Скачать 154.83 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬННОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА______________ПСИХОЛОГИИ______________________ ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ дисциплины ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Специальности: 210405 – "Радиосвязь, радиовещание и телевидение" 031901 – "Теология " Составитель: Виниченко М.А., Шутенко Е.Н. Белгород 2008 1. Пояснительная запискаЦели проведения промежуточной аттестации Получение обратной связи о степени усвоенности теоретического материала курса и сформированности навыков практической работы по содержанию дисциплины «Психология и педагогика». Формы контроля, которые необходимо выполнить студенту по специальностям, для которых читается дисциплина Контроль по специальности 210405 – "Радиосвязь, радиовещание и телевидение" 031901 – "Теология " проводится по дисциплине «Психология и педагогика» следующим образом. Ожидаемые результаты обучения 1. Овладение понятийным аппаратом, описывающим основные характеристики процесса общения человека. 2. Приобретение опыта анализа проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности. 3. Приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей в аспекте общения, стилей их познавательной и профессиональной деятельности 2. Содержание разделов дисциплиныТема 1. История становления психологической науки Житейская и научная психология. Основные этапы в истории становления психологии. Психология – наука о душе. Взаимоотношения души и тела. Современные взгляды на природу души. Психология – наука о сознании. Психология – наука о поведении. Задачи бихевиоризма. Психология – наука о закономерностях, механизмах и свойствах психики. Строение, задачи, предмет и объект современной психологии. Место психологии в системе наук. Различные направления в психологии: психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая, гештальтпсихология. Современное состояние отечественной психологии. Культурно-историческая теория. Категории отражения и деятельности. Понятие о методе. Специфика научных методов познания. Методы психологии. Психика как свойство живой материи. Понятие отражения. Формы и уровни отражения. Происхождение психики. Эволюция психики животных. Головной мозг и психика. Основные психические процессы. Развитие психики человека в онтогенезе и филогенезе. Условия и движущие силы психического развития. Проблемы биологического и социального в развитии. Развитие как присвоение культурно-исторического опыта. Тема 2. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память. Понятие ощущения. Ощущения как простейшая форма психического отражения. Виды ощущений. Ощущение и перцептивная деятельность. Понятие восприятия. Восприятие как система перцептивных действий. Функции восприятия в познании. Зависимость восприятия от прошлого опыта и характера деятельности. Предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия. Восприятие пространства и времени. Иллюзии восприятия. Наблюдение и условия его эффективности. Наблюдательность. Развитие ощущений и восприятия в онтогенезе. Понятие памяти. Память как отражение прошлого опыта. Механизмы опыта. Виды памяти. Виды памяти. Мнемонические процессы. Запоминание и действие, кратковременное и долговременное запоминание, оперативное запоминание. Непроизвольное и произвольное запоминание. Смысловое и механическое запоминание. Заучивание и приемы его организации. Воспроизведение и узнавание. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Припоминание и воспоминание. Забывание. Сохранение. Тема 3. Познавательные процессы: внимание, мышление. Понятие внимания. Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Функции внимания. Ориентировочная деятельность и внимание. Основные виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Сравнительная характеристика видов внимания. Основные свойства внимания: концентрированность, интенсивность, распределяемость, устойчивость, переключаемость, избирательность, объем. Внешние и внутренние факторы, определяющие внимание. Установка и внимание. Развитие внимания в онтогенезе. Понятие мышления. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Единство мышления и речи. Виды и операции мышления. Понятие и представления. Суждение. Умозаключение. Виды мышления. Репродуктивное и творческое мышление. Рефлексия. Процесс формирования умственных действий. Усвоение понятий. Влияние особенностей личности на мышление. Индивидуальные особенности мышления. Мышление и интеллект. Развитие мышления в онтогенезе. Тема 4. Психологическая характеристика личности. Понятие личности. Психологическая структура личности. Различные концепции личности. Направленность личности, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации, личностные смыслы. Самосознание и Я-концепция личности. Структура самосознания. Самооценка и уровень притязаний. Роли, позиции и социальные установки личности в группе. Социализация и развитие личности. Механизмы развития личности. Понятие способностей. Способности как индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. Структура способностей. Общие и специальные способности творческие. Талант. Задатки и способности. Проблема наследования способностей. Формирование способностей. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Трудолюбие как фактор развития способностей. Способности и задача трудоустройства. Психодиагностика способностей. Тема 5. Индивидуально-типологические особенности личности Понятие темперамента. Темперамент как совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Современные подходы к характеристике типов темперамента. Устойчивость и постоянство темпераментов в процессе развития личности. Проблемы изменчивости темперамента в онтогенезе. Изучение свойств темперамента. Понятие о характере. Характер как индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека. Структура характера. Черты характера и отношения личности (к деятельности, к другим людям, к самому себе, к вещам). Характер как программа типичного поведения человека в типичных обстоятельствах. Природа и проявления характера. Характер как психологический склад личности, выраженный в направленности и воле. Многогранность характера. Целостность характера. Характер и темперамент. Формирование характера в онтогенезе. Акцентуации характера. Тема 6. Основные категории педагогики Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия. Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Тема 7. История становления педагогического знания Эпоха Античности представляет собой особый исторический период, когда происходило формирование основ европейской культуры, в том числе и связанной со сферой образования. Дидактические традиции были очень несовершенны и связаны с “калькированным” повторением того материала, который предлагался собственно учителями. Особой самостоятельности и активности ученики практически не проявляли, отсутствовала сама направленность на развитие этих качеств у учащихся. Считалось, что процесс обучения закладывает лишь основы развития личности, которые затем могут быть реализованы в деятельности уже взрослого человека. Педагогика Средневековья имеет характерные особенности, поскольку, во-первых, педагогические традиции данной эпохи незамкнуты во времени, имеют собственное историческое прошлое, устоявшееся в своих влияниях на современную западноевропейскую педагогику. А, во-вторых, человек средневековья самооопределялся не c этнической принадлежностью, а с локальной (деревня, город, семья), а также по конфессиональному признаку, т.е. принадлежности к служителям церкви или мирянам. Как в образовательном материале, так и организации специальных учебных заведений происходит синтез реальной действительности с новыми потребностями социума. Идеалом средневекового воспитания является отказ от всесторонне развитой личности эпохи Античности, а формирование человека-христианина. Тема 8. Основы общей дидактики В данной теме освещаются основные вопросы дидактики как науки о целенаправленном процессе систематического образования и обучения подрастающего поколения, которая занимается разработкой целей, содержания, методов и форм организации обучения. Содержание образования определяется в первую очередь целями и задачами, выдвигаемыми обществом перед системой обучения и подготовки своих граждан. Главная цель современного общего образования формировании разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально- экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений). Содержание образования представляется как система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду. В структурном содержание образования включает в себя систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике способах деятельности; систему умений и навыков; опыт творческой деятельности; опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру. Существуют различные структуры изложения содержания учебного материала: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная. Тема 9. Воспитание в целостном педагогическом процессе Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и заранее планировать определенные изменения в социальной среде и тем самым создавать благоприятные возможности для решения этой задачи. Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию. 3. Контролирующий модуль1. Текущий контроль: по разделу 1«Психология»: Форма проведения, требования: Выполнение предложенных практических и теоретических заданий. Выполнение рубежных тестов по темам. Обсуждение основных вопросов в форуме; подготовке портфолио. Примечание: портфолио составляется студентом в течение практических, а также в рамках самостоятельной работы и представляет собой психологический портрет студента, включающий результаты самообследования. по разделу 2 «Педагогика» Форма проведения, требования: Участие в семинарских занятиях требует ответов в форуме по вопросам представленным в учебно-методическом пособии (см. раздел семинарский практикум). Для того чтобы принять участие в дискуссии, студент должен будет провести предварительную подготовку как в содержательном, так и в формальном плане, а затем выложить подготовленную информацию в виде ответа в элементе «Форум» системы «Пегас». Написать реферат по выбору из предложенного списка. Защита реферативной работы осуществляется на семинарском занятии. Список тем рефератов
Критерии оценки Раздел 1 «Психология». Портфолио должно содержать весь ряд предложенных методик в планах семинарских занятий. Портфолио состоит из титульного листа и таблицы с результатами методик и их интерпретацией. Таким образом, таблица состоит из 3 граф: в первой – название методики, во второй – результат, в третьей – интерпретация результатов. Раздел 2 «Педагогика». 1. Семинары позволяют оценить уровень информированности слушателя, степень усвоения знаний (знание терминологии, имен ученых, содержание теорий и т.д.). Активность работы учащихся в форуме может быть составной частью оценки по предмету и может определяться по следующим критериям:
2. Критерии оценки реферата:
2. Итоговый контроль Форма проведения, требования Итоговый контроль проводится в форме выполнения тестовых заданий в режиме on-line и письменного зачета, по билетам. Для получения зачета по дисциплине «Психология и педагогика» необходимо набрать не менее 70% правильных ответов за итоговый тест. Итоговый тест состоит из 51 задания. Таким образом, для получения зачета необходимо верно ответить на 36 вопросов из итогового тестового контроля и правильно ответить на теоретические вопросы из перечня списка вопросов, вынесенных на зачет. К моменту сдачи зачета должны быть благополучно пройдены предыдущие формы контроля. Список вопросов к зачету:
Критерии оценки 1. В качестве критериев оценки результатов тестирования выбраны следующие:
«Зачтено» выставляется студенту, который полно или в основном полно и безошибочно ответил на теоретические вопросы, аргументировал свой ответ, привёл достаточное количество примеров, сумел проанализировать и психологически грамотно проинтерпретировать социально-психологические явления. «Не зачтено» выставляется студенту при слабом знании теоретического материала, неумении применять теорию в практической деятельности, при наличии грубых ошибок в ответах на теоретические вопросы и при практическом анализе психолого-педагогических явлений. 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплиныОсновная литература:
Дополнительная литература:
Нормативные документы:
Периодическая литература:
Internet-ресурсы:
Вспомогательные (дополнительные) электронные ресурсы: Электронный учебное пособие «Психология человека» автор Гребнева В.В. http://sdo.bsu.edu.ru/Resource/ |
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации закрепление... Формы контроля, которые необходимо выполнить студенту по специальностям, для которых читается | Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной... Формы контроля, которые необходимо выполнить студенту по специальностям, для которых читается | ||
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Целью... Составитель: старший преподаватель кафедры социальных технологий Самохвалова Е. В | Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной... Контроль знаний позволит выявить насколько усвоены основные факторы, определяющие направление развития ит и их внедрение в различные... | ||
Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Международные финансы» Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое... | Рабочая программа дисциплины Психология семьи и семейного воспитания... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | ||
Пояснительная записка программа курса «Научная организация труда студентов» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | Рабочая программа дисциплины Тренинг педагогического общения Направление... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | ||
О промежуточной аттестации мбоу «Средняя общеобразовательная школа... Учреждения, регулирующим порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся. Данное положение... | Пояснительная записка > Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины... Г. В. Кухтерина Психология делового общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62... | ||
Программа промежуточной аттестации дисциплины «Налоговые системы зарубежных стран» Целью проведения промежуточной аттестации является определение уровня знаний студента по изучаемой дисциплине на текущем этапе | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65... Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | Программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию... Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов... | ||
1 Пояснительная записка Цели и задачи курса Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Содержит указание на цель и место... | О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости... ОУ, регулирующим формы, периодичность и порядок, систему оценок текущего контроля и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся.... |