Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп





Скачать 336.76 Kb.
НазваниеОсобенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп
страница1/3
Дата публикации05.03.2015
Размер336.76 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи




________________________

СКЛЯРОВА Дарья Викторовна




ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАБАРДИНСКОЙ, БАЛКАРСКОЙ И РУССКОЙ ЭТНОГРУПП
Специальность 19.00.05 – «Социальная психология»

(психологические науки)


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Ростов-на-Дону

2008

Работа выполнена на кафедре социальной психологии

факультета психологии Южного федерального университета




Научный руководитель –






кандидат психологических наук, доцент

Эксакусто Татьяна Валентиновна




Официальные оппоненты:



доктор психологических наук, профессор

Скрипкина Татьяна Петровна;

кандидат психологических наук, доцент

Ефремова Ольга Ивановна




Ведущая организация –




Ростовский областной институт повы-шения квалификации и переподготовки работников образования (РО ИПК и ПРО)



Защита состоится 01 марта 2008 года в 9.30 на заседании диссертацион­ного совета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук при Южном федеральном университете по адресу 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М.Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан 30 января 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук,

доцент Тащёва А.И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Разработка проблемы этнической иден­тичности является чрезвычайно важной для российского общества, использующего в качестве основного критерия социальной дифференциации и интеграции национальную принадлежность [Дробижева Л.М., 1996; Лебе­дева Н.М., 1999; Коростылев А.Д., 2002; Солдатова Г.У., 2001]. За последние двадцать лет сформировалось новое поколение россиян, выросшее в иных, чем другие поколения социально-экономических условиях. Общее культурное прос­транство, мультикультурный мир задают качественно иные формы поведения и взаимодействия, способствуют появлению специфических характеристик этни­ческой идентичности.

Диалог культур актуализирует процессы идентификации, само­определения, формирования этнической идентичности, особенно у студен­ческой молодежи, принимающей в нем активное участие. Проблема формирования этноидентичности у студенческой молодежи становится особенно актуальной для тех регионов России, где исторически сложилась мультикультурная, полиэтническая среда. Одним из таких регионов является Северный Кавказ, включающий ряд республик, среди которых особое положение занимает Кабардино-Балкария. На её территории проживают народы, говорящие на языках различных лингвистических семей, здесь соприкасаются два мира: мусульманский и славяно-христианский. В зависимости от того, как будут решаться этносоциальные проблемы в таких республиках, они могут стать «либо мостом между этими мирами, либо ареной их жесточайшей схватки» [Александрова В.Л., 2003]. В связи с этим, возрастает значимость исследований особенностей этнической идентичности коренных народов и рус­ских, проживающих на территории Кабардино-Балкарии, направленных на анализ тех характеристик, которые их объединяют, и тех, которые выполняют функцию дифференцирующих признаков [Стефа- ненко Т.Г., 1999].

При наличии большого числа публикаций, посвященных изучению особенностей этнической идентичности народов, проживающих на территории России [Арутюнян Ю.А., 1984; Дробижева Л.М., 1994, 1996; Солдатова Г.Н., 1998, 2001; Хотинец В.Ю., 2000 и др.], ещё недостаточно проводится сравни­тельных исследований, направленных на выявление особенностей различных компонентов этнической идентичности, способствующих либо интеграции взаимодействия между этногруппами, либо усилению их дифференциации, вплоть до разъединения и возникновения трений и сбоев в межэтническом общении. Мало изученной остается проблема формирования этноидентичности русского населения в условиях нового, суверенного статуса республик, например, Кабардино-Балкарии. Не менее важной, но недостаточно разработанной в социальной психологии остается и проблема формирования этнической идентичности у студенческой молодёжи, проживающей в мультикультурной, полиэтнической среде.

Следует отметить, что в большинстве исследований этноидентичность рассматривается как состоящая из двух компонентов: когнитивного и аффективного (эмоционально-оценочного) [Turner J.C., Tajfel H., 1984; Кау­ненко И.И., 2000; Солдатова Г.У., 1998; Стефаненко Т.Г., 1999 и др.]. Дискус­сионным остается вопрос о включении в структуру этноидентичности поведенческого компонента, фиксирующего систему отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях. В качестве аргумента в пользу включения поведенческого компонента в структуру этнической идентичности тради­ционно указывается на необходимость постоянного подтверждения этнопринадлежности во внутриэтническом и межэтническом взаимодействии. Опираясь на эту точку зрения, нам представляется чрезвычайно важным в процессе изучения особенностей этнической идентичности обращаться к определению степени выраженности готовности к внутриэтническому и межэтническому взаимодействию, к исследованию включенности этнофора (носителя основных этнических черт) в социальную жизнь и культурную практику своего этноса в условиях полиэтнического региона.

Несмотря на то, что когнитивный и аффективный компоненты этниче­ской идентичности, представленные в авто- и гетеростереотипах, изучаются в большинстве работ, выполненных в области этнопсихологии, до сих пор на периферии внимания исследователей остается изучение этнопредставлений о проявлении эмпатии, о «приемлемых» и «неприемлемых» для представителей того или иного народа черт личности. Кроме этого, в процессе изучения аффективного компонента этнической идентичности недостаточно уделяется внимания определению степени выраженности позитивного отношения к своей и другой этногруппе в сочетании с такими социальными переживаниями, как, например, «чувство гордости», сопровождающее этническое самоопределение.

Цель исследования заключается в проведении сравнительного анализа особенностей этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп.

Объектом исследования является этническая идентичность в полиэтническом регионе (на примере Кабардино-Балкарской республики).

Предмет исследования: этнопредставления о личностных особенностях своей и других этногрупп, выраженности эмпатии, уровень готовности к внутриэтническому и межэтническому взаимодействию и особенности эмоционального отношения студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских к своей и другим этногруппам.

Гипотезы исследования:

  1. Соотношение «приемлемых» и «неприемлемых» качеств личности в структуре авто- и гетеростереотипов, уровней позитивности-негативности эмоционального отношения к своей и другим этногруппам и готовности к внутри- и межэтническому взаимодействию изменяется в зависимости от этнической идентичности.

  2. Особенности проявления себя членом своей этногруппы; переживания чувств, связанных с принадлежностью к своему этносу; оценки уровня эмпатии отличаются у представителей студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской групп.

  3. Этноидентичность студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских, представленная взаимосвязью этнопредставлений и эмоциональных отношений к своему и другим этносам, обуславливает уровень готовности к межэтническому взаимодействию.

  4. Общие для этногрупп студенческой молодежи (кабардинцы, балкарцы и русские) особенности этноидентичности могут выполнять как функцию интеграции взаимодействия между этническими группами, так и функцию дифференциации.


Задачи исследования:

Теоретические задачи:

  1. Осуществить социально-психологический анализ проблемы этнической идентичности, на основе которого рассмотреть структурные компоненты этнической идентичности и ее содержание.

  2. Определить направления эмпирического изучения когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов этнической идентичности, готовности к межэтническому взаимодействию.

Методические задачи:

  1. Сформировать адекватный задачам методический инструментарий эмпирического исследования особенностей этноидентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп Кабардино-Балкарской республики.

  2. Выделить на основе параметров этнической дифференциации критерии формирования кабардинской, балкарской и русской групп в общей выборке респондентов.

Эмпирические задачи:

  1. Изучить представления студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских о своей национальной принадлежности, о личностных особенностях своей и других этнических групп.

  2. Осуществить анализ особенностей эмоционального отношения к пред­ставителям своей и других этногрупп студенческой молодежи кабардин­цев, балкарцев и русских.

  3. Выявить уровень эмпатии и изучить представления о выраженности эмпатии у представителей своей и других этногрупп.

  4. Определить уровень готовности студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских к внутриэтническому и межэтническому взаимодействию.

  5. Осуществить сравнительный анализ особенностей проявления этноидентичности студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских.

  6. Определить взаимосвязи между этнопредставлениями, эмоци­ональными отношениями к своему и чужим этносам и уровня готовности студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских к межэтническому взаимодействию.

  7. Выявить общие для всех этногрупп особенности этнической идентичности, интегрирующие (способствующие межэтническому взаимо­действию) и дифференцирующие (разделяющие этногруппы).

Методологическую и теоретическую основу работы составили: прин­ципы социокультурной детерминации психических процессов и явлений (А.Г. Асмолов, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, Т.Г. Стефаненко, Э. Эриксон); положе­ния теории социальной идентичности и социальной категоризации (Г. Тэджел, Дж. Тернер); положения этнокультурной парадигмы о сущности человека и особенностях его развития (Б.Ф. Поршнев, Г.Г. Шпет, В.Ю. Хотинец и др.); подходы к изучению межэтнического взаимодействия (В.С. Агеев, Л.М. Дро­бижева, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова).

Методы и методики исследования. Использован комплекс методов: изучение и теоретический анализ психологических, этносоциологических, этнопсихологических, социально-психологических источников по проблеме; методы опроса, тестирования, контент-анализ; анализ матричных структур Moscovici; анализ характерологических свойств личности В.Г. Парфенова; методы статистической обработки данных.

Методический инструментарий включает методики, направленные на изучение: представлений о своей национальной принадлежности (авторская анкета-фильтр «Представления субъектов различных этногрупп о своей нацио­нальной принадлежности», тест «Кто я?» (М. Кун и Т. Мак-Партланд)); пред­ставлений о личностных особенностях своей и других этногрупп (авторская анкета «Представления о личностных особенностях своей и других этног­рупп»); эмоциональных отношений к своей и другим этногруппам (авторская анкета «Переживание чувства, связанного со своей национальной принадлеж­ностью», «Диагностический тест отношения» (Г.У. Солдатова-Кцоева)); представлений о выраженности эмпатии («Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбиан и Н. Эпштейн), опросник «Эмпатия» А. Меграбиана (адаптиро­ван автором); авторское полустандартизированное интервью «Этнопредставле­ния об эмпатии»); готовности к внутри- и межэтническому взаимодействию (авторская анкета «Особенности проявления себя членом своей этногруппы», «Шкала социальной дистанции» (в модификации О.Л. Романовой)).

Использовались стандартные методики математической статистики: процедуры стандартизации шкал; Т-критерий Вилкоксона, t – критерий Стьюдента; корреляционный анализ Спирмена (R), Пирсона (n). Расчеты производились с использованием пакета статистических программ SPSS 14.0.

Характеристика выборки. Отбор респондентов осуществлялся на ос­нове опроса, в котором приняло участие 273 человека. Учитывался ряд пара­метров: этническая самоидентификация; родной язык; родственные отношения с представителями определенных этногрупп; национальные обычаи и традиции, поддерживаемые семьёй респондента; место проживания в настоящее время и в периоды формирования эмоционально-оценочного отношения к этнической группе (9-14 лет); возраст; социально-профессиональный статус. В этические группы были распределены респонденты, которые: 1) относили себя к одной из изучаемых этногрупп; 2) указывали на свое кровное родство с обоими родителями; 3) родной язык которых совпадает с этнонимом и языком своих родителей; 4) в настоящее время и в возрасте 9-14 лет проживали на территории КБР; 5) являются студентами ВУЗов; 6) возраст которых составляет 18-22 года. В результате были выделены три группы: кабардинская - 101 человек, балкарская, - 86 и русская - 54 человека. Объем эмпирической выборки составил 241 человек.

Положения, выносимые на защиту:

1. В зависимости от этнической идентичности в структуре авто- и гетеростереотипов исследуемых этногрупп изменяется соотношение «приемлемых» и «неприемлемых» качеств личности: автостереотипы более позитивны у кабардинцев и балкарцев, гетеростереотипы – у русских; «своим» приписываются черты, наиболее «приемлемые» для большинства членов этногруппы; у разных этногрупп гетеростереотипы представлены разными категориями характерологических свойств; кабардинцы более положительно оценивают балкарцев, балкарцы – русских, русские – балкарцев.

2. В зависимости от этнической идентичности изменяется соотношение уровней эмоционального отношения к своей и другим группам и выраженность готовности к внутри- и межэтническому взаимодействию: кабардинцы в равной степени готовы к взаимодействию с балкарцами и русскими, но более пози­тивно относятся к балкарцам, чем к русским; балкарцы более позитивно оценивают русских и в большей степени готовы к взаимодействию с русскими, чем с кабардинцами; русские более позитивно относятся к балкарцам, чем к ка­бардинцам, и проявляют более высокий уровень готовности к взаимодействию с балкарцами, чем с кабардинцами.

3. Особенности проявления себя членом своей этногруппы, переживания чувств, связанных с принадлежностью к своему этносу, оценки выраженности эмпатии у представителей студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской групп отличаются: кабардинцы и балкарцы больше в сравнении с русскими соблюдают обычаи и традиции; национальная принадлежность более эмоционально-ценностно значима для кабардинцев и балкарцев в сравнении с русскими; оценки уровня эмпатии своего и других этносов отличаются; оценки уровня эмпатии других этносов различий не имеют.

4. Взаимосвязь этнопредставлений и эмоциональных отношений студен­ческой молодежи кабардинской, балкарской и русской групп к своему и другим этносам обуславливает готовность исследуемых этногрупп к межэтническому взаимодействию: эмоционально-оценочные компоненты автостереотипа связа­ны с эмоционально-оценочными компонентами гетеростереотипов, что определяет поведенческие предпочтения в межэтническом взаимодействии.

5. Этноидентичность студенческой молодежи, принадлежащей к кабардинской, балкарской и русской этногруппам, проявляется: 1) в общих для всех особенностях, способствующих дифференциации, возникновению сбоев и трений в межэтническом общении: в ингрупповом фаворитизме; в тенденции завышать оценки о своем этносе и увеличивать различия между своим и чужим этносами; 2) в общих для всех особенностях, способствующих интеграции и межэтническому общению кабардинской, балкарской и русской этногрупп: в низкой представленности этнокатегорий в самопредъявлениях; в аутгрупповом фаворитизме, в выраженной тенденции завышать оценки других этнических групп; в позитивности гетеростереотипов; в проявлении высокого уровня готовности к межэтническому взаимодействию.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп iconКурсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических подходов для объяснения этничности и этнической идентичности с позиций категории...
Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп iconЗакон кабардино-балкарской республики о программе социально-экономического...
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп iconЮй Тайшан Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории
Исследование проблем истории и этнической идентичности гуннов в китайской историографии
Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп iconЭкзаменационный билет №1
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп iconОвощеводство Алексеев, Ю
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп iconEuralis srmences
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп iconМ. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко техники гипноза
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп iconС. Горин нлп: Техники россыпью
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп iconЦентр психотерапии профессора Малыгина
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп iconТесты по теме: «Основные понятия генетики»
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп iconЮлия Гиппенрейтер Продолжаем общаться с ребенком. Так?
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп iconЦели и идеи патриотического воспитания в волонтёрской деятельности
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп iconАнонсы мастер-классов Фестиваля практической психологии сафу 0
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп iconСовершенствование технологии семеноводства сортов и гибридов подсолнечника в степном поволжье
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп iconВ. В. Галыга Анализируется состояние воспитательной работы с молодежью...
Анализируется состояние воспитательной работы с молодежью в последние десятилетия, рассматриваются деятельность коллектива кафедры...
Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп iconМинсельхоз разработал стратегию развития семеноводства и селекции, призванную возродить отрасль
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск