ПОЛОЖЕНИЕ
о ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
I.Общие положения.
1.1 Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных программ, глубины и прочности полученных знаний, их практическому применению.
1.2 Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, федеральными государственными образовательными стандартами, Уставом МБОУ Видновская СОШ № 7 и настоящим Положением.
1.3 Положение регламентирует порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся.
1.4 Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения ответственности общеобразовательного учреждения за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения в общеобразовательном учреждении, за степень усвоения обучающимися федерального государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом.
1.5 Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля в переводных классах всех ступеней обучения, тематического контроля, проводимого как учителями, так и администрацией, административного контроля.
ПОЛОЖЕНИЕ
о ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
I.Общие положения.
1.1 Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных программ, глубины и прочности полученных знаний, их практическому применению.
1.2 Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, федеральными государственными образовательными стандартами, Уставом МБОУ Видновская СОШ № 7 и настоящим Положением.
1.3 Положение регламентирует порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся.
1.4 Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения ответственности общеобразовательного учреждения за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения в общеобразовательном учреждении, за степень усвоения обучающимися федерального государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом.
1.5 Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля в переводных классах всех ступеней обучения, тематического контроля, проводимого как учителями, так и администрацией, административного контроля.
1.6. Периодичность тематического контроля, проводимого учителем, определяется календарно-тематическим планированием рабочей программы по каждому курсу, принятой на методическом объединении и утвержденной директором школы.
1.7.Периодичность административного контроля определяется планом работы школы, утвержденным директором.
2. Формы промежуточной аттестации
2.1.Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах может проводиться в следующих формах: итоговая контрольная работа, итоговый опрос, тестирование, защита рефератов и творческих работ, защита проектов и другие формы.
2.2. В соответствии с требованиями ФГОС приоритетными в диагностике становятся новые формы работы - комплексные диагностические работы. Комплексные диагностические работы составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
2.3. Защита реферата предполагает предварительный выбор обучающемуся, успевающему на «4» или «5» по всем предметам интересующей его темы с учетом рекомендаций учителя, глубокое изучение избранной проблемы и изложение выводов реферата. Не позднее, чем за неделю до проведения аттестации реферат представляется на рецензию учителю. Аттестационная комиссия знакомится с рецензией и выставляет оценку обучающемуся после защиты реферата на экзамене.
2.4. При устной аттестации обучающийся отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет практическое задание (разбор предложения, решение задачи, выполнение лабораторной работы, демонстрация опыта, составление краткой речи по предложенной теме, чтение и перевод иностранного текста и т.д.).
2.5. Тестирование по предмету проводится по готовым тестам или тестам, подготовленным методическим объединением.
2.6 В соответствии с ФГОС меняется инструментарий – формы и методы оценки. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
2.7. Форма письменной контрольной работы дополняется новыми формами контроля результатов, как: - целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам), - самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), - результаты учебных проектов, - результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
3. Порядок промежуточной аттестации.
3.1. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в 2-4, 9 классах по учебным четвертям, 5-8,10 по учебным триместрам,11 по полугодиям
3.2. Обучающимся 1-х классов отметки в баллах не выставляются.
3.3. В промежуточной аттестации обучающихся, находящихся на лечении в санатории, стационаре, учитываются оценки, полученные в учебном заведении при лечебном учреждении.
3.4. Промежуточная аттестация обучающихся, отсутствующих более 50% учебного времени по уважительной причине (спортивные соревнования, сборы, заболевание) осуществляется с обязательной сдачей учебного материала, по выбору учителем любой из форм промежуточной аттестации.
3.5. Ежегодно не позднее 3-х месяцев до окончания учебного года на Педагогическом совете школы - решается вопрос о проведении промежуточной аттестации в форме экзаменов или зачетов по отдельным предметам; - определяется перечень учебных предметов, выносимых на аттестацию; - устанавливаются форма, порядок и сроки ее проведения. Данное решение утверждается педагогическим советом школы и закрепляется приказом директора по школе.
3.7. Экзаменационные билеты и практические задания к ним, письменные контрольные задания, тесты, перечень тем учебного курса для собеседования, тематика рефератов разрабатываются школьными методическими объединениями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Они утверждаются приказом директора образовательного учреждения. В аттестационный материал по русскому языку, литературе, математике, географии, физике, химии, геометрии и другим учебным предметам рекомендуется включать как теоретические вопросы, так и практические задания, причем для аттестационной комиссии должны быть подготовлены решения и ответы практических заданий экзаменационного материала.
3.8. Классные руководители 2-4, 5-8,10 классов доводят до сведения учащихся и их родителей предметы и форму промежуточной аттестации, сроки, состав аттестационной комиссии.
3.9. От промежуточной аттестации в переводных классах могут быть освобождены: • отличники учебы; • призеры городских, областных предметных олимпиад, конкурсов; • учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем предметам в особых случаях: 1) по состоянию здоровья согласно заключению медицинской комиссии; 2) в связи с экстренным переездом в другой населенный пункт, на новое место жительства.
3.10. Ученики, имеющие неудовлетворительную оценку за год по учебному предмету, должны пройти промежуточную аттестацию по данному предмету.
3.11. Промежуточная аттестация проводится ориентировочно с 14 апреля по 20 мая.
3.12. В день проводится только одна форма контроля, интервал между ними 2-3 дня.
3.14. Аттестационная комиссия состоит из экзаменующего учителя и ассистента. Возможно присутствие директора школы.
4. Формы и методы оценки обучающихся по ФГОС.
4.1. В соответствии с ФГОС меняется инструментарий – формы и методы оценки. Изменяется традиционная оценочно-отметочная шкала (так называемая «пятибалльная»). Шкала становится по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
4.2. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
4.3. Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) принимается не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.
4.4. «Портфель достижений» - обязательный компонент определения итоговой оценки в Основной образовательной программе, дополняющей Федеральный государственный образовательный стандарт. «Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
4.5. Основные разделы «Портфеля достижений»: 1) Перечень материалов Портфолио. 2) «Кто я и чего хочу». Этот раздел содержит личностную рефлексию ученика, в том числе и по материалам самого Портфолио, это часть его личностных результатов. 3) «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах». Этот раздел представляет предметные результаты ученика (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам), участие в олимпиадах, НОУ. 4) «Достижения ВНЕ учебы». Этот раздел отражает личностные результаты ученика, участие в мероприятиях и конкурсах в рамках дополнительного образования, спортивные достижения. 5) «Оценка материалов Портфолио». Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен ученик. Учитель раз в четверть пополняет обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно». 4.7.Новые средства, формы и методы оценки должны обеспечить комплексную оценку результатов. Это не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Педагог сводит все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Все помещаемые в таблицах оценки и отметки являются необходимым условием для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
5. Система оценки результатов ФГОС.
5.1. Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определенной системе)
5.2. Результаты на уроке оценивает сам ученик по алгоритму самооценки. Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет, что она завышена или занижена.
5.3. Оценка ставится за каждую учебную задачу, показывающую овладение конкретным действием (умением).
5.4. Необходимо три группы таблиц:
5.4.1. Таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов: литературное чтение (1-4 кл.), русский язык (1-4 кл.), математика (1-4 кл.), окружающий мир (1-4 кл,), технология (1-4 кл.), изобразительное искусство (1-4 кл.);
5.4.2. Таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: регулятивные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), познавательные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), коммуникативные универсальные учебные действия (1-2 кл., 3-4 кл.);
5.4.3. Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов (1-2 кл., 3-4 кл.).
5.5. Отметки заносятся в таблицы результатов. Обязательный минимум: - за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно), - за предметные контрольные работы (один раз в полугодие – обязательно). По желанию и возможностям учителя (максимум): - за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку.
5.6.Типы оценок: · текущие, за задачи, решенные при изучении новой темы (выставляются по желанию ученика), · за тематические проверочные (контрольные) работы (отметка выставляется обязательно всем ученикам хотя бы 1 раз).
5.7. Критерии оценивания по признакам трёх уровней успешности. · Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» образовательной программы) и усвоенные знания, входящие в опорную систему знаний предмета в образовательной программе. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки: -«хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами). · Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось: - либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» образовательной программы); - либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами). · Максимальный уровень (необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка: «превосходно».
5.8. Определение итоговых оценок: - предметные четвертные оценки/отметки (со 2 полугодия 2-го класса) определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов); - итоговая оценка за ступень начальной школы определяется на основе положительных результатов накопленных учеником в портфеле достижений, а также на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
5.9.Итоговая оценка за ступень начальной школы - это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей: · комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» - совокупность всех образовательных результатов); · результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач); · результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).
Вывод-оценка (о возможности продолжения
образования на следующей ступени)
| Комплексная оценка (данные
«Портфеля достижений»)
| Итоговые работы (русский язык,
математика и межпредметная работа)
| 1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями 2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач 3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач
| Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты) Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально» Достижение планируемых результатов не менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично»
| Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня Правильно не менее 50% заданий необходимого (базового) уровня Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня
| Оценивание принимается педагогом на основании динамики и в пользу ученика. На основании итоговой оценки принимается решение педагогического совета образовательного учреждения о переводе ученика на следующую ступень образования.
5.10. В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию: - учитель у себя в таблице результатов ставит «+», - ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок. В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).
6. Права и обязанности участников образовательного процесса
6.1. Руководитель общеобразовательного учреждения (его заместитель по учебно-воспитательной работе) обязан: - на педагогическом совете обсудить вопрос о формах проведения промежуточной аттестации обучающихся; - довести до сведения участников образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым проводятся письменные работы по единым текстам, разработанным государственными или муниципальными органами управления образованием; - определить перечень и количество предметов, по которым организуется письменная и устная аттестация обучающихся; - установить сроки аттестационного периода; - утвердить состав аттестационных комиссий по предметам; - утвердить расписание экзаменов и консультаций; -решить вопрос об освобождении обучающихся от итогового контроля и провести их аттестацию на основе текущей аттестации; - представить анализ итогов аттестации обучающихся на методические объединения и педсовет.
6.2. Учителя, входящие в состав аттестационных комиссий, обязаны: - подготовить аттестационный материал для проведения всех форм промежуточной аттестации по предметам, установленным и избранным обучающимися; - организовать необходимую консультативную помощь обучающимся при подготовке к итоговому контролю.
6.3. Обучающиеся школы и их родители под руководством классных руководителей создают необходимые комфортные условия в помещениях, отведенных для проведения промежуточной и итоговой аттестации.
7. Оформление документации общеобразовательного учреждения по организации и проведению итогового контроля в переводных классах.
7.1.Педагогический совет выносит решение (срок: конец марта - начало апреля) о проведении промежуточной аттестации в форме итогового контроля в переводных классах, определяет количество учебных предметов, формы и сроки (вторая половина мая текущего года) аттестационного периода. Данное решение утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.
7.2.Приказом по общеобразовательному учреждению утверждаются составы аттестационных комиссий по предметам . В переводных классах повторные экзамены обучающихся, аттестованных с одной "2”, проводятся той же экзаменационной комиссией, которая принимала весенние экзамены.
7.3.Руководитель общеобразовательного учреждения утверждает расписание итогового контроля в переводных классах .
7.4.Приказом по общеобразовательному учреждению утверждается список обучающихся, освобожденных от участия в итоговом контроле в соответствии с п.3.9. настоящего положения (до начала аттестационного периода).
7.5. Учителя выставляют в классных журналах оценки, полученные обучающимися в ходе проведения аттестации, и итоговые оценки по предметам (до 30 мая).
7.6. Педсовет принимает решение о переводе обучающихся (в протоколе дается списочный состав обучающихся, переведенных в следующий класс, оставленных на повторный курс обучения, перевод которых был отложен). Приказом по общеобразовательному учреждению утверждается решение педсовета о переводе обучающихся, при этом указывается количественный состав обучающихся.
7.7.Бланки письменных и устных ответов обучающихся хранятся в делах общеобразовательного учреждения в течение года.
7.8. В личное дело, ведомость вносятся оценки по всем предметам, содержащимся в учебном плане школы.
7.9. Учащимся, изучавшим факультативные курсы, в ведомости, в личном деле делается соответствующая запись.
7.10.Оценка по каждому предмету в ведомости проставляется цифрами и в скобках словами: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно).
8. Порядок перевода обучающихся.
8.1. Перевод обучающихся в последующий класс осуществляется при положительных итоговых оценках.
8.2. В исключительных случаях по решению педсовета обучающиеся могут быть условно переведены с неудовлетворительной одной оценкой с обязательной сдачей предмета в течение 1 учебного месяца (сентябрь) следующего учебного года.
8.3. Перевод обучающихся может быть отложен по решению педсовета до ликвидации задолженности по 1 предмету до начала нового учебного года.
8.4. Годовые оценки по всем учебным предметам выставляются учителями до окончания учебных занятий на основании фактического уровня знаний, умений и навыков школьников к концу учебного года с учетом четвертных оценок и итогового контроля.
8.5.Обучающиеся 1-й ступени общеобразовательного учебного заведения, не справляющиеся с учебной программой, должны быть направлены на ПМПК, которое выдает решение о дальнейшем обучении ученика. |