Скачать 251.76 Kb.
|
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ -ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»Факультет довузовской подготовкиПрограмма дисциплины«Психология личности»для направления 030300.68 – «Психология» подготовительного отделения магистратуры Автор: преподаватель Исаева А.Н. Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедрыф –та психологии психологии личности Председатель Штроо В.А. Зав. кафедрой: Старовойтенко Е.Б. ______________ _________________ «_____» __________________ 2010 г. «____»_____________________2010 г Утверждена УС факультета психологии Ученый секретарь Старовойтенко Е.Б. _________________ « ____» ___________________2010 Москва 2010 Пояснительная записка Автор программы: Исаева Анастасия Николаевна, aisaeva@hse.ru. Дисциплина «Психология личности» ориентирована на подготовку слушателей подготовительного отделения факультета довузовской подготовки для поступающих в магистратуру факультета психологии. При чтении лекционного курса, проведении семинарских занятий учитываются связи данной дисциплины с курсами «История психологии», «Общая психология», «Социальная психология», логическим продолжением курса «Психология личности» является дисциплина «Психологическое консультирование и психотерапия личности». Целью изучения дисциплины является формирование и развитие у студентов систематизированного академического знания о личности. Задачами изучения дисциплины являются развитие у студентов способности понимания академических текстов по психологии, теоретическое освоение базовых концепций различных направлений и научных школ психологии личности, понимание практической значимости рассматриваемых теорий, развитие навыка психологического понимания и интерпретации реальности через осваиваемые модели. Логика курса предполагает движение от метатеории личности к конкретным теориям личности и методам психологического познания и психодиагностики личности. Осуществляется ознакомление студентов с основами классического психоанализа и теориями его последователей, аналитической психологией, гуманистической психологией, транзактным анализом, экзистенциальной психологией, отечественными концепциями личности. Изучение данной дисциплины направлено на развитие ряда компетенций поступающих в магистратуру: - обладание эвристичной системой психологического знания о личности; - владение базовыми категориями психологии личности; - знание истории развития зарубежной и отечественной психологии личности; - знание основных подходов и научных школ психологии личности; - владение психологическими моделями личности; - умение самостоятельно осваивать новое академическое знание; - умение анализировать, сравнивать, оценивать теории личности; - умение подбирать релевантные психологические категории для построения психологического исследования; - понимание методологических, общепсихологических, историко-психологических и конкретно-научных основ психологии личности; - умение применять полученное психологическое знание в практике жизни – познании и самопознании. Тематический план учебной дисциплины
Базовые учебники и монографии
Формы контроля
Методика формирования итоговой оценки При получении итоговых оценок учитываются: оценка за активность на занятиях Озан, оценка за реферат Ор, оценка за коллоквиум Окол, оценка за ответ на зачете Озч и экзамене Оэк. Например:
После округления Оср= 7 Содержание дисциплины ТЕМА 1. Методология познания личности Методологические принципы отечественной психологии. Принцип психофизического единства. Принцип единства знания и переживания. Принцип детерминизма, история его разработки и современное состояние. Принцип развития, реализация этого принципа при изучении развития психики в филогенезе и онтогенезе. Соотношение развития психики и развития личности. Принцип единства сознания и деятельности в психологии в работах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Принцип системности в психологии. Основные этапы и методы научного психологического исследования. Сравнительная характеристика и классификация методов психологического исследования, их отличительные особенности, преимущества и ограничения. Качественные методы в психологии. Основная литература
Дополнительная литература
ТЕМА 2. Основы психологии личности Роль категории «личность» в психологии. Культурогенез идей о личности. Единство определений человека в качестве индивида, субъекта, личности, индивидуальности. Психологические определения личности. Базовые категории психологии личности: личность, «Я», сознание, бессознательное, деятельность, рефлексия, отношение, смысл, жизнь. Самосознание личности. Я-образ и Я-концепция личности. Проблема «Я» и «Другого». Развитие личности в онтогенезе. Психологическая структура личности. Детерминация и самодетерминация личности. Психологические свойства личности: темперамент, характер, способности. Акцентуации характера. Способности: определение и основные психологические подходы. Задатки, склонности, способности, одаренность, талант. Познавательные процессы личности: ощущение, восприятие, мышление, память, образная репрезентация. Потребности и мотивы личности. Эмоциональная сфера личности: эмоции, аффекты, переживания, чувства. Волевые качества личности. Деятельность, действие, поступок, личность как субъект деятельности. Внутренний мир личности. Текст как речевое событие личности. Виды и причины кризисов личности. Структура, критерии сравнения и оценки теорий личности. Основная литература
Дополнительная литература
ТЕМА 3. Глубинная психология и направления ее развития Основные категории психодинамической теории личности: сознание, предсознательное, бессознательное, система восприятия, базовые влечения. Структурная и топографическая модели личности. Периодизация психосексуального развития личности. Развитие Эго в онтогенезе личности. Происхождение Сверх-Я. Феномены вытеснения, забывания, ошибочных действий, комплексов, защит, сновидений, фантазий. Категории конфликта и невроза в психоанализе. Психотерапевтический метод З. Фрейда. Индивидуальная психология А. Адлера. Развитие психоанализа в теориях Э. Фромма и К. Хорни. Типологии личности Э. Фромма. Практическое применение психодинамических моделей личности. Основные категории и идеи аналитической психологии личности К.Г. Юнга. Культурные источники учения К.Г. Юнга. Специфика юнгианского понимания бессознательного, либидо. Понятия архетипа и символа. Характеристика и основные принципы динамики психологических типов К.Г. Юнга. Идея индивидуации личности. Практическое применение моделей аналитической психологии: в практике жизни, психологическом консультировании, самопознании. Основные понятия транзактного анализа Э. Берна: эго-состояние, транзакция, игра, сценарий жизни. Функциональное значение игр. Происхождение и преодоление сценариев. Принципы и методы психотерапии в транзактной парадигме. Жизнь личности за пределами игр: сознавание, спонтанность, близость. Основная литература
Дополнительная литература
ТЕМА 4. Экзистенциальная психология Философские основания экзистенциальной психологии: С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Шелер, М. Бубер. Специфика соотношения категорий сущности и существования в онтологическом и персоналистическом направлениях экзистенциальной психологии. Базовые категории экзистенциальной психологии: мир, Dasein, смысл, ценность, Другой, аутентичность, подлинная жизнь, отношение, свобода, ответственность. Положение Третьей Венской школы психологии в системе экзистенциальных теорий личности. История становления логотерапии В. Франкла. Основные положения логотерапии. Понятие «воли к смыслу». Поиск смысла и самопознание личности. Метод парадоксальной интенции. Персональный экзистенциальный анализ А. Лэнгле. Понятие Person. Основная литература
Дополнительная литература
ТЕМА 5. Гуманистическая психология История развития гуманистической психологии. Основные принципы и идеи гуманистической психологии. Гуманистическая теория личности К. Роджерса. Источники, условия, закономерности становления личности. Понятие «конгруэнтности». Полноценно функционирующая личность. Основные положения клиент-центрированной терапии. Структура потребностей А. Маслоу. Понятие личностного потенциала. Основные допущения о природе человека. Характеристики самоактуализирующейся личности. Пиковые переживания. Основная литература
Дополнительная литература
ТЕМА 6. Отечественная психология личности История развития категории «личность» в отечественной психологии. Базовые категории и идеи в концепции С.Л. Рубинштейна: личность, субъект жизни, Я и Другой, бытие-в-мире, рефлексия, деятельность и поступок, сознание и самосознание, жизненные отношения личности, жизненный путь. Базовые категории и идеи в концепции А.Н. Леонтьева: личность, общество, сознание и самосознание, деятельность и мотивация личности, смыслы и отношения личности. Персонологические идеи в концепции Л.С. Выготского: активность личности, опосредование психических свойств, интериоризация социальных отношений, бытие «в-себе», «для-других» и «для-себя». Проблема познания личности и ее жизненного пути в теории Б.Г. Ананьева. Интегральная теория индивидуальности В.С. Мерлина. Концепция отношений личности В.Н. Мясищева. Базовые категории и идеи в концепции К.А. Абульхановой: личность как субъект жизни, жизненные способности личности, время жизни, стратегия жизни. Концепция «мира внутренней жизни» В.Д. Шадрикова. Теория «мультисубъектности личности» В.А. Петровского. Концепция жизненных отношений Е.Б. Старовойтенко. Тенденции развития современной персонологии: междисциплинарный подход, синтез существующих теорий личности, операционализация теоретического знания, теоретико-методологическое и эмпирическое моделирование, разработка синтетических моделей психологического консультирования и психотерапии. Основная литература
Дополнительная литература
ТЕМА 7. Психодиагностика личности Научно-исследовательская и научно-практическая психодиагностика. Предмет и задачи психодиагностики личности. Классификация психодиагностических методов и их характеристика. Содержание и методы психодиагностики личности. Общая характеристика проективных методов и их классификация. Типологический метод и метод изучения индивидуальности в психологии личности. Диагностика ценностно-смысловой сферы личности. Психодиагностика в консультативной, развивающей и психотерапевтической деятельности психолога. Основная литература
Дополнительная литература
Тематика заданий по различным формам текущего контроля Темы рефератов
Задания к коллоквиуму
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины Вопросы к зачету
Вопросы к экзамену
Автор программы: Исаева А.Н. |
Программа дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68... | Программа дисциплины Экономическая психология для направления 030300.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | ||
Программа дисциплины «Основы гуманистической психотерапии» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | ||
Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | Программа дисциплины Теория и методология современной психологии... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68... | ||
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии... | Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Доценко Евгений Леонидович, Андреева Ольга Станиславовна. Психология личности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли для направления 030300. 68 «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | ||
Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Алексеева Л. В. Психология индивидуальных различий. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | ||
Программа дисциплины Обучение и развитие персонала для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 68 «Психология»... | Программа дисциплины История психологии для направления 030300. 68 «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения... | ||
Программа дисциплины Консультирование и коучинг персонала Факультет... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | Программа дисциплины Организационная психология для направления 030300. 62 «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»... |