Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология»





Скачать 251.76 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология»
Дата публикации27.01.2015
Размер251.76 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Психология > Программа дисциплины
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ -

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

Факультет довузовской подготовки


Программа дисциплины

«Психология личности»


для направления 030300.68 – «Психология»

подготовительного отделения магистратуры
Автор: преподаватель Исаева А.Н.

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


ф –та психологии психологии личности

Председатель Штроо В.А. Зав. кафедрой: Старовойтенко Е.Б. ______________ _________________

«_____» __________________ 2010 г. «____»_____________________2010 г

Утверждена УС факультета

психологии

Ученый секретарь Старовойтенко Е.Б.

_________________

« ____» ___________________2010

Москва 2010


Пояснительная записка
Автор программы: Исаева Анастасия Николаевна, aisaeva@hse.ru.

Дисциплина «Психология личности» ориентирована на подготовку слушателей подготовительного отделения факультета довузовской подготовки для поступающих в магистратуру факультета психологии. При чтении лекционного курса, проведении семинарских занятий учитываются связи данной дисциплины с курсами «История психологии», «Общая психология», «Социальная психология», логическим продолжением курса «Психология личности» является дисциплина «Психологическое консультирование и психотерапия личности».

Целью изучения дисциплины является формирование и развитие у студентов систематизированного академического знания о личности. Задачами изучения дисциплины являются развитие у студентов способности понимания академических текстов по психологии, теоретическое освоение базовых концепций различных направлений и научных школ психологии личности, понимание практической значимости рассматриваемых теорий, развитие навыка психологического понимания и интерпретации реальности через осваиваемые модели. Логика курса предполагает движение от метатеории личности к конкретным теориям личности и методам психологического познания и психодиагностики личности. Осуществляется ознакомление студентов с основами классического психоанализа и теориями его последователей, аналитической психологией, гуманистической психологией, транзактным анализом, экзистенциальной психологией, отечественными концепциями личности.

Изучение данной дисциплины направлено на развитие ряда компетенций поступающих в магистратуру:

- обладание эвристичной системой психологического знания о личности;

- владение базовыми категориями психологии личности;

- знание истории развития зарубежной и отечественной психологии личности;

- знание основных подходов и научных школ психологии личности;

- владение психологическими моделями личности;

- умение самостоятельно осваивать новое академическое знание;

- умение анализировать, сравнивать, оценивать теории личности;

- умение подбирать релевантные психологические категории для построения психологического исследования;

- понимание методологических, общепсихологических, историко-психологических и конкретно-научных основ психологии личности;

- умение применять полученное психологическое знание в практике жизни – познании и самопознании.

Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные

часы

Самостоятельная работа







Лекции

Семинары



1

Методология познания личности

12

4

4

4


2


Основы психологии личности



18



6



6



6


3


Глубинная психология и направления ее развития



18




6




6




6


4



Экзистенциальная психология


14


4


4

6

5



Гуманистическая психология


14



4


4


6



6


Отечественная психология личности


20



6



6



8



7


Психодиагностика личности


12


4

4


4





ВСЕГО:

108

34

34

40


Базовые учебники и монографии


  1. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: КСП+, 1997.

  2. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности СПб.: Питер Пресс, 1997.

  3. Предмет и метод психологии. Антология. / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. М: Академический проект, 2005.



Формы контроля


  • Текущий контроль: индивидуальная активность на семинарских занятиях.

  • Промежуточный контроль: 1 коллоквиум, 1 реферат.

  • Итоговый контроль: зачет, экзамен


Методика формирования итоговой оценки

При получении итоговых оценок учитываются: оценка за активность на занятиях Озан, оценка за реферат Ор, оценка за коллоквиум Окол, оценка за ответ на зачете Озч и экзамене Оэк.

Например:



Оценки относительной важности:

Wзан



Wкол

Wреф

Wзч

 

0.2


0,2

0,2

0,4

Если у студента

Озан

Окол

Ореф

О зч

 

6

7

7

8

Ocp=Oзн*Wзн+ O'кол*Wкол+ O'реф*Wреф +Oзч*Wзч =6*0,2+7*0,2+7*0,2+8*0,4 = 7,2

После округления Оср= 7


Содержание дисциплины
ТЕМА 1. Методология познания личности
Методологические принципы отечественной психологии. Принцип психофизического единства. Принцип единства знания и переживания. Принцип детерминизма, история его разработки и современное состояние. Принцип развития, реализация этого принципа при изучении развития психики в филогенезе и онтогенезе. Соотношение развития психики и развития личности. Принцип единства сознания и деятельности в психологии в работах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Принцип системности в психологии. Основные этапы и методы научного психологического исследования. Сравнительная характеристика и классификация методов психологического исследования, их отличительные особенности, преимущества и ограничения. Качественные методы в психологии.
Основная литература


  1. Корнилова Т.В. Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. Спб.: Питер, 2006. (соответствующие главы).

