Скачать 128.16 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет психологии Кафедра психологии личности Программа дисциплины «Основы гуманистической психотерапии» для направления 030300.68 «Психология» подготовки магистра Автор: доцент кафедры Бондаренко О.Р.
Москва 2009 Цель курса - освоение студентами теоретических знаний, ориентация в основных направлениях гуманистической психотерапии. Знакомство с методологией теорией и практическим содержанием гуманистической психотерапии. Раскрытие специфики технологии и практической реализации гуманистической психотерапии в работе с клиентами на примере клиент-центрированного подхода. Учебные задачи:
Содержание курса Курс «Основы гуманистической психотерапии» состоит из лекционных занятий, его основные темы отрабатываются в ходе аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов с научно-практической литературой и выполнения специальных заданий Тематический план учебной дисциплины
Содержание программы. 1. ВведениеСодержание понятий: психологическое консультирование и психотерапия; их соотношение. Психологическая и медицинская модели консультирования и психотерапии, их сравнительный анализ (ролевая позиция терапевта, отношение к проблеме (симптому) клиента, конечная цель терапии, ролевая позиция клиента, методы). Понятие невроза, психологического здоровья в терапевтической практике разных психотерапевтических направлений. Смысл и структура психологической помощи. Организационные условия психотерапевтической практики. Этические принципы психотерапевтического взаимодействия. 2. Особенности и специфика гуманистической психотерапии в соотношении с основными современными психотерапевтическими направлениями. Основные психотерапевтические направления : психоаналитическое, поведенческое, гуманистическое, их сравнительный анализ. Цели, задачи, основные положения, методический и практический инструментарий, критерии результативности психотерапевтической работы с клиентом в каждом направлении. Ключевые понятия каждого направления: бессознательное, конфликт, свободные ассоциации, символы проявления бессознательного, сопротивление, перенос (трансфер), контрперенос (контртрасфер), поведение, стимул, реакция, научение (классическое, оперантное, социальное), самоактуализация, Я-концепция, эмпатия, безусловное принятие, конгруентность, инконгруентностиь, открытость, переживание опыта, доверие опыту, символизация опыта . 3. Формирование структуры личности и терапевтический процесс Представления о формировании личности в гуманистическом подходе. Представление о личности в теории К Роджерса. Полноценно функционирующая личность. Самоактуализация. Актуализирующая тенденция. Я-концепция и особенности ее формирования. Символизация опыта и ее особенности. Защитное поведение личности по Хогану, условия его возникновения, возрастания и минимизации. Психологические условия формирования полноценно функционирующей личности. Дефициты и нарушения личностного развития и связанные с этим особенности формирования Я-концепции личности. Исследование дефицитов личностного развития и построение, в соответствии с этим, терапевтического процесса. 4. Психотерапевтическая диагностика Процессуальный характер психотерапевтической диагностики в гуманистической терапии. Понятие процессуальной диагностики, основные ее характеристики и базовые составляющие. Непрерывность процессуальной диагностики. Сравнительный анализ с другими видами диагностики. Основные этапы и составляющие диагностики. Три уровня диагностики (диагностический треугольник). Исследование мотивации к самопознанию и изменению у клиента. Особенности формирования гипотез о структуре личности клиента. Контрперенос консультанта и его рассмотрение, как важная составляющая диагностического процесса. «Сценическое» понимание поведения клиента. Терапевтические отношения (клиент-терапевт) как необходимый материал для понимания клиента. Прогноз относительно результативности психотерапевтической работы с клиентом. 5. Терапевтическое общение в практике Клиент-центрированной терапии (КЦТ): Особенности и специфика терапевтического общения: ограничение рамками терапии (время, место, периодичность, продолжительность, стоимость), конфиденциальность, концентрированность, эмоциональная вовлеченность и насыщенность. Особенности и характер терапевтического общения в разных терапевтических направлениях, их сравнительный агнализ. Построение отношений клиента и терапевта в гуманистической терапии. Триада К.Роджерса: Эмпатическое понимание, Безоценочное принятие, Конгруентность. Понятие директивности в работе терапевта. Манипулятивная недирективность, содержательная недирективность в поведении терапевта. Директивность «по отношению к процессу, а не к содержанию» по Ю Джендлину. Распределение ответственности в консультативном процессе. Общение в КЦТ как терапевтический процесс. Понятие дисфункциональности личных взаимоотношений клиента и ее проявление в терапевтическом контакте . Дисфункциональностьв в общении клиента, как важная характеристика для глубинного понимания клиента Перенос и контрперенос, их влияние на терапевтический процесс и его результативность. Формы переносов и особенности работы психотерапевта. Источники контрпереноса. Полезный и препятствующий контрперенос. Котрперенос, как усиление или поглощение эмпатии психотерапевта. . 6. Профессиональные и личностные особенности психотерапевта Ценностные установки и смысложизненные ориентациитерапевта и их влияние на терапевтический процесс. Основополагающие принципы психологического консультирования как реализация ценностей и смысложизненных ориентаций. Свобода личности. Ответственность. Воля. Индивидуальность личности. Социальная интегрированность. Духовная напряженность. Психотерапия как культура. «Умное незнание» психолога консультанта Терапевтическая экспрессивность и субвербальная коммуникация по Ю. Джендлину. Конгруентное непонимание и непринятие клиента по В.Кейлю. Безоценочность, эмпатичность, конгруентность как базовые терапевтические установки личности консультанта. Значение конфликта и фрустрации в консультативном процессе. Помогающая фрустрация «Интенциональность» консультанта и ее свойства. Соотношение профессиональных качеств и личностных особенностей психотерапевта, возможность их противоречия. Ролевые позиции терапевта в терапевтических подходах разных направлений. Умение работы с переживанием клиента на разных уровнях символизации. Самопознание терапевта и его значение для эффективной работы с клиентом. Супервизия в практике работы психотерапевта. Виды ошибочных психотерапевтических установок в терапевтическом общении. Техники и виды супервизии. 7. Терапевтический процесс в клиент-центрированной терапии 6 необходимых и достаточных условий психотерапии по К.Роджерсу. Расширение теории терапии Роджерса. Необходимость прямого обращения к переживанию по Ю.Джендлину. Структура терапевтического процесса. Когнитивная и эмоциональная части процесса. Типичные стадии терапевтического процесса. Последовательность действий терапевта. Содержание действий (как?). Обоснование действий (почему?). Уровни консультативной работы с клиентом (отношений, содержания, обработки) по Sachse, их назначение и обоснование. Герменевтическая эмпатия и ее значение для глубинного понимания клиента. Особенности и характеристики первой встречи с клиентом. Терапевтический контакт: его установление, развитие и углубление, завершение. Проблемы и важные характеристики завершения контакта. Результативность психотерапии. Критерии результативности терапевтического процесса. Изменение личности как следствие терапевтического взаимодействия. Психологическое содержание понятия «изменение личности» в терапевтическом процессе. 7 стадий психотерапевтических изменений по К. Роджерсу как терапевтические последствия проявления терапевтом принятия и эмпатического понимания. 8. Психотерапевтическая технология в работе с переживанием Профессиональные умения и навыки: триада Роджерса. Эмпатия, ее психологическое содержание, отличие от сочувствия и симпатии, ее реализация через умения эмпатического слушания, и ее влияние на психотерапевтическую результативность. Виды и характеристики эмпатического слушания («пассивное» слушание, слушание с реакцией подтверждения, «открывание дверей», активное слушание и его формы). 5 уровней эмпатического понимания переживания клиента. Принятие, его психологическая характеристика как безусловного отношения, его функции и способы реализации в терапевтическом процессе . Конгруентность, ее психологическое содержание, способы реализации, психологическое влияние на терапевтическую результативность. Переживание, необходимое для личностных изменений в терапии. «Чувственно переживаемый смысл» (felt sense) по Ю. Джендлину. 4 способа доступа к внутреннему переживанию по Greenberg, Rice & Elliot. Промежуточные уровни символизации внутреннего переживания. Необходимые умения терапевта для работы на этих уровнях. Полимодальность символизации чувственно переживаемого смысла. Психотерапевтическая работа с образами, фантазиями, снами, рисунками, телодвижением, метафорами, звуками. Формы работы на практических занятиях
Формы самостоятельной работы студентов
Формы контроля:
Литература Основная
Дополнительная литература
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |