Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 175.79 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации06.03.2015
Размер175.79 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Психология > Программа дисциплины


Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет –

Высшая школа экономики»

Факультет Психологии



Программа дисциплины

Транзактный анализ



для направления 030300.68 - Психология

подготовки магистра
Автор: доктор психол. наук, профессор Петровский В.А.

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

«Психология» психологии личности
Председатель Зав. кафедрой психологии личности



____________ Штроо В.А. _____________ Старовойтенко Е.Б.

“____” ___________ 2009 г. “____” __________ 2009г.

Утверждено УС факультета

психологии

Ученый секретарь

____________ Старовойтенко Е.Б.
«____» ___________2009г.

Москва, 2009


АННОТАЦИЯ
Научный семинар «Транзактный анализ» ориентирован на подготовку магистров по специальности «Психология». Углубляет и развивает знания студентов в области консультативной персонологии, персонологического консультирования и психотерапии личности с акцентом на единство теоретического и практического знания. Основу курса образует проект «общей персонологии – науки личности» (В.А.Петровский, 2002), реализующий идею единства фундаментальной и практической психологии личности.

Концептуальное ядро общей персонологии – мультисубъектная теория личности (В.А. Петровский, 1971 – 2008). Мультисубъектная теория личности освещает процессы трансценденции индивидом своих границ («надситуативная активность»), обретение своего инобытия в других («персонализация») и возвращения к себе как субъекту активности («осознание себя как личности»).

Сфера практической реализации общей персонологии – персонологическое консультирование: система психологических и психотерапевтических практик, основанных на идеях общей персонологии. Базовый принцип персонологического консультирования: новая драматургия в системе «Мое Я» - «Мое Ты» - «Другие во мне» - «Я в других», - новая логика построения жизни личности, высвоение индивидуальной персоно-логики.

В процессе обучения персонологическое консультирование реализуется с опорой на принципы современного трансактного анализа. Привлекаемый в качестве инструмента персонологического консультирования трансактный анализ представляет собой матрицу систематизации психологических знаний и психотерапевтических техник, схему проработки личных проблем обучающихся и их будущих консультируемых. В процессе трансактного анализа внутренних взаимодействий между различными ипостасями (эго-состояниями) личности, складываются предпосылки для последующего трансактного синтеза личности, - интеграции эго-состояний. Тем самым, личность приобретает искомую целостность – что составляет главную цель персонологического консультирования.

Теоретические предпосылки курса были разработаны автором в рамках деятельности «Института персонологии РОУ» (1991), положены в основу работы «Института персонологии» Гоновера (Германия, 1996), лаборатории персонологии развития ИРДО РАО (1998 – 2005).

Будущим профессионалам предлагается пройти особый путь, пролегающий через освоение базовых систем психотерапии и психологического консультирования. В процессе обучения магистры погружаются в информационное поле современной психологии личности, изучают основы трансактного анализа, «проживают» практики современных психотерапевтических подходов и психологического консультирования. В центре внимания – работа с «отраженными другими» и «своей отраженностью в других», реорганизация способов внутри-личностных и межличностных взаимодействий, субъектность – в противовес сценариям жизни. Приобретаемые знания, навыки, опыт переживаний преломляются сквозь призму категорий трансактного анализа, составляя основу последующей интеграции личности слушателей как будущих профессионалов в сфере персонологического консультирования.

На этапе трансактного синтеза направлений психотерапии и психологического консультирования, слушатели изучают видеозаписи сеансов, проводимых мастерами, анализируют авторский стиль мастера, сопоставляют схемы и категории работы внутри изучаемого направления с теоретическим аппаратом трансактного анализа, сравнивают диагностические и терапевтические процедуры и т.д.

Наряду с системным освоением существующих подходов, классических и новых техник психотерапии и психологического консультирования, участники обучения осознают свои запросы к себе и вовне, ресурсы и ограничения, предпочтительную сферу будущей профессиональной деятельности..


Объем и содержание программы
Наименование разделов и их объем в часах аудиторных занятий
.





Наименование разделов и дисциплин

Общее количество

часов

из них

Самостоя-тельная

работа

лекции

Практические

занятия

1

2

3

4

5

6

1.

Основы транзактного анализа личности

60

28

32




2.

Современный транзактный анализ

60

30

30




3.

Транзактная персонология и мультисубъектное консультирование

40

4

36




4

Методика ведения консультативной работы в транзактном анализе

64

28

36







итого

224












Тематическое содержание программы



Наименование разделов

Содержание




1

2

3




1.

Основы транзактного анализа личности

Тема 1. Индивидуальная история Эрика Берна и история создания транзактного анализа как теории личности.

Тема 2. Основные разделы транзактного анализа.

Тема 3. Структурный анализ первого порядка.

Тема 4.Понятие эго-состояний. Теория «переключения» и «взаимодействия» эго-состояний.

Тема 5. Вербальные и невербальные признаки эго-состояний.

Тема 6. Анализ транзакций.

Тема 7. Структурные патологии и их виды. Виды контаминаций.

Тема 8. Структурный анализ второго порядка.

Тема 9. Структурирование времени и его виды.

Тема 10. Транзактный анализ игр и антитезисов к играм.

Тема 11. Драматический треугольник Карпмана. Трагикомическая пирамида Петровского.

Тема 12. Рэкет и «аутентичные чувства». Шесть преимуществ «игры».

Тема 13. Понятие сценария.

Тема 14. Родительское программирование.




Тема 15. Индивидуальный анализ эго-грамм.

Тема 16. Индивидуальный анализ структурных патологий.

Тема 17.Практикум распознавания транзакций: определение видов дополнительных и пересекающихся транзакций, открытых и скрытых транзакций.

Тема 18. Вербальные и невербальные приемы построения эффективных транзакций.

Тема 19. Построение стиля общения «Взрослый - Взрослый».

Тема 20. Приемы стимулирующего общения.

Тема 21. Супружеские игры.

Тема 22. «Проигрывание» игр «Да, но…»,«Судебная комната».

Тема 23. Брайншторминг поиска антитезисов к играм.




2.

Современный транзактный анализ

Тема 1. Сравнительный анализ теории Э.Берна и основных тенденций современного транзактного анализа.

Тема 2. Теория пассивности поведения Шиффов.

Тема 3. Построение матрицы игнорирования, способы работы с ней.

Тема 4. Диагностика пассивности поведения и ее причин.

Тема 5. Теория «драйверов» Т.Каллера.

Тема 6. Типы драйверов и их диагностические признаки.

Тема 7. Теория минисценария.

Тема 8. Особенности дайверного поведения и диагностика минискрипта.




Тема 9. Четыре установки жизни («Я - ОК, Ты - ОК», «Я - не ОК», «Ты - ОК».

Тема 10. «Поглаживания» (условные и безусловные).

Тема 11. Диагностика скриптового времени.

Тема 12. Определение драйвера по видеозаписи.

Тема 13. Проигрывание «драйверов» в малых группах.

Тема 14. Диагностика игр в кабинете психотерапевта.

Тема 15. Диагностика супружеских игр.

Тема 16. Влияние игры на сексуальное взаимодействие партнеров.

Тема 17. «Близость» как - альтернатива «игре».

Тема 18. Проигрывание драйверов и диагностика собственного скрипта по минискрипту




3.

Транзактная персонология и мульти-субъектное консультирование

Тема 1.Мультисубъектное консультирование как система психологических и психотерапевтических практик, основанных на идеях общей персонологии.

Тема 2. Общая персонология как наука личности: единство фундаментальной психологии и психопрактик личностного развития, теории личности и искусства «быть личностью».

Тема 3. Мультисубъектная теория личности В.А. Петровского как основа мультисубъектного консультирования.




Тема 4. Индивидуальное проигрывание моделей мультисубъектного консультирования. Тема 5. Стадии, принципы и методики персонологической работы.

Тема 6. Методика проведения групповой работы по принципам мультисубъекного консультирования.

Тема 7. Принципы стимулирования мотивации развития, работа с игнорированием.

Тема 8. Работа с семейными проблемами.

Тема 9. Технологии «ранних решений» и мультисубъекное консультирование.

Тема 10. Гештальт-технологии их модификация и интеграция в мультисубъектное консультирование.




4.

Методика ведения консультативной работы в ТА

Тема 1. Психологическое консультирование в транзактном анализе.

Тема 2. Транзактное консультирование и психотерапия.

Тема 3. Применение методик, разработанных на базе других консультативных методов.

Тема 4. Условия «присутствия» по Бьюдженталю.

Тема 5. Проблемно-ориентированное консультирование в ТА.

Тема 6. Личностно-ориентпированное консультирование в ТА.

Тема 7. Решение-ориентированное консультирование в ТА.

Тема 8. Дистантное психоло­гическое консультирование в ТА.


Формы контроля

Текущий контроль: работа на семинарских занятиях.

Промежуточный контроль: эссе, реферат.

Итоговый контроль: зачет, экзамен.

Итоговая оценка: Работа на семинарских занятиях (доклады, презентации, дискуссии)

Домашнее эссе, реферат.

Устный зачет, экзамен.


1.1.Примерный перечень вопросов к экзамену «Основы транзактного анализа личности»:


  1. Индивидуальная история Э. Берна и история создания транзактного анализа

  2. как теории личности.

  3. Основные разделы транзактного анализа.

  4. Понятие структурный анализа первого порядка.

  5. Понятие эго-состояний.

  6. Теория «переключения» и «взаимодействия» эго-состояний.

  7. Вербальные и невербальные признаки эго-состояний.

  8. Анализ транзакций как единичной клетки ТА.

  9. Понятие дополнительных и пересекающихся транзакций.

  10. Понятие открытых и скрытых транзакций.

  11. Понятие структурных патологий. Виды контаминаций.

  12. Понятие структурного анализа второго порядка.

  13. Понятие игры, ее структура, функциональное значение и место в сценарии.

  14. Драматический треугольник Карпмана.

  15. Трагикомическая пирамида Петровского.

  16. Рэкетные и «аутентичные чувства».

  17. Шесть преимуществ «игры».

  18. Супружеские игры. Их виды.

  19. Пример анализа игры на шести уровнях преимуществ.

  20. Понятие сценария.

  21. Родительское программирование.




1. 2. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу:


  1. Понятие структурной патологии и ее соотнесение с различными психопатологическими расстройствами.

  2. Построение стиля общения «Взрослый - Взрослый».

  3. Приемы стимулирующего общения.

  4. Структурирование времени и его виды.

  5. Транзактный анализ игр и антитезисов к играм.

  6. Экспериментальный анализ эго-грамм.

  7. Вербальные и невербальные приемы построения эффективных транзакций.

  8. Симбиоз в детско-родительских отношениях.

  9. Сценарные опросники и работа с ними.

  10. «Сценарный аппарат» в работах Э.Берна (схематизация В.А.Петровского).



2.1. Примерный перечень вопросов к экзамену «Современный транзактный анализ»:


  1. Основные тенденции современного транзактного анализа.

  2. Теория пассивности поведения Шиффов.

  3. Матрица игнорирования и пассивность поведения.

  4. Диагностика пассивности поведения и ее причин.

  5. Теория «драйверов» Т.Кайлера.

  6. Типы драйверов и их диагностические признаки.

  7. Понятие минисценария в теории драйверов..

  8. Особенности дайверного поведения и диагностика минискрипта.

  1. Четыре установки жизни.

  2. «Поглаживания» (условные и безусловные).

  3. Характеристика игр в кабинете психотерапевта.

  4. Виды игр в кабинете психотерапевта.

  5. Характеристика супружеских игр.

  6. Влияние игры на сексуальное взаимодействие партнеров.

  7. Виды нарушений взаимной сексуальной адаптации партнеров.

  8. Теория «раннего решения» Э.Берна и ее развитие М. и Р.Гулдингами.

  9. Многосемейная психотерапия в транзактном анализе.

  10. Терапия зависимостей и созависимостей в современном транзактном анализе.

  11. Групповая работа в современном транзактном анализе.

  12. Развитие теории групповой работы с психопатологиями Э.Берна.




2. 2. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу:


  1. Способы диагностики скриптового времени.

  2. Определение драйвера по видеозаписи.

  3. Драйверные проявления в малых группах.

  4. «Близость» как - альтернатива «игре».

  5. Проигрывание драйверов и диагностика собственного скрипта.

  6. Игра как игнорирование ресурса развития.

  7. Способы работы с методикой «выбор слов».

  8. Развитие понятие сценарного времени Т.Калером.

  9. Способы работы с матрицей игнорирования.

  10. Способы работы с «ранними решениями».



3.1. Примерный перечень вопросов к экзамену: «Транзактная персонология и мультисубъектное консультирование»:


  1. Понятие общей персонологии – науки личности.

  2. Мультисубъектное консультирование как система психологических и психотерапевтических практик.

  3. Общая персонология как наука личности.

  4. Общая персонология как единство фундаментальной психологии и психопрактик личностного развития.

  5. Теории личности и искусство «быть личностью».

  6. Мультисубъектная теория личности В.А. Петровского как основа мультисубъектного консультирования.

  1. Модели мультисубъектного консультирования.

  2. Стадии, принципы и методики персонологической работы.

  3. Методика проведения групповой психотерапевтической работы в транзактной персонологии.

  4. Принципы мультисубъектного консультирования.

  5. Принципы стимулирования мотивации развития в мультисубъектном

консультировании.

  1. Работа с игнорированием в мультисубъектном консультировании.

  2. Работа с семейными проблемами в мультисубъектном консультировании.

  3. Реперентинг, речайлдинг и реадальтация в консультировании.

  4. Работа с ранними решениями методом «мультисубъектного диалога».

  5. «Отраженные другие» как основа мультисубъектости.

  6. Метод «отраженного другого» в мультисубъектном консультировании.

  7. Методологическое и экспериментальное обоснование мультисубъектности.

  8. Технологии «ранних решений» и мультисубъектное консультирование.

  9. Гештальт-технологии, их модификация и интеграция в моделях мультисубъектного консультирования.


3. 2. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу:


  1. Персоно-логика мультисубъектности.

  2. Основные этапы отраженной субъектности.

  3. Метод отраженной субъектности В.А.Петровского.

  4. «РВД–выборы» и диагностика мотивации мультисубъектной личности.

  5. Методика «рай в душе» - «ад в душе».

  6. Метаиндивидное пространство существования личности.

  7. Любовные зависимости как проблема мультисубъектного консультирования.

  8. Симбиозы как проблема мультисубъектного консультирования.

  9. Зависимости и созависимости как проблема мультисубъектного консультирования.

  10. Работа со скриптом в мультисубъектном консультировании.



4.1.Примерный перечень вопросов к экзамену: «Методика ведения консультативной работы в ТА»


  1. Психологическое консультирование в транзактном анализе.

  2. Транзактное консультирование и психотерапия.

  3. Применение методик, разработанных на базе других консультативных методов.

  4. Проблемно-ориентированное консультирование в ТА.

  5. Личностно-ориентпированное консультирование в ТА.

  6. Решение-ориентированное консультирование в ТА.

  7. Дистантное психоло­гическое консультирование в ТА.

  8. Общетерапевтические принципы консультативной работы.

  9. Основные психотерапевтические факторы консультативной работы.

  10. Методики ведения групп ТА.

  11. Общие и отличительные принципы работы группы ТА.

  12. Диагностика скрипта в индивидуальной и групповой работе.

  13. Построение эгограммы и структуры личности 1го порядка.

  14. Построение эгограммы и структуры личности 2го порядка.

  15. Диагностика родительского программирования.

  16. Факторы скриптового поведения при работе с методикой В.А.Петровского «20+1 вопрос» .

  17. Транзактная работа с неврозами.

  18. Работа с дивиантным поведением в ТА.

  19. Работа с пограничными состояниями в ТА.

  20. Работа с психотравмой в ТА.


4. 2. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу:

  1. Основные направления современного транзактного анализа.

  2. Индивидуальное развитие как конфликт.

  3. Современные концепции развития в их приложении к клинической работе в транзактном анализе.

  4. Работа суицидами в транзактном анализе.

  5. Транзактная работа по деконтаминации с акцентуированными личностями.

  6. Транзактная работа с агрессией.

  7. Транзактная работа с семьей.

  8. Транзактная работа с компаниями.

  9. Транзактная работа в обучении.

  10. Транзактная работа в персональном коучинге.



Основная литература


  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Москва 2004.

  2. Берн Э. Что вы говорите после того, как сказали «Привет». Москва 2004.

  3. Берн Э. Групповая психотерапия. - Академический проект. Москва 2001.

  4. Берн Э. Транзактный анализ в психотерапии. - Академический проект Москва 2001

  5. Берн Э. Секс в человеческой любви. - ЭКСМО. Москва 2001

  6. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М., Изд-во «КСП», 1996.

  7. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. –СПб., 2001

  8. Гулдинг Р., М. Гулдинг. Психотерапия нового решения. - М., Класс, 1977

  9. Джойнс В., Я. Стюарт. Современный трансактный анализ. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

  10. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования.- М.2007

  11. Нельсон Р. -Джоунс. Теория и практика консультирования. - СПб. «Питер», 2001

  12. Малкина-Пых И.Г.. Техники трансактного анализа и психосинтеза. - Москва, ЭКСМО, 2004

  13. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб., «Питер», 2001

  14. Кляйн М. (1935) Эмоциональная жизнь и Эго-развитие младенца со ссылкой на депрессивную позицию / Пер. с англ. – в.1.

  15. Клод Штайнер «Сценарии жизни людей» - М.2005

  16. Клод Штайнер «Лечение алкоголизма» - М.2005

  17. Клод Штайнер «Игры алкоголиков» - М.2005

  18. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. – М., 1998.

  19. Петровский В.А.. «Философия «Я»: трансактный подход» // Э Берн. Групповая психотерапия. -Академический проект. Москва 2001.

  20. Петровский В.А.. «Метасловарь» // Э Берн. Транзактный анализ в психотерапии. -Академический проект. Москва 2001.

  21. Петровский В.А.. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений Вопросы психологии N 1, 2001

  22. Петровский В.А.. Транзактная модель рефлексивного выбора: опыт эмпирического обоснования В сб.Образование и наука. Российская научно-методическая конференция 6-7 февраля 2004 г.: Сборник статей.

  23. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону. Феникс. 1996.

  24. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений. М.: 2004.

  25. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

  26. Хрестоматия по практической консультативной психологии составители В.А.Петровского, М.В.Бороденко.

  27. Хьелл Л., Д.Зиглер. Теории личности. СПб. «Питер», 2005

  28. Шустов Д. Руководство по клиническому транзактному анализу.- М.,Когито-Центр, 2009



Дополнительная литература


  1. Винникотт Д.В. Разговор с родителями / Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

  2. Винникотт Д.В «Маленькие дети и их матери» М.-1998.

  3. Гринсон Р. Практика и техника психоанализа. – Воронеж, 1994.

  4. Зейгарник Б.В. Эпигенетическая теория Э. Эриксона // Теория личности в зарубежной психологии. – М., Изд-во МГУ, 1982.

  5. Знаменитые случаи из практики психоанализа. (З. Фрейд, К. Абрахам, Ш. Ференци и др.) – М., 1995.

  6. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников / Пер. с англ. – СПб: «Б.С.К.», 1997.

  7. Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка // Психоанализ в развитии: Сб. переводов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

  8. Моховиков А.Н. Практика телефонного консультирования.- М.2005

  9. Хелленгер Б.. Порядки любви. Изд-во Института психотерапии. М., 2003

  10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

  11. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М., 1993.

  12. Шутценбергер А.А.. Синдром предков. Издательство Института Психотерапии, М., 2001



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск