Скачать 336.76 Kb.
|
На правах рукописи________________________ СКЛЯРОВА Дарья ВикторовнаОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАБАРДИНСКОЙ, БАЛКАРСКОЙ И РУССКОЙ ЭТНОГРУПП Специальность 19.00.05 – «Социальная психология» (психологические науки) АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Ростов-на-Дону 2008 Работа выполнена на кафедре социальной психологиифакультета психологии Южного федерального университета
Защита состоится 01 марта 2008 года в 9.30 на заседании диссертационного совета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук при Южном федеральном университете по адресу 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М.Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148. Автореферат разослан 30 января 2008 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат психологических наук, доцент Тащёва А.И. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Разработка проблемы этнической идентичности является чрезвычайно важной для российского общества, использующего в качестве основного критерия социальной дифференциации и интеграции национальную принадлежность [Дробижева Л.М., 1996; Лебедева Н.М., 1999; Коростылев А.Д., 2002; Солдатова Г.У., 2001]. За последние двадцать лет сформировалось новое поколение россиян, выросшее в иных, чем другие поколения социально-экономических условиях. Общее культурное пространство, мультикультурный мир задают качественно иные формы поведения и взаимодействия, способствуют появлению специфических характеристик этнической идентичности. Диалог культур актуализирует процессы идентификации, самоопределения, формирования этнической идентичности, особенно у студенческой молодежи, принимающей в нем активное участие. Проблема формирования этноидентичности у студенческой молодежи становится особенно актуальной для тех регионов России, где исторически сложилась мультикультурная, полиэтническая среда. Одним из таких регионов является Северный Кавказ, включающий ряд республик, среди которых особое положение занимает Кабардино-Балкария. На её территории проживают народы, говорящие на языках различных лингвистических семей, здесь соприкасаются два мира: мусульманский и славяно-христианский. В зависимости от того, как будут решаться этносоциальные проблемы в таких республиках, они могут стать «либо мостом между этими мирами, либо ареной их жесточайшей схватки» [Александрова В.Л., 2003]. В связи с этим, возрастает значимость исследований особенностей этнической идентичности коренных народов и русских, проживающих на территории Кабардино-Балкарии, направленных на анализ тех характеристик, которые их объединяют, и тех, которые выполняют функцию дифференцирующих признаков [Стефа- ненко Т.Г., 1999]. При наличии большого числа публикаций, посвященных изучению особенностей этнической идентичности народов, проживающих на территории России [Арутюнян Ю.А., 1984; Дробижева Л.М., 1994, 1996; Солдатова Г.Н., 1998, 2001; Хотинец В.Ю., 2000 и др.], ещё недостаточно проводится сравнительных исследований, направленных на выявление особенностей различных компонентов этнической идентичности, способствующих либо интеграции взаимодействия между этногруппами, либо усилению их дифференциации, вплоть до разъединения и возникновения трений и сбоев в межэтническом общении. Мало изученной остается проблема формирования этноидентичности русского населения в условиях нового, суверенного статуса республик, например, Кабардино-Балкарии. Не менее важной, но недостаточно разработанной в социальной психологии остается и проблема формирования этнической идентичности у студенческой молодёжи, проживающей в мультикультурной, полиэтнической среде. Следует отметить, что в большинстве исследований этноидентичность рассматривается как состоящая из двух компонентов: когнитивного и аффективного (эмоционально-оценочного) [Turner J.C., Tajfel H., 1984; Кауненко И.И., 2000; Солдатова Г.У., 1998; Стефаненко Т.Г., 1999 и др.]. Дискуссионным остается вопрос о включении в структуру этноидентичности поведенческого компонента, фиксирующего систему отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях. В качестве аргумента в пользу включения поведенческого компонента в структуру этнической идентичности традиционно указывается на необходимость постоянного подтверждения этнопринадлежности во внутриэтническом и межэтническом взаимодействии. Опираясь на эту точку зрения, нам представляется чрезвычайно важным в процессе изучения особенностей этнической идентичности обращаться к определению степени выраженности готовности к внутриэтническому и межэтническому взаимодействию, к исследованию включенности этнофора (носителя основных этнических черт) в социальную жизнь и культурную практику своего этноса в условиях полиэтнического региона. Несмотря на то, что когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности, представленные в авто- и гетеростереотипах, изучаются в большинстве работ, выполненных в области этнопсихологии, до сих пор на периферии внимания исследователей остается изучение этнопредставлений о проявлении эмпатии, о «приемлемых» и «неприемлемых» для представителей того или иного народа черт личности. Кроме этого, в процессе изучения аффективного компонента этнической идентичности недостаточно уделяется внимания определению степени выраженности позитивного отношения к своей и другой этногруппе в сочетании с такими социальными переживаниями, как, например, «чувство гордости», сопровождающее этническое самоопределение. Цель исследования заключается в проведении сравнительного анализа особенностей этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп. Объектом исследования является этническая идентичность в полиэтническом регионе (на примере Кабардино-Балкарской республики). Предмет исследования: этнопредставления о личностных особенностях своей и других этногрупп, выраженности эмпатии, уровень готовности к внутриэтническому и межэтническому взаимодействию и особенности эмоционального отношения студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских к своей и другим этногруппам. Гипотезы исследования:
Задачи исследования: Теоретические задачи:
Методические задачи:
Эмпирические задачи:
Методологическую и теоретическую основу работы составили: принципы социокультурной детерминации психических процессов и явлений (А.Г. Асмолов, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, Т.Г. Стефаненко, Э. Эриксон); положения теории социальной идентичности и социальной категоризации (Г. Тэджел, Дж. Тернер); положения этнокультурной парадигмы о сущности человека и особенностях его развития (Б.Ф. Поршнев, Г.Г. Шпет, В.Ю. Хотинец и др.); подходы к изучению межэтнического взаимодействия (В.С. Агеев, Л.М. Дробижева, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова). Методы и методики исследования. Использован комплекс методов: изучение и теоретический анализ психологических, этносоциологических, этнопсихологических, социально-психологических источников по проблеме; методы опроса, тестирования, контент-анализ; анализ матричных структур Moscovici; анализ характерологических свойств личности В.Г. Парфенова; методы статистической обработки данных. Методический инструментарий включает методики, направленные на изучение: представлений о своей национальной принадлежности (авторская анкета-фильтр «Представления субъектов различных этногрупп о своей национальной принадлежности», тест «Кто я?» (М. Кун и Т. Мак-Партланд)); представлений о личностных особенностях своей и других этногрупп (авторская анкета «Представления о личностных особенностях своей и других этногрупп»); эмоциональных отношений к своей и другим этногруппам (авторская анкета «Переживание чувства, связанного со своей национальной принадлежностью», «Диагностический тест отношения» (Г.У. Солдатова-Кцоева)); представлений о выраженности эмпатии («Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбиан и Н. Эпштейн), опросник «Эмпатия» А. Меграбиана (адаптирован автором); авторское полустандартизированное интервью «Этнопредставления об эмпатии»); готовности к внутри- и межэтническому взаимодействию (авторская анкета «Особенности проявления себя членом своей этногруппы», «Шкала социальной дистанции» (в модификации О.Л. Романовой)). Использовались стандартные методики математической статистики: процедуры стандартизации шкал; Т-критерий Вилкоксона, t – критерий Стьюдента; корреляционный анализ Спирмена (R), Пирсона (n). Расчеты производились с использованием пакета статистических программ SPSS 14.0. Характеристика выборки. Отбор респондентов осуществлялся на основе опроса, в котором приняло участие 273 человека. Учитывался ряд параметров: этническая самоидентификация; родной язык; родственные отношения с представителями определенных этногрупп; национальные обычаи и традиции, поддерживаемые семьёй респондента; место проживания в настоящее время и в периоды формирования эмоционально-оценочного отношения к этнической группе (9-14 лет); возраст; социально-профессиональный статус. В этические группы были распределены респонденты, которые: 1) относили себя к одной из изучаемых этногрупп; 2) указывали на свое кровное родство с обоими родителями; 3) родной язык которых совпадает с этнонимом и языком своих родителей; 4) в настоящее время и в возрасте 9-14 лет проживали на территории КБР; 5) являются студентами ВУЗов; 6) возраст которых составляет 18-22 года. В результате были выделены три группы: кабардинская - 101 человек, балкарская, - 86 и русская - 54 человека. Объем эмпирической выборки составил 241 человек. Положения, выносимые на защиту: 1. В зависимости от этнической идентичности в структуре авто- и гетеростереотипов исследуемых этногрупп изменяется соотношение «приемлемых» и «неприемлемых» качеств личности: автостереотипы более позитивны у кабардинцев и балкарцев, гетеростереотипы – у русских; «своим» приписываются черты, наиболее «приемлемые» для большинства членов этногруппы; у разных этногрупп гетеростереотипы представлены разными категориями характерологических свойств; кабардинцы более положительно оценивают балкарцев, балкарцы – русских, русские – балкарцев. 2. В зависимости от этнической идентичности изменяется соотношение уровней эмоционального отношения к своей и другим группам и выраженность готовности к внутри- и межэтническому взаимодействию: кабардинцы в равной степени готовы к взаимодействию с балкарцами и русскими, но более позитивно относятся к балкарцам, чем к русским; балкарцы более позитивно оценивают русских и в большей степени готовы к взаимодействию с русскими, чем с кабардинцами; русские более позитивно относятся к балкарцам, чем к кабардинцам, и проявляют более высокий уровень готовности к взаимодействию с балкарцами, чем с кабардинцами. 3. Особенности проявления себя членом своей этногруппы, переживания чувств, связанных с принадлежностью к своему этносу, оценки выраженности эмпатии у представителей студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской групп отличаются: кабардинцы и балкарцы больше в сравнении с русскими соблюдают обычаи и традиции; национальная принадлежность более эмоционально-ценностно значима для кабардинцев и балкарцев в сравнении с русскими; оценки уровня эмпатии своего и других этносов отличаются; оценки уровня эмпатии других этносов различий не имеют. 4. Взаимосвязь этнопредставлений и эмоциональных отношений студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской групп к своему и другим этносам обуславливает готовность исследуемых этногрупп к межэтническому взаимодействию: эмоционально-оценочные компоненты автостереотипа связаны с эмоционально-оценочными компонентами гетеростереотипов, что определяет поведенческие предпочтения в межэтническом взаимодействии. 5. Этноидентичность студенческой молодежи, принадлежащей к кабардинской, балкарской и русской этногруппам, проявляется: 1) в общих для всех особенностях, способствующих дифференциации, возникновению сбоев и трений в межэтническом общении: в ингрупповом фаворитизме; в тенденции завышать оценки о своем этносе и увеличивать различия между своим и чужим этносами; 2) в общих для всех особенностях, способствующих интеграции и межэтническому общению кабардинской, балкарской и русской этногрупп: в низкой представленности этнокатегорий в самопредъявлениях; в аутгрупповом фаворитизме, в выраженной тенденции завышать оценки других этнических групп; в позитивности гетеростереотипов; в проявлении высокого уровня готовности к межэтническому взаимодействию. |
Курсовая работа Целью данной работы является рассмотрение теоретических подходов для объяснения этничности и этнической идентичности с позиций категории... | Закон кабардино-балкарской республики о программе социально-экономического... Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса... | ||
Юй Тайшан Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории Исследование проблем истории и этнической идентичности гуннов в китайской историографии | Экзаменационный билет №1 Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса... | ||
Овощеводство Алексеев, Ю Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса... | Euralis srmences Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса... | ||
М. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко техники гипноза Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса... | С. Горин нлп: Техники россыпью Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса... | ||
Центр психотерапии профессора Малыгина Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса... | Тесты по теме: «Основные понятия генетики» Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса... | ||
Юлия Гиппенрейтер Продолжаем общаться с ребенком. Так? Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса... | Цели и идеи патриотического воспитания в волонтёрской деятельности Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса... | ||
Анонсы мастер-классов Фестиваля практической психологии сафу 0 Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса... | Совершенствование технологии семеноводства сортов и гибридов подсолнечника в степном поволжье Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса... | ||
В. В. Галыга Анализируется состояние воспитательной работы с молодежью... Анализируется состояние воспитательной работы с молодежью в последние десятилетия, рассматриваются деятельность коллектива кафедры... | Минсельхоз разработал стратегию развития семеноводства и селекции, призванную возродить отрасль Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса... |