Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Государственный университет –
Высшая школа экономики»
Факультет Психологии
Программа дисциплины
Транзактный анализ
для направления 030300.68 - Психология
подготовки магистра Автор: доктор психол. наук, профессор Петровский В.А.
Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры «Психология» психологии личности Председатель Зав. кафедрой психологии личности
____________ Штроо В.А. _____________ Старовойтенко Е.Б.
“____” ___________ 2009 г. “____” __________ 2009г.
Утверждено УС факультета
психологии
Ученый секретарь
____________ Старовойтенко Е.Б. «____» ___________2009г.
Москва, 2009
АННОТАЦИЯ Научный семинар «Транзактный анализ» ориентирован на подготовку магистров по специальности «Психология». Углубляет и развивает знания студентов в области консультативной персонологии, персонологического консультирования и психотерапии личности с акцентом на единство теоретического и практического знания. Основу курса образует проект «общей персонологии – науки личности» (В.А.Петровский, 2002), реализующий идею единства фундаментальной и практической психологии личности.
Концептуальное ядро общей персонологии – мультисубъектная теория личности (В.А. Петровский, 1971 – 2008). Мультисубъектная теория личности освещает процессы трансценденции индивидом своих границ («надситуативная активность»), обретение своего инобытия в других («персонализация») и возвращения к себе как субъекту активности («осознание себя как личности»).
Сфера практической реализации общей персонологии – персонологическое консультирование: система психологических и психотерапевтических практик, основанных на идеях общей персонологии. Базовый принцип персонологического консультирования: новая драматургия в системе «Мое Я» - «Мое Ты» - «Другие во мне» - «Я в других», - новая логика построения жизни личности, высвоение индивидуальной персоно-логики.
В процессе обучения персонологическое консультирование реализуется с опорой на принципы современного трансактного анализа. Привлекаемый в качестве инструмента персонологического консультирования трансактный анализ представляет собой матрицу систематизации психологических знаний и психотерапевтических техник, схему проработки личных проблем обучающихся и их будущих консультируемых. В процессе трансактного анализа внутренних взаимодействий между различными ипостасями (эго-состояниями) личности, складываются предпосылки для последующего трансактного синтеза личности, - интеграции эго-состояний. Тем самым, личность приобретает искомую целостность – что составляет главную цель персонологического консультирования.
Теоретические предпосылки курса были разработаны автором в рамках деятельности «Института персонологии РОУ» (1991), положены в основу работы «Института персонологии» Гоновера (Германия, 1996), лаборатории персонологии развития ИРДО РАО (1998 – 2005).
Будущим профессионалам предлагается пройти особый путь, пролегающий через освоение базовых систем психотерапии и психологического консультирования. В процессе обучения магистры погружаются в информационное поле современной психологии личности, изучают основы трансактного анализа, «проживают» практики современных психотерапевтических подходов и психологического консультирования. В центре внимания – работа с «отраженными другими» и «своей отраженностью в других», реорганизация способов внутри-личностных и межличностных взаимодействий, субъектность – в противовес сценариям жизни. Приобретаемые знания, навыки, опыт переживаний преломляются сквозь призму категорий трансактного анализа, составляя основу последующей интеграции личности слушателей как будущих профессионалов в сфере персонологического консультирования.
На этапе трансактного синтеза направлений психотерапии и психологического консультирования, слушатели изучают видеозаписи сеансов, проводимых мастерами, анализируют авторский стиль мастера, сопоставляют схемы и категории работы внутри изучаемого направления с теоретическим аппаратом трансактного анализа, сравнивают диагностические и терапевтические процедуры и т.д.
Наряду с системным освоением существующих подходов, классических и новых техник психотерапии и психологического консультирования, участники обучения осознают свои запросы к себе и вовне, ресурсы и ограничения, предпочтительную сферу будущей профессиональной деятельности..
Объем и содержание программы Наименование разделов и их объем в часах аудиторных занятий .
№
|
Наименование разделов и дисциплин
| Общее количество
часов
| из них
| Самостоя-тельная
работа
| лекции
| Практические
занятия
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1.
| Основы транзактного анализа личности
| 60
| 28
| 32
|
| 2.
| Современный транзактный анализ
| 60
| 30
| 30
|
| 3.
| Транзактная персонология и мультисубъектное консультирование
| 40
| 4
| 36
|
| 4
| Методика ведения консультативной работы в транзактном анализе
| 64
| 28
| 36
|
|
| итого
| 224
|
|
|
|
Тематическое содержание программы
№
| Наименование разделов
| Содержание
|
| 1
| 2
| 3
|
| 1.
| Основы транзактного анализа личности
| Тема 1. Индивидуальная история Эрика Берна и история создания транзактного анализа как теории личности.
Тема 2. Основные разделы транзактного анализа.
Тема 3. Структурный анализ первого порядка.
Тема 4.Понятие эго-состояний. Теория «переключения» и «взаимодействия» эго-состояний.
Тема 5. Вербальные и невербальные признаки эго-состояний.
Тема 6. Анализ транзакций.
Тема 7. Структурные патологии и их виды. Виды контаминаций.
Тема 8. Структурный анализ второго порядка.
Тема 9. Структурирование времени и его виды.
Тема 10. Транзактный анализ игр и антитезисов к играм.
Тема 11. Драматический треугольник Карпмана. Трагикомическая пирамида Петровского.
Тема 12. Рэкет и «аутентичные чувства». Шесть преимуществ «игры».
Тема 13. Понятие сценария.
Тема 14. Родительское программирование.
|
| Тема 15. Индивидуальный анализ эго-грамм.
Тема 16. Индивидуальный анализ структурных патологий.
Тема 17.Практикум распознавания транзакций: определение видов дополнительных и пересекающихся транзакций, открытых и скрытых транзакций.
Тема 18. Вербальные и невербальные приемы построения эффективных транзакций.
Тема 19. Построение стиля общения «Взрослый - Взрослый».
Тема 20. Приемы стимулирующего общения.
Тема 21. Супружеские игры.
Тема 22. «Проигрывание» игр «Да, но…»,«Судебная комната».
Тема 23. Брайншторминг поиска антитезисов к играм.
|
| 2.
| Современный транзактный анализ
| Тема 1. Сравнительный анализ теории Э.Берна и основных тенденций современного транзактного анализа.
Тема 2. Теория пассивности поведения Шиффов.
Тема 3. Построение матрицы игнорирования, способы работы с ней.
Тема 4. Диагностика пассивности поведения и ее причин.
Тема 5. Теория «драйверов» Т.Каллера.
Тема 6. Типы драйверов и их диагностические признаки.
Тема 7. Теория минисценария.
Тема 8. Особенности дайверного поведения и диагностика минискрипта.
|
| Тема 9. Четыре установки жизни («Я - ОК, Ты - ОК», «Я - не ОК», «Ты - ОК».
Тема 10. «Поглаживания» (условные и безусловные).
Тема 11. Диагностика скриптового времени.
Тема 12. Определение драйвера по видеозаписи.
Тема 13. Проигрывание «драйверов» в малых группах.
Тема 14. Диагностика игр в кабинете психотерапевта.
Тема 15. Диагностика супружеских игр.
Тема 16. Влияние игры на сексуальное взаимодействие партнеров.
Тема 17. «Близость» как - альтернатива «игре».
Тема 18. Проигрывание драйверов и диагностика собственного скрипта по минискрипту
|
| 3.
| Транзактная персонология и мульти-субъектное консультирование
| Тема 1.Мультисубъектное консультирование как система психологических и психотерапевтических практик, основанных на идеях общей персонологии.
Тема 2. Общая персонология как наука личности: единство фундаментальной психологии и психопрактик личностного развития, теории личности и искусства «быть личностью».
Тема 3. Мультисубъектная теория личности В.А. Петровского как основа мультисубъектного консультирования.
|
| Тема 4. Индивидуальное проигрывание моделей мультисубъектного консультирования. Тема 5. Стадии, принципы и методики персонологической работы.
Тема 6. Методика проведения групповой работы по принципам мультисубъекного консультирования.
Тема 7. Принципы стимулирования мотивации развития, работа с игнорированием.
Тема 8. Работа с семейными проблемами.
Тема 9. Технологии «ранних решений» и мультисубъекное консультирование.
Тема 10. Гештальт-технологии их модификация и интеграция в мультисубъектное консультирование.
|
| 4.
| Методика ведения консультативной работы в ТА
| Тема 1. Психологическое консультирование в транзактном анализе.
Тема 2. Транзактное консультирование и психотерапия.
Тема 3. Применение методик, разработанных на базе других консультативных методов.
Тема 4. Условия «присутствия» по Бьюдженталю.
Тема 5. Проблемно-ориентированное консультирование в ТА.
Тема 6. Личностно-ориентпированное консультирование в ТА.
Тема 7. Решение-ориентированное консультирование в ТА.
Тема 8. Дистантное психологическое консультирование в ТА.
|
Формы контроля
Текущий контроль: работа на семинарских занятиях.
Промежуточный контроль: эссе, реферат.
Итоговый контроль: зачет, экзамен.
Итоговая оценка: Работа на семинарских занятиях (доклады, презентации, дискуссии)
Домашнее эссе, реферат.
Устный зачет, экзамен.
1.1.Примерный перечень вопросов к экзамену «Основы транзактного анализа личности»:
Индивидуальная история Э. Берна и история создания транзактного анализа
как теории личности.
Основные разделы транзактного анализа.
Понятие структурный анализа первого порядка.
Понятие эго-состояний.
Теория «переключения» и «взаимодействия» эго-состояний.
Вербальные и невербальные признаки эго-состояний.
Анализ транзакций как единичной клетки ТА.
Понятие дополнительных и пересекающихся транзакций.
Понятие открытых и скрытых транзакций.
Понятие структурных патологий. Виды контаминаций.
Понятие структурного анализа второго порядка.
Понятие игры, ее структура, функциональное значение и место в сценарии.
Драматический треугольник Карпмана.
Трагикомическая пирамида Петровского.
Рэкетные и «аутентичные чувства».
Шесть преимуществ «игры».
Супружеские игры. Их виды.
Пример анализа игры на шести уровнях преимуществ.
Понятие сценария.
Родительское программирование.
|
| 1. 2. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу:
Понятие структурной патологии и ее соотнесение с различными психопатологическими расстройствами.
Построение стиля общения «Взрослый - Взрослый».
Приемы стимулирующего общения.
Структурирование времени и его виды.
Транзактный анализ игр и антитезисов к играм.
Экспериментальный анализ эго-грамм.
Вербальные и невербальные приемы построения эффективных транзакций.
Симбиоз в детско-родительских отношениях.
Сценарные опросники и работа с ними.
«Сценарный аппарат» в работах Э.Берна (схематизация В.А.Петровского).
2.1. Примерный перечень вопросов к экзамену «Современный транзактный анализ»:
Основные тенденции современного транзактного анализа.
Теория пассивности поведения Шиффов.
Матрица игнорирования и пассивность поведения.
Диагностика пассивности поведения и ее причин.
Теория «драйверов» Т.Кайлера.
Типы драйверов и их диагностические признаки.
Понятие минисценария в теории драйверов..
Особенности дайверного поведения и диагностика минискрипта.
| Четыре установки жизни.
«Поглаживания» (условные и безусловные).
Характеристика игр в кабинете психотерапевта.
Виды игр в кабинете психотерапевта.
Характеристика супружеских игр.
Влияние игры на сексуальное взаимодействие партнеров.
Виды нарушений взаимной сексуальной адаптации партнеров.
Теория «раннего решения» Э.Берна и ее развитие М. и Р.Гулдингами.
Многосемейная психотерапия в транзактном анализе.
Терапия зависимостей и созависимостей в современном транзактном анализе.
Групповая работа в современном транзактном анализе.
Развитие теории групповой работы с психопатологиями Э.Берна.
| 2. 2. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу:
Способы диагностики скриптового времени.
Определение драйвера по видеозаписи.
Драйверные проявления в малых группах.
«Близость» как - альтернатива «игре».
Проигрывание драйверов и диагностика собственного скрипта.
Игра как игнорирование ресурса развития.
Способы работы с методикой «выбор слов».
Развитие понятие сценарного времени Т.Калером.
Способы работы с матрицей игнорирования.
Способы работы с «ранними решениями».
3.1. Примерный перечень вопросов к экзамену: «Транзактная персонология и мультисубъектное консультирование»:
Понятие общей персонологии – науки личности.
Мультисубъектное консультирование как система психологических и психотерапевтических практик.
Общая персонология как наука личности.
Общая персонология как единство фундаментальной психологии и психопрактик личностного развития.
Теории личности и искусство «быть личностью».
Мультисубъектная теория личности В.А. Петровского как основа мультисубъектного консультирования.
| Модели мультисубъектного консультирования.
Стадии, принципы и методики персонологической работы.
Методика проведения групповой психотерапевтической работы в транзактной персонологии.
Принципы мультисубъектного консультирования.
Принципы стимулирования мотивации развития в мультисубъектном
консультировании.
Работа с игнорированием в мультисубъектном консультировании.
Работа с семейными проблемами в мультисубъектном консультировании.
Реперентинг, речайлдинг и реадальтация в консультировании.
Работа с ранними решениями методом «мультисубъектного диалога».
«Отраженные другие» как основа мультисубъектости.
Метод «отраженного другого» в мультисубъектном консультировании.
Методологическое и экспериментальное обоснование мультисубъектности.
Технологии «ранних решений» и мультисубъектное консультирование.
Гештальт-технологии, их модификация и интеграция в моделях мультисубъектного консультирования.
|
3. 2. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу:
Персоно-логика мультисубъектности.
Основные этапы отраженной субъектности.
Метод отраженной субъектности В.А.Петровского.
«РВД–выборы» и диагностика мотивации мультисубъектной личности.
Методика «рай в душе» - «ад в душе».
Метаиндивидное пространство существования личности.
Любовные зависимости как проблема мультисубъектного консультирования.
Симбиозы как проблема мультисубъектного консультирования.
Зависимости и созависимости как проблема мультисубъектного консультирования.
Работа со скриптом в мультисубъектном консультировании.
4.1.Примерный перечень вопросов к экзамену: «Методика ведения консультативной работы в ТА»
Психологическое консультирование в транзактном анализе.
Транзактное консультирование и психотерапия.
Применение методик, разработанных на базе других консультативных методов.
Проблемно-ориентированное консультирование в ТА.
Личностно-ориентпированное консультирование в ТА.
Решение-ориентированное консультирование в ТА.
Дистантное психологическое консультирование в ТА.
Общетерапевтические принципы консультативной работы.
Основные психотерапевтические факторы консультативной работы.
Методики ведения групп ТА.
Общие и отличительные принципы работы группы ТА.
Диагностика скрипта в индивидуальной и групповой работе.
Построение эгограммы и структуры личности 1го порядка.
Построение эгограммы и структуры личности 2го порядка.
Диагностика родительского программирования.
Факторы скриптового поведения при работе с методикой В.А.Петровского «20+1 вопрос» .
Транзактная работа с неврозами.
Работа с дивиантным поведением в ТА.
Работа с пограничными состояниями в ТА.
Работа с психотравмой в ТА.
4. 2. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу:
Основные направления современного транзактного анализа.
Индивидуальное развитие как конфликт.
Современные концепции развития в их приложении к клинической работе в транзактном анализе.
Работа суицидами в транзактном анализе.
Транзактная работа по деконтаминации с акцентуированными личностями.
Транзактная работа с агрессией.
Транзактная работа с семьей.
Транзактная работа с компаниями.
Транзактная работа в обучении.
Транзактная работа в персональном коучинге.
Основная литература
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Москва 2004.
Берн Э. Что вы говорите после того, как сказали «Привет». Москва 2004.
Берн Э. Групповая психотерапия. - Академический проект. Москва 2001.
Берн Э. Транзактный анализ в психотерапии. - Академический проект Москва 2001
Берн Э. Секс в человеческой любви. - ЭКСМО. Москва 2001
Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М., Изд-во «КСП», 1996.
Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. –СПб., 2001
Гулдинг Р., М. Гулдинг. Психотерапия нового решения. - М., Класс, 1977
Джойнс В., Я. Стюарт. Современный трансактный анализ. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования.- М.2007
Нельсон Р. -Джоунс. Теория и практика консультирования. - СПб. «Питер», 2001
Малкина-Пых И.Г.. Техники трансактного анализа и психосинтеза. - Москва, ЭКСМО, 2004
Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб., «Питер», 2001
Кляйн М. (1935) Эмоциональная жизнь и Эго-развитие младенца со ссылкой на депрессивную позицию / Пер. с англ. – в.1.
Клод Штайнер «Сценарии жизни людей» - М.2005
Клод Штайнер «Лечение алкоголизма» - М.2005
Клод Штайнер «Игры алкоголиков» - М.2005
Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. – М., 1998.
Петровский В.А.. «Философия «Я»: трансактный подход» // Э Берн. Групповая психотерапия. -Академический проект. Москва 2001.
Петровский В.А.. «Метасловарь» // Э Берн. Транзактный анализ в психотерапии. -Академический проект. Москва 2001.
Петровский В.А.. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений Вопросы психологии N 1, 2001
Петровский В.А.. Транзактная модель рефлексивного выбора: опыт эмпирического обоснования В сб.Образование и наука. Российская научно-методическая конференция 6-7 февраля 2004 г.: Сборник статей.
Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону. Феникс. 1996.
Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений. М.: 2004.
Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
Хрестоматия по практической консультативной психологии составители В.А.Петровского, М.В.Бороденко.
Хьелл Л., Д.Зиглер. Теории личности. СПб. «Питер», 2005
Шустов Д. Руководство по клиническому транзактному анализу.- М.,Когито-Центр, 2009
Дополнительная литература
Винникотт Д.В. Разговор с родителями / Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
Винникотт Д.В «Маленькие дети и их матери» М.-1998.
Гринсон Р. Практика и техника психоанализа. – Воронеж, 1994.
Зейгарник Б.В. Эпигенетическая теория Э. Эриксона // Теория личности в зарубежной психологии. – М., Изд-во МГУ, 1982.
Знаменитые случаи из практики психоанализа. (З. Фрейд, К. Абрахам, Ш. Ференци и др.) – М., 1995.
Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников / Пер. с англ. – СПб: «Б.С.К.», 1997.
Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка // Психоанализ в развитии: Сб. переводов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
Моховиков А.Н. Практика телефонного консультирования.- М.2005
Хелленгер Б.. Порядки любви. Изд-во Института психотерапии. М., 2003
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М., 1993.
Шутценбергер А.А.. Синдром предков. Издательство Института Психотерапии, М., 2001
|