Создание, распространение и применение тестовых методов в России //Педагогическая диагностика. 2004. №3. С. 5-18; № 4. С. 5-16.

3. Ковалева Г.С. Тестовые технологии за рубежом //Педагогическая диагностика. 2004. № 3. С. 158-168.

4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М. , 2000. Гл. 1.

5. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. – М.:Народное образование, 2001. Ч.1.


Практическое занятие № 5.
Тема: Психолого-педагогические аспекты тестирования.
Вопросы для обсуждения:

  1. Роль психологической подготовки к тестированию.Социально-этические аспекты тестирования.

  2. Место педагогических и психологических измерений в образовании. Таксономия образовательных целей и результаты образования.

  3. Подходы к структурированию учебных достижений.

  4. Использование педагогических и психологических тестов в учебном процессе.

Литература:

Анастази А. , Урбина С. Психологическое тестирование. – М. , 1982.

Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение. – М. , 2005.

Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М. , 2001.

Михалычев Е.А. Дидактическая тестология. – М. , 2001.

Практическое занятие № 6.
Тема: Педагогические тесты: термины, определения.
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие теста. Предтестовые задания.

  2. Общие подходы к разработке тестов.

  3. Показатели качества тестов (надежность, валидность).Понятие трудности тестов. Гомогенность и гетерогенность.

  4. Компьютерное тестирование. Адаптированное компьютерное тестирование.


Литература:

1. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение. – М , 2005.

2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М. , 2001.

3. Михалычев Е.А. Дидактическая тестология. – М. , 2001.

Практическое занятие № 7- 8.
Тема: Виды тестов и формы тестовых заданий.
Вопросы для обсуждения:

  1. Классификация тестов по разным основаниям.

  2. Основные виды педагогических тестов: критериально-ориентированный (КОПТ) и нормативно-ориентированный (НОПТ), их сопоставление.

  3. Тематические тесты, рубежные, итоговая аттестация, диагностическое тестирование.

  4. Тестовые задания открытой и закрытой формы.

  5. Требования к тестовым заданиям. Определение целей тестирования. Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов.

  6. Структура тестового задания. Принципы отбора содержания. Критерии оценки содержания теста.


Литература:

1. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение. – М. , 2005.

2. Майорой А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М. , 2001.

3. Михалычев Е.А. Дидактическая тестология. – М. , 2001.

Практическое занятие № 9.
Тема: Контрольно – измерительные материалы (КИМЫ) и интерпретация результатов тестирования.

Вопросы для обсуждения:

  1. Педагогическое измерение. Шкалирование результатов тестирования. Статистические характеристики тестов.

  2. Стандартизация теста. Вариативность тестов.

  3. Создание параллельных вариантов. Фасет.


Литература:

1. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение . – М. , 2005.

2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М. , 2001.

3Михалычев Е.А. Дидактическая тестология. – М. , 2001.

Практическое занятие № 10.
Тема: ЕГЭ и качество образования. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ.
Вопросы для обсуждения:

  1. ЕГЭ как одно из средств повышения качества общего и педагогического образования. Задачи ЕГЭ. Преимущества ЕГЭ перед другими средствами контроля.

  2. Организационные основы ЕГЭ. Процедура и правила проведения ЕГЭ. Порядок проверки ответов на задания различных видов.


Литература:

ЕГЭ. Сборник нормативных документов. - М. , 2002.

Практическое занятие № 11.
Тема: Содержание и структура тестовых заданий по

конкретному предмету.
Литература:

1. Волошина О.И. Русский язык. Тесты: Начальная школа. 1–4 классы: Учебно-методическое пособие. – М. , 1999.

2. Кубасова О.В. Литературное чтение. Тесты: Начальная школа. 1-4 классы. – М. , 2004.
Задание:

Рассмотрите тестовые задания по математике, русскому языку, чтению, природоведению для начальной школы. Выделите особенности, порядок проведения и оценки этих заданий.

Задания для самостоятельной работы студентов.



  1. Понятие о качестве образования (раскрыть по нескольким источникам, дать анализ).

  2. Критерии и показатели качества образования(раскрыть по нескольким источникам, дать анализ).

  3. Характеристика качества знаний учащихся и уровни их сформированности.

  4. Провести мониторинг качества образования в группе.

  5. Развитие и становление оценочной системы в педагогической практике.

  6. Традиционные и новые средства оценки результатов обучения.

  7. Оценка и ее функции(оценить сокурсников по данному курсу).

  8. Связь оценки и самооценки.

  9. Виды педагогического контроля.

  10. Функции педагогического контроля.

  11. Принципы контроля.

  12. Формы и организация контроля.

  13. Возникновение тестирования. Ф. Гальтон – родоначальник тестового движения. Тесты Дж. Кеттела, А. Бине, Т. Симона, Дж.Фамера.

  14. Деление тестов на педагогические и психологические. Первые педагогические тесты Э. Торндайка.

  15. Современное развитие тестологии в Европе, Канаде, Японии, США. Современная теория тестов (IRT). История ее создания.

  16. Развитие тестирования в России. Начало развития тестирования в рамках педологии. Период игнорирования тестов. Использование тестов в 70-егоды ХХ в.

  17. Современные центры тестирования.

  18. Показатели качества тестов (надежность, валидность).Понятие трудности тестов. Гомогенность и гетерогенность.

  19. Компьютерное тестирование. Адаптированное компьютерное тестирование.

  20. ЕГЭ как одно из средств повышения качества общего и педагогического образования. Задачи ЕГЭ. Преимущества ЕГЭ перед другими средствами контроля.

  21. Организационные основы ЕГЭ. Процедура и правила проведения ЕГЭ. Порядок проверки ответов на задания различных видов.

  22. Рассмотрите тестовые задания по математике, русскому языку, чтению, природоведению для начальной школы. Выделите особенности, порядок проведения и оценки этих заданий.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины iconМетодические рекомендации по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения»
Цель учебной дисциплины опд. Ф. 8 Современные средства оценивания результатов обучения обеспечить освоение студентами современных...
Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины iconСовременные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина...
Повышение достоверности оценки качества подготовки водителей общественного транспорта
Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины iconРабочая программа по дисциплине «Современные средства оценивания...
Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин...
Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: Современные средства...
Цель дисциплины познакомить студентов с современными средствами оценки результатов обучения методологическими и теоретическими основами...
Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины iconСовременные средства оценивания результатов обучения
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «современные средства оценивания результатов обучения»
Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине современные средства оценивания...
Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;...
Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины iconБелова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания...
Белова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество...
Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины iconБелова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания...
Белова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество...
Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Современные средства оценивания...
Формирование у педагогов представления о видах, методах и формах контроля в учебном процессе
Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины iconПрограмма дисциплины
Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин...
Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины iconТема Сроки обучения
В программе: современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы и современные методы оценки личностных,...
Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины современные средства...
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры общей химии протокол №5 от 23. 01. 2009 г
Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины icon«Средняя общеобразовательная школа №2»
Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин...
Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины iconПрограмма аттестации состоит из четырех этапов
Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин...
Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины iconСтавропольский государственный аграрный университет международные...
Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск