Открытое сознание открытое общество





НазваниеОткрытое сознание открытое общество
страница1/36
Дата публикации21.01.2015
Размер6.22 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Текст взят с психологического сайта http://www.maltsevvitaly.ru


ОТКРЫТАЯ КНИГА

ОТКРЫТОЕ СОЗНАНИЕ ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО

Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается прм содействии Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) в рамках программы "Высшее образование".

Взгляды и подходы автора не обязательно совпадают с позицией программы. В особо спорных случаях альтернативная точка зрения отражается в предисловиях и послесловиях.

Редакционный совет: В.И Бахмин, Я.М. Бергер, Е.Ю. Гениева, Г.Г. Дилигенский, В.Д. Шадриков
Психология для студента

А.В.Либин

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ


на пересечении европейских, российских и американских традиций

Москва

«Смысл»

1999

УДК 158,3 (075,8) ББК 88 Л478

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Б.С.Братусь,

кандидат психологических наук Н.А.Аминов.

Рекомендовано У МО по психологии в качестве учебного пособия по специальности "Психология".

Либин А,В.

Л478 Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций* М,: Смысл, 1999.— 532 с.

ISBN 5-89357-0448

Первое отечественное учебное пособие по дифференциальной психо­логии. В доступной форме излагаются основы анализа индивидуальных, групповых и типологических различий между людьми, проявляющихся в специфике организации нервной системы и психических процессов, ин­теллекта и сознания, в разнообразных чертах личности и поведения. Ана­лизируются также общепсихологические закономерности, лежащие в ос­нове индивидуальных свойств — темперамента, способностей и интел­лекта, характера и стиля человека. Значительное место уделено рассмотре­нию индивидуальной специфики в организации психических процессов — эмоций, памяти и внимания, мышления и сознания.

Освещаются наиболее известные концепции как зарубежных, так и отечественных исследователей. Описываются ключевые понятия разделов дифференциальной психологии, посвященных изучению половых и воз­растных особенностей, патопсихологических нарушений и личностных де­формаций, специфике детского развития и стилей родительского воспи­тания, проблемам школьного обучения и профессиональных достижений. Специальные главы посвящены вопросам групповых различий — расо­вых, национальных и культурологических

Для студентов старших курсов аспирантов и преподавателей психоло­гии, других специалистов в области человекознания.

УДК 158.3 (075-8) ББК 88

ISBN 5-89357-044-8

© А. В. Либин, 1998

© Издательство «Смысл*, 1999

© Б, Л. Буцинас, оформление, 1999

"Дифференциальная психология не является лишь од­ним из измерений особенного (в человеке). Предметом ее исследования служит сама целостная Индивидуаль­ность как существующая эмпирическая реальность".

William Stern {19U)

"Перед нами открывается необозримый горизонт наблю­дений и опытов». Психологи получат, наконец, общую прочную основу, естественную систему изучаемых ими основных явлений, в которой легче будет им разместить бесконечный хаос человеческих переживаний".

ИМ.Палов (1933)

"Успехи в изучении индивидуально-психологических различий в значительной степени зависят от разработ­ки общепсихологической теории,.,, а также от созда­ния такой системы этой науки, которая ликвидирова­ла бы явно существующий в настоящее время разрыв между психологией психических процессов и психо-

логией личности"

БЖТеплов (1960)

"Если мы можем объяснить, почему одни индивиды ре­агируют отлично от других, то мы уже далеко продви­нулись в понимании того, почему каждый человек реа­гирует так, а не иначе. Данные дифференциальной пси­хологии, таким образом, должны помогать выяснению основных механизмов поведения".

Anna Anastasi (1994)

"Возможно в следующем столетии мы вновь обратимся к смелой и научно необходимой попытке создать единую систему объяснения поведения, базирующуюся на коли­чественных соотношениях между несколькими достаточ­но определенными переменными".

Hans Eysenck (1997)

Оглавление

Предисловие...............................................................17

Homo Unicum................................................................24

Три стороны психологического знания.....................24

Феноменология человеческих различий....................25

Корни субъективной реальности................................27

Часть I. Дифференциальная психология:

основные понятия.................................;......,.-,29

Глава 1. Познание природы человеческой

индивидуальности.................................................29

1.1. Предпосылки учения о различиях между людьми...........................................................................30

Жизненные наблюдения и психология здравого смысла.........30

Требования практики..................................................................31

Научный анализ фактов и первые эксперименты.......................32

1.2. Дифференциальная психология — право на независимость...........................................................34

Концептуальные интерпретации: вокруг целей, задач и

методов........................................................................................34

Теоретические установки и методологачЕСКИЕ ловушки...........3S

1.3, Универсальные дихотомии человекознания; дифференциально-психологический аспект.........40

"Сходство—различие" ...............................................................40

"Формальное—содержательное"................................................41

"Наследственное—приобретенное".............................................41

'УртЕРМИНИЗМ—ИЦйДГЕРМИНГОМ" ............................................... 42

"Общее—единичное"..................................................................42

"Идентификация—индивидуализация"......................................42

"Физическое—социальное".......................................................43

"Сознательное—внесознательное".............................................43

"Внешнее—внутреннее" ..............................................................43

Третья координата — завершающий штрих................:.......:......44

1.4, Иерархическая структура субъекта взаимодействия с миром: организм, индивид, личность, индивидуальность..................................45

1.4. L Организм — телесный фактор индивидуальности..........47

1.4.2, Индивид — предпосылка к личности..............................48

L4.3. Личность — психологический носитель социальных

свойств.....................................................„........................,„ 49

- 1,4А Индивидуальность — интегральная биопсихосоциальная

ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА....................................................... 51

1.4.5. Человек как субъект взаимодействия с миром...............52

1.5. дифференциально — психологическая парадигма в изучении человека................................................................................. 54

1.6. Внутренний и внешний статус дифференциальной

психологии...........................................................................58

Глава 2. Общие принципы дифференциально-психологического АНАЛИЗА................................... 60

2Л. Традиции формального подхода...........................60

2.2. Структура индивидуальности:

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ..............................64

Природа темперамента и интеллекта..........................................64

Структурные компоненты характера...........................................65

Структурная динамика личности...............................................66

23. Элементы гештальта и их интеграция в

целостную структуру................................................66

2А Интрамндивидуалъные и интериндивидуальные различия ....................................................................67

2.5. Индивидуальные, типологические и групповые различия ....................................................................68

2.6. Nature vs Nurture : эндофакторы и экзофакторы в детерминации

меж индивидуальной вариативности......................69

2,7- Перспективы интеракционизма: сила

ситуаций х устойчивость диспозиций...................71

2.8. Психодиагностические измерения человеческих

различий....................................................................73

Сила и слабость тестологии......................................................75

2.9. Статистическая оценка измеряемых явлений.....76

Нормальное распределение и коэффициент корреляции............76

Зависимая и независимая переменные.......................................77

Факторный анализ......................................................................78

Проверка адекватности тестовых измерений: внутренняя и

ВНЕШНЯЯ BAAlWiOCTb ОЦЕНОК ................................................. 79

Часть П. Индивидуальная специфика

ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ..................................81

Глава 3. Грани ментальной реальности (I):

ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ.......... 81

ЗЛ. Исследования сенсорной сферы

новорожденных ........................................................82

3.2. Сенсомоторные стратегии младенцев...................83

3.3. Психомоторные стили............................................86

3.4. Индивидуальные параметры восприятия: перцептивные контроли и стили............................88

3.5. Представления — различия в образной сфере.......92

3.6. Дифференциальные характеристики воображения..............................................................94

3.7. Типы внимания и памяти.....................................95

3.8. Стилевые характеристики мышления...................97

3.9. Дифференциальная когнитология: различия в познавательных процессах......................................99

Глава 4. Грани ментальной реальности (И):

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ,

РЕЧЬ И СОЗНАНИЕ.....................................................101

4.1. Паттерны эмоционального взаимодействия......101

4.2. Эмоциональные предпочтения, реакции и стили.......................................................................102

4.3. Эмоциональные и неэмоциональные субъекты .„ 104

4.4. Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции ........................................................ 106

4.5. Стиль речи: как мы говорим?..............................108

4.6. Стилевые особенности сознания........................Ill

Часть III. Координаты индивидуальности

человека..........................,-..............................из

Глава 5. Темперамент — психобиологическая

основа личности...................................................из

5.L Интерпретации понятия "темперамент":

ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ..................... ПЗ

5+1.1. Темперамент как физиологический фактор поведения .115 5 Л ,2. Телесные проявления темперамента...............................118

_

5.1.3. Психологическая интерпретация

"магических типов"............................................................ 124

5,2, Новый этап в изучении темперамента................125

5.2.1. Исследования структуры темперамента.........................126

5.2.2. Свойства нервной системы как предпосылка

ТЕМПЕРАМЕНТА....................................................................... 128

5.2.3. Дифференциальная психофизиология — новый раздел

НАУКИОБИЧдаВИДУАЛЬНО—ТИПОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЯХ......... 133

53. Развитие темперамента в контексте психогенетичвских и лонгитюдных исследований ................................. 137

5.3, L Первые проявления человеческой индивидуальности..... 138

5.3,2, УСТОЙЧИВОСТЬТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ............. 139

5.4. Темперамент, стиль, характер: о статусе темперамента

в структуре индивидуальных свойств....................... 140

Глава 6. Способности и интеллект..........................144

6л. что измеряет iq?...................................................144

6.2. iq и способность к обучению............................. 147

6.3. Формальный анализ интеллекта: от общего фактора к иерархическим моделям ...................... 147

6.4. Устойчивость интеллектуальных измерений......150

6.5. Наследственность и среда в детерминации

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ.................................. 151

6.6- Интеллект в структуре индивидуальных свойств .Л53

Энергетические и информационные параметры........................154

Глава 7. Стиль человека: способы взаимодействия с миром........................................:............................158

7Л. Весь мир — контекст............................................158

7.2. Соприкосновение с действительностью.............159

7.3. Пространство стилевых проявлений: перцепция, когниция, личность...............................................160

7.4. Феноменология когнитивного стиля.................164

7.5. Объяснительные концепции и интерпретация стилевых параметров.............................................. 166

поаезависимые и поленезависимые......................................... 167

анамтгичные и синтетичные..................................................... 168

Импульсивные и рефлексивные................................................ 170

Когнитивная простота—сложность.........'............................... 171

7.6. Компоненты индивидуального стиля деятельности................................................................173

7.7. Контуры общей теории стиля..............................173

7.7.1. Единая концепция стиля человека................................. 175

7.7.2. Стилевые метаморфозы................................................... 177

7.7.3. Интерпретация гипотезы о внутреннем и внешнем статусе стиля............................................................................ 180

7.8. Типология стилей человека.................................190

Глава 8. Базовые компоненты характера..................193

8.1. Структура характера..............................................193

8.2. Характер и другие свойства индивидуальности ., 195

8.3. Я-концепция.........................................................197

8.4. Стратегии предпочтения, образ-Я и конструктивные рисунки......................................199

8-5. Самооценка...........................................................201

8.6. Саморегуляция—настойчивость—воля...............202

87. Система базовых ориентации: на себя, на предмет

деятельности, на других людей............................ 205

Глава 9. Личностные различия..................................208

9.1. Личность: дифференциально-психологический

аспект......................................................................208

9-2. Корни человеческой личности............................210

9-3. Концепции личностных черт...............................211

Экстраверсия/нейрсшцизпсихотцизм...............................212

АКТИВНСКГТЪУСОЦИАЕЕЛЬНОСГЪ/ЭМСИОНАЛЬНОСТЪ......................213

Тревожность.............................................................................213

Гнев............................;..............................................................215

Застенчивость...........................................................................215

9.4. Теории личностных факторов: три, шестнадцать, пять..................................................217

Большая Пятерка: лексическая модель....................................219

Пять Факторов: психометрическая модель.............................222

9.5. Нейропсихологическая интерпретация личностных параметров.......................................,,223

9-6, Иерархическая организация личности...............226

9.7. Формально-динамическая модель личности......228

9.8. Функционирующая личность:

постоянство vs изменчивость....................................230

Предисловие

Книги, посвященные проблеме общечеловеческих раз­личий, выполнены, как правило в одном из трех форма­тов. Первому, назовем его условно Коллекционным или форматом CS (от англ, collection of samples — коллекция моделей, образцы), соответствует обрамленное контуром авторских предпочтений изложение наиболее известных на текущий момент фактов, теорий и концепций из диффе­ренциально-психологической области человекознания (см. Tyler, 1956; Willerman, 1976; Minton, Schneider, 1985; Cooper, 1998). Книги этого типа отличаются друг от друга поряд­ком изложения отобранных автором тем, среди которых выделяются — восприятие, интеллект, личность, поло­возрастные особенности, различия в обучении и профес­сиональных установках, etc. Однако чаще всего сведения о различиях между людьми включаются в учебники в виде отдельных глав, а не обобщаются в самостоятельные тома. Собранные в один огромный компендиум, который мог насчитать, наверное, не менее десяти тысяч страниц, эти книги, безусловно, стали бы ценнейшим — хотя и не­сколько неупорядоченным источником сведений энцик­лопедического характера.

Второй формат представления дифференциально-пси­хологических знаний можно условно обозначить как Те­матический, с соответствующей аббревиатурой FS (от англ. field of study — область изучения)* Как правило, эти книги выполнены в виде коллективных, реже — авторских, моно­графий, посвященных более подробному описанию какой-либо одной, специальной темы, например, исследованию общих и специальных свойств нервной системы {Nebylitzyn* Gray, 1972; Теплое, 1986), психогенетйческих аспектов индивидуальных различий (Равич-Щербо, 1990), структу­ры темперамента или психобиологической основы инди­видуальности (Русалов, 1979), характера (Лазурский, 1995), способностей (Голубева, 1994) природы стиля человека {Либын, 1998а) и интеллекта (Saklofske, Zeidner, 1995). Среди

18__________________________________________Либын А.

FS-книг можно выделить в особую группу те работы, тео­ретическое значение которых выходит за рамки обозна­ченной самим автором узко-специальной темы (см, Eysenk, 1947; Strelau, 1983; Mishel, 1986; Ross & Nisbett, 1991; Zimbardo, 1990).

Третий и, к сожалению, самый малочисленный жанр научных изысканий в области различий между людьми — это книги типа ST (от англ. special theory — специальные теории). В основе ST-монографии лежит разработанная авто­ром концепция о сущности изучаемого явления, а все изла­гаемые материалы пропускаются через призму создаваемых теоретических конструкций, гипотез и отобранных или по­лученных экспериментальных фактов. Конечно, недостатком в этом случае оказывается авторская пристрастность, опре­деляющая основную линию научных интерпретаций. Но этот недостаток легко оборачивается преимуществом, позволяю­щим, благодаря устойчивой позиции, представить целост­ную картину изучаемого феномена.

Образцом монографий ST-типа является книга основа­теля дифференциально-психологического направления как самостоятельной научной дисциплины Уильяма Штерна (1998) {Stern, 1911/1994), вышедшая в 1900 году под на­званием "О Психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии" и переизданная позже уже с другим подзаголовком — "Дифференциальная Пси­хология и ее методические основы". Дальнейшее развитие эта концепция — правда, в существенно переработанном виде, — получает в трудах американского психолога Анны Анастази (Anastasi, 1958)? выпустившей обобщающую ис­следования первой половины двадцатого века фундамен­тальную монографию под названием "Дифференциальная психология". В следующие десятилетия появляется еще не­сколько авторских монографий, развивающих целостный подход через призму конкретно-исследовательских уста­новок. Это труды Б.М.Тешюва (1986) и В.Д.Небылицьша (1996), создателей нового направления — дифференциаль­ной психофизиологии как важнейшей части дифференци­альной психологии, а также работы английского психолога Ганса Айзенка {Eysenck, 1947, 1997), концепция интег­ральной индивидуальности В,С,Мерлина (1986), теория

Предисловие 19

многофакторной структуры личности и индивидуальных различий Дж.Р.Ройса и АДЛауэлла (Royce, Powell, 1983), оригинальная концепция эпистемологической интерпре­тации проблем индивидуальных различий американского профессора Джеймса Ламиеля (Lamiell, 1987).

Несмотря на относительное многообразие работ и в этом направлении, намеченная самим У.Штерном главная ли­ния исследований, очерчивающая сферу дифференциаль­но-психологического знания как единое целое, была продолжена, можно сказать, лишь едва заметным пункти­ром. Трудно предположить, почему так произошло — в силу ли неизбежной специализации, состоящей из разных разделов науки о человеке, или в силу центробежной тен­денции внутри дифференциально-психологической области знаний как следствия, проистекающего из целостной при­роды предмета изучения — человеческой индивидуальности. Ясно только, что все большее значение приобретает на современном этапе концентрация усилий исследовательс­кой мысли на пути концептуальной интеграции сложив­шихся к настоящему времени подходов. Который из них станет отправной точкой в создании новой — парадиг-мальной — системы координат? Хотелось бы думать, что ответ на этот вопрос будет связан с логикой развития на­учного познания, к счастью, нередко совпадающей с не­сокрушимой силой субъективных авторских предпочтений.

Разумеется, есть своя специфика и в представляемой вниманию читателей книге Дифференциальная психоло­гия: на пересечении европейских, российских, и американских традиций"* Материал, посвященный инди­видуальным, типологическим и групповым различиям, об­разующим особый, дифференциально-психологический статус человека, преломляется, с одной стороны, через представления об иерархической структуре человека как субъекта взаимодействия с миром и, с другой стороны, рассматривается в контексте анализа механизмов коорди­нации интра- и интериндивидуального взаимодействия. Помимо этого, отбирая факты и теории, автор стремился учесть и своеобразие трех мировых линий исследований:

* европейской, идущей от Альфреда Бине (Binet & Henry, 1895) и Уильяма Штерна;

20_________________________________________Либин А.

* американской, связанной с именами Джеймса Мак-кинли Кэттелла (Cattel, 1890) и Анны Анастази;

* весьма своеобразной, российской, развивающей традиции И.П.Павлова (1951а), положения психофизио­логической школы Б.М.Теплова—В.Д.Небылицына и включающей множество плодотворных, но пока еще не­достаточно хорошо известных мировому читателю кон­цепций.

Еще одной теоретической предпосылкой при создании учебного пособия послужила гипотеза о том, что анализ различий между людьми становится более эффективным в контексте изучения основных тенденций общей и соци­альной психологии- Поэтому большинство рассматривае­мых дифференциально-психологических тем, посвященных сенсорным, перцептивным, когнитивным, регулятивным, эмоциональным или личностным различиям, также как и обсуждение проблем развития и природно-социальной детерминации индивидуальности, тесно связаны с соответствующими разделами из смежных областей пси­хологического знания. Это нашло свое отражение в струк­туре книги и глав, в логике изложения материала, в неизбежном для каждого учебного пособия отборе теоре­тических концепций и экспериментальных фактов. На структурирование материала оказали влияние и основные положения развиваемой автором на протяжении последних десяти лет Иерархической Теории Индивидуальности, со­гласно которой организация и функционирование мира психической реальности человека подчиняется действию закона приоритета более сложных, дифференцированных структур (по сравнению с менее сложными, недифферен­цированными), а также закону взаимодействия этих струк­тур на "паритетных началах, допускающих относительную автономию — род степеней свободы для коррелируемых, соотносимых свойств — каждой из них" (см+ Ананьев, 1968), Большое воздействие на авторскую позицию в отношении многих спорных вопросов современной психологии чело­века оказало сотрудничество с профессором Львом Мар­ковичем Веккером, в частности, наш совместный труд, посвященный разработке системы базовых принципов мен­тальной репрезентации и основных механизмов формиро-

Предисловие

вания психических процессов (Веккер, Либин, готовится к печати).

Характер учебного пособия, определяющий его как "уг­лубление в проблему", а также ограниченный объем кни­ги, вынудили вынести за скобки ряд важных для дифференциальной психологии тем, которые, вместе с тем, получили достаточно подробное освещение в трудах отечественных и зарубежных авторов. Среди них моногра­фии, посвященные психогенетическому анализу меха* низмов формирования индивидуальных различий (см. Paew-Щербо, 1998), применению математических моде­лей и статистических методов обработки данных для изу­чения интра- и интериндиввдуальных различий, (см, Гусев, Измайлов, Михалевская, 1997), исследованию индивиду­альных особенностей младенцев {Адрианов (отв. ред.), 1993), изучению способностей {Дружинину 1995), мотивации {ХекхаузеНу 1986) и др. По мере необходимости автор стремился показать обоснованность использования психоге­нетических или нейрофизиологических, а также матема-тико-статистических методов. Конечно, дальнейшая работа по систематическому изложению основ дифференциаль­но-психологических знаний позволит восполнить недоста­ющие разделы.

Чтобы помочь читателю сориентироваться в изложен­ном материале, автор посчитал необходимым привести схему взаимосвязи основных блоков — разделов диффе­ренциальной психологии, которой он руководствовался при написании книги (рис, 1). Это своеобразная когнитив­ная карта, на которой, помимо хорошо изученных и изве­данных областей отмечено и множество "белых пятен", существующих в обширной сфере дифференциально-пси­хологических знаний. Помимо этого может представлять интерес и некоторый перечень заметок, которые хорошо было бы иметь в виду при чтении книги.

* Перечень рассматриваемых в каждом разделе основ­ных тем и понятий дается в виде ключевых терминов в конце главы и может использоваться в качестве опорного ряда при повторении темы.

* В содержании каждой проблемы выделяются лишь основные направления анализа, в русло которых устрем-

22

Либин А.

Рис. 1, Концептуальная система координат дифференциальной психологии

ляются десятки более частных, более дробных "ручейков"-исследований. Вместе с тем приводятся факты и теории, которые намечают новые тенденции в исследовании диф­ференциально-психологических феноменов или помогают переосмысливать прежние концепции,

* Структура книги, подверженная неизбежному в та­ких случаях эффекту мозаичности> в то же время отражает представление о дифференциальной психологии как це­лостной дисциплине (Stern, I911/1994), предметом кото­рой является изучение человеческой индивидуальности через призму формального подхода, во всех ее проявле­ниях — от психофизических характеристик до метай нди-видуальных стратегий, отображающих специфику взаимодействия субъекта с другими людьми.



Предисловие 23

* Внутри каждого раздела автор следует определенной логике в изложении материала. Так> вначале рассматри­ваются данные (если таковые имеются и оказались в поле авторского зрения) о различиях, проявляющихся на "ниж­них" уровнях индивидуальности и на ранних этапах онто­генеза. По мере продвижения внутри раздела, фокус внимания перемещается на анализ личностных различий и специфики функционирования интегративных феноме­нов, таких как индивидуальное сознание и самосознание. Таким образом каждая из выделенных тем анализируется с точки зрения:

— дифференциальных аспектов индивидуального раз­вития;

— характеристики иерархических уровней индивидуаль­ности ;

— анализа влияния на индивидуальные параметры эндо-и экзофакторов, определяющих вид детерминации.

* "Двойственная" природа изучаемых признаков обуславливает их рассмотрение как в контексте интеринди­видуальных различий, так и в связи с анализом интраин-дивидуальной структуры, определяющей статус данного параметра в системе остальных свойств.

* Большинство тем дифференциальной психологии> та­ких как "характер", "способности", "стиль", "психогене­тические исследования'*, "психодиагностика" или "возрастные изменения", связано с огромным объемом знаний в соответствующих областях смежных направлений, поэтому основной акцент в большинстве случаев делается не на историческо-психологическом анализе развития про­блемы в целом, а на рассмотрении явления в контексте изучения конкретных феноменов человеческих различий.

* Задачей автора является показать самостоятельность дифференциальной психологии как особой области чело-векознания. Исходя из этого и расставлены акценты в со­держании данной книги.

Хочется добавить, что эта книга возникла в результате потребности самого автора в познании собственной инди­видуальности. Возможно, с этой же целью ее возьмет в руки и читатель.

24___________-___________________________Ливии А,

Homo Unicum

Понятие "уникальный", означающее "единственный в своем роде", является, без сомнения, родовым для конст­рукта "индивидуальность" — центрального элемента на­уки о человеческих различиях, изложению основ которой посвящена эта книга. Парадокс, обнаруживающий себя уже на подступах к зданию Дифференциальной Психологии, заключается в классической тройственности определения человеческой индивидуальности, включающей в себя, во-первых, неповторимое своеобразие субъективного мира человека; во-вторых, целостность индивидуальности как саморазвивающейся системы с присущими ей интеграль­ными эффектами (адаптивностью, оптимальностью, ре­зультативностью, компенсаторностью), и, наконец, в-третьих, объективно регистрируемые отличия (индиви­дуальные, типологические, групповые) между людьми. Именно эти три признака определяют собой дифферен­циально-психологическую специфику изучения такого явления как Homo Unicum (Человек Уникальный).

Загадка индивидуального своеобразия Человека волнует умы писателей и поэтов, художников и мистиков, генети­ков и антропологов, биохимиков, физиков и астрономов (последние, как мы увидим, внесли свою посильную леп­ту в создание основ нашей науки). Дифференциальная пси­хология — и в этом ее отличие от других областей знания о человеке — ставит своей целью не просто познание ин­дивидуальных особенностей на основе систематизации жизненных наблюдений, путем использования исключи­тельно художественного или статистического методов ана­лиза, но научное изучение механизмов становления и развития человеческой индивидуальности как целостного феномена, существующего в поле взаимодействия субъек­тивной и объективной реальностей.

Три стороны психологического знания

В современной психологии выделяются три основные взаимопересекающиеся — и вместе с тем имеющие само­стоятельный научный статус — области: общая психология, дифференциальная психология (или, иначе, психология

Предисловие 25

индивидуальных, типологических и групповых различий) и социальная психология* Понятно, что это деление но­сит, как и многие научные абстракции, довольно условный характер: нет психических (в том числе, психофи­зиологических) процессов, на которые не распространя­лась бы "власть личности", и, с другой стороны, не существует личностных образований вне психики, так или иначе все личностные черты связаны с механизмами пси­хических процессов (см. Веккер, Либин, готовится к печа­ти). В то же время общепризнано положение о ведущей роли социального контекста в развитии как индивидуаль­ности человека, так и психики в целом. Промежуточное положение дифференциальной психологии — и психологии личности как ее центральной части — обусловлено зако­номерностями человеческого филогенеза и онтогенеза. В первом случае имеется в виду иерархическое движение психики как саморазвивающегося феномена от эволю-ционно-генетических (биологических) законов к социо­культурным (общественным) закономерностям. Во втором — трансформация в процессе жизненного пути ин­дивидных (см. главу 1), природно обусловленных свойств отдельного человека в личностные структуры, проявляю­щиеся в интегральных характеристиках взаимодействия ин­дивидуальности с миром*

Внешний статус дифференциальной психологии ока­зывается неразрывно связан с ее внутренним статусом. Нет ничего удивительного в том, что без малого сто лет разви­тия этой уникальной науки привели к образованию в ее структуре трех важнейших подразделов, касающихся со­ответственно изучения следующих видов человеческих раз­личий: индивидуальных (производных от анализа общелсихологических закономерностей типологических (собственно дифференциально-психологических) и груп­повых (изучаемых в контексте антропологических — био­логических и социальных — наук),

у -

Феноменология человеческих различий

Как и всякая наука, дифференциальная психология имеет свою историю и предысторию. Последняя, надо за-

26_______________________________________________Либин А,

метить, оказывается столь же древней, как и само челове­чество, В сообществах первобытных людей появление груп­повых различий, позволяющих провести границу между Мы и не-Мы? сыграло решающее значение, В идентифика­ции со своим племенем, родовой общиной формирова­лись первые проблески человеческого сознания именно как "со(~вместного)знания'\ Следующим жизненно необходи­мым этапом стало выделение индивидуальных особеннос­тей членов племени. Наблюдение за поведением соплеменников — у кого зорче глаз, кто быстрее всех бегает или точнее метает камень — послужило не только основой для распределения необходимых для выживания племени функций, но и привело к появлению первых имен — одного из важнейших признаков человеческого рода, выделяю­щих людей из мира животных. Фиксация индивидуальных различий закреплялась с помощью присвоения имени, в котором, зачастую, и отражалась наиболее характерная и устойчивая черта темперамента или характера, сенсорики или мышления. Индивидуальность выкристаллизовывалась из Хаоса взаимоотношений, благодаря способности чело­веческого мышления осуществлять операцию различения. Отделение "Я" от "не-Я" стало важнейшим признаком зарождающейся первобытной личности с уникальным са­мосознанием.

В первобытных сообществах, древнейших цивилизаци­ях и современном обществе феноменология человеческих различий — индивидуальных и групповых — продолжает оставаться главной частью субъективного жизненного опы­та людей. Однако простых, несистематизированных наблюдений за поведением — своим собственным и окру­жающих — всегда было недостаточно для тех, кто стре­мился понять общие закономерности природы человека. Для того, чтобы упорядочить бесконечное многообразие индивидуальных и, тем более, групповых признаков тре­бовалась некая система координат, В качестве таковой мог приниматься любой набор признаков, отчетливо наблю­даемых, кажущихся "фундаментальными" либо осязаемы-ми. Разумеется, в первую очередь человек использовал для составления простейших классификаций своих собратьев внешние объекты или события. Так появились примитив-

Предисловие 27

ные поведенческие типологии, в которых описание инди­видуально-групповых особенностей людей исходило из свойств камней и деревьев (гороскопы друидов), располо­жения звезд или дат рождения (астрологические гороскопы). Отдавая должное наблюдательности и изобретательности наших предков, заметим, что во всех этих случаях речь пока что идет лишь об описании особенностей личности и человеческого поведения, а не объяснении причин, при­водящих к появлению различий между людьми. Поиск ре-шений этой задачи станет в последующем отправной точкой в развитии дифференциальной психологии.

Корни субъективной реальности

Можно сказать без преувеличения, что скрытое в не­драх жизненной феноменологии знание о человеческих различиях послужило толчком к развитию не только са­мой психологии, но и всех наук о человеке. Одним из са­мых простых феноменологических фактов, основанных на непосредственном жизненном наблюдении, являются уси­лия маленького ребенка выделить, "различить" себя в ок­ружающей среде. Перефразируя И. М.Сеченова (1947), можно сказать, что "смутное валовое ощущение" себя, потребность отделиться от остального мира, движет чело­веческим существом с момента его рождения. Первые про­блески сознания трехлетнего малыша также связаны с появлением различения между "Я" и "не-Я" {Бернс 1986). Ощущение и осознание себя как неповторимой индиви­дуальности является стержнем личности взрослого человека и основой межиндивидуальных различий, в контексте ко­торых складываются наши взаимоотношения с окружаю­щими в течение всей жизни. Также как из процесса внутри индивидуального различения возникают межинди­видуальные различия, формирование личности возникает на базе индивидуально-типологических особенностей. Фе­номенологические переплетения в жизни порождают слож­ности научного характера, проявляющиеся в непростых вопросах, связанных и с соотношением понятий (орга­низм—личность, личность—индивидуальность etc), и с взаимодействием важнейших областей науки о душе —

28 Ливии А.

общей психологии, психологии личности и дифференци­альной психологии. Но разговор об этом пойдет позже, а сейчас обратимся к основным понятиям, с обсуждения которых начинается любая наука.

Ключевые термины раздела: примитивные поведенческие типологии, социо-культурные закономерности, субъективный жизненный опыт, уникальность чело­века, феноменология человеческих различий, эволю-цион но-генетические законы.

Часть I. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ

ПОНЯТИЯ

В этой части будут рассмотрены центральные понятия дифференциальной психологии, анализ которых необхо­дим для более четкой ориентации в материале последую­щих глав* Список отобранных понятий, вместе с тем, на­кладывает некоторые ограничения на весьма обширный перечень терминов и тем, связанных с теориями, концеп­циями и фактами из области дифференциально-психоло­гического изучения человека. Те же из них, которые будут рассмотрены ниже, также нуждаются в оговорке. Многие проявления человека — идет ли речь о его конституции (в широком смысле слова), индивидных свойствах, личности или индивидуальности — заслуженно являются предме­том рассмотрения других, смежных с психологией, науч­ных дисциплин: философии и биологии, медицины и социологии, антропологии и культурологии. Не только меж-, но и внутридисциплинарная, внутрипсихологичес-кая интеграция различных смысловых контекстов одного и того же понятия приводит (скорее, к счастью, чем к огорчению) к семантической дифференциации таких важ­нейших конструктов как темперамент, характер, стиль, интеллект, способности, вошедших в обиход общей пси­хологии, психофизики, эргопсихологии. Поэтому будем иметь в виду, что понятия, появляющиеся на страницах этой книги, рассматриваются в связи с наличием в при­роде явлений, которые они определяют, дифференциаль­но-психологического аспекта изучения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Открытое сознание открытое общество iconГражданское общество в россии: настоящее смутно, будущее туманно о чем спор?
Закону, защищающему права человека, публичность и информационная открытость власти, действительно подотчетной избирающему ее народу....
Открытое сознание открытое общество iconОткрытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть»

Открытое сознание открытое общество iconОткрытое акционерное общество "пластполимер"
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»
Открытое сознание открытое общество iconПротокол №1 от 16. 10. 2007г. Устав открытого акционерного общества
Открытое акционерное общество «Наука-Связь» (именуемое в дальнейшем «Общество»), создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской...
Открытое сознание открытое общество icon0003 Днепропетровский металлургический завод
Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод"" имени Ф. Э. Дзержинского
Открытое сознание открытое общество iconМониторинг 25. 03. 2013
Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество “Центральный научно-исследовательский институт «Дельфин»
Открытое сознание открытое общество iconУльтразвук и инфразвук
Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество “Центральный научно-исследовательский институт «Дельфин»
Открытое сознание открытое общество iconДоклад Заказчика по намечаемой хозяйственной деятельности
«Нефтеперерабатывающий завод «Открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Туймаада-нефть»
Открытое сознание открытое общество iconОтчёт о результатах самообследования
Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество “Центральный научно-исследовательский институт «Дельфин»
Открытое сознание открытое общество iconПротокол 19 декабря 2011 года №2
Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество “Центральный научно-исследовательский институт «Дельфин»
Открытое сознание открытое общество iconИзвещение о проведении торговой процедуры "Аукцион покупателя №115674"
Открытое Акционерное Общество "Красная Звезда", Россия, 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19
Открытое сознание открытое общество iconИзвещение о проведении процедуры закупки "Аукцион №2138978"
Открытое Акционерное Общество "Красная Звезда", Россия, 123007, Москва, Хорошевское шоссе, д. 38
Открытое сознание открытое общество iconКонкурса научно-инновационных педагогических разработок по теме «Безопасность в Интернете»
Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком»
Открытое сознание открытое общество iconПатентам и товарным знакам (19)
Открытое акционерное общество "Российская корпорация ракетно-космическогоприборостроения и информационных систем" (оао "Российские...
Открытое сознание открытое общество iconН. Э. Баумана Отчёт к лабораторным работам по курсу «Разработка программного обеспечения»
Открытое акционерное общество акционерная компания по транспорту нефти "транснефть"
Открытое сознание открытое общество iconПатентам и товарным знакам (19)
Открытое акционерное общество "Российская корпорация ракетно-космическогоприборостроения и информационных систем" (оао "Российские...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск