Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы»





Скачать 117.15 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы»
Дата публикации21.03.2015
Размер117.15 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Журналистика > Пояснительная записка
ФЕДЕРАЛЬННОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


КАФЕДРА «Управление персоналом»

ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

дисциплины

________________________________________

Рынок рабочей силы

Специальности:

01 05 03.65 Математическое обеспечение и

администрирование информационных систем

08 08 01.65 Прикладная информатика (в экономике)

21 04 05.65 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»

21 04 06.65 «Сети связи и системы коммутации»

___________________________________________

Составитель: Н.В. Антоненко

____________________________________

Белгород 2008

1. Пояснительная записка



Цели проведения промежуточной аттестации

Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы».

Формы контроля, которые необходимо выполнить студенту по специальностям, для которых читается дисциплина

Текущий контроль, итоговый контроль

Ожидаемые результаты обучения

В итоге освоения дисциплины, студенты должны овладеть основным понятийно-категориальным аппаратом дисциплины, знать: условия формирования и функционирования рынка труда, состав (элементы) рынка рабочей силы, основания отнесения того или иного гражданина к категории безработного или занятого, установленные законодательством, основные пути поиска работы, способы самопрезентации, правила подготовки и проведения собеседования с потенциальным работодателем, правила закрепления на новом рабочем месте.

Учащийся должен понимать включенность каждого человека в пространство рынка труда и социально-трудовых отношений, зависимость получения «хорошей работы» от возможностей эффективной самопрезентации соискателя.

В дополнении к основным целям изучения дисциплины, студент должен приобрести навыки самостоятельного обучения, которые являются необходимым элементом профессионального развития и становления специалиста. В данном случае, самостоятельная работа призвана выполнять следующие задачи:

  • Постоянное и непрерывное увеличение объема профессиональных знаний, расширение кругозора;

  • Обобщение, систематизация, закрепление и повторение пройденного материала;

  • Совершенствование приобретенных знаний;

В итоге изучения дисциплины у студентов должны сформироваться:

    • четкая система знаний и представлений о рынке труда и его составляющей – рынке рабочей силы, их роли в жизни каждого человека;

    • знания о возможностях и проблемах поиска работы и трудоустройства;

    • навыки эффективной самопрезентации.



2. Содержание разделов дисциплины


Тема 1. Рынок труда

1. Понятие и основные характеристики рынка труда

2. Условия возникновения и формирования рынка труда

2.1. Условия возникновения рынка труда

2.2. Условия формирования рынка труда

3. Особенности и функции рынка труда

4. Виды рынков труда

Тема 2. Рынок рабочей силы

1. Особенности рабочей силы как товара

2. Структура рынка рабочей силы

Тема 3. Занятость

1. Понятие «занятость населения». Виды занятости

2. Управление занятостью

3. Занятость студентов

Тема 4. Безработица

1. Понятие «безработица»

2. Формы безработицы

3. Социально-экономические последствия безработицы

4. Проблема молодежной безработицы в современных условиях

4.1. Последствия молодежной безработицы

4.2. Причины молодежной безработицы

4.3. Как учесть возможные изменения на рынке труда

Тема 5. Поиск работы

1. Поиск работы и этапы процесса трудоустройства

2. Принципы поиска работы

3. «Ограничения» в поиске работы и трудоустройстве

Тема 6. Основные пути поиска работы

1. Основные способы поиска работы

1.1. Изучение объявлений о вакансиях в печатных СМИ.

1.2. Поиск работы в Интернете.

1.3. Агентства по трудоустройству.

1.4. Поиск работы через государственные центры занятости

1.5. Инициативное обращение к потенциальному работодателю

2. Модели поиска работы для различных категорий соискателей

Тема 7. Самопрезентация соискателя

1. Понятие, формы и основные способы самопрезентации

2. Способы самопрезентации

2.1. Объявления

2.2. Письмо работодателю

2.3. Обращение по телефону

2.4. Резюме

2.5. Рекомендательные письма

2.6. Анкеты

Тема 8. Собеседование с работодателем

1. Методы оценки при приеме на работу

2. Собеседование

2.1. Подготовка к собеседованию

2.2. Переговоры о заработной плате

2.3. Правила выбора одежды для собеседования с работодателем

2.4. Наиболее часто встречающиеся причины отказа в приеме на работу

Тема 9. Согласование условий работы и закрепление на рабочем месте

1. Заключение трудового договора (контракта)

2. Адаптация сотрудника в новых рабочих условиях

3. Испытательный срок

4. Правила закрепления на рабочем месте

Тема 10. Самозанятость как альтернативный способ трудоустройства

1. Сущность самообеспечения населения

2. Виды самозанятости

3. Особенности формирования доходов в условиях самозанятости

3. Контролирующий модуль


Для определения объема и глубины усвоения изучаемого материала, студентам необходимо выполнить следующие контрольные мероприятия:

1. Текущий контроль

Форма проведения, требования:

  1. Ответить на вопросы для самопроверки после каждой темы учебного курса.

  2. Выполнить тестовые задания для самоконтроля (см. план изучения дисциплины).

Тесты представляют собой форму контроля усвоенных знаний и определяют степень сформированности понятийного мышления.

  1. Написать реферат по выбору из предложенного списка;

Список тем рефератов:

    1. Историческое развитие труда и деловой предприимчивости.

    2. Социально-трудовые отношения, рынок труда.

    3. Рынок рабочей силы Белгородской области.

    4. Рынок трудовых ресурсов молодых специалистов.

    5. Социальная политика государства в вопросах занятости населения.

    6. Активный самостоятельный поиск работы.

    7. Правила поиска работы.

    8. Факторы, влияющие на успешность трудоустройства.

    9. Определение профессионально важных качеств работника.

    10. Основные пути поиска работы: объявления.

    11. Основные пути поиска работы: служба занятости

    12. Основные пути поиска работы: кадровые агентства.

    13. Основные пути поиска работы: скрытый рынок рабочей силы.

    14. Основные пути поиска работы: поисковые визиты, контакты и деловые встречи.

    15. Основные пути поиска работы: газеты.

    16. Основные пути поиска работы: телефонные переговоры.

    17. Основные пути поиска работы: личные контакты, письма и посещения.

    18. Навыки самопрезентации в процессе поиска работы.

    19. Газеты о работе: как правильно заявить о себе

    20. Заполнение анкет.

    21. Виды резюме.

    22. Правила составления резюме

    23. Эффективное резюме.

    24. Телефонный разговор с потенциальным работодателем: правила и ошибки.

    25. Письмо в ответ на рекламируемую вакансию.

    26. Инициативное или поисковое письмо. Правила составления.

    27. Правила и принципы ведения переговоров с работодателем с учетом этико-психологических особенностей.

    28. Вопросы на собеседовании: что чаще всего интересует потенциального работодателя?

    29. Вопросы на собеседовании: что и как можно спрашивать у потенциального работодателя?

    30. Тестирование при приеме на работу: виды тестов, процедура тестирования

    31. Понятие общения. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная сторона общения.

    32. Правила общения.

    33. Невербальная коммуникация.

    34. Культурные особенности общения

    35. Заработная плата или «Сколько вы стоите».

    36. Как сохранить работу.

    37. Испытательный срок – как удержаться на новом рабочем месте.

    38. Карьера и карьерный рост

    39. Основные принципы управления карьерой.

    40. Самозанятость населения


Требования к содержанию и оформлению реферата:

Содержание: реферат должен состоять из следующих элементов: титульный лист, содержание (план), введение, основная часть, заключение, литература. Во введении раскрывается актуальность изучаемой проблемы, ставятся цель и задачи изучения темы, определяются объект и предмет изучаемой темы. Эта часть работы должна занимать порядка 1/5 – 1/6 всего объема изложения. Основная часть содержит материал, раскрывающий предмет реферативного исследования. Здесь дается общая характеристика проблемы в изученных источниках, проводится анализ и обобщение фактического материала, рассматриваются основные понятия и категории, относящиеся к теме исследования. В заключении приводятся краткие выводы по изученному материалу, производится обобщение всего изложенного материала. В завершении, дается список использованной литературы (не менее 10 источников) в алфавитном порядке.

Допускается незначительное изменение тем рефератов, их корректировка, при согласовании с преподавателем.

Оформление:

  • объем реферата 12-15 печатных листов формата А-4;

  • поля: левое – не менее 3 см., правое – не менее 1 см., верхнее – не менее 1,5 см., нижнее – не менее 2 см.;

  • шрифт Times New Roman;

  • кегль – 14;

  • междустрочный интервал – одинарный;

  • стиль – обычный;

  • абзац – 1,25 см. (пять символов).

Критерии оценки тестирования и реферата:

1. В качестве критериев оценки результатов тестирования выбраны следующие:

  1. высокий уровень усвоения знаний - 85-100% правильных ответов.

  2. средний уровень усвоения знаний – 60- 85% правильных ответов.

  3. низкий уровень усвоения знаний – ниже 60%.

2. Критерии оценки реферата:

  • «зачтено» - в работе должен быть правильно составлен план, раскрыты основные вопросы темы, сделаны соответствующие выводы; в реферате присутствует логика изложения теоретического материала, проработанность выбранной темы. Все разделы реферата соответствуют плану (содержанию), который представляет собой систему, последовательно раскрывающую тему реферата.

  • «незачтено» ставится в случае, когда неправильно составлен или не составлен план по соответствующим разделам, сделаны неправильные выводы, что говорит о практически полном отсутствии знаний по соответствующему разделу дисциплины.


2. Итоговый контроль

Форма проведения, требования:

  1. Пройти тестирование по теоретическому материалу в режиме on-line;.

  1. Подготовиться к сдаче зачета. Зачет проводится в письменной форме и предполагает ответ на теоретические вопросы из перечня списка вопросов, вынесенных на зачет. К моменту сдачи зачета должны быть благополучно пройдены предыдущие формы контроля.

Список вопросов к зачету:

  1. Понятие и основные характеристики рынка труда

  2. Условия возникновения и формирования рынка труда

  3. Особенности и функции рынка труда

  4. Виды рынков труда

  5. Особенности рабочей силы как товара

  6. Структура рынка рабочей силы

  7. Понятие «занятость населения». Виды занятости

  8. Управление занятостью

  9. Занятость студентов

  10. Понятие «безработица»

  11. Формы безработицы

  12. Социально-экономические последствия безработицы

  13. Проблема молодежной безработицы и ее последствия

  14. Причины молодежной безработицы

  15. Поиск работы и этапы процесса трудоустройства

  16. Принципы поиска работы

  17. «Ограничения» в поиске работы и трудоустройстве

  18. Основные способы поиска работы: изучение объявлений о вакансиях в печатных СМИ.

  19. Основные способы поиска работы: поиск работы в Интернете.

  20. Основные способы поиска работы: агентства по трудоустройству.

  21. Основные способы поиска работы: поиск работы через государственные центры занятости

  22. Основные способы поиска работы: инициативное обращение к потенциальному работодателю

  23. Модели поиска работы для различных категорий соискателей

  24. Понятие, формы и основные способы самопрезентации

  25. Способы самопрезентации: объявления

  26. Способы самопрезентации: письмо работодателю

  27. Способы самопрезентации: обращение по телефону

  28. Способы самопрезентации: резюме

  29. Способы самопрезентации: рекомендательные письма

  30. Способы самопрезентации: анкеты

  31. Методы оценки при приеме на работу

  32. Подготовка к собеседованию

  33. Переговоры о заработной плате

  34. Правила выбора одежды для собеседования с работодателем

  35. Наиболее часто встречающиеся причины отказа в приеме на работу

  36. Заключение трудового договора (контракта)

  37. Адаптация сотрудника в новых рабочих условиях

  38. Испытательный срок

  39. Правила закрепления на рабочем месте

  40. Сущность самообеспечения населения

  41. Виды самозанятости

  42. Особенности формирования доходов в условиях самозанятости


Критерии оценки:

  • «зачтено» - студент имеет устойчивые знания об основных понятиях дисциплины, может сформулировать взаимосвязи между понятиями. Знания характеризуются глубиной и содержательностью.

  • «незачтено» - студент имеет значительные пробелы в знаниях, не может сформулировать взаимосвязи между изучаемыми в курсе понятиями, не имеет представления о большинстве изучаемых основных понятий дисциплины.

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины



Основная литература:

  1. Атоманова Р.И. Поиск работы. – М.: Бизнес – школа «Интел – Синтез», 2001.

  2. Бендюков М., Соломин И. Как искать и находить работу. – СПб.: «Бизнес – пресса», 1999.

  3. Бойтон П. Шесть способов получить работу. М. 1996.

  4. Бреев Б.Д. Безработица в современной России: Монография/ Бреев Б.Д.; Центральный экономико-математический ин-т РАН. – М.: Наука, 2005 – 272с.

  5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – 3-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 448с.

  6. Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления. – М.: «Финстатинформ». 1998.

  7. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Кокорев И.А. Трудоустройство: поиск работы. Учебное пособие/ Под ред. Ю.Г. Одегова. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 384с.

  8. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. Лтд. 1993

  9. Организационно-методические основы деятельности профконсультанта службы занятости /Сост. Гармашев А.А., ред. Гостряк В.Е., Белгород 1995г. 49 с.

  10. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. 060200 «Экономика труда»/ Павленков В.А.; Рец. С.В. Дудников, О.Д. Кузнецова, Г.М. Куманин; МО РФ. – М.: МГУ, 2004 – 368с.

  11. Первушина О.Н., Рыженков П.Е. Я ищу работу. Новосибирск. 1995.

  12. Поляков В.А. Технология карьеры. М. 1995.Чисхольм П. Уверенность в себе: ключ к деловому успеху. М. 1994.

  13. Рофе А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учебное пособие/ Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В.; под ред. Рофе А.И. – М.: МИК, 2003г.

  14. Тихенький В.Г. Трудоустройство и деловая карьера: Учебное пособие для студентов вузов/ В.Г. Тихенький. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 95с. – (Серия «Управление персоналом»).

  15. Управление персоналом организации: Учебник. / Ред. Кибанова А.Я. – 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 638 с. – (Высшее образование).

  16. Чапек В.Н. Рынок труда: Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов/ Чапек В.Н., Долгодушев В.А.; Рец.: А.С. Пелих, В.В. Кузнецов; М-во образования и науки РФ. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 256с. – (Высшее образование).

  17. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность. Карьера. Успех (Психология бизнеса). М. 1993.

Дополнительная литература:

  1. Баткаева И.А., Митрофанова Е.А. Управление занятостью населения. М. 1995.

  2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М. 1998.

  3. Гендлер Г., Гильдингерш М. Социальные последствия безработицы.// Человек и труд. – 1999. - №1. – с. 47-49.

  4. Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза/ Социология образования перед новыми проблемами. Москва – Омск: 2003.

  5. Дмитриева М.А. психологические факторы профессиональной адаптации./ Сборник «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности»./ Под ред. Г.С. Никифорова. СПб. 1991.

  6. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород. 2003.

  7. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск. 1993.

  8. Организация и проведение занятий в группе психологической поддержки безработных. Методические рекомендации/ Федеральная служба занятости России. М. 1994г. 45с.

  9. Персональный менеджмент: Учебник/ С.Д. Резник и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 622с.

  10. Рынок труда и образовательных услуг в крупном городе: стратегии и потенциалы роста: Научные доклады: Рец.: А.С. Борщов, Л.В. Константинова; МИОН. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 2006 – 144с.: табл. – (Научные доклады).

  11. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации: Учебное пособие/ В.Н. Федосеев, С.Н. Капустин. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 368с. – (Серия «Магистр делового администрирования»).

Нормативные документы:

  1. Закон РФ от 19 апреля 1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

  2. Закон «О малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации»

  3. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М., 2002.

Периодическая литература:

  1. Карьера

  2. Работа для Вас

  3. Работа сегодня

  4. Трудовой мир

Internet-ресурсы:

www.ankor.ru

www.metropolis.ru

www.mintrud.ru (раздел «Законодательство»).

www.consultant.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы» iconПрограмма промежуточной аттестации дисциплины Рекламная деятельность...
Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рекламная деятельность...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы» iconПояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной...
Контроль знаний позволит выявить насколько усвоены основные факторы, определяющие направление развития ит и их внедрение в различные...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы» iconПояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Целью...
Составитель: старший преподаватель кафедры социальных технологий Самохвалова Е. В
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы» iconПрограмма промежуточной аттестации дисциплины «Налоговые системы зарубежных стран»
Целью проведения промежуточной аттестации является определение уровня знаний студента по изучаемой дисциплине на текущем этапе
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы» iconО промежуточной аттестации мбоу «Средняя общеобразовательная школа...
Учреждения, регулирующим порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся. Данное положение...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы» iconЦель и задачи промежуточной аттестации
Регламентирует содержание и порядок промежуточной аттестации обучающихся гоу центра образования «Школа здоровья» №1679 с целью перевода...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы» iconО формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости...
ОУ, регулирующим формы, периодичность и порядок, систему оценок текущего контроля и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся....
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы» iconПояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации закрепление...
Формы контроля, которые необходимо выполнить студенту по специальностям, для которых читается
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы» icon1. Общие положения
Настоящее «Положение о промежуточной аттестации обучающихся и переводе их в следующий класс по итогам учебного года» является локальным...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы» iconПоложение о промежуточной аттестации обучающихся I. Общие положения
Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы» iconПринято на педагогическом Совете школы Протокол № от 2012г Положение...
Настоящее «Положение о промежуточной аттестации обучающихся, формах её проведения, системе оценивания обучающихся и переводе их в...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы» iconО системе оценивания, формах, порядке, периодичности промежуточной...
Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы» iconО промежуточной аттестации и переводе обучающихся мбоу алгасовской сош
Данное положение разработано с целью выработки единых подходов к формам, порядку и периодичности промежуточной аттестации обучающихся....
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы» iconПоложение о системе оценок, формах, порядке, периодичности промежуточной...
Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы» iconПоложение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной...
Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рынок рабочей силы» iconПоложение о промежуточной аттестации обучающихся и переводе их в...
Настоящее «Положение о промежуточной аттестации обучающихся и переводе их в следующий класс по итогам учебного года» является локальным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск