Программы
дополнительного
образования
АНО «Региональный учебный центр профсоюзов» на 2014/2015 год
1.Психологические тренинги и мастер-классы 1.1. Программа модульного курса
«МАЭСТРО КОММУНИКАЦИЙ» Цель курса: совершенствование коммуникативной компетентности для эффективного общения в различных ситуациях межличностного взаимодействия.
Задачи курса:
самодиагностика и коррекция личных коммуникативных способностей;
ознакомление с различными технологиями деловых коммуникаций;
формирование и совершенствование коммуникативных навыков;
освоение навыков ассертивного и аттрактивного поведения;
овладение методами противостояния психологическим уловкам и манипуляциям;
выбор стиля разрешения межличностных конфликтов и тактики поведения в конфликтной ситуации;
анализ своих эмоциональных проявлений и выбор оптимального стиля экспрессии;
обучение приемам саморегуляции, владения своим эмоциональным состоянием.
№
п/п
|
Содержание
| Кол-во часов
| Модуль 1.
| ЭФФЕКТИВНЫЕ ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Значение социально-психологической компетентности.
Функции и особенности делового общения.
Общение как восприятие.
Первое впечатление и точность интерпретации (типичные ошибки восприятия). Самопрезентация и социальный самомониторинг.
Общение как коммуникация.
Вербальная коммуникация. Передача информации и факторы, влияющие на её качество.
Невербальная коммуникация. Роль невербального общения в установлении и поддержании делового контакта, анализ наиболее значимых невербальных сигналов. Анализ и коррекция собственных невербальных сигналов.
Общение как взаимодействие.
Основы трансактного анализа. Ролевое поведение в контексте трансакций.
Психологические позиции партнеров в процессе общения: подстройки «сверху», «снизу», «на равных».
Коммуникативные барьеры на пути эффективного взаимодействия.
Деловая беседа.
Структура деловой беседы и содержание основных ее этапов. Психологическая культура делового разговора. Техники активного слушания. Уровни слушания. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Техники постановки вопросов. Виды вопросов. Типичные ошибки при постановке вопросов. Обратная связь от партнера. Техники «малого разговора».
Экспрессия.
Правила эмоционального поведения. Адекватность и коммуникативность эмоций. Идеальный психо-гигиенический образ человека в контексте проявления эмоций.
| 8
| Модуль 2.
| ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Роль конфликта в человеческом обществе.
Формула конфликта. Определение понятий: конфликт, предмет конфликта, конфликтная ситуация, инцидент.
Причины межличностных конфликтов: объективные и субъективные.
Классификация конфликтов.
Стадии развития конфликта. Последствия конструктивных и деструктивных конфликтов.
Типы конфликтогенов. Закон эскалации конфликтогенов.
Разница между конфликтом и стычкой.
Характеристики конфликтогенного поведения. Типология личностей по особенностям стилей поведения в конфликте.
Пять стратегий поведения в конфликтной ситуации. Выбор оптимального стиля в зависимости от конкретной ситуации и особенностей личности участников конфликта.
Правила бесконфликтного общения. Кодекс поведения в конфликте.
Формула выхода из межличностного конфликта.
Теория трансактного анализа в практике прогнозирования и профилактики конфликтов.
Критика и ее этические аспекты. Мотивы критики. Основные типы реагирования на критику. Рекомендации критикующему: семь золотых правил корректной критики.
| 8
| Модуль 3.
| КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СВОИ СТРАХИ И ОБРЕСТИ УВЕРЕННОСТЬ
Ассертивность как условие эффективной коммуникации.
Типичные причины неуверенного поведения:
зависимость от оценок и интерпретаций других людей;
иррациональные убеждения: бремя слова «должен»;
манипуляции.
Ассертивность, агрессивность и пассивность – в чем различия.
Жизненные сценарии по Э.Берну. Влияние на уверенность и самооценку.
Характеристики уверенного человека.
Десять ассертивных прав личности. Декларация о личной свободе.
Отработка навыков поведения уверенного человека: работа с внешними признаками.
Способы поведения уверенного человека - психологические техники:
самораскрытие - техника «Я-сообщение»;
активное слушание - техника «Ты-сообщение»;
защита от манипуляций - техника «Заигранная пластинка».
Самооценка. Условия формирования адекватно высокой самооценки.
Сила мысли и слова. Аффирмации для самоуважения.
Манипуляции в общении. Приемы распознавания и нейтрализации манипуляций. Модель «Агрессор-Жертва-Спасатель».
Умение сказать «Нет»: как элегантно и красиво отказать, не испортив отношений.
Сохранение уверенности в ситуации критики:
типичные ошибки реагирования на критику;
стратегия поведения;
типы критики и способы реагирования;
алгоритм обратной связи в ситуации критики.
«Декларация моей самооценки» (В. Сатир)
| 8
| Модуль 4.
| ОСНОВЫ ИМИДЖЕЛОГИИ
Имидж – искусство управлять впечатлением. Приоритетные функции имиджа.
Составляющие имиджа.
Формула воздействия имиджа на людей.
Профессиональный и личностный имидж. Имидж как бизнес-ресурс.
Социальный самомониторинг. Этапы построения имиджа на основании обратной связи от окружающих.
Визуальные характеристики имиджа. Одежда для успеха.
10 классических ошибок в выборе одежды.
Дресс-код. Стили дресс-кода и их характеристики.
Стандарты делового стиля для мужчин и женщин.
Дресс-код в макияже.
| 4
| Модуль 5.
| ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ
Этика, этикет и культура поведения. Владение навыками делового этикета как составляющая успешного имиджа.
Поведенческий и речевой этикет.
Формулы речевого этикета (речевые стереотипы) и их роль в организации этикетных ситуаций. Альтернативные формулы вежливости.
Поведенческий этикет в стандартных ситуациях делового общения: приветствие, обращение, представление, официальное знакомство, прощание при завершении контакта поведение в процессе взаимодействия в офисе, на служебном и личном транспорте и т.д. Различия в гражданском и бизнес-этикете.
Субординация. Этикет отношений «по вертикали». Этикетные нормы отношений мужчин и женщин на работе и в неформальной обстановке.
Визитная карточка. Виды визитных карточек и их функции. Правила и рекомендации по использованию визитных карточек.
Общение по телефону как вид деловой коммуникации.
Особенности делового телефонного разговора. Роль голоса в ситуации отсутствия визуального контакта. «Плохой» и «хороший» голос, «телефонная улыбка» - практические рекомендации.
Композиция телефонного разговора.
Основные правила телефонного этикета.
Практические рекомендации по оптимизации телефонных переговоров: если звоните Вы, если звонят Вам.
Алгоритм поведения в различных ситуациях телефонного общения (разговорчивый или агрессивный собеседник, необходимость завершения контакта и т.п.)
Наиболее часто встречающиеся ошибки при ведении телефонного разговора.
Выражения, которых следует избегать во время телефонного разговора.
Разбор телефонных диалогов в предложенных ситуациях.
| 8
| Модуль 6.
| ЛИЧНЫЙ МАГНЕТИЗМ И ОБАЯНИЕ
Социальные потребности человека. Аттрактивное поведение – способность располагать к себе партнеров по общению и вызывать симпатию. Понятие аттракции. Внешние и внутренние факторы аттракции.
Психологические приемы формирования аттракции: «Имя собственное», «Зеркало отношений», «Золотые слова», «Терпеливый слушатель», «Личная жизнь».
Внешние стандарты красоты и внутренняя привлекательность. Секрет обаяния и привлекательности, раскрытый британскими учеными.
Шесть способов располагать к себе людей по Дейлу Карнеги.
Строуксы – знаки внимания: физические и психологические, спонтанные и обусловленные. «Хвали меня, ругай меня, но никогда меня не игнорируй!» - зависимость эмоционального состояния человека от получения знаков внимания или их отсутствия.
«Флирт – путь к успеху» (Д. Шпигель): основные правила флирта.
Искусство комплимента. Похвала, комплимент и лесть – в чем разница. Как правильно говорить комплименты и как на них реагировать.
| 4
| Модуль 7.
| МАСТЕР СЛОВА:
КАК КРАСИВО И УВЕРЕННО ГОВОРИТЬ С КЕМ УГОДНО И О ЧЕМ УГОДНО
Значимость навыков публичного выступления и умения импровизировать для жизни и профессиональных достижений.
Виды речей и типы ораторов.
Постановка на публике: выход перед аудиторией, ориентация в публичном пространстве, основная поза оратора, положение рук, жесты и т.д.
Уверенность оратора, приемы снятия страха и избыточного волнения, навык «спокойного присутствия».
Энергетика оратора и аудитории.
Параметры техники речи. Обратная связь высокого качества.
Работа с голосом, подготовка речевого аппарата.
Речевая импровизация - говорим экспромтом.
Работа с аудиторией: методы вовлечения и привлечения внимания, визуальный контакт, работа с «трудными» слушателями.
Композиция речи: оптимальная структура выступления, универсальная матрица выступления для любого типа речи.
Ответы на каверзные вопросы.
Универсальные алгоритмы построения публичных выступлений в разных жанрах (самопрезентация, информационные сообщения, убеждающие выступления, дебаты, приветственные и благодарственные слова, комплименты, тосты). Конкретные рекомендации-шаблоны для дальнейшей адаптации под свою ситуацию.
| 16
|
| ИТОГО
| 56
| Методы проведения: мини-лекции в интерактивном формате, психогимнастика, самодиагностика, практическая отработка умений, ролевые и ситуативные игры, индивидуальные и групповые упражнения.
1.2. Программа тренинга
« ЭФФЕКТИВНЫЕ ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности для эффективного общения в различных ситуациях межличностного взаимодействия.
Категории участников: все желающие улучшить навыки успешного общения.
№ п/п
|
Содержание
| Кол-во часов
| 1.
| Значение социально-психологической компетентности.
Эффективное личное влияние.
Коммуникативно-личностный потенциал влияния.
|
| 2.
| Функции и особенности делового общения.
Общение как восприятие.
Первое впечатление и точность интерпретации (типичные ошибки восприятия).
Элементы имиджелогии. Влияние коммуникативных навыков на формирование личного имиджа. Самопрезентация и социальный самомониторинг.
|
| 3.
| Общение как коммуникация.
Вербальная коммуникация. Речь как главный инструмент коммуникации.
Передача информации и факторы, влияющие на её качество.
Невербальная коммуникация. Роль невербального общения в установлении и поддержании делового контакта, анализ наиболее значимых невербальных сигналов. Анализ и коррекция собственных невербальных сигналов.
|
| 4.
| Общение как взаимодействие.
Основы трансактного анализа. Ролевое поведение в контексте трансакций.
Психологические позиции партнеров в процессе общения: подстройки «сверху», «снизу», «на равных».
Коммуникативные барьеры на пути эффективного взаимодействия.
|
| 5.
| Деловая беседа.
Структура деловой беседы и содержание основных ее этапов. Психологическая культура делового разговора.
|
| 6.
| Экспрессия.
Правила эмоционального поведения.
Адекватность и коммуникативность эмоций.
Идеальный психо-гигиенический образ человека в контексте проявления эмоций.
|
| 7.
| Коммуникативные техники.
Техника активного слушания. Умение слушать как признак деловой культуры. Различные уровни слушания. Рефлексивное и нерефлексивное слушание.
Техника постановки вопросов. Умение задавать вопросы в процессе беседы.
Овладение навыком управления беседой с помощью вопросов. Виды вопросов.
Техника «малого разговора».
Техники вербализации.
Техники регуляции эмоционального напряжения.
|
|
| ИТОГО
| 8-12
| Методы работы: интерактивные мини-лекции, групповые обсуждения, ролевые игры, тесты на самодиагностику коммуникативных навыков. 1.3. Программа семинара
«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
Цели: повысить квалификацию в области технологий управления персоналом, развить способность руководителя влиять на состояние морально-психологического климата в производственном коллективе, повысить коммуникативную компетентность руководителя.
Категории слушателей:
руководители, кадровый резерв, актив профсоюзных и молодежных организаций.
№ п/п
| Содержание
| Кол-во часов
| 1.
| Система работы с персоналом и основные ее направления.
Краткий анализ концепций управления персоналом. Основополагающие принципы управления персоналом.
Кадровая политика. Стили руководства, основные характеристики. Качества и менталитет российского работника.
|
| 2.
| Организационное поведение и ранние модели мотивации труда.
Традиционная модель научного управления Ф. Тейлора, модель «школы человеческих отношений» Э.Мэйо, модель «школы человеческих ресурсов» Д.Макгрегора.
|
| 3.
| Формирование коллектива. Социально-психологический климат.
Социальные группы и команды. Социально-психологические особенности и проблема профессиональной зрелости рабочей группы. Модель Блейка-Моутон.
Типы взаимоотношений в коллективе.
Уровни совместимости: психофизиологический, психологический и социально-психологический.
|
| 4.
| Морально-психологический климат.
Факторы, влияющие на его формирование. Признаки, по которым можно судить об атмосфере в группе. Характеристики положительного и негативного климата.
Девиантное поведение.
Моббинг – психологическая травля на работе.
|
| 5.
| Корпоративная культура.
Философия предприятия.
Внутренний PR.
|
| 6.
| Роль руководителя в становлении коллектива.
Менеджмент и лидерство. Психология и этика лидерства. Типы влияния. Значение коммуникативной компетентности и социального интеллекта руководителя. Этические принципы делового общения по «вертикали» и «горизонтали».
|
| 7.
| Основы конфликтологии.
Причины возникновения конфликтов на производстве.
Стратегии и правила поведения в конфликте.
|
| 8.
| Особенности управленческого общения.
Коммуникативно-регулирующая, контролирующая и мотивационная функции менеджмента. Психотехнологические приемы формирования аттракции. Аттрактивное поведение руководителя как один из инструментов формирования лояльности персонала и психологического климата в коллективе.
|
|
| ИТОГО
| 8
| Форма проведения: интерактивная подача теоретического материала, групповое обсуждение, работа с тестами по диагностике социально-психологического климата в коллективе.
1.4. Программа семинара
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ» Цели: получение знаний о действии психологических законов управленческого общения; обучение специфике аттрактивного поведения; совершенствование личной коммуникативной компетентности в процессе взаимодействия со своим коллективом, чтобы не добиваться, а достигать нужных результатов. Категории слушателей: руководители, кадровый резерв, актив профсоюзных и молодежных организаций.
№
п/п
| Содержание
| Кол-во часов
| 1.
| Сущность и основные понятия психологии менеджмента.
Психологическая культура руководителя. Особенности патогенного и саногенного (позитивного) мышления.
|
| 2.
| Личное влияние.
Менеджмент и лидерство. Психология и этика лидерства.
Личность руководителя и ее влияние на социально-психологический климат в коллективе.
|
| 3.
| Функции менеджмента.
Коммуникативно-регулирующая, контролирующая и мотивационная функции менеджмента.
Значение коммуникативной компетентности, социального и эмоционального интеллекта руководителя.
|
| 4.
| Психологические правила управленческой коммуникации. Содержание и форма выдачи распорядительной информации, обратной связи и оценочной информации. Главные принципы постановки заданий. Основные причины невыполнения распоряжений и пути их устранения.
|
| 5.
| Основные условия достижения добровольного исполнения распоряжений.
Особенности и законы управленческого общения.
|
| 6.
| Аттрактивное поведение менеджера.
Понятие аттракции. Умение располагать к себе людей как производственная необходимость в процессе управленческого общения.
Идентификация, эмпатия, рефлексия.
Психотехнологические приемы формирования лояльности подчиненных.
|
| 7.
| Фактор справедливости во взаимоотношениях. Эмоциональные состояния при переоценке и недооценке, позитивные и негативные ожидания.
Поощрение и наказание.
Конструктивная критика. Техники разговора-наказания.
Спонтанное поощрительное поведение. Строуксы, или психологические поглаживания и знаки внимания.
|
| 8.
| Этические принципы делового общения по «вертикали» и «горизонтали».
Памятка руководителю о стиле и методах руководства.
|
| 9.
| Экспрессия руководителя. Правила эмоционального поведения.
|
|
| Итого
| 8
| Формы и методы: изложение теоретического материала в интерактивной форме, ролевые игры, групповое обсуждение.
1.5. Программа семинара-тренинга
«УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ» Цели: получить представление о социально-психологических закономерностях развития межличностных и межгрупповых конфликтов; овладеть психологическими инструментами управления конфликтом в коллективе; проанализировать собственный стиль поведения в конфликте и научиться выбирать наиболее оптимальный в зависимости от ситуации.
Категории слушателей: руководители и специалисты, кадровый резерв, профсоюзный актив.
№ п/п
| Содержание
| Кол-во часов
| I.
| Основы общей конфликтологии.
|
| 1.1.
| Базовые понятия и определения. Роль конфликта в человеческом обществе.
Формула конфликта. Определение понятий: конфликт, предмет конфликта, конфликтная ситуация, инцидент.
Разница между конфликтом и стычкой.
Классификация конфликтов.
|
| 1.2.
| Причины возникновения, механизм развития и последствия конфликтов. Причины межличностных конфликтов: объективные и субъективные.
Типы конфликтогенов. Закон эскалации конфликтогенов.
Стадии развития конфликта.
Последствия конструктивных и деструктивных конфликтов.
|
| 1.3.
| Поведение в конфликте.
Характеристики конфликтогенного поведения. Типология личностей по особенностям стилей поведения в конфликте.
Пять стратегий поведения в конфликтной ситуации. Выбор оптимального стиля в зависимости от конкретной ситуации и особенностей личности участников конфликта.
|
| 1.4.
| Правила бесконфликтного общения.
Кодекс поведения в конфликте.
Формула выхода из межличностного конфликта.
Теория трансактного анализа в практике прогнозирования и профилактики конфликтов.
|
| 1.5.
| Критика.
Этические аспекты. Мотивы критики.
Основные типы реагирования на критику.
Рекомендации критикующему: семь золотых правил корректной критики.
|
|
| ИТОГО
| 8
| II.
| Конфликт в трудовом коллективе (на основе методики Н.Н. Вересова по преодолению конфликтов в организациях)
|
| 2.1.
| Психологические механизмы возникновения и развития производственных конфликтов.
Основные причины возникновения конфликта в коллективе.
Межличностные и межгрупповые конфликты, конфликт между личностью и группой.
|
| 2.2.
| Анализ межгруппового конфликта: механизмы возникновения конфликтной ситуации, поляризации мнений и распределения ролей, появления лидеров.
|
| 2.3.
| Способы управления конфликтом: от анализа – к действию.
Как безошибочно определить лидеров конфликтующих группировок, как организовать беседу с лидерами. Рекомендуемые речевые модули.
|
| 2.4.
| Сценарии развития инцидентов и их последствия.
Краткий анализ типичных ошибок, совершаемых руководителем в ситуации конфликта и последствий этих ошибок.
|
| 2.5.
| Технологии профилактики и регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические и организационные.
|
|
| ИТОГО
| 8
| Методы работы: мини-лекции; работа в малых группах; групповое обсуждение; самодиагностика (работа с тестами); кейс-игры, моделирующие ситуации конфликтов. 1.6. Программа семинара-тренинга
«ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ»
Цели тренинга: упорядочить имеющиеся знания по тайм-менеджменту; освоить принципы и правила целеполагания и планирования, грамотно определяя приоритеты; проанализировать свои «поглотители времени» и найти неиспользуемые временные резервы; научиться методам эффективной работы в ситуации цейтнота; овладеть навыками самоорганизации для достижения результатов; приобрести практические навыки составления различных вариантов планов.
Категории слушателей: любые категории персонала - руководители, менеджеры и все желающие научиться грамотно формулировать цели и оптимизировать свое время.
№ п/п
| Содержание
| Кол-во часов
| 1.
| Время как уникальный жизненный ресурс.
Философия времени и эволюция систем самоуправления во времени.
Хронос и Кайрос.
|
| 2.
| Внешние и внутренние причины дефицита времени.
Самоаудит: ревизия своих навыков самоменеджмента, определение причин потерь времени.
|
| 3.
| Цейтнот. Причины, профилактика. Deadline и redline при постановке сроков выполнения задач.
|
| 4.
| «Поглотители времени».
Диагностика и противодействие.
Прокрастинация и перфекционизм.
|
| 5.
| Планирование.
Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.
Правила и принципы эффективного планирования недели и дня.
Инструменты планирования: пирамида Франклина, жестко-гибкое планирование и бюджетирование.
|
| 6.
| Стратегический тайм-менеджмент.
Постановка целей.
Виды, особенности, характеристики целей. Цели и желание: «Я должен» или «Я хочу».
Критерии правильно поставленной цели: корректно сформулированный результат, техника SMART.
Дерево целей, декомпозиция целей: цели на год, месяц, неделю и день.
Конфликты целей.
Постановка целей в различных областях жизни.
Полезный инструмент - «Колесо жизненного баланса».
|
| 7.
| Тактический тайм-менеджмент: самоорганизация в течение дня.
Расстановка приоритетов. Правило Парето.
Классификация задач по АВС-анализу.
Алгоритм составления матрицы сравнений. Определение срочных и важных дел. Матрица Эйзенхауэра. Скорая тайм-менеджерская помощь.
|
| 8.
| Другие инструменты тайм-менеджмента:
методы работы с трудными и неприятными задачами, при большом объеме решаемых задач: "бифштексы из слона", "съесть лягушку", "швейцарский сыр", «вынужденная эффективность», «от бочки к бочке»;
учет индивидуальных ритмов работоспособности;
методы развития чувства времени;
работа в «антицикле»;
контекстное планирование;
календарик-«пинарик»; варианты листа-планировщика на неделю и на каждый день (с учетом стратегических и тактических задач, мотивации);
создание личных временных стандартов для различных видов повседневной деятельности;
алгоритм «самоопроса» для разгрузки от ненужных дел;
эффективная организация рабочего пространства (система 5С – принципы упорядочивания хаоса для повышения производительности);
рациональная организация деловых коммуникаций (регламентация проведения совещаний и переговоров, политика «закрытых» дверей, оптимально организованное общение по телефону и др.)
|
| 9.
| Делегирование:
преимущества и основы делегирования;
алгоритмы и правила делегирования;
основные ошибки;
причины сопротивления делегированию со стороны подчиненных;
функции контроля, контроль процесса и результата.
|
|
| ИТОГО
| 8-12
| Формы и методы проведения: интерактивная подача теоретического материала, групповые обсуждения, индивидуальные упражнения и тесты.
|