  2. Предмет и метод психологии. Антология. / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. М: Академический проект, 2005. (тексты Е.Б. Старовойтенко, В.А. Татенко).

  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. (Гл. 1, 2).



Дополнительная литература


  1. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: Смысл, 2003.

  2. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования. М. : Академический Проект, 2005. (соответствующие главы).

  3. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. М.: Смысл, 2005.

  4. Юревич А. В. Психология и методология. М. : ИП РАН, 2005.


ТЕМА 2. Основы психологии личности
Роль категории «личность» в психологии. Культурогенез идей о личности. Единство определений человека в качестве индивида, субъекта, личности, индивидуальности. Психологические определения личности. Базовые категории психологии личности: личность, «Я», сознание, бессознательное, деятельность, рефлексия, отношение, смысл, жизнь. Самосознание личности. Я-образ и Я-концепция личности. Проблема «Я» и «Другого». Развитие личности в онтогенезе. Психологическая структура личности. Детерминация и самодетерминация личности. Психологические свойства личности: темперамент, характер, способности. Акцентуации характера. Способности: определение и основные психологические подходы. Задатки, склонности, способности, одаренность, талант. Познавательные процессы личности: ощущение, восприятие, мышление, память, образная репрезентация. Потребности и мотивы личности. Эмоциональная сфера личности: эмоции, аффекты, переживания, чувства. Волевые качества личности. Деятельность, действие, поступок, личность как субъект деятельности. Внутренний мир личности. Текст как речевое событие личности. Виды и причины кризисов личности. Структура, критерии сравнения и оценки теорий личности.
Основная литература


  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999 г. (соответствующие главы).

  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998. (Гл. 9, Гл. 18).

  3. Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. (Ч. 1, Ч. 2).

  4. Психология самосознания: хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2003. (Ч. 1, Ч. 2).

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. (соответствующие главы).

  6. Старовойтенко Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни. (соответствующие главы).

  7. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М: 1961. (с. 9—20).

  8. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: КСП+, 1997. (Гл. 1).

  9. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности СПб.: Питер Пресс, 1997. (Гл. 1).

  10. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс, 2007. (Гл. 2, 4, 6).

  11. Шадриков В. Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Университетская книга, Логос, 2006. (соответствующие главы).

  12. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Ювента, 1999. (соответствующие главы).



Дополнительная литература


  1. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2004.

  2. Петровский В.А. Логика «Я»: персонологическая перспектива. М.: 2003. (Гл. 3).

  3. Предмет и метод психологии. Антология. / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. М: Академический проект, 2005.

  4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003). (Человек и мир. Ч. 2: Гл. 4, 5).

  5. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. (Гл. «Принцип творческой самодеятельности»).

  6. Тарнас Р. История западного мышления. М.: Крон-пресс, 1995.


ТЕМА 3. Глубинная психология и направления ее развития
Основные категории психодинамической теории личности: сознание, предсознательное, бессознательное, система восприятия, базовые влечения. Структурная и топографическая модели личности. Периодизация психосексуального развития личности. Развитие Эго в онтогенезе личности. Происхождение Сверх-Я. Феномены вытеснения, забывания, ошибочных действий, комплексов, защит, сновидений, фантазий. Категории конфликта и невроза в психоанализе. Психотерапевтический метод З. Фрейда. Индивидуальная психология А. Адлера. Развитие психоанализа в теориях Э. Фромма и К. Хорни. Типологии личности Э. Фромма. Практическое применение психодинамических моделей личности. Основные категории и идеи аналитической психологии личности К.Г. Юнга. Культурные источники учения К.Г. Юнга. Специфика юнгианского понимания бессознательного, либидо. Понятия архетипа и символа. Характеристика и основные принципы динамики психологических типов К.Г. Юнга. Идея индивидуации личности. Практическое применение моделей аналитической психологии: в практике жизни, психологическом консультировании, самопознании. Основные понятия транзактного анализа Э. Берна: эго-состояние, транзакция, игра, сценарий жизни. Функциональное значение игр. Происхождение и преодоление сценариев. Принципы и методы психотерапии в транзактной парадигме. Жизнь личности за пределами игр: сознавание, спонтанность, близость.
Основная литература


  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. 1995. (соответствующие главы).

  2. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Класс, 2001. (Гл. 5, 6).

  3. Предмет и метод психологии. Антология. / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. М: Академический проект, 2005. (тексты К.Г. Юнга, З. Фрейда).

  4. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. М.: Академический проект, 2004. (соответствующие главы).

  5. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: 1990. (соответствующие главы).

  6. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред. М. Г. Ярошевский. М.: Просвеще­ние» 1990. («Психопатология обыденной жизни», «Я и Оно», «По ту сторону принципа удовольствия»).

  7. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. (Гл. 6).

  8. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности СПб.: Питер Пресс, 1997. (Гл. 3, 4).

  9. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб.: Ювента, 1995. (Гл. 10).

  10. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. («Подход к бессознательному», «Об архетипах коллективного бессознательного»).

  11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Эксмо, 2007. (Ч. 1, 2, 3).

  12. Берн Э. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2007. (Ч. 1, 2, 3, 4).

  13. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: КСП+, 1997. (Гл. 2 – 4).


Дополнительная литература


  1. Hillman J. Archetypal Psychology. Spring Publications, 2004.

  2. Макаров В. В., Макарова Г. А. Транзактный анализ - восточная версия. М.: Академический проект; Альма Матер, 2008.

  3. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999.

  4. Франц Л.-ф. Толкование волшебных сказок. М.: Б.С.К., 2004.

  5. Фрейд З. Знаменитые случаи из практики. М.: Когито-Центр, 2007.

  6. Фрейд З. Толкование сновидений. М.: Азбука-классика, 2009.

  7. Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995.

  8. Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, 2000.

  9. Штайнер К. Сценарии жизни людей. СПб.: Питер, 2003.

  10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М: Прогресс, 1997.

  11. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев: Airland, 1994.

  12. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994.


ТЕМА 4. Экзистенциальная психология
Философские основания экзистенциальной психологии: С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Шелер, М. Бубер. Специфика соотношения категорий сущности и существования в онтологическом и персоналистическом направлениях экзистенциальной психологии. Базовые категории экзистенциальной психологии: мир, Dasein, смысл, ценность, Другой, аутентичность, подлинная жизнь, отношение, свобода, ответственность. Положение Третьей Венской школы психологии в системе экзистенциальных теорий личности. История становления логотерапии В. Франкла. Основные положения логотерапии. Понятие «воли к смыслу». Поиск смысла и самопознание личности. Метод парадоксальной интенции. Персональный экзистенциальный анализ А. Лэнгле. Понятие Person.


Основная литература


  1. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М.: Генезис, 2009. (соответствующие главы).

  2. Предмет и метод психологии. Антология. / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. М: Академический проект, 2005. (тексты Э. Гуссерля, Ж.–П. Сартра).

  3. Франкл В. Десять тезисов о личности. // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2005. №2, с.4-13.

  4. Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. (с.242-279).

  5. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: КСП+, 1997. (Гл. 8).

  6. Шумский В.Б. Экзистенциальная психология и психотерапия: теория, методология, практика. М.: Спутник+, 2008. (соответствующие главы).


Дополнительная литература


  1. Heidegger M. Der Weg zur Sprache. / Unterwegs zur Sprache (1950-1959). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann Verlag, 1985. (http://www.heidegger.ru)

  2. Лэнгле А. Экзистенция индивидуальности. / Психология ндивидуальности: Новые модели и концепции. / Под науч. ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: МПСИ, 2009.

  3. Лэнгле А., Орлов А.Б., Шумский В.Б. Экзистенциальный анализ и клиентоцентрированная психотерапия: сходство и различие. // Вопросы психологии. №6, 2007, с.21-36.

ТЕМА 5. Гуманистическая психология
История развития гуманистической психологии. Основные принципы и идеи гуманистической психологии. Гуманистическая теория личности К. Роджерса. Источники, условия, закономерности становления личности. Понятие «конгруэнтности». Полноценно функционирующая личность. Основные положения клиент-центрированной терапии. Структура потребностей А. Маслоу. Понятие личностного потенциала. Основные допущения о природе человека. Характеристики самоактуализирующейся личности. Пиковые переживания.

Основная литература


  1. Маслоу А. На подступах к психологии бытия. М.: Рефл-бук. Ваклер, 1997. (Гл. 1-3, 6).

  2. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии. М.: Эксмо. Апрель пресс, 2002. (с. 682 – 742, 891 – 928).

  3. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности СПб.: Питер Пресс, 1997. (Гл. 10, 11).



Дополнительная литература


  1. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961.

  2. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999.

  3. Предмет и метод психологии. Антология. / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. М: Академический проект, 2005. (текст А. Маслоу).


ТЕМА 6. Отечественная психология личности
История развития категории «личность» в отечественной психологии. Базовые категории и идеи в концепции С.Л. Рубинштейна: личность, субъект жизни, Я и Другой, бытие-в-мире, рефлексия, деятельность и поступок, сознание и самосознание, жизненные отношения личности, жизненный путь. Базовые категории и идеи в концепции А.Н. Леонтьева: личность, общество, сознание и самосознание, деятельность и мотивация личности, смыслы и отношения личности. Персонологические идеи в концепции Л.С. Выготского: активность личности, опосредование психических свойств, интериоризация социальных отношений, бытие «в-себе», «для-других» и «для-себя». Проблема познания личности и ее жизненного пути в теории Б.Г. Ананьева. Интегральная теория индивидуальности В.С. Мерлина. Концепция отношений личности В.Н. Мясищева. Базовые категории и идеи в концепции К.А. Абульхановой: личность как субъект жизни, жизненные способности личности, время жизни, стратегия жизни. Концепция «мира внутренней жизни» В.Д. Шадрикова. Теория «мультисубъектности личности» В.А. Петровского. Концепция жизненных отношений Е.Б. Старовойтенко. Тенденции развития современной персонологии: междисциплинарный подход, синтез существующих теорий личности, операционализация теоретического знания, теоретико-методологическое и эмпирическое моделирование, разработка синтетических моделей психологического консультирования и психотерапии.
Основная литература


  1. Абульханова К. А. Стратегия жизни. М: Мысль, 1989. с. 183 – 288.

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. (Гл. 3).

  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В б-ти т. Т.З. Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. (соответствующие главы).

  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 2004. (Гл. 1 - 3).

  5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

  6. Мясищев В. Н. Психология отношений. Москва – Воронеж. 1996. (соответствующие главы).

  7. Петровский В.А. Логика «Я». М.: 2008. (Гл. 3, 13).

  8. Предмет и метод психологии. Антология. / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. М: Академический проект, 2005. (Разд. 2, 3).

  9. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2001. (Человек и мир. Ч. 2).

  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. (Гл. 20).

  11. Старовойтенко Е. Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений. М: Академический проект, 2004. (Гл. 2, 5).

  12. Старовойтенко Е.Б. Модель персонологии в парадигме "жизни" // Мир Психологии. 2010. № 1. С. 157-175.

  13. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности СПб.: Питер Пресс, 1997. (Гл. 12).

  14. Шадриков В. Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Университетская книга, Логос, 2006. (соответствующие главы).



Дополнительная литература


  1. Абульханова К. А. Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.

  2. Абульханова К. А. Психология и сознание личности. М. 1999.

  3. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М: Смысл, 2001.

  4. Брушлинский А. В. Психология субъекта. СПб: Питер, 2003.

  5. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М. 2007.

  6. Петровский В. А. Феномен субъектности в психологии личности. М.: 1993.

  7. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Под ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2009.

  8. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академический проект, 2007.

  9. Шадриков В. Д. Происхождение человечности. М: Логос, 1994.

  10. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М: Аспект – Пресс, 2007.

  11. Шадриков В.Д. Индивидуальность как проявление внутреннего мира. / Психология ндивидуальности: Новые модели и концепции. / Под науч. ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: МПСИ, 2009.



ТЕМА 7. Психодиагностика личности
Научно-исследовательская и научно-практическая психодиагностика. Предмет и задачи психодиагностики личности. Классификация психодиагностических методов и их характеристика. Содержание и методы психодиагностики личности. Общая характеристика проективных методов и их классификация. Типологический метод и метод изучения индивидуальности в психологии личности. Диагностика ценностно-смысловой сферы личности. Психодиагностика в консультативной, развивающей и психотерапевтической деятельности психолога.
Основная литература


  1. Корнилова Т.В. Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. Спб.: Питер, 2006. (соответствующие главы).

  2. Основы психодиагностики. // Под общей редакцией А.Г. Шмелева. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. (соответствующие главы).


Дополнительная литература


  1. Егоров Б.Е. Прогностические рисуночные методики в изучении бессознательного. М.: РМАПО, 2001.

  2. Леонтьев Д.А. Тест предельных смыслов. М.: Смысл, 2006.

  3. Леонтьев Д.А. Тест смысло-жизненных ориентаций. М.: Смысл, 2006.

  4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: 1984.

  5. Старовойтенко Е. Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений. М. : Академический проект, 2004.


Тематика заданий по различным формам текущего контроля
Темы рефератов


  1. Психологические свойства личности: темперамент, характер, акцентуации личности.

  2. Задатки, склонности, способности, одаренность, талант, выдающаяся личность.

  3. Творческий потенциал психических функций личности.

  4. Феномены развития и регресса личности в теориях личности.

  5. Идеальные модели личности в различных теориях.

  6. Индивидуальная жизнь с точки зрения разных теорий личности.

  7. Творческий потенциал противоречий между различными теориями личности (теоретико-методологический аспект).

  8. Феномены, процедуры, позиция аналитика в психотерапии З. Фрейда.

  9. Фантазии и сновидения как материалы психоанализа и аналитической психологии (сравнительный анализ).

  10. Принцип противоречия в теории К. Юнга.

  11. Динамика «самости» в процессе индивидуальной жизни по К.Г. Юнгу.

  12. Бытийная мотивация, ценности творческой личности и «хорошая жизнь» (по А. Маслоу и К. Роджерсу).

  13. Интерпретация «пути» личности в теории С.Л. Рубинштейна и в экзистенциальной теории.

  14. Сознание, самосознание и рефлексия личности в теории С.Л. Рубинштейна.

  15. Категория деятельности в теориях С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева (сравнительный анализ).

  16. Структура и динамика «стратегии жизни» в концепции личности К.А. Абульхановой.

  17. Концепции любви в психоанализе, экзистенциальной и гуманистической психологии.

  18. «Успех личности» с точки зрения гуманистического, экзистенциального, субъектного и транзактного подходов.

  19. Духовное начало личности в глубинном, экзистенциальном и гуманистическом освещении.

  20. Тема творчества в различных теориях личности: сравнительный анализ.



Задания к коллоквиуму


  1. Опишите основные методологические принципы отечественной психологии.

  2. Дайте несколько определений «личности» с позиции разных теорий. Приведите релевантные примеры из произведений кино и художественной литературы.

  3. Опишите наиболее близкую Вам идеальную модель личности. Проведите с помощью нее анализ случая из произведений кино и художественной литературы.

  4. Опишите случай, ситуацию из произведений кино или художественной литературы, где присутствует всплеск жизненного отношения героя. Проанализируйте архитектонику отношения, представленную активными психическими функциями личности.

  5. Приведите несколько примеров реализации архетипов «матери», «героя», «тени» в культуре.

  6. Опишите наиболее близкий Вам психологический тип личности (по К.Г. Юнгу). Проанализируйте с помощью этой модели релевантный пример из произведений кино и художественной литературы.

  7. Наметьте возможные пути синтеза транзактной и гуманистической парадигм.

  8. Проведите психологический анализ релевантного случая из произведений кино и художественной литературы по модели личности В.Франкла.

  9. Проведите психологический анализ релевантного случая из произведений кино и художественной литературы по модели жизненных отношений С.Л. Рубинштейна.

  10. Проведите психологический анализ релевантного случая из произведений кино и художественной литературы по модели субъекта жизни К.А. Абульхановой.

  11. Приведите классификацию психодиагностических методов, дайте им характеристику.



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Вопросы к зачету


  1. Основные парадигмы психологии личности.

  2. Принцип единства сознания и деятельности

  3. Системный подход в психологии

  4. Единство определений человека в качестве индивида, субъекта, личности, индивидуальности

  5. Определения личности в контексте различных психологических направлений

  6. Закономерности развития личности в онтогенезе

  7. Структура свойств и качеств личности

  8. Детерминация и самодетерминация личности

  9. Сознание и «я» личности

  10. Отношения личности

  11. Я-образ и Я-концепция личности.

  12. Понятия «диалога» и «другого» в психологии личности

  13. Структура, критерии оценки и сравнения теорий личности.

  14. Теории личности как основа индивидуального консультирования и психотерапии.

  15. Значение сравнения и синтеза теорий личности.

  16. Идеальные модели личности в контексте различных теорий.

  17. Значение образов воображения, фантазии, мечты, сновидений в индиви-дуальной жизни

  18. Основные феномены бессознательного в теории З.Фрейда.

  19. Соотношение сознания и бессознательного по З. Фрейду.

  20. Структура и типология личности в учении Фрейда.

  21. Основные принципы и понятия теории личности К.Г. Юнга.

  22. Соотношение архетипа и символа.

  23. Основные принципы динамики психологического типа в концепции К.Г. Юнга.

  24. Концепция транзактного анализа Э. Берна.

  25. Основные эго–состояния и их транзакции.

  26. Игры и сценарии.

  27. Ведущие понятия экзистенциальной психологии.

  28. Концепция логотерапии В. Франкла: воля к смыслу и обретение смысла.

  29. Основные допущения о природе человека у А. Маслоу.

  30. Потенциал, мотивация, самоактуализация личности в теории А.Маслоу.

  31. Становление личности, полноценно функционирующая личность, нарушения функционирования в концепции К. Роджерса.

  32. Развивающее взаимодействие различных теорий личности.



Вопросы к экзамену


  1. Основные категории и парадигмы современной психологии личности

  2. Методологические принципы психологии личности

  3. Применение принципа детерминизма в психологии

  4. Принцип активности психики

  5. Принцип единства сознания и деятельности

  6. Системный подход в психологии

  7. Единство определений человека в качестве индивида, субъекта, личности, индивидуальности

  8. Категория «внутреннего мира» человека

  9. Специфика и соотношение сознания и бессознательного

  10. Образования бессознательного и их роль в человеческой жизни

  11. Самосознание, самопознание, рефлексия

  12. Ведущие направления психоанализа и их создатели

  13. Основатели и направления гуманистической психологии

  14. Этапы становления экзистенциальной психологии

  15. Перспективы развития экзистенциальной парадигмы в современной психологической науке и практике

  16. Субъектно-деятельностная парадигма в отечественной психологии

  17. Психологическое учение С.Л. Рубинштейна и его развитие в современной психологии

  18. Роль категории «личность» в психологии

  19. Определения личности в контексте различных психологических направлений

  20. Закономерности развития личности в онтогенезе

  21. Структура свойств и качеств личности

  22. Детерминация и самодетерминация личности

  23. Личность как субъект деятельности

  24. Сознание и «я» личности

  25. Отношения личности

  26. Я-образ и Я-концепция личности.

  27. Понятия «диалога» и «другого» в психологии личности

  28. Понятие смысла и смыслообразования личности

  29. Типологический метод в психологии личности

  30. Способности личности, их структура и виды

  31. Противоречия и кризисы личности в динамике жизни

  32. Методы психодиагностики личности

  33. Общая характеристика проективных методов и их классификация

  34. Диагностика ценностно-смысловой сферы личности

  35. Общая характеристика теорий личности. Критерии их сравнительного анализа

  36. Основные идеи и категории теории личности С.Л. Рубинштейна

  37. Категории «жизненных отношений», «жизненной стратегии», «жизненного пути» личности

  38. Основные положения теории личности А.Н. Леонтьева

  39. Концепции субъекта в контексте психологии личности

  40. Основные положения психоанализа З. Фрейда

  41. Основные положения индивидуальной психологии А. Адлера

  42. Развитие идей психоанализа в теориях Э. Фромма и К. Хорни

  43. Аналитическая психология личности К.Г. Юнга

  44. «Архетипы» и «психологические типы» К.Г. Юнга

  45. Основы гуманистической теории личности К. Роджерса

  46. Теория самоактуализации личности А. Маслоу

  47. Основные положения транзактного анализа Э. Берна

  48. Базовые категории экзистенциальной психологии

  49. Логотерапия В. Франкла и ее развитие

  50. Поиск смысла и самопознание личности

  51. Тенденции развития теорий личности в современной психологии.


Автор программы: Исаева А.Н.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...
Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экономическая психология для направления 030300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Основы гуманистической психотерапии»  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
«Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности
Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
«Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности
Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Теория и методология современной психологии...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...
Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Психология развития и возрастная психологии...

Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Мастерство психологического консультирования»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Доценко Евгений Леонидович, Андреева Ольга Станиславовна. Психология личности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология» iconРабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Алексеева Л. В. Психология индивидуальных различий. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300....
Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Обучение и развитие персонала для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 68 «Психология»...
Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины История психологии для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения...
Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Консультирование и коучинг персонала Факультет...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины «Психология личности» для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Организационная психология для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск